На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Монополизация рынка: причина, инструменты, последствия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ
ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
 
Тюменская государственная академия
мировой экономики, управления и права
 
Кафедра экономики и
мирохозяйственных связей
 
Курсовая работа
По дисциплине Микроэкономика. Макроэкономика
на тему: «Монополизация рынка: причина, инструменты, последствия»
 
 
Выполнила:  студентка 1 курса
специальности МЭ
А.В. Неверкович
Проверил:
Д.В.Феоктистов
 
 
Тюмень 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
 
ГЛАВА  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА МОНОПОЛИЗАЦИИ РЫНКА
 
1.1 Понятие, виды и причины существования монополии
1.2 Ценообразование и издержки монополии
1.3 Государственная антимонопольная политика Российской Федерации
 
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МОНОПОЛИЗАЦИИ РЫНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ГАЗПРОМ»
 
2.1 Анализ роли ОАО «Газпром» в газовой отрасли экономики России, ключевые проблемы и факторы их развития на современном этапе
2.2 Система государственного регулирования естественных монополий на примере ОАО «Газпром»
2.3 Анализ статистических данных «Газпрома»
2.4 Вывод и рекомендации
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
 
Проблемы монополизации хозяйственной жизни,  конкуренция на  товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения.
В современном мире на фоне развитых различных рынках принято говорить о совершенной конкуренции как о единственном инструменте для достижения роста и благополучия. Однако совершенная конкуренция практически не существует ни на одном из рынков. Поэтому следует выделить понятие монополии.
Данная тема курсовой работы особенно актуальна, поскольку отношение общественности и государства к различным формам несовершенной конкуренции всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополий в экономике. С одной стороны, монополии ограничивают выпуск продукции и устанавливают более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, это вызывает нерациональное распределение ресурсов и обуславливает усиление неравенства доходов, но с другой стороны, существуют весомые аргументы и в пользу монополий. Продукция монополистических компаний отличается высоким качеством, что позволяет им завоевать господствующее положение на рынке.
Главной проблемой монополии  является тот факт, что она существует, когда одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей.
Целью курсовой работы является разработка рекомендаций по регулированию газовой промышленности в экономике.
Согласно цели были поставлены следующие задачи:
1) определить сущность  монополии;
2) сформулировать ценообразование и издержки монополии;
3) выяснить каким образом фирмы получает монопольное положение на рынке Российской Федерации;
4) проанализировать роль ОАО «Газпром» в газовой отрасли экономики России;
5) определить степень  влияние государства на деятельность  естественных монопольных предприятий  на примере ОАО «Газпром»;
6) проанализировать статистические данные компании «Газпром»;
7) выводы и рекомендации по регулированию газовой промышленности в экономике.
Объект исследования: Методы монополизации рынка.
Предмет исследования: Антимонопольное регулирование газового рынка Российской Федерации.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ГЛАВА  1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ АНАЛИЗА МОНОПОЛИЗАЦИИ  РЫНКА.
1.1 Понятие, виды и причины существования монополии
Монополия – (от моно… и греч. Poleo – продаю), исключительное право в определенной области государства, организации, или фирмы. Это крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), которые находятся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны [1,с.56].
Если обратить внимание на монополистические образования  в промышленном производстве, то это  отдельные крупные предприятия, или объединения предприятий, а также хозяйственные товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного вида, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможность влиять на процесс ценообразования, добиваясь наиболее выгодных для себя цен; получают более высокие (монопольные) прибыли.
Следовательно, главным признаком монопольного образования является занятие монопольного положения. Последнее определяется как доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара.
Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя  или предприятия, т.к. оно позволяет  избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией: занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя в своих руках определенную хозяйственную власть; влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что монополисты навязывают своим лицам, учреждениям, организациям, а иногда и обществу свои личные интересы.
Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономических  ресурсов создают возможности для  ускорения технического прогресса. Однако эти возможности реализуются  в тех случаях, когда такое  ускорение способствует извлечению высоких прибылей. Некоторые экономисты доказывали, что крупные фирмы, обладающие значительной властью, – это желательное  явление в экономике, поскольку  они ускоряют технические изменения, так как фирмы, обладающие монопольной  властью, могут тратить свои монопольные  прибыли на исследования, чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть. Занимаясь исследованиями, они обеспечивают выгоды, как себе, так и обществу в целом. Но убедительных доказательств  того, что монополии играют особенно важную роль в ускорении технического прогресса, нет, так как монополии  могут задержать развитие технического прогресса, если он угрожает их прибыли[2,с.137-151].
Объективной основой монополизма  является доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке, это позволяет ему оказывать решающее влияние на конкуренцию, завышать цену и снижать объем производства по сравнению с теоретически возможным уровнем, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. В конечном итоге это дает возможность монополисту перераспределять в свою пользу платежеспособный спрос, получать монопольно высокую прибыль. Конкурентные рынки в целом работают хорошо, чего нельзя сказать о рынках, на которых или покупатели, или продавцы могут манипулировать ценами. На рынке, где один продавец контролирует предложение выпуск продукции будет малым, а цены – высокими. Монополия представляет собой крайнюю форму несовершенной конкуренции. Продавец обладает монопольной властью, если он может повышать цену на свою продукцию путем ограничения своего собственного объема выпуска. На монопольных рынках существует барьер вхождения, который делает невозможным проникновение на рынок любого нового продавца. Фирма, обладающая монопольной властью проводит политику ценовой дискриминации, то есть продает один и тот же товар разным группам потребителей по разным ценам. Но для этого фирма-монополист должна уметь надежно разделять свой рынок, ориентируясь на разную эластичность спроса у разных потребителей, умело отделять «дешевый» рынок от «дорогого»[3,с.-437].
Вид монополий зависит  от рыночной структуры и формы  конкуренции.
Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных: естественная, административная и экономическая.
Естественная монополия  возникает вследствие  объективных  причин.  Она отражает  ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.
Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект, и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего Советского  Союза принадлежала к наиболее монополизированным в мире. Доминирующей была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная  монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.
Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке[5,с.342-344].
В экономической литературе существует две точки зрения причины  появления и развития монополистических тенденций. По первой монополизм трактуется как случайный, не свойственный рыночному хозяйству. Что касается другой точки зрения, то монополистические образования определяются как закономерные. Один из предпочитателей таких взглядов – английский экономист А. Пигу. Он настаивает на том, что «монополистическая власть не возникает случайно». Она является логическим завершением стратегии предприятий. То есть можно сказать, что все дороги ведут к монополии. Еще сформулированный А. Смитом принцип экономической выгоды заставляет предприятия постоянно искать возможности увеличения своих прибылей. Одной из них, наиболее притягательной и надежной, является создание или достижение монопольного положения. Таким образом, можно сделать вывод, что монополистические тенденции в экономике вытекают из закона максимизации прибыли[6,с.201].
Иной движущей силой действий предпринимателей в этом направлении  является закон концентрации производства и капитала. Как известно, действие этого закона наблюдается на всех этапах развития рыночных отношений. Его  движителем является конкурентная борьба. Чтобы выжить в такой борьбе, получить большие прибыли, предприниматели вынуждены вводить новую технику, увеличивать масштабы производства. При этом из массы средних и малых предприятий отделяется несколько более крупных. Когда это происходит, у крупнейших предпринимателей возникает альтернатива: или продолжать между собой убыточную конкурентную борьбу, или прийти к соглашению относительно масштабов производства, цен, рынков сбыта и т.д. Как правило, они выбирают второй вариант, который приводит к появлению сговора между ними, что является одним из основных признаков монополизации экономики. Таким образом, можно сделать вывод, что появление предприятий-монополистов обусловлено прогрессом производительных сил, реализацией преимуществ крупного предприятия над малым [7,с.321-322].
Современная теория выделяет три типа монополий:
1) монополия отдельного  предприятия;
2) монополия как соглашение;
3) монополия, основывающаяся на дифференциации продукта.
Достичь монопольного положения  первым путем нелегко, о чем свидетельствует  сам факт исключительности этих образований. Кроме этого, этот путь к монополии  можно считать «порядочным», поскольку  он предусматривает постоянное повышение  эффективности деятельности, достижения преимущества над конкурентами.
Более доступным и распространенным является путь соглашения нескольких крупных фирм. Он дает возможность  быстро создать ситуацию, когда продавцы или производители выступают на рынке «единым фронтом», когда исчезает ценовая  конкурентная борьба и покупатель оказывается в безальтернативных условиях.
Различают пять основных форм монополистических объединений. Монополии  монополизируют все сферы общественного  воспроизводства: непосредственно  производство, обмен, распределение  и потребление. На основе монополизации сферы обращения возникли простейшие формы монополистических объединений – картели и синдикаты.
Картель – это объединение  нескольких предприятий одной сферы  производства, участники которого сохраняют  собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого  в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта.
Синдикат – это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.
Более сложные формы монополистических  объединений возникают тогда, когда  процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного  производства. На этой основе появляется такая более высокая форма  монополистических объединений  как трест.
Трест – это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт (производственную и коммерческую самостоятельность). То есть объединяются производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.
Многоотраслевой концерн  — это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль[8,с. 267-271].
В 60-х годах в США  и некоторых странах капитала появились и начали развиваться  конгломераты, то есть монополистические  объединения, образованные путем поглощения прибылей разноотраслевых предприятий, не имеющих технического и производственного  единства.
Опыт показывает, что монополии, монополизировав определенную отрасль  и захватив прочные и монопольные  позиции, рано или поздно теряют динамику развития и эффективности. Это объясняется тем, что преимущества крупного производства не являются абсолютными, они приносят увеличение прибыльности только до определенных пор [9,с.122].
Любая монополия может существовать лишь при несовершенной конкуренции. Рынок монополии предполагает, что данный продукт производится только одной фирмой (отрасль состоит из одной фирмы) и она обладает очень высоким контролем над ценами.
Более лоялен рынок олигополии, которая может подразделяться на два типа: олигополия первого вида – это отрасли с совершенно одинаковой продукцией и большим  размером предприятий. Олигополия второго  вида – положение, когда есть несколько  продавцов, продающих дифференцированные товары. В таком случае существует частичный контроль над ценами. Рынок  монополистической конкуренции  с дифференциацией продукта предполагает, что покупатель предпочитает товар  определенного вида: его привлекает именно данный сорт, качество, упаковка, торговая марка, уровень обслуживания и т.д. Признаки такого рынка: множество производителей, много действительных или воображаемых различий в продукции, очень слабый контроль над ценами.
Особый вид монополий  – международные монополии. Экономической  основой возникновения и развития международных монополий является высокая степень обобществления капиталистического производства и  интернационализация хозяйственной  жизни.
Существуют две разновидности  международных монополий.
Первая – транснациональные  монополии. Они национальны по капиталу и контролю, но международные по сфере своей деятельности.
Вторая разновидность  – собственно международные монополии. Особенность международных трестов и концернов – международное рассредоточение акционерного капитала и многонациональный состав ядра треста или концерна.
Основные формы объединения:
а) учреждение монополиями разных стран совместной компании в форме самостоятельно существующего треста или концерна;
б) приобретение одной монополией доли контрольного пакета акций иностранной монополии;
в)непосредственное слияние активов фирм разных стран (слияние де-юре);
г)объединение компаний различных национальностей посредством «квазислияний».
Последнее осуществляется путем  обмена акциями между фирмами, сохраняющими юридическую независимость, либо посредством  взаимного назначения администраторов, либо через коллективное владение акциями  совместных компаний. Слияние такого типа – наиболее распространенная форма образования международных  трестов и концернов. Они помогают разно национальным фирмам, объединяющим оперативную деятельность, не только избежать двойного налогообложения, но и сохранить формальную самостоятельность, корпоративную структуру, индивидуальные особенности производства и сбыта, собственные торговые знаки, прежнее  место расположение штаб-квартир материнских компаний и принадлежность к национальному законодательству своей страны[10,с.325-327].
 
1.2 Ценообразование и издержки монополии
 
В этой части наглядно рассмотрим  традиционное ценообразование монополии, чтобы понять механизм регулирования монопольных цен. Рассмотрим проблему максимизации прибыли для монополиста. Чем большее количество товара монополист хочет продать, тем ниже должна быть цена за единицу товара. В силу действия закона спроса, предельная выручка (повышение выручки при увеличении объема продаж на единицу) - сокращается по мере роста продаж. Чтобы совокупная выручка монополиста при этом не уменьшалась, снижение цены (то есть потери монополиста на каждой дополнительной единице продаваемого товара) должно компенсироваться большим процентным увеличением объема продаж. Поэтому монополисту целесообразно проводить свои операции в эластичной части спроса[11,с.91-93].
По мере роста выпуска растут или неизменны предельные издержки монополиста. Фирма будет расширять выпуск до тех пор, пока дополнительная выручка от продажи дополнительной единицы товара превышает или, по крайней мере, не меньше дополнительных издержек, связанных с ее производством, когда издержки производства дополнительной единицы выпуска превышают дополнительную выручку, то монополист терпит убытки[12,с.98].
Пусть I - прибыль монополиста  ( I = TR-TC, где TR -совокупная выручка монополиста, ТС - его общие издержки). И выручка, и объем затрат зависят от количества произведенной и проданной продукции. Следовательно, прибыль является функцией количества I = f (Q).
Условия максимизации прибыли:
1) Первое условие: MR = MC, где MR – предельная выручка, MR = ?TR/?Q и MC – предельные издержки, MC = ?TC/?Q;
2) Второе условие: ?MR/?Q = ?MC/?Q (см.рис.1.1).

Рисунок 1.1 Максимизация прибыли
Прибыль максимальна, если при  равенстве предельной выручки предельным издержкам, предельная выручка с  увеличением выпуска сокращается  в большей степени, чем предельные издержки. В условиях максимизации прибыли монополистом предельные издержки, в отличие от модели рынка совершенной  конкуренции, могут убывать. Монополист может, максимизируя прибыль, отказаться от повышения выпуска, даже если предельные и средние издержки производства снижаются. Это, служит одним из аргументов в пользу тезиса о производственной неэффективности монополии[13,с.261-262].
Найдем цену, которую установит  монополист, максимизирующий прибыль. Для этого покажем зависимость  предельной выручки от цены:
MR = Q*(?P/?Q) + P;
Полученное выражение можно переписать в виде:
MR = P (1+1/ Ed);
Ed - ценовая эластичность спроса. Из условия максимума прибыли следует, что цена монополиста и предельные издержки производства связаны зависимостью:
P = MC/(1+1/ Ed);
Поскольку Ed < -1 то спрос эластичен, цена монополиста всегда будет больше его предельных издержек.
Но это совсем не означает, что монополист не может нести убытков. Будет ли монополист иметь прибыль или нести убытки, зависит от соотношения максимальной готовности покупателей платить и средних издержек производства при оптимальном объеме выпуска (когда выполняется условие MR = МС). Если средние издержки фирмы при выпуске Qm выше цены спроса, то, несмотря на то, что монополист выпускает оптимальный объем продукции и назначает цену выше предельных издержек, его прибыль отрицательна (см.рис.1.2).

Рисунок 1.2 Убытки в условиях монополии
Основное различие между  рынком совершенной конкуренции  и рынком несовершенной конкуренции  состоит в том, что на первом фирмы  не обладают рыночной (монопольной) властью, а на втором – обладают. Монопольная  власть означает способность фирмы  влиять на цену своей продукции, т.е. устанавливать её по своему усмотрению. Фирмы, обладающие монопольной властью, называются ценопроизводителями или ценоискателями. Фирмы, работающие на совершенно-конкурентном рынке, напротив, могут быть названы как ценополучатели, так как они принимают рыночную цену как заданную самим рынком, которая находится вне их контроля, значит эти фирмы не обладают монопольной властью.
Такой рынок, как монополия  – это рынок с несовершенной конкуренцией, и фирмы, функционирующие на нем, имеют монопольную власть, хотя и по разным причинам [15,с.462-463].
Фирма обладает монопольной властью, если цена, по которой она продаёт оптимальное количество продукции, превышает предельные издержки производства этого количества продукции. Конечно, монопольная власть фирмы, работающей в условиях монополистической конкуренции или на рынке олигополии, меньше, чем рыночная власть чистого монополиста, но она всё же существует [16,с.347].
Существует важное различие между совершенно-конкурентной фирмой и фирмой с монопольной властью: для конкурентной фирмы цена равна предельным издержкам, для фирмы с монопольной властью цена превышает предельные издержки. Поэтому, способом измерения монопольной власти является величина, на которую цена, максимизирующая прибыль, повышает предельные издержки оптимального объёма выпуска.
В частности, мы можем использовать коэффициент превышения цены над  предельными издержками. Данный способ определения был предложен в 1934 г. экономистом Абба Лернером и получил название индекса монопольной власти Лернера (см.ф. 1.1):
      (1.1)
 
 Численное значение коэффициента Лернера всегда находится между нулем и единицей. Для совершенно конкурентной фирмы P = MC и L = 0. Чем больше L, тем больше монопольная власть фирмы.
Данный коэффициент монопольной  власти может быть также выражен  в терминах эластичности спроса, с  которой сталкивается фирма. Существует специальная формула монополистического ценообразования (см. ф.1.2):
 
(1.2)
Формула является универсальным правилом ценообразования для любой фирмы с монопольной властью, если учитывать, что   является коэффициентом эластичности спроса для отдельной фирмы, а не рыночного спроса [17,с.243-245].
Рассчитав эластичность спроса для своей фирмы, руководитель может  определить соответствующую накидку. Если эластичность спроса для фирмы  велика, данная накидка будет минимальной  можно сказать, что у фирмы небольшая монопольная власть. Если эластичность спроса для фирмы невелика, данная накидка будет большой и фирма обладает значительной монопольной властью.
Значительная монопольная власть не гарантирует высокие прибыли. Прибыль зависит от отношения средних издержек и цены. Например: фирма A может обладать большей монопольной властью, чем фирма B, но получать меньшую прибыль, если у неё выше средние издержки производства объёма выпуска [18,с.322-324].
Конечной причиной монопольной  власти является, следовательно, эластичность спроса для фирмы. Вопрос заключается  в том, почему некоторые фирмы  сталкиваются с более эластичной кривой спроса, тогда как другие с менее эластичной кривой спроса.
По меньшей мере три  фактора определяют эластичность спроса для фирмы. Первый из них – наличие  товаров-заменителей. Чем больше у  продукта некоторой фирмы товаров-заменителей  и чем ближе они по своим  качественным характеристикам к  продукту нашей фирмы, тем более  эластичен спрос на данный продукт, и наоборот. Так, например, у совершенно конкурентной фирмы спрос на продукцию  совершенно эластичен по цене, потому что все другие фирмы на рынке  продают точно такую же продукцию. Следовательно, ни одна из этих фирм не обладает монопольной властью. Другой пример: спрос на нефть слабо эластичен по цене, поэтому фирмы, занимающиеся добычей нефти, могут достаточно легко повышать цены на свою продукцию. Одновременно обратите внимание, что у нефти есть заменители, например, уголь или природный газ, если речь идёт о нефти как об энергоресурсе. Это приводит ещё к одному интересному выводу. У подавляющего большинства товаров или услуг существуют заменители, более или менее близкие. Неслучайно экономисты говорят, что мы живём в мире заменителей. Поэтому чистая монополия – явление в природе столь же редкое как снежный человек: все о нём слышали, все о нём говорят, но практически никто его не видел.[19,с.173-174]
Вторым определяющим фактором монопольной власти является количество фирм, действующих на рынке. При прочих равных обстоятельствах монопольная  власть каждой фирмы снижается по мере того, как растёт число фирм на рынке. Чем больше фирм конкурируют  между собой, тем труднее каждой из них поднять цены и избежать потерь от уменьшения объёма реализации.  
Конечно, имеет значение не просто общее число фирм, а  число так называемых «основных  игроков» (т.е. фирм, имеющих существенную долю на рынке). Например, если на две  крупные фирмы приходится 90% объёма реализации на рынке, а на оставшиеся 20 фирм – 10%, то у двух крупных фирм будет большая монопольная власть. Положение, когда несколько фирм захватывает значительную часть  рынка называется концентрацией.[20,с.201-202.]
Можно предположить, что, когда на рынке действует всего несколько фирм, их руководители предпочтут, чтобы в отрасль на рынок не проникли новые фирмы. Рост числа фирм может только сократить монопольную власть основных фирм в отрасли. Важным аспектом конкурентной стратегии поэтому является создание препятствий проникновению в отрасль новых фирм.
Существует специальный  индекс Херфиндаля-Хиршмана (IHH) характеризующий степень концентрации рынка и широко используемый в антимонопольной практике. Подсчитывается он следующим образом (см. ф. 1.3):
      (1.3)
при i=1,2…n,
где Si - объём продаж, %
Индекс Херфиндаля-Хиршмана используется правительственными органами регулирования экономики в качестве ориентира антимонопольной политики. Так, в США с 1982 г. IHH стал основным ориентиром при оценке допустимости разного рода слияния предприятий. Этот индекс используется для классификации слияний в три широких класса.
Если IHH < 1000 рынок оценивается как неконцентрированный и слияние, как правило, беспрепятственно допускается.
При 1000 < IHH <1800  рынок считается умеренно концентрированным, но если IHH > 1400 его оценивают как «угрожающе немногочисленный». Это может вызвать дополнительную проверку допустимости слияния Департаментом юстиции [21,с.435-436.].
При IHH > 1800 рынок считается высококонцентрированным, или «немногочисленным». В этом случае действуют две нормы. Если в результате слияния IHH увеличивается на 50 пунктов, оно, как правило, разрешается. Если же после слияния IHH увеличивается более чем на 100 пунктов, оно запрещается. Рост IHH на 51-100 пунктов является основанием для дополнительного изучения допустимости слияния.

Рисунок.1.3 Равновесие монополиста.
На графике:
G - цена на основе предельных  издержек;
F - регулируемая цена;
Е - монопольная цена[22,с.437].
В условиях монополии цена устанавливается на слишком высоком  уровне. Положения равновесия максимальной прибыли для монополиста определяется точкой Е, находящейся выше точки  пересечения кривых MR и МС длительного  периода и на одной вертикали  с ней. При этом Р превышает  МС, а монопольная прибыль показана виде заштрихованного прямоугольника. Контроль над монополией в интересах  общества снизит цену до уровня F, где  линия спроса пересекается с линией средних долговременных издержек, ликвидировав тем самым, сверхприбыль. Но более  важно, что этот контроль приближает цену к уровню предельных издержек в точке G, в которой общественные издержки и выгоды для общества более  или менее уравновешиваются.
Общество, признавая, что  монополия нарушает процесс ценообразования, относясь враждебно к монопольной  прибыли, или же по другим причинам, может объявить монополию "общественно  полезным предприятием" и установить контроль над ее ценами. Положение  равновесия, лишающее монополию сверхприбыли, определяется точкой Р. Здесь Р и  АС равны. При равновесии в условиях  контроля  в  точке  Р  разница  между  ценой   и  предельными  издержками меньше, чем в точке Е при отсутствии контроля; но в этом случае понижающихся издержек эта разница все же останется, если только государство не пустит в ход свои налоговые рычаги для покрытия дефицита, котор
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.