На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Исполнительная власть в системе разделения властей

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
 
Введение……………………………………………………………………..
Глава 1. Концептуальные законодательные основы исполнительной власти…………………………………………………..
 
6
1.1. Исполнительная власть –  понятие и содержание……………………
6
1.2. Система и структура органов  исполнительной власти Российской  Федерации…………………………………………………………………...
 
11
Глава 2. Исполнительная власть в системе разделения властей…...
22
2.1. Разделение властей  – теоретический аспект…………………………
22
2.2. Конституционно-правовой  механизм системы сдержек противовесов  между исполнительной и смежными  ветвями власти…...
 
30
Заключение…………………………………………………………………..
35
Список литературы………………………………………………………….
37

 
 


Введение 
 
Актуальность темы курсовой работы в значительной степени обусловливается тем, что в системе государственной власти исполнительная власть занимает доминирующее положение. В литературе приводится оценка, согласно которой 85 % государственной власти в России принадлежит исполнительной «ветви власти», а Президенту, Парламенту, судам, прокуратуре, другим органам в совокупности – порядка 15 %. При этом подавляющее большинство государственных органов являются исполнительными1. Данный факт приводит к необходимости исследовать теоретические вопросы организации и деятельности исполнительной власти, ее соотношение с другими ветвями власти.
В последние годы в российской юридической науке много внимания уделено рассмотрению проблем разделения властей. Однако в Конституции Российской Федерации находит отражение идея укрепления единства государственной власти. Только в единстве и согласованной деятельности всех ветвей государственной власти возможно построение правового государства, формирование гражданского общества, обеспечение прав и свобод человека и гражданина, выполнение других задач, стоящих перед обществом и государством.
Одним из важных вопросов теории исполнительной власти является определение ее системы  и порядок формирования. В соответствии с федеративным устройством Российской Федерации различают федеральные  органы исполнительной власти и исполнительные органы субъектов Федерации. Федеральный  закон «Об общих принципах  организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной  власти субъектов Российской Федерации» говорит о важности обобщения практики формирования и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, их взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, разграничить полномочия и предметы ведения между ними. При этом система исполнительной власти субъектов Российской Федерации самая разнообразная как по основанию формирования, территориальному признаку, компетенции органов, по порядку подчинения и т.д. И в связи с тем, что исполнительная власть реализуется в различных формах деятельности, определяемой как государственно-управленческая деятельность, имеется необходимость рассмотрения проблем функционирования исполнительной власти.
Объектом исследования выступает исполнительная власть как особая власть в системе разделения властей Российской Федерации.
Предметом исследования является особенность функционирования исполнительной власти Российской Федерации в системе разделения властей.
Цель работы – теоретический анализ исполнительной власти, механизма ее осуществления и ее места в системе разделения властей на современном этапе развития российского государства.
Постановка цели определила следующие основные задачи исследования:
- рассмотреть понятие и содержание исполнительной ветви власти.
- изучить систему и структуру органов исполнительной власти Российской Федерации.
 - проанализировать теоретический аспект системы Разделения властей.
- исследовать конституционно-правовой механизм системы сдержек и противовесов между исполнительной и смежными ветвями власти.
 
 
 
Глава 1. Концептуальные законодательные основы исполнительной власти
 
1.1. Исполнительная  власть – понятие и содержание
 
В соответствии со ст. 10 Конституции Российской Федерации 1993 г. государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Данные ветви государственной власти самостоятельны, не подчинены друг другу, однако находиться во взаимосвязи и взаимодействии друг с другом. Разделение функций между органами законодательной, исполнительной и судебной власти способствует достижению взаимного сдерживания и равновесия между этими функциями, каждая из которых должна исполняться соответствующими органами государственной власти самостоятельно.
Исполнительная  власть – это деятельность по управлению государством и обществом, подчиненная контролю со стороны других ветвей власти (законодательной и судебной) и состоящая в состоящая в осуществлении специально созданными органами государственной власти особых функций и установленной законом компетенции.
Для исполнительной власти характерны следующие признаки:
    Исполнительная власть представляет собой относительно самостоятельную ветвь единой государственной власти Российской Федерации, тесно взаимодействующую с законодательной и судебной ее ветвями. Необходимо подчеркнуть, что разделение властей нельзя абсолютизировать, доводя дело до признания полной независимости каждой ветви, или, наоборот, подменять одну ветвь власти другой.
    Исполнительная власть самостоятельна только в функционально-компетенционном смысле. Ее функции связаны с практической реализацией законов в общегосударственном масштабе, для чего используется определенная часть государственно-властных полномочий. Другая часть таких полномочий приходится на долю законодательной и судебной властей. Следовательно, исполнительную власть можно характеризовать в качестве подсистемы в рамках системы единой государственной власти. Действующим законодательством фиксируются функции и компетенция не самой исполнительной власти, как государственно-правового института, а субъектов, реализующих ее на том или ином уровне государственной организации (например, статус федеральных и региональных органов исполнительной власти).
    Отличительным признаком исполнительной власти является то, что власть реализуется в общегосударственном масштабе и в качестве специфической государственной функции правоприменительного (правоисполнительного) характера.
    Исполнительная власть олицетворяется в деятельности специальных субъектов, наделенных исполнительной компетенцией. Таково одно из непременных требований разделения властей. Соответственно исполнительная власть представлена в государственно-властном механизме органами исполнительной власти. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (ст. 77 Конституции РФ).
    Исполнительная власть в соответствии с Конституцией Российской Федерации организуется и осуществляется на началах федерализма. Это означает, что конституционным или законодательным путем проводится разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными исполнительными органами и аналогичными органами субъектов федерации. Важная роль при этом принадлежит Федеративному договору и иным договорам о разграничении предметов ведения и полномочий.
    Исполнительная власть не может отождествляться с административной властью. Подобное отождествление неправомерно, так как административная власть, как правило, связывается с реализацией полномочий внесудебного, т.е. административного принуждения2. Однако, административное принуждение является лишь одним из средств достижения целей, стоящих перед исполнительной деятельностью.
    Исполнительная власть характеризуется тем, что в непосредственном распоряжении ее субъектов находятся все наиболее существенные атрибуты государственной власти: финансы; важнейшие средства коммуникации; армия и иные воинские формирования, милиция, службы внутренней и внешней безопасности, исправительно-трудовые учреждения и т.п.
Концепция исполнительной власти, принятая Конституцией РФ 1993 г. принципиально  отличается от положений, содержащихся в ранее действовавшей Конституции  РСФСР. Суть введенных изменений  заключается в том, что Президент  в настоящее время, будучи главой государства, не является главой исполнительной власти и высшим должностным лицом3. Однако, формально закрепляя самостоятельность исполнительной ветви власти, Конституция предоставляет такие полномочия Президенту, которые позволяют определять содержание и сущность деятельности исполнительной власти. Более того, некоторые федеральные органы исполнительной власти непосредственно подчинены Президенту. Поэтому о самостоятельности исполнительной власти можно говорить лишь с большой долей условности4.
Характеристикой сущности управленческой деятельности являются общие положения, идеи, требования исполнительной власти, называемые принципы исполнительной власти:
1. Принцип народовластия, согласно которому народ осуществляет свою власть непосредственно и через органы государственной власти, одной из ветвей которой является исполнительная власть.
2. Принцип верховенства закона определяется ст. 15 ч. 2 Конституции Российской Федерации.
3. Принцип разделения  и взаимодействия властей.
4. Принцип разграничения  полномочий федеральных и региональных  органов. Вместе с тем, данный принцип разграничения полномочий в настоящее время нуждается в адекватном правовом закреплении. Так, Согласно официальной доктрине, получившей отражение в Федеральном законе от 24 июня 1999 г. № 119-ФЗ5 и отменившем его Федеральном законе от 4 июля 2003 г. № 95-ФЗ6 принципы разграничения компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами должны быть установлены федеральным законом. Официальная доктрина получила широкое распространение в научной литературе (Д.Н. Козак, И.А. Умнова, Т.Я. Хабриева и др.)7. По мнению других ученых (Н.В. Варламова, И.В. Лексин, В.А. Черепанов), правовая возможность закрепления принципов разграничения полномочий по предметам совместного ведения посредством федерального закона Конституцией РФ не предусмотрена. Кроме того, установление принципов разграничения компетенции федеральным законом юридически не обосновано и противоречит Конституции РФ8.
5. Принцип гласности предполагает открытость законодательства, доступность и подотчетность государственных учреждений и должностных лиц.
6. Принцип приоритета  и гарантированности прав личности согласно ст. 2 Конституции РФ.
7. Принцип федеративного устройства в соответствии со ст. 1 Конституции, где сказано о том, что Россия – это федеративное государство и в соответствии с гл. 3 Конституции о федеративном устройстве Российской Федерации.
8. Принцип сочетания централизации и децентрализации, подразумевающий, что централизация – сосредоточение большей части государственных функций в ведении центральных федеральных органов исполнительной власти, в то время как децентрализация – закрепление предметов ведения и полномочий за тем или иным органом, который он должен осуществлять самостоятельно без вмешательства со стороны вышестоящих органов.
9. Принцип плановости  выражается в развитии разработки  программ отраслей народного  хозяйства, прогнозирование хода  экономических реформ, установление  государственного заказа на наиболее  значительную продукцию и т.д.
10. Принцип дифференциации  функций и полномочий каждого  из этих органов и должностных  лиц.
Кроме того, исполнительная власть выполняет ряд функций, в частности: 1) исполнительная функция – право издания подзаконных актов и исполнение законов; 2) прогнозирование – предвидение изменений в развитии каких-либо событий или процессов на основе наличной информации, в том числе научной; 3) планирование – определение направлений, целей, задач и ожидаемых результатов той или иной управляемой деятельности; 4) организация – создание органов управления, определение их функций и т.д.; 5) правовое регулирование деятельности и функционирования соответствующих структур; 6) функция общего руководства и оперативно-распорядительной работы; 7) координация (согласование) действий различных органов управления, должностных лиц и организаций; 8) функция контроля – проверка фактического положения дел для выявления и устранения нарушений законов; 9) учет людских, материальных, денежных и иных средств для осуществления исполнительно-распорядительной деятельности и др.
Таким образом, анализ содержания понятия «исполнительная власть» позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, исполнительная и осуществляющие ее государственные органы есть составная часть единого механизма государственной власти. Во-вторых, государственное управление не является исключительной функцией исполнительного аппарата государства. В этом процессе активно участвуют и другие субъекты государственной власти при осуществлении ими организационных или управленческих функций. При этом главное в содержании исполнительной власти заключается не столько в принятии соответствующих решений (законов), а в их реализации – строгом проведении в жизнь содержащихся в них юридически-властных требований.
 
1.2. Система и  структура органов исполнительной  власти Российской Федерации
 
Орган исполнительной власти – это самостоятельная структурная  единица в системе исполнительной власти, которая реализует функции  государственного управления в рамках предоставленных полномочий в определенной сфере государственного ведения. Являясь  частью государственного аппарата, он обладает определенной компетенцией, имеет структуру, территориальный  масштаб деятельности, образуется в  установленном законом или иными  нормативными правовыми актами порядке. Орган исполнительной власти наделен  правом выступать по поручению государства, и призван осуществлять в порядки  исполнительной и распорядительной деятельности повседневное руководство  хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством.
Органы исполнительной власти обладают административной правоспособностью  и дееспособностью, которая возникает  одновременно с их образованием и  определением компетенции, а прекращается в связи с их упразднением. Компетенция  органов исполнительной власти, их задачи, функции, права и обязанности, формы и методы деятельности находят  свое выражение и закрепление  в соответствующих законах, положениях и других нормативных актах9.
Существует различные  основания для классификации  органов исполнительной власти. С  учетом территориального масштаба деятельности органы исполнительной власти подразделяются на два уровня: федеральный и субъектов  федерации. Этот признак обусловлен федеральным устройством и административно-территориальным  делением Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Федерации  осуществляют свою деятельность в пределах своей территории, т.е. части территории Российской Федерации.
Существуют также межтерриториальные органы, деятельность которых может  охватывать несколько субъектов (например, военные округа, пограничные округа и т.п.).
По организационно-правовым формам на федеральном уровне различают: Правительство РФ; министерство РФ; государственный комитет РФ; федеральная  комиссия России; федеральная служба России; российское агентство; федеральный  надзор России; управление делами Президента.
По объему и характеру  компетенции органы исполнительной власти подразделяются на:
 а) органы общей  компетенции, осуществляющие руководство  на подведомственной территории  всеми или подавляющим большинством  отраслей управления и сфер  деятельности (президентуры, правительства,  администрации субъектов Федерации);
б) органы отраслевой компетенции, на которые возложено руководство  отдельными отраслями управления или  сферами деятельности (министерство, структурное подразделение администрации);
в) органы межотраслевой  компетенции, которые ведают специальными вопросами управления, имеющими межотраслевое  значение (государственный комитет, федеральная комиссия, федеральный  надзор).
Существуют также и  органы смешанной компетенции, т.е. сочетающие признаки органов отраслевой и межотраслевой компетенции.
Следующим основанием для  классификации органов исполнительной власти является порядок разрешения подведомственных вопросов. По этому  признаку выделяют:
а) коллегиальные органы управления, решающие основные вопросы  на коллегиальной основе, то есть большинством голосов лиц, входящих в их состав (Правительство, государственный комитет, федеральная комиссия);
б) единоначальные органы, в  которых основные вопросы решаются их руководителями (министерство, администрация  субъекта федерации). Коллегиальность  позволяет наиболее квалифицированно решать сложные вопросы с учетом мнения многих специалистов. Единоначалие обеспечивает оперативность руководства  и повышение персональной ответственности  руководителей за результаты работы органа исполнительной власти.
Классификация органов исполнительной власти проводится и по другим признакам: по порядку образования (избираемые, назначаемые); по источникам финансирования (бюджетные и хозрасчетные) и др.
Осенью 1992 г. система и структура центральных органов федеральной исполнительной власти по решению Президента РФ была подвергнута реорганизации и перестройке. Это было осуществлено «в целях формирования отвечающей современному этапу радикальных экономических реформ рациональной структуры центральных органов федеральной исполнительной власти, децентрализации власти, большей самостоятельности местных органов, в том числе в проведении реформ»10. Указами Президента РФ от 30 сентября и 12 ноября 1992 г. № 1147 и № 1355 было установлено, что организационно-правовыми формами центральных органов федеральной исполнительной власти являются: 1) министерство Российской Федерации; 2) Государственный комитет Российской Федерации; 3) Комитет Российской Федерации; 4) Федеральная служба России; 5) Российское Агентство; 6) Федеральная Инспекция; 7) Федеральный надзор России.
Однако в 2004 г. Указом Президента РФ был пересмотрен перечень федеральных  органов власти11. В настоящее время к ним относятся Правительство РФ, федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Кроме того. Указ установил, что функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент Российской Федерации, определяются указом Президента Российской Федерации, функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации, – постановлением Правительства Российской Федерации.
К органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, городов  федерального значения, автономной области, автономных округов) относятся правительства республик и других субъектов Федерации; администрации краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов.
В соответствии с конституционными нормами Президент РФ является постоянно  действующим органом государственной  власти и осуществляет свои полномочия как единоличный глава государства (ст. 11, ч. 1;ст. 80, ч.1).
Президент является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости  и государственной целостности; обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, а также осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории РФ (ст. 80, ч.2; ст. 78, ч. 4 Конституции РФ).
Президент назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ; принимает решение об отставке Правительства РФ; назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров; утверждает своими указами систему и структуру федеральных органов исполнительной власти; вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом; издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ, подписывает и обнародует федеральные законы (в том числе и по вопросам функционирования органов исполнительной власти).
Президент РФ руководит деятельностью  федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных  дел, предотвращение чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных  бедствий, утверждает по представлению  Председателя Правительства РФ положения  о них и назначает их руководителей, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий  Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета Безопасности РФ.
Таким образом, исходя из конституционных  положений, Президент РФ не является главой исполнительной власти, но оказывает  значительное влияние на деятельность исполнительных органов РФ.
Указом Президента РФ от 1 сентября 2000 г. был образован Государственный совет Российской Федерации – совещательный орган, содействующий реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти12. Президент РФ является председателем Государственного совета. Членами Государственного совета являются по должности высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ.
В числе основных задач  Государственного совета:
• обсуждение имеющих особое государственное значение проблем, касающихся взаимоотношений Российской Федерации и ее субъектов;
• обсуждение вопросов, касающихся исполнения (соблюдения) органами государственной  власти и органами местного самоуправления, их должностными лицами Конституции  РФ, федеральных законов, указов и  распоряжений Президента РФ, постановлений  и распоряжений Правительства РФ;
• содействие Президенту РФ при использовании им согласительных процедур для разрешения разногласий  между органами государственной  власти РФ и органами государственной  власти субъектов РФ, а также между  органами государственной власти субъектов  РФ.
В целях обеспечения реализации Президентом РФ своих конституционных  полномочий, повышения эффективности  деятельности федеральных органов  государственной власти и совершенствования  системы контроля за исполнением  их решений учрежден институт полномочных  представителей Президента РФ в федеральных  округах.
Основными задачами полномочного представителя являются:
1) организация в соответствующем  федеральном округе работы по  реализации органами государственной  власти основных направлений  внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом РФ; 2) организация контроля за исполнением в федеральном округе решений федеральных органов государственной власти; 3) обеспечение реализации в федеральном округе кадровой политики Президента РФ; 4) представление Президенту РФ регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе, а также о политическом, социальном и экономическом положении в федеральном округе и внесение со ответствующих предложений.
Правительство РФ является высшим исполнительный орган государственной власти РФ. Правительство Российской Федерации – коллегиальный орган, состоящий из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя и федеральных министров. Основы правового статуса Правительства РФ, его состав и принципы деятельности, полномочия и другие вопросы регулируются Конституцией РФ (гл. 6) и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации»13.
Председатель Правительства  РФ представляет Президенту РФ предложения  о структуре федеральных органов  исполнительной власти; предлагает Президенту кандидатуры заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных  министров; в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и указами  Президента РФ определяет основные направления  деятельности Правительства и организует его работу (ст. 112, 113 Конституции  РФ).
ФКЗ «О Правительстве РФ» (ст. 27) наделяет Председателя Правительства  и другими полномочиями. Председатель Правительства РФ, в частности: представляет Правительство РФ в Российской Федерации и за пределами территории Российской Федерации; ведет заседания Правительства РФ, обладая правом решающего голоса; подписывает акты Правительства Российской Федерации; распределяет обязанности между своими заместителями; систематически информирует Президента РФ о работе Правительства. В случаях, предусмотренных Конституцией РФ, Председатель Правительства РФ временно исполняет обязанности Президента РФ.
Полномочия Правительства  РФ закреплены Конституцией РФ (ст. 114), федеральными законами и Указами  Президента.
Правительство РФ координирует и контролирует деятельность органов  исполнительной власти субъектов РФ; вносит предложения Президенту РФ о  приостановлении действия актов  органов исполнительной власти субъектов  РФ в случае их противоречия Конституции  РФ, федеральным законам, международным  обязательствам РФ или нарушения  прав и свобод человека и гражданина; разрешает споры и устраняет разногласия между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. Кроме того, Правительство РФ: организует реализацию внутренней и внешней политики РФ; осуществляет регулирование в социально-экономической сфере; обеспечивает единство системы исполнительной власти в РФ, направляет и контролирует деятельность ее органов; формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.
Министерство Российской Федерации является центральным  органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим руководство  порученной ему отраслью управления или сферой деятельности. При каждом министерстве имеется совещательный орган в лице коллегии, состоящей из министра — председателя, его заместителей и других руководящих работников министерства. Функциями министра является осуществление государственного управления и координации деятельности в подчиненной отрасли или сфере деятельности на основе единоначалия; несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач. Министр издает приказы, распоряжения, указания, инструкции по вопросам, входящим в его компетенцию.
Как было отмечено к федеральным органам исполнительной власти относятся Федеральные службы России (Государственная налоговая служба Российской Феде рации, Служба внешней разведки Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению и др.) и Российские агентства (Российское агентство по патентам и товарным знакам, Российское космическое агентство, Федеральное агентство правительственной связи и ин формации при Президенте Российской Федерации).
Местное самоуправление представляет собой организационную форму  осуществления населением власти на местах, которая призвана обеспечить самостоятельное решение гражданами, проживающими на той или иной территории муниципального образования (города, сельского  поселения и др.), вопросов местного значения исходя из интересов на селения, его исторических и иных местных  традиций.
Функции местного самоуправления:
1. Обеспечение участия  населения в решении местных  дел (вопросов).
2. Управление муниципальной  собственностью и финансовыми  средствами местного участия.
З. Обеспечение развития соответствующей территории.
4. Социально-культурное, коммунально-банковское  и иное обслуживание населения.
5. Охрана общественного  порядка, обеспечение режима законности  на соответствующей территории.
6. Защита интересов и прав местного самоуправления.
В соответствии с Федеральным  законом «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальными образованиями являются все города областного значения14.
В сельских районах единым муниципальным образованием является район. В административно-территориальных  единицах района действуют образуемые в порядке, определяемом уставом  района, территориальные органы районного  образования.
Наличие выборных органов  местного самоуправления муниципальных  образований является обязательным.
В соответствии с Конституцией РФ (ст. 130) местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов и других форм прямого волеизъявления, через выборные и иные органы местного самоуправления.
Виды органов местного самоуправления: выборные органы; органы, создаваемые в соответствии с уставами муниципальных образований (глава муниципального образования и иные выборные должности); местный референдум, муниципальные выборы собрание (сходы) граждан и другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления.
В городах областного значения наименования органов местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных  образований. В документах, которые  связаны с исполнением отдельных  государственных полномочий или  которые направляются в органы государственной  власти, используются официальные наименования: для представительного органа – городская Дума, районное (сельское, поселковое и т.п.) собрание депутатов; для исполнительно-распорядительного органа – администрация муниципального образования.
Органы местного самоуправления также имеют свой административно-правовой статус, который характеризуется  тем, что:
    они отделены от государства, не входят в систему органов государственной власти, взаимодействуют с ними на основе права;
    органы местного самоуправления на конституционной основе могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей для их осуществления материальных и финансовых средств;
    Конституция Российской Федерации предоставляет органам местного самоуправления право решать самостоятельно вопросы местного значения: владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью;
    местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления;
    решения органов местного самоуправления и должностных лиц, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного ответственность перед населением наступает в результате утраты доверия населения;
    ответственность перед государством наступает в случаях нарушения органами местного самоуправления и должностными лицами этих органов законодательства, устава муниципального образования. В случае нарушений орган государственной власти может обратиться в суд за заключением о признании несоответствия деятельности органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления законодательству или уставу муниципального образования.
 


Глава 2. Исполнительная власть в системе разделения властей
 
2.1. Разделение  властей – теоретический аспект
 
Разделение власти – одно из принципиальных условий и основной механизм функционирования всех видов политической власти. Оно возникает из свойства власти быть «отношениями между субъектами (первым, или активным), от которого исходит волевой импульс, побуждение к действию, и субъектом (вторым, или пассивным), который воспринимает этот импульс и осуществляет побуждение, становится носителем власти, ее исполнителем. Эта простейшая структура разделения и передачи власти обычно усложняется, особенно в институциональном процессе, когда второй субъект передает волевой импульс следующему субъекту и т.д. вплоть до конечного исполнителя (процесс, получивший наименование командования, или распоряжения и составляющий сущность власти)»15.
Разделение власти исторически  сложилось на самых ранних этапах формирования государства и вылилось в специализацию власти разных лиц и институтов. Первое крупное разделение власти развело политическую и религиозную власти – власть государства и церкви. И в некоторых, особенно восточных странах этот процесс продолжается и сейчас.
Наряду с этим, в самом  светском государстве рано началось разделение профессиональных функций власти. Так, Аристотель отмечал существование в нем законодательного органа – магистратуры и судебного органа. Происходило разделение власти между центральным и местным управлением, формировалась все более сложная политическая система общества, властей разных уровней и с разными функциями.
Феодальная организация  власти представляла собой с объединение в одном лице властелина законодательных, исполнительных и судебных функций, включая функциональное и территориальное разделение власти между монархическим центром и провинциальными (городскими) парламентами, местным самоуправлением.
Развитое разделение власти стало одной из организационных  основ государства Нового времени, которое функционирует как система  функционально разграниченных, но и  связанных между собой учреждений, аппаратов и органов власти. В этот период центральная власть нуждалась в более развитом и эффективном аппарате управления и обороны, который неизбежно должен был быть специализирован и разделен. Развивающаяся в то же время буржуазия поддержала на первых порах монархический центр и способствовала его укреплению, но при этом получила и доступ к власти, который был открыт, прежде всего, в нарождавшиеся центральные законодательные и представительные структуры.
Дальнейшее развитие разделенных властей шло несколькими параллельными путями: 1) происходила централизация парламентских структур, смещение парламентаризма в центр со всей идеологией и техникой формирования представительной власти (ее выборностью, принципами организации и т.п.); 2) укреплялась и совершенствовалась центральная правительственная исполнительная власть и особенно ее аппаратов, кадров государственных служащих; 3) завершилось формирование возникшей в феодальном средневековье системы надзора и отправления правосудия, передачи судебных функций от властвующей (сеньориальной) верхушки — специализированным судебным органам».
Этот объективный процесс  получил теоретическое обоснование в политико-философской теории разделения властей. Идея разделения законодательной, исполнительной и судебной властей присутствовала уже во взглядах древнегреческих философов (Аристотель, Полибий). Однако, как основополагающий принцип составного учения о демократическом государстве он был сформулирован Дж. Локком и развит впоследствии Ш. Монтескье. При этом теоретическая база была подготовлена всем объективным ходом истории, а толчком к ее оформлению послужили буржуазны революции в Англии (1640-1648гг.) и во Франции (1789-1794гг.).
В основании политической философии Дж. Локка (1632-1704 гг.) лежит идея собственности («Трактаты о правительстве»). «Государство и гражданское общество покоятся на собственности … Для того чтобы охрана собственности не зависела исключительно от воли властей, люди создают законы и законодательство… Но и в обществе законов вероятно беззаконие, поскольку всегда остается значительная свобода для толкования и применения законов…16
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.