На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Технологии социальной работы

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание.
Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Технологии социальной работы………………………………....6
1.1 Основные технологии социальной работы…………………………….6
1.2. Технологии социальной работы с семьей наркозависимого…………11
Глава 2. Опыт социальной роботы с семьей напркозависимого……........21
2.1. Программа работы с семьей наркозависимого…………………….…21
Заключение…………………………………………………………………..27
Список использованной литературы……………………………………….29
 


ВВЕДЕНИЕ
 
Проблема наркомании уже много  лет является актуальной для России. Еще в начале 90-х годов в  стране насчитывалось 46 тысяч наркоманов. Сегодня, спустя более 10 лет, на основе анализа результатов социальных исследований специалисты по борьбе с незаконным оборотом наркотиков делают вывод о наличии более 6 миллионов россиян, употребляющих ПАВ, и это только официальная статистика.
За последние 10 – 15 лет употребление наркотиков и других психоактивных  веществ стало у молодежи не столько  модным, сколько социально приемлемым. В то же время у большого количества людей, явно не вовлеченных в эту  проблему, произошло «привыкание» к  проблеме наркомании и алкоголизма. Действительно, массовое внимание СМИ  и общественности, спекуляция на этой проблеме политических лидеров, - все  это создало условия для снижения эффективности ранее разработанных  профилактических и реабилитационных программ. Тем не менее, наркомания и алкоголизм остаются актуальной социальной проблемой.
И первые, кто оказываются вовлеченными в проблему наркомании, является семья  наркозависимого, его ближайшие  родственники. Они становятся созависимыми наркоманами или алкоголиками.
Современные исследования убедительно  свидетельствуют, что любое нарушение  внутрисемейных отношений и ценностей  оказывают негативное влияние на всех ее членов. Известно, что специфика  взаимоотношений в семье и  личностные особенности родителей  наркозависимых лиц часто выступают  как фактор, запускающий и поддерживающий наркотическое поведение. Особенности  мировоззрения родителей наркозависимых лиц связаны с их особым социальным положением – положением посредников  в общении между больным наркоманией  сыном или дочерью как представителями  наркоманской среды и внешним  миром социальной «легальной» жизни. Общественное отношение к наркомании часто определяется как негативное и отвергающее. Это отношение складывается из страха перед неизвестным, тревоги за собственных детей и родственников, страха перед криминальными и медицинскими последствиями, страха социального отвержения и т. д. Как только появляется информация о наличии у человека наркотической зависимости, общество начинает «выдавливать» его за свои пределы. Пытаясь предотвратить или отсрочить социальную изоляцию наркозависимого,  семья начинает выстраивать систему компромиссов для такой внешней оценки его поведения, которая позволила бы сохранить иллюзию его социальной приемлемости. Родители оказываются тем незаменимым средством социальной адаптации наркозависимого, которое позволяет в течение какого-то времени поддерживать определенный социальный статус больного члена семьи.
Созависимость: со - совместное, зависимость - рабство. Дисфункция семьи, нарушение  внутрисемейных отношений - основная причина  и основной механизм наркологических  заболеваний. Особая почва в семье, на которой только лишь могут проявиться алкоголизм, наркомания, игромания  и без которой они не могут  существовать. Созависимость предшествует формированию наркомании, является основным пусковым механизмом болезни и фактором, не дающим болезни угаснуть.
Семья - это устойчивая, замкнутая  система. Поведение взрослых членов семьи взаимозависимо и взаимообусловлено. Достаточно близким изменить свое поведение  и обязательно изменится поведение  зависимого человека. Но близкие могут  изменять свое поведение в разных направлениях, например, так, что зависимый  будет впадать в еще большую  зависимость. А могут действовать  иначе, так, что он раз и навсегда откажется от алкоголя, наркотиков.
Устойчивое выражение "свита  играет короля" очень точно характеризует  созависимые отношения. Наркоманию сына играют родители, алкоголизм мужа играет жена. Алкоголизм, наркомания - это всего лишь зеркальные отражения  созависимости.
А между тем, наркомания – это  тяжелое психическое заболевание, выражающееся в болезненном, непреодолимом  пристрастии к наркотическим  средствам, лекарствам, таблеткам, препаратам бытовой химии при их систематическом употреблении. Отказаться от наркотиков, если уже возникло заболевание, самостоятельно человек не может. Организм привыкает, повышается толерантность к наркотику и начинает требовать все новых и новых доз. В конечном счете, это приводит к физической, психической и нравственной деградации личности.
И в итоге мы получаем целую семью, целиком и полностью охваченной проблемой наркомании, алкоголизма… И при этом, справляться с этой проблемой можно и нужно, только начав с работы с семьей наркозависимого.
А первые, кому приходится сталкиваться с проблемами семьи и работать с ней – это работники социальных служб.
Поэтому, на наш взгляд, достаточно актуальной на сегодняшний день является проблема разработки различных технологий социальной работы с созависимыми. Отсюда вытекает вопрос – каковы технологии социальной работы с семьей наркозависимого?
Целью данной курсовой работы будет ответ на поставленный вопрос.
Объектом исследования будет выступать технологии работы с созависимыми.
Предмет –. технологии социальной работы с семьей наркозависимого
Задачами будут выступать:
      Анализ литературы по вопросам наркомании и созависимых отношений в семье..
      Анализ различных технологий социальной работы с созависимыми..
      Рассмотрение конкретной программы работы с семьей наркозависимого, на примере работы реабилитационных центров Благотворительного Фонда по формированию здорового образа жизни «Центр здоровой молодежи».
 
 


1. Технологии социальной работы.
1.1 Основные технологии  социальной работы
 
Технология – это определённый алгоритм какого-либо вида деятельности. Выступая в подобном качестве, технология позволяет при необходимости  воспроизводить процесс человеческой деятельности в различных условиях и тиражировать его. При этом, технология  выполняет ряд важных и значимых для процесса осуществления деятельности функций:
    - регулирует и направляет  ход процесса в нужное русло;
     -контролирует деятельность  субъекта соответствующими стандартами,  правилами, нормами, техническими  условиями и т.п.;
     -гарантирует достижение  заданных свойств, при соблюдении  соответствующих условий;
     -обеспечивает рациональность самого процесса деятельности. [12,c 206] .
Будучи необходимым элементом  человеческой деятельности, технология отвечает на вопрос «как это сделать», предполагая при этом, наличие определённого порядка, правил, норм, запретов, цепочку процедур и операций, этапов реализации в любом виде деятельности, будь то производство автомобилей или мороженого,  разработка новых компьютерных программ или подготовка специалиста, формирование нового коллектива или достойных условий жизнедеятельности людей.
Современная социальная жизнь всё  больше технологизируется.  Успех  многих, если не большинства, социальных проектов и программ напрямую зависит  от того, насколько чётко и последовательно  разработана вся система соответствующих  процедур и операций.
Многообразие социальной жизни  и социальных объектов,  постоянно  возникающих социальных задач и  возможностей их решения формируют  условия, в которых становится возможным  появление и существование самых  разнообразных социальных технологий.
Социальные технологии – это неоднозначное и многообразное явление. Решение любой социальной проблемы подразумевает использование ряда технологий в их взаимосвязи и взаимозависимости.[33, c 231]
Несмотря на многообразие социальных технологий, общим для всех технологий является обязательное наличие у них определённой цели. Без чётко поставленной цели нет, и не может быть социальной технологии.
Служить средством достижения социальной цели – в этом состоит основная функция социальной технологии. Именно цель определяет содержание социальной технологии и её направленность.
При определении целей конкретных социальных технологий необходимо как можно точнее осуществить выбор тех изменений в человеке, группе или социуме, которые могут быть достигнуты в процессе реализации данной технологии. В качестве основных целей социальных технологий могут выступать:
     - изменения в сознании  и психологии субъекта (педагогические технологии);
     - изменения в определённых  участках социальной структуры и социальных организациях (управленческие технологии);
     - изменения в системе  субъект-объектных отношений (макроэкономические преобразования).
Однако, при всём многообразии целей социальных технологий конечной целью любой из них является человек, его взаимоотношения с другими людьми, внешней средой и самим собой.
Определение и конкретизация целей  социальных технологий позволяют выделить среди них, в качестве особой группы, технологии социальной работы, которые можно рассматривать как систему оптимальных способов преобразования, регулирования социальных отношений и процессов в жизнедеятельности людей, ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в сложной жизненной ситуации [37.С.95]. Деятельность, направленная на достижение этих целей, предполагает осуществление различных социальных изменений, связанных как с сознанием субъекта, так и со средой его жизнедеятельности.
Главная задача социальной работы заключается  не столько в социальной трансформации, сколько в текущем, постоянном устранении дисфункций общества в целом или  отдельных его элементов. [29, c 18]
Действуя в условиях подобных ограничений, социальные службы и социальные работники, оказывают помощь в решении различных  социальных проблем, которые возникают  у человека или группы людей. Применительно  к практике социальной работы, понятие  «социальная проблема» может  быть определено следующим образом: это  несовпадение ожиданий, потребностей, интересов и т.п. конкретного социального субъекта с аналогичными характеристиками других социальных субъектов. Именно это несовпадение осложняет процесс социального и личностного функционирования человека, группы или организации в социуме и создаёт ситуацию, при которой конкретный социальный субъект не в состоянии самостоятельно удовлетворять собственные потребности и отстаивать собственные интересы.
В реальной практике социальной жизни  социальные проблемы можно рассматривать  как существующие на следующих уровнях  организации:
  - на уровне общества в  целом, где общество, как феномен,  является одновременно и носителем  конкретной проблемы, и субъектом  её решения, например, проблема  переходности экономической жизни;
  - на уровне социальной общности (группы, слоя), когда носителем проблемы  выступает конкретная социальная  общность, например, проблема резкого  снижения уровня жизни среднего  класса;
  - на уровне личности, когда  носителем проблемы является  конкретный человек,  личность,  например,  проблемы  общения,  взаимоотношений  с  окружающими.  [34, c.56]
Такой «многослойный» анализ позволяет  не только сопоставить различное  видение и восприятие социальной проблемы субъектами различной степени  сложности, но и выявить её корни, основные причины возникновения, указать на осложняющие проблему факторы,  вскрыть  некоторые  тенденции  её  функционирования и развития, а также, общие направления её решения.
Во-вторых,  необходимо указать  на такой класс социальных технологий, как технологии социального воздействия, которые предполагают организацию  и осуществление деятельности по непосредственному решению конкретной проблемы. К ним можно отнести  универсальные социальные технологии (социальная диагностика, социальная терапия, социальная адаптация и т.п.). Помимо универсальных технологий к этому  классу относятся частные социальные технологии, предназначенные для  решения проблем конкретных социальных субъектов (детей, инвалидов, малоимущих и др.). Если технологии социального  исследования могут быть эффективно использованы на первом этапе решения  какой-либо социальной проблемы,  то  технологии  социального  воздействия  эффективны и результативны на втором и третьем этапах деятельности. Как  правило,  социальный работник имеет  дело не с одной социальной проблемой, а с целым «букетом», комплексом таких проблем. Для их успешного  решения необходимо правильно расставить приоритеты,  т.е.,  по  возможности,  определить степень значимости этих проблем для человека или группы. [38, c 125]
Таким образом, можно утверждать, что  решение социальной проблемы начинается с анализа социальной ситуации субъекта, под которым понимается выделение  сторон, аспектов социальной действительности, связанных с конкретной обстановкой  и конкретным проблемным полем человека или группы, с которыми взаимодействует  социальный работник.  При  подобном  подходе  есть  возможность подробно рассмотреть всю совокупность вопросов, касающихся конкретного субъекта.
Результаты проведённого анализа  социальной ситуации субъекта позволяют  принять  адекватное решение относительно сроков, путей, методов и способов решения тех проблем,  которые  осложняют процесс жизнедеятельности  субъекта. В самом процессе решения  социальных проблем можно выделить ряд технологических этапов.
Первый –  сбор,  обработка  и осмысление информации о человеке или группе,  столкнувшихся с  какой-либо проблемой и нуждающихся  по  этой причине в помощи социального  работника. Этот этап с необходимостью включает в себя деятельность по поиску и выбору наиболее адекватных и результативных методов получения и обработки  такой информации.
Второй -  методический,  предполагающий   формулировку  основных  целей, которые  могут и должны быть достигнуты в  процессе оказания социальной помощи, определение путей, методов и  способов предполагаемой деятельности, которая будет направлена на разрешение конкретной проблемы.
И,  наконец, третий, завершающий  –  это практический  или процедурный  этап, который предполагает непосредственное осуществление на практике тех решений, которые были приняты на предыдущих двух этапах. Это и есть собственно решение осознанной проблемы конкретного  социального субъекта. [31, c.248]
Последовательная реализация специалистами  каждого из вышеуказанных этапов деятельности предполагает использование  различных социальных технологий. В  этом случае появляется возможность  классифицировать их следующим образом:
Во-первых, это технологии социального  анализа и социального исследования, которые позволяют глубоко и  подробно изучить конкретную социальную ситуацию,  проанализировав её на различных уровнях.  Основными  уровнями анализа социальной ситуации являются: индивидуальный уровень или  уровень малых групп, уровень  больших социальных групп и слоёв, уровень территориальных общностей  различного масштаба, национально-государственный  уровень и, наконец, транснациональный  или глобальный уровень. [17, c 92]
Из всего вышесказанного следует, что:
    деятельность социального работника многообразна и многоканальна;
    Направления деятельности социального работника могут быть разнообразны, от широкой направленности: «ребенок – семья – общество», до узкоспециальных: организатор работы с трудными детьми; специалист по организации культурного досуга детей и взрослых в микрорайоне; специалист, работающий в области охраны прав ребенка; и т.д.
    Социальный работник должен выполнять следующие функции:
    организационно-коммуникативную;
    диагностическую;
    организаторскую;
    прогностическую;
    профилактическую и социально-терапевтическую; организационно-коммуникативную;
    охранно-защитную; посредническую.
 
 
1.2. Технологии социальной работы с семьей наркозависимого
 
В конце 90-х годов в потребление  наркотиков в российском обществе, по данным социологических исследований, втянуты не менее 6 миллионов россиян, в том числе – детей, молодежи и женщин (включая молодых матерей). Причем, не только в крупных городах, но и в малых, более того – даже в сельской местности. Своего рода «метастазы наркомании» расползаются по всему  российскому организму, заражая  и разрушая свое новые и новые  его жизненно важные центры.
Важным направлением деятельности социальных работников стала организация  помощи семьям, имеющим наркобольных детей или членов семьи (включая  мать или отца). Это направление  деятельности социальных работников является в России наиболее слабым, не обеспеченным квалифицированными кадрами и соответствующими образовательными программами. При налаживании социальной помощи семьям с наркобольными («наркозависимыми») детьми или членами семьи целесообразно учитывать ряд особенностей новой наркоситуации в России.
Одним из наиболее тяжелых, опасных  признаков ухудшения положения  стала ювенизация наркомании. Это  значит, что в потребление наркотиков втягиваются дети, все более и  более ранних возрастов. По данным социологических  исследований, возраст первого контакта с наркотиками снизился в России у мальчиков до 14, 2 года, а у  девочек- до 14, 6 лет. Однако имеются  многочисленные случаи приобщения к  наркотикам (как правило, насильственного) даже с 7-5 лет. Это относится к  девочкам и в еще большей мере – к мальчикам. Инициаторами втягивания в наркоманию девочек и девушек  в подавляющем большинстве случаев  являются мужчины (друзья, приятели, всякого  рода «френды»). При этом в силу особенностей своего возраста и психологии подростки, обычно розыгрывая пресловутую «мужественность», особенно злоупотребляют дозами наркотика, оставляя по уровню их потребления  далеко позади даже взрослых мужчин.
Особую тревогу вызывает в последнее  время распространение наркотиков среди школьников. По данным социологического исследования, проведенного в 10 городах  России, включая Москву и Петербург, уже в 5-8 классах попробовали наркотики 4, 7 % опрошенных учеников, а в 10-11 классах- целых 16%. Рост – почти в 4 раза (!). Причем, эта цифра вызывает особую тревогу, так как речь идет о юношах в том возрасте, когда формируются  их воля и характер, их отношение  к работе, семье, к жизни. [18, c.38]
Незарегистрированных – так  называемых «случайных потребителей наркотиков», пробовавших наркотики хотя бы раз  – как показывают результаты социологических  исследований, в 10 раз больше. 3аболевание в большинстве случаев приобретает  устойчивую форму. По данным наркологической  статистики, только 10 % приобщившихся  к потреблению наркотиков детей  в самом начале попробовали отказаться от их приема. Но большинство потом снова вернулось к потреблению наркотических средств.
Социальный аспект наркомании заключается  в том, чтобы понять всю сложность  взаимоотношений между человеком, употребляющим ПАВ, и разными  уровнями его социального окружения. [15, c. 56]
Специалисты по социальной работе в  наркологии имеют широкое поле деятельности. На условном домедицинском этапе  они участвуют:
    в программах первичной профилактики зависимости от ПАВ, как в организованных, так и в неорганизованных контингентах;
    выявляют лиц, входящих в группы риска, и работают с ними;
    содействуют в привлечении к лечению лиц, нуждающихся в нем, устанавливают контакт с семьями таких лиц, оказывают им консультативную помощь и иную поддержку.
Комплексная социальная помощь, включающая медико-психологические, социально - психологические  и педагогические аспекты лицам, страдающим зависимостью, и членам их семей - основная цель медико-социальной работы с наркозависимыми.
Особенность социальной работы с наркозависимыми  и их семьями состоит в том, что как профессиональная деятельность она формируется на стыке двух самостоятельных отраслей - здравоохранения  и социальной защиты населения.. [38 с.308].
Социальные работники в своей  деятельности очень часто работают с клиентами, которые страдают и  физической патологией, т.е. выступают  и в роли врачевателей. [31, c 163]
Чтобы обозначить место медико-социальной работы среди смежных видов деятельности, необходимо отметить координирующую роль социального работника в разрешении всего комплекса проблем клиента, оказавшегося в сложной жизненной  ситуации и требующего соучастия  специалистов родственных профессий - врачей, психологов, педагогов, и других специалистов.
Таким образом, направления деятельности специалиста по социальной работе в  любой сфере социальной помощи вытекают из его основных функций диагностической, прогностической, правозащитная, организационная, предупредительно - профилактическая, социально-медицинская.
Все больше число программ по работе с семьями наркозависимых, разрабатываются  и реализуются на практике при  непосредственном участии специалистов по социальной работе, поэтому, деятельность специалиста по социальной работе в  наркологическом учреждении приобретает  все более значимую роль.[ 17, c.94]
Функции специалистов по социальной работе, занимающихся проблемами наркомании, и объем знаний, необходимых им для эффективной деятельности, определены должностными обязанностями социального работника.
1. Специалист по социальной работе  определяет систему социально  - психологических и социально  - правовых отношений в сфере  профилактики и лечения наркомании.
2. В области профилактики: способствует  проведению широкой информационно  - просветительской работы по  представлению наркомании как  болезни, имеющей физиологические,  психологические и социальные  причины, проявления и следствия.
3. В области лечения: 
    устанавливает первичный контакт с наркозависимым;
    сообщает клиентам необходимую информацию о болезни, способах борьбы с ней, формирует установки на лечение;
    устанавливает связь клиента с лечебными программами Центра и группами самопомощи («Анонимные наркоманы»),
    осуществляет социально - психологическую помощь членам семьи и близким клиента, устанавливает их связь с лечебными программами для родственников и группами самопомощи.
4. В области реабилитации: координирует  реабилитацию наркомана в семье,  помогает в решении социальных  проблем, сотрудничая с государственными, общественными и частными организациями.
5. Специалист должен знать: постановления,  распоряжения, приказы вышестоящих  органов, методические и нормативные  руководящие материалы по социальной  работе в общей и наркологической  практике, современные методы помощи  наркологическим больным и их  близким, передовой отечественный  и зарубежный опыт работы специалистов  по социальной работе в сфере  помощи наркоманам. [38,с. 76].
Для социальных работников, не имеющих медицинского образования в области работы с наркозависимыми и их семьями, необходимы специальные знания о био-психо-социальной модели химической зависимости, о зависимости и социуме в микро - и макропроявлениях, о моделях и принципах лечения наркотически зависимых. Социальный работник должен использовать в своей работе знания о семье и созависимости, о личностных, этнических, социальных и культурных факторах образования и развития зависимости, о СПИДе и наркомании, а также о профилактике зависимости. Социальный работник должен учитывать этические особенности профессионального консультирования при работе с окружением, обществом, СМИ, анализировать результаты работы, иметь навыки их статистической обработки и ведения документации [38, с.125].
Специалист, принимающий участие  в профилактической работе, должен владеть психокоррекционными технологиям, а также уметь терпеливо завоевывать  доверие клиента.
Созависимые, как и больные наркоманией, не представляют, с чем имеют дело. Они видят перед собой только малую часть болезни, а большая - остается скрытой от их взгляда, не осознается ими. Именно поэтому созависимые  не могут действовать эффективно. Как и больные наркоманией, они  не понимают своей роли в картине  этой болезни. Не знают, какие рычаги влияния на химически зависимого в их руках и не умеют эффективно пользоваться ими.
Учитывая, что созависимые отношения  закреплены десятилетиями опыта, надо представлять, что их защиты еще  более многообразны, прочны и структурированы, чем защиты химически зависимых.
Приступая к работе с созависимыми, необходимо иметь представление, с  чем имеем дело. Созависимость - это  тоже болезнь. Знание концепции созависимости  является важнейшим условием выздоровления. Предлагая помощь созависимым, нужно  иметь в виду следующее:
1. Созависимые не считают себя  больными и необоснованное предложение  полечиться воспримут как насмешку  или оскорбление. 
2. Объем помощи созависимым должен  быть как минимум не меньше, чем объем помощи алкогольно-зависимым, наркоманам.
3. От уровня осознания болезни  созависимыми, от успеха работы  с ними во многом зависит  результат работы с химически  зависимым.
Поскольку наркомания является семейной проблемой, важной составляющей вторичной  профилактики наркомании является работа с родителями. В структуре системного терапевтического воздействия на семью  наркомана важную роль играют групповые  формы работы с родителями. Существенным является, то, что работа с ними может  вестись как параллельно с  реабилитационной программой наркозависимых, так и отдельно от нее. Даже если ребёнок избегает лечения, родители, посещающие групповые занятия, могут  изменить свое отношение к наркомании, свое поведение в семье, свои реакции  на ребенка. Клиническая практика подтвердила  и необходимость, и полезность таких  групп.
Анализ литературы, посвященной  групповым формам работы с родителями, показывает, что при ее организации  возможно использование различных  моделей. Так, это могут быть:
    психодинамически ориентированные группы;
    дискуссионные группы;
    группы, основанные на модели группового психологического консультирования;
    группы, основанные на идеях гуманистической психологии;
    бихевиористски-ориентированные группы;
Основная цель проведения занятий - не только изменить семейную ситуацию и сделать принципиально не возможным  возврат к прежней системе  отношений, но и нормализовать и  реконструировать основные функции  семьи, активизировать личность родителя как субъекта ответственности за свою жизнь и судьбу. Участники  группы в этом случае воспринимаются как дееспособные субъекты, способные  нести ответственность за свое поведение  и решение своих проблем. Психологи  поддерживают коммуникации в группе из эго-состояния "Взрослый". Это  дает возможность для эффективного исследования родителями особенностей внутрисемейных отношений, внешней  и внутренней коммуникации, а также  своих личностных качеств и проблем, влияющих на систему воспитания ребёнка. Использование данной модели в работе с созависимыми позволяет решать комплекс взаимосвязанных задач:
    повышение ответственности за свое поведение и свою жизнь;
    развитие готовности к адекватному реагированию на наркоманию ребенка;
    повышение психологической компетентности и расширение сознания;
    изменение реакции на проблему (от поиска причин к поиску решений);
    развитие реалистичности мышления и осознания отношений;
    повышение способности к наблюдению.
Очевидно, что перечисленные задачи совершенно различны и по содержанию, и по структуре, и по методам их решения. Поэтому важнейшей характеристикой  родительских групп является на наш  взгляд совокупность методов, которая  даёт большую возможность применить  большое количество терапевтических  техник и средств в процессе психотерапии.
Данный вид групповой психотерапии состоит из трёх блоков.
Первый блок выполняет информативную  функцию и включает в себя лекционный материал, который отражает специфику  заболевания, его клинику и течение. Также рассматриваются аспекты  созависимости, последствия поведения созависимых, общее состояние созависимых, симптомы, схемы поведения и т.п. Обучают навыкам по использованию тестов на содержание опиатов. Родителям даются рекомендации, касающиеся эффективного бесконфликтного взаимодействия со своими детьми, отмечаются достоинства и недостатки контролирующего поведения.
Второй блок выполняет практическую функцию и включает в себя работу с личностными характеристиками созависимых, вследствие чего, родители осознают собственные личностные психологические  проблемы, мешающие эффективному взаимодействию со своим ребёнком, освобождаются  от негативных эмоций и груза накопленных  стрессов, осознают корни, причины своих  страхов, своей неуверенности и  зажатости.
Третий блок  направлен на отработку  навыков эффективного взаимодействия между родителями и детьми, на улучшение  системы семейных отношений, нормализацию и реконструкцию основных функций  семьи. Данный вид работы осуществляется посредством таких техник, как: арт-терапия, телесно-ориентированная психотерапия, сказкотерапия, гипнотерапия, символдрамма, гештальт-терапия, НЛП и тренинговых  упражнений с элементами ролевой  игры. [20, c. 175]
Необходимость поддержки специалистами  по работе с семьями наркозависимых при оказании социально-психологической  помощи семье обусловлена особенностями  социальной динамики современной семьи, ограниченностью семейных ресурсов в противодействии вовлечению детей  в ситуации с риском "первых проб" или с употреблением психоактивныв  веществ. Это связано также с  тем, что последние годы в Российской Федерации среди несовершеннолетних растет число потребителей психоактивных  веществ (ПАВ), "молодеют" наркозависимые группы населения. Чаще всего первые пробы наркотических веществ  приходятся на возраст 11-14 лет (41%), 15-17 лет (52%). Появились в группе детей  из семей «социального риска» случаи приобщения к наркотическим и  другим психоактивным веществам  младших школьников. Наркотики вошли  в арсенал молодежной наркотической  субкультуры, которая распространяется через связанные с развлечениями дискотеки, TV (видео), через совместное времяпровождение несовершеннолетних со сверстниками, употребляющими наркотики. Сложность ситуации усугубляется тем, что чем раньше происходит приобщение детей и подростков к ПАВ, тем выраженнее тяжесть негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления ПАВ (безнадзорность, криминальное поведение, рост сопутствующих наркоманической зависимости заболеваний).
В э
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.