На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Национальная валютная политика

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 22.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



УБ10086
Новосибирский государственный аграрный университет
 
Институт заочного образования
и повышения квалификации
 
Кафедра Экономической Теории
 
 
 
 
 
 
 
Р Е Ф Е Р А Т
 
«Национальная валютная политика. Валютное регулирование»
 
 
 
 
 
 
 
 
Выполнил: Медведева Ольга
Николаевна
Группа 6 УБ 10086
Факультет Заочный
 
 
Проверил:
Дата
Оценка
Подпись
 
 
 
 
Новосибирск 2012
Содержание
 
 
Введение
1.              Валютная политика Центрального Банка Российской Федерации
1.1    Роль и задачи валютной политики ЦБ РФ
1.2    Политика Центрального Банка на валютном рынке
2.              Регулирование валютной политики
2.1     Задачи валютного регулирования
2.2     Роль банковской системы в валютном регулировании
2.3     Основные направления трансформации методов валютного регулирования в РФ
Заключение
Используемая литература
Введение
 
 
На рубеже 80-90 годов Россия вступила на путь перехода к рыночной экономике. Важной сферой этих преобразований являются международные валютно-кредитные и финансовые отношения. В ходе международного экономического обмена РФ все больше сталкивается с проблемами адаптации к изменениям в сфере международной торговли и макроэкономической ситуации у себя в стране.
Важной составляющей государственной внешнеэкономической политики страны является валютная политика страны, регулирующая валютные и экономические отношения в стране.
От эффективности валютной политики зависит экономическое состояние страны в целом, а значит и социально-экономического развития Российской Федерации в частности.
Одной из основных задач финансовой и валютной политики России на данный момент является поддержание стабильности российской экономики.
Российская экономика, становясь неотъемлемой часть интернационального рынка товаров, услуг, технологий и капиталов, переживает период формирования и совершенствования системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Государство должно разрабатывать валютную стратегию, учитывающую все трудности переходного периода к рыночной экономике.
Цель курсовой работы - рассмотрение валютной политики ЦБ и её реализацию.
Основные задачи работы - изучение роли, и задач валютной политики ЦБ РФ, политика Центрального Банка на валютном рынке, регулирования валютной политики; предложение основных направлений трансформации методов валютного регулирования в РФ.
1. ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ 1.1 Роль и задачи валютной политики ЦБ РФ
В большинстве стран центральный банк является проводником государственной валютной политики.
Валютная политика представляет собой комплекс мероприятий, направленных на стимулирование внешнеэкономических позиций государства, прежде всего уравновешивание платежного баланса и устойчивость курса национальной валюты. В наиболее общем виде валютная политика состоит из следующих элементов:
-   регулирование валютного курса (механизм его установления, поддержки уровня);
-   управление официальными валютными резервами;
-   валютное регулирование и валютный контроль;
- международное    валютное    сотрудничество    и    участие    в международных валютно-финансовых организациях.
Инструментами проводимой центральными банками валютной политики являются валютные интервенции и, в той или иной степени, практически все инструменты денежно-кредитной политики (дисконтная политика, операции на открытом рынке, установление резервных требований к банкам и др.). Таким образом, валютная политика теснейшим образом связана с денежно-кредитной политикой. Обе они являются практически неразделимыми частями экономической политики государства, имеют тесно связанные цели и проводятся обычно одним и тем же учреждением -центральным банком. Во многих развитых странах не делается различий между валютной и денежно-кредитной политикой и для их обозначения используется один и тот же термин «монетарная политика».
Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:
-              приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;
-              исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;
-              единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;
-              единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
-              обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.
Центральный банк Российской Федерации отвечает за проведение государственной валютной политики страны.
Глава 9 Федерального закона «О Банке России» предусматривает разграничение полномочий ЦБР в области международной и внешнеэкономической деятельности. В частности ЦБР представляет интересы Российской Федерации во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, в международных банках и иных международно-финансовых организациях. Причем в статье 51 специально оговорено, что Банк России выдает разрешения на создание банков с участием иностранного капитала и филиалов иностранных банков, осуществляет аккредитацию представительств кредитных организаций иностранных государств на территории Российской Федерации в соответствии с порядком, установленным федеральными законами.
Валютная политика любой страны представляет собой совокупность всех мероприятий, проводимых российским государством и центральным банком в сфере валютных отношений и денежного обращения, с конечной целью воздействия на экономику страны и покупательную силу национальной денежной единицы. Это всецело относится и к России. Валютная   политика   выполняет   роль   переходного   моста   на   стыке национальной и мировой экономики, превращаясь в важнейший инструмент создания предпосылок интеграции России в мирохозяйственные связи. Целями валютной политики Российской Федерации в период перехода от командно-административной экономики к рыночным отношениям являются:
-              прекращение так называемой «всеобщей долларизации всей страны»;
-              поддержание стабильности национальной валюты - российского рубля, т.е. более или менее стабильного курса по отношению к валютам других государств;
-              создание предпосылок для введения полной конвертируемости рубля. Валютную политику по форме и по существу нельзя отделить от всего
круга проблем внешнеэкономических связей. Например, валютный курс напрямую связан с движением товаров, услуг и капиталов, что находит свое конкретное обобщающее выражение в платежном балансе страны. Следовательно, внешнеэкономическое регулирование в ходе перехода страны к рыночным преобразованиям структурно переплетается с важнейшими целями валютной политики.
Основное направление валютной политики, как составной части экономической стратегии страны в переходный период, можно проследить, в первую очередь, на примере либерализации условий внешнеэкономической деятельности страны. В «Программе углубления экономических реформ» российским правительством были определены следующие конкретные цели либерализации условий внешнеэкономической деятельности:
-              отход от количественных ограничений во внешней торговле и переход к экономическим методам ее регулирования, переход к единому курсу рубля;
-              сближение структуры внутренних и внешних (мировых) цен, последовательное снижение ставок экспортного тарифа и введение
унифицированного импортного тарифа;
-              переход к внутренней конвертируемости рубля для резидентов и нерезидентов сначала по текущим, а затем по капитальным операциям;
-              поддержка экспорта и расширение рынков сбыта российской продукции.
В рабочей программе Совета Министров - Правительства Российской Федерации «Развитие реформ и стабилизации российской экономики были выдвинуты следующие задачи:
- либерализация   рынков,   в   первую   очередь,   валютного   и внешнеторгового;
-              ликвидация множественности курсов и переход к единому валютному курсу;
-              расширение объемов продажи экспортной выручки на валютном рынке.
Для достижения перечисленных выше задач предполагалось:
-              резко ограничить, а затем полностью прекратить квотирование и лицензирование экспортных поставок;
-  снизить экспортные пошлины на неэнергетические товары и ликвидировать централизованный экспорт;
-  отменить льготы по освобождению предприятий, отраслей и регионов от продажи экспортной выручки;
-              отказаться от практики установления дотационных коэффициентов для централизованного импорта.
Эффективность указанных специфических мер валютной политики увязывалась в обязательном порядке в сочетании с такими направлениями экономической политики государства, как:
-              проведение жесткой денежно-кредитной политики и снижение темпов инфляции;
- достижение    процентной    ставкой    по    банковским    ссудам положительного уровня;
-              повышение ставок по депозитам и вкладам, обеспечивающее более высокую доходность рублевых сбережений по сравнению с приобретением и размещением СКВ;
-   расширение производства конкурентоспособной на внешнем рынке продукции и развитие импортозамещающих производств;
-   улучшение платежного баланса страны.
Такая стратегия получила название «валютная шоковая терапия» по аналогии с «шоковой терапией». Сторонники данного варианта курсовой политики полагали, что быстрое введение конвертируемости российского рубля можно обеспечить либо значительным понижением валютного курса, фиксируя его на существенно низком уровде (т.е. используя методы постоянной девальвации), либо посредством определения курса национальной валюты на основе спроса и предложения на свободном рынке. Указанная стратегия не учла главного: валютный сегмент, равно как и финансовый рынок в целом, находятся на протяжении всех лет реформы в крайне нестабильном положении. Анализ мирового опыта свидетельствует о наличии следующих основных вариантов осуществления курсовой политики:
-   «свободно плавающие» валютные курсы;
-   регулируемое «плавание» валют;
-   постоянно фиксированные курсы.
Россия выбрала смешанный вариант: проведение умеренной политики регулируемого «плавания» при непрерывном изменении валютных курсов и применении корректирующих внутренних мер по стабилизации экономики страны. Выбор подобного рода курсовой политики возможен при учете темпов инфляции, состояния платежного баланса, разницы процентных ставок за кредит, спекулятивных валютных операций, ускорения либо задержки валютных платежей, степени доверия к рублю в самой России и на мировых валютных рывках, т.е. учете факторов, влияющих на российский валютный рынок.
В России было допущено с самого начала реформ хождение сильной мировой резервной валюты — доллара США. В других странах, напротив, предпринимались   меры,   направленные   на   максимальное   ограничение хождения иностранной валюты на национальном рынке и укрепление национальной валюты.
Россия, после введения внутренней конвертируемости, открыла по форме и по существу доступ к долларовым накоплениям и расчетам в иностранной валюте. Данное обстоятельство привело к «всеобщей долларизации всей страны».
Обращение на территории России иностранной валюты ведет к ослаблению национальной валюты. В соответствии с положением Центрального банка России «О прекращении' на территории Российской Федерации расчетов в иностранной валюте за реализуемые физическими лицами товары (работы, услуги)» от 15 августа 1997 г. № 503 с 1 ноября 1997 г. вступил в силу новый порядок расчетов за товары и услуги, продаваемые физическим лицам. В результате российский рубль стал единственным платежным средством при всех видах расчетов.
Одна из важнейших функций ЦБ — поддержание устойчивости курса рубля. Безусловно, устойчивый валютный курс является очень важным экономическим параметром для российских предприятий.
1.2 Политика Центрального Банка на валютном рынке
Валютный рынок представляет собой сферу отношений по поводу купли-продажи иностранной валюты.
Направление и формы валютной политики, проводимой центральным банком, зависят как от экономического положения данной страны, так и ее места в мировом хозяйстве. Центральный банк обычно использует две основные формы валютной политики: дисконтную и девизную.
Дисконтная (учетная) политика проводится не только с целью изменения условий рефинансирования отечественных коммерческих банков, но иногда направлена на регулирование валютного курса и платежного баланса.
Учетную ставку на Западе, в частности, применяют для того, чтобы поднять курс национальной валюты. Например, Европейский Центробанк повышает учетную ставку, чтобы сдержать падение евро. Предполагается, что подорожание кредита в Европе заставит инвесторов скупать европейскую валюту, чтобы ссудить ее под повышенный процент.
Центральный банк, покупая или продавая иностранные валюты (девизы), воздействует в нужном направлении на изменение курса национальной денежной единицы - девизная политика. Подобные операции получили название «валютных интервенций». Приобретая за счет официальных золотовалютных резервов (или путем соглашения «своп») национальную валюту, он увеличивает спрос, а, следовательно, и ее курс. Напротив, продажа центральным банком крупных партий национальной валюты приводит к снижению ее курса, так как увеличивается предложение. Влияние валютной политики центрального банка в форме проведения операций на срочном валютном рынке проявляется в стимулировании экспорта или импорта капитала. Направление желаемого движения капиталов зависит от приоритета политики центрального банка в данной экономической ситуации.
В России в соответствии с новым Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» резиденты и нерезиденты имеют право покупать и продавать валюту на внутреннем валютном рынке России только через уполномоченные банки. Сделки купли-продажи валюты могут осуществляться непосредственно между уполномоченными банками, а также через валютные биржи.
Одной из важнейших задач валютного контроля является ограничение масштабов утечки капитала из страны при одновременном поддержании предложения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке. При дефиците валютных средств, необходимых для обслуживания внешних обязательств и оплаты инвестиционного импорта, утечка капитала может ухудшить состояние платежного баланса и свести на нет усилия по укреплению рубля. Ежегодная утечка капитала из России составляет 20-25 млрд. долл. Причем, в отличие от зарубежных стран, она характеризуется своеобразием мотивов оттока, по каналам вывоза ресурсов и макроэкономическим последствиям.
Бегство капитала происходит в следующих формах:
- по внешнеторговым операциям в виде нерепатриации экспортной валютной выручки, не поступления товаров и услуг в счет погашения авансовых платежей по импорту, занижения цен по экспорту и завышения цен по импорту продукции уходит за рубеж примерно 18-19 млрд. долл.
- наличие в стране организованной сети недобросовестных хозяйствующих субъектов, использующих «серые» схемы перевода валютных   средств   за   границу,   которые   формально   прикрываются внешнеторговыми контрактами. Основной причиной данного явления следует признать свободный доступ любого хозяйствующего субъекта на внешний рынок. В схемах утечки капитала ключевую роль играют «фирмы-однодневки», которые оформляют фиктивные импортные контракты, покупают под них валюту на валютной бирже и переводят ее за границу, преимущественно с территории оффшорных зон. Контроль за деятельностью таких фирм чрезвычайно сложен в связи с коротким сроком их «работы» и огромным количеством. В настоящее время, по данным ВЭК России, число участников внешнеэкономической деятельности достигло 670 тыс.
Для противодействия утечке капитала за границу внесены предложения по внесению изменений и дополнений в ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». Они предполагают:
- введение лицензирования отдельных видов внешнеторговой деятельности, государственную регистрацию и экспертизу внешнеторговых контрактов, сокращение числа посреднических организаций во внешней торговле (целью в данном случае является борьба с «фирмами-однодневками»);
-              четкое законодательное определение понятий и терминов,
-              связанных с экспортом и импортом работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности;
- установление обязательных требований к внешнеторговым контрактам и документам, подтверждающим предоставление и получение услуг и результатов интеллектуальной деятельности.
Банк России в рамках своей компетенции принял ряд жестких мер валютного регулирования и валютного контроля:
-   Разработан порядок валютного контроля со стороны уполномоченных банков за операциями их клиентов, связанными с переводами валюты за границу по договорам, требующим особого внимания (обладающим признаками подозрительности). Повышена ответственность кредитных организаций и их клиентов за неисполнение требований валютного законодательства.
-   Введено требование обязательного открытия юридическими лицами-резидентами рублевых депозитов в уполномоченных банках в размере 100% средств, перечисленных на покупку валюты для оплаты импорта товаров до их ввоза в страну, т.е. под контракты, предусматривающие осуществление авансовых платежей. Это позволило снизить влияние недобросовестного бизнеса во внешней торговле на состояние внутреннего валютного рынка. Однако данное ограничение действовало не более двух недель, так как были затронуты и интересы добросовестных импортеров. С учетом этого Банк России в оперативном порядке выпустил нормативный документ, освобождающий импортеров от необходимости депонирования рублевых средств при покупке валюты в случае использования ими общепринятых в международной внешнеторговой практике инструментов обеспечения (открытие безотзывных аккредитивов, заключение договоров страхования риска невозврата переведенной по импортным контрактам иностранной валюты, получение гарантий первоклассных иностранных банков, а также векселей, выданных нерезидентами и авалированных иностранными банками).
- установлен порядок контроля за обязательной продажей экспортной валютной выручки, являющейся залогом погашения экспортерами валютных кредитов (займов), фактически полученных и зачисленных на счета в уполномоченных банках. Принятые Банком России меры по валютному регулированию и валютному контролю во многом носят вынужденный характер и являются адекватной реакцией на конкретные условия развития российской экономики, что выражается в высоком уровне криминализации экономики и, в частности, в уходе от налогообложения, конверсии неучтенных доходов в валюту с целью ее последующего перевода за границу.
Вместе с тем, принципиальная позиция Банка России заключается в том, что эти меры, как ограниченные во времени, будут действовать до тех пор, пока не возникнут необходимые законодательные решения и макроэко­номическая ситуация не изменится в лучшую сторону.
Стратегия совершенствования валютного регулирования и валютного контроля находится в центре внимания ведущих российских экономистов и работников Банка России. Ее разработка предусматривает постановку задач и определение мероприятий для их реализации. Стратегическими задачами валютного регулирования и валютного контроля на современном этапе являются:
-   усиление валютного контроля за объемом продажи валютной выручки (без ущемления интересов экспортеров, связанных с технологической модернизацией и производством экспортной продукции);
-   регулирование импортных тарифов для защиты внутренних товарных рынков и поддержания жесткой конкурентной среды, стимулирующей снижение издержек производства;
-   введение таких правил торговли на валютном и финансовом рынках, которые повысят возможности их регулирования, обеспечат прозрачность операций и их предсказуемость;
-   регулирование движения капиталов, препятствующее их оттоку из страны;
- обеспечение   притока   иностранных   прямых   и   портфельных инвестиций;
-    привлечение валютных накоплений населения в инвестиции для подъема производства;
-    разработка долгосрочной стратегии управления внешним долгом, рациональной политики воздействия на курс рубля;
-    восстановление рынка акций компаний и государственных облигаций для уменьшения давления на валютный рынок;
-              возрождение рынков срочных контрактов в целях управления валютными рисками.
2. РЕГУЛИРОВАНИЕ ВАЛЮТНОЙ ПОЛИТИКИ
2.1 Задачи валютного регулирования
Процессы, протекающие в валютной сфере, имеют принципиальное значение для экономического развития РФ. Валютное регулирование, в традиционном определении, представляет собой совокупность всех мероприятий, проводимых государством и Центральным Банком в сфере валютного и денежного обращения, с конечной целью воздействия на экономику страны и покупательную силу национальной валюты. Это также совокупность мероприятий, осуществляемых в сфере международных валютных и других экономических отношений в соответствии с текущими и стратегическими целями страны. Деятельность ЦБ РФ во многом определяет динамику денежных агрегатов, уровень процентных ставок на финансовом рынке, темп роста активов банковской системы. Таким образом, она влияет на динамику инвестиций в основной капитал, финансируемых за счет заемных средств, а также потребительского кредитования, которое во всех промыщленно развитых станах выступает в качестве важнейшего фактора экономического роста.
Объем валютных интервенций денежных властей на внутреннем рынке России, обусловленный курсовыми ориентирами национальной денежной единицы, во многом определяет механизм эмиссии денежных средств ЦБ РФ. Одной из важнейших предпосылок кризиса 1998 года была проводимая ЦБ РФ в тот период так называемая политика "валютного якоря", при осуществлении которой стабильность рубля поддерживалась посредством политики фиксированного валютного курса. В результате имело место сближение внешних и внутренних цен на товары в стране. Следовательно, экспорт становился неэффективным, состояние платежного баланса делалось крайне неустойчивым на фоне категорического нежелания денежных властей девальвировать рубль. После кризиса девальвация наряду с благоприятной конъюнктурой мирового рынка энергоресурсов, инициированным процессом импортозамещения и ростом объема инвестиций в основной капитал стала принципиальным фактором экономического подъема. Соответственно, денежные власти, на первом этапе, реализуя меры валютной и денежно-кредитной политики, (до того момента пока величина золотовалютного резерва (ЗВР) не стала отвечать базовым критериям достаточности) преследовали три главные задачи:
-   Накопление международных резервов для обеспечения возможности сглаживания резких колебаний обменного курса, как случайных, так и вызванных макроэкономическими изменениями.
-   Ограничение темпа роста реального обменного курса рубля к доллару США и реального эффективного курса, так как высокий объем спроса на мировом рынке на экспортируемые из РФ энергоресурсы, металлы, минеральные удобрения и т.д. обусловлен в первую очередь валютной составляющей конкурентоспособности.
-   Сдерживание темпов инфляции, то есть реализация соответствующих мер для стерилизации избыточной рублевой ликвидности, возникающей в результате стабильно высокого спроса на валютные активы со стороны денежных властей.
Для реализации первой задачи органы денежного регулирования с сентября 1998 года ввели норматив обязательной продажи валютной выручки. Сначала норматив составлял 50%, потом 75%, с июля 2001 года -снова 50%. С конца августа 2002 года была разрешена продажа валютной выручки не только на бирже и уполномоченным банкам, но и на межбанковском рынке. В июне 2003 года введен "плавающий" 25%-ный норматив (что, кстати, практически не сказалось на объеме предложения валюты ввиду благоприятных условий внешней торговли и растущего экспорта). Также с 1 января 2004 года вступили в силу поправки в валютном и таможенном законодательстве, упраздняющие норматив "открытой валютной позиции" и необходимость предоставления паспорта сделки клиентом банка при осуществлении импортного .платежа с помощью банка. С 1 января 2007 года планируется упразднение всяких ограничений, за исключением обязательной репатриации экспортной выручки.
Можно констатировать тот факт, что на современном этапе объем международных резервов отвечает трем основным критериям достаточности, положенным в основу методики стресс- тестирования: покрытие шестимесячного импорта, возможность отвечать по внешним краткосрочным обязательствам правительства, обеспеченность национальной валюты ЗВР (соотношение ЗВР и денежной базы в широком определении).
По результатам анализа статистических данных можно сделать вывод о том, что величина ЗВР на данном этапе достаточна для обслуживания внешних краткосрочных государственных обязательств. Также можно отметить, что национальная денежная единица обеспечена валютным и золотым эквивалентом (достаточным объемом абсолютной международной ликвидности). В настоящее время величина' монетарного курса рубля составляет примерно 1,45 (что в международной практике является довольно высоким уровнем). Покрытие же текущего импорта составляет более 6 месяцев.
Таким образом, величина ЗВР отвечает комплексному критерию достаточности. На современном этапе РФ занимает 7-е место в мире по объему международных резервов после Японии, Китая, Тайваня, Южной Кореи, Индии и Гонконга.
Балансирование межу реализацией второй и третьей задач фактически составляет суть так называемой «дилеммы валютной политики». В рамках этого курса денежные власти РФ корректируют темп роста реального обменного курса национальной валюты, воздействуя через валютные интервенции на внутреннем валютном рынке на его составляющие -номинальный обменный курс и темп инфляции внутри страны. Помимо валютной составляющей конкурентоспособности российских товаров на мировом рынке, дополнительным аргументом в пользу ограничения роста реального обменного курса рубля является процесс импортозамещения, ставший значительным фактором экономического роста. Дело в том, что именно девальвация рубля обусловила подъем отраслей промышленности, ориентированных на внутренний рынок (пищевая промышленность, автомобилестроение, промышленность строительных материалов и другие).
Третья задача - контроль над индексом потребительских цен. Известно, что факторы инфляции можно в широком определении разделить на монетарные и немонетарные. Первые - "чикагские" - полностью определяются темпом роста количества денег в обращении, вторые -динамикой тарифов естественных монополий, а именно - тарифами на электроэнергию, оптовой ценой на природный газ, тарифами на грузовые железнодорожные перевозки. Предельный рост этих величин на следующий год ограничивается законодательно, однако, практически всегда имеет место расхождение декларированного и фактического темпа. Так же и темп роста цен на определенную продукцию, рынок которой формально считается конкурентным, зачастую в два раза превышает темп инфляции (внутренние цены на бензин за 2004 год выросли на 31,8%, при том, что индекс потребительских цен в тот же период увеличился только на 11,7%) .
В условиях благоприятной внешнеторговой конъюнктуры на российский национальный валютный рынок поступает и, по всей вероятности, будет поступать значительный приток иностранной валюты. Отметим, что в нашей стране эмиссия денежных средств носит ярко выраженный валютный характер. ЦБ РФ эмитирует рублевые средства для финансирования собственных валютных интервенций. В настоящее время улучшалось качество финансовой системы - устойчиво сокращалась доля наличных денег (МО) в структуре совокупного денежного предложения, росли величины денежных мультипликаторов по узкой и широкой денежной базе, увеличивался коэффициент монетизации экономики, снижалась скорость обращения денег. В указанный период росли также такие относительные показатели, как доля банковских активов в ВВП, доля депозитов (кредитов) физических лиц в ВВП и др.
Напомним, что коэффициент монетизации представляет собой отношение М2 к ВВП и отражает наполненность экономики деньгами для обслуживания сделок. Однако, на наш взгляд, принципиальным моментом является структура денежного агрегата М2, значительная доля которого должна приходиться на безналичную составляющую (кредиты), что позволит ограничивать инфляцию, а также в большей степени стимулировать конечный спрос.
Очевидно, что в данном контексте самым доступным способом обуздания инфляции являются монетарные методы. На практике это выражается, с одной стороны, в ограничении интервенций ЦБ на валютном рынке (однако, по описанным выше причинам полностью или надолго отказаться от них денежные власти не могут), с другой стороны - в более интенсивной стерилизации рублевой ликвидности. В РФ применяются две основные методики стерилизации рублевой ликвидности - посредством рыночных мер и с помощью бюджетной схемы. К первой группе относятся: депозитные операции, продажа государственных облигаций из собственного портфеля, операции биржевого модифицированного репо. Бюджетная схема предполагает, прежде всего, отчисления в стабилизационный фонд, формирующиеся на основе экспортных пошлин на нефть, а также налога на добычу полезных ископаемых. Наиболее важная роль отводится второй схеме, так как государственные долговые обязательства характеризуются низкой доходностью, и ставки по депозитам так же складываются на достаточно низком уровне. Существенной причиной для выбора бюджетной схемы послужило также и то, что в условиях кризиса ликвидности кредитные организации не были склонны расставаться с денежными ресурсами.
2.2 Роль банковской системы в валютном регулировании
Валютная политика тесно связана с процессами, протекающими внутри банковской системы. Представляется возможным выделить как минимум четыре основных фактора, которые определяют развитие банковского сектора в стране.
1.     Динамика широкой денежной базы представляет собой совокупное денежное предложение со стороны денежных властей (база денежного мультипликатора);
2.     Уровень доверия к банковскому сектору со стороны населения и нефинансового сектора, их ожидания относительно перспектив развития бизнеса, оценка ими вероятности возникновения кризиса ликвидности, резких колебаний процентных ставок (в том числе на рынке межбанковского кредитования (МБК)).
3.       Качественные и количественные характеристики экономического роста, в том числе: изменение предельной склонности к потреблению, темп роста реальных располагаемых и номинальных доходов, значение показателей уровня жизни в стране и т.д.
4.       Существующая система
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.