Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Правовой нигилизм и правовой идеализм

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.10.2012. Год: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 

Курсовая работа

 
Правовой нигилизм и правовой идеализм
 
 
курсанта 1 курса
дневной формы обучения
3 взвода 
 
 
 
 
 
Самара 2011
 

Содержание
 
Введение
Глава 1
1. Государство и право в системе  социального регулирования общественных  отношений
2. Правовой нигилизм и правовой  идеализм
Глава 2
1. Формы и соотношение правового  нигилизма и правового идеализма
2. Влияние правового нигилизма  и правового идеализма на правовой  мир личности и систему общественных  отношений
Заключение
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
В своей курсовой работе я хочу написать о теме касающейся правового  нигилизма. Эта тема интересна тем, что именно правовой нигилизм – наиболее масштабное явление в России. Еще А.И. Герцен отмечал, что « правовая необеспеченность искони тяготевшая над народом была для него своего рода школой. Вопиющую несправедливость одной половины его законов научила его ненавидеть и другую он подчиняется им как силе. Русский любого звания обходил или нарушал закон всюду и совершенно так же поступило правительство.       В данной работе я попытаюсь определить: источники правового нигилизма, исторический путь развития правового нигилизма в России. А так же на ряду  с правовым нигилизмом я рассмотрю право-положение явление как правовой идеализм одним словом преувеличение реальных регулятивных возможностей  правовой формы. Удивительно, что еще и сегодня многие люди и даже политики ошибочно возлагают на закон слишком много надежды в деле переустройства нашего общество. Думается, что лишь достаточный политический и  правовой опыт может развеять иллюзии правового идеализма.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 Государство и право  в системе социального регулирования  общественных отношений
В современном способе построения общественных отношений огромную роль играют государство и право. Они  являют собой основные элементы общественной жизни. Для понимания сути воздействия  государства и права на систему  социального регулирования общественных отношений необходимо иметь четкое представление о самих макропонятиях "Государство" и "право". На данном этапе не имеет значения с какой  точки зрения рассматривать сущность права – позитивистской или естественной. Нам необходимо максимально общие  и в тоже время точные определения  данных понятий. Итак, рассмотрим несколько  определений понятия "государство":
1. государством называется территориальная  целостность, созданная национальной  или многонациональной общностью,  в которой с помощью политической  элиты поддерживается юридический  порядок, включая законное право  применения насилия;
2. Государство – это организация  политической власти содействующая  преимущественному осуществлению  конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других  интересов в пределах определенной  территории (Н.И. Матузов);
3. Государство – единая политическая  организация общества, которая распространяет  свою власть на всю территорию  страны и ее население, располагает  для этого специальным аппаратом  управления, издает обязательные  для всех веления (В.Н. Хропанюк).
От определений государства  переходим к определению права.
1. право – система общеобязательных  формально определенных неперсонифицированных  правил поведения, установленных  и обеспеченных государством  и являющихся властноофициальным  регулятором общественных отношений.
2. Право – единственная система  норм, которая обязательна для  всего населения, проживающего  на территории определенного  государства; выражает общую и  индивидуальную волю граждан  государства, им охраняется и  устанавливается в официальных  актах (В.Н. Хропанюк).
Эти определения – малая часть  всех определений, которые существуют в теории государства и теории права. Обобщая оба этих понятия, мы можем сделать следующие выводы:
1.1. Любое государство – союз  политических сил, издающий правовые  нормы.
1.2. Государство имеет единую  территорию.
1.3. Неотъемлемая часть государства  - право
2.1. Право – система общеобязательных  норм.
2.2. Право устанавливается и охраняется  государством, выражая волю политической  элиты общества.
2.3. Право служит регулятором  общественных отношений.
 Ни теоретически, ни практически  право невозможно отделить от  государства, а государство –  от права. Государство и право  представляют собой единую систему,  которая взаимодействуя своими  составными частями, стремится  к той или иной цели (в большинстве  случаев этой целью является  становление правового государства). Государство и право постоянно  поддерживают друг друга (государство  в своей деятельности опирается  на право и конкретные правовые  нормы, правовые нормы устанавливаются  государством на основе возникновения  общественных отношений).
Наличие и грамотное применение права является важнейшим признаком  государства и залогом успеха взаимоотношений общества и государства.
Государство, выражая право в  виде конкретных нормативно-правовых актов и других формах права, создает  правовую систему, совершенствует ее и  претворяет нормы права в жизнь.
Социальное назначение государства  лежит в определении его сущности. Государство – средство социального  компромисса общества и самого государства. Устанавливая конкретные правовые нормы, государство воздействует на общество в целом, на духовный мир и материальные отношения его членов (субъектов  права).
Пытаясь выяснить социальное назначение права, необходимо учитывать, что правовые нормы являются одной из разновидностей социальных норм. Социальные нормы – объективно необходимые правила совместного человеческого бытия, указатели границ долинного и возможного (Н.И. Матузов). Помимо правовых норм в число социальных норм входят моральные, политические, эстетические, религиозные, семейные нормы, нормы традиций и обычаев, деловые нормы, нормы этикета.
Объектом регулирования, выполняемом  социальными мерами, нормами являются отношения между людьми  и их объединениями. Указывая границы "должного и возможного". Социальные нормы  регулируют (причем довольно полно  и всесторонне) систему жизни  современного общества, за исключением  случайностей, которые не могут быть отражены в конкретной норме. Право  не являясь только более конкретной социальной нормой регулируют отношения  в обществе.
Выявить социальное назначение права  можно из его многолетних определений  и определений сущности права, т.к. именно право вступает регулятором  общественных отношений, а способ его  применения формирует определенный вид правосознания, развивает и  предопределяет правовую культуру личности.
При посредничестве права государство  реализует ряд своих внутренних функций, которые влияют и на социальные взаимоотношения в обществе (это  и охрана прав и свобод человека и гражданина, обеспечение правопорядка и соблюдения законности, социальная защита отдельных категорий населения  и ряд других).
Таким образом, государство и право  окружают человека со всех сторон, не вторгаясь  лишь в его внутренний мир.
Подводя итог всему вышесказанному мы можем сделать несколько выводов:
1. Государство и право играют  большую роль в системе регулирования  общественных отношений;
2. Государство и право оказывают   косвенное влияние на формирование  правовой культуры  общества, причем  влияние это может быть как  отрицательным, так и положительным.
Учитывая тему моей курсовой работы, следует подробно рассмотреть влияние  государства и права на общество, особенно на качество этого влияния.
Право реализуется государством различными средствами и по-разному воздействует на сознание и поведение людей. Качество влияния права, как я уже писал, может быть либо положительным, либо отрицательным. Положительное влияние  права мы видим, когда права и  правовые нормы действуют в обществе и соблюдаются (принимаются) его  членами.
Примером отрицательного воздействия  права на общество служит правовой нигилизм --- неприятие права.
Учитывая важность права в современном  государстве, следует выяснить причины, вызывающие правовой нигилизм.
 
2. Правовой нигилизм и правовой  идеализм (понятие и причины явлений)
Для начала следует разобраться, что  же такое нигилизм вообще.
Нигилизм ( от лат. Nihil – ничто) -  в широком смысле отрицание общепринятых ценностей и норм, укоренившихся  форм общественной жизни (*Кр словарь  по философии под ред. Блауберга. Полит. Литература, 1979. стр. 205). Довольно часто нигилизм предшествует и является частью стихийных социальных протестов.
Нигилизм является одной из форм социального поведения, сознания  и мироощущения личности. По утверждению  большинства философов, нигилизм возник давно, но наибольшее распространение  он получил в XIX веке (в основном в  России и странах Западной Европы). Нигилизм как часть идеологического  учения связан с именами таких  философов, как  Якоби, Ницше, Прудон, Хойдоггер, Кропоткин, Бакунин и  ряд других авторов. Нигилизм чрезвычайно  разнообразен и может принимать  различные формы выражения, такие  как политическая, правовая, нравственная, культурная, идеологическая и т.д. Форма  выражения нигилизма зависит  от того, в какой области знаний и в какой сфере жизни общества отрицаются те или иные ценности.
Яркие примеры нигилистов мы можем  найти в художественной литературе XIX века. В основном это произведения Тургенева ("Отцы и дети", представитель  нигилизма – Базаров). Российский нигилизм того периода носил революционный  характер.
Социалисты периода XIX века считали, что нигилисты – это движущая сила общества и молодую поросль  новой молодежи следует искать "в  недоученных учениках  Чернышевского  и Добролюбова, в Базаровых,  в  нигилистах -  в них жизнь, в  них энергия, в них  честная  и сильная воля". (* Письма М.А. Бакунина к А.И. Герцену и Н.П. Огареву. С.П.б., 1906. с. 293. ст. Н.И. Матузова "Правовой нигилизм и правовой идеализм как  две стороны "одной медали"// Известия ВУЗов. Правоведение №2 1994).
По утверждению С.Л. Франка России присущ нигилизм, нигилистическое отношение  к большинству ценностей того периода: "Русский интеллигент  не знает никаких  абсолютных ценностей, никаких критериев, никакой ориентировки в жизни, кроме морального разграничения  людей, поступков, состояние на хорошие  и дурные, добрые и злые. Морализм это есть лишь отражение ее нигилизма.…  Под нигилизмом я разумею отрицание  или непризнание абсолютных (объективных) ценностей". (* Франк С.Л. Этика  нигилизма // Вехн. Из глубины. М., 1991. с. 170,172,173).
Известный русский теоретик анархизма  М.А. Бакунин (18 мая 1814 г. – 1 июля 1876 года) частично выявил причины нигилизма  в своей книге "Государственность  и анархия":
" Мы, русские, все до последнего, можно сказать, человека, знаем  что такое, с точки зрения  внутренней жизни ее, наша любезная  всероссийская империя. Для небольшого  количества, может быть для нескольких  тысяч людей, во главе которых  стоит император со всем  августейшим  домом и со всей знатною  челядью, она – неистощимый  источник – нравственных; для  более обширного, хотя все еще  тесного меньшинства, состоящего  из нескольких десятков тысяч  людей, высоких военных, гражданских  и духовных чиновников, богатых  землевладельцев, купцов, капиталистов  и паразитов, она – благодушная,  благодетельная и снисходительная  покровительница законного и  весьма прибыльного воровства;  для обширнейшей массы мелких  служащих, все-таки еще ничтожной  в сравнении с народною манной  – скупая кормилица; а для  бесчисленных миллионов чернорабочего народа – злодейка – мачеха, безжалостная обирательница и в гроб загоняющая мучительница". (*М.А. Бакунин, Собр. Соч. "Государственность и анархия".).
При таком отношении пусть даже теоретика к государству ( оно  во многом правильное) неизбежно возникают  предпосылки для формирования нигилистического отношения к государству.
Общей чертой всех форм нигилизма  является отрицание, но не всякое отрицание  есть нигилизм. Отрицание – понятие  более широкое чем нигилизм, оно  присуще человеческому созданию и диалектическому мышлению.
В работах философов ( в основном, социалистов) нигилизм упоминается  в весьма положительном контексте. Так, Ф. Энгельс писал: "Появление  молодой буржуазии нашло свое отражение в либерально-конституциональном движении, а зарождение пролетариата -  в движении, которое обычно называют нигилизмом (*Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.22. стр. 41). Вообще, борьба против антинародных режимов (или "революционное  движение") не может быть нигилизмом в полном смысле этого слова. Здесь  происходит слияние нигилизма и  естественной борьбой против устаревшей системы.
Несмотря на ряд положительных  ситуаций ( в частности, упоминавшаяся  выше), нигилизм в общественном сознании сочетается с деструкцией (объект деструкции зависит от формы выражения нигилизма). Очень часто нигилизм принимает  весьма радикальные формы своей  реализации, выливаясь в антиобщественные и асоциальные действия. В своих  наиболее крайних и редких проявлениях  он объединяется с анархическими, лево – и праворадикальными движениями, политическим экстремизмом и максимализмом.
Проявления социального и культурного  нигилизма мы можем наблюдать  в поведении членов движения Панков (современная или относительно современная  молодежь, отличающаяся радикализмом в воззрениях, отрицающая необходимость  государства и  государство в  целом; отличаются радикализмом в стиле  поведения одежды, причесок и т.д.) и скинхедов ( неонационалисты, отличающиеся резким политическим нигилизмом единства наций). Вообще, радикализм свойственен молодежи, а по утверждению Н.И.Матузова "Нигилизм – стереотип мышления любого радикала, даже если он этого не осознает" (* гл-л. Из ВУЗ, правоведение., №2, 1994, " Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны одной медали ", стр.4).
Примером того, что нигилизм свойственен  молодежи, может быть и ситуация из прошлого – социалистам –  революционерам XIX века базой поведения  служил радикализм (террор) как метод  воздействия на политическую власть. Учитывая тот факт, что нигилизм и радикализм "как стереотип  мышления" ( а зачастую и поведения) принадлежит молодежи, более интересно  выяснить причины правового нигилизма  в современном обществе.
Еще одной характерной чертой нигилизма  является не объект отрицания (он может  только определять конкретную форму  нигилизма), а "степень, интенсивность,  категоричность этого отрицания  – с преобладанием субъективного  точнее индивидуального начала" (Н.И. Матузов). Действия нигилистов в  наиболее интенсивных и категоричных своих проявлениях зачастую становится фактически антиобщественными и  асоциальными, как то преступление, нарушение конкретных правовых и  моральных норм. Характерно для нигилистов и отсутствие программы их действий.
Разновидностью социального нигилизма  является так называемый правовой нигилизм.
Правовой или юридический нигилизм  выражается стратегическим и негативным отношением к праву вплоть до полного  его отрицания и неверия в  его потенциальные возможности  решать социальные проблемы (* В.А.  Туманов, журнал "Советское государство  и право" №10,19, 1989 г. Стр. 20).
Корни правового нигилизма лежат  в юридическом невежестве и правовой отсталости общества, а также в  особенностях выполнения государством его внутренних функций, связанных  с социальной сферой жизни и реализацией  права. Интересно, что некоторые  ученые считают нигилизм и правовой нигилизм в частности характерной  чертой менталитета русского народа.
Одной из составных частей юридического нигилизма является пренебрежительное  отношение к праву, несоответственное  его восприятие обществом. В современной России право расценивается не как основа жизни и деятельности граждан, не как база человеческих взаимоотношений, а как некое побочное, второстепенное и в какой-то степени неинтересное явление  в общественной и политической жизни.
По утверждению Н.И. Матузова " стойкое предубеждение ; неверие  в высокое предназначение права, потенциал, возможности и даже необходимость  права – таков морально – психологический  генезис данного феномена. Наконец, отношения к праву может быть просто индифферентным(…), что тоже свидетельствует о неразвитом правовом сознании людей".
Выявить причины вызвавшие правовой нигилизм в России, особого труда  не представляет. Но для этого необходимо проследить историю развития правового  нигилизма в нашей  стране.
По-моему мнению правовой нигилизм вступил в наиболее острую фазу своего развития в XIX  веке. Неверие в  силу права присуще России издавна. Еще А.И. Герцен писал "Правовая необеспеченность, искони тяготевшая над народом, была для него своего рода школою. Полное неравенство перед судом убило  в нем всякое уважение к законности. Русский, такого бы звания он ни был  обходит и нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно; совершенно также поступает правительство". (*Герцен А.И. Собрание сочинений, т.7., М.: 1959 стр. 251).
Бакунин соглашается с Герценом и считает испытанием всех бед  государство: " Всякий сколько-нибудь мыслящий и добросовестный русский  должен понимать что наша империя  не может переменить своего отношения  к народу. Всем своим существом  она обречена быть губительницею  его, его кровопийцею. Народ инстинктивно ее ненавидит, а она неизбежно  его гнетет, так как на народной беде построено все ее существование  и сила. Для подержания внутреннего  порядка, для сохранения насильственного  единства и для поддержания внешней  даже не завоевательной, а только самосохраняющей  силы ей нужно огромное войско, а  вместе с войском нужна полиция, духовенство… Одним словом, огромный официальный мир, содержания которого, не говоря уже о его воровстве, неизбежно давит народ. Нужно  быть ослом, невеждой, сумасшедшим, чтобы  вообразить себе, что какая-нибудь конституция, даже самая либеральная и самая демократическая, могла бы изменить у лучшему это отношение государства к народу (выделено мной); ухудшить его; сделать еще более обременительным, разорительным – пожалуй, хотя и трудно, потому что зло, доведено до конца; но освободить народ, улучшать его сознание – это просто нелепость". (*М.А. Бакунин, Государство и анархия", Собр. Избр. Сочинений, стр.356).   
После проведения либеральных реформ 60-70 х. гг. в России  начинается активный процесс развития юриспруденции, правовой науки, наук, связанных с правом и  т.д. Именно в этот период в России проводится судебная реформа, одно из крупнейших юридических преобразований XIX  века. Несмотря на все это в  России существует большое число  политических течений, носящих антиюридический  характер. Вот несколько примеров идеологов и их учений, которые  либо не признавали его совсем.
Консерваторы – славянофилы, народники  и др. политические расхождения исторических путей России и Европы считали, что  России надо строить свое общество на началах скорее нравственных и  религиозных, нежели на основе права. По словам Запад, предполагает "поклонение государству", "механическое юридическое  право". Во  время активного  становления права в стране европейский  народ "есть народ негосударственный" (К.С. Аксаков). "Посмотрите на Запад  Народы  увлеклись тщеславными  побуждениями, поверили в возможность  правительственного совершенства, наделали республик, настроили конституций  и обеднели душою, готова рухнуть  каждую минуту ( И.С. Аксаков – младший).
В работах П.Л. Лаврова, теоретика  народничества, мы также сталкиваемся с пренебрежением правом. Так, в "Ответе русскому конституционалисту" сам  Лавров называл "бороться с конституционалистами, что бы те, которые только сочувствуют  нам, а не прониклись еще социалистическими  сознанием, не могли пристать к фальшивому ненадежному знамени конституционализма". ( *П.Л. Лавров Ответ русскому конституционалисту. Избр. Соч. на социально – политические темы. Т.4. М., 1935 стр. 170, 167). В своих  работах о государстве он развивал мысль о том, что "Юридическая  функция" ничего толком государству  не дала. Ранее, в "Исторических письмах"  он утверждал, что "замена честности законностью есть явление антипрогрессивное"
Правовой нигилизм проявился и  в изложении позиций анархистских и радикально – народнических  движений. Если согласиться с Н.А. Бердяевым в характеристике русского сознания как сознания крайностей, одной из которых является дух  анархизма, то не следует недооценивать  влияние этих течений. В отношении  права, как и государства, они  бескомпромиссны. В "программе государств5енного международного социалистического  альянса" М.А. Бакунин требовал немедленной  отмены "всего того, что на юридическом  языке называется правом, и применения этого права". Он же утверждал, что  для торжества свободы надо отбросить "политическое законодательство". В отрицании конституции теоретик анархизма как бы солидаризировался  со славянофилами и их последователями. И совсем по аксаковски звучит бакунинское  изречение в его книге "государственность  и анархия": "Немцы ищут жизни  и свободы своей в государстве; для славян же государство есть гроб". (*В.А. Туманов "Правовой нигилизм в  историко – идеологическом ракурсе", ж-л "Государство и право" №8, 1993.стр. 54). Бакунин, как истинный анархист призывал  к свержению государства, а следовательно и права: "Дело же всякого государства – душить народ для сохранения себя, точно  так же, как дело революции –  разрушить государство для избрания народа". (*М.А. Бакунин, "Наука и  народ", собр. Избр. Соч. стр.23).
Известная  доля  антиюридизма присущен и писателю Л.Н. толстому. Следуе6т  отметить, что антиюризм Толстого сложился на основе справедливого осуждения  российских законов. Однако и западные правовые системы Л. Н. Толстой отрицал, говоря, что путь, по которому пошли  западные страны был ненужным и неправильным. Предельно кратко и точно Толстой  обрисовывает свое отношение к праву  в "письме к студенту о праве", "… назвав право "гадким обманом""(*В. А. Туманов, "Правовой нигилизм в  историко – идеологическом ракурсе", ж-л "Государство и право" №8, 1993., стр. 55).
Внимания заслуживает и небезызвестный сборник "Вехи", созданный представителями  русской религиозной философии (Н.Н. Бердев, Б.А. Кистяковский, С.Н. Булгаков и др.).
В предисловии к сборнику дана общая "позиция по отношению  к праву".
"Признание теоретического и  практического первенства духовной  жизни над внешними формами  общежития в том смысле, что  внутренняя жизнь личности есть  единственная творческая сила  человеческого бытия и что  она, а не самодовлеющие начала  политического порядка, являются  единственно прочным базисом  для всякого общественного строительства" (* Вехи. Сборник статей о русской  интеллигенции. М., 1991. стр. 23).
Таким образом, право перестает  быть основной ценностью человеческого  общества.
Говоря о русской религиозной  философии нельзя не вспоминать ее великого творца – В.С. Соловьева. Основав  религиозную философию и развив концепцию о превосходстве нравственности и моральных норм над правом и  правовыми нормами, он одновременно помнил о самом праве и отводил  ему довольно незначительную роль "некоторого минимума нравственности". Отпускать  право ниже в системе социальных норм представители религиозной  философской школы не решались Н.А. Бердяев считал, что право создано  для сдерживания потенциальных  преступлений со стороны человека; таким образом, право гарантирует "минимум человеческой свободы". Не менее пренебрежительно он относился  и к конституционализму: " Можно  признавать неизбежность и относительную  иногда полезность конституционализма и парламентаризма, но верить, что  этими  путями можно излечить от зла и страданий уже невозможно…вера  в конституцию – жалкая вера…  Вера должна быть направлена на предметы более достойные. Делать себе кумира из правового государства недостойно". (*Цитаты из Н. Бердяев "Философия  неравенства" М.,1990 стр. 90).
Не следует забывать и контрреформы Александра III  когда государство  дав обществу некоторые свободы  и послабления сразу же их отобрало.
Рассматривая ситуацию в правовой сфере жизни российской общественности обобщенно мы можем констатировать следующие факты.
Наряду с возросшими потребностями  в юридических науках и профессиях в стране образуется дефицит правосознательных  членов общества, причем дефицит чисто  исторического происхождения (зародился  он еще тогда, когда на Руси возникло  привилегированное право и начали свою деятельность нравственные сословные  суды); среди молодежи ( в основном – студенчества и военных) преобладают  радикальные тенденции о развитии правовой культуры; в духовно- философской  жизни общества встают идеи религиозных  философов, которые отчасти воспринимаются людьми; государство своими действиями обостряет политическую обстановку в стране.
Конкретизируя эту ситуацию можно  сделать вывод: в конце  XIX  века в нашей стране формируется исключительно  хорошие условия для формирования массового неверия в право, общего правового нигилизма, причем правовой нигилизм начинает создаваться в  качестве отдельного идейного течения.
Возможно, в России у большинства  членов общества могла бы  сложиться  более-менее хорошая правовая культура неадекватное отношение  к праву, но времени для формирования элементов  правовой системы было крайне мало.
Продолжая небольшой исторический обзор необходимо отметить, что в  России в начале XX века начинает зарождаться  и получать законодательное оформление конституционная монархия (Манифест об усовершенствовании государственного порядка от 17 октября 1905 года; Учреждение государственной  Думы от 20 февраля 1906 года). Создается своеобразная Конституция  – Свод основных  государственных  законов (23 апреля 1906 года). Возможно, в  России  смогло бы сложиться правовое государство в условиях конституционной  монархии, но слишком сильны революционные  тенденции в политической (нелегальной) жизни страны. Народное неудовольствие выливается в февральскую революцию. В условиях сложившегося в стране двоевластия. Ни о какой четкой работе государственного механизма и действии правовых норм, разумеется, речи быть не может. Последующая Великая Октябрьская  революция ломает традиционные правовые устои общества.
Любой революции свойственен радикализм.  Не является исключением и политический радикализм, который существовал  в послереволюционной России. "Для  политического радикализма характерно стремление жестко запрограммировать перемены рациональности управления. Всякое отклонение, усложнение в движении по избранному пути рассматривается как саботаж, закономерное противодействие. Практические политические последствия государства радикалистских установок, отдающих приоритет ценностям одного типа (изменения, развития, трансформации), привели например, к тому, что к проблеме устройства будущего пролетарского государства В.И. Ленин обратился лишь накануне Октябрьской революции. Замена учитывающего реалии России государственного устройства утопическими построениями при абсолютизации чисто опыта, тем более неудачного (Парийской Коммуны), привела к тому, что уже в начале 1918 года возникла необходимость принятия "Самых  энергетических, беспощадно решительных и драконовских мер для повышения самодисциплины и дисциплины рабочих и крестьян России" ( В.И. Ленин. Полное собрание сочинений т.36. стр.36). Порядок в пролетарском государстве все более обеспечивался за счет чисто и случайных, подвернувшихся под руку мер (…)". (*А. И. Демидов "Политический радикализм как источник правового нигилизма", журнал "Советское государство и право", №4, 1992., стр.75).
 Подтверждение приверженности  государства того периода к  самым различным способам неправового  воздействия на общество мы  видим во-внутренней политике  властей "Продразверстка", "красный  террор", "Чрезвычайна 1918 года". (А.И. Демидов), исключительная жесткость  (если не жестокость) при проведении  коллективизации – это исторические  факты. Сама идеология коммунистов  говорила в постепенном уходе  в тень государства и права  и замене их развитыми социальными  отношениями. В подобных условиях  не может не слышаться негативное  отношение к праву.
С приходом к власти Сталина исчезают последние надежды на создание полноценного функционирующей правовой системы  в Советской России.
Методы осуществления внутренней политики Сталиным, да и сама внутренняя политика  Джугашвили довольно интересна  с точки зрения построения правового  государства. Фактически право было дискредитировано в сознании общественности. С началом массовых репрессий ( 30 – е гг. XX  века). Слова "право", "справедливость", "законность", превратились для общества в пустой  звук. Уничтожение "инакомыслящих", создание ГУЛАГа, возвращение каторги, введение Особлагов для политических заключенных никак не могли подтвердить принцип справедливых законов и возродить веру людей в право. Самым ярким примером пренебрежения правом со стороны государства  может послужить создание судебных "Троек", которые реального права судить не имели. В конце 30-х годов ситуация еще более усугубилась: с одной стороны действовала конституция СССР 1936 года, которая была довольно демократичной, а с другой стороны страну захлестнула, как я уже писал, волна массовых репрессий, когда органы НКВД ощущали себя полновластными хозяевами в стране.
Но с другой стороны, при тоталитарном режиме правления иной ситуации сложиться  не могло. Тем не менее, этот период оказал огромное влияние на закрепление  недоверия и неверия вправо в  сознание наших граждан.
С началом Великой Отечественной  войны репрессивная политика Сталина  отходит на второй план. Ужесточение  законодательства воспринимается вполне адекватно, так как люди понимали, что  для успешного окончания  войны оно просто необходимо. Но победив в войне и надеясь  получать хоть какое-то улучшение законодательства, народ наталкивается  на новый  виток репрессий.
Последующие годы правления Н.С. Хрущева  не отмечены какими – либо радикальными шагами в области искоренения  правового нигилизма ( а к тому времени он уже сформировал
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.