Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Проблемы малого предпринимательства

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?2
 

Содержание
Введение
1. Сущность и место малого предпринимательства в экономике современного государства
2. Проблемы малого предпринимательства в современной России
3. Цели и принципы государственной политики в области развития малого предпринимательства
Заключение
Список использованных источников


Введение

Динамическое преобразование экономики России во многом зависит от развития предпринимательства. Без массового развития предпринимательства нельзя создать адекватную рыночному хозяйству эффективную экономику, обеспечить многообразие форм собственности, повысить благополучие населения и сформировать средний класс — основу стабильности в экономической и политической жизни общества.
Формирующаяся в стране рыночная экономика немыс­лима без эффективного механизма ее взаимодействия с государством, которое остается одним из ключевых субъ­ектов экономических отношений и выступает в качестве коллективного предпринимателя, что в значительной мере определяет масштабы и лицо национальной эконо­мики.
Актуальность темы данной работы объясняется важностью предпринимательства, как для государства, так и для населения, потому что от процветания и нормального функционирования данного сектора в экономике зависит благосостояние граждан и страны в целом. Предпринимательство является важным звеном экономики,  ему присуща особая мобильность, гибкость и высокая эффективность. Предпринимательство не только способствует повышению материального и духовного потенциала общества и создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого гражданина, но и ведет к единению нации сохранению ее национального духа и национальной гордости. Средние и малые предприятия создают благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, активнее идет структурная перестройка, расширяется потребительский сектор. Кроме того, развитие предпринимательства ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных ресурсов. Средние и малые предприятия предпринимательского сектора могут создаваться в любом секторе экономики в ответ на неудовлетворенные потребности населения - что является отличительной и важной особенностью.
Цель работы — рассмотреть проблемы малого предпринимательства в России в современных условиях.
Задачи исследования: рассмотреть сущность предпринимательства и его место в экономике государства в современных условиях, а также проблемы, с которыми сталкивается малый бизнес в России на современном этапе.
Работа состоит из трех глав. В первой рассматривается сущность и место малого предпринимательства в экономике современного государства, вторая глава содержит перечисление основных проблем, с которыми сталкивается малый бизнес в России, в третей главе рассматриваются цели и принципы государственной политики в области развития малого предпринимательства в современной России.
 
 
 


1. Сущность и место малого предпринимательства в экономике современного государства

Малый бизнес - бизнес, опирающийся на предпринимательскую деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения. 
Согласно Гражданскому кодексу РФ под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, зарегистрированная в установленном порядке. Обязательными признаками предпринимательства называются, таким образом:
а) особенности деятельности: самостоятельность и полное несение рисков, связанных с ней;
б) характер деятельности: пользование имуществом, продажа товаров, выполнение работ или оказание услуг;
в) целевая ориентация деятельности: систематическое получение прибыли;
г) условия начала деятельности: регистрация в установленном порядке.
Следует отметить, что сочетание пунктов б) и в) позволяет сделать вывод об общественном характере предпринимательской деятельности, поскольку речь идет о получении прибыли (а стало быть и дохода) от выполнения общественно полезных функций: реализации товаров, работ или услуг, внешним по отношению к данному субъектам.
«Малое предпринимательство» - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях, конституциирующих сущность этого понятия. ?6, 31?
Деятельность субъектов малого бизнеса в России регулируется принятым 24 июля 2007 года Федеральным законом 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в котором указаны критерии отнесения предприятия к малому бизнесу.
К субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие перечисленным ниже условиям.
- Доля внешнего участия в капитале не должна превышать 25%.
Для юридических лиц — суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ — бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования). ?2?
- Число постоянных работников не должно превышать сто человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек.
- С 1 января 2008 г. согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 556 «О предельных значениях выручки от реализации и товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:
микропредприятия — 60 млн рублей;
малые предприятия — 400 млн рублей;
Что же остается за пределами малого предпринимательства согласно приведенным критериям?
Во-первых, деятельность, ориентированная на удовлетворение собственных потребностей и не связанная с реализацией продукции на сторону. Такую деятельность в принципе стоило бы вообще не рассматривать как экономическую (хотя она может иметь характер хозяйствования - работа на собственном огороде для семейных нужд, приготовление пищи, ремонт собственной одежды и т.п.).
Во-вторых, деятельность, не получившая необходимого законного оформления и, следовательно, нелегальная.
В-третьих, к предпринимательской не относится деятельность, в которой риски несет другое лицо. Обычно перераспределение рисков тесно связано с перераспределением самостоятельности: отказываясь от несения риска, субъект вынужден отказываться и от самостоятельности. Таким образом, альтернативой предпринимательской является наемная деятельность, т.е. деятельность, осуществляемая в интересах работодателя, под его контролем, в соответствии с относительно долгосрочным контрактом (договором) найма. Для таких договоров характерно, что большая часть рисков ложится на работодателя, который взамен получает право на определение содержания труда нанимаемого.
Нет смысла говорить о важности или приоритетности предпринимательской или наемной деятельности. И та, и другая должны иметь равные права и равный престиж в обществе, в то время как граждане - равный доступ к каждой из них. Особо следует подчеркнуть некоторые аспекты, асимметрию их взаимной связи: в то время как одним из следствий предпринимательской активности является рост рабочих мест для наемных работников, увеличение количества занятых в сфере наемного труда не всегда обеспечивает реализацию предпринимательских способностей и не является сколько-нибудь мощным фактором спроса на предпринимательские кадры. Вместе с тем значимый дисбаланс между спросом и предложением в части трудовой активности граждан, не склонных к предпринимательской деятельности, безработица среди лиц наемного труда, превышающая допустимый уровень, ухудшает и шансы на успех в бизнесе предпринимателей.
В российской практике существование малого предпринимательства было разрешено в 1988 году. В этот период к числу малых отнесли государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 чел.
Значение малого предпринимательства для развития современной экономики России трудно переоценить, поскольку именно оно призвано поддерживать здоровую конкурентную среду и препятствовать монополизации рынка. Как справедливо отмечает И.А. Ляшевич, именно в секторе малого бизнеса создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые служат питательной средой для крупного и среднего бизнеса. ?22, 62?
Среди всего комплекса проблем, в совокупности ха­рактеризующих облик современной российской экономи­ческой системы, существенное место занимает решение задач формирования и утверждения среднего и малого предпринимательст­ва и предпринимательской среды, создание условий сво­бодной конкуренции и конкурентной среды. Это весьма сложные и многоплановые вопросы, без выяснения кото­рых невозможно правильно понять суть происходящих в России социальных, политических, экономических и иных процессов.
Отличительной особенностью малого бизнеса является его доступность как сферы деятельности для широкого круга людей, которая обусловлена тем, что его функционирование не предполагает крупных финансовых вложений, не требует больших материальных и трудовых ресурсов.?7,5? Поэтому именно среднее и малое предпринимательство является необходимым условием формирования так называемого среднего класса - социального фундамента, обеспечивающего стабильное развитие российского общества. В связи с этим одним из приоритетных направлений государственной экономической политики России должно стать создание эффективной системы комплексной поддержки малого предпринимательства.
Ведущей про­блемой современного этапа формирования структур в экономике России являются разгосударствление и приватизация имуще­ства государственных монополий. Решается она главным образом через создание мелких, малых, средних предприятий, каждое из которых будет либо ассоциированным, либо единоличным хозя­ином средств производства и производимой им продукции.
Формирование малых рыночных структур во всех без исклю­чения отраслях и сферах экономики страны отвечает мирохозяй­ственным тенденциям экономических процессов, так как во всех странах мира в сфере малого бизнеса действует большое число небольших предприятий разнообразного профиля.
В настоящее время в экономике России одновременно функционируют крупные, средние и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и се­мейном труде.
Размеры предприятий зависят от специфики отраслей и их технологических особенностей. Есть отрасли, связанные с высо­кой капиталоемкостью и значительными объемами производства, и отрасли, для которых не требуются крупные предприятия, а, напротив, предпочтение отдается малым предприятиям.
Для современной экономики характерна сложная комбина­ция различных по масштабам производств - крупных, с тенден­цией к монопольным структурам, и небольших, создание кото­рых определяется многими факторами. С одной стороны, устойчивой тенденцией научно-технического прогресса является концентрация производства. Именно крупные фирмы распола­гают большими материальными, финансовыми, трудовыми ре­сурсами, квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, которые и определяют важнейшие технологические сдвиги.
С другой стороны, в последнее время выявился рост малого и среднего предпринимательства, особенно в сфе­рах, где пока не требуется значительных капиталов, больших объе­мов оборудования и кооперации множества работников. Это ха­рактерно особенно для наукоемких производств, информационных технологий, а также отраслей, связанных с производством потребительских товаров.
Возможность эффективного функционирования малых форм производства определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством: близость к местным рынкам и при­способление к запросам клиентуры; производство малыми парти­ями, что невыгодно крупным фирмам; исключение лишних звень­ев управления и т.д. Развитию малого производства способствуют дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производ­ственного и личного потребления.
Необходимо отметить, что развитие мелкого про­изводства создает благоприятные условия для оздоровления эко­номики: развивается конкурентная среда; создаются дополнитель­ные рабочие места; активнее идет структурная перестройка; расширяется потребительский сектор.
О масштабах развития малого бизнеса в России и за рубежом говорят данные табл. 1.
Таблица    1 - Масштабы развития среднего и малого предпринимательства в России и в зарубежных странах в 2008г. ?6, 47?
Страна
Количество малых
и средних фирм
Число
занятых,
млн чел.
Доля малых и средних
фирм, %
Тыс.единиц
 
в расчете
на 1 тыс.
жителей
в общей
численности
занятых
в ВВП
 
1
2
3
4
5
6
Великобритания
2930
46
13,6
49
50-53
Германия
2290
37
18,5
46
50-54
Италия
3920
68
16,8
73
57-60
Франция
Страны ЕС
1980
15777
35
45
15,2
68
54
72
55-62
63-67
США
19300
74,2
70,2
54
50-52
Япония
6450
49,6
39,5
78
52-55
Россия
836,6
5,65
8,1
9,6
10-11
 
За последние годы, однако, число малых предприятий и ко­личество работающих в них растет незначительно, а по отдель­ным отраслям остается почти неизменным. К сожалению, в со­ставе малого бизнеса производственное предпринимательство в России пока не преобладает. Распределе­ние малых предприятий по отраслям экономики приведено в табл.2.

Таблица 2 - Число предприятий по видам экономической деятельности на 01 января 2010 г. ?25?
 
 
Единиц
В процентах к итогу
средние
предприятия
малые предприятия
средние
предприятия
малые предприятия
микропредприятия
всего
в т. ч. микропредприятия
Всего
15547
1602491
1374661
100
100
100
из них:
 
 
 
 
 
 
сельское хозяйство, охота
и лесное хозяйство
3437
55055
41004
22,1
3,4
3,0
рыболовство, рыбоводство
77
3213
2482
0,5
0,2
0,2
добыча полезных ископаемых
230
5730
4641
1,5
0,4
0,3
обрабатывающие производства
3682
165263
128721
23,7
10,3
9,4
производство и распределение электроэнергии, газа и воды
328
9080
6451
2,1
0,6
0,5
строительство
1946
193652
161128
12,5
12,1
11,7
оптовая и розничная торговля;
ремонт  автотранспортных средств, бытовых изделий
3116
658297
588152
20,0
41,1
42,8
гостиницы и рестораны
232
42235
34033
1,5
2,6
2,5
транспорт и связь
778
93904
81120
5,0
5,9
5,9
операции с недвижи­мым имуществом, аренда и предо­ставление услуг
1382
288621
250066
8,9
18,0
18,2
из них научные исследования и разработки
106
12150
10402
0,7
0,8
0,8
образование
23
4541
4262
0,1
0,3
0,3
здравоохранение и предоставле-ние социальных услуг
137
18948
16318
0,9
1,2
1,2
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг
175
38633
33147
1,1
2,4
2,4

 
Однако следует отметить большое значение способности малых предприятий рас­ширять сферу приложения труда, создавать новые возможности не только для трудоустройства, но прежде всего для предпринима­тельской деятельности населения, развертывания его творческих сил и использования свободных производственных мощностей. ? 4, 122?
В целом отечественное предпринимательство объединяет наиболее активную часть общества. Здесь сосредоточены квалифицирован­ные и образованные люди, прошедшие серьезную школу выжи­вания, в особенности те, чьи опыт и знания оказались невостре­бованными в системе государственной собственности.
Российское среднее и малое предпринимательство обладает следующими особенно­стями:
— совмещение в рамках одного предприятия не­скольких видов деятельности (многопродуктовая модель разви­тия);
— стремление к максимальной самостоятельности — от идеи до рынка;
— общий низкий технический уровень и низкая технологи­ческая оснащенность в сочетании со значительным инновацион­ным потенциалом;
— высокий уровень квалификации кадров как результат притока специалистов из государственного сектора экономики;
— низкий управленческий уровень, недостаток экономиче­ских и юридических знаний, опыта и культуры рыночных отно­шений;
— высокая степень приспособляемости к сложной эконо­мической обстановке, усугубляемая нарастающей криминализа­цией общества;
— стремление успешно работающих предприятий малого бизнеса выйти за рамки локальных рынков, в том числе на меж­дународные рынки;
— работа в условиях неполной и достоверной информации о состоянии и конъюнктуре рынка, неразвитость системы инфор­мационных, консультативных и обучающих услуг.?16, 310?
Государственная политика в области предпринимательства в ближайшей и среднесрочной перспективе будет обусловливаться:
— переходным характером экономики, т. е.  незавершен­ностью процесса формирования рынка труда, капитала, земли и других факторов производства;
— преобладанием добывающей промышленности  и тор­говли  при  низкой доле  перерабатывающей  промышленности, наукоемких производств и услуг ВВП;
— незначительными темпами роста сектора малого бизнеса.?13, с.44?
Это, безусловно, требует координации федерального, ре­гионального и местного управления реализацией государствен­ной политики в отношении малого предпринимательства и понимания того, каковы цели и какими средствами могут быть достигнуты ре­зультаты.
Принцип селективности, так или иначе присутствующий в государственной поддержке предпринимательства в любой экономике рыночного типа, должен проявляться двояко: во-первых, как поддержка предприятий малого бизнеса, работающих в опреде­ленных отраслях экономики или регионах, т. е. ориентированных на отраслевые или региональные приоритеты; во-вторых, как поддержка определенных групп бизнеса, выполняющих важную социальную, структурную и организационную роль в экономике.
Итак, в современных условиях роль малого бизнеса в рыночной экономике России растет. Малый бизнес играет важную структурную роль в социально-экономическом развитии страны и его регионов. Он  способен обеспечить стабильный экономический рост, накопление национального богатства, создание новых рабочих мест, развитие конкуренции и в целом динамизм экономических отношений, формировать цивилизованную рыночную экономику.
Незначительный стартовый капитал малых предприятий, высокая скорость оборота ресурсов в условиях российской экономики и ограниченности финансовых ресурсов, позволяет им  чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка путем быстрого восприятия технических новинок, перестройки номенклатуры и ассортимента продукции, что является несомненным достоинством малого предпринимательства, повышающим его устойчивость на внутреннем рынке.
 
 
 
 


2. Проблемы малого предпринимательства в современной России

Во всем мире развитие сектора малых предприятий рассматривается не как самоцель, а как важное стратегическое направление оптимальной структуризации производства, его размещения и эффективности. К сожалению, в России в результате хода радикальных экономических реформ так и не удалось мобилизовать и привести в действие тот колоссальный созидательный потенциал, который заключает в себе малый бизнес. Число малых предприятий на 1 тыс. жителей в странах ЕС и Японии составляет 45-40, в США - более 79, а в России - 6. Доля работающих на малых предприятиях в общем числе занятых в европейских странах равняется 70%, в России - 11%, доля вклада малых предприятий в ВВП, соответственно, более 50% и менее 10%. ?24? Таким образом, уровень развития малого предпринимательства в нашей стране по всем параметрам недостаточен, так же, как и его влияние на формирование рациональной структуры рыночной экономики и решение задач обеспечения занятости.
К числу основных проблем развития малого предпринимательства на современном этапе развития нашего государства относят следующие: 
- несовершенство системы налогообложения;  нестабильность и несовершенство законодательной базы;  административные барьеры;  отсутствие надежной социальной защищенности и безопасности предпринимателей; несогласованность действий федеральных и региональных звеньев в системе поддержки предпринимательства;  неразвитость механизмов финансово-кредитной поддержки и страхования рисков малых предприятий; ограничение доступа малых предприятий к производственным мощностям,  имуществу, аукционам;  отсутствие развитых механизмов самофинансирования;  нестабильность бюджетного финансирования федеральной и региональной программ поддержки малого предпринимательства;  отсутствие системы информационного обеспечения предпринимательства и др. 
В сложившейся ситуации становится трудновыполнимой задача по выводу из кризиса сектора малого российского предпринимательства.  Приходится констатировать,  что в настоящее время колоссальный потенциал    малого бизнеса не используется в России.  Это обстоятельство не просто досадно, оно чрезвычайно опасно для обеспечения экономической безопасности страны.
В нормально развивающейся рыночной экономике малый бизнес занимает достойное место и выполняет ряд важных функций. Перед Россией, совершившей переход от плана к рынку, стоит нелегкая задача: как можно быстрей развить данный сектор. Но пока становление малого бизнеса сталкивается с проблемами как на уровне всей страны, так и в регионах. На сегодняшний день доля малого бизнеса в ВВП России не превышает 12%, что в расчете на 1000 человек населения страны приходится в среднем лишь около 6 малых предприятий, тогда как в государствах ЕС – не менее 30. ?25, 9? Приведенные данные свидетельствуют об имеющемся большом потенциале развития малого бизнеса, о возможности и необходимости принятия со стороны государства мер для дальнейшего улучшения условий их деятельности.
Перед тем, как определить направления поддержки малого бизнеса, необходимо провести анализ основных барьеров на пути развития малого предпринимательства. Прежде всего, это:
– неустойчивый и незавершенный характер законодательной базы, регулирующей деятельность малых предприятий;
– несовершенство структуры органов управления, на которые возложено регулирование малого бизнеса, что определяет недостаточную координацию действий по его государственной поддержке;
– отсутствие стимулирующей налоговой политики и инвестиционной помощи;
– низкая платежеспособность, уменьшение спроса на продукцию;
– проблемы лицензирования отдельных видов деятельности;
– рост арендных платежей;
– потеря производственного помещения;
– вымогательство, попытки отнять или ликвидировать бизнес;
– трудности в организации сбыта.
Кроме того, серьезной преградой является сложность в получении кредитов. На 1 января 2006  г.  752 российских банка  предоставили кредиты малому бизнесу на 123 млрд руб..?26, 36? При этом потребности малого бизнеса оцениваются в 750 млрд руб. Выданные кредиты составляют только 6% от всего объема финансирования малого бизнеса. Причинами, по которым малые предприятия не имеют возможности обратиться за кредитами, являются следующие: завышенные требования к залогу, высокая величина минимального кредита, сложность процедуры оформления кредита, высокие ставки за пользование заемными средствами, отсутствие доступной филиальной сети банков.
Также пока остается нерешенной проблема борьбы с коррупцией.
Очень «больная» тема – право подключения к энергомощностям. Чтобы открыть свое предприятие, нужно заплатить немалые деньги. Еще сами должны провести линии, передать их сетевым компаниям на баланс и оплатить за них 24%-ный налог на прибыль.
Одна из проблем развития малого бизнеса в России – появление крупного монополиста или предприятия, которое поддерживает администрация региона. Возникает вопрос: зачем нужен таким «монстрам» малый бизнес? Например, на данном этапе неконкурентоспособность нашего автопрома объясняется тем, что он работает замкнуто. В развитых странах головное предприятие определяет необходимую ему продукцию и объявляет конкурс – кто сделает лучше эту продукцию?
Проводится конкурс между малыми предприятиями: главный критерий – низкая себестоимость конечной продукции. Вокруг только одной «Тойоты» работает 30 тыс. таких предприятий! А вокруг КамАЗа пока только 150. На сегодняшний день для России открыта дорога в ВТО, поэтому, если наши крупные предприятия не поймут, насколько важно создать вокруг себя группы малых и средних предприятий, они будут вынуждены просто освободить место другим, по большей части иностранным компаниям.
Следующая проблема для малого бизнеса – процедура регистрации предприятия. Этот процесс требует оформления большого количества документов и в совокупности занимает срок от одного до трех месяцев. Большинство платежей, связанных с регистрацией, устанавливается в зависимости от размера минимальной зарплаты, и, значит, с ее повышением увеличивается. Местные органы власти периодически осуществляют разного рода перерегистрации, что, с одной стороны, затрудняет работу малого бизнеса, а с другой – является способом дополнительного изъятия у них средств.
Еще одна проблема – избыточное количество контролирующих органов и дублирование их функций. Контрольно-ревизионные функции осуществляют несколько десятков различных органов, которые требуют предоставления одних и тех же документов, вместо того, чтобы организовать обмен информацией между собой и осуществлять комплексные обследования. С малых предприятий копии учредительных документов стали запрашивать не только регистрирующие, но и другие организации.
Развитие малого бизнеса сдерживается некоторыми действиями местных органов власти. Так, региональные органы власти путем введения местных ограничений создают многочисленные препятствия для выхода на рынок новых малых предприятий. Это проявляется при распределении находящихся в ведении органов власти ограниченных ресурсов; в ущемлении прав одних предприятий, либо предоставлении эксклюзивных прав и индивидуальных льгот при кредитовании и субсидировании другим; в возложении на хозяйствующие субъекты (занимающие доминирующее положение на рынке) отдельных функций государственного управления и контроля. Сложившуюся ситуацию в регионах характеризуют следующие черты:  недостаточная   степень   конкуренции, нежелание органов исполнительной власти вовлекать ресурсы (прежде всего недвижимость) в хозяйственный оборот, преимущественное  предоставление недвижимости и оборудования на условиях краткосрочной аренды.
Все это и определяет крайне неустойчивый и высоко рисковый характер малого бизнеса. Главное отличие малого предпринимательства состоит в том, что независимо от страновой принадлежности, оно в большинстве случаев является типичным интуитивным бизнесом. Без активной поддержки крупного бизнеса и государства малый бизнес является источником экономических и социальных рисков. Поэтому законодательство развитых стран выделяет малый бизнес в особую категорию и занимается активной поддержкой малого бизнеса.
В странах с развитой рыночной экономикой малые и средние предприятия, которые обладают значительной структурой и организационной гибкостью, повышенной восприимчивостью к различным нововведениям и являются важнейшим резервом развития хозяйства, также сталкиваются с немалыми трудностями. Среди них: недостаток собственных средств, осложненный доступ к финансовому рынку и банковскому кредитованию, ограниченность организационного и управленческого опыта, невозможность использовать фактор «экономии на масштабах» и т.д.
В условиях России эти трудности усугубляются многочисленными негативными факторами внешней среды, среди которых: несовершенство и несбалансированность нормативно-правовой базы и механизма ее реализации; административные барьеры; недостатки налоговой политики; неразвитость ресурсных рынков, в том числе рынков недвижимости и капитала, и, как следствие, дефицит стартового капитала; низкая инвестиционная активность; слаборазвитая инфраструктура; сужение внутреннего рынка сбыта вследствие сокращения государственного заказа; ухудшение финансового положения предприятий; снижение уровня жизни населения; недобросовестная конкуренция; чрезмерная криминализация экономики и т.д. Все эти факторы, безусловно, сдерживают развитие малого бизнеса и препятствуют полноценной реализации его социальных функций.
Для решения этих и других проблем, а также для ограничения воздействия негативных факторов необходимо создать особые государственные институты поддержки малого бизнеса. Главными их целями и задачами на современном этапе станут: развитие финансовой, информационной и сервисной инфраструктуры; более широкое привлечение малых предприятий к поставкам продукции и выполнению работ в рамках госзаказа; содействие модернизации производственных фондов малых предприятий; стимулирование приоритетных направлений деятельности малого бизнеса; усиление государственного контроля за соблюдением норм трудового законодательства и охраны труда на малых предприятиях.
Основными направлениями государственной политики поддержки малого бизнеса должны стать: совершенствование нормативно-правовой базы становления и развития малого бизнеса и малого предпринимательства; обеспечение условий более легкого доступа малых предприятий к финансовым, материально-техническим и информационным ресурсам, а также к новым технологиям и результатам научно-технических разработок; предоставление налоговых льгот; меры по привлечению частных инвестиций; расширение поддержки занятости и самозанятости в сфере малого бизнеса; помощь в подготовке предпринимателей и менеджеров; оказание консультационных и экспертных услуг.
Реализация комплекса мероприятий по поддержке малого предпринимательства начата Министерством экономического развития и торговли РФ еще в 2005 г.
Главной задачей государственного регулирования малого бизнеса в России является решение проблем на федеральном и региональном уровнях.
Федеральный уровень предусматривает следующие задачи:
– стратегическое планирование поддержки малого предпринимательства;
– предотвращение коррупции и ухода малого бизнеса в теневую экономику;
– формирование федеральной нормативно-правовой базы поддержки малого бизнеса;
– совершенствование системы финансовой поддержки, освоение новых кредитно- инвестиционных механизмов (микрокредитования, инвестиционных конкурсов);
– создание системы информационного обеспечения малого предпринимательства;
– подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для малого предпринимательства;
– надежность статистической информации о секторе малого бизнеса.
Наиболее важными видами поддержки развития малого бизнеса являются предоставление налоговых льгот, упрощение и стабильность систем налогообложения, а также решение проблемы дорогостоящей аренды за
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.