На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


доклад Надзор за законностью соблюдения конституционных, гарантий, прав и свобод граждан

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 22.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?16
 
1.(9). Надзор за законностью соблюдения конституционных, гарантий, прав и свобод граждан.
 
Проблема прав человека, личности, гражданина настолько акту­альна и важна, что не выделить эту тему в предмет особого разгово­ра сегодня просто нельзя. И в особенности с позиции прокурорско­го надзора за соблюдением законов в этой чрезвычайно важной сфере правоотношений и в нашей жизни вообще.
Надзор за законностью применения мер процессуального принуждения.
Чрезвычайная и особая важность деятельности органов проку­ратуры по надзору за органами дознания и предварительного след­ствия, а также органами, проводящими оперативно-розыскные ме­роприятия, предопределена уже самой значимостью этой очень от­ветственной и довольно сложной стадией судопроизводства.
Ведь следствие, проводимое органами прокуратуры, внутренних дел, госбезопасности и Государственного комитета финансовых расследо­ваний, хотя и носит наименование предварительного (окончательное решение по уголовному делу принимает суд), тем не менее, при его про­ведении в производстве предварительно определяются характер и объем обвинения, правовая оценка инкриминируемого действия (бездействия), т.е. преступления, что, в свою очередь, предопределяет вид и меру уго­ловного наказания, устанавливается круг доказательств по делу, в пре­делах которого, как правило, проводится судебное разбирательство.
Поэтому правильно организованное предварительное расследо­вание, а также осуществляемый при этом прокурорский надзор за законностью  применения мер процессуального принуждения представляет собой одну из существенных гарантий быстрого и полного раскрытия преступления, его объективного и всесторонне­го расследования, а в конечном итоге, и постановления, вынесения судом законного, обоснованного и справедливого приговора.
Особенно возрастает значение этого надзора сегодня, когда в Республике Беларусь идет формирование право­вого демократического государства. Ведь ни в какой иной сфере де­ятельности правоохранительных органов, органов государственной власти и управления не затрагиваются так остро права и законные интересы граждан, как в сфере уголовного судопроизводства. Ни­какие иные нарушения законов не причиняют людям таких нрав­ственных и физических страданий, как нарушения, связанные с неза­конными задержаниями и арестами, необоснованным привлечени­ем к ответственности и осуждением невиновных, тем более, что наше общество с этим в своей истории уже встречалось.
Главные задачи, стоящие перед органами прокуратуры при осу­ществлении надзора в этой сфере можно сформулировать так:
1.   Чтобы ни одно преступление не осталось не раскрытым и ни одно лицо, совершившее преступление, не избежало установленной законом ответственности, т.е., чтобы был реализован принцип нео­твратимости наказания:
2.    Чтобы никто не подвергался незаконному и необоснованно­му привлечению к уголовной ответственности или иному незакон­ному ограничению в правах. Именно в этом состоит суть основных задач прокуратуры при осу­ществлении надзора за законностью на этой стадии судопроизводства. Надзор осуществляется на всех этапах возбуждения и расследования уголовного дела, начиная с поступления в орган дознания или следо­вателю заявления или иного сообщения о совершенном или подготав­ливаемом преступлении и до утверждения обвинительного заключе­ния и направления дела для предания обвиняемого суду.
Предметом надзора в этой области является исполнение всеми орга­нами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дозна­ние и предварительное следствие, требований законодательства с тем, чтобы обеспечивалась защита личности, государства и юридических лиц от преступных посягательств.
При этом важно подчеркнуть, что все задачи будет успешно вы­полнены лишь при условии, если сами прокуроры и следователи будут строго придерживаться требований закона и норм уголовного про­цесса. Принцип законности в уголовном судопроизводстве является од­ним из основополагающих, фундаментальных принципов в организации и деятельности органов дознания и предварительного следствия.
Статья 11 УПК Республики Бела­русь: «Никто не может быть задержан по подозрению в совершении преступления либо заключен под стражу, домашний арест в каче­стве меры пресечения, а также помещен в медицинское учреждение для производства судебно-психиатрической или иной экспертизы при отсутствии на то законных оснований и в нарушение порядка, пре­дусмотренного настоящим кодексом».
Более того, этот принцип и его гарантии ныне закреплены у нас в Основном Законе государства - Конституции страны, статья 27 ко­торой гласит: «... никто не должен принуждаться к даче показаний и объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких род­ственников. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы».
Установленный законом порядок возбуждения уголовного дела, предъявления обвинения, избрания меры пресечения, производства отдельных процессуальных действий вовсе не лишает дознавателей, следователей, да и самих прокуроров исполнительской инициативы, проявления творческого отношения к делу. Правильное применение закона обеспечивает успешное производство по делу и вместе с тем гарантирует и даже «страхует» от возможных ошибок, которые за­тем нередко оборачиваются грубыми нарушениями законности и при­водят к существенному лишению или ограничению прав, свобод и законных интересов участников процесса и других граждан.
Успех в работе абсолютного большинства дознавателей и следо­вателей как раз чаще всего заключается в том, что они каждый свой шаг, каждое процессуальное действие постоянно и неизменно сверяют с требованиями закона, указаниями Генерального прокурора, ко­торые содержатся в его приказах и других нормативных актах. Пони­мая при этом, что ни один закон, ни одна из норм уголовного процес­са не является препятствием для проявления следователем и прокуро­ром инициативы и творческого мастерства при раскрытии и рассле­довании преступления, а скорее, наоборот, только строгое соблюде­ние закона и норм процесса создают условия для действительно пол­ного, быстрого, всестороннего и объективного исследования обстоя­тельств совершенного преступления и привлечения виновных к закон­ной ответственности. Скажем больше: строгое следование курсу, обо­значенному в уголовно-процессуальном Кодексе, является самым вер­ным компасом для следователя при выполнении возложенных на него задач по раскрытию и расследованию преступлений.
Практика также подтверждает, что там, где укоренилось пренебре­жение к закону, нормам и правилам судопроизводства, где стало прави­лом добиваться любой ценой видимого благополучия в борьбе с преступностью, в раскрытии преступлений, где снижена личная ответственность следователя и проку­рора за порученное дело, там процветают произвол и беззаконие.
Есть, к сожалению, факты, когда некоторые ра­ботники органов внутренних дел и прокуратуры проявляют пренебре­жительное отношение к сбору, закреплению и проверке доказательств, к доводам подозреваемых, обвиняемых и потерпевших, игнорируют об­стоятельства, опровергающие или ставящие под сомнение обвинение, допускают нарушения конституционных гарантий неприкосновенности личности, жилища, тайны переписки, телефонных и иных переговоров. Все это, как и многое другое, с объективной необходимостью за­ставило наших законодателей заложить в Концепцию судебно-пра­вовой реформы в Республике Беларусь, которая пусть пока и мед­ленно, но все-таки началась и идет, дополнительные и достаточно серьезные меры по дальнейшему совершенствованию следственно­го аппарата республики и усилению, совершенствованию прокурор­ского надзора за этой очень важной и чрезвычайно ответственной стадией уголовного судопроизводства.
Речь идет в данном случае прежде всего, о том, чтобы руководители прокуратур всех уровней резко повысили качество и действенность, эф­фективность и принципиальность прокурорского надзора за соблюдени­ем требований закона и норм уголовного процесса в период всего хода расследования преступлений и проведения оперативно-розыскных мероп­риятий. Имеется в виду, прежде всего, обеспечение строжайшей законнос­ти начиная с момента возбуждения уголовного дела и заканчивая состав­лением и утверждением обвинительного заключения и направления дела в суд. Особо важное значение при этом имеет строжайшее и неукоснительное исполнение законов при выполнении таких процессуальных действий, как прием, регистрация, учет и проверка заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, возбуждение уголовного дела; задержание подозре­ваемого и избрание в отношении него меры пресечения, в особенности содер­жания под стражей, производство выемки, обыска и наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию; предъявление обвинения; отстранение об­виняемого от занимаемой должности; ознакомление обвиняемого с материала­ми уголовного дела: составление и утверждение обвинительного заключения.
Разумеется, каждое процессуальное действие, выполненное работни­ком органов дознания, следователем, относящееся к выявлению любого обстоятельства по делу, имеет существенное значение, но когда речь идет о процессуальных действиях, указанных выше, при их выполнении необходи­мо предъявлять повышенные требования к их исполнителям, так как здесь малейшее отступление от установленного порядка может привести и неред­ко приводит к грубым нарушениям законности в уголов­ном судопроизводстве.
Надзор за соблюдением Закона об оперативно-розыскной деятельности.
Проблемы, связанные с производством оперативно-розыскной де­ятельности, розыскных мероприятий и осуществлением прокурорс­кого надзора за этой деятельностью при их проведении, являются весьма сложными, особенно с точки зрения методики, пока еще не достаточно разработанной.
Правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют Конституция Республики Беларусь, Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 9 июля 1999 г.,опубликование которого позволило легализовать такую деятельность, другие законы и иные правовые акты законодательства Республики Беларусь, регламентирующие организа­цию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Необходимость в принятии такого Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» обусловлена многими причинами: в первую очередь не6обходимостью укрепления гарантий защи­ты прав личности, конституционных свобод и других, охраняемых законом интересов человека, гражданина в демократическом правовом государстве, а также тем, что без помощи этих служб целый ряд сложных преступлений подчас просто невозможно раскрыть и довести до конца. Ведь дознаватель и следователь поставлены в очень жесткие рамки строго процессуальных, пре­дусмотренных законом действий, и они не могут в силу этого принять на себя выполнение таких функций. К тому же они не обучены приемам и не обладают тактикой проведения подобного рода мероприятий, лишены не­обходимого для этих целей аппарата, технических средств и т.п.
Поэтому уже при разработке, подготовке этого закона была по­ставлена задача - отделить деятельность оперативного характера от сугубо процессуальной, в особенности от розыска скрывающихся и не установленных преступников; легализовать ее в той мере, в ка­кой это возможно, не нанося ущерба национальным интересам го­сударства и интересам государственной безопасности, защите прав личности и ее интересов, охраняемых законом, поставить эту сферу деятельности под контроль и надзор, подчинить закону.
Принятый 9 июля 1999 г. Закон «Об оперативно-розыскной дея­тельности» отвечает в основном всем этим требованиям.
 
Закон строго разграничивает компетенцию следственных органов и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Он не только определяет содержание этой деятельности (ст. 1, 2), ее задачи (ст. 3), принципы (ст. 4), но и закрепляет систему гарантий законности ее осуществления (ст. 6). Эта деятельность, согласно Закону, осуществ­ляется, как гласными, так и негласными методами. Она имеет целью защиту жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, безо­пасности общества и государства от преступных посягательств.
Организация и тактика проведения оперативно-розыскных ме­роприятий составляют государственную тайну. Эти органы не вправе обнародовать, прежде всего, агентуру и лиц, осуществляющих внеш­нее наблюдение, виды криминалистическо-технических средств, при­менение которых позволило получить те или иные данные. И это понятно, ибо иначе надо ликвидировать весь сложившийся аппарат оперативно-розыскной деятельности, сам этот институт, чего не мо­жет позволить себе ни одно государство в мире.
Осуществляя надзор за соблюдением Закона «Об оперативно-розыскной деятельности», прокуроры дол­жны внимательно следить за тем, чтобы строго соблюдались требо­вания закона, предусматривающие основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий, четко определенные зако­нодательством.
Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в пределах своей компетенции вправе также собирать данные, ха­рактеризующие личность граждан, необходимые для принятия ре­шений.
Проведение оперативно-розыскных мероприятий, затрагиваю­щих тайну переписки, телефонных и иных переговоров, телеграф­ных сообщений, передаваемых по техническим каналам связи о лицах, подготавливающих или покушающихся на тяжкие пре­ступления, совершающих либо совершивших тяжкие преступления, и только с санкции прокурора по мотивированному постановлению руководителя (заместителя руководителя) соответствующего орга­на, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. В слу­чае возникновения явной угрозы жизни отдельных лиц, а также по заявлению или с согласия граждан допускается проведение указан­ных оперативно-розыскных мероприятий на основании постанов­ления, утвержденного руководителем (заместителем руководителя) органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным уведомлением прокурора в течение 24 часов.
Другие виды оперативно-розыскных мероприятий осуществля­ются по мотивированному постановлению, утвержденному руково­дителем (заместителем руководителя) органа, осуществляющего опе­ративно-розыскную деятельность.
Важно также отметить, что сведения, установленные оперативно-розыскной службой, могут быть использованы в качестве доказательств, имеющих юридическую силу, только после их проверки следственным путем в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.
При осуществлении надзора за соблюдением Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» прокуроры призваны также постоянно иметь в виду и та­кое важное обстоятельство, что какой бы сильной, профессионально подготовленной и технически оснащенной ни была служба оператив­но-розыскной деятельности (а она, в отличие от следственного аппа­рата, действительно неплохо оснащена), она никогда не может обой­тись без содействия граждан, общественных организаций и должнос­тных лиц. Но это содействие может быть только на добровольной основе, с их согласия. Поэтому любой случай, когда органы дозна­ния, в особенности служба уголовного розыска, «вербуют помощни­ков» из числа лиц, подозреваемых в совершении преступлений и даже обвиняемых, ценой их освобождения от уголовной ответственности, которая грозит им за содеянное (а такое, к сожалению, еще встречает­ся), должен рассматриваться как грубое нарушение законности.
Согласно Закону, непосредственный надзор за законностью в этой сфере деятельности возлагается на Генерального прокурора респуб­лики, прокуроров областей и г. Минска (районные и городские про­куратуры к такому надзору не допускаются). В этих целях приказом Генерального прокурора как в центральном аппарате, так и в под­чиненных ему прокуратурах персонально определяется узкий круг лиц из числа должностных лиц - прокуроров этого органа прокура­туры, на которых возлагается данная функция, что влечет за собой оформление им соответствующего допуска к работе с секретными и совершенно секретными документами сами задачи, стоящие перед органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, - не самоцель. Эта деятельность не носила, не носит и не может носить самостоятельный характер, а всегда была, есть и должна оставаться подчиненной общей цели, ради которой существует вся система правоохранительных органов: укреплять законность и правопоря­док в стране, обеспечивать решительную и бескомпромиссную борьбу с правонарушениями и особенно с преступностью, а также причинами и условиями, ее порождающими, обеспечивать неотвратимость наказания за противоправные деяния и защиту честных людей от любого произвола и беззакония.
Следует отметить, что осуществление прокурорского надзора за законностью в этой сфере деятельности - дело для нас не только новое, но и очень непростое. Видимо, понадобится какое-то время для выработки наиболее эффективных и действенных форм и при­емов этого надзора. Сегодня же многие следователи сетуют на то, что закон не разрешает им сполна использовать материалы этой де­ятельности, влиять на тактику и методику ее проведения. Но пока есть закон, и он действует, мы обя­заны строго придерживаться его предписаний.
Да, Закон, равно как и ведомственные акты прокуратуры и орга­нов внутренних дел, не определяет и не предопределяет порядка ис­пользования следователями материалов и выводов, к которым при­шли оперативно-розыскные органы и службы, а потому, как и ко всяким иным материалам, надо иметь к ним определенное критичес­кое отношение. Во всяком случае до тех пор, пока они не будут тща­тельно и всесторонне проверены процессуальным путем.
Да, ни Закон об оперативно-розыскной деятельности, ни ведомствен­ные акты не предоставляют следователям права и возможности знако­миться с материалами оперативно-розыскной деятельности, это - пре­рогатива прокурора. Но когда следователю пре­доставляется такая возможность, ее нельзя не использовать. Однако прокурор обязан предостеречь следователей от безграничного доверия к выводам и результатам ОРД. И если у следователя при ознакомлении с этими материалами возникнет подозрение об использовании службой недозволенных приемов и методов, он обязан доложить об этом прокуро­ру, чтобы тот доступными ему средствами и данными полномочиями смог проверить соблюдение законности при ее производстве.
В случаях нарушения органом или должностным лицом, осуще­ствляющим оперативно-розыскную деятельность, прав и законных интересов физических и юридических лиц, прокуроры обязаны при­нять меры к восстановлению нарушенных прав и ущемленных за­конных интересов. Если при этом причинен материальный ущерб, эти органы обязаны принять меры к его возмещению.
Надзор за обеспечением права обвиняемого на защиту.
Особая роль среди конституционных гарантий защиты прав и свобод личности, охраняемых законом ее интересов принадлежит конституционному принципу права обвиняемого на защиту и, есте­ственно, прокурорскому надзору за соблюдением этого положения.
Эти гарантии регулируются целым рядом статей Основного За­кона - ст. 22, 61, 62. Последняя прямо указывает, что «Каждый име­ет право на юридическую помощь для осуществления защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой (подчеркнем это) момент помощью адвоката и других своих представителей в суде, иных государственных органах, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях, организациях, общественных объе­динениях и в отношениях с должностными лицами и гражданами».
Кстати, эти широкие права адвоката, защитника нашли теперь свое полное законодательное подкрепление и отражение в новом Законе «Об адвокатуре Республики Беларусь», принятом в 1993 г. с изменениями и дополнениями, внесенными Парламентом Республи­ки Беларусь в июле 1998 г. (Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1998. № 29).
Это принципиальное положение полностью согласуется с между­народными нормами права и Декларацией ООН о правах человека.
Применительно к уголовному судопроизводству это означает, что лицо, производящее дознание, следователь, прокурор и суд (судья) обязаны обеспечить подозреваемому, обвиняемому и подсудимому возможность защищаться установленными законом средствами и способами, а также охрану их личных и имущественных прав.
Конституционное регулирование деятельности адвокатов, а также принятие Закона об адвокатуре, уже сами по себе свидетельствуют о важ­ном значении ее деятельности в уголовном судопроизводстве, в вынесе­нии судом законного, обоснованного и справедливого приговора.
Важно еще раз обратить внимание на то, что, согласно Консти­туции и Закону об адвокатуре, гражданин имеет право пользовать­ся помощью адвоката в любой момент и во взаимоотношениях с любыми органами, организациями, должностными лицами и граж­данами. Это принципиально важно, ибо с введением такого права уходит в прошлое «урезанность» этой помощи, когда она допуска­лась, согласно УПК, лишь с момента предъявления обвинения, а иногда и вообще обходились без нее.
Каковы же задачи прокурора в этой сфере надзора? Прежде всего, прокурор осуществляет надзор за тем, чтобы защитник был привлечен к участию в производстве дознания или предварительного следствия с момента задержания или ареста подозре­ваемого. Он следит даже за тем, чтобы следователь с самого начала производства, как только появился подозреваемый, и на последую­щих стадиях разъяснил гражданину его право иметь защитника, при этом не чинил никаких препятствий в осуществлении этого права. Следователь не вправе навязывать подозреваемому, обвиняемому в качестве защитника определенное лицо. В то же время он должен знать, что член коллегии адвокатов не вправе уклониться от осуще­ствления защиты как по соглашению, так и по назначению президи­умом коллегии адвокатов.
И еще важно следить за тем, чтобы содержание обвиняемого под стражей не служило препятствием к реализации обвиняемым своего права на защиту, что бывало нередко и раньше.
Для того чтобы реально обеспечить право обвиняемого на защиту, следователь или прокурор обязаны предоставить ему свидание в близ­кими или родственниками, которые могут пригласить защитника для участия в процессе. Если у обвиняемого нет такой возможности, а за­щитник должен принять участие в процессе (по закону), выполнение этой функции, т. е. приглашение адвоката, следователь должен принять на себя. В этом случае он направляет свое предписание в юридическую консультацию района или города по месту производства предваритель­ного расследования или в президиум коллегии адвокатов.
В тех случаях, когда защитник, избранный обвиняемым, не мо­жет явиться для участия в деле, следователь в соответствии со ст. 50 УПК Республики Беларусь должен предложить обвиняемому при­гласить другого защитника, установив для этого пятидневный срок. Если обвиняемый в указанный срок не воспользуется своим правом, следователь через юридическую консультацию или коллегию адво­катов назначает ему другого защитника.
Следователь обязан принять меры к замене защитника, если его позиция по вопросам доказанности или недоказанности преступле­ния, его юридической оценки и др. не отвечает позиции обвиняемого. Такое решение следователь может принять в случаях, когда по этому поводу есть обоснованное заявление (ходатайство) или само­го обвиняемого, или его защитника.
Допуская защитника к участию в процессе, следователь должен создать защитнику необходимые условия для выполнения возложен­ных на него функций, т.е. предоставить свидание, наладить обще­ние со своим подзащитным, дать ему возможность ознакомиться с материалами уголовного дела, заявить необходимые ходатайства, сделать заявления и пр При этом следует иметь в виду, что нередко еще следователи под разными предлогами мешают адвокатам-защитникам выполнять свой долг, свою функцию защиты. Это должно расцениваться про­курором, как грубейшее нарушение закона, несовместимое с рабо­той в этой должности в любом правоохранительном органе.
Следует также помнить, что как на предварительном следствии, так и в судебном разбирательстве уголовных дел, защитник выполня­ет важнейшую функцию, в особенности при утверждении в нашем судопроизводстве конституционного принципа состязательности про­цесса, и выступает в качестве представителя обвиняемого, выполняя тем самым закрепленную в Основном Законе нашего государства функцию защиты прав, свобод, достоинства и чести гражданина, а также другие, охраняемые законом интересы личности. И никто не вправе чинить препятствия при отправлении этой функции. Ведь не зря новый Закон об адвокатуре впервые в нашей практике ввел поня­тие «адвокатской тайны» и запретил, кому бы то ни было (следовате­лю, прокурору, судье и др.) допрашивать адвоката-защитника о све­дениях, которые он получил от своего подзащитного, клиента. Ведь обвиняемый, подсудимый может доверить защитнику как своему пред­ставителю, с которым у него связано столько надежд, сведения, кото­рыми не располагают ни следователь, ни прокурор, ни суд.
По новому закону защитник допускается к участию в деле на бо­лее ранних этапах предварительного расследования: с момента задер­жания, возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица. УПК предусматривает обязательное участие защитника при хо­датайстве подозреваемого или обвиняемого. Часть 2 статьи 45 пре­дусматривает обязательное участие защитника с момента допуска к участию в деле.
Защитник в новом УПК получил следующие права:
1) беспрепятственно общаться со своим подзащитным наедине и конфиденциально;
2) знакомиться с процессуальными решениями и протоколами следственных действий, произведенных с участием подозреваемого или обвиняемого в отсутствии защитника;
3) получать копии итоговых процессуальных решений органов предварительного расследования и суда;
4) собирать по своей инициативе сведения, относящиеся к обсто­ятельствам совершенного преступления, и представлять их охрану, ведущему уголовный процесс (ст. 48 УПК).
Из нового УПК исчезли общественные защитники, обществен­ные обвинители.
Реализация предоставленных адвокату новых возможностей по участию в собирании доказательств повысит эффективность его участия в уголовном процессе. В новом УПК защитникам посвяшены статьи 44,45 46,47,48, ч. 3. ст. 103,295 и т.д.
Следует иметь в виду, что новеллой Уголовно-процессуальноги кодекса является совершенно иная ценность иерархий задач уголов­ного процесса по сравнению с существующей ранее. На первом мес­те среди них стоит защита личности, ее свобод.
В первом разделе в главе 2 провозглашены и зафиксированы прин­ципы уголовного процесса: законность (ст. 8), обеспечение защиты прав и свобод граждан (ст. 10), уважение чести и достоинства лич­ности (ст. 12), публичность уголовного процесса (ст. 15), презумция невиновности (ст. 16), оценка доказательств по внутреннему убеж­дению (ст. 19), осуществление правосудия на основе состязательнос­ти о равенстве сторон (ст. 24).
Защита прав и свобод человека и гражданина является основной обязанностью государства. Конституционными нормами прямого действия, регулирующими гражданские права и свободы, являются статьи Конституции Республики Беларусь - 2, 7, 13, 21, 22, 23 и 25.
Эта та тема, где тесно смыкаются и переплетаются подчас такие по­нятия, как «закон» и «этика», «право» и «мораль», т.е. нравственные ас­пекты уголовного судопроизводства, которым пока, к сожалению, мало уделяется внимания, но роль которых по мере нашего продвижения к правовому демократическому государству будет все более возрастать.
 
2. (18). Участие прокурора в совершенствовании законодательства.
 
Правовые основы участия прокурора в совершенствовании законодательства.
Участие прокуратуры в правотворческой деятельности и совершенствовании законодательства осуществляет­ся в следующих формах:
?        участие в подготовке проектов нормативных правовых актов;
?        проведение правовой экспертизы проектов законов и иных норма­тивных правовых актов;
?        участие в обсуждении проектов законов и других нормативных актов на заседаниях представительных и исполнительных органов;
?        принесение протестов об отмене незаконных актов;
?        участие прокурора в рассмотрении представительными и исполни­тельными органами внесенных им протестов на незаконные право­вые акты;
?        внесение предложений Президенту, депутатам Палаты представите­лей, Совету Республики, Правительству Республики Беларусь о при­нятии новых актов, об отмене действующих актов или о внесении в них дополнений и изменений (поправок).
Согласно Закону о прокуратуре Генеральный прокурор, его замести­тели имеют право принимать участие в заседаниях Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, их комитетов и комиссий.
При обсуждении проектов нормативных правовых актов, в особенно­сти актов, рассчитанных на длительное применение и распространяющих свое действие на всех или на многих граждан, прокурор имеет право вы­сказать свое мнение о законности принимаемого акта.
Генеральный прокурор Республики Беларусь, прокуроры террито­риальных и специализированных прокуратур, их заместители, а также по их поручению помощники прокуроров вправе участвовать в заседаниях коллегиальных органов государственного управления и местных Советов.
Участие прокуроров в заседаниях представительных и исполнитель­ных органов позволяет им быть в курсе законотворческой практики, об­суждаемых вопросов, оказывать правовую помощь депутатам.
При установлении нарушений закона в зависимости от их характера прокурор или его заместители в пределах своей компетенции опротесто­вывают незаконные акты.
Закон о прокуратуре наделил прокуроров, их заместителей и по их поручению других прокуроров правом участия в рассмотрении внесенных ими протестов и представлений органами представительной власти, кото­рое широко используется прокурорами всех уровней. Участвуя в этой ра­боте, прокуроры имеют возможность выступить в обоснование внесения акта прокурорского надзора (реагирования) со ссылками на соответству­ющие законы, убедить депутатов и других лиц в незаконности принятого ими акта или части его, напомнить о возм
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.