На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Обеспечение продовольственной безопасности в условиях присоединения России к Всемирной торговой организации

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 22.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российская таможенная академия»
Санкт-Петербургский имени В.Б.Бобкова филиал
Российской таможенной академии
______________________________________________
Кафедра экономики таможенного дела
 
 
 
 
 
 
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
 
на тему «Обеспечение продовольственной безопасности в условиях присоединения России к Всемирной торговой организации»
 
 
 
 
 
 
Студент                                          Тарасова
экономического факультета              (подпись)              Ирина Валерьевна
 
 
Научный                                          С.П.Удовенко
руководитель              (подпись)              д-р экон. наук,
                            доцент
 
 
«К защите допускаю»
Заведующий кафедрой                                          С.П.Удовенко
              (подпись)              д-р экон. наук,
«__»____________2009 г.              доцент
 
 
 
 
 
Санкт-Петербург
2009
 
 
73
 


ОГЛАВЛЕНИЕ
 
Введение …………………………………………………………………….
4
1.
Продовольственная безопасность государства ……………………...
7
1.1.
Продовольственная безопасность в системе национальной безопасности России ………………………………………………….
 
7
1.2.
Продовольственная безопасность и продовольственная независимость государства …………………………………………...
 
16
1.3.
Проблематика продовольственной безопасности в зарубежных странах …………………………………………………………………
 
22
2.
Методы и инструменты обеспечения продовольственной безопасности в рамках ВТО …………………………………………..
 
29
2.1.
Возможности использования инструментов регулирования внешней торговли для обеспечения продовольственной безопасности государства …………………………………………….
 
 
29
2.2.
Анализ опыта членов ВТО по обеспечению продовольственной безопасности …………………………………………………………...
 
40
3.
Механизм обеспечения продовольственной безопасности России  в условиях ее членства в ВТО ………………………………………..
 
47
3.1.
Таможенно-тарифное регулирование импорта продовольственных товаров …………………………………………………………………
 
47
3.2.
Нетарифное регулирование импорта продовольственных товаров………………………………………………………………….
 
57
Заключение ………………………………………………………………….
64
Список использованных источников ……………………………………...
67
 
 
73
 


ВВЕДЕНИЕ
 
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью обеспечения продовольственной безопасности как важной составляющей экономической безопасности России. Обеспечение населения продуктами питания в достаточном количестве, ассортименте и качестве является одной из важнейших проблем, стоящих перед человечеством. Уровень обеспечения продовольствием населения зависит от состояния продовольственной безопасности страны. В последние десять – пятнадцать лет импорт продовольствия в Россию существенно возрос. Наряду с позитивным аспектом этого процесса – обеспечением населения России продовольствием, следует отметить ряд негативных моментов:
–                   сокращение производства продовольствия в России;
–                   возможность прекращения поставок продовольствия на внутренний рынок в случае ухудшения отношений с зарубежными странами;
–                   снижение качества продовольствия поставляемого в Россию по импорту.
В связи с этим актуальной является проблема усиления роли государственного регулирования импорта продовольствия. Кроме того, важность темы возрастает в связи с процессами вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО), что обязывает осуществлять поддержку производителей продовольствия в соответствии с требованиями и ограничениями данной организации. При вступлении нашей страны в ВТО многочисленные риски для аграрного сектора окажутся значительно весомее по сравнению с возможными преимуществами, а сельское хозяйство будет вынуждено приобретать отечественные энергоресурсы по мировым ценам.
Таким образом, актуальность темы обоснована необходимостью ис­следования теоретических и практических основ применения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования для успешного использования этих инструментов в системе регулирования продовольственного рынка России, с учетом ее присоединения к ВТО.
Степень разработанности проблемы. Анализ исследований в области теории и практики развития внешнеэкономической политики в сфере продовольственной безопасности показал, что к настоящему моменту имеются определенные предпосылки формирования внешнеэкономической политики в виде рекомендаций международных организаций, трудов отечественных и зарубежных ученых и практиков. Проблемы мировой и национальной продовольственной безопасности исследуются в работах таких ученых, как А.И.Алтухов, М.А.Бабков, B.C.Балабанов, А.Н.Борисенко, Е.Н.Борисенко, А.А.Воронов, А.В.Колосов, А.Н.Радчиков, Л.С.Ревенко, П.В.Скурихин, Л.Н.Усенко и др.
Проблема вступления России во Всемирную торговую организацию и возможные последствия для агропромышленного комплекса (АПК) страны и ее регионов нашли отражение в работах Е.Ф.Авдокушина, С.В.Андреева, И.Т.Балабанова, А.С.Булатова, В.Е.Рыбалкина, Р.Гумерова и др.
Недостаточная проработанность теоретических аспектов совершенствования системы обеспечения продовольственной безопасности страны, а также практики формирования механизма регулирования продовольственной безопасности в условиях присоединения России к ВТО, предопределили выбор темы дипломного исследования.
Цель дипломной работы – исследование условий и факторов обеспечения продовольственной безопасности России в условиях присоединения России к ВТО.
В соответствии с поставленной целью предусмотрено решение следующих задач:
–       провести анализ понятия продовольственной безопасности в системе национальной безопасности России;
–       рассмотреть соотношение понятий продовольственной безопасности и продовольственной независимости государства;
–       проанализировать проблематику продовольственной безопасности в зарубежных странах;
–       оценить возможности использования инструментов регулирования внешней торговли для обеспечения продовольственной безопасности государства в рамках ВТО;
–       раскрыть систему обеспечения продовольственной безопасности стран - членов ВТО;
–       обосновать направления и практические предложения по совершенствованию инструментов государственного регулирования продовольственной безопасности России в условиях ее членства в ВТО.
Объектом исследования является продовольственная безопасность России в условиях присоединения к ВТО.
Предмет исследования – совокупность экономических и социальных отношений, определяющих продовольственную безопасность страны в условиях присоединения России к ВТО.
Теоретическую и методологическую базу дипломного исследования составили фундаментальные исследования ученых-экономистов, посвященные проблемам устойчивости больших экономических систем, потребления как определяющей фазе воспроизводственного процесса, критериев эффективности внешнеэкономических связей, их оптимизации, научных основ экономической политики государства в аграрной сфере.
В дипломной работе на основе диалектического системного подхода использовались методы сравнительного анализа, логический, структурно-функциональный, а также методы статистического анализа.
 
 
73
 


1. ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА
 
1.1. Продовольственная безопасность в системе
национальной безопасности России
Рассмотрение этой проблемы целесообразно начать с уточнения самого понятия «безопасность». В этой связи следует подчеркнуть, что «безопасность как состояние сохранности, надежности предполагает поддержание определенного баланса между негативным воздействием на субъект окружающей его среды и его способностью преодолеть это воздействие либо собственными ресурсами, либо при помощи соответствующих, специально для этого созданных органов или механизмов»[1]. В Законе Российской Федерации «О безопасности» понятие «национальная безопасность» определяется как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз». При этом «жизненно важные интересы» представляются как «совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства»[2].
Среди видов безопасности российские ученые уделяют особое внимание экономической безопасности, которая, по мнению В.А.Савина, представляет «систему защиты жизненных интересов России. В качестве объектов защиты могут выступать: народное хозяйство страны в целом, отдельные регионы страны, отдельные сферы и отрасли хозяйства, юридические и физические лица как субъекты хозяйственной деятельности»[3]. По Л.И.Абалкину «экономическая безопасность – это состояние экономической системы, которое позволяет ей развиваться динамично, эффективно и решать социальные задачи и при котором государство имеет возможность вырабатывать и проводить в жизнь независимую экономическую политику»[4]. Таким образом, под экономической безопасностью следует понимать важнейшую качественную характеристику экономической системы, определяющую ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства.
Продовольственная безопасность рассматривается в качестве одного из основополагающих элементов экономической безопасности государства, обеспечивающих его автономность и независимость от сопредельных стран, и исследуется многими российскими учеными. Можно привести следующие определения продовольственной безопасности:
–       продовольственная безопасность – состояние, характеризующееся углублением дифференциации доходов и потребления белка животного и растительного происхождения[5];
–       продовольственная безопасность – это, во-первых, поддержание снабжения продуктами питания на уровне, достаточном для обеспечения здорового питания населения, во-вторых, устранение зависимости страны от импорта, достижение самообеспеченности сельскохозяйственной продукцией и защита интересов производителей сельскохозяйственной продукции[6];
–       продовольственная безопасность – доступность основных продуктов питания, которая предполагает наличие необходимого количества продуктов питания и свободного к ним доступа, достаточную покупательскую способность населения[7].
Обобщая высказывания ряда авторов, С.С.Бекенов предлагает следующее определение: «Продовольственная безопасность – это совокупность экономических отношений в обществе, возникающих по поводу обеспечения всех его членов продуктами питания, соответствующими нормативам по качеству и количеству. При таком подходе становится возможным перевести на уровень государства решение проблемы, целью которой является обеспечение всем гражданам постоянного доступа к достаточному количеству продуктов питания»[8]. Исходя из этого можно сформулировать следующие основные положения продовольственной безопасности. Во-первых, для обеспечения продовольственной безопасности той или иной страны должны быть гарантированы устойчивые и достаточные уровни производства продовольствия, полностью обеспечивающие запросы страны. Во-вторых, продовольственная безопасность может быть достигнута только тогда, когда гарантированы физические и экономические условия доступа к продовольствию. В-третьих, с целью достижения продовольственной безопасности продукция сельскохозяйственного производства должна стабильно и в достаточном количестве поставляться на мировые рынки. И, наконец, последним, но не менее важным элементом продовольственной безопасности является обеспечение населения доброкачественным, не приносящим ущерба здоровью продовольствием[9].
Данная концепция предполагает не только производство достаточного количества высококачественного продовольствия, но также поддержание адекватных и бесперебойных поставок сельскохозяйственной продукции на мировые рынки. Другими словами, продовольственная безопасность достигается при наличии соответствующих систем и механизмов, гарантирующих достаточный объем производства и поставок продовольствия и адекватно реагирующих на риски, которые могут вызывать перебои в этой сфере.
Состояние продовольственной безопасности населения оценивается широким спектром показателей. Если на начальном этапе это были среднедушевые доходы населения, переходящие остатки продовольственного зерна (сначала на уровне 20%, а затем 16% от общего годового потребления[10]), то теперь критерии расширились и стали более сложными. К современным критериям продовольственной безопасности относятся доля расходов на продовольствие в общих расходах отдельных групп населения, территориальная доступность продуктов (измеряемая путем сравнения уровня розничных цен на одинаковые товары в разных регионах страны), степень «натуральности» и доброкачественности продуктов и др.[11] В обобщенном виде оценка состояния продовольственной безопасности населения определяется:
–       физической доступностью продовольствия, под которой понимается наличие продуктов питания на всей территории страны в каждый момент времени и в необходимом ассортименте;
–       экономической доступностью продовольствия, состоящей в том, что уровень доходов независимо от социального статуса и места жительства гражданина позволяет ему приобретать продукты питания, по крайней мере, на минимальном уровне потребления;
–       безопасностью продовольствия для потребителей, т.е. возможностью предотвращения производства, реализации и потребления некачественных пищевых продуктов, способных нанести вред здоровью населения.[12]
Для оценки состояния и пределов продовольственной безопасности на государственном и внутригосударственном уровнях более приемлемы методические подходы, основу которых составляет принцип достаточного и сбалансированного питания, учитывающий физиологические нормы питания населения, возраст, профессию, место проживания и национальные особенности. Для оценки продовольственной безопасности страны необходимо:
1.     Определить перечень продуктов, наиболее достоверно отражающих структуру рациона питания основных групп населения. Количество продуктов должно быть минимальным, обеспечивая при этом на 80% и более потребность в калориях и основных пищевых веществах. Для России в качестве таких базовых видов продовольствия можно рассматривать хлеб и хлебные изделия, картофель, овощи, плоды и ягоды, сахар, масло растительное, мясо и мясопродукты, молоко и молокопродукты, яйца и рыбу. Эти продукты примерно на 90% обеспечивают рацион питания населения в калориях и на 85% – в основных пищевых веществах.
2.     Определить базовые параметры или объем душевого потребления по каждому виду продукта питания.
3.     Определить качественные показатели и соответствие продовольствия требованиям безопасности по наличию в продуктах вредных для здоровья веществ.
Таким образом, критериями обеспечения продовольственной безопасности страны являются степень удовлетворения физиологических потребностей населения в качественных и безопасных продуктах питания, а также физическая и экономическая доступность их для различных категорий населения. Так, нормативы потребления продуктов питания российскими гражданами выглядят следующим образом (табл. 1.1.1)[13].
Нормы, представленные в табл. 1.1.2, по наиболее ценным пищевым продуктам ниже тех, что были приняты еще в апреле 1992 г., и уж тем более далеки от обоснованных медициной потребностей человека. Но даже при таких нормах примерно пятая часть населения в России до сих пор не вышла на рекомендуемый уровень потребления своими гражданами основных пищевых продуктов (табл. 1.1.2).
 
Таблица 1.1.1
Минимальный набор продуктов питания для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации[14]
 
Наименование продукта
Объем потребления
(в среднем на одного человека в год, кг)
трудоспособное
население
пенсионеры
дети
Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, мука, крупы, бобовые)
134
103,7
84,3
Картофель
107,6
80
107,4
Фрукты свежие
23
22
51,9
Сахар и кондитерские изделия в пересчете на сахар
22,2
21,2
25,2
Мясопродукты
37,2
31,5
33,7
Рыбопродукты
16
15
14
Молоко и молокопродукты в пересчете на молоко
238,2
218,9
325,2
Яйца, шт.
200
180
193
Масло растительное, маргарин и другие жиры
13,8
11
10
Прочие продукты (соль, чай, специи)
4,9
4,2
3,6
 
Приведенные данные свидетельствуют о том, что фактическое потребление основных продуктов питания ниже рекомендуемых норм. Обеспеченность основными продуктами питания составляет: мясо и мясопродукты ? 68%; молоко и молокопродукты ? около 60%; яйца ? почти 87%; рыба и рыбопродукты ? более 50%; овощи и бахчевые ? 73%; фрукты и ягоды ? 62%[15]. В 2007 г. потребление говядины в Российской Федерации составило около 2,4 млн. тонн, среднедушевое потребление говядины увеличилось на 0,9 кг и составило 18,0 кг в год, в то время как рациональные нормы потребления на душу населения мясопродуктов в пересчете на мясо говядины, разработанные институтом питания Российской академии медицинских наук (РАМН), составляют 32 кг[16].Одновременно с этим потребление картофеля, хлебопродуктов превысило рекомендуемые нормы, а масла растительного и сахара соответствует им.
 
Таблица 1.1.2
Соотношение фактического потребления основных продуктов питания
к рекомендуемым нормам на душу населения в России, %[17]
 
Наименование
продуктов питания
Годы
1990
1995
2000
2005
2006
2007
Мясо и мясопродукты
107,1
78,5
55,6
66,3
80,0
68,0
Молоко и молочные
продукты
107,5
70,5
54,8
60,0
58,2
58,9
Овощи и бахчевые
культуры
63,6
54,3
61,9
71,0
73,1
73,1
Фрукты и ягоды
46,7
38,7
47,9
59,2
61,8
61,8
Хлеб и хлебопродукты
104,3
106,1
106,4
113,1
113,1
115,0
Рыба и рыбопродукты
109,9
49,5
43,9
49,0
50,6
51,1
Растительное масло
77,3
56,8
76,2
89,7
92,6
99,2
Картофель
100,9
118,1
100,0
110,8
110,8
115,0
Яйца
112,1
81,5
78,1
83,9
85,9
86,9
Сахар
133,1
90,6
86,0
93,4
95,8
95,8
 
По уровню питания Россия занимает в настоящее время 67 место в мире, отставая от стран Запада по уровню потребления мяса в 1,4-2,5 раза, молока – в 1,1-1,6 раза, рыбы – в 1,1-2,5 раза[18].
Исследование продовольственного обеспечения населения по группам населения с разным уровнем доходов, показывает, что группа населения с наименьшими доходами потребляет меньше, чем группа с высокими доходами мяса и мясопродуктов ? в 2,5 раза; молока и молокопродуктов ? в 2,1 раза; овощей и рыбопродуктов ? в 2,2 раза; фруктов и ягод ? в 3,9 раза; яиц ? в 1,7 раза[19].
Возрастает влияние на обеспечение продовольственной безопасности России внешних факторов, поскольку продовольствие все больше становится одним из основных факторов политической и социально-экономической стабильности любого государства. Особенно очевидно это стало в конце 2007 – начале 2008 года, когда на мировых рынках произошел резкий скачек цен на продовольствие, за год они выросли на 40%, а за период с 2005 года цены почти удвоились[20]. По прогнозам международных организаций мировая продовольственная ситуация в ближайшие десять лет будет обостряться по ряду известных причин.
Анализ параметров самообеспечения внутреннего рынка Российской Федерации по основным видам продуктов питания показывает, что проблема обеспечения приемлемого уровня питания населения страны и ее продовольственной безопасности также сохранит свою остроту в ближайшей среднесрочной перспективе. Наиболее благополучно дело обстоит с объемами предложения зерна, свинины, масла растительного, яиц, картофеля. Спрос населения на эти продовольственные товары в среднесрочной перспективе будет покрываться отечественным производством. Однако уровень самообеспечения зерном в 2008-2012 гг. может сократиться на 10% и, прежде всего, за счет роста потребления кормового зерна, наращивания зернового экспорта[21]. Аналогичную тенденцию можно отметить и на рынке свинины. Уровень самообеспечения по этому продукту к 2013 году может сократиться на 15,3%.[22] Связано это будет с тем, что ожидаемый рост потребления свинины (+11,7%) значительно превзойдет темпы роста ее производства (+1,2%) в российском сельском хозяйстве. По прогнозу, в среднесрочной перспективе можно ожидать высокого роста уровня самообеспечения маслом растительным (с 178,3% в 2009 г. до 233,6% в 2012 г.). В этот же период времени сохранится достигнутый уровень самообеспечения Российской Федерации яйцами и картофелем 105,5% и 199,2% соответственно[23].
Таким образом, насыщенность продовольственного рынка России такова, что, в основном, физическая доступность продовольствия обеспечена на минимальном уровне потребления: потребление населением некоторых видов продуктов питания значительно ниже рекомендуемых норм, обеспеченность основными продуктами питания по отношению к рекомендуемым рациональным нормам их потребления составляет по основным продуктам от 55% до 80%.
Итак, оценивая уровень продовольственной безопасности в стране за последние годы, можно сделать вывод, что она находится в критической области. Продовольственная проблема по-прежнему остается в числе самых сложных проблем, решение которых предполагает принятие мер, обеспечивающих эффективное государственное регулирование развития агропромышленного комплекса как основного источника формирования продовольственного фонда. Современное состояние проблемы продовольственной безопасности и сложившейся системы путей ее решения в России требуют, во-первых, дальнейшего развития и уточнения внешнеэкономической политики обеспечения продовольственной безопасности, включая выработку правовой базы, организационно-институциональной базы и методического обеспечения; во-вторых, налаживания и совершенствования мониторинга состояния продовольственной безопасности страны и ее регионов.
73
 


1.2. Продовольственная безопасность и продовольственная
независимость государства
Продовольственная безопасность Российской Федерации предполагает постоянную готовность государства к предотвращению нарушения системы обеспечения граждан продуктами питания при стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях, для чего необходимо иметь стратегический запас продовольствия в государственном резерве и надежную систему его распределения. Поэтому в качестве обязательного требования данной системы выступает продовольственная независимость.
Продовольственная независимость представляет собой способность государства гарантировать экономическую доступность к основным продуктам питания всех социальных групп в количестве и качестве, необходимом для нормальной жизнедеятельности и воспроизводства населения, за счет собственного производства и регулируемой части импорта продовольствия (рис. 1.2.1)[24].
Система обеспечения продовольственной безопасности характеризуется такими социально-экономическими критериями, как производство продуктов питания, реализация (в том числе импорт), приобретение (распределение) продовольствия между социальными группами населения с учетом их доходов, потребление и воспроизводство, роль в обеспечении качества жизни.
В настоящее время в России уровень продовольственной безопасности по разным оценкам составляет от 65-75% (импорт продовольствия 25-35%). При этом доля импорта в крупных мегаполисах страны достигает 50-60%[25].
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Рис. 1.2.1. Взаимосвязь и взаимообусловленность продовольственной безопасности, независимости и продовольственного обеспечения
 
Либерализация ценообразования и внешней торговли, диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию, средства производства и услуги для сельского хозяйства, а также отсутствие должного уровня протекционизма в отношении отечественных товаропроизводителей привели к тому, что произошло быстрое насыщение внутреннего продовольственного рынка страны импортными продуктами питания, что отрицательно отразилось на отечественном сельскохозяйственном производстве, объем которого резко сократился.
Так, по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата) и Федеральной таможенной службы России (ФТС России), в 2006 году импорт продовольственных товаров и сырья для их производства составил 21613,6 млн. долл., что в 3 раза больше, чем в 2000 году. Это положительно повлияло на динамику оборота розничной торговли продовольственными товарами, но одновременно стало реальным фактором стратегического риска, который может оказать негативное воздействие не только на продовольственную, но и экономическую безопасность страны. Динамика импорта основных видов продовольственных товаров отражена в табл. 1.2.1.
 
Таблица. 1.2.1
Импорт основных видов продовольственных товаров и сырья
для их производства в Российскую Федерацию[26]
 
Продукция
Годы
2000
2003
2004
2005
2006
Продовольственные товары и сырье для их производства, млрд. долл. США
7,38
12,04
13,85
17,41
21,61
Мясо свежее и мороженое (без мяса птицы), тыс. т.
517
1097
1031
1340
1411
Мясо птицы свежее и мороженое, тыс. т.
694
1205
1114
1329
1282,4
Сыры и творог, тыс. т.
35,5
215,8
266,2
324,7
300,9
Рыба, ракообразные и моллюски, всего, тыс. т.
336,6
607,7
728,2
850

Масло сливочное и прочие молочные жиры, тыс. т.
70,8
164
148,1
133
164,8
Масло подсолнечное, тыс. т.
150
202
161
131
100
Молоко и сливки сгущенные, тыс. т.
76,6
100
127
146
145,2
Сахар сырец, тыс. т.
4547
4113
2586
2893
2632,7
Сахар белый, тыс. т.
467
456
569
625
349,7
Кофе, тыс. т.
20,6
32,0
29,5
39,7
55,6
Чай, тыс. т.
159,0
169
173
180
173
 
Либерализация экономики, в том числе внешнеэкономической деятельности (ВЭД), привела к тому, что импорт продовольственных товаров и сырья для их производства стал рассматриваться отечественными производителями как фактор конкуренции на внутреннем рынке. В их товарной структуре наибольший удельный вес, как и в предыдущие годы, занимает импорт мяса и пищевых мясных субпродуктов – 22,1% (в стоимостном выражении – 4785,5 млн. долл.). Физические объемы импорта составили 3285,7 тыс. т., что в 2,45 раза больше, чем в 2000 году, в том числе мяса крупного рогатого скота – в 2,6 раза, свинины – 3,1 раза, пищевых субпродуктов всех видов скота – в 3 раза, мяса и пищевых субпродуктов домашней птицы – в 1,87 раза[27].
Иностранные производители, получавшие многомиллиардные субсидии на производство и экспорт мяса, активно заполняли и заполняют освободившуюся нишу на внутреннем рынке нашей страны. Ввоз на таможенную территорию России всех видов мяса такими темпами и объемами – один из основных негативных факторов, сдерживающих развитие отечественного животноводства.
Произошли существенные изменения в структуре импорта мяса по его видам. В 2006 году от общего объема импорта мяса и пищевых мясных субпродуктов доля говядины составила 22% (в 1999 г. – 38%), свинины – 20,3% (в 1999 г. – 32%), мяса птицы – 32% (в 1999 г. – 17%). До 1992 года внутренний рынок мяса птицы практически полностью обеспечивался продукцией отечественного производства – доля импорта не превышала 3%. Сегодня Россия – крупнейший импортер этого вида продукции. Среднегодовые объемы импорта мяса птицы составили 1260 тыс. т., что в 1,8 раза больше, чем в 1990 году.[28] Этот вид мяса стал для большинства граждан России основным по доступности белковым продуктом питания.
Основной вид импортного мяса птицы – части тушек и субпродукты домашних кур. Крупнейшие экспортеры – США и Бразилия. Их доля в поставках этого вида продукции составляет 89%. Постоянно растущий спрос на импортное мясо птицы стимулируется сравнительно невысокой его ценой – 728,7 долл. за 1 тонну (2006 г.).
Импортные продовольственные товары в розничной торговле страны, в общей сложности, составляют около 40% оборота, а в крупных городах и промышленных центрах их доля достигает 70-80%[29]. В то же время в качестве критерия продовольственной независимости страны удельный вес отечественного продовольствия в общем объеме потребления должен быть в размере не менее 80%. Такой подход в полной мере соответствует нормативам Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО), характеризующим национальную продовольственную независимость показателем присутствия импортного продовольствия на внутреннем рынке страны в размерах не более 20% в общем объеме его товарооборота[30].
В качестве дополнительных критериев национальной продовольственной независимости в различных источниках[31] можно встретить объемы среднедушевого производства и переходящих запасов основных видов продовольствия, которые также в России за годы реформ имеют тенденцию к сокращению. Так, если среднедушевое производство зерна в стране до реформ в среднем составило не менее 700 кг, то за годы реформы этот показатель уменьшился почти в 1,5 раза[32].
Но, как отмечают эксперты[33], в условиях сокращения продовольственных ресурсов в мире, торговля продовольствием может стать уже в ближайшее десятилетие мощным оружием в международных отношениях и эффективным средством политического давления. Полное завоевание странами-экспортерами продовольственного рынка страны и существенный подрыв сельского хозяйства России может привести к значительному росту цен на экспортируемые продукты питания посредством отмены дотаций в зарубежных государствах производителям и экспортерам продукции. Эти методы воздействия на страны-импортеры также довольно распространены в зарубежном мире. Наконец, в связи с перспективой вступления России во Всемирную торговую организацию и ожидаемой дальнейшей либерализацией внешней торговли и уровня протекционизма в отношении сельских товаропроизводителей, положение с продовольственной независимостью России может существенно усугубиться.
Таким образом, приходится констатировать факт, что Российская Федерация перешла грань утраты продовольственной независимости в части обеспечения населения продуктами питания при всем том, что ни одна развитая страна не позволяет себе полной зависимости от иностранных производителей по обеспечению каким-либо стратегическим продовольственным товаром, сколь бы дорого ни обходилось его отечественное производство.
Внешнеэкономическая политика, проводимая Правительством Российской Федерации по обеспечению продовольственной безопасности страны, привела к тому, что при наличии больших материальных ресурсов, существует высокая зависимость страны от импорта продовольствия и низкая обеспеченность качественной продовольственной продукцией, безопасной для жизни, здоровья населения и окружающей среды.
73
 


1.3. Проблематика продовольственной безопасности
в зарубежных странах
Конец XX начало XXI века во всем мире ознаменовались повыше­нием интереса к продовольственной безопасности, поскольку именно по­требление продуктов питания с целью поддержания физиологического состояния выступает базовой в общем ряду человеческих потребностей. Исходной точкой в определении современного мирового сельскохозяйственного и продовольственного положения можно считать Всемирную продовольственную конференцию в 1974 году в Риме, когда впервые в мировом масштабе была дана оценка современного продовольственного кризиса и определены возможные пути выхода из него[34]. С тех пор прошло более тридцати лет, значительно увеличилось мировое население, достигнут существенный прогресс науки и техники, в ряде стран реализованы «зеленые революции», в наиболее развитых странах идет быстрым темпом процесс интенсификации сельского хозяйства. Однако, несмотря на значительный рост сельскохозяйственного производства, число людей с недостаточным уровнем питания и даже голодающих осталось на прежнем уровне. Вместе с тем произошло существенное изменение в географическом размещении этого нуждающегося в продовольствии населения. Если раньше в наибольшей степени оно сосредотачивалось в странах Восточной и Южной Азии, где насчитывалось более половины всех голодающих в мире, то теперь доля этих регионов, в особенности Восточной Азии, снижается, и в перспективе центр концентрации населения переместится в страны Африки, где уже в настоящее время каждый третий житель недоедает и в ряд стран Южной Азии, где 24% населения относится к категории недоедающих и голодающих[35]. Улучшение продовольственного положения в азиатских странах произошло за счет «зеленой революции», обусловленной расширением посевов высокоурожайных семян риса и пшеницы и увеличением применения минеральных удобрений.
По прогнозам Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО), к 2010 году при увеличении объемов производства в большинстве развивающихся стран поставки продовольствия в среднем на душу населения в этой группе государств возрастут до 2730 калорий, что является существенным ростом по сравнению с нынешним периодом. Однако количество голодающих и недоедающих остается на высоком уровне и, прежде всего, в Африке и Южной Азии. Рост голода во всем мире вызвало повышение цен на продовольствие в 2007-2008 гг. Оценки ФАО показывают, что численность хронически голодающих людей возросла в 2007 году на 75 миллионов, превысив прогнозы ФАО, по которым число недоедающих людей в мире должно было бы составлять в 2003-2005 гг. 848 миллионов человек[36]. Таким образом, общее число недоедающих в мире достигло в 2007 году 923 миллионов человек. Это составляет 15% голодающих и 12,7% недоедающих от всего населения, то есть треть населения Земли страдает от голода и недоедания[37]. Даже, несмотря на оптимистический прогноз, весьма значительная часть населения Земли будет обеспечена продовольствием ниже физиологически необходимого уровня[38]. Эти факты позволяют сделать вывод о том, что мировая продовольственная безопасность находится в кризисном состоянии.
Этого нельзя сказать про развитые страны. Так, в конце 90-х годов при среднедушевом продовольственном потреблении в мире 2700 ккал в день на человека, население США и Канады потребляло 3600 ккал, стран Западной Европы – 3500 ккал, СНГ – 3400 ккал, а в государствах Африки – 2100 ккал, Индии и Бангладеш – 2200 ккал[39]. То есть в одних странах потребление существенно больше базового уровня, необходимого для нормальной жизнедеятельности, а в других – даже средний уровень ниже этой нормы. При адекватном распределении производимого продовольствия им можно обеспечить нормальную жизнедеятельность всего населения мира, но это, по понятным причинам, всего лишь надежда.
В последние десятилетия произошли довольно существенные сдвиги в мировом сельском хозяйстве: продолжающийся его рост в Северной Америке и Западной Европе; скачок в Китае; положительные сдвиги в Индии; явный упадок в Африке; проявление негативных тенденций на территории большинства стран Центральной и Восточной Европы и бывшего СССР. В начале 1970-х годов уровень питания населения Китая был ниже среднемирового – 2030 ккал на человека в день, что свидетельствовало о полуголодном существовании огромной нации. За последние три десятилетия в стане, полностью перестроившей аграрный сектор экономики, почти в три раза увеличился валовой сбор зерна, многократно возросло производство мяса и других продуктов[40].
В развитых странах в настоящее время сформировалось два принципиально отличных концептуальных подхода к проблеме продовольственного обеспечения. Согласно одному из них, необходимый уровень обеспечения населения страны основными видами продуктов питания обеспечивается за счет их импорта из нескольких ведущих стран мира при устранении тарифных и нетарифных барьеров для перемещения продовольствия и сокращения уровня государственной поддержки отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей. Сторонниками такого подхода выступают страны-экспортеры продовольственной продукции с либеральной моделью экономики (США, Канада, Австралия). Они располагают почвенно-климатическими условиями, благоприятными для возделывания продовольственных сельскохозяйственных культур, прежде всего зерновых, значительными экономическими ресурсами, развитым аграрным сектором. Сельское хозяйство производит основные виды продовольствия в объеме, превышающем внутренние потребности и удовлетворяющем значительную часть спроса на мировом рынке. Так, в США агропромышленный комплекс обеспечивает полную продовольственную самообеспеченность страны и ее ведущую роль, как экспортера на мировых рынках сельскохозяйственной продукции и продовольствия.
Производя в избытке практически все виды продуктов питания, страна в значительных объемах, до 25% всей производимой аграрной продукции, вывозит в другие страны. Удельный вес продовольствия в структуре экспорта составляет 20%, а в объеме мирового экспорта достигает 13%. На долю США приходится 35% мирового рынка пшеницы, 70% – кукурузы и сои, 25% – хлопка, 20% – риса[41].
Тот факт, что в развитых в агропромышленном отношении странах сельское хозяйство остается объектом государственной поддержки и регулирования свидетельствует значение эквивалента субсидий производителю (producer subsidy equivalent), который используется как общепринятый в Организации стран экономического развития (ОСЭР) показатель интегральной оценки уровня государственного регулирования аграрной сферы. Он представляет собой отношение разности между внутренней ценой данного вида продовольственной продукции с учетом субсидий и налогов и мировой цены к цене данного вида продовольствия на мировом рынке. Значение этого показателя в середине 90-х годов в США и Канаде составляло 50%, Австралии – 45-55%, что свидетельствует о значительном уровне государственного регулирования аграрного сектора, несмотря на высокую степень либерализации экономики этих стран[42].
Другой концепции продовольственной обеспеченности придерживаются страны Западной Европы, Япония. Их экономическая политика в аграрной сфере предусматривает прямое субсидирование сельских товаропроизводителей в сочетании с защитой внутреннего продовольственного рынка. Эти защитные меры, кроме импортных тарифов, включают компенсационные сборы, акцизы, различного рода налоги и неналоговые ограничения в виде квот, административного регулирования. Поэтому зачастую официальные таможенные пошлины могут быть относительно невелики, но за счет других механизмов фактически ставятся непроходимые барьеры для импорта продовольствия. Например, если взять Японию, то там импортные пошлины кажутся относительно небольшими: зерно – 5,3%, мясо – 16,9%, мясные изделия – 16,1%, молочные продукты – 26,5% и т.д[43]. Но за счет других элементов внешнеторговых барьеров ввоз импортного продовольствия значительно ограничен. Например, по рису существует пошлина в размере 15%, но оптовая торговля рисом монополизирована государством, и импорт риса в страну фактически запрещен.
В странах же, находящихся в экстремальных почвенно-климатических условиях, приходится прибегать ко всему арсеналу защитных мер, чтобы отгородить местного производителя от пагубного воздействия мирового рынка. Примером может быть Финляндия. Внутренний рынок продовольственных товаров в этой стране защищен не только за счет взимания таможенных пошлин, но и другими методами государственного регулирования в форме компенсационных и уравнительных налогов, что позволяет местным фермерам реализовать свою продукцию по ценам, значительно превосходящим мировые. Вследствие этого достигнут высокий уровень самообеспечения продовольствием: пшеница – 177%, ячмень – 108%, овес – 174%, сахар – 95%, молоко – 122%, говядина – 109%. По официальным данным Финляндии, средний таможенный тариф на сельскохозяйственные товары составляет 11,2%. Однако, эта средняя ставка может дать искаженное представление, поскольку она не отражает реальную степень защиты внутреннего рынка. Фактическая защита с учетом всех видов налогов и сборов на импорт, включая скользящие компенсационные сборы, акцизы и налоги с продаж и др., составляет в пересчете к импортной стоимости (в %): говядина свежая и мороженая – 341%, свинина свежая – 270%, баранина – 390%, молоко с жиром до 6% – 144%, масло сливочное – 566%, пшеница – 352%, ячмень, овес, кукуруза – 236%, тростниковый сахар – 307%[44].
Несмотря на существенные различия национальных подходов к определению продовольственной безопасности, общим для всех стран требованием является поддержание на необходимом уровне таких показателей продовольственного снабжения населения, которые гарантировали бы устойчивое экономическое развитие и социально- политическую стабильность в обществе. При этом устойчивость продовольственной безопасности государства обеспечивается как достаточным самообеспечением продуктами питания, так и наличием средств для импорта продовольствия в нужных объемах при малой степени потенциальной уязвимости продовольственного снабжения в случае осложнений (рост цен, нехватка валюты) и нарушений (эмбарго на поставки) в поступлении продовольствия по импорту.
Одним из определяющих факторов продовольственной безопасности является продовольственное самообеспечение страны, хотя уровень продовольственной самообеспеченности сам по себе еще не говорит о степени продовольственной устойчивости государства. Так, в одних странах экспорт продовольствия соседствует с голодом населения (Индия, Пакистан), в других – крупный размер продовольственного импорта содействует высокому уровню потребления и социальной стабильности (Великобритания (25,7% – импорт продовольствия в % к потреблению продовольствия[45], Япония). В обоих случаях не приходится говорить о продовольственной зависимости страны: в первом – отсутствует сама основа (импорт) для такой зависимости от внешних поставщиков, во втором – национальная экономическая мощь и экспортные доходы позволяют безболезненно закупать за рубежом необходимые объемы продовольствия. Таким образом, можно сделать вывод о том, что продовольственная зависимость страны возникает и тогда, когда она не в состоянии оплачивать импорт необходимых продуктов, зависит от экономической помощи со стороны развитых государств (в виде даров продовольствия, кредитов для его закупки и т.д.).
Итак, в зависимости от принципиального отношения к проблеме продовольственной безопасности, все страны мира можно условно разделить на три группы: ориентированные на импорт продовольствия; ориентированные на экспорт продовольствия; обеспечивающие внутренний рынок за счет собственного производства. Импортная ориентация присуща странам с неблагоприятными природно-экономическими условиями для производства продовольствия, а также богатым странам, имеющим экономически зависимые и политически слабые государства. Страны, ориентированные на экспорт продовольствия, как правило, располагают лучшими природными и климатическими условиями для его производства или применяют такой комплекс мер по ценовому регулированию, что вывоз продуктов питания становится не только целесообразным, но и экономически выгодным. Несмотря на принципиальные отличия рассмотренных подходов, и те, и другие считают, что необходимый и достаточный уровень продовольственной обеспеченности страны достигается как за счет собственного производства основных продуктов питания, так и наличием средств для их импорта в необходимых объемах при малой степени потенциальной уязвимости продовольственного снабжения в случае осложнений (рост цен, нехватка валюты) и нарушений (эмбарго на поставки) в поступлении продовольствия по импорту.
73
 


2. МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РАМКАХ ВТО
 
2.1. Возможности использования инструментов регулирования
внешней торговли для обеспечения продовольственной
безопасности государства
В основе современных международных экономических отношений лежит механизм регулирования международной торговли на публично-правовом уровне, который реализован в формате Всемирной торговой организации. ВТО ведет отсчет своего существования с 1 января 1995 г. и, будучи одной из наиболее молодых международных организаций, является правопреемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). ВТО – это и организация, и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами. Правовую основу ВТО составляют следующие базовые соглашения: Генеральное соглашение о торговле товарами, в редакции 1994 года (ГАТТ 1994), Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).
Главной целью ГАТТ, устанавливающего правила ведения многосторонней торговли товарами, является создание открытой системы торговли между странами – членами организации на условиях добросовестной конкуренции и прозрачности применяемого законодательства.
Хотя правила и условия ГАТТ и его дополнительных соглашений могут на первый взгляд показаться сложными и запутанными, все они основаны на четырех простых принципах, составляющих основу всей правовой системы ВТО: защита национальной промышленности преимущественно тарифными методами, связывание тарифов, режим наибольшего благоприятствования (РНБ) и национальный режим.
Защита национальной промышленности тарифными методами. Хотя вся правовая система в рамках Всемирной торговой организации ориентирована на либерализацию мировых рынков, ГАТТ признает право стран-членов на защиту внутренних производителей от иностранной конкуренции. Обязательным условием, предъявляемым странам, является обеспечение низкого уровня защиты с применением тарифных мер. Соблюдение этого принципа подкрепляется запретом на использование количественных ограничений на импорт. Однако существуют исключения. В частности, в ситуации, когда страна испытывает трудности с платежным балансом, допускается ограничение импорта в целях обеспечения баланса между валютными поступлениями и внешними обязательствами. Это исключение используется развивающимися странами для предупреждения возможных сокращений золотовалютных резервов в случае, если иные ценовые меры не могут исправить сложившуюся ситуацию. Несоблюдение правил, направленных против использования количественных ограничений, особенно в сельскохозяйственном секторе, уже привело к ужесточению режима и замене всех количественных ограничений использованием тарифных мер.
Снижение и связывание тарифов. Второе правило ГАТТ направлено на сокращение тарифных и других мер, используемых членами ВТО для защиты национальных производителей. Страны-участницы должны, где возможно, стремиться сокращать уровень тарифных ставок и упразднять торговые барьеры в рамках многосторонних переговоров. После сокращения тарифы должны быть «связаны» для недопущения их дальнейшего повышения, что фиксируется в перечнях уступок, составляемых для каждой страны отдельно. Концепция «связывания» тарифов состоит в том, что ставка, согласованная со странами-участницами в рамках переговоров, указывается в перечнях уступок. Каждая страна принимает на себя обязательство не применять ставки тарифов и других пошлин и сборов, превышающие уровень ставок, указанных в списках. Также недопустимо применять меры (например, количественные ограничения), которые повлекут за собой уменьшение стоимости тарифной уступки. Данное правило основывается на принципе взаимности уступок. Страна, желающая получить открытый доступ на рынок другой страны, должна, в свою очередь, быть готова предоставить тарифные и иные уступки и преимущества другой стране в адекватном размере путем снижения тарифов или устранения прочих барьеров[46]. Правило абсолютной взаимности, однако, не распространяется на отношения развитых и развивающихся стран. От развивающихся стран требуется предоставление уступок в форме сокращения тарифов на основе относительной взаимности с учетом их более низкого уровня развития. При назначении тарифных уступок во внимание также принимаются и различия в уровне развития новых индустриальных стран (НИС) и других развивающихся стран.
Режим наибольшего благоприятствования. В основе этого правила ГАТТ лежит принцип недискриминации. Все тарифы и другие меры регулирования торговых потоков должны одинаково применяться ко всем странам. Иными словами, «любое преимущество, благоприятствование, привилегия или иммунитет, предоставляемые любой договаривающейся стороной любому товару, происходящему из, или предназначенному для любой другой страны, должны немедленно и, безусловно, предоставляться аналогичному товару, происходящему из, или предназначаемому для территорий всех других договаривающихся сторон»[47]. Никакая страна не может применять ставки таможенных сборов к одной из стран-членов выше, чем те, которые применяются ею к любой другой договаривающейся стороне. Режим наибольшего благоприятствования не ограничивается только тарифами. Под него подпадают любые сборы, связанные с импортом и экспортом; методы обложения пошлинами и тарифами; правила и формальности, связанные с импортом и экспортом; внутренние налоги и сборы на импортируемые товары, законы и постановления, регулирующие их продажу; администрирование количественных ограничений (т.е. распределение квот среди поставщиков на основе недискриминации), разрешенных в соответствии с правилами применения исключений[48]. Исключением является приграничная торговля по преференциальным ставкам и беспошлинная торговля, где более низкие и нулевые ставки не распространяются на другие страны – члены ВТО. При этом для защиты интересов стран, не пользующихся данными преференциями, ГАТТ устанавливает довольно строгие условия создания таких таможенных территорий.
Национальный режим. В то время как правила режима национального благоприятствования запрещают применение дискриминационных мер в отношении импорта товаров из разных стран-членов, национальный режим не допускает дискриминацию импортных товаров по отношению к товарам, произведенным внутри страны. Имеется в виду недискриминационное применение внутренних норм и правил в отношении импортирующих стран по сравнению с национальными производителями, т.е. стране запрещается использовать ставки налогов на импортную продукцию выше тех, которые применяются на внутреннем рынке[49].
Государственное регулирование внешней торговли для обеспечения продовольственной безопасности государства предполагает применение широкого арсенала методов и инструментов, посредством которых оно осуществляет деятельность, направленную на создание благоприятных условий для реализации определенной концепции развития национального хозяйства, а также использование мероприятий, нацеленных на обеспечение продвижения отечественных товаров на рынки иностранных государств. Анализ специальной литературы[50] показал, что все многообразие существующих в настоящее время инструментов внешнеторгового регулирования, в зависимости от механизма воздействия их на торговлю, можно классифицировать в две основные группы – тарифные и нетарифные    (табл. 2.1.1).
 
Таблица 2.1.1
Классификация инструментов государственного
регулирования внешней торговли[51]
Методы
Инструмент
торговой политики
Регулируется
преимущественно
Тарифные
Таможенные пошлины
Импорт
Нетарифные
Квотирование
Импорт
Лицензирование
Экспорт
Государственные
закупки
Импорт
Требование
о содержании местных компонентов
Технические барьеры
Налоги и сборы
Субсидирование
экспорта
Экспорт
Экспортное
кредитование
Валютно-кредитные
инструменты
Экспорт - импорт
 
Таможенный тариф является классическим инструментом регулирования внешнеэкономической деятельности. Под тарифным регулированием в таможенном деле понимаются такие меры государственного воздействия на внешнеэкономические связи страны, которые основаны на использовании ценового фактора влияния на внешнеторговый оборот. Непосредственно таможенно-тарифные меры представляют собой совокупность организационных, экономических, правовых мероприятий, осуществляемых в установленном законодательством порядке государственными органами и направленных на регулирование внешнеэкономической деятельности.[52]
Говоря о таможенно-тарифных мерах как методе регулирования внешнеэкономической деятельности, необходимо отметить, что посредством применения этих мер государство получает возможность активно вмешиваться в экономическую жизнь страны, из чего следует, что таможенно-тарифные меры относятся к экономическим способам регулирования внешнеэкономической деятельности. Экономический характер таможенно-тарифных мер вытекает, прежде всего, из заложенного в основу их применения способа воздействия на внешнеторговый оборот через прямое влияние на цены находящихся в нем товаров. Создавая стоимостный барьер на пути движения товаров к потребителям, путем применения к товарам при их перемещении через таможенную границу установленных ставок таможенных пошлин, таможенно-тарифные меры тем самым повышают уровень цен, влияют на конкурентоспособность товаров, что в свою очередь сказывается на накоплении капитала, темпах развития и нормах прибыли отдельных отраслей производства.
Важное место среди средств регулирования ВЭД занимают нетарифные ограничения внешней торговли (НТО). Существуют различные подходы к толкованию как самих признаков, образующих понятие мер нетарифного характера, так и в формулировании определения данного понятия. Так, например, И.И.Дюмулен определяет НТО как «любые распоряжения центральных и местных властей, включая методы реализации законов, постановлений и иных нормативных актов (кроме таможенно-тарифных мероприятий), которые воздействуют на экспорт и импорт товаров, объем, товарную структуру внешней торговли, цены и конкурентоспособность товаров, создавая более жесткие условия для товаров иностранного происхождения по сравнению с товарами национального производства или различный режим для товаров разных стран»[53]. По определению И.П.Фаминского, НТО представляют собой комплекс мер, за исключением таможенного тарифа, действующих в отношении импорта и экспорта товаров[54]. Нетарифные барьеры в торговле отличаются большим разнообразием. Они принимают форму не только требований, предъявляемых к качеству товара, но и правил упаковки и маркировки, оформления документации, выполнения таможенных формальностей, требований к производственным процессам и т.д. Они включают в себя квотирование и контингентирование, лицензирование, запрет на ввоз или вывоз определенного товара, добровольное ограничение экспорта, различные сборы и налоги, действующие в отношении импорта, антидемпинговые и компенсационные процедуры и пошлины, различные финансовые меры, требования к упаковке, маркировке, технические стандарты и требования, санитарное, фитосанитарное, ветеринарное, экологическое регулирование, правила и порядок сертификации продукции, предотгрузочная инспекция и т.д.
В соответствии с ГАТТ 1994, страны – члены ВТО могут устанавливать и применять: таможенные пошлины и сборы всякого рода, в том числе префенциальные (ст. I); внутренние налоги или другие внутренние сборы любого рода на импортные товары, применяемые к аналогичным товарам отечественного происхождения (ст. I, III); антидемпинговые и компенсационные пошлины (ст. II, VI); субсидии внутренним производителям товаров (ст. III, XVI); прямые запрещения или ограничения экспорта и импорта товаров сельскохозяйственных товаров (ст. XI); квотирование импорта по стоимости и по количеству товаров (ст. XII) и др. Совокупность всех нетарифных инструментов позволяет осуществлять достаточно гибкое, оперативное и целенаправленное регулирование импорта в широком диапазоне. Они служат эффективным средством торговой дипломатии, позволяющим получать уступки в том, что касается торговых ограничений на условиях взаимности или отмены дискриминационных мер в странах – торговых партнерах.
Применение указанных выше мер и инструментов осуществляется по определенным правилам и при соблюдении соответствующих условий, которые расписаны в ГАТТ 1994, других соглашениях и договоренностях ВТО, а порядок использования некоторых из них детализован в целом ряде Соглашений ВТО. Основополагающими документами по сельскому хозяйству в ВТО на сегодня являются три соглашения Уругвайского раунда: Соглашение по сельскому хозяйству, Соглашение о санитарных и фитосанитарных стандартах (СФС) и Соглашение о технических барьерах в торговле (ТБТ). Соглашения ВТО охватывают производство и торговлю сельскохозяйственной продукцией (табл. 2.1.2).
 
Таблица 2.1.2
Основные инструменты регулирования сельскохозяйственных рынков
Всемирной торговой организацией[55]
Регулирующий
документ
Направления
регулирования
Инструменты
регулирования
Соглашение
по сельскому хозяйству
Доступ к рынкам
Экспортные субсидии
Внутренняя поддержка
сельского хозяйства
Связывание ставок
таможенных пошлин
Тарификация нетарифных барьеров
Устранение большинства нетарифных ограничений
Соглашение
о санитарных
и фитосанитарных
стандартах
Применение защитных мер
Признание мер страны-экспортера приемлемыми в случае обеспечения ими
требуемого страной-экспортером уровня безопасности
Применение международных стандартов в используемых санитарных и фитосанитарных нормах
Соглашение
о технических барьерах в торговле
Подтверждение соответствия товаров техническим регламентам
Организация справочной службы по вопросам соглашения
Разработка собственных регламентов и согласование их с заинтересованными странами
Проведение переговоров о взаимном признании результатов оценки соответствия
Наиболее важными аспектами Соглашения по сельскому хозяйству являются запрет на использование нетарифных мер (количественных ограничений импорта, скользящих импортных сборов, минимальных импортных цен, выборочного лицензирования, добровольного ограничения экспорта и др.) и замена их тарифным эквивалентом, а также связывание и снижение тарифов (на 37% для развитых стран и на 24% для развивающихся). В Соглашение не включены меры, применяемые в соответствии с положениями о платежном балансе или другими общими не относящимися к сельскому хозяйству положениями ГАТТ. Соглашение устанавливает верхний предел объема субсидируемого экспорта сельскохозяйственных продуктов. Предполагается сокращение бюджетных расходов и объема экспортных субсидий развитыми странами на 36% и 21% соответственно от уровня базового периода 1986–1990 гг. в течение шести лет и на 24% и 14% развивающимися странами в течение десяти лет. По отдельным видам товаров тарифы должны быть снижены на 15% развитыми странами и на 10% – развивающимися[56].
По некоторым категориям продуктов с высокой степенью защиты тарификация не может дать ожидаемого эффекта. В таких случаях дополнительно к тарификации применяется система обязательств по текущему и минимальному доступу на рынок, устанавливающая тарифные квоты. В пределах таких квот к импортной продукции применяются более низкие ставки пошлин, чем ко всем остальным продуктам.
Применение защитных мер. Соглашение по специальным защитным мерам (СЗМ) регулирует процедуру применения мер по ограничению импорта в случаях, когда импорт товара причиняет «серьезный ущерб» какой-либо отрасли или существует «явная неизбежность» возникновения такого ущерба, обусловленные импортом товара в «возросших количествах». Под серьезным ущербом понимается общее существенное ухудшение ситуации в отрасли отечественного производителя. Согласно Соглашению защитные меры могут быть приняты в форме количественных ограничений либо в виде увеличения импортного тарифа сверх уровня связывания. При этом отечественным производителям не должны предоставляться более благоприятные условия, чем импортерам. Защитные меры носят временный характер и применяются для того, чтобы предоставить производителям возможность приспособиться к ведению торговли в условиях открытых границ и конкуренции со стороны импортеров. В отношении развивающихся стран Соглашение предусматривает определенные исключения. Защитные меры не применяются, если доля страны в общем объеме импорта составляет менее 3%, а суммарная доля всех развивающихся государств, имеющих менее чем 3%-ную долю, не превышает 9%.[57]
Правила применения антидемпинговых и компенсационных пошлин. Данные правила отражены в Соглашении по применению ст. VI ГАТТ и в Соглашении по субсидиям и компенсационным мерам. Эти соглашения устанавливают два типа недобросовестной торговой практики: занижение цены (демпинг) и действия, предполагающие нечестную конкуренцию с помощью субсидирования экспорта товаров. В качестве мер борьбы с такой практикой импортирующим государствам разрешается использовать антидемпинговые и компенсационные пошлины, но только если после проведения расследования подтверждается наличие материального ущерба национальной промышленности. Оба соглашения рассматривают идентичные критерии оценки нанесенного ущерба, равно как и процедуры ведения расследования.
Процедура взимания компенсационных и антидемпинговых пошлин. Оба вышеупомянутых соглашения предписывают наложение антидемпинговых и компенсационных платежей только на основе объективного изучения как объема демпингового импорта и влияния демпингового импорта на цены аналогичных товаров на внутреннем рынке, так и его последующего влияния на отечественных производителей таких товаров. При установлении существования угрозы материального ущерба компетентным органам следует учитывать значительные темпы увеличения демпингового импорта на внутренний рынок, наличие у экспортера достаточных экспортных возможностей, указывающих на вероятность значительного увеличения демпингового экспорта, поступление импорта по ценам, которые будут оказывать значительное понижающее и подавляющее влияние на внутренние цены, и наличие запасов товара, в отношении которого проводится расследование. При этом лишь совокупность названных факторов может позволить сделать заключение, что дальнейший демпинговый или субсидированный импорт способен причинить материальный ущерб производителям страны-импортера[58].
Итак, все многообразие существующих в настоящее время инструментов внешнеторгового регулирования, в зависимости от механизма воздействия их на торговлю, можно классифицировать в две основные группы – тарифные и нетарифные. Несмотря на то, что положения ВТО устанавливают приоритет тарифного регулирования и требуют прекращения практики применения нетарифных инструментов в качестве барьеров для доступа импортных товаров на внутренний рынок, и те и другие являются неотъемлемыми элементами торгово-политического режима современного государства, в совокупности обеспечивающими эффективную внешнеэкономическую политику. Действующие механизмы таможенно-тарифного регулирования экспорта (импорта) сельскохозяйственной продукции и продовольствия в рамках ВТО позволяют оперативно реагировать на конъюнктуру внутреннего рынка и обеспечивать продовольственную безопасность страны.
73
 


2.2. Анализ опыта членов ВТО по обеспечению
продовольственной безопасности
Государственное регулирование сельского хозяйства за рубежом – это сложный механизм, включающий инструменты воздействия на доходы фермеров, структуру сельскохозяйственного производства, аграрный рынок, социальную структуру села, межотраслевые и межхозяйственные отношения с целью создания стабильных экономических, правовых и социальных условий для развития сельского хозяйства, удовлетворения потребностей населения в качественных продуктах питания по социально-приемлемым ценам, охраны окружающей среды.
В настоящее время основным содержанием аграрной политики большинства экономически развитых стран является государственная поддержка аграрного сектора посредством разного рода субсидий, дотаций и льгот. В некоторых странах государственные финансовые вложения в сельское хозяйство в 1,5–2 раза превышают рыночную стоимость его продукции. Государственная поддержка сельского хозяйства и пищевой промышленности сыграла основную роль в резком увеличении производства продовольствия в странах, являющихся в настоящее время его крупнейшими экспортерами – в США, Канаде, странах ЕС.
Наиболее полно практикуемые в зарубежных странах меры государственной поддержки АПК, сгруппированные по целевому признаку, исследованы и обобщены в аналитическом докладе, подготовленном Комиссией по АПК РСПП и Экспертным институтом РСПП[59]. Можно выделить меры прямого и косвенного государственного субсидирования. К мерам прямого государственного субсидирования относится поддержка доходов сельхозпроизводителей, которая заключается в: прямых государственных компенсационных платежах; платежах при ущербе от стихийных бедствий; платежах за ущерб, связанный с реорганизацией производства (выплаты за сокращение посевных площадей, вынужденный забой скота и т.д.).
К мерам косвенного государственного регулирования АПК относятся:
1.     Ценовое вмешательство на рынок продовольствия посредством поддержки внутренних цен на сельскохозяйственную продукцию, установления квот и тарифов, установления налогов на экспорт и импорт продовольствия.
2.     Компенсация издержек сельхозпроизводителей по приобретению средств производства путем предоставления субсидий на приобретение удобрений, ядохимикатов и кормов, выплату процентов по полученным кредитам, выплаты по страхованию имущества.
3.     Содействие развитию рынка, предусматривающее выделение государственных средств на разработку и осуществление рыночных программ, субсидии на хранение продукции и транспортные работы по перевозкам продукции.
4.     Содействие развитию производственной инфраструктуры, которое предполагает выделение государственных средств на проведение мероприятий долгосрочного характера, обеспечивающих рост эффективности производства – субсидии на строительство производственных помещений, осуществление ирригационных проектов, рекультивацию земель, а также на содействие созданию фермерских объединений.
В структуре государственных субсидий зарубежных стран наибольший удельный вес занимают средства на поддержку цен. В современных концепциях ценообразования на сельскохозяйственную продукцию в странах с развитой рыночной экономикой предусматривается активное государственное вмешательство в формирование и регулирование цен.
Система государственного регулирования цен практически во всех странах с развитой рыночной экономикой одинакова и предусматривает:
–       установление верхних и нижних пределов колебания цен и индикативной или условной цены, которую стремится поддерживать государство;
–       скупку либо продажу нескоропортящейся продукции в целях товарной интервенции и поддержания желаемого уровня цен.
Политика аграрных цен и фермерских доходов в развитых странах предполагает, прежде всего, организацию слежения за динамикой ряда экономических показателей:
–       издержки производства по группам специализированных хозяйств (страны ЕС) или по видам производства (США);
–       паритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию;
–       доходность ферм и отраслей производства[60].
В результате получается проработанная в деталях информационно- статистическая система данных, необходимая, во-первых, для регулярного воздействия на рыночные цены и, во-вторых, для влияния на производство, уровни доходов, накоплений, инвестиций.
В сельском хозяйстве США существуют два вида цен государственной поддержки:
–                   целевые (гарантированные), которые распространяются на наиболее важные виды сельскохозяйственной продукции. Уровень целевых цен рассчитан таким образом, чтобы они гарантировали уровень дохода для самофинансирования расширенного воспроизводства на фермах со средним и пониженным уровнями затрат. Реализация фермерской продукции происходит по рыночным ценам, которые могут быть выше, ниже либо равны целевым. Но в конце года (иногда и в течение года по авансовым платежам) фермер получает разницу между целевой и ценой реализации, если последняя ниже. Таким образом, именно целевая цена является экономической реальностью для фермера, т.е. окончательной ценой реализации, которую стали называть гарантированной;
–                   залоговые (залоговые ставки). По залоговой фиксированной цене фермер сдает в Товарно-кредитную корпорацию (ТКК) под залог всю продукцию в случае, если рыночные цены складываются ниже залоговой цены. Залоговая цена (ставка) представляет собой нижний предел гарантированных цен на сельскохозяйственную продукцию. Если в течение 9 месяцев мировые цены окажутся ниже залоговой ставки, то фермер может выкупить сданную продукцию по ценам мирового рынка. Тем самым фермер получает чистую прибыль из-за разницы между залоговой ставкой и ценой мирового рынка[61].
В странах ЕС функционирует несколько иной ценовой механизм: на сравнительно высоком уровне установлены целевые или ориентирные цены, гарантирующие средним и крупным по размерам производства фермерским хозяйствам определенный уровень дохода. Функцию минимальных цен выполняют цены вмешательства. По этим заранее фиксированным ценам сельскохозяйственную продукцию у фермеров закупают государственные закупочные организации, что является действенным средством против снижения рыночных цен ниже установленного минимума.
Во всех странах Западной Европы действует механизм гарантированных цен на сельскохозяйственную продукцию. Так, в Финляндии действуют три вида цен: целевые, дотационные и дополнительные. Ежегодно Министерство сельского и лесного хозяйства определяет целевые цены и утверждает их по согласованию с Центральной организацией сельскохозяйственных товаропроизводителей. В течение года эти цены можно корректировать с учетом темпов инфляции. Базисом целевых цен является ценовая модель, разработанная по калькуляции себестоимости производства важнейших сельскохозяйственных продуктов в хозяйствах южных районов страны, т.е. с лучшими условиями производства, а с худшими – предусмотрены дотации. Дотационные цены устанавливают по той же процедуре, что и гарантированные, но на сельскохозяйственную продукцию, идущую на экспорт. При этом если фермеры производят экспортируемую продукцию с издержками выше дотационных цен, то убытки им не возмещают. Более того, если они превысили квоты производства продукции на экспорт, то излишки не подлежат оплате по дотационным ценам. На сельскохозяйственную продукцию, произведенную сверх установленных государственных квот, предусмотрены дополнительные цены, которые варьируют в зависимости от сложившейся ситуации на внутреннем рынке в отдельно взятом районе страны (они, как правило, ниже целевых цен).
К особенностям ценообразования на сельскохозяйственную продукцию в развитых странах относится дифференциация целевых (гарантированных) цен по месяцам хозяйственного года в пределах до 10% их среднегодового уровня. Это предусмотрено с целью компенсации затрат фермерам за хранение нереализованной продукции непосредственно в своих хозяйствах или на оплату тарифов коммерческих государственных складов. В последнем случае производится частичная компенсация убытков от потерь сельскохозяйственной продукции при хранении.
Один из важнейших показателей государственного регулирования сельского хозяйства в развитых странах – уровень бюджетной поддержки фермерских цен на произведенную продукцию. Этот показатель отражает отношение всех ценовых и внеценовых бюджетных дотаций на производство и реализацию (в том числе на экспорт) определенной сельскохозяйственной продукции к ее фермерской цене. Начиная с 80-х гг., уровень бюджетной поддержки фермерских цен повысился с 14,7 до 35,8%, в том числе на растениеводческую продукцию – с 8,5 до 47%, животноводческую – с 20 до 28,5%[62].
Общей основой ценообразования в АПК зарубежных стран является приведение в соответствие закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию и общественно необходимых затрат на ее производство и реализацию. При этом стремятся учитывать уровень и динамику мировых цен. Важнейшей функцией цены остается регулирование доходов сельского хозяйства для дальнейшего развития отрасли. Система ценообразования предусматривает оперативное слежение за динамикой цен на средства производства, издержек и доходов в сельском хозяйстве, цен на конечную продукцию и услуги АПК.
Субсидии в странах ЕС достигли 45–50% стоимости произведенной фермерами товарной продукции, в Японии и Финляндии – 70%, в России лишь 3,5%. В США на развитие сельского хозяйства в расчете на единицу продукции вкладывается средств на 30% больше, чем в другие отрасли[63].
Помимо ценового механизма, общие для ЕС нормы организации и регулирования рынков сельскохозяйственного сырья и продовольствия включают контроль за предоставлением бюджетных дотаций (национальный аспект), а также общеевропейские меры, направленные на обеспечение доходов производителей, поддержание на определенном уровне розничных цен, что позволяет унифицировать условия конкуренции как в области производства, так и в области сбыта.
Кроме того, бюджетная поддержка может предоставляться как государствами-членами ЕС, так и автономными образованиями (автономные районы Италии, департаменты и районы Франции, округа в Германии) или федеральными государствами (земли Германии), которые имеют свои бюджеты (поступления от налогов). Однако определено, что абсолютная сумма субсидий на инвестиции не должна превышать заданного объема.
Таким образом, общеевропейская политика в аграрном секторе направлена на четкую организацию рынков сбыта, поддержание фермерских доходов, помощь в реализации излишков продукции и решение ряда других проблем.
Особого внимания заслуживает опыт США по субсидированию сельского хозяйства. Бюджетные расходы США на сельское хозяйство зависят от экономической ситуации – в кризисные годы их значение резко возрастает, в более стабильные периоды уровень государственного субсидирования заметно снижается. Бюджетные средства выделяются на финансирование следующих программ: сельскохозяйственные исследования; организация маркетинга и информации о рынках и ценах; кредитование; консервация и изъятие земель; поддержка цен, закупка, компенсационные платежи; поддержка фермерских снабженческих и сбытовых кооперативов, рыночные заказы; субсидирование продовольствия; экспортные субсидии; международная продовольственная помощь.
Следует также учесть внешнеторговый опыт ряда стран АТЭС, особенно Японии, в которых большую роль играет рыболовство и рыбная торговля[64]. Так, Япония продолжает сохранять импортные квоты на рыбные товары, а размер импортной квоты определяется спросом на японском рынке на данный товар и предложением со стороны японских поставщиков. При этом квоты имеют тарифный характер (есть первичная тарифная ставка и есть вторичная «запретительная» ставка). На отдельные (и рыбные) товары из определенных стран и регионов требуется предварительное одобрение японского Министерства внешней торговли и промышленности.
Таким образом, государственное регулирование агропромышленного сектора экономики путем всесторонней поддержки производителей является приоритетным направлением аграрной политики большинства развитых стран. При этом применяются два подхода к обеспечению продовольственной безопасности: первый ? приоритет поддержки национального сельскохозяйственного товаропроизводителя (страны ЕС); второй ? равная поддержка, как сельскохозяйственных товаропроизводителей, так и потребителей продовольствия (США). Используется много экономических рычагов, действие которых создает благоприятную конъюнктуру для обеспечения устойчивого функционирования агропромышленного комплекса и формирования эффективной социально-производственной инфраструктуры в сельской местности.
73
 


3. МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ЕЕ ЧЛЕНСТВА В ВТО
 
3.1. Таможенно-тарифное регулирование импорта
продовольственных товаров
Основными принципами таможенной политики в Российской Федерации являются: обеспечение экономической безопасности и защита экономических интересов РФ; обеспечение единства таможенной территории РФ; обеспечение доходности внешнеэкономической деятельности; защита отечественных производителей, что свидетельствует о ее протекционистской направленности.
Признаком такой политики так же является приоритетное использование государством для регулирования внешнеторговых операций таможенно-тарифных мер, которые являются основой экономического регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации, и, прежде всего, таможенного тарифа – наиболее известного и распространенного инструмента внешнеторговой политики. Соответственно именно таможенный тариф должен обеспечить продовольственную безопасность при вступлении России в ВТО.
Внешнеэкономическая деятельность в сфере АПК за последние два года характеризовалась усилением таможенно-тарифного регулирования агропродовольственного рынка. Был принят ряд постановлений Правительства Российской Федерации по изменению, утверждению таможенных пошлин на отдельные виды продовольственных товаров и сырья для их производства. Из их числа можно выделить следующие:
Постановление Правительства РФ от 10.10.2007 № 660 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на пшеницу, меслин и ячмень, вывозимые за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе»[65]. Временно устанавливаются ставки вывозных таможенных пошлин на пшеницу, меслин и ячмень, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе. Так, экспортная пошлина на пшеницу и меслин составляет 10% от таможенной стоимости, но не менее 0,022 евро за 1 кг; экспортная пошлина на ячмень составляет 30%, но не менее 0,07 евро за 1 кг. Указанные меры принимаются в целях сдерживания инфляции на продовольственных рынках, стабилизации цен на зерно и хлебобулочные изделия.
Постановление Правительства РФ от 12.10.2007 № 671 «О сезонных пошлинах на сахар-сырец тростниковый и отдельные виды сахара, ввозимые на территорию Российской Федерации в 2007 и 2008 годах»[66]. Утверждены ставки сезонных пошлин на сахар-сырец тростниковый и сахар со вкусоароматическими или красящими добавками, ввозимые на территорию Российской Федерации с 1 по 31 декабря 2007 года и с 1 января по 31 мая 2008 года. При среднемесячной цене на сахар-сырец не более 99,21 долл. за 1 т на нью-йоркской товарно-сырьевой бирже ставка ввозной пошлины составит 270 долл. за 1 т. Ставка сезонной пошлины при стоимости от 99,22 до 182,98 долл. за 1 т будет равна 250 долл. за 1 т. При цене от 182,99 до 198,42 долл. пошлина составит 235 долл. за 1 т, а при стоимости сахара более 198,43 долл. ставка таможенной пошлины составит 220 долл. за 1 т. Действие ставок сезонных пошлин, утвержденных данным постановлением, прекращается ранее установленного срока в случае присоединения Российской Федерации к ВТО, либо в случае, если среднемесячная цена на сахар-сырец на нью-йоркской товарно-сырьевой бирже превысит 259,99 долл. США за 1 т.
Постановление Правительства РФ от 15.10.2007 № 674 «О временных ставках ввозных таможенных пошлин в отношении молока и молочной продукции»[67]. Сроком на 6 месяцев снижены ставки ввозных таможенных пошлин на молоко и молочную продукцию (с 15 до 5% от таможенной стоимости). На сыры и творог ставка составляет 0,3 евро за 1 кг, за исключением молодых, тертых, плавленых сыров и др., для которых ставка составляет 5% от таможенной стоимости (ранее 15% от таможенной стоимости, но не менее 0,3 евро за 1 кг).
Постановление Правительства РФ от 05.12.2005 № 732 «Об импорте говядины, свинины и мяса домашней птицы в 2006 - 2009 годах»[68]. Продолжает действовать режим регулирования импорта мяса в установленных до 2009 года объемах. Однако предельный уровень ставок ввозных таможенных пошлин увеличен. На мясо и пищевые субпродукты домашней птицы, свежие, охлажденные или мороженые (код ТН ВЭД России 0207) ставка изменена на 60% от таможенной стоимости, но не менее 0,48 евро за 1 кг (ранее – 50%, но не менее 0,4 евро за 1 кг). Ставка ввозимой пошлины на свинину свежую, охлажденную или мороженую, включая тримминг (код ТН ВЭД России 0203), тоже составляет 60% от таможенной стоимости, но не менее 1 евро за 1 кг. Ранее ставка была в размере 50% от таможенной стоимости, но не менее 0,83 евро за 1 кг. Правительство утвердило также ввозную таможенную ставку на некоторые виды мяса крупного рогатого скота (свежее, охлажденное и замороженное) в размере 30% от таможенной стоимости, но не менее 0,3 евро за 1 кг (ранее – 40%, но не менее 0,4 евро за 1 кг).
Результаты сравнительных исследований показали, что в течение последних лет ставки ввозных таможенных пошлин на продовольственные товары изменялись неоднократно, импорт продовольственных товаров регулировался наиболее интенсивно. Так, в 2006 году ставка тарифа на импорт говядины составляет 15%, но не менее 0,14 евро за 1 кг, поставки сверх квоты – 60%, но не менее 0,8 евро за 1 кг. Свинину ввозят при ставке таможенного тарифа в 15%, но не менее 0,25 евро за 1 кг, величина ставки при поставках сверх квоты увеличивается до 80%, но не менее 1,06 евро за 1 кг. Ставка пошлины на ввоз мяса птицы составляет 25%, но не ниже 0,2 евро за 1 кг, свыше квоты – 60%, но не менее 0,48 евро за 1 кг. В 2008 году ставки пошлин на ввоз свинины составили – 60% от таможенной стоимости, но не менее 1 евро за 1 кг), мяса птицы – 60% от таможенной стоимости, но не менее 0,48 евро за 1 кг).
В 2009 году в РФ увеличены ставки таможенных пошлин на ввоз свинины и мяса птицы сверх установленных квот. Так, ставки пошлин на ввоз свинины составят 75% от таможенной стоимости, но не менее 1,5 евро за 1 кг (в 2008 г. – 60% от таможенной стоимости, но не менее 1 евро за 1 кг), мяса птицы – 80% от таможенной стоимости, но не менее 0,7 евро за 1 кг (в 2008 г. – 60% от таможенной стоимости, но не менее 0,48 евро за 1 кг). Ставки пошлин на ввоз сверх квот говядины в 2009 году останутся на прежнем уровне – 30% от таможенной стоимости, но не менее 0,3 евро за 1 кг.
Однако, как показывает анализ уровня тарифной защиты рынка в развитых странах-экспортерах, он в настоящее время несопоставим с российским. Так, средний уровень таможенных тарифов на импорт продовольственных товаров и сырья для их производства в странах ЕС минимум в 10 раз выше, чем в России. Например, таможенные импортные пошлины на мясо в странах ЕС составляют в среднем 215%, на молоко и молочные продукты – 113%, на зерно, муку и мучные изделия – 173%[69]. Это указывает на потребность государства в более эффективном использовании таможенного тарифа и механизма его функционирования в целях повышения уровня тарифной защиты, а также на необходимость формирования экономически обоснованных импортных таможенных пошлин.
Существует объективная необходимость разработки методики расчета экономически обоснованных ставок импортных таможенных пошлин на продовольственные товары, ввозимых на территорию России, что диктуется требованиями и условиями Всемирной торговой организации, переговоры о вступлении в которую ведет Российская Федерация.
Участие в ВТО потребует от России «связывания» тарифных ставок, что фактически выразится в существенном снижении ставок импортных таможенных пошлин на продовольственные товары, а, следовательно, вызовет ухудшение реализации корректировочной и регулирующей функции импортного таможенного тарифа и без того в настоящий момент реализующихся недостаточно для обеспечения защиты национ
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.