На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Понятие инновации, ее сущность и особенности, характерные свойства. Объекты и субъекты инновационной деятельности, их взаимодействие. Теории инновационного развития. Структура и элементы инновационного процесса, инновационный потенциал организации.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 18.02.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


2
Реферат
по курсу «Инновационный менеджмент»
Тема: «Инновация как объект менеджмента»


Содержание

1. Понятие инновации, ее основные свойства
2. Теории инновационного развития
3. Классификация инноваций
4. Структура инновационного процесса
5. Инновационный потенциал организации
6. Инновационные стратегии фирм
1. Понятие инновации, ее основные свойства
В современной экономической литературе отсутствует однозначное толкование инновации: существует широкий и узкий подходы к ее определению.
В общем понимании (широкий подход) под инновацией подразумевают осуществление изменений путем внедрения чего-либо нового. В рамках данного подхода различные специалисты определяют нововведение либо как результат целесообразной творческой деятельности, практическое применение которого приводит к существенным изменениям в функционировании системы, либо как процесс внедрения нового ранее действовавшего, но устаревшего.
В узком смысле инновация - новое техническое решение, осуществленное на практике.
Официальные российские документы трактуют инновацию как конечный результат инновационной деятельности, реализованной в виде нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.
Главной особенностью инновации является ее практическое использование и получение коммерческой выгоды или, иначе говоря, получение коммерческой выгоды от практического использования.
Нововведения создаются для улучшения финансового состояния и получения выгоды: прямой (живые деньги) и/или косвенной (долгосрочные конкурентные преимущества). В этом случае инициатор инновационного процесса при выборе направления разработки ориентируется на будущие высокие прибыли от коммерческого использования инновации.
Новшество, разработанное, но не внедренное в практической деятельности, называется новацией.
В условиях рынка признаком инновации считается ее потребительская новизна. При этом продукция должна быть новой для конкретного потребителя (конкретного рынка), Ане обладать глобальной новизной (быть новой для всех).
Причина возникновения инноваций заключается в постоянном стремлении человека усовершенствовать существующую общественную систему, устранить противоречия между реальным и желаемым состояниями.
В современных условиях к одному из побудительный мотивов для создания новшеств относится конкуренция на рынке, т.е. инновации связаны с рынком. Конкуренция стимулирует предприятия разрабатывать и внедрять новинки либо для удержания своих позиций на рынке, либо для освоения нового сегмента и получения дополнительных преимуществ.
Снижение спроса на большегрузные автомобили явилось серьезной проблемой для ряда предприятий машиностроения. Однако тенденция была своевременно выявлена высшим менеджментом АО « Газ»: здесь была разработана новая модель микрогрузовика «Газель». Это позволило предприятию сохранить свою платежеспособность за счет освоения нового сегмента рынка.
Связь инновации с рынком является взаимообусловленной: неудовлетворенный рыночный спрос стимулирует создание и внедрение новшества; в свою очередь, появление инновации на рынке изменяет соотношение спроса и предложения, формирует новые рыночные сегменты, порождая новые рыночные потребности.
Инновация - продукт научно-технического прогресса. Существенные новшества создаются на базе крупных научных открытий. Интеграция науки, техники и производства определяет предпосылки для возникновения и внедрения нововведений. Подобное объединение стало возможным в XIX веке. Ранее в течение почти 2000 лет наука не оказала значительного влияния на производство. Со становление капитализма процессы научно-технического развития активизировались, влияние науки на производство усилилось. В настоящий момент существует тесная связь между научной и производственными сферами. Это обусловлено тем, что в современных условиях устойчивый экономический рост достигается за счет ускорения процессов внедрения в хозяйственный механизм новых решений и обеспечения непрерывности инновационной деятельности.
Процесс создания и внедрения инноваций ориентирован на получение положительного эффекта, который выражается в виде конкурентных преимуществ, приобретаемых фирмой. Однако положительный эффект в инновационной деятельности не всегда достижим, поскольку нововведения являются специфическим продуктом. Эта специфика заключается в неопределенности, возникающей при практическом использовании нововведений. Так, около 90% инноваций не воспринимается рынком, поскольку существует масса факторов, влияющих на эффективность продвижения нововведения и затрудняющих прогнозирование масштабов его распространения.
В 1950 году фирма «Сони» выпустила ленточный магнитофон - техническое устройство с превосходными эксплуатационными характеристиками. По прогнозам специалистов, покупатели должны были завалить фирму заказами. Но оказалось, что это было совсем не то, о чем думали люди, как о самом необходимом. И они не могли его продать.
Таким образом, инновационная деятельность является областью высоких рисков. По этой причине внедрению новой наукоемкой продукции на рынок должна предшествовать правильная организованная рекламная компания, в процессе которой потребитель информируется о характеристиках новинки.
Нововведения - это результат планируемой и скоординированной деятельности субъектов инновационного процесса: разработчиков (НИИ, инжиниринговые компании), инвесторов (финансовые организации или крупные компании, венчурные фонды), внедренческих фирм. Качественное управление процессами нововведений позволяет значительно снизить инновационные риски и увеличить эффект от коммерциализации. Изменения, происходящие на предприятии спонтанно, инновациями не являются.
Таким образом, нововведение характеризуют следующие аспекты:
Нововведение является результатом планируемой творческой деятельности людей, направленной на совершенствование существующей системы.
Нововведение считается новшество, реализованное на практике. Объектами изменений, осуществленных в результате внедрения инновации, могут быть техническая, технологическая, организационно-управленческая, финансовая, социальная, экологическая, правовая и прочие сферы. Нововведения могут способствовать преодолению кризисов на макро- и микроуровнях, увеличивают конкурентоспособность. Нововведения связаны с рисками.
Субъекты инновационной деятельности
Главными субъектами инновационной деятельности являются: новатор, инноватор, инвестор.
Новатор - участник инновационного процесса, осуществляющий поиск инновационных идей и разработку новшества на их основе.
Инноватор - участник инновационного процесса, осуществляющий внедрение и продвижение новшества на рынке.
Инвестор - участник инновационного процесса, осуществляющий финансирование разработки и внедрения новшества.
2. Теории инновационного развития

В основе инноватики (науки об инновациях) лежит волновая теория русского экономиста Н. Д. Кондратьева. Он выявил наличие длинных конъюнктурных волн в развитии общества и тем самым определил развитие экономики как процесс неравномерный и цикличный.
В соответствии с волновой теорией любая экономическая система характеризуется чередованием периодов подъема и спада в своем развитии (цикл волн, выявленных Кондратьевым, длится около 50 лет, это так называемые длинные волны).
На базе своих исследований Кондратьев сделал ряд выводов.
Перед началом повышательной волны каждого большого цикла происходят значительные преобразования в социально- экономических процесса, которые выражаются в появлении значимых научных открытий, технических изобретений, изменений в сфере производства и обмена.
Периоды подъема циклов конъюнктурных волн сопровождаются, как правило, крупными социальными потрясениями (революции, войны).
Понижательные волны данных циклов связаны с длительной депрессией сельского хозяйства.
Впервые термин “инновация” появился в научных исследованиях культурологов еще в 19 веке и буквально означал введение некоторых элементов одной культуры в другую.
Только в начале 20 века стали изучаться закономерности технических нововведений. В 1911 году австрийский экономист Шумпетер Й. в работе “Теория экономического развития” выделил две стороны хозяйственной жизни:
· статическую (рутинный кругооборот связан с постоянным повторением и возобновлением производства - участвующие в нем организации из своего опыта знают принципы своего поведения, им легко предвидеть результаты своих действий и легко принимать решения, т.к. ситуация понятна);
· динамическую (инновационный кругооборот означает развитие - особое, различимое на практике и в сознании людей, состояние, которое действует на них как внешняя сила и не встречается в ситуации хозяйственного кругооборота).
Новшества в экономике внедряются, как правило, не после того как у потребителя стихийно возникнут новые потребности и произойдет переориентация производства, а тогда, когда само производство приучит потребителя к новым потребностям.
Производить - значит комбинировать имеющиеся в распоряжении организации ресурсы, а производить нечто новое - значит создавать новые комбинации изменений в развитии производства и рынка. Шумпетер Й. выделил пять типичных изменений:
· изменения вследствие использования новой техники, новых технологических процессов и нового рыночного обеспечения производства;
· изменения вследствие использования продукции с новыми свойствами;
· изменения вследствие использования нового сырья;
· изменения в организации производства и способов его материально-технического обеспечения;
· изменения вследствие появления новых рынков сбыта.
В 30-х годах 20 века Шумпетер Й. впервые использовал понятия “инновация”, подразумевая под этим изменения с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных средств, рынков и форм организации в промышленности.
Современные инновационные теории объясняют чередование циклов деловой активности сменой технологических укладов в общественном производстве. Под термином «уклад» следует понимать установившийся порядок организации какой-либо системы. Для технологического уклада характерно наличие единого технического уровня производительных сил и общего научного потенциала. Жизненный цикл технологического уклада составляет примерно 100 лет и включает несколько фаз:
1. Зарождение нового технологического уклада, базирующегося на современных научных открытиях.
2. Монополия удерживается некоторое время (до 20 лет), в течение которого фирмы-монополисты извлекают максимальную прибыль. В результате ответных действий, предпринимаемых конкурентами, монопольное положение нарушается и возникает третья фаза.
3. Доминирование. Характерен скачок в развитии, которому способствует ускоренный приток капитала в новый технологический уклад. Продолжительность анной фазы около 50 лет, она связана со структурной перестройкой экономики, обновлением технологических процессов в общественном производстве.
4. Угасание. Доминирование нового уклада в экономике приводит к постепенному устареванию предшествующего уклада.
3. Классификация инноваций

Для упорядочения сущности инновации как продукта творческой деятельности, осуществляемой в различных областях, используют классификацию. Существуют различные виды классификации инноваций.
Нововведения делят на
· материальные (могут быть представлены в виде материального объекта, например продуктовые или технологические);
· нематериальные (не имеют вещественной формы, например, правовые).
По сфере функционального применения выделяют:
· технические,
· экономические,
· социальные, организационно-управленческие,
· прочие.
Гениальнейшим техническим нововведением древности считается колесо. Организация деятельности работников на основе принципа разделения труда - значимая организационно-управленческая инновация, позволившая во много раз увеличить производительность труда. В 2004 году 60 субъектов РФ, в качестве эксперимента провели образовательную инновацию - Единый государственный экзамен, объединяющий выпускные экзамены в средней школе и вступительные экзамены в вузе.
Классификация инноваций по различным признакам:
1. По инновационному потенциалу
· базисные (принципиально новые решения, формирующие новую отрасль /телега - автомобиль, телефон - сотовый телефон/. Как правило, они создаются на основе нового научного открытия.)
· модифицированные (решения, представляющие собой существенные изменения базисных нововведений (катушечный магнитофон - кассетный магнитофон))
· псевдоинновации (решения, представляющие собой незначительные изменения базисных нововведений (чайник с двумя носиками)).
2. По источнику появления
· НТП
· Общество
· Потребности предприятия
3. По предмету инновации
· Продукт (новый товар)
· Процесс (новая технология, новая методика новая организация труда)
4. По масштабу применения
· Экономика страны
· Отрасль
· Предприятие
· Подразделение
5. По цели создания
· Стратегические (фирма рассчитывает на получение дополнительных конкурентных преимуществ в будущем)
· Реактивные (обеспечивающая выживание предприятия, нововведение, осуществляемое в ответ на действия конкурентов, работа сотовых компаний)
6. По характеру удовлетворения потребности
· Удовлетворяющие существующие потребности
· Формирующие новые запросы
7. По способу разработки
· С привлечением внешних разработчиков
· Разработанные на данном предприятии
8. По виду эффекта
· Научно-технические
· Экономические
· Социальные
· Экологические
· Информационные
· Политические
9. По конкретным результатам процесса нововведений
· патенты
· изобретения
· новые или модифицированные изделия
· услуги
· стандарты
· методы управления
· организация производства
4. Структура инновационного процесса
Формирование замысла, подготовка и постепенное осуществление инновационных изменений называется инновационным процессом. Инновационный процесс - более широкое понятие, чем инновационная деятельность. Он может быть рассмотрен с различных позиций и разной степенью детализации:
· во-первых, его можно рассматривать как параллельно-последовательное осуществление научно-исследовательской, научно-технической, производственной деятельности и инноваций;
· во-вторых, его можно рассматривать как временные этапы жизненного цикла нововведения от возникновения идеи до ее разработки и внедрения.
В общем виде, инновационный процесс - это последовательная цепь событий, в ходе которых новшество реализуется от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется в хозяйственной практике. Причем инновационный процесс не заканчивается так называемым внедрением, т.е. первым появлением на рынке нового продукта, услуги или доведением до проектной мощности новой технологии. Процесс не прерывается, т.к. по мере распространения в экономике нововведение совершенствуется, делается более эффективным, приобретает новые потребительские свойства, что открывает для него новые области применения, новые рынки, а значит и новых потребителей.
Важное направление в изучении инновационных процессов - выявление реальных факторов, способствующих или препятствующих их осуществлению.
Таблица: Факторы, влияющие на развитие инновационных процессов