Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Шпаргалка Шпаргалка по "Экология"

Информация:

Тип работы: Шпаргалка. Добавлен: 22.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


1.Понятие и значение ЭП. ЭП явл. составляющей, входящей в сис-му национального права и одновременно самостоятельной, молодой развивающейся комплексной отраслью права. О его самостоятельности свидетельствует то, что ЭП имеет отдельные отличные от применяемых в др. отраслях права предмет, метод прав. регулирования, принципы и источники права. Новационность ЭП обусловлена тем, что в самостоят. отрасль оно оформилось недавно. Появлением ЭП обязано научно-технич. революции, в рез-те кот. У общ-ва существенно возросли потребности в прир. ресурсах, а появивив. Новые технологии значительно усилили негативные последствия на окр. среду. Комплексность проявляется в: 1. ЭП объед 2 консолидированные прав отрасли: природоресурсное право и право ООС; 2. наряду с 1 регулирует соц связи возникающие по созданию благопр усл для осущ-ия этих видов деят в виде гос упр, эк и орг обеспеч, ответственности; 3. исп-ет нормы др правовых отраслей: КП, АП, УП и др.; 4. исп-ся достижения естественных и технич наук. Термин ЭП применяется для названия отрасли права, отрасли юр. науки и учебной дисциплины. ЭП как отрасль права представляет собой сис-му прав. норм и институтов, регулирующих общественные отн-я в обл. прир/пол-ия и ООС. ЭП как наука изучает процессы функционирования и развития ЭП. ЭП как учебная дисциплина обучает студентов знаниям о появлении перспективы развития отрасли ЭП, природоресурсного и з-ва в обл. ООС. Предмет ЭП. Предмет ЭП ни в одном из его источников полностью не сформулирован. Анализ действующего природоресурсного и з-ва об ООС позволяет определить круг общественных отн-й составляющих предмет отрасли ЭП: это обществ. отн-я, возникающие в сфере прир/пол-ия и ООС, связанные с ними отношения по созданию благоприятных условий для осуществления этих видов д-ти, а также отношения по охране экол. прав граждан и их объединений. Метод ЭП. В ЭП под методом понимается совокупность путей, средств воздействия на участников п/отн-я. Общепринято выделять 2 основных метода регулирования - это: императивное регулирование, осуществляемое на властно-императивных началах; и диспозитивное регулирование, на ход и процесс кот-го влияет активность участников регулируемых обществ. отн-й. В ЭП с учетом специфики предмета прав. регулирования для упорядочения обществ. отн-й по охр. жизни, здоровья граждан, имущества физ. и юр. лиц, отношений по охране природы по управлению природопользованием и охраной окр. среды применяется императивно-диспозитивный метод. Для упорядочения отн-й по природопользованию - диспозитивно-императивный метод. Т.о., сочетание императивно-диспозитивных и диспозитивно-императивных начал и составляет метод прав. регулирования ЭП. 
 

2. Принципы экологического права. Термин «принцип» в праве обозначает основные руководящие начала, в кот-х в сжатом, концентрированном виде выражена его сущность, сформулированы главные св-ва и особенности и отражена социальная направленность. ЭП содержит общеправовые и отраслевые принципы. Отраслевые принципы присущи его общей и особенной части. Общеправовые принципы изложены в Конст. РБ: народовластия, социальной справедливости, законности, равноправия всех форм собственности на природные ресурсы и др. Принципами общей части ЭП м. б. основные начала: а) приоритет охр. жизни и здоровья чел. – заключ. в том, что при осуществлении прир/пол-ия не должно причиняться вреда жизни и здоровью людей, в случае причинения ущерба либо создания реальной или потенциальной угрозы причинения вреда, природопользование должно быть приостановлено либо прекращено; б) приоритет охр. среды проживания населения (терр-й поселений) по отн-ю к эконом. эффекту (прибыли), извлекаемой из прир/пол-ия и др. видов д-ти; в) научно обоснованное сочетание социальных, эконо-х и эколог-х интересов граждан, общества и гос-ва направлено на сбалансированное решение социально-эконом. задач и эколог. проблем путем осуществления рационального прир/пол-ия и охр. природы; г) плановости использования природных ресурсов и ООС — освоение прир. ресурсов, проведение мероприятий по охр. природы осуществляются в соответствии с планами, программами и прогнозами социально-эконом-го развития республики, в кот-х предусматривается сис-ма эконом. и организационных мер по обеспечению указанных процессов; д) междун. сотрудничество в обл. изучения природы, освоения общечеловеческих ресурсов и ООС. Принципы особенной части ЭП закреплены в спец. природоресурсных и природоохранных НПА и представляют собой приоритеты, создающие преимущества одной части (элементу) прир. объекта перед другой при его использовании и (или) охране. Например, приоритет охраны земель с/х назначения в земельном праве, приоритет охраны источников питьевого водоснабжения в водном праве, охраны необщераспространенных ресурсов.
3. Сис-ма ЭП. Под сис-мой ЭП поним-ся объединение прав. норм, регламентирующих порядок прир/пол-ия и ООС, в отрасль ЭП и распределение их по общей, особенной и специальной части этой отрасли. Общая часть ЭП включает нормы и институты: права прир/пол-ия; отчуждения права прир/пол-ия; ООС; отдельных ее компонентов, их элементов; гос. упр-я, эконом. и организационного обеспечения процессов прир/пол-ия и ООС; юр. отв-ти за нарушение з-ва. Особенная часть ЭП  состоит из норм и институтов, регулирующих порядок охраны и использования: 1) простых прир. объектов и их отдельных элементов - земель включая почвы; недра и др.; 2) сложных (комплексных) объектов природы — особо и спец. охраняемых прир. тер-й и экологически неблагополучных тер-й; 3) прир. явлений (климата) и состояний - естественных эколог. сис-м и прир. ландшафтов. Спец. часть ЭП включает вопросы прав. регулирования междун.-прав-го сотрудничества в обл. изучения, освоения и ООС. Сис-ма эколог. з-ва. а) Конституционные основы ЭП. Конституция — явл. основным Законом РБ. Конституция имеет высшую юр. силу, прямое действие и применяется на всей тер. Беларуси. Законы, декреты, указы и иные акты гос. органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией РБ. Как основной Закон страны Конституция РБ регламентирует права, свободы и обязанности граждан. В ней изложены все важнейшие принципы развития нашего общества, определены основные задачи и ф-и гос-ва, закреплено юр. равенство всех форм и видов собств-ти. ст.46 - каждый имеет право на благоприятную окр. среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права. Гос-во осуществляет контроль за рациональным использованием прир. ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охр. и восстановления окр. среды. При этом каждому гарантируется (ст.34) право на получение достоверной информации о состоянии окр. среды. Вместе с тем конституционно установлено, что охрана природной среды — долг; каждого (ст.55). б) Международные договоры РБ в обл. прир/пол-ия и ООС. Междун. договоры, соглашения и конвенции в обл. прир/пол-ия и ООС, в кот-х участвует Бел., традиционно явл. источниками национального ЭП. РБ явл. участницей 27 многосторонних междун. соглашений (договоров, конвенций, протоколов) по вопр., касающимся ООС. в) Законы РБ, декреты и указы Президента. 26 ноября 1992 г. Верх. Совет РБ принял Закон "Об охране окр. среды", кот. заложил основы прогрессивного развития ЭП с учетом изменившихся полит., эколог., эконом. и социальных условий развития общества на соврем. этапе. Закон возглавляет сис-му эколог. з-ва и определяет задачи всей природоохранительной деятельности. Они включают: регулирование отн-й в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохр. прир. ресурсов и естественной среды обитания ч-ка; предотвращение экологически вредного антропогенного воздействия; обеспечение эколог. безопасности общества; определение прав. и эконом-их основ ООС в интересах настоящего и будущих поколений людей (ст. 1). Наряду с Законом "Об ООС", в Республике действуют 4 кодекса, определяющие порядок и условия использования, а также охраны прир. объектов: Кодекс РБ о земле от 4 янв. 1990 г., Кодекс РБ о недрах от 15 дек. 1997 г., Водный кодекс от 15 июня 1998 г., Лесной кодекс от 21 июня 1979г. г) Подзаконные акты исполнительных органов власти, а также решения местных органов власти и упр-я, принятые по эколог. вопросам. д) Вспомогательные нормативно-прав. акты. 
 

4.Нормативные правовые акты как формы права окружающей среды.
К нормативным  правовым актам относятся: 1. обладающие высшей юридической силой законодательные акты - Конституция, законы РБ, декреты и указы Президента РБ; 2. акты законодательства: постановления палат Парламента; нормативные распоряжения Президента РБ, постановления Правительства РБ, акты Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда и Генерального Прокурора, постановления Национального, акты министерств, иных республиканских органов гос управления, решения местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов. К общерегулятивным нормативным правовым актам, прежде всего относятся Конституция РБ, Уголовный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Трудовой кодекс РБ, Гражданский кодекс, Уголовный процессуальный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс, Хозяйственный процессуальный кодекс, и др. К специальным нормативным актам, прежде всего, относятся: природоресурсное законодательство: Кодекс о земле, Кодекс о недрах, Водный кодекс, закон «Об охране атмосферного воздуха». Воздушный кодекс, Лесной кодекс, закон «О растительном мире», закон «Об охране и использовании животного мира», и законодательство в области ООС: закон «Об охране окружающей среды»; «О гос экологической экспертизе» и другие нормативные акты. Специальными актами Правительства являются постановление Совета Министров «О государственных кадастрах природных ресурсов «О создании национальной системы мониторинга окружающей среды в РБ (НСМОС)», и иные акты. Специализированными актами, содержащими нормы экологического права являются: законы. «О свободных экономических зонах»; «Об основах архитектурной и градостроительной деятельности» «О промышленной безопасности и опасных производственных объектах» и другие.
6.Правоотношения. Под ЭПО понимаются урегулированные нормами ЭП соц связи возникающие в области прип-пол и ООС. Они представляют собой сложное прав явление т.к. состоят из неск элементов, осн из которых явл: субъекты, объекты, содержание. Возникновение правоотношений. Многообразие конкр жизненных ситуаций возникающих по поводу прир/пол-ия и ООС порождает нал шир круга ЭПО. Однако их можно сгруппировать проводя классификацию по неск осн. В зависимости от содержания: экономические и экологические. К экономическим относятся ПО возникающие в сфере специального прир/пол-ия, возмещения ущерба, изъятия ресурсов для общественных и гос. нужд. К экологическим относятся ПО возникающие в области общего прир/пол-ия, ООС, жизни и здоровья граждан. По способу удовлетворения интересов управомоченного лица: вещные и обязательственные. В вещных отношениях закрепляется принадлежность прир. Ресурса определенному лицу на праве собственности, пожизненного владения, постоянного пользования, врем. Пользования и аренды. Обязательственными отнош опосредуется переход вещных прав на прир. рес. от одного лица др. По хар. Содержания: регулятивные и охранительные, регулятивные закреп статусы субъектов и правовые режимы объектов ЭП, охранительные – меры юр ответственности за наруш эк зак-тва.
5.Международные договоры РБ.
Международные договоры, соглашения и конвенции  в области прир/пол-ия и ООС традиционно являются источниками национального экологического права. Более того, это – особый источник права. Его нормы обладают приоритетом перед нормами, предусмотренными национальным законодательством. В законах РБ содержится формула: если международным договором РБ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Являются частью действующего на территории республики законодательства и имеют силу такого правового акта, каким выражено согласие Беларуси на обязательность для нее соответствующего международного договора. К международным актам относятся договоры, соглашения, конвенции, пакты, протоколы, подписанные, ратифицированные Беларусью в области окружающей среды со странами СНГ и государствами «дальнего зарубежья. РБ явл. участницей 27 многосторонних международных соглашений (договоров, конвенций, протоколов) по вопр., касающимся ООС. Первое из них - Европейское соглашение о международной дорожной перевозке, Женева, 1957 г.  Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, ее целью явл. охрана ч-ка и окр. его среды от загрязнения воздуха, стремление к ограничению и, насколько это возможно, постепенному сокращению и предотвращению загрязнения воздуха, включая его трансграничное загрязнение на большие расстояния. В 1984 г. Белоруссия подписала Протокол к Конвенции 1979 г. о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния относительно долгосрочного финансирования совместной Европейской программы мониторинга и оценки переноса загрязнителей воздуха на большие расстояния (ЕМЕП). Целью протокола было обеспечение после 1984 г. долгосрочного финансирования путем обязательных взносов, которые производят все договаривающиеся стороны, находящиеся в пределах географических границ ЕМЕП. 22 марта 1985 г. БССР подписала Венскую конвенцию об охране озонового слоя. Участниками ее явл. свыше 60 гос-в. Главная цель — охрана здоровья ч-ка и окр. среды от пагубного воздействия изменений озонового слоя. 5 июня 1992 г. подписана Конвенция о биологическом разнообразии. Целями ее явл. сохр. биологического разнообразия, устойчивое использование его компонентов и совместное получение на справедливой и равной основе выгод, связанных с использованием генетических ресурсов, в том числе путем предоставления необходимого доступа к генетическим ресурсам и путем надлежащей передачи соответствующих технологий с учетом всех прав на такие ресурсы и технологии, а также путем должного финансирования. Кроме перечисленных конвенций и протоколов РБ, будучи самостоятельным членом ООН, участвовала в многосторонних соглашениях по вопр. ООС. РБ явл. участницей Конвенции об оценке воздействия на окр. среду в трансграничном контексте (25 февраля 1991 г., Финляндия) и Конвенции об изменении климата (5 июня 1992 г. Рио-де-Жанейро). Учитывая глобальный хар-р эколог. проблем и сознавая свою отв-ть за сохранение и оздоровление окр. среды, будучи убежденной в том, что сотрудничество в обл. ООС взаимовыгодно и способствует дальнейшему развитию и укреплению дружественных отношений м/у народом, выражая готовность к двустороннему сотрудничеству в этой обл., РБ в 1994 г. подписала ряд межправительственных соглашений. Подписаны также межведомственные соглашения о сотрудничестве в обл. ООС.
7. Субъекты и объекты.
Под объектом в юриспруденции понимается все  то, на что направлены действия сторон, что составляет предмет их интересов: окружающая среда, ее компоненты и их элементы; природные состояния; экологические работы и услуги; экологические права и обязанности физических и юридических лиц. Подраздесляются на две группы: предметы мат мира (компоненты окр среды) и природные состояния. Мат объект должен обладать 3 признаками: иметь естественное происхождение, находится в экологической взаимосвязи с др. компонентами окр среды, выполнять экол, экон, и др функции в жизнеобеспечении, в случ утраты (усыхание дерева) перест быть объектом ЭП. В общем смысле объектами явл окр среда, в уском –окр среда в пределах тер РБ, а также ее компоненты, простые и комплексные прир объекты. Простые подразделяются на объекты живой и неживой природы, к нежив относ земля, недра, воды, атмосфера, к живым – леса, раст и жив мир. Комплексными явл особо охраняемые прир объекты в виде…, экологически неблагопол тер).  К экологическим состояниям принадл: климат (сост прир за опр период свойственный определенной местности), экологические системы в виде опр территорий где образ устойчивая связь жив организмов, естественные прир ландшафты – стр-ра местности. Разделение прир/пол-ия и охраны природы получило свое отражение в формировании двух различных понятий - природный объект и природный ресурс. Первое понятие выражает предмет правовой охраны природы, а второе - предмет так называемых природоресурсовых отраслей права (отражает потребительскую ценность). Его юридическое и фактическое обособление в качестве объекта пользования и охраны производится путем указания местоположения, размера и границ, участков (частей) компонентов окружающей среды. Природный ресурс должен обладать следующими качествами: являться компонентом природной среды либо его элементом; иметь естественное или антропогенное происхождение, но при этом выполнять функции природного объекта; эксплуатироваться в настоящее время или обладать возможностью быть использованным в ближайшем будущем в качестве источника энергии, средства производства или предмета потребления; иметь потребительскую ценность. Природные ресурсы принято подразделять на: реальные (открытые) и потенциальные (еще не открытые); невозобновляемые, относительно возобновляемые и возобновляемые; на исчерпае-мые и неисчерпаемые.
8.Понятие права прир/пол-ия
Совокупность  прав. норм, регулирующих отн-я по использованию прир. богатств для удовлетворения эконом-х, эколог-х и иных интересов общ-ва, называется правом прир/пол-ия. В юр. лит-ре право прир/пол-ия рассматривается в 3 аспектах. Во-первых, как объективное, т.е. как совокупность НПА и прав. норм о природопользовании. Они закрепляют основные принципы права прир/пол-ия, определяют круг пользователей, их права и обязанности, устанавливают основания и порядок возн. и прекращения, порядок и условия прир/пол-ия и т.д. Во-вторых, как субъективное, т.е. как совокупность прав и обязанностей субъектов права прир/пол-ия. В-третьих, как п/отн-е прир/пол-ия, кот. служит механизмом реализации объективного и субъективного права прир/пол-ия. Роль права прир/пол-ия состоит в том, что посредством его реализуются правомочия гос-ва и др. субъектов отн-й прир/пол-ия, касающихся земли и др. прир. ресурсов. Таким путем обеспечиваются, взаимодействие м/у этими субъектами, лучшее использование прир. ресурсов, реализуются эконом., эколог., оздоровительная, эстетическая и др. формы права прир/пол-ия. Право прир/пол-ия м.б. подразделено на те или иные виды, исходя из различных критериев.
9.Принципы, формы и виды прир/пол-ия.
Одним из основополагающих принципов прир/пол-ия является— использование природных ресурсов по целевому назначению. Экономический аспект рациональности прир/пол-ия заключается в получении наибольшей прибыли от эксплуатации того или иного природного объекта. Экологически рациональная - такая эксплуатация природного ресурса, при которой ему причиняется наименьший вред. Комплексность - заключается в том, чтобы ...при эксплуатации одних природных объектов как можно более полно использовались полезные свойства других, принцип устойчивости - длительном использовании, платность. Природопользование производится следующими основными способами: с извлечением природного вещества из окружающей природной среды и без извлечения; с размещением в ней отходов производства  и потребления и без такового. Подразделяется  на следующие виды: землепользование, лесопользование, недропользование, и др.; по порядку и условиям пользования - на общее и специальное. Основными признаками права общего прир/пол-ия являются следующие: оно осуществляется на основании закона; действует в отношении неопределенного круга лиц; осуществляется для удовлетворения личных физиологических потребностей; бесплатно; без предоставления обособленных частей (участков) природных объектов; производится без получения специальных разрешений (лицензий); является естественным, личным, неотчуждаемым и непередаваемым по наследству правом. Признаки специального прир/пол-ия: оно возникает и осуществляется при наличии индивидуально-правового акта и (или) договора; действует в отношении конкретных лиц; осуществляется для удовлетворения хозяйственных и иных потребностей; за плату; с предоставлением определенных участков (частей) природных объектов в пользование; производится при наличии специальных разрешений (лицензий); может отчуждаться и передаваться в порядке общего правопреемства. По срокам пользования на постоянное (бессрочное) и срочное (на время), которое подразделяется долгосрочное и краткосрочное. По характеру воздействия на природный объект на непосредственное и опосредованное пользование (в виде передачи собственниками и другими владельцами участков (частей) объектов природы в постоянное или временное пользование иным лицам за плату). 
 
 
 
 
 
 

10.Содержание правоотношений по использованию природных ресурсов.
Содержание  права прир/пол-ия включает правомочия пользователя по владению, пользованию и распоряжению (участком, частью) природного объекта. Содержание отношений прир/пол-ия составляют права и обязанности его субъектов (участников). В наиболее общем виде природопользователи имеют право: самостоятельно хозяйствовать в пределах (участка, части) природного объекта; иметь в собственности (хозяйственном ведении, оперативном управлении) произведенную (добытую) в ходе эксплуатации объекта природы продукцию и доходы от ее реализации; возводить в установленном порядке строения и сооружения, либо ограничивать такое строительство со стороны третьих лиц; получать возмещение затрат, произведенных на улучшение (участка, части) природного объекта; отчуждать в установленном порядке (участок, часть) природного объекта, передавать его в порядке общего правопреемства и предоставлять во временное пользование. Они обязаны: рационально, комплексно, по целевому назначению использовать (участки, части) природного объекта; своевременно вносить плату; в полном объеме проводить мероприятия по охране и защите (участков, частей) природных объектов; в ходе пользования не причинять вреда другим объектам природы, окружающей среде в целом, жизни и здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц. Права и обязанности природопользователей применительно как к отдельным природным ресурсам, так и к отдельным группам субъектов конкретизируются в соответствующем отраслевом законодательстве.
11.Вещноправовые титулы права прир/пол-ия поняте и содержание.
Право пр.польз-я может осущ-ся на титулах (предусмотренных з-вом основаниях), а кот-м относ-ся право собственности, право постоянного польз-я, право пожизненного наследуемого владения, право временного польз-я, аренда, сервитуты и др. обременения. Эти титулы принадлежат к вещным правам, кот. явл. абсолютными. Вещные права – правомочия лиц на определ. Предметы материального мира. Им всегда противопоставлялись обязательственные права, кот. принадлежат к относительным правам и заключ-ся в правомочиях 1-го лица на действия др. субъекта. Принадлежность титулов к вещным правам обуславливает их вещноправовые способы защиты, к кот. относ-ся виндикационный и негаторный иски, заключающиеся в истребовании своего пр. ресурса из чужого незаконного польз-я либо в требовании прекратить любой вид д-ти, мешающий законному польз-ю пр. ресурсом. Содержание права пр.польз-я составляют правомочия соотв-го субъекта по владению, эксплуатации и распоряжению соотв. пр. ресурсом, где владение – фактическое обладание им, эксплуатация – извлечение из пр. рес. опред. выгоды, распоряжение – определение дальнейшей юр. судьбы пр. ресурса. Все обладатели вещноправовых титулов явл. владельцами пр. ресурсов. В обл. эксплуатации все пр.пользователи в одинаковой степени могут извлекать полезные св-ва и кач-ва пр. ресерса для удовлетворения своих личных либо хоз-х потребностей. Однако пользователи, использующие пр. ресурсы на постоянной основе могут возводить для их эксплуатации  капитальные строения, сооружения и др. объекты, а временные пользователи только временные сооружения и др. объекты. В части распоряжения наиболее широкий круг правомочий принадлежит частным собственникам зем. участков. Они могут продавать, передавать в аренду, дарить. Все остальные пр. ресурсы наход. в собственности гос-ва. Гос-во как собственник может приватизировать пр. ресурсы, передать их в постоянное или временное платное либо бесплатное польз-е частным лицам.
12.Договоры аренды и концессии природных ресурсов.
По договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество  за плату во временное владение и  пользование или во временное пользование. Плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью. В аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования. Под концессией понимается договор, заключаемый РБ (концессионным органом) и инвестором (концессионером) о передаче на возмездной основе на определенный срок права польз-я на тер-и республики объектами исключительной гос. собственности РБ. Собственники зем. участков имеют право передавать их в залог для обеспечении полученного ими банковского кредита. Такой залог назыв-ся ипотекой и оформляется договором.
13.Обязательственно-правовые титулы, регламентирующие отчуждение права прир/пол-ия и ООС.
Природные объекты и комплексы, находящиеся в частной собственности, могут отчуждаться на титулах (предусмотренных з-вом основаниях) купли-продажи, мены, дарения, аренды, залога (ипотеки) и переходить по наследству в соответствии с гражданским законодательством с учетом ограничений, установленных законодательством об охране и использовании земель. Природные объекты и комплексы, находящиеся в частной собственности, могут являться предметом договоров купли-продажи, мены, дарения, аренды, залога (ипотеки) и переходить по наследству в соответствии с гражданским законодательством с учетом ограничений, установленных законодательством об охране и использовании земель Право частной собственности прекращается при отчуждении земельного участка иным лицам, а также в государственную собственность, добровольном отказе от права собственности, также при принудительном изъятии земельного участка по постановлению суда: для государственных или общественных нужд; при неуплате земельного налога по истечении двух налоговых периодов; при использовании земельного участка не по целевому назначению;
14.Понятие управления природопользованием и ООС.
Упр-е в сфере взаимодействия общ-ва и природы представляет собой совокупность осуществляемых соответствующими субъектами действий, направленных на обеспечение исполнения требований з-ва об окр. среде. Применительно к предмету данной отрасли речь идет о распоряжении природными ресурсами, об обеспечении рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, сохранения или восстановления благоприятного состояния окружающей среды, соблюдения, а также о защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц. Управление природопользованием и охраной окружающей среды призвано обеспечить реализацию экологического законодательства. Цель упр-я пр.польз-ем и ООС - предупреждение негативного воздействия общественной д-ти на окр. среду, кот. выходит за рамки необходимого для общ-ва потребления природы. Упр-е экологией явл. составной частью управленческой д-ти гос-ва в целом. Вместе с тем оно носит самост. хар-р и имеет свои особенности, обусловленные спецификой объекта упр-я: 1. Юр. основанием упр-я экологией явл. преимущественное право гос. собственности на пр. ресурсы и полит. суверенитет (право территориального верховенства) гос-ва на тер. расположения пр. ресурсов.2. Комплексный хар-р упр-я. В силу взаимосвязанности и взаимообусловленности пр. ресурсов и пр. явлений упр-е пр. ресурсами и ООС может осущ-ся только в комплексе. Это означает, что распределение и перераспределение, планирование и др. действия в отношении пр. ресурсов в одном регионе должны осущ-ся с учетом влияния этих мер на др. пр. ресурсы в др. регионе, что использ-е пр. ресурсов не может осущ-ся без одновременной их охраны и наоборот. 3. Упр-е экологией осущ-ся не только по адм.-территориальному (обл., регион) признаку, как это принято в отношении др. объектов, но и по природно-географическому. 4. Устойчивая тенденция к разделению хоз-но-эксплуатационных и контрольно-надзорных ф-й в обл. экологии. Речь идет о том, что одни субъекты эксплуатируют пр. ресурсы, а др. -контролируют правильность их эксплуатации. На практике такое разделение имеет место. Так, одни мин-ва организуют добычу, переработку и использ-е пр. ресурсов, др., например, Мин-во пр. ресурсов, осущ-ют контроль и надзор за правильным, рациональным использ-ем пр. ресурсов и ООС. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

15.Система органов гос управления природопользованием и ООС.
Государственное управление в области прир/пол-ия и ООС представляет собой исполнительно-распорядительную деятельность уполномоченных органов, осуществляемую в пределах их компетенции и направленную на организацию и упорядочение прир/пол-ия и ООС. К органам общей компетенции относятся: Президент, Правительство, а также местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы. Органы отраслевой компетенции специализированы применительно к отдельным природным объектам и комплексам. В частности, Министерство природных ресурсов и ООС в лице департаментов и специализированных инспекций осуществляет управление водами, атмосферой, а совместно с Госгортехнадзором - недрами, Министерство лесного хозяйства - лесами, Комитет по земельным ресурсам геодезии и картографии - землями, Гос инспекция по охране животного и растительного мира - животным и растительным миром, Управление делами Президента - заповедниками и национальными парками, Комитет по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС - территориями, загрязненными радионуклидами. Органы межотраслевой компетенции выполняют все или большинство функций в области прир/пол-ия и ООС. К органам межотраслевой компетенции относится Министерство природных ресурсов и ООС в целом. Органы внутриотраслевой (локальной) компетенции руководят (участком/частью) природного объекта или комплекса, находящимися в эксплуатации у подведомственных им юридических лиц либо переданными им в пользование: Министерство сельского хозяйства и продовольствия; администрации и т. д.
16.Формы и методы гос управления природопользованием и ООС
Государственное управление использованием природы  и охраной окружающей среды осуществляется в двух формах: правовой - связанной с изданием нормативных и индивидуально-правовых актов; и неправовой - выражающейся в форме обычаев, традиций, осуществляющейся в виде организационных действий - разработки программ, проведения совещаний и выполнения материально-технических действий в виде работы с информацией, исследований и разработок. Неправовая форма прямо не влияет на содержание правоотношений.
Под методами управления понимаются способы воздействия  государственных органов на участников экологических правоотношений. К общим методам относятся: убеждение и принуждение; экономические и административные. Метод убеждения заключается в формировании массового и индивидуального экологического сознания, экологической культуры. Метод принуждения выражается в применении мер юридической ответственности к нарушителям норм экологического права. Экономические методы основаны на материальной заинтересованности субъектов правоотношений, а административные состоят из безусловных запретов и обязываний. Специальные методы основаны на особенностях управления тем или иным природным объектом и представляют собой комбинацию вышеприведенных способов с преобладанием одного из них.
17.Общая характеристика функций гос управления природопольз. И ООС.
Содержание  гос управления природопользованием и охраной окружающей среды составляют осуществляемые уполномоченными органами управленческие функции - относительно обособленные, самост. Основные виды д-ти органов гос. упр-я пр.польз-ем и ООС: планирование и прогнозирование; наблюдение за состоянием окружающей среды; ведение государственных кадастров природных ресурсов; распределение и перераспределение природных ресурсов; оценка воздействия на окружающую среду; разрешение споров в области прир/пол-ия и ООС. Прогнозирование, программирование и планирование осуществляются в форме национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития на 15 лет, программы социально-экономического развития на 5 лет и годового прогноза социально-экономического развития РБ. В целях обеспечения взаимодействия систем наблюдения за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменения ее состояния, получения и предоставления полной, достоверной и своевременной информации о состоянии окружающей среды и воздействия на нее в республике создана Национальная система мониторинга окружающей среды.  Государственные кадастры природных ресурсов ведутся для учета количественных, качественных и иных характеристик природных ресурсов, а также объема, характера и режима их использования. Распределение и перераспределение природных ресурсов заключается в предоставлении юридическим и физическим лицам обособленных участков (частей) природных объектов в пользование и изъятии их или аннулировании права прир/пол-ия в государственных или общественных интересах, либо за нарушение природоресурсного законодательства и законодательства в области ООС. Оценка воздействия на окружающую среду - экологическая экспертиза проводится в виде гос и общественной экспертизы в целях установления соответствия хозяйственной и иной деятельности требованиям в области ООС. Споры в области прир/пол-ия и ООС разрешаются в административном и судебном порядке, соответственно органами гос управления, местными исполнительными и распорядительными органами, а так же общими и хозяйственными судами.
18.Планирование, программирование и прогнозирование прир/пол-ия и ООС.
Государственное прогнозирование социально-экономического развития РБ - деятельность государственных органов по разработке государственных прогнозов социально-экономического развития на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы. Целью явл. обеспечение гармоничного взаимодействия природы и общ-ва на основе научно обоснованного сочетания эколог-их, эконом-их и социальных интересов, выбор наиболее эффективных средств пр.польз-я, предотвращения и ликвидации негативного влияния хоз. и иной д-ти на окр. среду, сохранение и увеличение природно-ресурсного потенциала РБ. Планирование мероприятий по ООС осущ-ся в составе прогнозных показателей социально-эконом-го развития РБ и гос. плана с учетом гос. и иных программ и требований природоохранного з-ва. Государственное прогнозирование социально-экономического развития РБ - деятельность государственных органов по разработке государственных прогнозов социально-экономического развития на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы. Эта д-ть осущ-ся в форме национальной стратегии устойчивого социально-эконом-го развития на 15 лет, программы социально-эконом-го развития на 5 лет и годового прогноза социально-эконом-го развития РБ. Разработка прогнозов социально-экономического развития обеспечивается республиканскими органами гос управления, местными исполнительными и распорядительными органами.
19. Государственные кадастры природных ресурсов.
Учет  и регистрация природных ресурсов - необходимая предпосылка реализации всех остальных функций гос экологического управления, поскольку она возможна лишь при наличии соответствующей информации о природных ресурсах. Государственный кадастр природного ресурса представляет собой совокупность необходимых и достоверных сведений о природном, хозяйственном и правовом положении природного ресурса. Государственные кадастры природных ресурсов ведутся для учета количественных,    качественных   и иных  характеристик   природных ресурсов, а также для учета объема, характера и режима их использования. Кадастры пр. ресурсов выполняют двоякую роль:1) явл. организационно-прав. формой  кол-но-кач-но стоимостного учета пр. ресурсов;2) своеобразной информационной базой, в кот. хранятся рассматриваемые сведения и по мере необходимости могут предоставлять гос. органам для принятия соотв. решений, заинтересованным юр. и физ. лицам. В РБ ведутся следующие   государственные кадастры  природных ресурсов: земельный, недр, водный, атмосферного воздуха, лесной, растительного мира, животного мира, климатический, торфяного фонда, а также отходов. Ведение государственных кадастров природных ресурсов осуществляют  Министерство  природных  ресурсов  и ООС РБ и иные специально уполномоченные республиканские органы гос управления.
20.Мониторинг окружающей среды.
Представляет собой сис-му непрерывного наблюдения за ее состоянием с целью выявления негативных изменений для их своевременной ликвидации. Он осущ-ся метеорологическими станциями, пожарной службой  МЧС, др. организациями. Основными задачами мониторинга явл.: наблюдение за состоянием биосферы, оценка и прогноз состояния пр. среды, выявление факторов и источников антропогенного воздействия на окр. среду. Выделяют виды мониторинга: глобальный (биосферный), геофизический, климатический, биологический и экологический. Национальный мониторинг Беларуси в наст. время включает 3 вида мониторинга: а) санитарно-гигиенический мониторинг, представляющий собой сис-му наблюдений за изменениями биосферы под влиянием антропогенных изменений б) эколог. мониторинг, представляющий собой сис-му наблюдений за ответными реакциями экосистем на антропогенные изменения состояния биосферы вследствие ее загрязнений, за изменениями экосистем в результате с/х-го использ-я земель, вырубки лесов, мелиоративных работ и т.п. в) климатический мониторинг, охватывающий в отличие от эколог-го климатическую сис-му (атмосферу, поверхность суши и др. формирующие климат элементы экосис-м).Все виды мониторингов включают 3 основные функции: наблюдение за состоянием окр. среды, оценку и прогноз ее состояния. Наблюдение (слежение) состоит в сборе информации об источниках антропогенных воздействий, о реакции окр. среды на действие этих источников, о состоянии здоровья и жизнед-ти населения. Оценка предполагает выявление 3 групп сведений: определение возможного ущерба от антропогенных и естественных факторов воздействия на окр. среду; определение пр. резервов для использ-я их в интересах ч-ка; определение оптимальных способов челов. д-ти как с экологических, так и с экономических позиций. Прогноз предполагает выявление оптимальных способов для принятия предупредительных мер для устранения причин и условий возможных негативных изменений в окр. среде. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

21.Гос экологическая экспертиза.
Гос. эколог. экспертиза представляет собой комплекс действий гос. органов и спец. экспертных комиссий по рассмотрению и оценке проектов планов, предплановой, проектно-сметной. нормативно-технической и иной документации, а также новой техники, технологий, материалов и в-в с позиций их соответствия эколог-им нормам, правилам и нормативам, соблюдение кот-х в соотв. с з-вом необходимо на той или иной стадии хоз. д-ти. Принципы гос. экспертизы: профилактическая направленность, независимость, научная обоснованность, оперативность, приоритет эколог. требований при вынесении экспертных оценок; приоритета охраны жизни и здоровья человека; законности, научной обоснованности и гласности; комплексной оценки социальных, природоохранных, экономических и других аспектов планируемой хозяйственной и иной деятельности. Субъектами гос экологической экспертизы являются заказчики (инициаторы планируемой хозяйственной и иной деятельности) и эксперты (экспертные комиссии). Заказчиками выступают лица осуществляющие хозяйственную и иную деятельность на территории РБ. Экспертами выступают должностные лица Министерства природных ресурсов и ООС РБ и его территориальных органов. Для проведения гос эколог экспертизы наиболее сложных проектных решений планируемой хоз и иной деятельности могут создаваться экспертные комиссии с привлечением высококвалифицированных специалистов. Объектами гос экологической экспертизы являются: концепции, программы и схемы отраслевого и территориального социально-экономического развития; схемы комплексного использования и охраны природных ресурсов; градостроительная документация. Порядок проведения экспертизы предусматривает три этапа. 1-ый этап - представление на экспертизу соответствующей документации или объектов. Основаниями представления могут быть: а) прямое указание об обязательности экспертизы в законе, например, при отсутствии утвержденных эколог. правил, норм и нормативов для данного вида документации или необходимости отступления от них; б) решение компетентного органа о проведении экспертизы; в) требования общественности или населения и др. 2-ой этап - исследование экспертными комиссиями (экспертами) представленной документации или объекта, их соответствия установленным эколог. и другим спец. нормам, правилам и нормативам. На 3-ем этапе дается оценка документации или объектов с этих позиций, выносятся заключения экспертов, групп экспертов и на этой основе - соответствующее Сводное заключение, кот. содержит оценку уровня эколог. опасности планируемой хоз. или иной д-ти и выводы о целесообразности (нецелесообразности) ее реализации. Срок проведения гос экологической экспертизы не должен превышать двух месяцев со дня представления всех необходимых документов. В исключительных случаях может быть продлен, но не более чем на один месяц. Положительное заключение гос экологической экспертизы действительно в течение пяти лет. Споры разрешаются Министерством природных ресурсов и ООС, а также судами.
22.Правовое регулирование экономического обеспечения прир/пол-ия и охраны ОС.
В условиях формирования рыночной экономики при  осуществлении функций гос экологического управления наряду с использованием административных методов все большее значение приобретают экономические средства обеспечения рационального прир/пол-ия и охраны окружающей природной среды. Представляется, что экономическим механизмом явл. закрепленная в з-ве сис-ма мер имущественного хар-ра, направленных на создание благоприятных условий пр.польз-я и ООС. В наиболее общем виде эконом. механизм пр.польз-я и ООС включает элементы: разработку гос. прогнозов и программ социально-экономического развития РБ в части рационального использ-я пр. ресурсов и ООС; финансирование программ и мероприятий по рациональному использ. пр. ресурсов и ООС; создание фондов охр. природы;-установление платежей за пр.польз-е; проведение эконом. оценки пр. объектов; проведение эконом. оценки воздействия хоз. и иной д-ти на окр. среду; установление мер эконом. стимулирования в обл. пр.польз-я и ООС; экологическое страхование; занятие эколог-им предпринимательством; пожертвования, гуманитарная (благотворительная) помощь. Помимо перечисленных элементов в указанный механизм законодателем включается возмещение вреда, причиненного в результате вредного воздействия на окр. среду, с чем нельзя согласиться, т.к. оно выходит за рамки создания благоприятных условий рассматриваемых видов д-ти, из-за того, что явл. видом юр. отв-ти, а не экономико-правовой  мерой обеспечения. Основными плановыми актами по финансированию д-ти в обл. пр.польз-я и ООС явл. ежегодные законы о бюджете РБ, кот-ми  предусм-ся объем финансирования пр. охранных мероприятий, поступления доходов от использ-я пр. ресурсов, размер отчислений в бюджет. фонд природы и направление его расходования, перечень местных налогов и сборов, взимаемых за пр.польз-е. Бюджетные фонды ООС формир-ся на республ., областном, районном и городском уровнях. Доходную часть их составл. штрафы, уплачиваемые нарушителями эколог. з-ва по адм., эконом. и уг. делам.
23.Организационно-правовое обеспечение прир/пол-ия и ООС.
организационным обеспечением прир/пол-ия и ООС является система мер неимущественного характера, направленная на создание благоприятных условий для осуществления этих видов деятельности. В основных чертах организационное обеспечение прир/пол-ия и ООС включает: нормативно-техническое и метрологическое обеспечение прир/пол-ия и ООС (введение стандартов, нормативов и правил); установление нормативов предельно допустимых концентраций  загрязняющих веществ и микроорганизмов, вредных физических воздействий и уровня радиационной безопасности окружающей среды; экологическая сертификация и санитарно-гигиеническая регламентация товаров работ и услуг, представляющих опасность для окружающей среды; лицензирование деятельности в области прир/пол-ия и ООС; информационное обеспечение использования природных ресурсов и ООС; экологический аудит - производится путем проведения независимой проверки хозяйственной и иной деятельности для обеспечения ее экологической безопасности, определения минимизации риска вредного воздействия этой деятельности на окружающую среду; экологические просвещение, воспитание и образование; научное обеспечение прир/пол-ия и ООС.
24.Правовая ООС при осуществлении хозяйственной деятельности.
В процессе жизнедеятельности людей, осуществления  ими хозяйственной и иной деятельности образуются бытовые и промышленные отходы, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду  и ее отдельные компоненты и элементы. Для минимизации этого вреда установлен порядок переработки, а в случае невозможности ее осуществления, захоронения отходов. Их утилизация в зависимости от способа образования и токсичности производится на полигонах твердых бытовых отходов и полигонах токсичных промышленных отходов. На полигоны твердых бытовых отходов принимаются отходы от жилых домов, общественных зданий и учреждений, предприятий торговли, общественного питания, уличный и садово-парковый смет, строительный мусор и некоторые виды твердых инертных промышленных отходов, не обладающих радиоактивными и токсичными свойствами. Оборудование полигона производится таким образом, чтобы уровень грунтовых вод был на 1 м ниже днища котлована. Лучшими для размещения полигона по гидрологическим условиям являются участки, подстилаемые глиной или тяжелыми суглинками и уровнем воды находящейся на глубине свыше 2 м. Размер санитарно-защитной зоны, определяемый от жилой застройки до границ полигона должен составлять не менее 500 м. Места под размещение полигонов, предназначенных для захоронения токсичных отходов выбираются на обособленных, свободных от застройки, хорошо проветриваемых территориях, не затопляемых ливневыми, паводковыми и талыми водами, которые допускают осуществление инженерных решений, исключающих возможное загрязнение населенных пунктов, зон массового отдыха, источников питьевого и хозяйственного водоснабжения, подземных вод. Полигон, как правило, размещается не ближе 200 м от сельскохозяйственных угодий и транзитных дорог. Накопители промышленных отходов представляют собой специально подготовленные емкости, дно и откосы которых оборудуются противофильтрационными устройствами, в целях защиты от загрязнения почвы, подземных и поверхностных вод.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

25.Общие положения о юридической ответственности за нарушение законодательства в области окружающей среды.
Юр ответственность  за ЭП, явл. составной частью гос. принуждения  призванного обеспечить подчинение субъектов гос воле. Юридической ответственностью является применение к правонарушителю предусмотренных санкцией юридической нормы мер гос принуждения, выражающихся в форме лишений личного, организационного либо имущественного характера. Представляется, что экологическим правонарушением, лежащим в основе ответственности, является виновное, противоправное деяние, нарушающее установленный порядок прир/пол-ия или ООС и причиняющее вред окружающей среде, ее компонентам и элементам (природным объектам и комплексам), а в результате негативного воздействия на окружающую среду - жизни, здоровью граждан, имуществу юридических и физических лиц, либо создающее угрозу причинения такого вреда, предусмотренное и запрещенное под угрозой наказания экологическим и другим законодательством. Функциями эколого-правовой отв-ти м.б.: стимулирующая, направленная на соблюдение з-ва; компенсационная (восстановительная)-заключается в обязательном возмещении вреда; превентивная (предупредительная)-направлена на предотвращение экол. п/наруш-й впредь; карательная заключается в наказании виновного лица. Юр. отв-ть бывает: 1)дисциплинарная; 2)материальная;  3)имущественная; 4)адм.; 5)угол.; 6)спец.(эколого-правовая).
26.Административная ответственность.
Субъектами  административной ответственности  могут быть физические, (в т. ч. индивидуальные предприниматели) и юридические лица. Наложение административного взыскания на юридическое лицо не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное должностное лицо или иного его работника, равно как и привлечение к административной ответственности должностного лица или иного работника юридического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение организацию. Исчерпывающий перечень видов административных взысканий приведен в ст.23 КоАП: предупреждение; штраф; возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного данному гражданину; исправительные работы; административный арест.
К экологическим  правонарушениям, наказуемым в административном порядке, относятся следующие общественно вредные деяния: НПА в области ООС; Нарушение требований экологической безопасности; Нарушение правил безопасности при обращении с экологически опасными веществами и отходами; Нарушение порядка реализации проектных решений планируемой хозяйственной и иной деятельности, подлежащих гос экологической экспертизе; Нарушение правил, установленных для борьбы с сорной растительностью, болезнями и вредителями растений, в части нарушения правил транспортировки, хранения или применения минеральных удобрений, средств защиты растений, стимуляторов их роста или других препаратов; Несоблюдение зоологических и ветеринарно-санитарных требований при размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию или эксплуатации объектов; Сокрытие, умышленное искажение и (или) несвоевременная передача сведений о состоянии и загрязнении окружающей среды, об источниках ее загрязнения, о состоянии природных ресурсов, об их использовании и охране; Нарушение законодательства РБ об отходах; Нарушение порядка захоронения радиоактивных отходов.
27.Уголовная ответственность.
К преступлениям  против экологической безопасности и природной среды относятся  общественно опасные деяния направленные на причинение вреда окружающей среде, а также в результате вредного воздействия - на жизнь и здоровье граждан, имущество физических и юридических лиц предусмотренные УК. Субъектами уголовной ответственности являются вменяемые физические лица, достигшие ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста. К лицам, совершившим экологические преступления могут применяться следующие виды уголовных наказаний…( не заб доп наказ). К преступлениям против жизни и здоровья граждан, их экологических прав и свобод, окружающей среды, относятся такие как: экоцид; преступные нарушения норм международного гуманитарного права во время вооруженных конфликтов; деяния относящиеся к экологической безопасности:. нарушение требований экологической безопасности; прием в эксплуатацию экологически опасных объектов; непринятие мер по ликвидации последствий нарушений экологического законодательства; сокрытие либо умышленное искажение сведений о загрязнении окружающей среды; нарушение правил безопасности при обращении с экологически опасными веществами и отходами; нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими, другими биологическими агентами или токсинами. К преступлениям против природной среды относятся: порча земель; самовольное занятие земельного участка; уничтожение либо повреждение торфяников; нарушение правил охраны недр; загрязнение либо засорение вод; нарушение правил водопользования; загрязнение атмосферы;. загрязнение леса;. уничтожение либо повреждение леса по неосторожности; незаконная порубка деревьев и кустарников; нарушение правил, установленных для борьбы с сорной растительностью, болезнями и вредителями растений; незаконная добыча рыбы или водных животных; незаконная охота; нарушение правил охраны рыбных ресурсов и водных животных; нарушение ветеринарных правил; умышленные уничтожение либо повреждение особо охраняемых природных объектов; нарушение режима особо охраняемых природных территорий и объектов; незаконная охота на территории заповедника, национального парка, заказника; порча земель, совершенная в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации; нарушение правил безопасности при обращении с экологически опасными веществами и отходами, совершенное в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации; незаконная охота в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации.
28.Гражданско-правовая ответственность.
      Гражданско-правовой отв-тью признается основанное на законе имущественно-правовое воздействие на п/нарушителя, выражающееся в лишении его определенных имущ-х прав или возложенных на него имущ-х обязанностей. По общему правилу, привлечение граждан к адм. и уг. отв-ти не освобождает нарушителя от возмещения ущерба, причиненного его противоправными действиями. Правила возмещения ущерба определены ГК РБ, в кот. говорится, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный организации, подлежит возмещению лицом, причинившим вред, в полном объеме, за исключением случаев, предусм. з-вом. Причинивший вред освобождается от его возмещения, если докажет, что вред причинен не по его вине. Вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению лишь в случаях, предусм. законом. Возмещение ущерба, причиненного отдельным объектам природы, предусмотрено в эколог. з-ве: кодексами о земле, о недрах, законами "Об охране и использ-и животного мира", "Об ООС" и др. При взыскании ущерба, причиненного лесонарушениями, незаконной охотой, незаконным ловом рыбы, применяется таксовый принцип исчисления ущерба. Возмещение ущерба производится в натуре, или если это невозможно, например, в отношении жизни и здоровья граждан, то возмещаются убытки.
29.Специальная (эколого-правовая) ответственность.
 Предусмотрена  только нормами ЭП. Эколого-правовая ответственность заключается в принудительном прекращении права пользования природными объектами с изъятием их участков (частей) у пользователей, если они им были предоставлены в пользование, либо без изъятия. Ущерб может быть причинен ООС, ее компонентам и их элементам по 2 направлениям: в процессе эксплуатации прир рес-ов и в рез-те негативного возд на ООС путем размещ в ней выбросов, сбросов => 2 вида отв-ти: огранич либо прекращ права пользования прир рес (в посл случ путем изъятия у пользователя); либо в виде огранич, или прекращ вредоносной деятельности в форме выдачи предписаний на огранич каких либо видов деят-ти или закрытие отдел производств, цехов, фирм. Участок (часть) природного объекта могут быть принудительно изъяты за: систематическое невнесение налогов и иных обязательных платежей; использование природных ресурсов не по целевому назначению; неиспользование по целевому назначению; невыполнение требований природоохранного режима; причинение вреда, либо создание угрозы причинения такого вреда другим природным объектам, жизни и здоровью граждан; ухудшение экологической обстановки; самовольную переуступку права пользования природным ресурсом. Как правило, данная ответственность применяется после письменного уведомления уполномоченного органа об устранении недостатков и непринятие природопользователем мер к устранению в установленный срок допущенных нарушений. 
 
 
 

30.Правовая охрана окружающей человека среды.
Под прав. охр. окр. среды следует понимать определ. з-вом природоохранную д-ть, направленную на сохранение и восстановление пр. среды, осущ-мую путем рационального, комплексного использ-я и воспроизводства пр. ресурсов, проведением мероприятий по предотвращению загрязнения, деградации, повреждения, истощения, разрушения, уничтожения и иного вредного воздействия на окр. среду хоз. и др. д-ти и ликвидацию ее последствий. В соотв. с з-вом объектами охр. окр.й среды явл.: простые - земли, недра, воды, атмосфера, озоновый слой, растительный и животный мир в их видовом разнообразии; сложные (комплексные) - особо и спец. охраняемые пр. тер-и, экологически неблагополучные тер-и, среда проживания людей и окр. среда в целом; пр. ресурсы, кот. объективируются в виде обособленных участков (частей) пр. объектов и комплексов; пр. состояния - климат, естественные экологические сис-мы, типичные и редкие пр. ландшафты; право пр.польз-я; места проживания населения; жизнь и здоровье граждан, иные эколог. права физ. и юр. лиц. Виды охраны соответствуют видам охраняемых объектов. Окр. среда охраняется в двух формах - в процессе осуществления пр.польз-я и консервативная (заключается в изъятии природных комплексов из хоз. оборота и полного запрещения либо значительного ограничения осущ-я в их пределах эконом. и др. видов д-ти.) Экологически рациональным явл. такое использ-е пр. ресурсов, при кот. им причиняется наименьший вред, экологически комплексным - их эксплуатация, в результате кот. исключается либо минимизируется причинение ущерба окр. среде, отдельным ее элементам, жизни и здоровью граждан; а экологически устойчивое - заключается в щадящем польз-и пр. ресурсами, не приводящем в долгосрочной перспективе к их истощению и тем самым сохраняющее способность последних к воспроизводству и восстановлению.
31.Понятие земель. Краткая характеристика Кодекса РБ о земле.
Земля как важнейший компонент окружающей среды и природный объект выполняет две основные функции - экологическую (среда обитания человека и   условие его существования) и экономическую (основное средство производства, пространственно-территориальный базис для размещения антропогенных объектов). Представляется, что земля — это часть суши и покрытой водами поверхности, которые расположены над недрами в пределах территории РБ. Не относится к землям часть почвы, отделенная от земельных участков - земля в цветочных горшках, закрытый грунт в теплицах, а также частицы земли, которые невозможно юридически обособить от других природных объектов, например, растворенные в воде. В соответствии с основным целевым назначением все земли РБ подразделяются на следующие категории: земли с/х назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения; земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; земли лесного фонда - предназначены для выращивания лесов; земли водного фонда - основное назначение заключается в размещении водотоков и водоемов и обслуживании пользования водными объектами, земли запаса, за счет которых пополняются земли других категорий.
Кодекс  регулирует земельные отношения  и направлен на эффективное использование и охрану земель, защиту прав землепользователей. Общие положения, перечень субъектов и объектов правоотношений, принципы, категории земель, виды земель, собственность на землю, гос управление, предоставление земель находящихся в гос собственности, переход прав на зем участки, прекращение прав на зем уч, права и обяз-ти землепользователей, землеустройство, мониторинг, гос кадастр, охрана земель, разрешение споров, ответственность, закл полож.
32.Право общего и специального землепользования.
Под правом землепользования понимается установленный  земельным законодательством порядок  эксплуатации полезных свойств и  качеств земель для удовлетворения физическими и юридическими лицами хозяйственных и иных потребностей. Из общего смысла земельного законодательства можно выделить общее и специальное право землепользования. Право общего землепользования осуществляется без предоставления в пользование обособленного земельного участка; право специального землепользования проводится с предоставлением в собственность, владение или пользование обособленных земельных участков или посредством установления земельного сервитута. Земельные участки предоставляются в постоянное или временное пользование Субъектам земельного права могут принадлежать вещные и обязательственные права на земельные участки. К вещным правам относятся право собственности, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования землей и сервитуты. Обязательственные права возникают из земельноправоых договоров, при изъятии земельных участков для государственных и общественных нужд, причинении вреда землям. Право собственности на землю в двух видах: гос и час, гос: искл (нельзя приватизиров, земли с/х назнач, на котор наход важные гос объекты) и неискл. Передаются в след целях: 1. для ведения личного подсобного хоз-ва 2. для строит-ва и обслуживания жилого дома; для иностр могут передаваться при приватизации ими гос предприятий для их обслуж, при осущ ими инвестиц проектовпо строит-ву в респ промышл объектов, наследование, для размещения посольств – на паритетной основе. Временное пользование: краткосроч – до 3 лет, долгосроч – 3-10 лет, во врем пользование передаются для занятия огородчеством, строит и обслуж жилого дома, дачного строит-ва, садоводчеством, в качестве служебных наделов (в лесном хоз-ве, заповеднике, на ж/д, в водном транспорте на время работы в этих организациях), для сенокошения и выпаса скота. В аренду для любых целей 10-99 лет. Основания прекращения права на зем участок: для государственных или общественных нужд; при неуплате земельного налога по истечении двух налоговых периодов; при использовании земельного участка не по целевому назначению; при признании пустующего жилого дома бесхозяйным.
33.Правовая охрана земель.
Охрана  земель – деятельность направленная на сохранение, улучшение, восстановление земель. Правовая охрана земель включает систему закрепленных в законодательстве организационных, экономических и других мероприятий, направленных на рациональное использование, предотвращение необоснованных изъятий земель из сельскохозяйственного оборота, защиту их от вредных антропогенных воздействий, а также на воспроизводство и повышение плодородия почв, продуктивности земель лесного фонда. Сохранение – оставалась неизменной в процессе эксплуатации, севооборот, удобрение, защита от эрозии; улучшение – предание новых полезных свойств и качеств: мелиорация, освоение залежных земель; восстановление направлено на приведение нарушенных земель в первоначальное состояние. Земли могут быть нарушены горно-добывающей пром-ью в ходе добычи пол ископ открытым карьерным способом. Землепользователи должны осуществлять следующие мероприятия по охране земель: рационально использовать и благоустраивать землю; сохранять плодородие почв и иные полезные свойства земель; защищать земли  от эрозии; предотвращать зарастание сельскохозяйственных земель древесно-кустарниковой растительностью и сорняками; сохранять торфяные почвы; проводить консервацию деградированных земель, если невозможно восстановить их плодородие; восстанавливать деградированные и рекультивировать нарушенные земли; снимать, сохранять и использовать плодородный слой земель при проведении работ, связанных с нарушением земель.
34.Понятие недр. Краткая характеристика Кодекса РБ о недрах.
Недра - это часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения. А также недрами признаются и выходы полезных ископаемых на поверхность. Не относятся к недрам, а, следовательно, не являются объектами горного права добытые полезные ископаемые, либо извлеченные на поверхность пустые породы. Экономическое значение недр состоит в том, что в них находятся запасы минерального сырья, недра также являются объемным пространственным базисом для устройства в их полостях сооружений и коммуникаций - хранилищ, линий метро, теплотрасс, трубопроводов и т.д. Экологическая ценность недр заключается в том, что они служат естественным фундаментом земной поверхности. Полезные ископаемые - природные твердые, жидкие или газообразные вещества в недрах земли, которые могут быть использованы непосредственно или путем извлечения из них полезных компонентов. Полезные ископаемые подразделяются на: открытые - те полезные ископаемые, точное наличие которых установлено, и неоткрытые - остальные, также на общераспространенные полезные ископаемые - это такие, запасы которых свидетельствуют об относительной достаточности их для удовлетворения потребностей народного хозяйства на перспективу и в случае их истощения могут быть заменены однотипными полезными ископаемыми (песок, глина, мел и др.) и необщераспространенные - такие, которыми республика располагает в недостаточном количестве и которые при их истощении заменить нечем (нефть, каменная, калийная соль).
Кодекс  о недрах регулирует отношения, возникающие  в связи с геологическим изучением, пользованием и охраной недр РБ. Он содержит правовые основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан РБ, а также прав пользователей недр. Состоит из 11 разделов, 60 статей. Кодекс закрепляет право исключительной гос собственности на недра, определяет структуру органов гос управления и их компетенцию, опредиляет порядок пользования недрами (принципы, субъекты, сроки, виды, права пользователей, их обязанности), устанавливает требования по рациональному использованию и охране недр, регламентирует порядок гос регистрации пользования недрами, ведение гос кадастра, порядок проведения гос экспертизы, определяет виды платежей за пользование недрами, устанавливает требования по безопасному ведению работ по использованию недр, регламентирует порядок проведения контроля и надзора за пользованием недрами и их охраной, устанавливает ответственность за нарушения законодательства о недрах, в кодексе говориться о приоритете международных договоров ратифицированных РБ., также кодекс содержит раздел заключительные положения в котором устанавливается порядок вступления кодекса в силу, закрепляется требование о приведении НА в соответствие с настоящим кодексом, указываются акты которые признаются утратившими силу с вступлением в силу данного кодекса. 
 
 
 
 
 
 

35.Право общего и специального недропользования.
Под правом недропользования понимается определенный горным законодательством порядок эксплуатация недр для удовлетворения личных нужд граждан, хозяйственных и иных потребностей юридических и физических лиц. Недропользование может быть двух типов - общее и специальное. Общее недропользование - осуществляется без лицензии, предоставления горного отвода и бесплатно. Предоставление участков недр в пользование производится на основании решения местных Советов депутатов, принимаемого при наличии у пользователей недр специального разрешения (лицензии). Специальное недропользование производится при наличии у пользователей недр специального разрешения (лицензии). Право пользования недрами, полученное пользователем недр, не может быть им передано третьим лицам. При переходе права пользования недрами лицензия подлежит переоформлению. Право пользования недрами ограничивается, приостанавливается или прекращается в случаях: возникновения явной угрозы жизни и здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами; возникновения чрезвычайных ситуаций; истечения установленного срока действия лицензии; по инициативе пользователя недр; систематического нарушения правил пользования недрами и их охраны. возникновения необходимости изъятия участка недр для других государственных или общественных нужд; ликвидации или реорганизации субъекта хозяйствования, которому были предоставлены недра в пользование; систематического невнесения платы за пользование недрами в течение сроков, установленных законодательством РБ; неиспользования в течение одного года предоставленного в пользование участка недр; использования участка недр не по целевому назначению; отказа недропользователя от права пользования недрами;
36.Способы и виды недропользования.
Постоянным  признается пользование недрами  без заранее установленного срока. Во временное пользование недра предоставляются на определенный срок. Во временное пользование недра предоставляются на срок: для геологического изучения недр, строительства и (или) эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, – до 5 лет; для добычи полезных ископаемых – до 20 лет; при совмещении указанных видов пользования – до 25 лет. При необходимости срок временного пользования недрами может быть продлен. Различают следующие способы недропользования: с извлечением полезных ископаемых из недр и без извлечения, с размещением в полостях недр отходов производства и потребления и без размещения. Недра предоставляются в пользование для: геологического изучения; добычи полезных ископаемых; строительства и (или) эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; образования особо охраняемых природных территорий и объектов, имеющих научную, историческую, культурно-эстетическую, санитарно-оздоровительную или иную ценность; сбора минералогических, палеонтологических и других уникальных геологических материалов.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.