На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Налогооблажение предприятий общественного питания

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



СОДЕРЖАНИЕ
 
Введение …………………………………………………………………………..   2
1. Теоретическая часть …………………………………………………………… 5 
1.1 Законодательная база налогообложения в России …………………..   5
1.2 Нормативные документы, регулирующие учёт и
      налогообложение        предприятий общественного питания ………  11
1.3 Налогообложение организаций общественного питания …………...  17
1.3.1 Налог на имущество …………………………………………..  17
1.3.2 Налог на прибыль ……………………………………………..  19
1.3.3 Налог на добавленную стоимость …………………………...  25
1.3.4 Методы учёта доходов и расходов для налогообложения …  31
2. Практическая часть ……………………………………………………………  36
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ……  36
2.2 Уплата предприятием налогов ………………………………………..  41
Заключение ………………………………………………………………………..  45
Список используемых источников ……………………………………………… 50
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
 
В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия.
С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется доход и прибыль предприятия.
Формирование эффективной налоговой системы России является центральной проблемой социально-экономического развития общества. Центральные, региональные органы власти и управления для успешного выполнения поставленных перед ними государственных задач должны иметь необходимую для этого финансовую базу. На сегодняшний день налоговая составляющая доходной части консолидированного бюджета России превышает 80 % общей суммы доходов.
Все предприятия обязаны уплачивать налоги, предусмотренные законодательством. Данная обязанность оказывает существенное влияние на финансовые результаты деятельности предприятия, поскольку налоги и отчисления увеличивают затраты предприятия, влияют на формирование цены, определяют сумму прибыли, остающуюся в распоряжении предприятия. В то же время обязательство предприятия перед бюджетом и внебюджетными фондами по уплате налогов и отчислений составляет значительную часть кредиторской задолженности предприятия, отражаемой в пассиве баланса предприятия. Несвоевременное исполнение данного обязательства приводит к наложению на предприятие финансовых санкций (штрафов, пени), еще более увеличивающих сумму обязательств и приводящих к необходимости значительного оттока денежных средств.
Следовательно, налогообложение это та сфера, которая касается практически всех: и государства, и общества в целом, и каждого налогоплательщика в отдельности. Налоговая система выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определение приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим, необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту. Под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с Налоговым Кодексом, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.
Естественное желание каждой фирмы - платить как можно меньше налогов. Оно и понятно. Ведь чем меньше денег компания будет отдавать в бюджет, тем больше средств останется в ее распоряжении. Этой цели можно достичь с помощью грамотного налогового планирования. Его принципы просты:
- использовать все возможные законные способы снижения налогов;
- платить в бюджет только минимальную сумму налогов в последний день установленного для этого срока.
Снизить налоговое бремя можно, оптимально составив учетную политику, договоры с партнерами, первичные документы, а также используя лазейки в законодательстве. Кстати, в некоторых случаях помогает и сам Налоговый кодекс. Определенным категориям налогоплательщиков он предоставляет льготы по налогам, возможность использовать специальные налоговые режимы, работать на территориях с льготным налогообложением.
В условиях рыночной экономики налоговая политика хозяйствующих субъектов становится одним из важнейших элементом деятельности предприятий. Любое предприятие в той или иной степени постоянно нуждается в дополнительных источниках финансирования. Найти их можно на рынках капиталов, привлекая потенциальных инвесторов и кредиторов, путем объективного информирования их о своей финансово-хозяйственной деятельности и снижения налогового бремени.
Формирование рыночных отношений предполагает конкурентную борьбу между различными товаропроизводителями, победить в которой смогут те из них, кто наиболее эффективно использует все виды имеющийся ресурсов, оптимально планирует свое налогообложение. Проблемы налогообложения предприятий находятся в центре внимания специалистов в сфере финансов, они очень актуальны в настоящее время, этим и обусловлен выбор темы данной работы.
Целью данной работы является изучение особенностей налогообложения предприятий общественного питания.
Объектом исследования выступило Унитарное муниципальное предприятие общественного питания и торговли «Южный».
Предметом исследования являются практика налогообложения предприятий и разработка основных направлений налоговой политики.
Для достижения поставленной цели в данной работе были поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы налогообложения предприятий;
- провести анализ практики налогообложения Унитарного муниципального предприятия общественного питания и торговли «Южный»;
- определить основные направления налоговой политики.
Методологической базой работы являются законы Российской Федерации, Указы Президента, постановления Правительства, нормативные документы, периодические печатные издания, статистические данные за 2008-2009 годы.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
 
 
 
1.1 Законодательная база налогообложения в России
 
Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса (НК) и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
НК устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:
- виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
- основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
- принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;
- права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
- формы и методы налогового контроля;
- ответственность за совершение налоговых правонарушений;
- порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.
Действие Налогового Кодекса распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено Кодексом. Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов о налогах субъектов Российской Федерации.
Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с НК.Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
К отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется.
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.
Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК.
При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в области таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, его территориальные органы, а также подчиненные федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному в области таможенного дела, таможенные органы Российской Федерации не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов.
Акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных НК.
Федеральные законы, вносящие изменения в НК в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.
Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют. Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.
Нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим Налоговому Кодексу, если такой акт:
- издан органом, не имеющим в соответствии с настоящим Кодексом права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка издания таких актов;
- отменяет или ограничивает права налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей либо полномочия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, установленные Кодексом;
- вводит обязанности, не предусмотренные настоящим Кодексом, или изменяет определенное Кодексом содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
- запрещает действия налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, разрешенные Кодексом;
- запрещает действия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, их должностных лиц, разрешенные или предписанные Кодексом;
- разрешает или допускает действия, запрещенные Кодексом;
- изменяет установленные Кодексом основания, условия, последовательность или порядок действий участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
- изменяет содержание понятий и терминов, определенных в Кодексе;
- иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений Кодекса.
Нормативные правовые акты о налогах и сборах, признаются не соответствующими НК при наличии хотя бы одного из перечисленных обстоятельств.
Признание нормативного правового акта не соответствующим Кодексу осуществляется в судебном порядке.
В отношении нормативных правовых актов, регулирующих порядок взимания налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, применяются положения, установленные Таможенным кодексом Российской Федерации.
Сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями.Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.
Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока. При этом годом (за исключением календарного года) признается любой период времени, состоящий из 12 месяцев, следующих подряд.
Срок, исчисляемый кварталами, истекает в последний день последнего месяца срока. При этом квартал считается равным трем календарным месяцам, отсчет кварталов ведется с начала календарного года.
Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующий месяц и число последнего месяца срока. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.
Срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем.
В случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока.
Если документы либо денежные средства были сданы в организацию связи до 24 часов последнего дня срока, то срок не считается пропущенным.
Если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Налоговым Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
 
 
 
 
 
1.2 Нормативные документы, регулирующие учёт и налогообложение предприятий общественного питания
 
Деятельность предприятий общественного питания регламентируется рядом нормативных актов, такими как классификаторы, ГОСТ’ы и т.д.
Согласно ГОСТ’у Р 50647-94, предприятие общественного питания - это предприятие, предназначенное для производства кулинарной продукции, мучных кондитерских и булочных изделий, их реализации и (или) организации потребления.
При этом под кулинарной продукцией понимается совокупность блюд, кулинарных изделий и кулинарных полуфабрикатов.
Кулинарная продукция должна соответствовать требованиям государственных стандартов, стандартов отрасли, стандартов предприятий, сборников рецептур блюд и кулинарных изделий, технических условий и вырабатываться по технологическим инструкциям и картам при соблюдении санитарных правил для предприятий общественного питания.
Тип предприятия общественного питания определяется характерными особенностями обслуживания, ассортимента реализуемой кулинарной продукции и номенклатуры предоставляемых потребителям услуг.
Класс предприятия общественного питания - это совокупность отличительных признаков предприятия определенного типа, характеризующая качество предоставляемых услуг, уровень и условия обслуживания.
ГОСТ Р 50762-95, устанавливает следующую классификацию типов предприятий общественного питания:
• ресторан – предприятие общественного питания с широким ассортиментом блюд сложного приготовления, включая заказные и фирменные, винно-водочных, табачных и кондитерских изделий, повышенным уровнем обслуживания в сочетании с организацией отдыха;
• бар - предприятие общественного питания с барной стойкой, реализующее смешанные, крепкие алкогольные, слабоалкогольные и безалкогольные напитки, закуски, десерты, мучные кондитерские и булочные изделия, покупные товары;
• кафе – предприятие по организации питания и отдыха потребителей с ограниченным по сравнению с рестораном ассортиментом продукции. Реализует фирменные, заказные блюда, изделия и напитки;
• столовая – общедоступное или обслуживающее определенный контингент потребителей предприятие общественного питания, производящее и реализующее блюда в соответствии с разнообразным по дням недели меню;
• закусочная - предприятие общественного питания с ограниченным ассортиментом блюд несложного приготовления из определенного вида сырья и предназначенное для быстрого обслуживания потребителей промежуточным питанием.
Кроме того, в ГОСТ’е Р 50647-94, дополнительно выделены следующие объекты сферы общественного питания:
• диетическая столовая – столовая, специализирующаяся в приготовлении и реализации блюд диетического питания;
• столовая-раздаточная – столовая, реализующая готовую продукцию, получаемую от других предприятий общественного питания;
• буфет – структурное подразделение предприятия, предназначенное для реализации мучных кондитерских и булочных изделий, покупных товаров и ограниченного ассортимента блюд несложного приготовления.
В соответствии с ОКВЭД ОК 029-2001, объекты сферы общественного питания включены в раздел Н «Гостиницы и рестораны», класс 55 и следующие подклассы: 55.3 «Деятельность ресторанов», 55.4 «Деятельность баров», 55.5 «Деятельность столовых при предприятиях и учреждениях и поставка продукции общественного питания» (группа 55.51 «Деятельность столовых при предприятиях и учреждениях»).
В соответствии со ст. 38 Закона РФ «О защите прав потребителей», правила бытового и иных видов обслуживания потребителей (правила выполнения отдельных видов работ и правила оказания отдельных видов услуг) утверждаются Правительством РФ.
Правила оказания услуг общественного питания, в которых говорится о необходимости сертификации таких услуг, утверждены Постановлением Правительства РФ № 1036.
В ст. 41 Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», указывается на необходимость сертификации отдельных видов продукции, работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для человека.
На необходимость санитарно-эпидемиологической экспертизы продукции прямо указывается также в Письме Минздрава РФ № 2510/5140-02-32.
Для обеспечения проведения работ по обязательной сертификации указанных услуг разработаны и введены в действие основополагающие стандарты:
• ГОСТ Р 50762-95 «Общественное питание. Классификация предприятий»;
• ГОСТ Р 50763-95 «Общественное питание. Кулинарная продукция, реализуемая населению»;
• ГОСТ Р 50764-95 «Услуги общественного питания. Общие требования».
Приведенные стандарты направлены на обеспечение безопасности жизни и здоровья населения, окружающей среды, на защиту интересов потребителей. Требования, изложенные в них, являются обязательными для предприятий общественного питания различных организационно-правовых форм собственности. Об этом говорится в Письме Роскомторга № 1-955/32-7.
Ранее введение обязательной сертификации услуг общественного питания было подтверждено совместным Письмом Госстандарта № 230-7/431, Роскомторга № 1-1177/32-7 и Госкомсанэпиднадзора РФ, которое не утратило своего действия и в настоящее время.
К нормативной документации относятся помимо государственных отраслевые стандарты и стандарты предприятий (СТП), а также сборники рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания, которые являются технологическими нормативами.
В настоящее время для выработки кулинарной продукции можно руководствоваться сборниками технологических нормативов (1994 года издания), рецептур блюд диетического питания и рецептур блюд и кулинарных изделий национальных кухонь народов России и стандартами предприятий.
Кроме того, стандарты предприятий на продукцию и услуги могут разрабатываться непосредственно самим предприятием общественного питания и утверждаться его руководителем.
Например, если рестораном изготавливаются блюда по нетрадиционным технологиям или осваиваются новые торгово-технические процессы, в обязательном порядке необходимо разработать стандарты предприятия (СТП). При выпуске новых и фирменных блюд и изделий, вырабатываемых и реализуемых только на данном предприятии (так называемые «фирменные» блюда ресторанов), необходимо разработать технико-технологические карты (ТТК). Письмом Департамента регулирования и координации внутренней торговли МВЭС РФ № 21-310, доведены Порядок разработки, рассмотрения и утверждения стандартов предприятий (СТП) и Временный порядок разработки и утверждения технико-технологических карт на блюда и кулинарные изделия (оба документа утверждены МВЭС России 6 июля 1997 г.).
Налогообложение на предприятиях общественного питания осуществляется на основании положений НК РФ.
Таким образом, бухгалтеру предприятия общественного питания необходимо руководствоваться следующими нормативными документами:
1. Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изменениями от 30.06.2003).
2. Приказ Минфина России от 29.07.1998 N 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (в редакции от 24.03.2000).
3. План счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности предприятий и инструкции по его применению (утв. Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н) (с изменениями от 07.05.2003).
4. Приказ Минфина России от 13.06.1995 N 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств».
5. Приказ Минфина РФ от 09.06.2001 N 44н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «учет материально - производственных запасов» ПБУ 5/01» (зарегистрировано в Минюсте РФ 19.07.2001 N 2806).
6. Приказ Минфина РФ от 28.12.2001 N 119н «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету материально - производственных запасов».
7. Приказ Минфина РФ от 22.07.2003 N 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».
8. Закон Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» (с изменениями от 30.12.2001).
9. Методика учета сырья, товаров и производства в предприятиях массового питания различных форм собственности от 12 августа 1994 г., утвержденная Отраслевым центром повышения квалификации работников торговли Комитета Российской Федерации по торговле 12.08.1994 N 1-1098 / 32-2.
10. Правила оказания услуг общественного питания, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 N 1036 (в редакции от 21.05.2001).
11. Письмо Роскомторга от 15 июля 1996 г. N 1-806/32-9 «О действующей нормативной документации для предприятий общественного питания».
12. Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету операций в общественном питании (формы утверждены Постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 N 132).
13. Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93, утвержденный Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163 (с изменениями от 01.07.2003).
14. ГОСТ Р 50764-95 «Услуги общественного питания. Общие требования».
15. ГОСТ Р 50762-95 «Общественное питание. Классификация предприятий».
16. ГОСТ Р 50763-95 «Общественное питание. Кулинарная продукция, реализуемая населению. Общие технические условия».
17. ГОСТ Р 50935-96 «Общественное питание. Требования к обслуживающему персоналу».
18. Порядок разработки, рассмотрения и утверждения стандартов предприятий (СТП), утвержденный МВЭС России 06.07.1997.
19. Временный порядок разработки и утверждения технико - технологических карт на блюда и кулинарные изделия, утвержденный МВЭС России 06.07.1997.
20. Федеральный закон от 30.03.99 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
21. Письмо Минздрава России от 22.05.2002 г. № 2510/5140-02-32 «О санитарно-эпидемиологической экспертизе продукции».
22. Письмо Роскомторга от 11.07.95 г. № 1-955/32-7 «О нормативной и технологической документации для предприятий общественного питания».
23. Письмо Госстандарта № 230-7/431, Роскомторга № 1-1177/32-7 и Госкомсанэпиднадзора России от 07.09.95 г. «О введении обязательной сертификации услуг общественного питания».
24. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 08.11.2001 N 31 (ред. от 03.04.2003) «О введении в действие санитарных правил» (вместе с «Санитарными правилами «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. СанПиН 2.3.6.1079-01», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 06.11.2001)
Все хозяйственные операции, производимые предприятием общественного питания, должны оформляться оправдательными (первичными) документами. Так сказано в ст. 9 Закона РФ «О бухгалтерском учете», и в п.12 Приказа Минфина РФ N 34н.
При этом первичные учетные документы принимаются к учету, только если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, если соответствующая форма существует.
В Письме Роскомторга N 1-806/32-9, рекомендовано всем предприятиям общепита независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности руководствоваться единой нормативной и технологической документацией.
При осуществлении операций на предприятиях общественного питания следует руководствоваться Постановлением Правительства РФ № 1036, в котором содержатся правила оказания услуг общественного питания.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.3 Налогообложение организаций общественного питания
 
1.3.1 Налог на имущество
Объектом налогообложения является имущество предприятия общественного питания в его стоимостном выражении, находящееся на балансе этого предприятия, представляющее собой совокупность основных фондов, нематериальных активов, производственных запасов и затрат.
Для целей налогообложения определяется среднегодовая стоимость имущества предприятия. За отчетный период она определяется путем деления на 4 суммы, полученной от сложения половины стоимости имущества на 1 января отчетного года и на первое число следующего за отчетным периодом месяца, а также суммы стоимости имущества на каждое первое число всех остальных кварталов отчетного периода. Расходы по возведению зданий и сооружений, монтажу оборудования, стоимость переданного в монтаж оборудования и другие расходы включаются в расчет среднегодовой стоимости имущества по состоянию на 1 число месяца, следующего за истечением срока строительства (монтажа). Налоговая ставка - не выше 2,2 %.
Налог на землю - местный налог, устанавливаемый НК и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Налог на землю зависит от кадастровой стоимости земли и от того в какой зоне находится предприятие (1/4 ежеквартально).
Налог на транспорт (при наличии транспортных средств) - региональный налог. Налоговая база, облагается по разным ставкам, в зависимости от вида транспорта соответственно: 5 %, 20 %, 25 %, определяется отдельно на каждый вид транспорта.
Акциз - косвенный федеральный налог. С 01.01.01 взимается по гл. 22 НК. Плательщиками признаются организации, индивидуальные предприниматели, лица, определенные таможенным кодексом РФ, все эти категории, совершающие операции с подакцизными товарами и сырьем, подлежащие налогообложению по гл. 22 НК.
Подакцизными товарами признаются: спирт этиловый из всех видов сырья; спиртосодержащая продукция; алкогольная продукция (спирт, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вина), табачная продукция и т.д. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизных товаров.
Налоговый период - календарный месяц. Виды подакцизных товаров - налоговая ставка % или рубли за единицу: Этиловый спирт - 16 руб. 15 коп. за 1 литр. Алкогольная продукция с долей спирта больше 25 % - водка - 114 руб. за литр спирта. Алкогольная продукция с долей спирта 9-25 % - 84 рубля за литр спирта. Алкогольная продукция с долей спирта до 9% - 58 рублей за литр спирта. Вина крепленые - 75 руб. за литр спирта. Вина некрепленые (кроме натуральных) - 47,50 руб. за литр спирта. Вина натуральные, некрепленые - 4 руб. за литр вина. Вина шампанские - 10,50 руб. за литр вина. Пиво с содержанием спирта до 0,5 % - 0 руб. за литр пива. Пиво с содержанием спирта 0,5-8,6 % - 1,40 руб. за литр пива. Пиво с содержанием спирта больше 8,6 % - 4,60 руб. за литр пива. Сигареты с фильтром - 50 руб. за тысячу штук. Без фильтра - 19 руб. за тысячу штук.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.3.2 Налог на прибыль
С момента введения в действие главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) «Налог на прибыль организаций» все хозяйствующие субъекты, являющиеся плательщиками налога на прибыль, рассчитывают этот налог по правилам налогового учета, и организации общественного питания не являются исключением. Но нужно отметить, что с точки зрения налогообложения прибыли сфера общественного питания остается не урегулированной по очень многим моментам.
Вступившая в силу глава 25 НК РФ отменила Положение о составе затрат № 552, на основании которого разрабатывались отраслевые нормы и рекомендации по формированию себестоимости товаров (работ, услуг). А раз базовый документ утратил силу, то, естественно, утратили силу и отраслевые документы, разработанные на его основе.
Однако, в апреле 2002 года Министерство финансов Российской Федерации фактически разрешило организациям, до момента появления новых отраслевых рекомендаций по вопросам организации учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции (товаров, работ, услуг), использовать «старые» Методики.
При исчислении налогооблагаемой прибыли организации общественного питания обязаны руководствоваться только действующим налоговым законодательством, а именно главой 25 «Налог на прибыль организаций».
Вспомним, что подавляющее большинство предприятий общественного питания в бухгалтерском учете ведут учет сырья по продажным ценам, включающим торговую наценку. Для целей налогообложения же такой метод учета сырья и товаров вообще не предусмотрен. Получается, что те организации, которые ведут учет ТМЦ в бухгалтерском учете по продажным ценам, в целях налогового учета должны их учитывать по покупной стоимости, что фактически, предполагает двойной учет операций по их движению.
Таким образом, те организации общественного питания, которые ведут учет продуктов (сырья) и товаров, предназначенных для перепродажи, по покупным ценам, сегодня находятся в более выгодной позиции, по сравнению с организациями общественного питания, которые осуществляют учет продуктов (сырья) и товаров по продажным ценам с учетом торговой наценки.
Согласно пункту 2 статьи 254 НК РФ:
Стоимость материально-производственных запасов, включаемых в материальные расходы, определяется исходя из цен их приобретения (без учета налога на добавленную стоимость и акцизов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом), включая комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку и иные затраты, связанные с приобретением материально-производственных запасов.
Налоговый учет предполагает методы списания: по средней цене, ЛИФО, ФИФО и по стоимости единицы, это следует из пункта 8 статьи 254 НК РФ:
«При определении размера материальных расходов при списании сырья и материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров (выполнении работ, оказании услуг), в соответствии с принятой организацией учетной политикой для целей налогообложения применяется один из следующих методов оценки указанного сырья и материалов:
- метод оценки по стоимости единицы запасов;
- метод оценки по средней стоимости;
-метод оценки по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);
- метод оценки по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО)».
Есть еще один момент, на который следует обратить внимание при налогообложении.
Налоговый учет не предполагает учета сырья и товаров с использованием счетов 15 и 16. Для целей налогового учета в соответствии с пунктом 2 статьи 254 все расходы, связанные с приобретением материально-производственных запасов (продуктов) включаются в их покупную стоимость.
Рассматривая вопросы налогообложения, следует обратить внимание на то что, подразумевается под понятием прибыли в главе 25 НК РФ. В соответствии со статьей 247 НК РФ прибылью признается разница между доходами и расходами налогоплательщика, которые определяются в соответствии с требованиями статьи 25 НК РФ.
В налоговом учете признаются:
- доходы (расходы) от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав;
- внереализационные доходы (расходы);
- доходы (расходы), не учитываемые в целях налогообложения.
Нужно отметить, что налоговый учет делит расходы, осуществленные налогоплательщиком на прямые и косвенные.
В связи с таким делением существует некоторая особенность формирования расходов организаций общественного питания. Напомним, что помимо реализации собственной продукции организации общепита перепродают покупные товары.
К организациям, осуществляющим торговую деятельность, налоговое законодательство предъявляет специальные требования, установленные статьей 320 НК РФ:
Налогоплательщики, осуществляющие оптовую, мелкооптовую и розничную торговлю, формируют расходы на реализацию (далее в настоящей статье - издержки обращения) с учетом следующих особенностей.
В течение текущего месяца издержки обращения формируются в соответствии с настоящей главой. При этом в сумму издержек обращения включаются также расходы налогоплательщика - покупателя товаров на доставку этих товаров, складские расходы и иные расходы текущего месяца, связанные с приобретением, если они не учтены в стоимости приобретения товаров, и реализацией этих товаров. К издержкам обращения не относится стоимость приобретения товаров по цене, установленной условиями договора. При этом налогоплательщик имеет право сформировать стоимость приобретения товаров с учетом расходов, связанных с приобретением этих товаров. Указанная стоимость товаров учитывается при их реализации в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 268 настоящего Кодекса. Стоимость приобретения товаров, отгруженных, но не реализованных на конец месяца, не включается налогоплательщиком в состав расходов, связанных с производством и реализацией, до момента их реализации. Порядок формирования стоимости приобретения товаров определяется налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения и применяется в течение не менее двух налоговых периодов.
Расходы текущего месяца разделяются на прямые и косвенные. К прямым расходам относятся стоимость приобретения товаров, реализованных в данном отчетном (налоговом) периоде, и суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика - покупателя товаров в случае, если эти расходы не включены в цену приобретения указанных товаров. Все остальные расходы, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со статьей 265 настоящего Кодекса, осуществленные в текущем месяце, признаются косвенными расходами и уменьшают доходы от реализации текущего месяца. Сумма прямых расходов в части транспортных расходов, относящаяся к остаткам нереализованных товаров, определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в следующем порядке:
- определяется сумма прямых расходов, приходящихся на остаток нереализованных товаров на начало месяца и осуществленных в текущем месяце;
- определяется стоимость приобретения товаров, реализованных в текущем месяце, и стоимость приобретения остатка нереализованных товаров на конец месяца;
- рассчитывается средний процент как отношение суммы прямых расходов (пункт 1 настоящей части) к стоимости товаров (пункт 2 настоящей части);
- определяется сумма прямых расходов, относящаяся к остатку нереализованных товаров, как произведение среднего процента и стоимости остатка товаров на конец месяца.
Изменения, внесенные пунктом 43 статьи 1 Закона №58-ФЗ с 1 января 2005 года уточняют технологию определения расходов по торговым операциям. Теперь налогоплательщик имеет право сформировать стоимость приобретения товаров с учетом расходов, связанных с приобретением этих товаров и утверждение налоговых органов о том, что учесть расходы, указанные в статье 264 НК РФ (например, ввозные таможенные пошлины) нельзя, лишает налогоплательщика его законных прав, но пока эта точка зрения не изменилась.
Порядок формирования стоимости приобретения товаров определяется налогоплательщиком в учетной политике и подлежит применению в течение не менее двух налоговых периодов.
Сумма прямых расходов, относящаяся к остаткам нереализованных товаров, определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца с 1 января 2005 года исключительно в части транспортных расходов. К стоимости приобретения товаров средний процент теперь вообще не применим.
Все остальные расходы, за исключением, внереализационных, определяемых в соответствии со статьей 265 НК РФ признаются косвенными.
Под прибылью в налоговом законодательстве понимается: полученные доходы минус осуществленные расходы. Понятие расхода установлено статьей 252 НК РФ:
«Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода».
По сути это означает, что организация, при исчислении налога на прибыль, может учесть чуть ли не все осуществленные ею затраты. Главное требование законодательства, затраты должны быть обоснованными - экономически оправданными, направленными на получение дохода и документально подтвержденными.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.3.3 Налог на добавленную стоимость
В рамках работы по совершенствованию налога на добавленную стоимость с 2009 г. введена единая декларация по налогу на добавленную стоимость и общий порядок возмещения этого налога.
С 1 января 2008 г. налоговый период по налогу на добавленную стоимость установлен как квартал.
Принятие указанных норм упростило процедуру применения нулевой ставки налога и налоговых вычетов и в ряде случаев привело к сокращению сроков возмещения налога и уменьшению налоговой отчетности.
Начиная с 2008 года представлять налоговые декларации в электронном виде обязаны все налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых
Налоговая политика является одним из важнейших элементов финансовой стратегии хозяйствующего субъекта, и ее основное предназначение заключается в повышении эффективности расходов, взаимоувязанных с общей целевой установкой конкретного хозяйствующего субъекта.
Для предприятия налоговая политика должна включать достаточно обширный спектр элементов, показанный в таблице 1.
Разработку налоговой политики организации, как и принятие любого управленческого решения, необходимо осуществлять с учетом системы факторов внешней и внутренней бизнес-среды. Любое предпринимательство в значительной мере зависит от воздействия факторов внешней среды и в первую очередь от характеристик налоговой системы и общей экономической ситуации в стране и регионе.
 
 
 
 
 
 
Таблица 1 - Элементы налоговой политики предприятия
Элементы
Содержание
Цель
1
2
3
Выбор организационно- правовой формы, юридического адреса
Оценка комплекса факторов, в том числе отношений конкурентов с налоговыми органами Обоснование адекватности организационной формы целям и задачам хозяйствующего субъекта
Возможность выбора специального режима налогообложения, оперативного решения вопроса о реструктуризации
Взаимодействие с налоговыми органами
Формирование графика представления налоговой отчетности с закреплением ответственных лиц
Соблюдение сроков представления отчетности и оперативности реагирования на запросы налоговых органов
Мониторинг налогового законодательства для целей оперативного реагирования
Подписка на основные периодические издания по вопросам налогового законодательства Приобретение компьютерных программ
Возможность самостоятельного решения вопросов налогообложения законодательства (без привлечения оплатных консультантов)
Анализ законодательно установленных условий для применения налоговых льгот
Изучение налогового законодательства
Оптимизация налоговой нагрузки
Выбор наиболее привлекательных для предприятия форм расчетов и содержания хозяйственных договоров
Закрепление в договорах финансовых санкций, предоплаты, авансирования Анализ возможных схем договорных отношений для целей их оптимизации в интересах предприятия
Сокращение величины штрафных санкций в расчете на 1 рубль реализации, ускорение оборачиваемости дебиторской задолженности
Налоговое планирование
Организация планирования по центрам налоговых затрат (выручка от продаж, себестоимость, финансовые результаты и др.)
Управление налоговой нагрузкой по центрам налоговых затрат
Поиск возможных направлений диверсификации бизнеса в целях оптимизации величины налоговой нагрузки
Исследование конъюнктуры рынка, условий внешней бизнес-среды Соизмерение с возможностями предприятия
Наращивание абсолютных и относительных показателей доходности
Инвестиционная политика, политика распределения прибыли и инвестирования ресурсов в активы
Анализ ожидаемого уровня доходности от инвестирования финансовых ресурсов
Прирост рентабельности инвестиций
 
Продолжение таблицы – 1
1
2
3
Организация обучения и повышения квалификации специалистов, ответственных за формирование финансовой и налоговой политики предприятия
Формирование плана повышения квалификации и переподготовки кадров, ответственных за формирование и реализацию финансовой и налоговой политики
Совершенствование налоговой политики
 
В зависимости от уровня налоговой нагрузки, определяемой в виде относительной величины от дохода или от добавленной стоимости, представляется возможным идентифицировать четыре типа налоговой политики предприятия: идеальная, консервативная, компромиссная и агрессивная показаны в таблице 2.
 
 
 
 
 
 
 
 
Таблица 2 - Характеристики типов налоговой политики предприятия
Типы политики
Налоговая нагрузка на выручку от продаж, %
Налоговая нагрузка на добавленную стоимость, %
Характеристики
1
2
3
4
Идеаль-ная
До 15
До 30
Политика строится в рамках ведения бухгалтерского учета, использования прямых налоговых льгот. Требует высокого профессионального уровня главного бухгалтера и адекватной организации бухгалтерской службы. Наиболее сложные вопросы рассматриваются с привлечением налоговых консультантов. При незначительных оборотах возможно заключение договора с аудиторской фирмой на бухгалтерское обслуживание
Консерва-тивная
16 - 35
31 - 50
Политика рассматривается как обязательный элемент общей финансовой политики, к разработке и реализации которой привлекаются специалисты, выделенные в специальную службу. Для решения наиболее сложных вопросов заключается договор с аудиторской фирмой на абонентское обслуживание
Компромиссная
36 - 65
51 - 75
Политика подразумевает стратегическое планирование деятельности по всем направлениям, включая прогнозирование сумм налогового изъятия. Ведется постоянная работа с налоговыми адвокатами и консультантами. Систематически осуществляется мониторинг состояния системы налогообложения в ее взаимосвязи с хозяйственными результатами
 
 
 
 
Продолжение таблицы – 2
1
2
3
4
Агрессивная
66 и выше
76 и выше
Рассматривается вопрос о смене налоговой юрисдикции или перепрофилирования деятельности
 
По мнению специалистов в области налогообложения субъектов предпринимательства, последние отдают предпочтения специальным налоговым режимам, что обеспечивает занятость 13,6 млн. человек (или около 20% численности занятого населения по отраслям экономики страны). Наиболее привлекательной является упрощенная система налогообложения. При обосновании налоговой политики у таких предприятий (как правило, малых) возникает необходимость выбора и закрепления объекта налогообложения (доходы или доходы за минусом расходов).
На наш взгляд, алгоритм выработки управленческого решения относительно выбора объекта налогообложения включает два последовательных этапа. На первом этапе исчисляется рентабельность
оборота как отношение объема прибыли к величине выручки от продаж, и если это отношение превышает 70 %, то в качестве объекта налогообложения выбирают «доходы», если ниже 30 %, то «доходы – расходы».
Если рентабельность продаж более 30 %, но менее 70 %, то выполняется второй этап, на котором исчисляется отношение планируемой суммы расходов, связанных с отчислениями в пенсионный фонд и выплатой пособий по временной нетрудоспособности, к величине дохода. Если это отношение превышает 0,03, то объектом налогообложения являются «доходы», если ниже 0,03, то – «доходы – расходы».
Тип налоговой политики и соответствующие ей меры управляющего воздействия на объект зависят от величины налоговой нагрузки. Налоговая политика, как и другие элементы общей финансовой политики хозяйствующего субъекта (инвестиционная, ценовая, маркетинговая, амортизационная, учетная и т.д.), оценивается с позиций ее эффективности, поскольку представляет собой результат реализации управленческого решения в области налогообложения. Традиционно принято использовать для оценки эффективности налоговой политики индикаторы налогоемкости и эффективности налогообложения показано в таблице 3.
Таблица 3 - Система индикаторов, рекомендуемых для оценки эффективности налоговой политики предприятия
Система индикаторов
Алгоритм расчета
Индикаторы налогоемкости
 
Налогоемкость реализованной продукции
Нр : РП
Налогоемкость затрат (издержек)
Нз : З
Налогоемкость прибыли
Нп : П
Налогоемкость совокупных доходов
Н : П
Индикаторы эффективности налогообложения
 
Коэффициент совокупной эффективности налогообложения
Пч : Н
Коэффициент эффективности налогообложения доходов от обычных видов деятельности
Пч : До
Коэффициент эффективности налогообложения затрат (издержек)
Пч : Нз
Коэффициент эффективности налогообложения совокупных доходов
Пч : Н
Относительная экономия (перерасход) суммы налоговых платежей
Нф - (Нб x IДо)
Обобщающий индикатор эффективности налоговой политики
Rsc
 
Такая система показателей представляется несколько ограниченной и, более того, она не позволяет выявить и количественно оценить взаимосвязь налоговой политики с результативностью бизнеса - рентабельностью собственного капитала.
В таблице 3 приняты следующие условные обозначения:
Нр - сумма косвенных налоговых платежей на выручку от реализации;
РП - выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг);
Нз - сумма налоговых платежей, относящихся на себестоимость или издержки;
З - себестоимость товарной продукции или издержки обращения;
Нп - сумма налоговых платежей, относящихся на прибыль или произведенных за счет прибыли;
П - прибыль до налогообложения (общая бухгалтерская прибыль);
Н - общая сумма налоговых платежей;
Пч - чистая прибыль;
До - доходы от обычных видов деятельности;
Нф - общая сумма налоговых платежей в отчетном периоде;
Нб - общая сумма налоговых платежей в базисном периоде;
IДо - темпы роста доходов от обычных видов деятельности;
Rsc - рентабельность собственного капитала, определяемая по 7-факторной мультипликативной модели.
Каждый из представленных индикаторов несет определенную смысловую нагрузку. Например, показатель относительной экономии (перерасхода) суммы налоговых платежей отражает вовлечение в оборот (высвобождение из оборота) абсолютно ликвидной части мобильных активов - денежных средств.
Как нам представляется, эффективность управленческих решений в области налоговой политики можно объективно оценить по рентабельности собственного капитала. Значение данного показателя, на наш взгляд, может быть вычислено путем перемножения ряда сомножителей по формуле:
Rsc = (Пч : РПбр) x (РПбр : Нз) x (Нз : Нп) x (Нп : РП) x (РП : А) x (А : СК),
где РПбр - выручка-брутто (с учетом косвенных налогов),
А - средняя стоимость совокупных активов,
СК - средняя стоимость собственного капитала.
Первый сомножитель (отношение чистой прибыли к брутто-выручке) отражает эффективность основной деятельности с учетом налоговых платежей, формирующих отпускную цену товара (работы, услуги).
Второй сомножитель (отношение брутто-выручки к сумме налоговых платежей, относящихся на себестоимость или издержки) отражает оборачиваемость налогов, формирующих себестоимость продукции (товаров, услуг) или издержки обращения в сфере товарного обращения.
Третий сомножитель (отношение суммы налоговых платежей, формирующих себестоимость или издержки, к сумме налоговых платежей, осуществляемых за счет финансовых результатов).
Четвертый сомножитель (отношение суммы налоговых платежей, производимых за счет прибыли, к выручке-нетто) - индикатор эффективности налогообложения по уставной деятельности.
Пятый сомножитель (отношение нетто-выручки к средней стоимости активов) - показатель деловой активности (оборачиваемость активов).
Шестой сомножитель (отношение средней стоимости активов к средней стоимости собственного капитала) - мультипликатор капитала, отображающий долю собственного капитала (обратная величина).
Выступая частными индикаторами, оценки эффективности налоговой политики предприятия взаимодействуют с обобщающим индикатором оценки эффективности управления и ведения бизнеса - рентабельностью собственного капитала. С ростом значений частных индикаторов наблюдается возрастание значения обобщающего индикатора, и наоборот. При этом «высвечиваются» наиболее «уязвимые» места налоговой политики с позиции интересов собственника.
Апробация предложенной методики расчета и оценки влияния налоговой составляющей на динамику рентабельности собственного капитала произведена на информационной базе исследуемого предприятия
 
1.3.4 Методы учета доходов и расходов для целей налогообложения
Рассматривая порядок исчисления налога на прибыль, нельзя не остановиться на важнейшем аспекте - моменте признания выручки. Налоговое законодательство вводит два метода учета доходов и расходов для целей налогообложения: метод начисления и кассовый метод. В зависимости от применяемого организацией метода зависит момент признания доходов и расходов при расчете налогооблагаемой прибыли.
По общему правилу все налогоплательщики при исчислении налога на прибыль применяют при учете доходов и расходов метод начисления. При этом методе доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления).
Что касается внереализационных доходов, то при методе начисления даты их признания для налогообложения прибыли устанавливает пункт 4 статьи 271 НК РФ.
Порядок признания расходов, связанных с реализацией товаров включающий в себя материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации и прочие расходы установлен статьей 272 НК РФ.
Прочие расходы уменьшают налогооблагаемую прибыль того отчетного периода, в котором предприятие фактически понесло их, независимо от времени их оплаты. Значит, дата принятия большинства расходов для исчисления налога на прибыль - это день, когда они начислены. Исключение составляют расходы по обязательному и добровольному страхованию - их принимают для целей налогообложения прибыли в момент выплаты страховых взносов. Однако если условиями договора страхования предусмотрено перечисление взноса разовым платежом, то страховку распределяют равномерно в течение всего срока действия договора.
Глава 25 Налогового Кодекса не устанавливает жесткого регламентирования, какие именно расходы предприятий должны быть учтены в целях налогообложения прибыли. Следовательно, уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль могут любые расходы, которые экономически обоснованы и документально подтверждены (за исключением указанных в статье 270 НК РФ).
Порядок учета доходов и расходов при кассовом методе установлен статьей 273 НК РФ. Кассовый метод связывает момент возникновения доходов и расходов с фактическим поступлением (выбытием) денежных средств и (или) иного имущества (имущественных прав). Организации имеют право на определение даты получения дохода (осуществления расхода) по кассовому методу, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учета налога на добавленную стоимость не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал.
Принимая решение о применении кассового метода, налогоплательщику целесообразно оценить риски негативных последствий его применения. Указанные риски связаны с тем, что при превышении предельного размера выручки, налогоплательщику необходимо будет внести изменения в налоговый учет с начала года. При игнорировании этой обязанности, у налогоплательщика может возникнуть недоимка по налогу, что в свою очередь приведет к начислению пеней и штрафов.
Пример (суммы указаны без учета НДС). Допустим, выручка налогоплательщика от реализации товаров (работ, услуг) в 2005 году составила:
за I квартал - 1300 000 рублей;
за II квартал - 720 000 рублей;
за III квартал - 900 000 рублей;
за IV квартал - 900 000 рублей.
В среднем выручка за каждый квартал 2005 года составила 955 000 рублей ((1300 000 + 720 000 + 900 000 + 900 000)/4), то есть не превысила 1 млн. рублей. Это позволило налогоплательщику с 1 января 2006 года применять кассовый метод определения доходов и расходов. Предположим, что выручка налогоплательщика от реализации товаров (работ, услуг) составила в 2006 году.
За I квартал -1080 000 рублей;
за II квартал - 900 000 рублей;
за III квартал - 1320 000 рублей;
за IV квартал -700 000 рублей.
Тогда по состоянию на 1 апреля 2006 года:
II + III + IV (2005) + I (2006) = 720 000 + 900 000 + 900 000 + 1080 000 = 3600 000 - налогоплательщик может применять кассовый метод, так как средняя сумма выручки 3600 000/4=900 000 рублей;
по состоянию на 1 июля 2006 года:
III + IV (2005) + I + II (2006) = 900 000 + 900 000 + 1080 000 + 900 000 = 3780 000 - налогоплательщик может применять кассовый метод, так как средняя сумма выручки 3780 000/4=945 000 рублей;
по состоянию на 1 октября 2006 года:
IV (2005) + I + II + III (2006) = 900 000 + 1080 000 + 900 000 + 1320 000 = 4 200 000 рублей - налогоплательщик не вправе применять кассовый метод, так как средняя сумма выручки за четыре предыдущих квартала превысила предельный размер (4200 000/4=1050 000 рублей) и налогоплательщик обязан пересчитать доходы и расходы по методу начисления с 1 января 2006 года. В состав доходов при кассовом методе включаются суммы поступившей предварительной оплаты товаров (работ, услуг).
Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что действующее законодательство о налогах и сборах связывает дату возникновения дохода в целях налогообложения с датой реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав). Кассовый метод используется организациями достаточно редко, основная масса субъектов хозяйственной деятельности работает по методу начисления.
Налоговой базой по налогу на прибыль признается денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению, при этом доходы и расходы также учитываются в денежной форме. При определении налогооблагаемой базы, налогооблагаемая прибыль предприятия определяется нарастающим итогом с начала налогового периода (по прибыли он составляет календарный год). В случае если в отчетном периоде получен убыток, то налогооблагаемая база будет равна нулю.
Причем Налоговый Кодекс позволяет перенести полученный убыток на будущее. Такую возможность налогоплательщику предоставляет статья 283 НК РФ. Начиная с 2006 года, совокупная сумма переносимого убытка, предусмотренного пунктом 2 статьи 283 НК РФ, ни в каком отчетном (налоговом) перио
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.