На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Правовой нигилизм и правовой идеализм

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 

Курсовая работа

 
Правовой нигилизм и правовой идеализм
 
 
курсанта 1 курса
дневной формы обучения
3 взвода 
 
 
 
 
 
Самара 2011
 

Содержание
 
Введение
Глава 1
1. Государство и право в системе  социального регулирования общественных  отношений
2. Правовой нигилизм и правовой  идеализм
Глава 2
1. Формы и соотношение правового  нигилизма и правового идеализма
2. Влияние правового нигилизма  и правового идеализма на правовой  мир личности и систему общественных  отношений
Заключение
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
В своей курсовой работе я хочу написать о теме касающейся правового  нигилизма. Эта тема интересна тем, что именно правовой нигилизм – наиболее масштабное явление в России. Еще А.И. Герцен отмечал, что « правовая необеспеченность искони тяготевшая над народом была для него своего рода школой. Вопиющую несправедливость одной половины его законов научила его ненавидеть и другую он подчиняется им как силе. Русский любого звания обходил или нарушал закон всюду и совершенно так же поступило правительство.       В данной работе я попытаюсь определить: источники правового нигилизма, исторический путь развития правового нигилизма в России. А так же на ряду  с правовым нигилизмом я рассмотрю право-положение явление как правовой идеализм одним словом преувеличение реальных регулятивных возможностей  правовой формы. Удивительно, что еще и сегодня многие люди и даже политики ошибочно возлагают на закон слишком много надежды в деле переустройства нашего общество. Думается, что лишь достаточный политический и  правовой опыт может развеять иллюзии правового идеализма.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 Государство и право  в системе социального регулирования  общественных отношений
В современном способе построения общественных отношений огромную роль играют государство и право. Они  являют собой основные элементы общественной жизни. Для понимания сути воздействия  государства и права на систему  социального регулирования общественных отношений необходимо иметь четкое представление о самих макропонятиях "Государство" и "право". На данном этапе не имеет значения с какой  точки зрения рассматривать сущность права – позитивистской или естественной. Нам необходимо максимально общие  и в тоже время точные определения  данных понятий. Итак, рассмотрим несколько  определений понятия "государство":
1. государством называется территориальная  целостность, созданная национальной  или многонациональной общностью,  в которой с помощью политической  элиты поддерживается юридический  порядок, включая законное право  применения насилия;
2. Государство – это организация  политической власти содействующая  преимущественному осуществлению  конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других  интересов в пределах определенной  территории (Н.И. Матузов);
3. Государство – единая политическая  организация общества, которая распространяет  свою власть на всю территорию  страны и ее население, располагает  для этого специальным аппаратом  управления, издает обязательные  для всех веления (В.Н. Хропанюк).
От определений государства  переходим к определению права.
1. право – система общеобязательных  формально определенных неперсонифицированных  правил поведения, установленных  и обеспеченных государством  и являющихся властноофициальным  регулятором общественных отношений.
2. Право – единственная система  норм, которая обязательна для  всего населения, проживающего  на территории определенного  государства; выражает общую и  индивидуальную волю граждан  государства, им охраняется и  устанавливается в официальных  актах (В.Н. Хропанюк).
Эти определения – малая часть  всех определений, которые существуют в теории государства и теории права. Обобщая оба этих понятия, мы можем сделать следующие выводы:
1.1. Любое государство – союз  политических сил, издающий правовые  нормы.
1.2. Государство имеет единую  территорию.
1.3. Неотъемлемая часть государства  - право
2.1. Право – система общеобязательных  норм.
2.2. Право устанавливается и охраняется  государством, выражая волю политической  элиты общества.
2.3. Право служит регулятором  общественных отношений.
 Ни теоретически, ни практически  право невозможно отделить от  государства, а государство –  от права. Государство и право  представляют собой единую систему,  которая взаимодействуя своими  составными частями, стремится  к той или иной цели (в большинстве  случаев этой целью является  становление правового государства). Государство и право постоянно  поддерживают друг друга (государство  в своей деятельности опирается  на право и конкретные правовые  нормы, правовые нормы устанавливаются  государством на основе возникновения  общественных отношений).
Наличие и грамотное применение права является важнейшим признаком  государства и залогом успеха взаимоотношений общества и государства.
Государство, выражая право в  виде конкретных нормативно-правовых актов и других формах права, создает  правовую систему, совершенствует ее и  претворяет нормы права в жизнь.
Социальное назначение государства  лежит в определении его сущности. Государство – средство социального  компромисса общества и самого государства. Устанавливая конкретные правовые нормы, государство воздействует на общество в целом, на духовный мир и материальные отношения его членов (субъектов  права).
Пытаясь выяснить социальное назначение права, необходимо учитывать, что правовые нормы являются одной из разновидностей социальных норм. Социальные нормы – объективно необходимые правила совместного человеческого бытия, указатели границ долинного и возможного (Н.И. Матузов). Помимо правовых норм в число социальных норм входят моральные, политические, эстетические, религиозные, семейные нормы, нормы традиций и обычаев, деловые нормы, нормы этикета.
Объектом регулирования, выполняемом  социальными мерами, нормами являются отношения между людьми  и их объединениями. Указывая границы "должного и возможного". Социальные нормы  регулируют (причем довольно полно  и всесторонне) систему жизни  современного общества, за исключением  случайностей, которые не могут быть отражены в конкретной норме. Право  не являясь только более конкретной социальной нормой регулируют отношения  в обществе.
Выявить социальное назначение права  можно из его многолетних определений  и определений сущности права, т.к. именно право вступает регулятором  общественных отношений, а способ его  применения формирует определенный вид правосознания, развивает и  предопределяет правовую культуру личности.
При посредничестве права государство  реализует ряд своих внутренних функций, которые влияют и на социальные взаимоотношения в обществе (это  и охрана прав и свобод человека и гражданина, обеспечение правопорядка и соблюдения законности, социальная защита отдельных категорий населения  и ряд других).
Таким образом, государство и право  окружают человека со всех сторон, не вторгаясь  лишь в его внутренний мир.
Подводя итог всему вышесказанному мы можем сделать несколько выводов:
1. Государство и право играют  большую роль в системе регулирования  общественных отношений;
2. Государство и право оказывают   косвенное влияние на формирование  правовой культуры  общества, причем  влияние это может быть как  отрицательным, так и положительным.
Учитывая тему моей курсовой работы, следует подробно рассмотреть влияние  государства и права на общество, особенно на качество этого влияния.
Право реализуется государством различными средствами и по-разному воздействует на сознание и поведение людей. Качество влияния права, как я уже писал, может быть либо положительным, либо отрицательным. Положительное влияние  права мы видим, когда права и  правовые нормы действуют в обществе и соблюдаются (принимаются) его  членами.
Примером отрицательного воздействия  права на общество служит правовой нигилизм --- неприятие права.
Учитывая важность права в современном  государстве, следует выяснить причины, вызывающие правовой нигилизм.
 
2. Правовой нигилизм и правовой  идеализм (понятие и причины явлений)
Для начала следует разобраться, что  же такое нигилизм вообще.
Нигилизм ( от лат. Nihil – ничто) -  в широком смысле отрицание общепринятых ценностей и норм, укоренившихся  форм общественной жизни (*Кр словарь  по философии под ред. Блауберга. Полит. Литература, 1979. стр. 205). Довольно часто нигилизм предшествует и является частью стихийных социальных протестов.
Нигилизм является одной из форм социального поведения, сознания  и мироощущения личности. По утверждению  большинства философов, нигилизм возник давно, но наибольшее распространение  он получил в XIX веке (в основном в  России и странах Западной Европы). Нигилизм как часть идеологического  учения связан с именами таких  философов, как  Якоби, Ницше, Прудон, Хойдоггер, Кропоткин, Бакунин и  ряд других авторов. Нигилизм чрезвычайно  разнообразен и может принимать  различные формы выражения, такие  как политическая, правовая, нравственная, культурная, идеологическая и т.д. Форма  выражения нигилизма зависит  от того, в какой области знаний и в какой сфере жизни общества отрицаются те или иные ценности.
Яркие примеры нигилистов мы можем  найти в художественной литературе XIX века. В основном это произведения Тургенева ("Отцы и дети", представитель  нигилизма – Базаров). Российский нигилизм того периода носил революционный  характер.
Социалисты периода XIX века считали, что нигилисты – это движущая сила общества и молодую поросль  новой молодежи следует искать "в  недоученных учениках  Чернышевского  и Добролюбова, в Базаровых,  в  нигилистах -  в них жизнь, в  них энергия, в них  честная  и сильная воля". (* Письма М.А. Бакунина к А.И. Герцену и Н.П. Огареву. С.П.б., 1906. с. 293. ст. Н.И. Матузова "Правовой нигилизм и правовой идеализм как  две стороны "одной медали"// Известия ВУЗов. Правоведение №2 1994).
По утверждению С.Л. Франка России присущ нигилизм, нигилистическое отношение  к большинству ценностей того периода: "Русский интеллигент  не знает никаких  абсолютных ценностей, никаких критериев, никакой ориентировки в жизни, кроме морального разграничения  людей, поступков, состояние на хорошие  и дурные, добрые и злые. Морализм это есть лишь отражение ее нигилизма.…  Под нигилизмом я разумею отрицание  или непризнание абсолютных (объективных) ценностей". (* Франк С.Л. Этика  нигилизма // Вехн. Из глубины. М., 1991. с. 170,172,173).
Известный русский теоретик анархизма  М.А. Бакунин (18 мая 1814 г. – 1 июля 1876 года) частично выявил причины нигилизма  в своей книге "Государственность  и анархия":
" Мы, русские, все до последнего, можно сказать, человека, знаем  что такое, с точки зрения  внутренней жизни ее, наша любезная  всероссийская империя. Для небольшого  количества, может быть для нескольких  тысяч людей, во главе которых  стоит император со всем  августейшим  домом и со всей знатною  челядью, она – неистощимый  источник – нравственных; для  более обширного, хотя все еще  тесного меньшинства, состоящего  из нескольких десятков тысяч  людей, высоких военных, гражданских  и духовных чиновников, богатых  землевладельцев, купцов, капиталистов  и паразитов, она – благодушная,  благодетельная и снисходительная  покровительница законного и  весьма прибыльного воровства;  для обширнейшей массы мелких  служащих, все-таки еще ничтожной  в сравнении с народною манной  – скупая кормилица; а для  бесчисленных миллионов чернорабочего народа – злодейка – мачеха, безжалостная обирательница и в гроб загоняющая мучительница". (*М.А. Бакунин, Собр. Соч. "Государственность и анархия".).
При таком отношении пусть даже теоретика к государству ( оно  во многом правильное) неизбежно возникают  предпосылки для формирования нигилистического отношения к государству.
Общей чертой всех форм нигилизма  является отрицание, но не всякое отрицание  есть нигилизм. Отрицание – понятие  более широкое чем нигилизм, оно  присуще человеческому созданию и диалектическому мышлению.
В работах философов ( в основном, социалистов) нигилизм упоминается  в весьма положительном контексте. Так, Ф. Энгельс писал: "Появление  молодой буржуазии нашло свое отражение в либерально-конституциональном движении, а зарождение пролетариата -  в движении, которое обычно называют нигилизмом (*Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.22. стр. 41). Вообще, борьба против антинародных режимов (или "революционное  движение") не может быть нигилизмом в полном смысле этого слова. Здесь  происходит слияние нигилизма и  естественной борьбой против устаревшей системы.
Несмотря на ряд положительных  ситуаций ( в частности, упоминавшаяся  выше), нигилизм в общественном сознании сочетается с деструкцией (объект деструкции зависит от формы выражения нигилизма). Очень часто нигилизм принимает  весьма радикальные формы своей  реализации, выливаясь в антиобщественные и асоциальные действия. В своих  наиболее крайних и редких проявлениях  он объединяется с анархическими, лево – и праворадикальными движениями, политическим экстремизмом и максимализмом.
Проявления социального и культурного  нигилизма мы можем наблюдать  в поведении членов движения Панков (современная или относительно современная  молодежь, отличающаяся радикализмом в воззрениях, отрицающая необходимость  государства и  государство в  целом; отличаются радикализмом в стиле  поведения одежды, причесок и т.д.) и скинхедов ( неонационалисты, отличающиеся резким политическим нигилизмом единства наций). Вообще, радикализм свойственен молодежи, а по утверждению Н.И.Матузова "Нигилизм – стереотип мышления любого радикала, даже если он этого не осознает" (* гл-л. Из ВУЗ, правоведение., №2, 1994, " Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны одной медали ", стр.4).
Примером того, что нигилизм свойственен  молодежи, может быть и ситуация из прошлого – социалистам –  революционерам XIX века базой поведения  служил радикализм (террор) как метод  воздействия на политическую власть. Учитывая тот факт, что нигилизм и радикализм "как стереотип  мышления" ( а зачастую и поведения) принадлежит молодежи, более интересно  выяснить причины правового нигилизма  в современном обществе.
Еще одной характерной чертой нигилизма  является не объект отрицания (он может  только определять конкретную форму  нигилизма), а "степень, интенсивность,  категоричность этого отрицания  – с преобладанием субъективного  точнее индивидуального начала" (Н.И. Матузов). Действия нигилистов в  наиболее интенсивных и категоричных своих проявлениях зачастую становится фактически антиобщественными и  асоциальными, как то преступление, нарушение конкретных правовых и  моральных норм. Характерно для нигилистов и отсутствие программы их действий.
Разновидностью социального нигилизма  является так называемый правовой нигилизм.
Правовой или юридический нигилизм  выражается стратегическим и негативным отношением к праву вплоть до полного  его отрицания и неверия в  его потенциальные возможности  решать социальные проблемы (* В.А.  Туманов, журнал "Советское государство  и право" №10,19, 1989 г. Стр. 20).
Корни правового нигилизма лежат  в юридическом невежестве и правовой отсталости общества, а также в  особенностях выполнения государством его внутренних функций, связанных  с социальной сферой жизни и реализацией  права. Интересно, что некоторые  ученые считают нигилизм и правовой нигилизм в частности характерной  чертой менталитета русского народа.
Одной из составных частей юридического нигилизма является пренебрежительное  отношение к праву, несоответственное  его восприятие обществом. В современной России право расценивается не как основа жизни и деятельности граждан, не как база человеческих взаимоотношений, а как некое побочное, второстепенное и в какой-то степени неинтересное явление  в общественной и политической жизни.
По утверждению Н.И. Матузова " стойкое предубеждение ; неверие  в высокое предназначение права, потенциал, возможности и даже необходимость  права – таков морально – психологический  генезис данного феномена. Наконец, отношения к праву может быть просто индифферентным(…), что тоже свидетельствует о неразвитом правовом сознании людей".
Выявить причины вызвавшие правовой нигилизм в России, особого труда  не представляет. Но для этого необходимо проследить историю развития правового  нигилизма в нашей  стране.
По-моему мнению правовой нигилизм вступил в наиболее острую фазу своего развития в XIX  веке. Неверие в  силу права присуще России издавна. Еще А.И. Герцен писал "Правовая необеспеченность, искони тяготевшая над народом, была для него своего рода школою. Полное неравенство перед судом убило  в нем всякое уважение к законности. Русский, такого бы звания он ни был  обходит и нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно; совершенно также поступает правительство". (*Герцен А.И. Собрание сочинений, т.7., М.: 1959 стр. 251).
Бакунин соглашается с Герценом и считает испытанием всех бед  государство: " Всякий сколько-нибудь мыслящий и добросовестный русский  должен понимать что наша империя  не может переменить своего отношения  к народу. Всем своим существом  она обречена быть губительницею  его, его кровопийцею. Народ инстинктивно ее ненавидит, а она неизбежно  его гнетет, так как на народной беде построено все ее существование  и сила. Для подержания внутреннего  порядка, для сохранения насильственного  единства и для поддержания внешней  даже не завоевательной, а только самосохраняющей  силы ей нужно огромное войско, а  вместе с войском нужна полиция, духовенство… Одним словом, огромный официальный мир, содержания которого, не говоря уже о его воровстве, неизбежно давит народ. Нужно  быть ослом, невеждой, сумасшедшим, чтобы  вообразить себе, что какая-нибудь конституция, даже самая либеральная и самая демократическая, могла бы изменить у лучшему это отношение государства к народу (выделено мной); ухудшить его; сделать еще более обременительным, разорительным – пожалуй, хотя и трудно, потому что зло, доведено до конца; но освободить народ, улучшать его сознание – это просто нелепость". (*М.А. Бакунин, Государство и анархия", Собр. Избр. Сочинений, стр.356).   
После проведения либеральных реформ 60-70 х. гг. в России  начинается активный процесс развития юриспруденции, правовой науки, наук, связанных с правом и  т.д. Именно в этот период в России проводится судебная реформа, одно из крупнейших юридических преобразований XIX  века. Несмотря на все это в  России существует большое число  политических течений, носящих антиюридический  характер. Вот несколько примеров идеологов и их учений, которые  либо не признавали его совсем.
Консерваторы – славянофилы, народники  и др. политические расхождения исторических путей России и Европы считали, что  России надо строить свое общество на началах скорее нравственных и  религиозных, нежели на основе права. По словам Запад, предполагает "поклонение государству", "механическое юридическое  право". Во  время активного  становления права в стране европейский  народ "есть народ негосударственный" (К.С. Аксаков). "Посмотрите на Запад  Народы  увлеклись тщеславными  побуждениями, поверили в возможность  правительственного совершенства, наделали республик, настроили конституций  и обеднели душою, готова рухнуть  каждую минуту ( И.С. Аксаков – младший).
В работах П.Л. Лаврова, теоретика  народничества, мы также сталкиваемся с пренебрежением правом. Так, в "Ответе русскому конституционалисту" сам  Лавров называл "бороться с конституционалистами, что бы те, которые только сочувствуют  нам, а не прониклись еще социалистическими  сознанием, не могли пристать к фальшивому ненадежному знамени конституционализма". ( *П.Л. Лавров Ответ русскому конституционалисту. Избр. Соч. на социально – политические темы. Т.4. М., 1935 стр. 170, 167). В своих  работах о государстве он развивал мысль о том, что "Юридическая  функция" ничего толком государству  не дала. Ранее, в "Исторических письмах"  он утверждал, что "замена честности законностью есть явление антипрогрессивное"
Правовой нигилизм проявился и  в изложении позиций анархистских и радикально – народнических  движений. Если согласиться с Н.А. Бердяевым в характеристике русского сознания как сознания крайностей, одной из которых является дух  анархизма, то не следует недооценивать  влияние этих течений. В отношении  права, как и государства, они  бескомпромиссны. В "программе государств5енного международного социалистического  альянса" М.А. Бакунин требовал немедленной  отмены "всего того, что на юридическом  языке называется правом, и применения этого права". Он же утверждал, что  для торжества свободы надо отбросить "политическое законодательство". В отрицании конституции теоретик анархизма как бы солидаризировался  со славянофилами и их последователями. И совсем по аксаковски звучит бакунинское  изречение в его книге "государственность  и анархия": "Немцы ищут жизни  и свободы своей в государстве; для славян же государство есть гроб". (*В.А. Туманов "Правовой нигилизм в  историко – идеологическом ракурсе", ж-л "Государство и право" №8, 1993.стр. 54). Бакунин, как истинный анархист призывал  к свержению государства, а следовательно и права: "Дело же всякого государства – душить народ для сохранения себя, точно  так же, как дело революции –  разрушить государство для избрания народа". (*М.А. Бакунин, "Наука и  народ", собр. Избр. Соч. стр.23).
Известная  доля  антиюридизма присущен и писателю Л.Н. толстому. Следуе6т  отметить, что антиюризм Толстого сложился на основе справедливого осуждения  российских законов. Однако и западные правовые системы Л. Н. Толстой отрицал, говоря, что путь, по которому пошли  западные страны был ненужным и неправильным. Предельно кратко и точно Толстой  обрисовывает свое отношение к праву  в "письме к студенту о праве", "… назвав право "гадким обманом""(*В. А. Туманов, "Правовой нигилизм в  историко – идеологическом ракурсе", ж-л "Государство и право" №8, 1993., стр. 55).
Внимания заслуживает и небезызвестный сборник "Вехи", созданный представителями  русской религиозной философии (Н.Н. Бердев, Б.А. Кистяковский, С.Н. Булгаков и др.).
В предисловии к сборнику дана общая "позиция по отношению  к праву".
"Признание теоретического и  практического первенства духовной  жизни над внешними формами  общежития в том смысле, что  внутренняя жизнь личности есть  единственная творческая сила  человеческого бытия и что  она, а не самодовлеющие начала  политического порядка, являются  единственно прочным базисом  для всякого общественного строительства" (* Вехи. Сборник статей о русской  интеллигенции. М., 1991. стр. 23).
Таким образом, право перестает  быть основной ценностью человеческого  общества.
Говоря о русской религиозной  философии нельзя не вспоминать ее великого творца – В.С. Соловьева. Основав  религиозную философию и развив концепцию о превосходстве нравственности и моральных норм над правом и  правовыми нормами, он одновременно помнил о самом праве и отводил  ему довольно незначительную роль "некоторого минимума нравственности". Отпускать  право ниже в системе социальных норм представители религиозной  философской школы не решались Н.А. Бердяев считал, что право создано  для сдерживания потенциальных  преступлений со стороны человека; таким образом, право гарантирует "минимум человеческой свободы". Не менее пренебрежительно он относился  и к конституционализму: " Можно  признавать неизбежность и относительную  иногда полезность конституционализма и парламентаризма, но верить, что  этими  путями можно излечить от зла и страданий уже невозможно…вера  в конституцию – жалкая вера…  Вера должна быть направлена на предметы более достойные. Делать себе кумира из правового государства недостойно". (*Цитаты из Н. Бердяев "Философия  неравенства" М.,1990 стр. 90).
Не следует забывать и контрреформы Александра III  когда государство  дав обществу некоторые свободы  и послабления сразу же их отобрало.
Рассматривая ситуацию в правовой сфере жизни российской общественности обобщенно мы можем констатировать следующие факты.
Наряду с возросшими потребностями  в юридических науках и профессиях в стране образуется дефицит правосознательных  членов общества, причем дефицит чисто  исторического происхождения (зародился  он еще тогда, когда на Руси возникло  привилегированное право и начали свою деятельность нравственные сословные  суды); среди молодежи ( в основном – студенчества и военных) преобладают  радикальные тенденции о развитии правовой культуры; в духовно- философской  жизни общества встают идеи религиозных  философов, которые отчасти воспринимаются людьми; государство своими действиями обостряет политическую обстановку в стране.
Конкретизируя эту ситуацию можно  сделать вывод: в конце  XIX  века в нашей стране формируется исключительно  хорошие условия для формирования массового неверия в право, общего правового нигилизма, причем правовой нигилизм начинает создаваться в  качестве отдельного идейного течения.
Возможно, в России у большинства  членов общества могла бы  сложиться  более-менее хорошая правовая культура неадекватное отношение  к праву, но времени для формирования элементов  правовой системы было крайне мало.
Продолжая небольшой исторический обзор необходимо отметить, что в  России в начале XX века начинает зарождаться  и получать законодательное оформление конституционная монархия (Манифест об усовершенствовании государственного порядка от 17 октября 1905 года; Учреждение государственной  Думы от 20 февраля 1906 года). Создается своеобразная Конституция  – Свод основных  государственных  законов (23 апреля 1906 года). Возможно, в  России  смогло бы сложиться правовое государство в условиях конституционной  монархии, но слишком сильны революционные  тенденции в политической (нелегальной) жизни страны. Народное неудовольствие выливается в февральскую революцию. В условиях сложившегося в стране двоевластия. Ни о какой четкой работе государственного механизма и действии правовых норм, разумеется, речи быть не может. Последующая Великая Октябрьская  революция ломает традиционные правовые устои общества.
Любой революции свойственен радикализм.  Не является исключением и политический радикализм, который существовал  в послереволюционной России. "Для  политического радикализма характерно стремление жестко запрограммировать перемены рациональности управления. Всякое отклонение, усложнение в движении по избранному пути рассматривается как саботаж, закономерное противодействие. Практические политические последствия государства радикалистских установок, отдающих приоритет ценностям одного типа (изменения, развития, трансформации), привели например, к тому, что к проблеме устройства будущего пролетарского государства В.И. Ленин обратился лишь накануне Октябрьской революции. Замена учитывающего реалии России государственного устройства утопическими построениями при абсолютизации чисто опыта, тем более неудачного (Парийской Коммуны), привела к тому, что уже в начале 1918 года возникла необходимость принятия "Самых  энергетических, беспощадно решительных и драконовских мер для повышения самодисциплины и дисциплины рабочих и крестьян России" ( В.И. Ленин. Полное собрание сочинений т.36. стр.36). Порядок в пролетарском государстве все более обеспечивался за счет чисто и случайных, подвернувшихся под руку мер (…)". (*А. И. Демидов "Политический радикализм как источник правового нигилизма", журнал "Советское государство и право", №4, 1992., стр.75).
 Подтверждение приверженности  государства того периода к  самым различным способам неправового  воздействия на общество мы  видим во-внутренней политике  властей "Продразверстка", "красный  террор", "Чрезвычайна 1918 года". (А.И. Демидов), исключительная жесткость  (если не жестокость) при проведении  коллективизации – это исторические  факты. Сама идеология коммунистов  говорила в постепенном уходе  в тень государства и права  и замене их развитыми социальными  отношениями. В подобных условиях  не может не слышаться негативное  отношение к праву.
С приходом к власти Сталина исчезают последние надежды на создание полноценного функционирующей правовой системы  в Советской России.
Методы осуществления внутренней политики Сталиным, да и сама внутренняя политика  Джугашвили довольно интересна  с точки зрения построения правового  государства. Фактически право было дискредитировано в сознании общественности. С началом массовых репрессий ( 30 – е гг. XX  века). Слова "право", "справедливость", "законность", превратились для общества в пустой  звук. Уничтожение "инакомыслящих", создание ГУЛАГа, возвращение каторги, введение Особлагов для политических заключенных никак не могли подтвердить принцип справедливых законов и возродить веру людей в право. Самым ярким примером пренебрежения правом со стороны государства  может послужить создание судебных "Троек", которые реального права судить не имели. В конце 30-х годов ситуация еще более усугубилась: с одной стороны действовала конституция СССР 1936 года, которая была довольно демократичной, а с другой стороны страну захлестнула, как я уже писал, волна массовых репрессий, когда органы НКВД ощущали себя полновластными хозяевами в стране.
Но с другой стороны, при тоталитарном режиме правления иной ситуации сложиться  не могло. Тем не менее, этот период оказал огромное влияние на закрепление  недоверия и неверия вправо в  сознание наших граждан.
С началом Великой Отечественной  войны репрессивная политика Сталина  отходит на второй план. Ужесточение  законодательства воспринимается вполне адекватно, так как люди понимали, что  для успешного окончания  войны оно просто необходимо. Но победив в войне и надеясь  получать хоть какое-то улучшение законодательства, народ наталкивается  на новый  виток репрессий.
Последующие годы правления Н.С. Хрущева  не отмечены какими – либо радикальными шагами в области искоренения  правового нигилизма ( а к тому времени он уже сформировал
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.