На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Креативность старших дошкольников с нарушением зрения

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Оглавление
    Введение……………………………………………………………………….2
    Глава 1. Теоретический анализ креативности и ее особенностей у детей с нарушением зрения……………………………………………………………...4
    1.1. Психологический феномен креативности……………………………...4
    1.2. Возрастная обусловленность креативности……………………………10
    1.3. Креативность у детей с нарушением зрения…………………………...13
    Выводы………………………………………………………………………..16
    Глава 2. Организация и методы экспериментального исследования……..17
    2.1. База исследования……………………………………………………….17
    2.2. Качественно-количественный анализ………………………………….20
    Выводы…………………………………………………………………….....23
    Заключение…………………………………………………………………....24
    Список литературы…………………………………………………………...25
    Приложения…………………………………………………………………...27
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
    В современной педагогике и психологии все чаще декларируется принцип гуманизации в обучении, воспитании и развитии каждого ребенка, причем, приоритетной признается направленность на развитие личности, талантов, креативности и способностей ребенка. В Конвенции о правах ребенка сформулирована значимость реализации индивидуальности формирующейся личности. Обеспечить учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе обучения и воспитания можно при дифференцированном подходе и использовании развивающих программ, адресованных различным группам детей. Возникшее в последнее время противоречие между социальным заказом общества на творческую личность и недостаточной разработанностью практических приложений развития одаренности, стимулирует рост интереса к проблеме креативности в детском возрасте.
В связи с выше изложенным, актуальными становятся исследования, направленные на изучение условий, способствующих раскрытию и реализации творческого потенциала ребенка, начиная с самого раннего возраста. Дошкольный возраст представляет наибольший интерес в исследованиях развития креативности (Д.Б Богоявленская, Л.А. Венгер, В.Н. Дружинин, О.М. Дьяченко, А.В. Запорожец, A.M. Матюшкин, Н.Н. Поддъяков).
    В онтогенезе креативность развивается от самых элементарных до относительно сложных форм качественного преобразования личности. В дошкольном возрасте активное развитие познавательных процессов и эмоций соотносится с не менее активным личностным развитием ребенка. Начальным этапом онтогенеза креативности в этот период является становление самосознания личности путем познания самого себя и окружающего мира.
    Теоретические предпосылки для изучения природы креативности, возможностей ее развития и диагностики были созданы благодаря успехам возрастной, дифференциальной, педагогической, генетической психологии, психологии развития и психологии личности. Исследования, проведенные в различных областях, помогли дать научное определение креативности как сложного, многокомпонентного психологического явления, которое нельзя отделить от целостной личности человека. Развитие личности ребенка - сложный процесс, происходящий на всех ступенях онтогенеза, и в связи с этим изучение развития личности и креативности необходимо начинать с раннего и дошкольного возраста.
    Цель: исследование вербальной и невербальной креативности детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
    Объект: психологический феномен креативности.
    Предмет: особенности творческого развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
   Задачи:
    1) проанализировать понятие креативности в общем и особенности креативности у старших дошкольников с нарушением зрения;
    2)    рассмотреть методы исследования креативности детей с нарушением зрения;
3) провести экспериментальное исследование креативности дошкольников с нарушением зрения.
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 1. Теоретический анализ креативности и ее особенностей у детей с нарушением зрения.
    1.1 Психологический феномен креативности.
    Понятие «креативность» чаще всего связывается с понятием творчество и рассматривается как личностная характеристика.
    Л.С. Выготский рассматривает личность как интегрированное образование. Развитие личности происходит на протяжении жизни человека и одним из важнейших критериев личности является творчество, поскольку в процессе жизни развивается воображение как внутренний механизм, обеспечивающий проявление творчества. Креативность – характеристика личности, свидетельствующая о способности к творчеству.
    Л.С. Выготский исследуя психологию творчества, указывает на необходимость проявления и развития способности к созданию нового, все равно, будет ли это созданное какой-нибудь вещью внешнего мира или известным настроением ума или чувства.
    С.Л. Рубинштейн понимает творчество как деятельность «созидающую нечто новое, оригинальное, что притом входит не только в историю развития самого творца, но и в историю развития науки, искусства и т.д.».
    Я. А. Пономарев отмечает, что к полноценной творческой деятельности способен лишь человек, обладающий развитым внутренним планом действий, что позволяет ему ассимилировать нужным образом сумму специальных знаний в той или иной области деятельности, необходимой для ее дальнейшего развития, а также востребовать личностные качества, без которых невозможно подлинное творчество.
    Учеными выделяются следующие основные факторы, обеспечивающие творческую активность человека:
    - креативность;
    - творческий потенциал;
    - надситуативная активность;
    - интеллектуальная активность.
    Креативность – это «совокупность тех особенностей психики, которые обеспечивают продуктивные преобразования в деятельности личности». Признаки креативности, признаваемые большинством авторов: наличие интеллектуальной творческой инициативы, своеобразная открытость опыту, чувствительность к новому, умение видеть и ставить проблемы и др.
    Творческий потенциал – это «не только способность к созданию нового в науке или искусстве, но и нестандартность отношения к себе, своему труду, общению, взаимодействию с другими людьми, решению самых различных проблемных ситуаций и вообще к жизни в целом».
    В. А. Петровский для характеристики механизма творческой активности ввел принцип надситуативной активности. Он постулирует способность субъекта подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели, избыточные с точки зрения исходной задачи. Посредством этого субъект преодолевает внешние и внутренние ограничения («барьеры») деятельности.
    Д. Б. Богоявленская также определяет креативность как ситуативно-нестимулированную активность, проявляющуюся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы. Она утверждает, что креативный тип личности присущ всем новаторам независимо от вида деятельности. Ею предлагается в качестве системообразующего фактора творчества интеллектуальная активность, которая рассматривается как интегральное образование, свойство целостной личности, отражающее процессуальное взаимодействие интеллектуальных и мотивационных компонентов системы в их единстве и обеспечивает способность личности к ситуативно нестимулированной продуктивной деятельности.
    Проявление творческой активности человека не связано с социальными условиями его воспитания, не имеет жесткой психофизиологической детерминации и не отражается в типичности личностных проявлений. Единственными общими чертами творчески активных людей являются ярко выраженная индивидуальность и эмоциональная гибкость.
    Биологический компонент креативности.
    Исследователи полагают, что креативность связана с активностью префронтальной коры правого полушария, которая ответственна за нашу способность к целостному видению и к манипулированию образами. Последняя позволяет нам оценивать порядок событий, строение предметов, а также комбинировать их новыми способами. Уже в раннем возрасте дети любят прикреплять голову одного животного к туловищу другого или лапы одного к другому. Дети часто рисуют не для того, чтобы запечатлеть реальность, а, пытаясь выяснить, что получится, если по-новому скомпоновать известные предметы.
    Творчество часто рассматривают как игровую деятельность, при которой мы позволяем себе создать новый порядок или новое сочетание различных вещей. Ученые, исследующие эту проблему, отмечают, что творческие люди часто ведут себя как дети. Они, по-видимому, обладают своего рода раскрепощенностью. Многие авторы подчеркивают, что вовлечению в подобную игру препятствует естественное стремление комбинировать предметы привычным образом[1].
    Один из главных факторов креативности – мотивация. Поэтому к творчеству способен всякий, кто готов использовать ресурсы, необходимые для этого. Творчество рассматривают как один из видов увлеченности. Это опыт, дающий ощущение радости и счастья. Одним из препятствий на пути к творчеству является ощущение тревоги и угрозы. Трудно быть творческим, когда твоя жизнь подвергается опасности.
    Когнитивный компонент креативности.
    Эдвард Дебоно посвятил немало работ вопросам креативности. Он считает, что в ходе эволюции развивалась способность к вычленению предсказуемого и постоянного. Исследуя окружающий мир, индивид связывает различные элементы воздействующего на него стимула. Это позволяет сформировать образ последнего, даже если в наличии имеется всего лишь один элемент.
    Проблема, по утверждению Дебоно, заключается в том, что если мы рассматриваем элементы только как часть чего-то общего, нам трудно составить их каким-то новым, оригинальным способом.
    Эллен Лэнгер рассуждает примерно так же, когда объясняет недостаток креативности. Она утверждает, что наши действия становятся привычными, автоматическими и неосознанными, а поведение – бессознательным, неосмысленным. Как и Дебоно, она признает адаптивную роль выполнения действий, когда нет активного размышления о них. Это также  позволяет нашему уму сосредоточиться на других задачах. Однако обратной стороной глубоко укоренившихся привычек оказывается то, что они начинают управлять нашим поведением.
    Лэнгер убеждена, что человек может вести себя осмысленно по собственной воле. В этом она согласна с Дебоно, считающим, что люди могут научиться быть креативными. Для этого им нужна мотивация, а также комплекс приемов, помогающих отыскать новые альтернативы. По мнению Лэнгер, это означает приобретение способности находить неизвестные различия и создавать новые категории. Согласно Дебоно, так возникает способность находить новые сочетания элементов или рассматривать их с неожиданных точек зрения.
    М. Боден выделил малую и большую креативность. Малая или «личностная» креативность относится к обыденной жизни и к обычным ситуациям. Большая или «историческая» креативность наоборот имеет дело с достижениями, которые оказали большое влияние на культуру и общество, например, творческие достижения Моцарта и Эйнштейна.
    А. Маслоу считал, что благодаря самоактуализации личность проявляет интегрированность и преодолевает расщепленность. Благодаря эпизодам самоактуализации личность становится более открытой обществу, совершенной и спонтанной, юмористичной, трансцендентной и независимой от низших потребностей. Креативность является одной из важных характеристик самоактуализации. Маслоу понимает креативность как качество, которое может быть применено в любой задаче жизни. Согласно ему креативность – качество, с рождения присущее всем, но теряемое большинством под воздействием среды.
    К. Г. Юнг полагал, что в основе творчества лежит процесс индивидуализации, то есть постепенного выделения индивидуального сознания из коллективного бессознательного.
    Зигмунд Фрейд считал, что в основе креативности и одним из источников художественного творчества лежит и является процесс сублимирования, при котором исключительно сильному сексуальному возбуждению, исходящему от источников сексуальности, открывается выход и применение в других областях, а именно в творчестве.
    Е. Торренс под креативностью понимает способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, чуткость к дисгармонии.
    Дж. Гилфорд разрабатывая свою модель интеллекта, выделил два типа мышления: конвергентное и дивергентное. Мышление первого типа называют «интеллектуальным», оно связано с решением задач, имеющих единственно правильный ответ. Мышление второго типа – дивергентное называют «креативным». Оно служит средством порождения оригинальных творческих идей. Оно допускает существование нескольких правильных ответов на один и тот же вопрос.
    Дж. Гилфорд выделил шесть параметров креативности:
    1) способность к обнаружению и постановке проблем;
    2) способность к генерированию большого числа идей;
    3) гибкость – способность к продуцированию различных идей;
    4) оригинальность – способность отвечать нестандартно;
   5) способность усовершенствовать объект, добавляя детали;
    6) способность решать проблемы, то есть способность к анализу и синтезу.
    Е. Торренс, изучая особенности одаренных людей, показал, что они чаще всего склонны к дивергентному мышлению, так как быстрее решают задачи с множеством вариантов ответов. Будучи автором «теории интеллектуального порога», он считает, что интеллект и креативность образуют единый фактор, поэтому интеллект обеспечивает определенный, базовый уровень креативности, но не является единственным определяющим фактором развития креативности.
    Исходя из исследований в области психологии творчества, в творческой активности человека выделяются два аспекта: операциональный (креативность, творческие способности и т.д.) и ценностный (жизненная позиция, социальная ответственность и т.д.), причем второй аспект имеет решающее значение для творческого поведения. Утверждается высокая роль мировоззрения человека в становлении его как творца: «Если интеллектуальная одаренность не влияет непосредственно на творческие успехи человека, если в ходе развития креативности формирование определенной мотивации и личностных черт предшествует творческим проявлениям, то можно сделать вывод об особом типе личности – «Человек творческий».
    Креативность может проявляться в разных видах деятельности и с разным материалом – преимущественно словесным при вербальной креативности и образным (предметами или их изображениями) – при образной.
    Таким образом, креативность – это обширная характеристика личности, которая на данном этапе развития психологии определяется не только способностью к творчеству, но и комплексом иных психических свойств личности: эмоциональной подвижностью, мотивацией, эмпатией, определенным интеллектуальным уровнем, коммуникативными качествами, определенным  восприятием и т.д. В данном случае способность к творчеству понимается широко, с позиции личностного подхода, который позволяет трактовать эту способность как явление развивающееся и соответственно с ней развивается креативность.
 
 
 
    1.2 Возрастная обусловленность креативности.
    Существуют три точки зрения на развитие креативности в онтогенезе. Согласно первой происходит постепенный непрерывный рост креативности с возрастом (Обухова Л Ф., Чурбанова С. М.. 1998). Е. С. Белова (2004) обнаружила, что детей с высокой креативностью среди шестилеток в два раза больше, чем среди пятилеток (соответственно 68,4% и 31,6%). М. А. Сорокина (1997) тоже на­блюдала рост креативности. но уже в младшем школьном возрасте. М. С. Семилеткина (2000), Е. И. Щебланова (2004) зафиксировали увеличение у детей всех показателей креативности в течение 6 месяцев и 1-м и во 2-м классах. Е. И. Банзелюк (2008) выявлено увеличение креативности (но тесту П. Торренса, фигурная форма) от 6 до 8 лет; однако в период от 8 до 9 лет рост показателей креативности прекращается. При этом автор обращает внимание на то, что увеличение с возрастом показателя беглости может быть обусловлено большим развитием у детей 8 лет (по сравнению с шестилетками и семилетками) моторных возможностей, вследствие чего они быстрее рисуют и за отведенные 10 минут успевают нарисовать больше рисунков. Это не позволяет адекватно оценить количество продуцируемых идей у детей разного возраста. Но и среди детей одного и тот же возраста преимущество в беглости получают те, у кого лучше развита моторика.
    Вторая точка зрения: по мере приобретения знаний креативность ребенка снижается (Олехнович М.О., 1999; Шумакова И. Б., 2004; Фидельмаи М. И,, 2001; Юркевич В.С., 1998). Как пишет Шумакова, дети до 6 лет проявляют высокую творческую активность, однако к 11 годам она снижается, но при этом меняется ее качественный характер. Вопросы приобретают структуру гипотез, сужается их содержательная широта, но появляются новые вопросы, имеющие личностный смысл. С 15 лет заметно возрастают различия в проявлениях творческой активности.
    Ученые, придерживающиеся третьей точки зрения, отстаивают представление о колебательном характере развития креативности. Например, П. Торренс считает, что пики в развитии креативности приходятся на дошкольный возраст (5 лет), младший школьный возраст, а также на подростковый и старший школьный возраст (9 лет, 13 лет, 17 лет), т. е. примерно каждые четыре хода наблюдается опре­деленный подъем в развитии креативности. Е. С. Жукова (2002) отмечает нестабильность характеристик креативности в старшем дошкольном  и младшем школьном возрасте: спад у одних детей, подъем у других, стабильность у третьих. Причем одни показатели могут с возрастом увеличиваться, а другие    снижаться.
    По данным Л.М. Петровой (2008), у подростков 13-14 лет креативность выше, чем у детей 9-10 лет. Различается у них и структура креативности. В младшем школьном возрасте в центре невербальной креативности оказывается оригинальность при создании образных элементов. В подростковом возрасте центральными способностями становятся беглость и легкость при создании образных элемен­тов и импликаций. В подструктуре вербальной креативности тоже происходят изменения, но основным элементом остается беглость при создании семантиче­ских импликаций. В подростковом возрасте к этой способности добавляется гиб­кость при создании семантических отношений.
    В большинстве областей творчества выдающиеся достижения принадлежат, как правило, молодым людям, а пик менее значимых приходится на средний возраст. Это можно объяснить по-разному: с возрастом креативность ослабевает, с возрастом изменяется мотивация, молодые люди более склонны к поиску отдаленных ассоциаций.
    Что можно сказать о способности находить отдаленные ассоциации? Опять-таки это связано с мотивацией. Хотя молодые люди выдвигают ряд креативных решений, – например, по проблемам, требующим технической изобретательности, люди среднего возраста делают более реалистичные выводы. Вероятно, с опытом к человеку приходит понимание того, какие ассоциации принесут реальные результаты. Или же с опытом он склонен полагаться на проверенные методы, которые стабильны, испробованы и автоматичны.
    Мало кто из психологов считает, что с возрастом способность к творчеству ослабевает. Часто люди среднего возраста обладают великолепной базой знаний, и поэтому у них есть потенциал больших достижений. Кроме того, тот факт, что им принадлежат менее значимые результаты, свидетельствует о способности работать со сложным материалом. Наконец, существуют доказательства того, что многие люди остаются полными творческих сил до конца своих дней.
    А вот мотивационные акценты с возрастом, по-видимому, сдвигаются. Например, достигнув средних лет, человек начинает больше ценить прагматические достижения (вероятно, проявляется мотив достижения). Данные исследований также говорят, что для молодых генерирование идей важнее (может быть проявляется мотив самоутверждения?), чем для людей зрелого возраста.
    Таким образом, мы видим, что, несмотря на различные точки зрения ученых, все они приходят к выводу о том, что творческие способности человека с возрастом если и не усиливаются, то уж точно не ослабевают. Снижается только мотивация человека, с приобретением большего опыта, человек все обращается к проверенным методам и средствам, которые давно испробованы и стабильны.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    1.3 Креативность у детей с нарушением зрения
    У каждого человека есть потребность в творческой деятельности и творческие способности. К сожалению, часто они остаются нереализованными. В детстве человек ищет возможности реализовать свой творческий потенциал, но, как правило, наталкивается на сопротивление среды и ближайшего окружения. Если ребенок не приобретает положительного опыта творческой деятельности, то в зрелом возрасте у него может сформироваться убеждение, что это направление развития ему недоступно. А ведь именно через творчество человек может наиболее полно раскрыться как личность.
    На современном этапе развития общества формированию у детей способности творчески мыслить уделяется большое внимание. Дошкольный возраст является самым сенситивным периодом для развития творческого потенциала, способностей каждого ребенка, овладения им различными видами деятельности, в том числе и творческими.    Творчество дает человеку переживание своей целостности. Оно отражает его внутренний мир, его стремления, желания, переживания. В момент творчества человек наиболее полно и глубоко переживает себя как личность, осознает свою индивидуальность. «Творчество, – пишет В.В.Давыдов, – является уделом всех,… оно является нормальным и постоянным спутником детского развития». К условиям, способствующим успешному развитию творческих способностей и самореализации детей, относятся психические познавательные процессы, свойства личности каждого ребенка. Творческие задатки у разных детей разные. Они зависят от свойств нервной системы, ее «пластичности», эмоциональной чувствительности, темперамента и во многом определяются наследственностью. Кроме того, влияние на развитие способностей к творчеству оказывает среда, окружающая ребенка, особенно семья.
    Дети с нарушение зрения имеют ограничения в различных видах деятельности, в том числе и в творческой. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Они лишены широких контактов, возможности получать опыт от сверстников, которые есть у обычного ребенка. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены.
    Дети с нарушением зрения не могут воспринимать окружающий мир во всем его качественном многообразии, так как искажается система сенсорных эталонов. При нарушении зрительных функций у дошкольников возникает ряд отклонений, связанных с ослаблением познавательных процессов (восприятия, воображения, наглядно-образного мышления), происходят изменения в развитии быстроты и координации движений, их точности, темпа, мелкой моторики, ограничивается овладение социальным опытом. Дети с косоглазием и амблиопией из-за монокулярного характера зрения и снижения зрения испытывают значительные трудности в цветоразличении при определении насыщенности цвета, оттенков и светлоты предметов, величины объемных предметов.
    Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем у таких детей (страхи, тревожность и т.д.). Часто мир для них кажется им пугающим и опасным. Невозможность выразить свои переживания, например, в игре, как это происходит у обычных детей, приводит к возрастанию эмоционального напряжения и, как следствие, к возникновению поведенческих проблем. Это становится серьезным препятствием в развитии ребенка[2].
    Отечественные и зарубежные психологи (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер и др.) подчеркивали, что важно не только обогащать детей-дошкольников знаниями и опытом, но и развивать их психические процессы и функции. Ведь это имеет немалое значение для развития детской творческой активности, так как характерными чертами дошкольного возраста являются фантазия, воображение, нестандартность мышления.
    Задача помочь детям с нарушением зрения становится, что называется, более чем актуальной.
    При работе с детьми, имеющими нарушения зрения,  необходимо учитывать аномалии зрения каждого ребенка и вызванные ими вторичные отклонения. Это требует особого индивидуального подхода к каждому слабовидящему дошкольнику (имеется в виду освещенность рабочего места, дозировка зрительной нагрузки, правильное изготовление пособий с учетом остроты и характера зрения ребенка, специфика необходимых лечебно-восстановительных и коррекционно-педагогических мер).
    Итак, творческие способности детей с нарушением зрения определяются особенностями их умственного и личностного развития. Недостаток зрения оказывает большое влияние на формирование зрительных образов, представлений, что в свою очередь отражается на всей творческой деятельности ребенка. Отсюда следует, что при развитии у такого ребенка творческих способностей следует учитывать особенности его развития, давать ему возможность в полной мере раскрыть свой творческий потенциал. Для этого важно помочь ему накопить информацию об окружающем мире, которая обеспечит развитие личности и ее адаптацию в нем, лучше подготовиться к обучению в школе, а также развить у них уверенность в себе, воспитать у них потребность в самореализации.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Выводы
    Таким образом, креативность – это обширная характеристика личности, которая определяется способностью к творчеству.  Для полноценного развития личности ребенка важно развивать его креативность, давать ему возможность реализовывать свой творческий потенциал. Дошкольный возраст является наиболее сенситивным к развитию творческих способностей. В этот период важно всячески стимулировать ребенка к созданию всевозможных образов, объектов, интересных для него самого. Он должен учиться сам привносить в игру что-то новое, креативное.
    Что же касается детей с нарушением зрения, развитие творчества играет здесь далеко не последнюю роль. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем у таких детей. У них недостаточно представлений об окружающем мире. Все это может препятствовать полноценному творческому развитию. Ребенку нужно дать возможность выразить все свои переживания, например, в игре или любой творческой деятельности. Важно способствовать большему общению его со сверстниками. Это будет стимулировать появление у ребенка уверенности в себе, повышению мотивации и потребности создавать что-то новое, креативное.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 2. Организация и методы экспериментального исследования
    2.1 База исследования
    Исследование проводилось в МДОУ №56 г. Оренбурга для детей с нарушением зрения. В нем приняли участие 6 детей, из которых 2 мальчика и 4 девочки. Перед проведением исследования испытуемым было разъяснено, что полученные результаты будут использоваться исключительно в научных целях, что каждый из них сможет узнать свои результаты, а в работе они будут исследоваться в анонимной форме.
    В работе нами была использована методика «Диагностика вербальной и невербальной креативности (Дж. Гилфорд и П.Торренс в модификации Е.Туник)». Данная методика была выбрана, потому что она опробирована, валидна, проста в применении, удобна в обработке, полностью отображает изучаемый феномен
    «Диагностика вербальной и невербальной креативности»
    Время проведения батареи тестов – 40 минут. Тесты предназначены для возрастной группы от 5 до 15 лет. С детьми от 5 до 8 лет тесты проводятся в индивидуальной форме. С возрастной группой от 9 до 15 лет тесты проводятся в групповой форме (возможно проведение в индивидуальной форме).
    С тем, чтобы избежать беспокойства испытуемых и создать благоприятную психологическую атмосферу, тесты называются занятиями, и, как все время подчеркивается, занятиями веселыми. Часто занятия проводятся в игровой манере, как веселые занятия, но могут использоваться педагогами не только в качестве диагностических, но и для развития творческого мышления у детей. Хотелось бы предостеречь педагогов от вынесения отрицательных оценок по результатам тестов. В процессе проведения аналогичных занятий допустимо только поощрение детей, а при обсуждении результатов занятий приведении только самых лучших ответов с поощрением. Не очень качественное выполнение тестов обсуждать не следует, а детям надо прости сказать: «Ну что ж, нормально». При обсуждении лучших ответов педагог пытается расширить мыслительные горизонты детей, умение посмотреть на вещи и явления  с разных сторон, умение увидеть необычное в обычном, самостоятельное мышление, умение предложить что-то новое, фантазировать, связать на первый взгляд несвязуемые вещи, т.е. воспитывать творческий подход к жизни.
    В предварительной инструкции, которая дается в свободной форме, испытуемым предлагается давать как можно больше разнообразных ответов на задания, проявлять свои юмор и воображение, постараться придумать такие ответы, которые не сможет придумать никто другой.
    Субтест 1. Использование предметов.
    Задача: Перечислить как можно больше способов использования предмета, отличающихся от обычного употребления.
    Инструкция: Газета используется для чтения, ты можешь придумать другие способы использования газеты. Что из нее можно сделать? Как ее можно использовать?
    Инструкция зачитывается устно.
    Время выполнения 1-3 минуты. Все ответы дословно записываются психологом при индивидуальной форме проведения. При групповой форме проведении ответы записывают сами испытуемые. Время засекается после прочтения инструкции.
    Субтест 2. Словесная ассоциация.
    Задача. Привести как можно больше определений для общеупотребительных слов.
    Инструкция: Приведи как можно больше определений для слова «книга». Например: «красивая книга» - какая еще бывает книга?
    Время выполнения – 3 минуты.
    Субтест 3. Составление изображений.
    Задача. Нарисовать заданные объекты, пользуясь определенным набором фигур.
    Инструкция: Нарисуй определенные объекты, пользуясь определенным набором фигур: круг, прямоугольник, треугольник, полукруг. Каждую фигуру можно использовать несколько раз, менять их размеры, но нельзя прибавлять другие фигуры или линии. В первом квадрате нарисуй лицо, во втором – дом, в третьем – клоуна, а в четвертом – то, что ты хочешь. Подпиши четвертый рисунок.
    Субтест 4. Эскизы.
    Задача. В квадратах теста приводится множество одинаковых кругов (см. прил.), каждый из которых надо превратить в различные изображения.
    Инструкция: Добавь любые детали или линии к основному изображению так, чтобы получились различные интересные рисунки. Дорисуй эти картинки. Рисовать можно внутри круга и снаружи круга.
    Время выполнения двадцати картинок – 10 минут. Испытуемому предъявляется в качестве примера нарисованная рожица.
 
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2.2 Качественно-количественный анализ
 
Количественная обработка
I Миша К.

и т.д.................


Субтест 1
Субтест 2

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.