На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Основные направления инвестиций и влияние кризиса на деятельность предприятия в современных условиях. Инвестиционный проект ЗАО СИБПЛАЗ по услуге горячего цинкования и его оценка. Рекомендации по повышению эффективности инвестиционной деятельности.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Кемеровский государственный университет
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
По дисциплине: Экономический менеджмент
Тема: Инвестиционная деятельность ЗАО «СИБПЛАЗ»
Кемерово
2009г.

Содержание

    1. Инвестиционная деятельность ЗАО «СИБПЛАЗ» 3
      1.1 Основные показатели деятельности ЗАО «СИБПЛАЗ». Инвестиционная политика компании 3
      1.2 Основные направления инвестиций 13
      1.3. Влияние кризиса на деятельность ЗАО «СИБПЛАЗ» 16
    2. Инвестиционная деятельность ЗАО «СИБПЛАЗ» в период кризиса 20
      2.1 Оценка инвестиционной деятельности компании в период кризиса 20
      2.2 Инвестиционный проект ЗАО «СИБПЛАЗ» по услуге горячего цинкования 32
      2.3 Рекомендации по повышению эффективности инвестиционной деятельности ЗАО «СИБПЛАЗ» в период кризиса 44
    Библиографический список 47

1. Инвестиционная деятельность ЗАО «СИБПЛАЗ»

1.1 Основные показатели деятельности ЗАО «СИБПЛАЗ». Инвестиционная политика компании

Основной деятельностью компании является добыча и переработка полезных ископаемых, преимущественно меди; компания осуществляет сбыт порошка меди, медного купороса, селена технического, теллура технического, никеля сернокислого. По данным годового отчета Здесь и далее в этой главе все показатели деятельности предприятия взяты или рассчитаны на основе данных официальных годовых отчетов ОАО «СИБПЛАЗ». ЗАО «СИБПЛАЗ» прибыль от продаж в 2007 году составила 3 773,7 млн. руб., чистая прибыль 2 052,0 млн. руб. (в 2006 г. прибыль от продаж составляла 3 417 млн.руб.).

Рассчитаем динамику основных показателей компании (табл. 1):

Таблица 1. Значения и динамика основных показателей финансово-экономической деятельности ЗАО «СИБПЛАЗ»


Наименование показателя

Ед.

изм.
2003г.
2004г.
2005г.
2006г.
2007г.
прирост в 2007 году относительно 2006 г., %
прирост в 2007 году относительно 2003 г., %
1
Стоимость чистых активов
тыс. руб.
1688581
2604677
3931847
7348531
9400393
27,92
456,70
2
Капитал и резервы
тыс. руб.
1682547
2598796
3931534
7348531
9400393
27,92
458,70
3
Отношение суммы привлеченных средств к капиталу и резервам
%
206,99
122,72
108,61
54,32
56,94
4,82
-72,49
4
Отношение суммы краткосрочных обязательств к капиталу и резервам
%
101,27
76,71
64,78
33,21
23,7
-28,64
-76,60
5
Оборачиваемость дебиторской задолженности
раз
7,91
6,72
12,14
8,61
6,92
-19,63
-12,52
6
Производительность труда
руб./чел
-
-
976,56
1501,71
1481,48
-1,35
-
7
Амортизация к объему выручки
%
-
-
1,67
1,6
2,12
32,50
-

За 5 лет прирост чистых активов увеличился более чем на 450%. Прирост этого показателя в 2007 году составил почти 28%. Это связано в первую очередь с резким повышением инвестиций в основной капитал. Также сократилась доля краткосрочных обязательств относительно резервов и капитала, что означает повышение финансовой устойчивости компании. Амортизационные отчисления выросли, и в 2007 году относительно предыдущего прирост составил 32,5%. Из негативных тенденций можно отметить сокращение оборачиваемости дебиторской задолженности (на 12,52% относительно 2003 года), производительности труда (на 1,35% относительно 2006 года).

В наблюдаемый период у компании снизился прирост доли привлеченных средств относительно капитала и резервов. С одной стороны, это положительный момент, так как означает повышение устойчивости. С другой стороны, привлеченный капитал при эффективной работе предприятия повышает его экономическую эффективность. В данном случае прирост за 5 лет был отрицательным, и составил - 72,5%.

С учетом того, что запланировано увеличение мощности предприятия путем реализации инвестиционных проектов, рекомендуется увеличить объемы привлеченных средств.

В 2007 году предприятием было произведено продукции на общую сумму 16 631,2 млн. руб., т.ч. по продукции см. табл. 2.

Таблица 2. Структура произведенной продукции ЗАО «СИБПЛАЗ», 2007 г.

Продукция
Сумма, млн.руб.
Уд.вес, %
Катоды медные
3 418,5
20,6
Катанка медная
5 024,1
30,2
Купорос медный
1 209,6
7,3
Порошок медный
1 454,4
8,7
Драгметаллы
2 414,8
14,5
свинец
766,7
4,6
Прочая продукция и услуги промхарактера
2 343,1
14,1
ИТОГО
16 631,2
100

Данные таблицы отражены схематично на диаграмме (см. рисунок 1).

Рисунок 1. Структура произведенной продукции ЗАО «СИБПЛАЗ» в стоимостном выражении, 2007 г.

Мы видим, что на медную продукцию приходится 66,8% от всего объема деятельности предприятия. Таким образом, продукты медного производства являются основными. На драгметаллы приходится 14,5% в стоимостном выражении, большинство продукции потребляется зависимыми предприятиями (т.е. имеет гарантированный сбыт). Драгметаллы не относятся к основной деятельности, и служат лишь дополнительным продуктов, позволяющим обеспечивать нужды холдинга.

По подразделениям и продуктам, картина выглядит следующим образом (см. табл. 3).

Таблица 3. Производство продукции на предприятиях ЗАО «СИБПЛАЗ» в физическом выражении, 2007 г.

Наименование
Ед. изм.
2006 г.
2007 год
Площадка В-Пышмы
Медь рафинированная, в том числе
т
351832
378257
катоды медные
т
282265
339439
катанка медная
т
63634
31705
порошок медный
т
5933
7107
Купорос медный
т
29626
29792
Драгметаллы
кг
Селен
кг
80067
75443
Теллур
кг
28937
28036
Никель сернокислый
т
1191
1129
Производство порошковых изделий, в том числе
спеченные изделия
т
307,3
360
изделия сварочной техники
т
6
6
Работы по цинкованию изделий
т
17619
23683
Товарная продукция производства «Радуга»
тыс. руб.
69890
66080
ПСЦМ
Свинцовые сплавы
т
2055
Свинец рафинированный
т
1136
8015
Свинец черновой(товарный)
т
6581
4765
ППМ
Медь черновая
т
76122
80010
Сафьяновская медь
Добыча руды
тыс.т
1102
1071

Сокращение объемов производства в 2007 году относительно предыдущего произошло по следующим продуктам: катанка медная (на 50,2%), драгметаллы (в целом по группе на 5,07%), товарной продукции «Радуги» (на 5,45%), свинца чернового (на 27,6%), добыча руды сократилась на 2,8%.

Увеличение объемов произошло по следующим позициям: медный катоды и медный порошок (в среднем на 20%), спеченные порошковые изделия (на 17,15%), меди черновой (на 5,1%), работ по цинкованию изделий (+34,42%), свинец рафинированный - на 605,56%.

Сбытовая деятельность осуществляется исходя из запланированного ассортимента. В данном случае, под ассортиментом подразумевается учтенный спрос потребителей, и определяется на основании поступивших заказов от покупателей. Все заказы проверяются и анализируются. Проверка осуществляется по следующим параметрам:

- соответствует ли заказываемый ассортимент продукции специализации предприятия;

- соответствует ли заказываемый ассортимент продукции установленным ГОСТам, ТУ, договорам и другим принятым нормативам;

- соответствует ли заказываемый ассортимент продукции установленным нормам заказа и транзитным отгрузкам;

- равномерно ли распределена продукция по срокам поставки в течение планового периода: при квартальном планировании - по месяцам;

- наличие и правильность всех необходимых реквизитов покупателя.

На основании всех заказов формируется ассортиментный план, с разбивкой по видам продукции. Также составляется календарный план производства, отгрузки и доставки. После этого продукция детализируется по видам, типам и сортразмерам в ассортиментном плане. На рисунке 2 представлен ассортиментный план предприятий в 2007 году.

Рисунок 2. Структура ассортиментного плана ЗАО «СИБПЛАЗ» в 2007 г., %

Отдел сбыта помимо планирования занимается осуществлением поставок готовой продукции покупателю. Готовой продукцией считается та продукция, которая полностью соответствует техническим условиям, сдана на склад готовой продукции, подготовлена к отправке (упакована) и имеет по внешнему оформлению товарный вид. Отправка продукции осуществляется двумя способами: отгрузкой потребителю производится ОАО "УЭМ" любым видом транспорта (а/м, ж/д), отпуском на месте когда продукция сдается грузополучателю на складе готовой продукции ЗАО «СИБПЛАЗ».

На основании поступающих заявок в отдел сбыта от потребителей:

1) заключается договор на поставку продукции;

2) покупателю выставляется счет на предоплату;

3)при наличии оплаты выписываются отгрузочные документы (товарная накладная, сертификат качества, счет-фактура), и производится отгрузка.

Потребителями продукции ЗАО «СИБПЛАЗ» являются машиностроительные предприятия, предприятия по производству медного проката, по производству медной катанки, электротехнические и электрохимические предприятия.

Сбыт осуществляется как на внешнем, так и на внутренним рынках. В таблице 4 представлены основные покупатели продукции на внешнем рынке.

Таблица 4. Основные покупатели продукции ЗАО «СИБПЛАЗ», 2007 г.

Фирма
Продукция
Доля в общем объеме отгрузки продукции, %
Порошок медный
GGP METAL AG
сбыт продукции
59,8
Купорос медный
B.B.I.BERGBAU HANDELSGESE
сбыт продукции
57,0
UMCOR AG.- Цюрих
сбыт продукции
18,0
Никель сернокислый
OKEAN Хейхейская ТЭК-ХЭЙХЭ
сбыт продукции
46,3
B.B.I.BERGBAU HANDELSGESE
сбыт продукции
15,5
Селен технический
ООО "Квар"
сбыт продукции
92,8
Теллур технический
ООО "Квар"
сбыт продукции
100,0

По данным I квартального отчета за 2008 год, более 70% продукции реализуется УГМК. Почти 100% сырья закупается у предприятий УГМК. Поэтому положение компании мы считаем в целом устойчивым к колебаниям и рынка и действиям конкурентов. Позиция на мировом рынке пока довольно слабая.

Ближайшие конкуренты по основному продукту (медь) - «Норильский никель» и «Русская медная компания». Их доли в общероссийском производстве составляют 43,79% и 17,01% соответственно (на конец 2007 года). При этом более половины продукции «Норникеля» экспортируется. Доля ЗАО «СИБПЛАЗ» в этом же году составила 39,19%.

На мировом рынке компания занимает 18 место по доли в общемировом объеме производства, и наблюдается тенденция к ее росту - с 2,04% в 2006 году до 2,08% в 2007 году. Основные конкуренты: Freeport McMoRan (Phelps Dodge), Codelco Chile, Xstrata (Falconbridge), Tongling Nonferrous Metals, Grupo mexico SA de CV, Norddeutsche Affinerie AG, BHP-BillIton (BHP Ltd.) и другие. «Норильский никель» занимает около 8%. Планируется, что после модернизации оборудования и расширения производства, объемы продаж ЗАО «СИБПЛАЗ» на внешнем рынке увеличатся. Мировой рынок станет основным местом сбыта дополнительно произведенной продукции.

Новых цех горячего цинкования рассматривается как один из перспективных для развития. Мощность цеха составляет 25 тыс. тонн металлоконструкций в год, и позволяет наносить цинковое покрытие толщиной от 40 до 200 мкм. При этом возможна обработка металлоконструкций весом до 4 тонн. В цехе установлено 13 ванн для подготовки металлоконструкций к оцинковке размером 13*3,5*1,6 метра. Это позволяет обрабатывать сразу несколько металлоконструкций. Услуги по оцинковке оказываются в цехе горячей прокатки. Это относительно новая услуга, и она интересна в силу того, что во-первых, востребована рынком (обработка осуществляется по новейшей технологии), но ближайшие конкуренты находятся в европейское части России. Потенциальными потребителями, таким образом, являются все предприятия Уральского и Сибирского регионов, кто производит продукцию, нуждающуюся в оцинковке. Следовательно, исходя из приведенных фактов, мы уверены, есть все условия для развития этого направления на предприятиях ЗАО «СИБПЛАЗ».

Загруженность цеха на сегодняшний момент достигает 60%. Темп роста рынка горячего цинкования эксперты оценивают в 10-15% в год. Низкие показатели загрузки производства цеха горячего цинкования связано, по видимому, с низкой маркетинговой (в т.ч. рекламной) активностью по продвижению этой услуги в указанном регионе. Дело в том, что некоторые потребители продолжают транспортировать продукцию до предприятий, расположенных европейской части (они просто не знают, что эта услуга предоставляется ближе), некоторые пока не решили использовать эту технологию, а кто-то предпочитает пользоваться традиционными, но низкоэффективными, средствами антикоррозийной защиты (вроде покраски изделий).

Прибыль ЗАО «СИБПЛАЗ» по всем видам продукции и предприятиям в целом в 2007 году относительно предыдущего периода сократилась на 1 365 млн. руб. Рассмотрим экономическую эффективность деятельности ЗАО «СИБПЛАЗ».

Экономическая эффективность (и эффективность в целом) рассматривается как соотношение затрат к результатам. Для нашего анализа мы выделили основные показатели эффективности: рентабельность собственного капитала (показывает эффективность работы предприятия с позиции собственников), рентабельность продаж (иллюстрирует общую эффективность работы предприятия с точки зрения реализации продукции), рентабельность совокупного капитала (эффективность работы предприятия с точки зрения всех заинтересованных лиц - собственников, кредиторов и заемщиков, государства), рентабельность оборота (показывает нам эффективность производственной и сбытовой деятельности, то есть сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж).

Рентабельность собственного капитала компании в 2007 году составила:

R=чистая прибыль/(общая сумма активов - заемный капитал)

Поскольку к заемному капиталу относятся и долгосрочные, и краткосрочные кредиты и займы, то заемный капитал будет равен сумме итоговым значениям пассивов по разделам IV, V.

ЗК = ДО+КО = 3 992,1 млн. руб.,

где ЗК - заемный капитал фирмы, ДО - долгосрочные обязательства (итог пассива в балансе по разделу IV), КО - краткосрочные обязательства (итог пассива в балансе по разделу V).

Отсюда, находим рентабельность собственного капитала ЗАО «СИБПЛАЗ»:

R=2 052,0/(11 340,5- 3 992,1) = 27,92%

Рассчитаем рентабельность совокупного капитала, которая характеризует общую эффективность использования совокупных ресурсов (RTA) [см. 5]:

RTA = EBIT/Активы = (Чистая прибыль + Проценты + Налоги)/Активы = =3 773,7/11 340,5 = 33,28%.

Рентабельность продаж предприятия в 2007 году составила:

Rпр = прибыль/выручка = 2 052/ 16 986,6 = 12,08%.

Рентабельность оборота за период 2007 г. составила:

Rоб.= Прп/Врп = =3 773,7/16 986,6 = 22,22%,

где Прп - прибыль от реализации продукции до выплаты налогов и процентов (брутто-прибыль), Врп - выручка от реализации.

Мы видим, что рентабельность как продаж, так собственного и совокупного капиталов находится на достаточно высоком уровне. Однако по сравнению с 2006 годом, эффективность работы снизилась. Так, например, рентабельность продаж в 2006 году была выше на 19,86% - 12,08% = 7,77% (Rпр2006=3417/17209,7=19,86%). Показатели положительно характеризует эффективность работы предприятия, однако в динамике наблюдается негативные тенденции.

В указанный период оборачиваемость капитала составила 1,36, что заметно ниже, чем показатели в предыдущие годы (2,0 в 2005 г., 1,93 в 2006 г.). Это говорит о снижении деловой активности в финансовом аспекте и снижении интенсивности использования капитала. Однако в этот же период коэффициенты ликвидности выросли:

- коэффициент текущей ликвидности - с 2,15 в 2006 г. до 2,97 в 2007 г.;

- коэффициент быстрой ликвидности - с 0,83 в 2006 г. до 1,21 в 2007 г.;

Таким образом, можно сделать выводы об общем повышении эффективности работы предприятия, и достаточно хороших показателях в 2007 г.

В ЗАО «СИБПЛАЗ» решение о приоритетных направлениях развития компании принимается Советом Директоров (на основании Положения о Совете Директоров Закрытого Акционерного Общества «СИБПЛАЗ», утвержденного Протоколом № б/н от «09» июля 2004 года). Совет Директоров принимает приоритетные направления, а также утверждает инвестиционную программу.

Убыток от инвестиционной деятельности в 2006 г. и 2007 г. составил 1 393,7 млн. руб. и 1 298,3 млн. руб. соответственно. Это объясняется высокой долей капитальных вложений в долгосрочные проекты. В следующем разделе мы рассмотрим подробнее основные направления инвестиционной деятельности, объемы в 2007 г. и планы на 2008 г.

1.2 Основные направления инвестиций

ЗАО «СИБПЛАЗ» объединяет несколько, давно существующих, предприятий. Многие из них вошли в состав компании, когда переживали кризис - производственные фонды были сильно устаревшие или изношены, отсутствовали средства на их модернизацию и замену. Немаловажный факт - несоответствие производственных площадок современным требованиям безопасности и экологичности. С другой стороны, постоянно растущий спрос и цена на медь определила это направление как приоритетное. Все вышесказанное определило направление в развитии Общества, и обусловило характер инвестиций на среднесрочную перспективу.

Одно из самых перспективных направлений - развитие порошковой металлургии. Имея собственную сырьевую базу - налаженное производство медных электролитических порошков, ЗАО «СИБПЛАЗ» активно развивает производство спеченных порошковых изделий и изделий из дисперсно-упрочненных композиционных материалов. Как показывает практика, эти изделия обладают высокими технологическими и эксплуатационными свойствами, их применение помогает решать проблемы, связанные с экономией металла. Например, при литье, механической обработке и вырубке коэффициент использования металла составляет от 30 до 60%, у изделий из порошков - свыше 90 %.

На капитальное строительство в 2007 году было потрачено 1 507,1 млн. руб., из них:

- 1 087,1 млн. руб. потрачено на капитальное промышленное строительство;

- 420 млн. руб. - на непромышленное капитальное строительство.

Также были выделены средства в размере 489,9 млн. руб. на приобретение нового оборудования (189,6 млн.руб.) и оборудование взамен изношенного (300,3 млн. руб.).

Ресурсы на капитальное строительство были выделены целиком из собственных средств (за счет амортизационных отчислений и прибыли).

В 2007 году также были освоены средства на НИиОКР в размере 6,5 млн. руб., из них 5 млн. руб. потрачены на текущие работы для улучшения производства (действующего), 1,5 млн. руб. - на работы, направленные на улучшение качества продукции, разработку и освоение ее новых видов, охраны окружающей среды.

В 2008 году запланировано потратить на инвестиционные проекты 3 591,1 млн. руб., из них:

- приобретение нового и замена изношенного оборудования - 577,9 млн. руб.,

- капитальное строительство промышленное, непромышленное и гражданское -2 981,2 млн. руб., в том числе , жилищное строительство- 351,1 млн.руб.

- прочие вложения - 32,0 млн.руб.

По направлениям деятельности, инвестиции будут направлены на:

1. техперевооружение медерафинировочных мощностей - 1 260 7 млн. руб.,

в т.ч. цех электролиза меди 1 очередь - 822,0 млн. руб., комплекс анодных печей МПЦ-133,5 млн.руб., административно-бытовой корпус ХМЦ - 60,0 млн. руб.

2. реконструкция газоочистных сооружений ХМЦ (2, 3 пусковые комплексы) - 23,5 млн. руб.

3. участок по производству мелющих чугунных шаров ( филиал ПСЦМ)-194,0 млн.руб.

4. кислородная станция (филиал ППМ) - 24,5млн. руб.

5. объекты энергетического хозяйства предприятия - 129,7 млн. руб.

6. инженерный корпус - 85,3 млн. руб.

7. строительство объектов социально-культурного назначения- 280,0 млн. руб.

8. работы по освоению месторождений-151,1 млн.руб.

В данный момент, с 2009 г. началось строительство нового цеха электролиза меди. Общие инвестиции составят около 4 млрд. руб. Этот проект позволит увеличить объем производства катодной меди до 500 тыс. тонн (новый цех позволит выпускать на 150 тыс. тонн больше). Строительство нового цеха электролиза меди будет осуществляться с сохранением существующей производительности, качество и себестоимость выпускаемых после реконструкции медных катодов будут определяться совершенством используемых при этом технологии и оборудования. Ввод проектируемого цеха в эксплуатацию предполагается осуществить в три этапа. На первом этапе часть нового цеха электролиза меди предусматривается разместить на свободных площадях. Строительство второй очереди предполагается осуществить после введения в эксплуатацию первой и демонтажа помещений и оборудования ЦЭМ: новые производственные мощности будут частично размещены на их месте. После введения в эксплуатацию второй очереди начнется строительство третьей. Ввод первой очереди запланирован на 2009 год. Также в 2009 г. запланировано строительство цеха порошковой металлургии производительностью 6000 т изделий в год. Стоимость проекта более 300 млн. руб. В ближайшие 3 года в Кировграде будет создано производство по брикетированию сыпучего сырья, предстоит построить металлургический цех по производству продуктов на основе свинца, цинка, олова. Реализация данных мероприятий позволит не только вывести производство на более высокий качественный уровень, но и закрыть отражательную печь, которая является главным источником вредных выбросов.

По данным отчета за IV квартал 2008 г., в I квартале этого года ряд проектов будут реализованы, в частности будет внедрена новая техника:

- «Ножевая центрифуга» (Цех медных порошков). Мероприятие позволит оптимизировать процесс мокрой обработки медного порошка, что приведет к улучшению качества продукции и улучшению условий труда.

- «Система лазерной центровки валов «Fixturlaser XA» (Управление автоматизации). Мероприятие водится с целью продления срока службы дорогостоящих машин и механизмов длительного срока эксплуатации.

1.3 Влияние кризиса на деятельность ЗАО «СИБПЛАЗ»

Мы уже выяснили, что более 2/3 продукции приходится на производство меди и продукции из меди. Поэтому ЗАО «СИБПЛАЗ» сильно зависит от цены меди на мировом рынке (внутренние обычно устанавливаются относительно мировых котировок).

Спрос на мировом рынке меди эксперты оценивают как избыточный. Так, в обзоре [9] со ссылкой на Международную группу изучения меди (International Copper Study Group, ICSG), говорится, что ожидается резкий спад рынка. Крупнейшие потребители рафинированной меди (США, Япония, страны ЕС) сократили свои закупки на 3,5% в 2007 году. По прогнозам группы, в 2009 году на мировом рынке образуется излишек меди 25 тыс. тонн. Общая емкость рынка в 2009 году составит, по мнению аналитиков, 18,9 млн. тонн, а производство достигнет 19,2 млн. тонн. Рост потребления ожидается в Китае, Индии, Египте и странах Персидского залива. Увеличение производства ожидается в странах Африки, Азии, Южной Америки и других. В следующем году прогнозируется еще больший рост излишка предложения, а, следовательно, можно ожидать снижения цен и объемов производства.

Помимо насыщенности рынка и высокой конкуренции на рынке в целом, наблюдается сокращение спроса в связи с неблагоприятной общемировой хозяйственной конъюнктурой. Только за 2007 год сокращение объемов рынка меди составило 1,9%.

По данным LME, на начало апреля 2009 года стоимость меди составляла 4 582 $ за 1 тонну меди. Цена, по сравнению с аналогичным периодом 2008 года, сократилась в 1,7 раз. Относительно последнего квартала 2008 г., цена меди выросла на 15,8% (4 582 $/ 3 958 $). Это повышение мы связываем с сезонностью - традиционно, к концу года потребность промышленных предприятий снижается, кроме того, сказались ухудшения, вызванные кризисом. Поэтому не следует ожидать роста цен на цветные металлы в будущем; в случае ухудшения общеэкономических условий, возможен дальнейший спад.

Цены на внутреннем рынке, возможно, не будут значительно снижаться. Некоторые прогнозируют даже рост, так как с начала года повысились тарифы на услуги естественных монополий (железнодорожный транспорт, электроэнергия). Однако мы считаем, что это компенсируется снижением платежеспособного спроса внутри страны, и цены вряд ли вырастут.

Положительные моменты в ситуации общемирового спада также есть. Курс рубля по отношению к доллару снизился примерно на 30%. Сбыт осуществляется по ценам в долларах, а фактические затраты, которые несет компания, в рублях.

В апрельском выступлении президента РФ Д. Медведева говорится, что планы по вступление России в ВТО не изменятся, и к концу года наша страна присоединится к ВТО. В связи с этим может измениться внутренний рынок. Это повлияет в первую очередь на продукцию цветных металлов, и маловероятно, что затронет услуги горячей оцинковки (так как рентабельно доставлять продукцию до цеха не далее чем 100км, то есть фактор удачного географического положения позволит сохранить и увеличить преимущество предприятия на рынке). Поскольку условия, тарифы и проч. для различных групп не открываются, и будут известны только после окончательного вступления страны в ВТО, оценить, в какую сторону и насколько изменится цена, спрос и предложение на внутреннем рынке сложно. Однако, учитывая, что более 70% продукции реализуется аффилированной компании - «УГМК-Холдинг», значительного снижения объема продаж при любом сценарии развития не произойдет.

В условиях прогнозируемого спада реализации меди, ЗАО «СИБПЛАЗ» запланировало значительное расширение объемов производства продукции из меди. На данный момент компанией не объявлен отказ по какому-либо из проектов. Но ожидается, что крупные проекты могут либо приостановиться, либо их осуществление будет замедлено. На эту ситуацию повлияет и значительные изменения в банковской сфере - с осени 2008 года ставки по кредитам резко выросли, и ужесточились условия по кредитованию. В этой ситуации мы считаем нецелесообразным продолжать реализацию проекта по строительству крупнейшего современного цеха электролиза меди в соответствии с запланированным графиком. Однако отказ от проекта вообще может повлечь за собой отрицательные последствия в будущем, когда экономика страны и мира после глобального спада вновь начнет расти. Это может принести хорошие прибыли - цена на мировых рынках способна за короткий период из-за резкого увеличения спроса повыситься, и если у компании будут резервные, пока не постоянно действующие, мощности, но готовые в любой момент к запуску, то компания может удовлетворить повышенный спрос. С учетом того, что у многих предприятий нет таких возможностей, повысятся не только объемы, но и цены на продукцию.

Спад на рынке металлоконструкций будет, хотя в конце 2008 года еще не наблюдалось его заметного влияния на объемы горячего цинкования, предоставляемые «СИБПЛАЗ». Тем не менее, даже значительный спад на рынке металлоконструкций не будет означать одновременное снижение спроса на услуги по горячему цинкованию. Мы считаем, что в условиях кризиса и ужесточения конкуренции, спрос на горячую оцинковку если не вырастет, то, по крайней мере, останется на прежнем уровне. Цены на сырье в условиях спада обычно падают, но цены на готовую продукцию высокого качества (в частности, на оцинкованный металл) не претерпят резкого снижения. К тому само по себе услуга является передовой, и ряд компаний, которые перешли на ту технологию, не захотят от нее отказываться. С учетом того, что многим приходилось раньше отправлять металлоконструкции с Урала и из Сибири в московскую область, ожидается переток потребителей на предприятия «СИБПЛАЗ» в связи с более удачным расположением.

2. Инвестиционная деятельность ЗАО «СИБПЛАЗ» в период кризиса

2.1 Оценка инвестиционной деятельности компании в период кризиса

Резкий рост российской и мировой экономике с 2000 годов сменился еще большим спадом практически во всех странах. Для России это также стало сильным потрясением, но, несмотря на более серьезный характер кризиса по сравнению с предыдущим, произошедшим в 1997-1999 гг., ситуация для промышленности более благоприятная. За «тучные» годы передовые предприятия успели обновить свои мощности, даже если не на 100%, то, по крайней мере, на половину. Это позволило выйти на мировые рынки с качественной продукцией, найти каналы сбыта. В связи с общим ростом экономики России, росло и внутреннее потребление. ЗАО «СИБПЛАЗ» не стал исключением: за последние год выросло производство, заменены устаревшие фонды, внедрены новые технологии.

Разразившийся в 2008 г. российский кризис, вызванный мировым, в корне изменил ситуацию. Цены на медь, цветные и драгоценные металлы вопреки прогнозам пошли вниз, мировой рынок меди в 2008 году достиг насыщения и стал избыточным, банки повысили ставки и стали чаще отказывать в открытии кредитных линий и в финансировании проектов.

Как мы уже отметили в первой главе, в связи с ухудшением мировой и российской конъюнктуры вследствие глобального экономического финансового кризиса, запланированные инвестиции ЗАО «СИБПЛАЗ» на среднесрочную и долгосрочную перспективы требуют тщательного пересмотра. В этой главе мы охарактеризуем инвестиционную деятельность компании с точки зрения маркетинга и направлений вложений. Оценка инвестиций с помощью классических инструментов (доходности, волатильности, риска и т.д.) в условиях неопределенности рынков и мировой экономики не могут дать нам ответа, куда лучше инвестировать. Особенно это касается капитальных вложений, характерных для Общества. Только с помощью маркетинговой оценки мы сможем выявить приоритетные зоны для вложений. В следующем разделе на основе выводов по всей работе будут даны рекомендации по инвестированию средств на основе нашего исследования.

В этом разделе мы рассмотрим с точки зрения маркетинга деятельность предприятия. Причем анализ будет проводиться с точки зрения маркетинговых корпоративных решений, исключая функциональный уровень (то есть уровень, на котором разрабатываются конкретные коммуникативные стратегии, рекламные кампании и т.д.). Выводы по анализу, которые мы приведем в заключительном разделе, помогут нам [Соловьев, с. 41] определить развитие основных зон хозяйствования, выбрать направления роста, сформировать конкурентные преимущества.

Для удобства анализа, мы выделим 3 групп продукции:

1. Медь и все продукты и меди, производимые всеми подразделениями и предприятиями ЗАО «СИБПЛАЗ»

2. Драгоценные металлы

3. Цветные металлы

4. Услуги по горячему цинкованию.

У нас есть 2 рынка, внутренний и внешний. Проанализируем деятельность компании на каждом рынке по каждой группе продукции. Таким образом, для анализа мы имеем 7 видов рынка:

1) Внутренний рынок меди и продуктов из меди

2) Внешний рынок меди и продуктов из меди

3) Внутренний рынок драгметаллов

4) Внешний рынок драгметаллов

5) Внутренний рынок цветных металлов

6) Внешний рынок цветных металлов

7) Внутренний рынок услуг по горячему цинкованию.

В силу специфики услуги горячего цинкования, мы не рассматриваем ее дальше внутреннего рынка.

Для начала проанализируем деятельность компании в целом с применением SWOT-анализа. На основании имеющихся сведений и выводов первой главы, построим матрицу стратегий (см. таблицу 5).

По данным таблицы 5, очевидно, что предприятию следует увеличивать долю продаж продукции на внешнем рынке, продажи на внутреннем оставить преимущественно для гарантированного поставщика, расширить объемы предоставления услуг по горячей оцинковке для потребителей в регионах Урал и Сибирь, увеличить срок по инвестиционным программам и добиться поддержки правительства (по тарифам, кредитам на инвестиционные проекты, госзакупкам).

Копании сегодня нужно, с одной стороны, приостановить наращивание объемов производства меди, а с другой - обеспечить достаточный для будущего спроса прирост. С другой стороны, несмотря на зависимость компании от 1 группы продукции, концентрация на этих продуктах позволит сохранить преимущества в отрасли сразу за счет 2 аспектов:

- Выгодных условий поставки сырья

- Удержание и расширение доли рынка медной продукции.

Таблица 5. Матрица SWOT-анализа для ЗАО «СИБПЛАЗ»

Внутренние факторы
Силы компании (S)
Слабости компании (W)
Внешние факторы
1. Длительный срок работы 2. Значительные производственные мощности. 3. Налаженный внутренний рынок сбыта. 4. Хорошее состояние производственных фондов. 5. Стабильное финансовое положение, позволяет осуществлять инвестиции. 6. Наличие недозагруженных мощностей. 7. Стратегия роста и увеличения объемов производства, пропагандируемая руководством. 8. Более 70% объемов продукции имеет гарантированный сбыт. 9. Компания относится к градообразующей
1. Работа только в 1 отрасли. 2. Более 2/3 производства и сбыта приходится на медь и продукты из меди. 3. Осуществляется крупный проект со значительными инвестициями по строительству цеха по электролизу меди. 4. Новых разработок практически не ведется, все мероприятия и НИиОКР направлены на повышение производства медной продукции. 5. Недостаточные складские мощности.
Возможности среды (O)
SO-стратегии
SW-стратегии
1. Постоянный рост потребления меди. 2. Потребители все чаще предпочитают товары высокого качества. 3. Отсутствие конкуренции по услугам горячего цинкования в регионах Урал и Сибирь. 4. Сокращение инвестиций у конкурентов. 5. Повышение курса доллара (рост прибыли, т.к цена зависит от мировых котировок)
По мере роста заказов, увеличивать объемы производства меди и драгметаллов. Увеличить прибыльность цеха горячей оцинковки за счет повышения его загрузки. Увеличение продаж на внешнем рынке.
Постепенное наращивание мощности производства медной продукции. Увеличение продаж на внешнем рынке позволит повысить прибыль за счет курсовой разницы
Угрозы среды (T)
ST-стратегии
WT-стратегии
1. Ужесточение конкуренции, насыщение мирового рынка меди. 2. Падение мировых цен на медь и драгметаллы. 3. Рост затрат в связи с ростом цен естественных монополий. 4. Рост кредитных ставок, сокращение объемов выдаваемых кредитов. 5. Рост цен на сырье. 6. Снижение платежеспособного внутреннего спроса
Добиться снижения (не повышения) цен на тарифы естественных монополий за счет особого положения предприятия в регионе. Сконцентрировать сбыт на внутреннем рынке на гарантированных заказах. Получение сырья по невысоким ценам за счет аффилированного поставщика. Продолжать инвестиции за счет собственных средств, а также долгосрочных контрактов с прежними условиями кредитования
Использую стратегию стабилизации/сокращения, добиться правительственной поддержки предприятия, сократить объемы продукции, не сокращая производственных мощностей, не расширять складскую зону. Добиваться за счет значительных закупок основного сырья минимальных цен.

Рекомендуемые действия частично уже применяются в компании. В частности, увеличивается доля экспорта. Достаточно посмотреть на показатели сбыта основной продукции компании на внутреннем и внешнем рынках за последние 5 лет (табл. 6).

Таблица 6. Сбыт основной продукции ЗАО «СИБПЛАЗ» на внешнем и внутреннем рынках, 2003-2007 г. (в натуральном выражении)



Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.