На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Понятие муниципального права и местного самоуправления

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 22.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Лекция 10 "МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ПРАВО И МЕСТНОЕ  САМОУПРАВЛЕНИЕ"

«Понятие муниципального права и местного самоуправления»

   
1. Понятие муниципального права
Предмет и метод муниципального права
Муниципальное право является относительно новой отраслью российского права. Начало его формирования связано с реформированием местной власти, после принятия Закона СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» 1990 г. и РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» 1991 г. В советский период подобной специальной отрасли права не существовало, поскольку местные органы власти - Советы входили в единую государственную систему управления и функционировали на принципах общих для всего советского государственного управления.
Подобно другим отраслям права, муниципальное представляет собой совокупность связанных между собой правовых норм, закрепляющих и регулирующих самостоятельный круг общественных отношений, возникающих в процессе организации местного самоуправления и реализации населением муниципального образования своих полномочия по управлению местными делами. Совокупность общественных отношений в сфере местного самоуправления составляют предмет муниципального права. Эти отношения обладают локально-территориальным и комплексным характером, что выделяет их среди других отношений. Признаком, объединяющим все эти отношения в самостоятельный вид является также то, что они возникают в процессе деятельности населения муниципального образования по решению вопросов местного значения непосредственно или через свои представительные органы самоуправления. Эта деятельность носит публично-властный характер: решения принимаемые населением путем прямого волеизъявления и его представительными органами, обязательны для исполнения всеми субъектами общественных отношений в масштабе муниципального образования, независимо от их организационно-правовой формы и вида собственности. Поэтому местное самоуправление представляет собой особый, специфический уровень власти в государстве.
Одной из особенностей власти местного самоуправления является то, что она согласно Европейской Хартии местного самоуправления, обеспечивает одновременно эффективное и приближенное к гражданам управление.  Именно на местном, муниципальном уровне конституционное право граждан на участие в управлении может быть осуществлено наиболее полно и непосредственно.  Поэтому местное самоуправление (муниципальная власть) и  государственная власть являются формами единой публичной власти. Данный подход к оценке муниципального самоуправления нашел подтверждение в ряде постановлений Конституционного Суда РФ (от 15.01.1998 г. по делу о проверке конституционности ст.80, 92, 93 и 94 Конституции Республики Коми и ст. 31 Закона Республики Коми от 31.10.1994 г. «об органах исполнительной власти в Республике Коми»).
Предмет муниципального права охватывает различные по своему содержанию и характеру общественные отношения: организационные, управленческие, имущественные, финансовые и др., в которых их обязательным субъектом выступает либо население муниципального образования, либо орган (должностное лицо) местного самоуправления, обладающий соответствующими полномочиями. Все отношения можно условно разделить на три основные группы:
a) отношения, возникающие  при решении населением вопросов  местного значения непосредственным  путем (референдум, сход, выборы, правотворческая инициатива);
b) отношения, связанные  с хозяйственно-экономической и  политической деятельностью органов  местного самоуправления в различных  сферах жизни населения муниципального  образования. Местные органы в  процессе своей деятельности взаимодействуют между собой, с государственными органами, общественными объединениями, гражданами и юридическими лицами;
c) отношения, связанные  с реализацией органами местного  самоуправления отдельных полномочий, делегированных государством, а также с реализацией на территории муниципального образования федерального законодательства в пределах полномочий местных органов власти.
Необходимо отметить, что предмет муниципального права  охватывает отношения из сферы частного права потому, что органы местного самоуправления не только осуществляют публично-властную деятельность, но и реализуют права собственника (сдача в аренду, отчуждение и т.п.) в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности.
В муниципальном праве  используется не один метод правового регулирования, совокупность нескольких как общих, так и специфических методов. Муниципальное право, как и другие отрасли, воздействует на общественные отношения с помощью таких способов как, предписание, дозволение и запрет, совокупность которых определяет характер правового регулирования. В зависимости от юридического приема, используемого в регулировании общественных отношений выделяют два основных метода регулирования – императивный (властный) и диспозитивный. Конституционный принцип гарантированности местного самоуправления обуславливает использование в муниципальном праве также методагарантий. Особенно широко он используется на федеральном уровне правового регулирования местного самоуправления, потому, что государство признав самостоятельность местного самоуправления, взяло на себя обязанность его судебной защиты и организационного, экономического и финансового обеспечения. 
Конституционная самостоятельность  самоуправления в пределах своих  полномочий выводит его из общей  системы государственного управления. Поэтому государство, учитывая специфику этого уровня власти, оказывает влияние на  деятельность муниципальных образований методомрекомендаций.
Международный опыт определил  два главных принципа регулирования  деятельности органов местного самоуправления, которые используются и в России: можно делать то, что не запрещено законом и осуществлять деятельность прямо не запрещенную законом.
Система и источники муниципального права
Источниками муниципального права являются правовые акты, в которых устанавливаются, изменяются или отменяются правовые нормы, направленные на регулирование муниципальных отношений. С учетом субъекта осуществляющего регулирование отношений в сфере местного самоуправления можно выделить четыре группы источников: международно-правовые акты, федеральные нормативно-правовые акты,  нормативные акты субъектов Федерации и нормативно-правовые акты, принятые населением муниципального образования и его органами самоуправления.
Источники муниципального права можно также классифицировать по другим основаниям: по юридической силе, по предметам ведения местного самоуправления, по кругу субъектов их принявших.
Совокупность нормативно-правовых актов по вопросам местного самоуправления образуют систему источников, в которую  входят:
    Международные правовые нормативные акты (Европейская Хартия местного самоуправления и др.).
    Конституция России.
    Конституционные, федеральные законы.
    Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты федеральных министерств и ведомств по вопросам местного самоуправления.
    Конституции, законы и нормативно-правовые акты органов исполнительной власти субъектов федерации по вопросам местного самоуправления.
    Нормативно-правовые акты, принятые населением муниципального образования и его органами самоуправления.
Муниципальное право  имеет свою систему, которая отражает взаимосвязь и взаимообусловленность  правового регулирования местного самоуправления как целостного социального  явления. Построение системы муниципального права обусловлено потребностями практики развития местного самоуправления, оказывающая влияние на формирование институтов муниципального права и способствует определению их роли в осуществлении местного самоуправления.
Внутреннее содержание системы муниципального права включает  следующие структурные части:
a) Местное самоуправление в системе народовластия.
К этой части относятся  нормы права: содержащие основные понятия  и термины, используемые в законодательстве о местном самоуправлении; закрепляющие основные принципы и функции МСУ; закрепляющие формы непосредственного волеизъявления населения муниципальных образований, институты представительской демократии и др.
b) Основы местного самоуправления: территориальные организационные и финансово-экономические.
Правовые нормы  данной группы определяют порядок: создания, объединения, преобразования муниципальных образований; установления и изменения их границ; формирования муниципальной собственности, ее состав; основы финансовой самостоятельности; основы взаимоотношений выборных и иных органов местного самоуправления; порядок прохождения муниципальной службы, определяют статус муниципального служащего, др.
c) Предметы ведения и полномочия.
Нормы права этой части  устанавливают: принципы определения  компетенции органов местного самоуправления; собственные полномочия и отдельные переданные государственные полномочия муниципальных образований; регулируют отношения, возникающие в процессе реализации полномочий местного самоуправления в различных сферах местной жизни.
d) Гарантии местного самоуправления.
Данная часть системы  содержит нормы: закрепляющие гарантии по обеспечению организационной  и финансовой самостоятельности  местного самоуправления; устанавливающие  судебную и другие формы защиты МСУ.
e) Ответственность органов местного самоуправления, их должностных лиц и контроль за их деятельностью.
Пятый элемент составляют правовые нормы, которые: определяют формы, порядок и условия ответственности  органов местного самоуправления и  их должностных лиц перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами. 
Муниципально-правовые нормы и институты
Содержащиеся в перечисленных нормативно-правовых актах нормы права в совокупности образуют муниципальное право как отрасль российского права. Муниципально-правовыми нормами являются правовые нормы, закрепляющие и регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления. Особенности этих правовых норм вытекают из специфики и особенностей местного самоуправления и его места в управлении общественными отношениями. В зависимости от различных оснований их можно классифицировать на разные виды:
a) по объекту правового регулирования (по кругу регулируемых отношений) различают нормы, закрепляющие:
    местное самоуправление в системе народовластия (понятие, принципы, функции МСУ);
    основы деятельности местного самоуправления (территориальная, финансово-экономическая, организационная основа);
    предметы ведения, полномочия и гарантии местного самоуправления;
    ответственность органов местного самоуправления и их должностных лиц;
b) по характеру предписаний:
    управомочивающие (нормы-разрешения, что можно делать – предмет ведения МСУ);
    обязывающие (нормы-предписания, что надо делать – обязанность знакомить граждан  с документами, затрагивающими права человека и гражданина);
    запрещающие (нормы-запреты, что нельзя делать – запрет на ограничение прав местного самоуправления).
c) по степени определенности (категоричности) предписаний:
v императивные (официальное  опубликование – обнародование  – нормативных актов органов МСУ, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина);
v диспозитивные (возможность  расширения вопросов ведения  МСУ по инициативе самого муниципального  образования – ст. 6 Закона об  общих принципах организации  местного самоуправления).
d)   по территории действия:
? общие – на всей территории России;
? региональные –  в масштабе субъекта Федерации;
? локальные  - на местном уровне, в рамках муниципального образования.
e) по содержанию:
u материально-правовые (закрепляющие права и обязанности органов МСУ, граждан и других субъектов муниципальных отношений);
u процессуально-правовые (определяют порядок, процедуру выборов  и деятельности органов МСУ, принятия ими решений, проведения местных  референдумов и т.п.).
Правовые нормы, объединенные по какому-либо одному признаку, образуют институт муниципального права. Правовой институт в муниципальном праве представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих определенный круг взаимосвязанных общественных отношений в сфере местного самоуправления, образующих в рамках предмета отрасли муниципального права самостоятельную, обособленную группу. Среди таких институтов можно назвать: институт территориальной основы, институты муниципальной собственности и муниципальной службы и др.
Субъекты муниципально-правовых отношений
В процессе осуществления деятельности местного самоуправления возникают различные отношения как  внутренние (в рамках муниципального образования), так и внешние (с государством, субъектом Федерации, другими муниципальными образованиями и т.д.), которые можно разграничить на отношения:
a) связанные с организацией  местного самоуправления;
b) по жизнеобеспечению  населения муниципального образования;
c) по осуществлению  органами МСУ отдельных государственных  полномочий.
Специфика местного самоуправления как правового института характеризуется  наличием, наряду с общими с другими  отраслями права, особых субъектов  правоотношений. Поэтому муниципально-правовые отношения могут быть классифицированы и по субъектам, которые выступают стороной в этих отношениях.
Субъектами муниципально-правовых отношений являются:
Первая группа – муниципальные образования.
Особенность данного  субъекта следует из специфики местного самоуправления. Согласно законодательству муниципальным образованием признается городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией,  часть поселения, иная населенная территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.
Вторая группа  - субъекты, наделенные правом принимать решения (участвовать в принятии решений) по вопросам местного значения.
Население муниципального образования, которое реализует свое право на участие в местном управлении путем референдума, выборов, обладает правотворческой инициативой в пределах муниципального образования.
Собрание (сход) граждан, который выступает как форма решения населения вопросов местного значения и как форма организации территориального общественного самоуправления, создаваемого на части территории муниципального образования и обеспечивающего осуществление гражданами собственных инициатив в решении вопросов местного значения (собрание жителей улицы, дома, микрорайона и т.п.).
Выборные и иные органы местного самоуправления: представительный орган и выборное должностное лицо, наделенное полномочиями по принятию решений местного значения.
Граждане России, согласно Конституции РФ имеют равные права, и которые реализуются ими как непосредственно (выборы, референдум, собрания и т.п.), так и через представительные органы. Они обладают равным доступом к муниципальной службе, получения полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления.
Депутаты представительного органа местного самоуправления, обладают статусом производным от коллегиального выборного органа муниципального образования и могут представлять интересы населения и принимать решения  в составе этого органа.
Третья группа – субъекты содействующие осуществлению местного самоуправления, к которым относятся:
Органы территориального общественного самоуправления, создаваемые гражданами по месту жительства. Они могут создаваться на территориях, не являющихся муниципальными образованиями: в микрорайоне, квартале, на улице, в доме и т.п. Эти органы участвуют в акциях милосердия и благотворительности, общественного контроля за использованием муниципальной собственности, в работе с детьми и подростками и т.п. В соответствии с уставом муниципального образования могут быть юридическими лицами.
Объединения муниципальных образований и их органов в форме ассоциаций и союзов, создаваемые с целью содействия эффективному осуществлению местного самоуправления и координации деятельности органов местного самоуправления
Государственные органы оказывают содействие и поддержку, создавая необходимые условия становления и развития местного самоуправления, а также осуществляют контроль за соблюдением законности деятельности органов МСУ.
Предприятия, учреждения и организации различных форм собственности и организационно-правовых форм, находящиеся на территории муниципального образования. Их отношения строятся с органами местного самоуправления на основе договора. Они участвуют в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования.
Местные общественные объединения (партии союзы и т.п.) отстаивают интересы своих членов и участников в органах местного самоуправления, участвуют в выборах.  

2. Понятие местного самоуправления
Понятие местного самоуправления 
Следуя положениям Европейской Хартии местного самоуправления среди демократических основ российского государства, Конституция РФ закрепила народовластие, разделение властей, идеологическое  и политическое многообразие и местное самоуправление. Выделение местного самоуправления из системы органов государственного управления, свидетельствует как о децентрализации, так и об особых основах взаимоотношения центральных органов власти государства и органов власти его субъектов с органами местного самоуправления, а также о выделении особой сферы местных вопросов, решаемых самими гражданами.
В связи с этим местное  самоуправление может рассматриваться  в качестве:
? основ конституционного строя России;
? права населения  на самостоятельное решение вопросов местного значения;
? формы народовластия.
Местное самоуправление как одна из основ конституционного строястраны:
a) представляет собой  основополагающий принцип организации  и осуществления власти в обществе  и государстве, который вместе  с другими принципами определяет  систему демократического управления;
b) предполагает установление  децентрализованной системы управления;
c) выводит органы  местного самоуправления из системы  государственных органов управления;
d) выделяет особую  сферу вопросов, решаемых органами  местного самоуправления самостоятельно и под свою ответственность.
Местное самоуправление как право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения:
a) признает основным субъектом права население муниципального образования;
b) устанавливает, что осуществление этого права возможно как в форме непосредственного волеизъявления, так и через свои представительные и иные выборные органы, а также через территориальное общественное самоуправление;
c) устанавливает право населения создавать самостоятельное муниципальное образование;
d) обеспечивается правом каждого гражданина России на участие в местном самоуправлении;
e) устанавливает самостоятельность муниципального образования и его независимость от государства и обязывает государство создавать необходимые условия и содействовать осуществлению данного права.
Местное самоуправление как форма народовластия:
a) имеет свой субъект  – население, граждане муниципального  образования;
b) занимает особое  место в демократическом механизме  управления обществом и государством, поскольку ему предоставлено право решать не только вопросы местного значения, но и осуществлять отдельные государственные полномочия;
c) имеет свой объект  управления – вопросы местного  значения, касающиеся обеспечения  жизнедеятельности населения муниципального образования;
d) выражается в  его финансово-экономической самостоятельности  и обособленности его органов  управления обществом и государством;
e) проявляется в  особой ответственности органов  местного самоуправления – подотчетности населению муниципального образования и различными формами контроля населения за деятельностью этих органов и их должностных лиц;
f) предполагает управление  муниципальной собственность в  интересах и с учетом мнения  населения муниципального образования;
g) Отражает исторические  и иные местные традиции общественного  управления.
Конституционная модель местного самоуправления России
Закон РФ об общих принципах местного самоуправления дает следующее определение местного самоуправления:
Местное самоуправление  в Российской Федерации это признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.
Исходя из определения  местного самоуправления и положений  Конституции России можно вывести  основные черты конституционной  модели местного самоуправления в Российской Федерации:
1) Конституционное закрепление, признание и гарантии МСУ;
2) Самостоятельность МСУ в решении вопросов местного значения в пределах своих полномочий, определенных Конституцией и федеральным законодательством;
3) Самостоятельность и финансово-экономическая независимость МСУ и его органов от государства, исключение их общей системы государственного управления;
4) Юридическое равенство МСУ с центральными органами исполнительной власти Федерации и ее субъектов как равные формы народовластия;
5) Публичный характер власти МСУ в сочетании с частноправовыми элементами деятельности по осуществлению прав граждан в рамках муниципального образования.
Сущность местного самоуправления состоит в единстве власти и свободы населения, что  на правовом уровне должно получать свою реализацию в сочетании институтов публичной власти с институтами прав граждан на местное самоуправление.
Принципы и функции местного самоуправления
В основе организации и деятельности населения и формируемых им органов по самостоятельному управлению местными делами лежат общие начала и идеи обязательные для органов государственной власти Федерации и её субъектов, а также органов муниципальных образований. Для принципов местного самоуправления характерно следующее:
?  устанавливают единые основы построения и функционирования муниципальной власти на всей территории российского государства;
?  являясь теоретической основой муниципального строительства, они помогают уяснить сущность, отличительные черты и признаки местного самоуправления;
?  позволяют объективно оценить действующую систему местного самоуправления с позиций развития народовластия на местах;
?  способствуют сохранению преемственности в развитии институтов местного самоуправления;
?  выступают в качестве своеобразных гарантий реализации прав населения на самостоятельное решение вопросов местного значения;
Реализация принципов  местного самоуправления обеспечивается их правовым закреплением в законодательстве, уставах муниципальных образований  и системой соответствующим им организационных  форм и методов муниципальной деятельности.
Принципы местного самоуправления закреплены в Европейской  Хартии местного самоуправления 1985 г., которая служит правовой базой для  муниципального законодательства нашей  страны. Европейская Хартия обладает такой же юридической силой как федеральное законодательство, поскольку в 1998 г. она была ратифицирована Россией. Эти принципы отражены в Конституции РФ, федеральных законах о местном самоуправлении. Хотя они и не содержат конкретного перечня общих принципов, тем не менее в них можно выделить те, которые достаточно конкретно сформулированы. Для этих принципов характерна их высокая обобщенность, поэтому каждый из них может быть выражен через более конкретные  принципы. Например, принцип самостоятельности местного самоуправления может выражаться через принцип финансово-экономической самостоятельности, принцип организационной самостоятельности и т.д., а принцип организационной самостоятельности через принцип самостоятельности населения в определении структуры органов местного самоуправления и кадровой работы.  Можно выделить принципы, обусловленные спецификой местного самоуправления как формы организации местной публичной власти (организационное обособление от государственного управления и т.п.) или принципы, имеющие универсальный характер, распространяющиеся на всю систему публичной власти в стране (соблюдение прав и свобод человека и гражданина, законности, гласности и т.п.).
К общим принципам местного самоуправления можно отнести следующие:
1) Самостоятельность решения населением вопросов местного значения.
Воплощение данного  принципа проявляется:
= в независимом  от внешнего влияния порядке  выборов органов и должностных  лиц местного самоуправления  непосредственно населением муниципального  образования;
= в финансово-экономической  независимости от государства;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.