На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Свобода совести и вероисповедания в России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Новосибирский государственный  технический университет
Юридический факультет
Кафедра государственно-правовых дисциплин
 
 
 
КУРСОВАЯ РАБОТА
по конституционному (государственному) праву России
 
Свобода совести  и вероисповедания в России
 
 
 
 
 
 
 
 
Выполнил студент 1 курса:
Иващенко Екатерина Сергеевна
Группа: ЮФ-14
Проверил:
Сухарев Евгений Валерьевич
 
 
 
 
Новосибирск-2012

Оглавление
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1.Понятие  свободы совести и вероисповедания  в России...........4
1.1.Понятие свободы совести и вероисповедания……………………………………………………………...4
Глава 2. Нормативно-правовые акты свободы совести и вероисповедания в России…………………………………………………7
2.1.Конституция, как основной источник закрепления права на свободу совести и вероисповедания в России………………………………………7
2.2.Федеральный Закон «О свободе совести о религиозных объединениях»……………………………………………………………....10
2.3.Иные нормативно-правовые акты регулирующие вопросы реализации свободы совести и деятельности религиозных объединений…………...13
Глава 3.Судебная практика в отношении свободы  совести и вероисповедания в  России…………………………………………………16
3.1.Судебная практика Конституционного Суда Российской Федерации в отношении свободы совести и вероисповедания………………………...16
3.2.Судебная практика судов общей юрисдикции в отношении свободы совести и вероисповедания………………………………………………...19
3.3.Решения Европейского суда по правам человека в отношении свободы совести и вероисповедания в России……………………………………...22
3.4.Решения Европейского суда по правам человека в отношении свободы совести и вероисповедания в России……………………………………...25
Заключение...............................................................................................28
Источники………………………………………………………………......29


Введение.
На протяжении большей части  человеческой истории считалось, что  истинная религия требует государственного воплощения религиозных верований (соединение государства и церкви), а политическая стабильность подразумевает  единство веры и культуры. Общество не могло быть стабильным без утверждения  единой веры, которая служит связующим  звеном и создает главное и  единственное побуждение к верности и послушанию правящим кругам. Из-за данных выводов совершалось множество  религиозных войн.
Религия с 20 января 1918 г. считается  в России личным делом каждого, что  было провозглашено декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР. По Конституции  РФ 1993 г. церковь отделена от государства  и все конфессии (религии) равны. Однако, Федеральный Закон "О свободе совести и религиозных объединениях" в 1997 г. зафиксировал "особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры", и данный документ не полностью совместим с принципом свободы вероисповедания и равенства конфессий, который указан в Конституции РФ.
Таким образом, проблемы свободы совести  и вероисповедания в России тесно взаимосвязаны с политическими, правовыми и нравственными процессами, происходящими в обществе. Это логично объясняется с юридической точки зрения: при новой государственной власти появляется новое право, обеспечивающее юридический механизм действия государственных и общественных институтов на основе норм отечественного права и международно-правовых норм и стандартов при приоритете последних, обеспечивающих права и свободы человека и гражданина, их соблюдение и защиту, независимо от религиозной и иной принадлежности.
 
 
Понятие свободы совести  и вероисповедания
Понятие «свобода совести» обладают самостоятельным смыслом, содержание данной категории имеет собственное мировоззренческое и юридическое значение.
Теоретико-правовая модель свободы совести включает понимание  свободы совести в объективном  и субъективном смыслах. Свободу  совести в объективном смысле можно охарактеризовать как систему юридических норм, составляющих законодательство о свободе совести определенного исторического периода в конкретной стране. Свобода совести в субъективном смысле есть конкретные возможности, права, притязания, возникающие на основе и в пределах законодательства о свободе совести.
Многоаспектный характер свободы совести предопределяет тот факт, что она является объектом изучения различных общественных наук.
В социологическом плане  свобода совести – духовная ценность, важное социальное благо, созданное обществом в результате исторического развития. В политологическом плане осуществление свободы совести – один из аспектов демократии. В философском смысле свобода совести рассматривалась как философско-этическая категория, как возможность для каждого человека совершать поступки в соответствии со своими представлениями о справедливом и несправедливом, о добре и зле, как право людей мыслить о мире так, как они хотят, в том числе и с религиозных позиций, а также действовать в соответствии со своими представлениями о мире.
При характеристике отношения  человека к религии в статье 28 Конституции РФ кроме понятия  «свобода совести» употребляется термин «свобода вероисповедания». А в нормах международного права, в частности, в статье 18 Всеобщей декларации прав человека, статье 9 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и других актах – «свобода религии».
Свобода вероисповедания  равнозначна свободе религии, религиозной  свободе. Свобода вероисповедания  предполагает не только свободную деятельность религиозных объединений различных  конфессий, действующих в соответствии с законом, но и индивидуальное право каждого свободно выбирать любую религию, принадлежать к любой конфессии, выбирать, иметь, менять, распространять и выражать любые религиозные взгляды, участвовать в религиозных богослужениях и обрядах, а также не исповедовать никакой религии. Как справедливо указывают М.В. Баглай и В.А. Туманов: «В субъективном смысле, то есть как право человека, понятия свободы вероисповедания и свободы религии равнозначны, но последнее означает также право на существование всех религий и возможность каждой из них беспрепятственно проповедовать свое вероучение. Однако очень часто все указанные термины употребляются как идентичные»1
В целях унификации терминологии и приведения отечественного законодательства в соответствии с требованиями международного права, было бы возможным использовать в Конституции РФ и отечественном  законодательстве термин «свобода религии».
По мнению С.А. Авакьяна, свобода совести имеет два аспекта. Один – это свобода морально-этических воззрений человека. Другой аспект свободы совести – это внутренняя возможность личности выбрать себе подобный идеал и поклоняться ему. Свобода вероисповедания представляет собой возможность верить в существование идеала.2
Можно констатировать, что  свобода совести соотносится  со свободой вероисповедания как  родовое и видовое понятия, как  общее и частное. Свобода вероисповедания  есть лишь элемент свободы совести, поскольку к свободе вероисповедания  относится свобода выбора религии  и свободы отправления религиозных  обрядов. Свобода совести и вероисповедания  предполагает, что никакая власть – ни государство, ни духовенство той или иной религии – не вправе вмешиваться в религиозную жизнь человека.3
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Конституция, как  основной источник закрепления права  на свободу совести и вероисповедания  в России
 
Правоотношения в области  реализации религиозных прав и свобод регулируются нормативными правовыми  актами, принадлежащими к различным  отраслям права. В состав правовых актов  о свободе совести и о религиозных  объединениях входят Конституция Российской Федерации, международные акты и  международные договоры Российской Федерации, федеральные законы, указы  Президента Российской Федерации, постановления  Правительства Российской Федерации, постановления палат Федерального Собрания Российской Федерации, нормативные  акты министерств и ведомств. Правовые акты и нормы, составляющие данную отрасль  законодательства, взаимосвязаны, имеют  иерархию и пределы регулирования. В этой иерархии особая роль принадлежит  Конституции Российской Федерации, которая обладает высшей юридической  силой, имеет прямое действие и применяется  на всей территории России. Конституция  регулирует наиболее принципиальные вопросы  реализации свободы совести. К числу  таких вопросов относятся:
    в Российской Федерации признается идеологическое многообразие (ст.13);
    Российская Федерация — светское государство (ст.14);
    никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст.14);
    религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ст.14);
    государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от отношения к религии, запрещает любые формы ограничения прав граждан по признакам религиозной принадлежности (ст.19);
    каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (ст.28);
    не допускается пропаганда или агитация, возбуждающая религиозную ненависть и вражду, запрещается пропаганда религиозного превосходства (ст.29);
    никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем (ст.30);
    гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой (ст.59).4
Конституция 1993 г. предусматривает, что каждому гарантируется «свобода совести, свобода вероисповедания». Таким образом, на конституционном уровне теперь свобода совести, хотя и связывается со свободой вероисповедания, тем не менее, не отождествляется с ней, как это было ранее. В чем же дело? Очевидно, в том, что их в принципе стали считать близкими, но самостоятельными понятиями. Свобода совести имеет как бы два аспекта.5 Один – это свобода морально-этических воззрений человека (т.е. что считать добром и злом, добродетелью или подлостью, хорошим или плохим поступком, честным или бесчестным поведением и т.д.). Отсюда, кстати, распространенные представления о порядочности, совестливости человека. Есть некий идеал, эталон, с которым можно соизмерять каждую личность. Другой аспект свободы совести – это как раз и есть внутренняя (духовная) возможность личности выбрать себе подобный идеал и поклоняться ему. Свобода вероисповедания представляет собой возможность верить в существование такого идеала не в виде кого-то из окружающих, а в виде необычного (божественного) существа, не только самого честного, справедливого, гуманного, но и думающего о нравственной чистоте каждого из нас, помогающего нам выбрать истинный путь, удерживающего от плохих поступков, настраивающего на помощь ближнему. Поскольку подобному существу принадлежат все самые лучшие качества – это сближает, а то и идентифицирует свободу вероисповедания со свободой совести.
Одной из важнейших составляющих российского законодательства в  области свободы совести и  вероисповедания являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации (ч.4 ст.15). Данное положение включено в Конституцию впервые в истории России. Тем самым открывается возможность прямого действия и применения актов международного права, таких, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений и т.д.
Положения Конституции РФ и норм международного права в  области свободы совести и  вероисповедания получили развитие во многих нормативных правовых актах.
 
 
 
 
 
 
Федеральный закон  о свободе совести и религиозных  объединениях
К числу важнейших базовых  законов в области свободы  совести и вероисповедания относится  федеральный закон «О свободе  совести и о религиозных объединениях», вступивший в силу 1 октября 1997 г. Рождался он непросто, вызывая активные дискуссии внутри страны и за рубежом (даже в парламентах отдельных государств). В отличие от других законов, где преамбулы (т.е. вступительные тексты), как правило, не имеют самостоятельного значения и объясняют цели акта, в названном Законе уже преамбула имеет важное политическое и конституционно-правовое звучание. Приведем ее полностью: «Федеральное Собрание Российской Федерации, подтверждая право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений, основываясь на том, что Российская Федерация является светским государством, признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России, считая важным содействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания, принимает настоящий Федеральный закон».6
В преамбуле Закона следует  особо отметить два фактора. Один заключается в том, что признается особая роль православия в истории  России. Это связано, надо полагать, с тем, что православие является религией основной государство образующей нации и оно всегда участвовало в укреплении Российского государства. Федеральное Собрание вместе с тем засвидетельствовало свое уважение к христианству, исламу, буддизму, иудаизму и иным религиям, распространенным у других народов России. Это не «ранжирование» религий, а именно учет степени их распространенности в Российской Федерации. Отсюда и второй фактор: содержание Закона свидетельствует о том, что никаких юридических преимуществ названные религии не имеют ни друг перед другом, ни перед иными религиями (верованиями).
Вместе с тем необходимо указать на то, что Федеральный  закон 1997 г. «О свободе совести и религиозных объединениях» не проводит каких-либо различий между свободой совести и свободой вероисповедания, по тексту акта они используются совместно в виде обобщенного понятия. Причем надо отметить, что в Законе предусмотрено одно право личности, охватывающее обе данные свободы. Ст. 3 именуется «право на свободу совести и свободу вероисповедания». Из анализа ст. 28 Конституции и ст. 3 Закона следует, что к содержанию данного права и соответствующих свобод нужен многоаспектный подход.7
Во-первых, по возможностям человека. Норма Конституции и повторяющая ее (но с некоторыми новациями) статья Закона говорят о том, что у личности есть право: исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой; свободно выбирать и менять (это слово добавлено в Законе), иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Представляется существенным положение, записанное в ч. 3 ст. 2 Закона: ничто в законодательстве о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях не должно истолковываться в смысле умаления или ущемления прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, гарантированных Конституцией РФ или вытекающих из международных договоров РФ.
Закон устанавливает (ч. 2 ст. 3), что право человека и гражданина на свободу совести и свободу  вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в  той мере, в какой это требуется  в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и  гражданина, обеспечения обороны  страны и безопасности государства.
Во-вторых, по кругу субъектов  данного права. Как уже отмечалось, согласно ст. 28 Конституции, указанное  право гарантируется «каждому». Детализируя это положение, Федеральный  закон 1997 г. устанавливает, что иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории РФ, пользуются правом на свободу совести и свободу вероисповедания наравне с гражданами РФ и несут установленную федеральными законами ответственность за нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях.
В-третьих, по обеспечению  равенства в осуществлении названного права. В этом отношении Федеральный закон 1997 г., с одной стороны, не допускает установления преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии (ч. 3 ст. 3), а с другой – провозглашает то, что граждане РФ равны перед законом во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни независимо от их отношения к религии и религиозной принадлежности (ч. 4 ст. 3). Гражданин РФ в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой. По просьбам религиозных организаций решением Президента РФ священнослужителям в соответствии с законодательством РФ о воинской обязанности и военной службе в мирное время может предоставляться отсрочка от призыва на военную службу и освобождение от военных сборов.
В-четвертых, в обеспечении  равной защиты и гарантий при осуществлении  религиозных прав. В этом подходе  также можно выделить несколько  направлений.
1. Никто не обязан сообщать  о своем отношении к религии,  и не может подвергаться принуждению  при определении своего отношения  к религии, к исповеданию или  отказу от исповедания религии,  к участию или неучастию в  богослужениях, других религиозных  обрядах и церемониях, в деятельности  религиозных объединений, в обучении  религии.
2. Запрещается вовлечение  малолетних в религиозные объединения,  а также обучение малолетних  религии вопреки их воле и  без согласия их родителей  или лиц, их заменяющих.
3. Наказывается воспрепятствование  осуществлению религиозных прав. Согласно ч. 6 ст. 3 Закона, воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе сопряженное с насилием над личностью, с умышленным оскорблением чувств граждан в связи с их отношением к религии, с пропагандой религиозного превосходства, с уничтожением или с повреждением имущества либо с угрозой совершения таких действий, запрещается и преследуется в соответствии с федеральным законом. Проведение публичных мероприятий, размещение текстов и изображений, оскорбляющих религиозные чувства граждан, вблизи объектов религиозного почитания запрещаются.
4. Тайна исповеди охраняется  законом. Священнослужитель не  может быть привлечен к ответственности  за отказ от дачи показаний  по обстоятельствам, которые стали  известны ему на исповеди.
В отличие от ранее действовавшего закона РСФСР «О свободе вероисповеданий» 1990 г., данный федеральный закон закрепил ряд принципиально новых положений. В частности, существенным образом  был изменен порядок создания религиозных организаций, сокращен круг лиц, способных быть учредителями и участниками местной религиозной организации. Право на учреждение местной религиозной организации было признано только за российскими гражданами. Иностранные граждане и лица без гражданства теперь могут быть только участниками религиозной организации, причем при условии их постоянного проживания на территории Российской Федерации.
Законом также введено  новое понятие — религиозная  группа, под которой признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания  и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной  регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. С одной стороны, данное положение закона закрепило  легальность деятельности религиозного объединения без государственной  регистрации. Однако, с другой стороны, законодателем были установлены, на наш взгляд, неоправданные условия  для преобразования религиозной  группы в религиозную организацию, — пятнадцатилетний срок деятельности на соответствующей территории либо подтверждение о вхождении в  структуру уже действующей централизованной религиозной организации. Закон  существенно ограничил права  религиозных организаций, созданных  до его вступления в силу, но не имеющих  документа, подтверждающего их существование  на соответствующей территории на протяжении не менее пятнадцати лет.
Согласно закону, религиозная  организация действует на основании устава, который утверждается ее учредителями или централизованной религиозной организацией и должен отвечать требованиям гражданского законодательства РФ. Государственная регистрация религиозной организации осуществляется федеральными органами юстиции и органами юстиции субъектов РФ. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд.
В судебном порядке религиозные  организации или религиозные  группы могут быть ликвидированы, их деятельность может быть запрещена  по следующим основаниям:
1. нарушение общественной  безопасности и общественного  порядка, подрыв безопасности  государства; 
2. действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ;
3. создание вооруженных  формирований;
4. пропаганда войны, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни, человеконенавистничества;
5. принуждение к разрушению  семьи; 
6. посягательство на личность, права и свободы граждан; 
7. нанесение установленного  в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий;
8. склонение к самоубийству  или к отказу по религиозным  мотивам от оказания медицинской  помощи лицам, находящимся в  опасном для жизни и здоровья  состоянии; 
9. воспрепятствование получению  обязательного образования; 
10. принуждение членов  и последователей религиозного  объединения и иных лиц к  отчуждению принадлежащего им  имущества в пользу религиозного  объединения: 
11. воспрепятствование угрозой  причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения;
12. побуждение граждан  к отказу от исполнения установленных  законом гражданских обязанностей  и совершению иных противоправных  действий.8
Представление в суд о ликвидации религиозной организации либо о запрете деятельности религиозной организации или религиозной группы вносят органы прокуратуры РФ, орган, осуществляющий регистрацию религиозной организации, а также органы местного самоуправления.
Религиозные организации  самостоятельны в своей внутренней деятельности. Государство уважает  их внутренние установления, если эти  установления не противоречат законодательству РФ.
Религиозные организации  вправе основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества). Граждане и религиозные объединения имеют право беспрепятственно проводить богослужения, религиозные обряды и церемонии в культовых зданиях и на относящихся к ним территориях, в местах паломничества, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, на кладбищах и в крематориях, в жилых помещениях. Возможны религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах и интернатах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, по просьбам находящихся в них граждан в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей. Проведение религиозных обрядов в помещениях мест содержания под стражей допускается с соблюдением требований уголовно-процессуального законодательства РФ. Командование воинских частей с учетом требований воинских уставов не препятствует участию военнослужащих в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях. В иных случаях публичные богослужения, другие обряды и церемонии осуществляются в порядке, установленном для проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций. Закон предусматривает, что в собственности религиозных объединений могут находиться здания, земельные участки, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительского и иного назначения, предметы религиозного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности. Религиозные организации обладают правом собственности на имущество, приобретенное или созданное ими за счет собственных средств, пожертвованное гражданами, организациями или переданное им в собственность государством либо приобретенное иными законными способами. Государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает им финансовую, материальную и иную помощь в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры.
Анализируя законодательство о свободе совести, следует обратить внимание на то, что некоторые важные области данной сферы общественных отношений оказались за пределами  внимания законодателя. Так, настоятельно нуждаются в правовом регулировании вопросы ограничения публичного освещения в средствах массовой информации поведения высших должностных лиц государства, связанного с их участием в религиозных обрядах и церемониях, реализации свободы совести в Вооруженных Силах, замены военной службы альтернативной гражданской службой по убеждениям и порядок ее прохождения и ряд других (например, ФЗ об альтернативной гражданской службе вступает в силу 1 января 2004 г., однако постановление правительства, регламентирующее процедуру предоставления АГС и порядок ее прохождения до сих пор не принято9).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Иные нормативно-правовые акты регулирующие вопросы реализации свободы совести и деятельности религиозных объединений.
Помимо федерального закона «О свободе совести и о религиозных  объединениях», на федеральном уровне в общей сложности действует  свыше 100 нормативных правовых актов, в которых в том или ином аспекте упоминаются вопросы  реализации свободы совести и  деятельности религиозных объединений. Условно их можно разделить на несколько групп.
Первую, самую многочисленную, образуют законы и иные правовые акты, субъектами которых религиозные  объединения напрямую не являются, но они содержат нормы, ограничивающие вмешательство государства и  его институтов в деятельность религиозных  объединений, обеспечивают реализацию права на свободу совести и  вероисповедания, равенство прав граждан  независимо от их отношения к религии. К этой группе относятся, например, федеральные законы о средствах  массовой информации, о погребении и похоронном деле, об органах федеральной  службы безопасности и другие.
Отдельно можно выделить группу законов, регламентирующих соблюдение и порядок реализации прав верующих в организациях и учреждениях, особенности  которых накладывают некоторые  ограничения прав и свобод пребывающих в них граждан (воинские части, места лишения свободы, больницы и т.д.). Сюда относятся федеральный закон «О статусе военнослужащих», Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и другие.
Ряд законов и иных нормативных  актов регламентируют порядок осуществления  отдельных видов деятельности религиозных  организаций (образовательной, благотворительной  и т.д.).
Большую и весьма важную группу составляют законы и иные нормативные  акты, регулирующие финансово-хозяйственную  деятельность религиозных организаций. Это, прежде всего, Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, закон РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» и другие.
Самостоятельную группу правовых актов образуют законы, предусматривающие  юридическую ответственность за нарушение законодательства о свободе  совести. Это, прежде всего, Уголовный  кодекс РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях.
Следует обратить внимание на то обстоятельство, что наряду с  федеральным законодательством, более  чем в 30 субъектах Российской Федерации  были приняты собственные законы, и иные нормативные правовые акты по вопросам реализации свободы совести  и вероисповедания.
В то же время согласно п. «в» ст. 71 Конституции РФ регулирование  отношений, возникающих в сфере  прав и свобод человека, находится  в ведении Российской Федерации. Следовательно, субъекты Российской Федерации  своими законами и другими нормативными актами не вправе сужать и ограничивать свободу совести и деятельности религиозных объединений, установленные  Конституцией и федеральным законодательством. В их компетенции могут быть вопросы  защиты прав и свобод человека, находящиеся  согласно пункту «б» ст. 72 Конституции  РФ в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
 
 
 
 
 
 
Судебная практика Конституционного Суда Российской Федерации  в отношении свободы совести  и вероисповедания
Особое место в деле защиты прав и свобод человека и  гражданина отводится Конституционному Суду, деятельность которого регламентируется Конституцией РФ и федеральным конституционными законом от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде РФ». Одной из важных функций Конституционного Суда является проверка по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан, конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.
Так, 23 ноября 1999 г. Конституционный Суд РФ огласил решение по делу о проверке конституционности абзацев третьего и четвертого п. 3 ст. 27 федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».10 Поводом к его рассмотрению стали поданные независимо друг от друга и соединенные в одном производстве жалобы Религиозного общества Свидетелей Иеговы (город Ярославль) и Религиозной организации «Христианская церковь Прославления» (город Абакан, Республика Хакасия) на нарушение конституционных прав и свобод граждан положениями федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» об ограничении в правах религиозных организаций, не имеющих документа, подтверждающего их существование на соответствующей территории на протяжении не менее пятнадцати лет (п. 3 ст. 27).
Напомним, что в соответствии с п. 3 ст. 27 федерального закона «О свободе  совести и о религиозных объединениях»  религиозные организации, «не имеющие  документа, подтверждающего их существование  на соответствующей территории на протяжении не менее 15 лет», в отличие от других религиозных организаций, зареги
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.