Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


доклад Надзор за законностью соблюдения конституционных, гарантий, прав и свобод граждан

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 22.10.2012. Год: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?16
 
1.(9). Надзор за законностью соблюдения конституционных, гарантий, прав и свобод граждан.
 
Проблема прав человека, личности, гражданина настолько акту­альна и важна, что не выделить эту тему в предмет особого разгово­ра сегодня просто нельзя. И в особенности с позиции прокурорско­го надзора за соблюдением законов в этой чрезвычайно важной сфере правоотношений и в нашей жизни вообще.
Надзор за законностью применения мер процессуального принуждения.
Чрезвычайная и особая важность деятельности органов проку­ратуры по надзору за органами дознания и предварительного след­ствия, а также органами, проводящими оперативно-розыскные ме­роприятия, предопределена уже самой значимостью этой очень от­ветственной и довольно сложной стадией судопроизводства.
Ведь следствие, проводимое органами прокуратуры, внутренних дел, госбезопасности и Государственного комитета финансовых расследо­ваний, хотя и носит наименование предварительного (окончательное решение по уголовному делу принимает суд), тем не менее, при его про­ведении в производстве предварительно определяются характер и объем обвинения, правовая оценка инкриминируемого действия (бездействия), т.е. преступления, что, в свою очередь, предопределяет вид и меру уго­ловного наказания, устанавливается круг доказательств по делу, в пре­делах которого, как правило, проводится судебное разбирательство.
Поэтому правильно организованное предварительное расследо­вание, а также осуществляемый при этом прокурорский надзор за законностью  применения мер процессуального принуждения представляет собой одну из существенных гарантий быстрого и полного раскрытия преступления, его объективного и всесторонне­го расследования, а в конечном итоге, и постановления, вынесения судом законного, обоснованного и справедливого приговора.
Особенно возрастает значение этого надзора сегодня, когда в Республике Беларусь идет формирование право­вого демократического государства. Ведь ни в какой иной сфере де­ятельности правоохранительных органов, органов государственной власти и управления не затрагиваются так остро права и законные интересы граждан, как в сфере уголовного судопроизводства. Ни­какие иные нарушения законов не причиняют людям таких нрав­ственных и физических страданий, как нарушения, связанные с неза­конными задержаниями и арестами, необоснованным привлечени­ем к ответственности и осуждением невиновных, тем более, что наше общество с этим в своей истории уже встречалось.
Главные задачи, стоящие перед органами прокуратуры при осу­ществлении надзора в этой сфере можно сформулировать так:
1.   Чтобы ни одно преступление не осталось не раскрытым и ни одно лицо, совершившее преступление, не избежало установленной законом ответственности, т.е., чтобы был реализован принцип нео­твратимости наказания:
2.    Чтобы никто не подвергался незаконному и необоснованно­му привлечению к уголовной ответственности или иному незакон­ному ограничению в правах. Именно в этом состоит суть основных задач прокуратуры при осу­ществлении надзора за законностью на этой стадии судопроизводства. Надзор осуществляется на всех этапах возбуждения и расследования уголовного дела, начиная с поступления в орган дознания или следо­вателю заявления или иного сообщения о совершенном или подготав­ливаемом преступлении и до утверждения обвинительного заключе­ния и направления дела для предания обвиняемого суду.
Предметом надзора в этой области является исполнение всеми орга­нами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дозна­ние и предварительное следствие, требований законодательства с тем, чтобы обеспечивалась защита личности, государства и юридических лиц от преступных посягательств.
При этом важно подчеркнуть, что все задачи будет успешно вы­полнены лишь при условии, если сами прокуроры и следователи будут строго придерживаться требований закона и норм уголовного про­цесса. Принцип законности в уголовном судопроизводстве является од­ним из основополагающих, фундаментальных принципов в организации и деятельности органов дознания и предварительного следствия.
Статья 11 УПК Республики Бела­русь: «Никто не может быть задержан по подозрению в совершении преступления либо заключен под стражу, домашний арест в каче­стве меры пресечения, а также помещен в медицинское учреждение для производства судебно-психиатрической или иной экспертизы при отсутствии на то законных оснований и в нарушение порядка, пре­дусмотренного настоящим кодексом».
Более того, этот принцип и его гарантии ныне закреплены у нас в Основном Законе государства - Конституции страны, статья 27 ко­торой гласит: «... никто не должен принуждаться к даче показаний и объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких род­ственников. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы».
Установленный законом порядок возбуждения уголовного дела, предъявления обвинения, избрания меры пресечения, производства отдельных процессуальных действий вовсе не лишает дознавателей, следователей, да и самих прокуроров исполнительской инициативы, проявления творческого отношения к делу. Правильное применение закона обеспечивает успешное производство по делу и вместе с тем гарантирует и даже «страхует» от возможных ошибок, которые за­тем нередко оборачиваются грубыми нарушениями законности и при­водят к существенному лишению или ограничению прав, свобод и законных интересов участников процесса и других граждан.
Успех в работе абсолютного большинства дознавателей и следо­вателей как раз чаще всего заключается в том, что они каждый свой шаг, каждое процессуальное действие постоянно и неизменно сверяют с требованиями закона, указаниями Генерального прокурора, ко­торые содержатся в его приказах и других нормативных актах. Пони­мая при этом, что ни один закон, ни одна из норм уголовного процес­са не является препятствием для проявления следователем и прокуро­ром инициативы и творческого мастерства при раскрытии и рассле­довании преступления, а скорее, наоборот, только строгое соблюде­ние закона и норм процесса создают условия для действительно пол­ного, быстрого, всестороннего и объективного исследования обстоя­тельств совершенного преступления и привлечения виновных к закон­ной ответственности. Скажем больше: строгое следование курсу, обо­значенному в уголовно-процессуальном Кодексе, является самым вер­ным компасом для следователя при выполнении возложенных на него задач по раскрытию и расследованию преступлений.
Практика также подтверждает, что там, где укоренилось пренебре­жение к закону, нормам и правилам судопроизводства, где стало прави­лом добиваться любой ценой видимого благополучия в борьбе с преступностью, в раскрытии преступлений, где снижена личная ответственность следователя и проку­рора за порученное дело, там процветают произвол и беззаконие.
Есть, к сожалению, факты, когда некоторые ра­ботники органов внутренних дел и прокуратуры проявляют пренебре­жительное отношение к сбору, закреплению и проверке доказательств, к доводам подозреваемых, обвиняемых и потерпевших, игнорируют об­стоятельства, опровергающие или ставящие под сомнение обвинение, допускают нарушения конституционных гарантий неприкосновенности личности, жилища, тайны переписки, телефонных и иных переговоров. Все это, как и многое другое, с объективной необходимостью за­ставило наших законодателей заложить в Концепцию судебно-пра­вовой реформы в Республике Беларусь, которая пусть пока и мед­ленно, но все-таки началась и идет, дополнительные и достаточно серьезные меры по дальнейшему совершенствованию следственно­го аппарата республики и усилению, совершенствованию прокурор­ского надзора за этой очень важной и чрезвычайно ответственной стадией уголовного судопроизводства.
Речь идет в данном случае прежде всего, о том, чтобы руководители прокуратур всех уровней резко повысили качество и действенность, эф­фективность и принципиальность прокурорского надзора за соблюдени­ем требований закона и норм уголовного процесса в период всего хода расследования преступлений и проведения оперативно-розыскных мероп­риятий. Имеется в виду, прежде всего, обеспечение строжайшей законнос­ти начиная с момента возбуждения уголовного дела и заканчивая состав­лением и утверждением обвинительного заключения и направления дела в суд. Особо важное значение при этом имеет строжайшее и неукоснительное исполнение законов при выполнении таких процессуальных действий, как прием, регистрация, учет и проверка заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, возбуждение уголовного дела; задержание подозре­ваемого и избрание в отношении него меры пресечения, в особенности содер­жания под стражей, производство выемки, обыска и наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию; предъявление обвинения; отстранение об­виняемого от занимаемой должности; ознакомление обвиняемого с материала­ми уголовного дела: составление и утверждение обвинительного заключения.
Разумеется, каждое процессуальное действие, выполненное работни­ком органов дознания, следователем, относящееся к выявлению любого обстоятельства по делу, имеет существенное значение, но когда речь идет о процессуальных действиях, указанных выше, при их выполнении необходи­мо предъявлять повышенные требования к их исполнителям, так как здесь малейшее отступление от установленного порядка может привести и неред­ко приводит к грубым нарушениям законности в уголов­ном судопроизводстве.
Надзор за соблюдением Закона об оперативно-розыскной деятельности.
Проблемы, связанные с производством оперативно-розыскной де­ятельности, розыскных мероприятий и осуществлением прокурорс­кого надзора за этой деятельностью при их проведении, являются весьма сложными, особенно с точки зрения методики, пока еще не достаточно разработанной.
Правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют Конституция Республики Беларусь, Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 9 июля 1999 г.,опубликование которого позволило легализовать такую деятельность, другие законы и иные правовые акты законодательства Республики Беларусь, регламентирующие организа­цию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Необходимость в принятии такого Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» обусловлена многими причинами: в первую очередь не6обходимостью укрепления гарантий защи­ты прав личности, конституционных свобод и других, охраняемых законом интересов человека, гражданина в демократическом правовом государстве, а также тем, что без помощи этих служб целый ряд сложных преступлений подчас просто невозможно раскрыть и довести до конца. Ведь дознаватель и следователь поставлены в очень жесткие рамки строго процессуальных, пре­дусмотренных законом действий, и они не могут в силу этого принять на себя выполнение таких функций. К тому же они не обучены приемам и не обладают тактикой проведения подобного рода мероприятий, лишены не­обходимого для этих целей аппарата, технических средств и т.п.
Поэтому уже при разработке, подготовке этого закона была по­ставлена задача - отделить деятельность оперативного характера от сугубо процессуальной, в особенности от розыска скрывающихся и не установленных преступников; легализовать ее в той мере, в ка­кой это возможно, не нанося ущерба национальным интересам го­сударства и интересам государственной безопасности, защите прав личности и ее интересов, охраняемых законом, поставить эту сферу деятельности под контроль и надзор, подчинить закону.
Принятый 9 июля 1999 г. Закон «Об оперативно-розыскной дея­тельности» отвечает в основном всем этим требованиям.
 
Закон строго разграничивает компетенцию следственных органов и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Он не только определяет содержание этой деятельности (ст. 1, 2), ее задачи (ст. 3), принципы (ст. 4), но и закрепляет систему гарантий законности ее осуществления (ст. 6). Эта деятельность, согласно Закону, осуществ­ляется, как гласными, так и негласными методами. Она имеет целью защиту жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, безо­пасности общества и государства от преступных посягательств.
Организация и тактика проведения оперативно-розыскных ме­роприятий составляют государственную тайну. Эти органы не вправе обнародовать, прежде всего, агентуру и лиц, осуществляющих внеш­нее наблюдение, виды криминалистическо-технических средств, при­менение которых позволило получить те или иные данные. И это понятно, ибо иначе надо ликвидировать весь сложившийся аппарат оперативно-розыскной деятельности, сам этот институт, чего не мо­жет позволить себе ни одно государство в мире.
Осуществляя надзор за соблюдением Закона «Об оперативно-розыскной деятельности», прокуроры дол­жны внимательно следить за тем, чтобы строго соблюдались требо­вания закона, предусматривающие основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий, четко определенные зако­нодательством.
Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в пределах своей компетенции вправе также собирать данные, ха­рактеризующие личность граждан, необходимые для принятия ре­шений.
Проведение оперативно-розыскных мероприятий, затрагиваю­щих тайну переписки, телефонных и иных переговоров, телеграф­ных сообщений, передаваемых по техническим каналам связи о лицах, подготавливающих или покушающихся на тяжкие пре­ступления, совершающих либо совершивших тяжкие преступления, и только с санкции прокурора по мотивированному постановлению руководителя (заместителя руководителя) соответствующего орга­на, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. В слу­чае возникновения явной угрозы жизни отдельных лиц, а также по заявлению или с согласия граждан допускается проведение указан­ных оперативно-розыскных мероприятий на основании постанов­ления, утвержденного руководителем (заместителем руководителя) органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным уведомлением прокурора в течение 24 часов.
Другие виды оперативно-розыскных мероприятий осуществля­ются по мотивированному постановлению, утвержденному руково­дителем (заместителем руководителя) органа, осуществляющего опе­ративно-розыскную деятельность.
Важно также отметить, что сведения, установленные оперативно-розыскной службой, могут быть использованы в качестве доказательств, имеющих юридическую силу, только после их проверки следственным путем в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.
При осуществлении надзора за соблюдением Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» прокуроры призваны также постоянно иметь в виду и та­кое важное обстоятельство, что какой бы сильной, профессионально подготовленной и технически оснащенной ни была служба оператив­но-розыскной деятельности (а она, в отличие от следственного аппа­рата, действительно неплохо оснащена), она никогда не может обой­тись без содействия граждан, общественных организаций и должнос­тных лиц. Но это содействие может быть только на добровольной основе, с их согласия. Поэтому любой случай, когда органы дозна­ния, в особенности служба уголовного розыска, «вербуют помощни­ков» из числа лиц, подозреваемых в совершении преступлений и даже обвиняемых, ценой их освобождения от уголовной ответственности, которая грозит им за содеянное (а такое, к сожалению, еще встречает­ся), должен рассматриваться как грубое нарушение законности.
Согласно Закону, непосредственный надзор за законностью в этой сфере деятельности возлагается на Генерального прокурора респуб­лики, прокуроров областей и г. Минска (районные и городские про­куратуры к такому надзору не допускаются). В этих целях приказом Генерального прокурора как в центральном аппарате, так и в под­чиненных ему прокуратурах персонально определяется узкий круг лиц из числа должностных лиц - прокуроров этого органа прокура­туры, на которых возлагается данная функция, что влечет за собой оформление им соответствующего допуска к работе с секретными и совершенно секретными документами сами задачи, стоящие перед органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, - не самоцель. Эта деятельность не носила, не носит и не может носить самостоятельный характер, а всегда была, есть и должна оставаться подчиненной общей цели, ради которой существует вся система правоохранительных органов: укреплять законность и правопоря­док в стране, обеспечивать решительную и бескомпромиссную борьбу с правонарушениями и особенно с преступностью, а также причинами и условиями, ее порождающими, обеспечивать неотвратимость наказания за противоправные деяния и защиту честных людей от любого произвола и беззакония.
Следует отметить, что осуществление прокурорского надзора за законностью в этой сфере деятельности - дело для нас не только новое, но и очень непростое. Видимо, понадобится какое-то время для выработки наиболее эффективных и действенных форм и при­емов этого надзора. Сегодня же многие следователи сетуют на то, что закон не разрешает им сполна использовать материалы этой де­ятельности, влиять на тактику и методику ее проведения. Но пока есть закон, и он действует, мы обя­заны строго придерживаться его предписаний.
Да, Закон, равно как и ведомственные акты прокуратуры и орга­нов внутренних дел, не определяет и не предопределяет порядка ис­пользования следователями материалов и выводов, к которым при­шли оперативно-розыскные органы и службы, а потому, как и ко всяким иным материалам, надо иметь к ним определенное критичес­кое отношение. Во всяком случае до тех пор, пока они не будут тща­тельно и всесторонне проверены процессуальным путем.
Да, ни Закон об оперативно-розыскной деятельности, ни ведомствен­ные акты не предоставляют следователям права и возможности знако­миться с материалами оперативно-розыскной деятельности, это - пре­рогатива прокурора. Но когда следователю пре­доставляется такая возможность, ее нельзя не использовать. Однако прокурор обязан предостеречь следователей от безграничного доверия к выводам и результатам ОРД. И если у следователя при ознакомлении с этими материалами возникнет подозрение об использовании службой недозволенных приемов и методов, он обязан доложить об этом прокуро­ру, чтобы тот доступными ему средствами и данными полномочиями смог проверить соблюдение законности при ее производстве.
В случаях нарушения органом или должностным лицом, осуще­ствляющим оперативно-розыскную деятельность, прав и законных интересов физических и юридических лиц, прокуроры обязаны при­нять меры к восстановлению нарушенных прав и ущемленных за­конных интересов. Если при этом причинен материальный ущерб, эти органы обязаны принять меры к его возмещению.
Надзор за обеспечением права обвиняемого на защиту.
Особая роль среди конституционных гарантий защиты прав и свобод личности, охраняемых законом ее интересов принадлежит конституционному принципу права обвиняемого на защиту и, есте­ственно, прокурорскому надзору за соблюдением этого положения.
Эти гарантии регулируются целым рядом статей Основного За­кона - ст. 22, 61, 62. Последняя прямо указывает, что «Каждый име­ет право на юридическую помощь для осуществления защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой (подчеркнем это) момент помощью адвоката и других своих представителей в суде, иных государственных органах, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях, организациях, общественных объе­динениях и в отношениях с должностными лицами и гражданами».
Кстати, эти широкие права адвоката, защитника нашли теперь свое полное законодательное подкрепление и отражение в новом Законе «Об адвокатуре Республики Беларусь», принятом в 1993 г. с изменениями и дополнениями, внесенными Парламентом Республи­ки Беларусь в июле 1998 г. (Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1998. № 29).
Это принципиальное положение полностью согласуется с между­народными нормами права и Декларацией ООН о правах человека.
Применительно к уголовному судопроизводству это означает, что лицо, производящее дознание, следователь, прокурор и суд (судья) обязаны обеспечить подозреваемому, обвиняемому и подсудимому возможность защищаться установленными законом средствами и способами, а также охрану их личных и имущественных прав.
Конституционное регулирование деятельности адвокатов, а также принятие Закона об адвокатуре, уже сами по себе свидетельствуют о важ­ном значении ее деятельности в уголовном судопроизводстве, в вынесе­нии судом законного, обоснованного и справедливого приговора.
Важно еще раз обратить внимание на то, что, согласно Консти­туции и Закону об адвокатуре, гражданин имеет право пользовать­ся помощью адвоката в любой момент и во взаимоотношениях с любыми органами, организациями, должностными лицами и граж­данами. Это принципиально важно, ибо с введением такого права уходит в прошлое «урезанность» этой помощи, когда она допуска­лась, согласно УПК, лишь с момента предъявления обвинения, а иногда и вообще обходились без нее.
Каковы же задачи прокурора в этой сфере надзора? Прежде всего, прокурор осуществляет надзор за тем, чтобы защитник был привлечен к участию в производстве дознания или предварительного следствия с момента задержания или ареста подозре­ваемого. Он следит даже за тем, чтобы следователь с самого начала производства, как только появился подозреваемый, и на последую­щих стадиях разъяснил гражданину его право иметь защитника, при этом не чинил никаких препятствий в осуществлении этого права. Следователь не вправе навязывать подозреваемому, обвиняемому в качестве защитника определенное лицо. В то же время он должен знать, что член коллегии адвокатов не вправе уклониться от осуще­ствления защиты как по соглашению, так и по назначению президи­умом коллегии адвокатов.
И еще важно следить за тем, чтобы содержание обвиняемого под стражей не служило препятствием к реализации обвиняемым своего права на защиту, что бывало нередко и раньше.
Для того чтобы реально обеспечить право обвиняемого на защиту, следователь или прокурор обязаны предоставить ему свидание в близ­кими или родственниками, которые могут пригласить защитника для участия в процессе. Если у обвиняемого нет такой возможности, а за­щитник должен принять участие в процессе (по закону), выполнение этой функции, т. е. приглашение адвоката, следователь должен принять на себя. В этом случае он направляет свое предписание в юридическую консультацию района или города по месту производства предваритель­ного расследования или в президиум коллегии адвокатов.
В тех случаях, когда защитник, избранный обвиняемым, не мо­жет явиться для участия в деле, следователь в соответствии со ст. 50 УПК Республики Беларусь должен предложить обвиняемому при­гласить другого защитника, установив для этого пятидневный срок. Если обвиняемый в указанный срок не воспользуется своим правом, следователь через юридическую консультацию или коллегию адво­катов назначает ему другого защитника.
Следователь обязан принять меры к замене защитника, если его позиция по вопросам доказанности или недоказанности преступле­ния, его юридической оценки и др. не отвечает позиции обвиняемого. Такое решение следователь может принять в случаях, когда по этому поводу есть обоснованное заявление (ходатайство) или само­го обвиняемого, или его защитника.
Допуская защитника к участию в процессе, следователь должен создать защитнику необходимые условия для выполнения возложен­ных на него функций, т.е. предоставить свидание, наладить обще­ние со своим подзащитным, дать ему возможность ознакомиться с материалами уголовного дела, заявить необходимые ходатайства, сделать заявления и пр При этом следует иметь в виду, что нередко еще следователи под разными предлогами мешают адвокатам-защитникам выполнять свой долг, свою функцию защиты. Это должно расцениваться про­курором, как грубейшее нарушение закона, несовместимое с рабо­той в этой должности в любом правоохранительном органе.
Следует также помнить, что как на предварительном следствии, так и в судебном разбирательстве уголовных дел, защитник выполня­ет важнейшую функцию, в особенности при утверждении в нашем судопроизводстве конституционного принципа состязательности про­цесса, и выступает в качестве представителя обвиняемого, выполняя тем самым закрепленную в Основном Законе нашего государства функцию защиты прав, свобод, достоинства и чести гражданина, а также другие, охраняемые законом интересы личности. И никто не вправе чинить препятствия при отправлении этой функции. Ведь не зря новый Закон об адвокатуре впервые в нашей практике ввел поня­тие «адвокатской тайны» и запретил, кому бы то ни было (следовате­лю, прокурору, судье и др.) допрашивать адвоката-защитника о све­дениях, которые он получил от своего подзащитного, клиента. Ведь обвиняемый, подсудимый может доверить защитнику как своему пред­ставителю, с которым у него связано столько надежд, сведения, кото­рыми не располагают ни следователь, ни прокурор, ни суд.
По новому закону защитник допускается к участию в деле на бо­лее ранних этапах предварительного расследования: с момента задер­жания, возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица. УПК предусматривает обязательное участие защитника при хо­датайстве подозреваемого или обвиняемого. Часть 2 статьи 45 пре­дусматривает обязательное участие защитника с момента допуска к участию в деле.
Защитник в новом УПК получил следующие права:
1) беспрепятственно общаться со своим подзащитным наедине и конфиденциально;
2) знакомиться с процессуальными решениями и протоколами следственных действий, произведенных с участием подозреваемого или обвиняемого в отсутствии защитника;
3) получать копии итоговых процессуальных решений органов предварительного расследования и суда;
4) собирать по своей инициативе сведения, относящиеся к обсто­ятельствам совершенного преступления, и представлять их охрану, ведущему уголовный процесс (ст. 48 УПК).
Из нового УПК исчезли общественные защитники, обществен­ные обвинители.
Реализация предоставленных адвокату новых возможностей по участию в собирании доказательств повысит эффективность его участия в уголовном процессе. В новом УПК защитникам посвяшены статьи 44,45 46,47,48, ч. 3. ст. 103,295 и т.д.
Следует иметь в виду, что новеллой Уголовно-процессуальноги кодекса является совершенно иная ценность иерархий задач уголов­ного процесса по сравнению с существующей ранее. На первом мес­те среди них стоит защита личности, ее свобод.
В первом разделе в главе 2 провозглашены и зафиксированы прин­ципы уголовного процесса: законность (ст. 8), обеспечение защиты прав и свобод граждан (ст. 10), уважение чести и достоинства лич­ности (ст. 12), публичность уголовного процесса (ст. 15), презумция невиновности (ст. 16), оценка доказательств по внутреннему убеж­дению (ст. 19), осуществление правосудия на основе состязательнос­ти о равенстве сторон (ст. 24).
Защита прав и свобод человека и гражданина является основной обязанностью государства. Конституционными нормами прямого действия, регулирующими гражданские права и свободы, являются статьи Конституции Республики Беларусь - 2, 7, 13, 21, 22, 23 и 25.
Эта та тема, где тесно смыкаются и переплетаются подчас такие по­нятия, как «закон» и «этика», «право» и «мораль», т.е. нравственные ас­пекты уголовного судопроизводства, которым пока, к сожалению, мало уделяется внимания, но роль которых по мере нашего продвижения к правовому демократическому государству будет все более возрастать.
 
2. (18). Участие прокурора в совершенствовании законодательства.
 
Правовые основы участия прокурора в совершенствовании законодательства.
Участие прокуратуры в правотворческой деятельности и совершенствовании законодательства осуществляет­ся в следующих формах:
?        участие в подготовке проектов нормативных правовых актов;
?        проведение правовой экспертизы проектов законов и иных норма­тивных правовых актов;
?        участие в обсуждении проектов законов и других нормативных актов на заседаниях представительных и исполнительных органов;
?        принесение протестов об отмене незаконных актов;
?        участие прокурора в рассмотрении представительными и исполни­тельными органами внесенных им протестов на незаконные право­вые акты;
?        внесение предложений Президенту, депутатам Палаты представите­лей, Совету Республики, Правительству Республики Беларусь о при­нятии новых актов, об отмене действующих актов или о внесении в них дополнений и изменений (поправок).
Согласно Закону о прокуратуре Генеральный прокурор, его замести­тели имеют право принимать участие в заседаниях Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, их комитетов и комиссий.
При обсуждении проектов нормативных правовых актов, в особенно­сти актов, рассчитанных на длительное применение и распространяющих свое действие на всех или на многих граждан, прокурор имеет право вы­сказать свое мнение о законности принимаемого акта.
Генеральный прокурор Республики Беларусь, прокуроры террито­риальных и специализированных прокуратур, их заместители, а также по их поручению помощники прокуроров вправе участвовать в заседаниях коллегиальных органов государственного управления и местных Советов.
Участие прокуроров в заседаниях представительных и исполнитель­ных органов позволяет им быть в курсе законотворческой практики, об­суждаемых вопросов, оказывать правовую помощь депутатам.
При установлении нарушений закона в зависимости от их характера прокурор или его заместители в пределах своей компетенции опротесто­вывают незаконные акты.
Закон о прокуратуре наделил прокуроров, их заместителей и по их поручению других прокуроров правом участия в рассмотрении внесенных ими протестов и представлений органами представительной власти, кото­рое широко используется прокурорами всех уровней. Участвуя в этой ра­боте, прокуроры имеют возможность выступить в обоснование внесения акта прокурорского надзора (реагирования) со ссылками на соответству­ющие законы, убедить депутатов и других лиц в незаконности принятого ими акта или части его, напомнить о возм
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.