На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Формы налогового контроля,его роль в профилактике налоговых правонарушений

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Зарегистрировано  «_____»___________________20___г.
     _____________________/___________________
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
АЛЕКСЕЕВСКИЙ  ФИЛИАЛ 
 

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ, БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА, ФИНАНСОВ И МЕНЕДЖМЕНТА 
 

ФОРМЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ, ЕГО РОЛЬ В ПРОФИЛАКТИКЕ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ 

Курсовая  работа
по  дисциплине «Налоги  и налогообложение»
студента  очной формы обучения 3 курса группы 100703
специальности Финансы и кредит
Новикова  Василия Васильевича 
 

Научный руководитель:
В.Ф. Тарасова 
 

Допущена к  защите 

Защищена с  оценкой________ 
 
 
 

Алексеевка 2011 

     СОДЕРЖАНИЕ 

Введение
1. Понятие и сущность налогового контроля……………………………..……5
1.1 Понятие и  виды налогового контроля………………………………………5
1.2 Принципы налогового  контроля……………………………………...……..9
2. Теоретические основы осуществления налогового контроля…………….14
2.1 Форма налогового контроля…………………………………………….…14
2.2 Методы налогового  контроля………………………………….…………..22
3. Оценка эффективности налоговых проверок по уплате налогов налогоплательщиками…………………………………….……………………26
3.1 Методики оценки эффективности контрольной работы налоговых органов……………………………………………….………………………….26
3.2 Повышение качества и эффективности налогового администрирования……………………………………………………….…....31
Заключение…………………………………………………………………...…39
Список литературы и использованных источников………………………….42
Приложения 

     
 
ВВЕДЕНИЕ
 

     Взимание  налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию.
     Процесс взимания налогов, осуществляется путем  реализации своих налоговых обязательств как физических, так и юридических  лиц, которые зачастую не заинтересованы принимать участие в формировании денежных фондов государства за счет собственных средств, поэтому нередки случаи уклонения налогоплательщиками, налоговыми агентами, кредитными организациями от уплаты налогов, сокрытия имущества, предоставления неточной информации о доходах и др. И для пресечения подобных мер нарушения налогового законодательства реализуется один из важнейший институт налогового законодательства – налоговый контроль.
     Налоговый контроль – ежедневная деятельность налоговых и иных государственных органов по обеспечению правильного исчисления, своевременного и полного внесения налогов и сборов в бюджет (государственный внебюджетный фонд), выполнению налогообязанными лицами норм налогового законодательства.
     Об  актуальности деятельности по налоговому контролю, его форм и методов в  настоящее время говорят меры, предпринимаемые государством, по обеспечению  его эффективности и развития. Одним из примеров может послужить  Федеральный Закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ, внесший значительные поправки в  положения гл. 14 «Налоговый контроль»  Налогового кодекса по вопросам порядка  проведения налогового контроля и налоговой  ответственности, правила учета  организаций и физических лиц  и др.
     Актуальность  темы обуславливается тем, что налоговый  контроль является важнейшей функцией налоговых органов, обеспечивающей своевременное и полное поступление  налогов и сборов в бюджеты  всех уровней и внебюджетный фонды.
     Так, целью данной курсовой работы является раскрытие самого понятия и содержания налогового контроля и способов его реализации на практике.
     Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
    определение понятия налогового контроля и его классификация по различным основаниям;
    проведение подробного анализа основных начал – принципов осуществления налогового контроля;
    определение и перечисление форм налогового контроля, подробная характеристика основной формы – налоговой проверки: выездной и камеральной;
    определение методов налогового контроля, разбор каждого из методов в отдельности;
    выявить имеющиеся проблемы в реализации налогового контроля посредством приведенных форм;
    предложить возможные пути решения.
     В данной курсовой работе будет непосредственно рассмотрено как осуществляется налоговый контроль – посредством, каких форм и методов, и что следует понимать под формами и методами налогового контроля.
     Объект  исследования – общественные отношения, возникающие в
процессе  осуществления налогового контроля.
     Предмет исследования – совокупность правовых норм, определяющих и регулирующих налоговый контроль, его формы и методы.. 
 

 

     
    . ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
 
     
        Понятие и виды налогового контроля
 
     В соответствии со ст. 82 Налогового кодекса  РФ «налоговый контроль определяется как деятельность уполномоченных органов  по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками  сборов законодательства о налогах  и сборах в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ».
     Данное  определение в законодательство было введено в 2006 году Федеральным  Законом «О внесении изменений в  часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и  в отдельные законодательные  акты Российской Федерации в связи  с осуществлением мер по совершенствованию  налогового администрирования»; ввиду отсутствия дефиниции налогового контроля до 2006 года и в настоящее время продолжают существовать множество его доктринальных определений.
     Так, с точки зрения роли и значения налогового контроля в процессе налогообложения  такой контроль рассматривается  как этап налогообложения, по составу  он отождествлялся с совокупностью  мер государственного регулирования, по роли и значению в системе государственного контроля его характеризовали как  направление. В системе управления налоговый контроль определялся  как государственный институт. По своему предмету он относится к такому виду государственного контроля, как контроль за законностью и целесообразностью.
     Исходя  из содержания упомянутых выше определений, можно сделать вывод, что налоговый  контроль рассматривается как государственный, однако некоторые авторы указывают  на возможность проведения контроля за соблюдением налогового законодательства в рамках внутреннего контроля деятельности лица (внутрихозяйственного контроля), а также в процессе осуществления  аудиторской проверки, что относится  к разновидностями негосударственного финансового контроля.
     Выделяются  два виды финансового контроля: финансово-бюджетный контроль, который охватывает государственные финансы как единое целое, в основном включает различного рода контрольные мероприятия в рамках непосредственно бюджетного процесса, и финансово-хозяйственный контроль, охватывающий деятельность отдельных субъектов хозяйствования (или экономических единиц), выражается в проверках и ревизиях финансово-хозяйственных операций экономических субъектов. «С учетом этого налоговый контроль, предметом которого является своевременность и полнота уплаты налогов и сборов организациями и физическими лицами, следует отнести к финансово-хозяйственному контролю».
     Налоговый контроль относится к общегосударственному финансовому контролю, то есть осуществляются органами государственной власти и управления, к которым относятся Государственная налоговая служба Российской Федерации, Государственный таможенный комитет Российской Федерации, Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации и иные органы, им подведомственные; и направлен на объекты, подлежащие контролю независимо от их ведомственной подчинённости.
     Сущность  налогового контроля выражается в «контроле  налоговых органов за соблюдением  законодательства о налогах и  сборах, правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) налогов (сборов)» [11]. Таким образом, «объект налогового контроля – отношения, связанные с исчислением и уплатой налогов и сборов».
     Однако, «Налоговый контроль – это цель, а мероприятия налогового контроля – средства достижения данной цели» [14].
     К данным мероприятиям следует относить налоговые проверки; получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов; проверки данных учета и отчетности; осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли) и в иных формах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.
     По-другому  мероприятия налогового контроля можно  назвать формами налогового контроля. Необходимо указать и основные задачи налогового контроля:
    обеспечение правильного исчисления, своевременного и полного внесения налогов и сборов в бюджет и государственные внебюджетные фонды;
    предупреждение нарушений законодательства о налогах и сборах;
    наказание нарушителей законодательства о налогах и сборах.
     Исходя  из вышесказанного можно дать следующее  определение налогового контроля. Налоговый  контроль – специализированный финансовый контроль со стороны государственных органов за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей юридическими и физическими лицами, проводимый посредством налоговых проверок; получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов; проверки данных учета и отчетности; осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли) и в иных формах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.
     Что касается видов налогового контроля, то классификация многообразна и  учеными проводится на различных основаниях.
    В зависимости от времени проведения налогового контроля
     выделяется  предварительный, текущий (оперативный) и последующий налоговый контроль.
     Предварительный контроль «предшествует совершению проверяемых операций, поэтому позволяет предупредить нарушение финансового законодательства и выявить еще на стадии прогнозов и планов дополнительные финансовые ресурсы, пресечь попытки нерационального использования средств» [21];
     Текущий (оперативный) контроль является «частью ежедневной работы налоговых органов и представляет собой проверку, проводимую в отчетном периоде для оценки правильности отражения различных операций и достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности, представляемых плательщиками» [21];
     Последующий контроль «сводится к проверке финансово-хозяйственных операций за истекший период на основе анализа отчетов и балансов, а также путем проверок и ревизий непосредственно на месте: на предприятиях, в учреждениях и организациях. Последующий контроль осуществляется прежде всего методом документальной проверки, который характеризуется углубленным изучением финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика и позволяет вскрыть имеющиеся недостатки» [21].
     2) По характеру контрольных мероприятий налоговый контроль можно разделить на плановый и внезапный.
     В первом случае контроль подчинен определенному  планированию, а во втором – осуществляется в случае внезапно возникшей необходимости.
     3) Исходя из метода проверки документов налоговый контроль подразделяется на сплошной и выборочный.
     4) В зависимости от объема проверяемой документации и места проведения налоговой проверки делятся на камеральные и выездные.
     Отличие этих форм заключается в месте проведения проверок, так, согласно ст. 88 и по смыслу ст. 89 НК Российской Федерации камеральными именуются проверки, проводимые по месту нахождения налогового органа, а выездными – проверки с выездом к месту нахождения налогоплательщика.
     Однако, камеральная и выездная проверка относятся к формам налогового контроля, чему в данной работе будет посвящена  отдельная глава, где они и  будут разобраны более подробно.
     5) Налоговый контроль можно классификация в зависимости от субъектов налогового контроля на:
    контроль налоговых органов: Государственная налоговая служба Российской Федерации, государственные налоговые инспекции по субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям;
    контроль таможенных органов: Государственный таможенный комитет Российской Федерации и иные таможенные органы Российской Федерации;
    контроль органов государственных внебюджетных фондов;
    контроль финансовых органов;
    контроль федеральных органов налоговой полиции: Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации, органы федеральной службы налоговой полиции по субъектам Российской Федерации и местные органы налоговой полиции;
    контроль иных контролирующих и правоохранительных органов.
     6) По периодичности проведения налогового контроля различаются первоначальный и повторный.
     Первоначальными контрольные мероприятия признаются проводимые в отношении какого-либо налогоплательщика впервые за год. Повторность же возникает в том случае, когда в течение календарного года осуществляется две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком за один и тот же период. 

        Принципы налогового контроля
 
     Принципы  налогового контроля – «закрепленные в налоговом законодательстве руководящие начала и идеи, выражающие сущность налогового контроля и определяющие организацию и эффективное осуществление налогового контроля, которыми должны руководствоваться субъекты налогового контроля при осуществлении ими контрольных мероприятий в сфере налогообложения».
     1. Принцип законности
     Принцип законности «означает, во-первых, необходимость строгого соблюдения требований предписаний законодательных актов и основанных на них предписаний иных правовых актов всеми участниками отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности», а, во-вторых, «устанавливается запрет произвола, «самовольное» принятие решений, без учета критериев и общепринятых представлений о справедливости» [13].
     В рамках налогового контроля принцип законности проявляется, в том, что, согласно ст. 1 Налогового Кодекса РФ, полномочия налоговых и таможенных органов, а также формы и методы налогового контроля, его регулирование устанавливаются исключительно Налоговым кодексом РФ.
       Кроме того, согласно ст. 32 на налоговые органы возлагается обязанность осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства и принятых в соответствии с ним нормативных актов.
     2. Принцип юридического равенства.
     Данный  принцип закрепляется в Конституции  РФ в ст. 19 и заключается в том, что все равны перед законом  и судом и недопустимо какое-либо ограничение в правах по признакам  социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
     «Данный принцип закрепляется и в Налоговом Кодексе РФ в ст. 3, которая также не допускает какую-либо дискриминацию в налоговой сфере по социальным, расовым, национальными иным критериям и и говорит о формально – юридическом равенстве налогоплательщиков перед законом и судом, о равенстве их правовых статусов», что означает запрет на установление дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала (за исключением таможенных пошлин), а также в зависимости от того, кто является налогоплательщиком или покупателем товаров, работ или услуг (ст. 353 НК РФ).  

     3. Принцип соблюдения прав человека и гражданина.
     Конституция РФ провозгласила, что человек, его  права и свободы являются высшей ценностью и должны соблюдаться всеми государственными органами и организациями (ст. 2).
     Данный  принцип универсален, является основным для всех отраслей Российского Права. Применительно к Налоговому контролю необходимо говорить о приоритете прав и свобод человека в деятельности налоговых органов, организаций. Также в рамках принципа соблюдения прав человека и гражданин можно говорить о таком принципе налогового контроля, как принцип защиты прав налогоплательщика, который гарантируется на любом этапе проведении мероприятий налогового контроля. Контролируемые субъекты могут обжаловать действия и акты налоговых органов на любой стадии осуществления контрольной деятельности.
     4. Принцип гласности.
     Принцип гласности означает открытую и доступную для всех организаций и граждан деятельность государственных органов, а также возможность получения информации.
     В сфере налогового контроля принцип гласности реализуется, в частности, при официальном опубликовании сведений о действующих на территории России налогах и сборах (ст. 16 НК РФ) и при исполнении налоговыми органами своих обязанностей по информированию налогоплательщиков о действиях налоговых органов, по даче разъяснений о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов (ст. 32 НК РФ).
     5. Принцип соблюдения  налоговой тайны
     Данный  принцип соответствует требованиям соблюдения специального режима доступа к сведениям о налогоплательщике, полученным должностными лицами уполномоченных контрольных органов. Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений, определенных в ст. 102 НК РФ. Налоговая тайна не подлежит разглашению должностными лицами уполномоченных органов, привлекаемыми специалистами, экспертами, переводчиками за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом
     Устанавливается запрет разглашения следующих «видов, (разновидностей) тайн: государственную, служебную, коммерческую, банковскую, нотариальную, аудиторскую, адвокатскую, налоговую тайну и тайну страхования».
     6. Принцип ответственности.
     Заключается в том, что «к лицу, совершившему правонарушение, применяются меры налоговой, административной и иной ответственности, наступающей за нарушение правил поведения в сфере налоговых отношений» [19]. Естественно, что данный принцип является основополагающим для института ответственности за совершение налоговых правонарушений.
     Все виды налоговых правонарушений и  меры ответственности за их совершение установлены в гл. 16 Налогового Кодекса  РФ, также в КоАП РФ.
     7. Принцип презумпции невиновности налогоплательщика
     «Принцип презумпции невиновности налогоплательщика – новелла российского налогового законодательства.
     Во-первых, каждый налогоплательщик считается  невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном  федеральным законом порядке  и установлена вступившим в законную силу решением суда.
     Во-вторых, обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности налогоплательщика, возлагается на налоговые органы.
     В-третьих, все неустранимые сомнения в виновности налогоплательщика толкуются в  его пользу».
     8. Принцип независимости.
     В настоящее время налоговые органы РФ представляют собой организованную государством единую централизованную систему контрольных органов, объединенную в самостоятельное федеральное министерство, призванную реализовывать интересы государства в сфере налогообложения и независимую от каких-либо организаций или физических лиц.
     9. Принцип планомерности.
     Данный  принцип призван обеспечивать более  эффективное выполнение разработки на основе постепенного наращивания  функциональных возможностей контроля, что позволит своевременно корректировать разработку и на каждом последующем  этапе оценивать целесообразность использования решений, принятых на изначальном этапе.
     10. Принцип объективности и достоверности.
     Данный  принцип обеспечивает обоснованность и достоверность аналитических оценок для целенаправленного контроля, а также снижения степени субъективности при принятии решений налоговым инспектором.
     Теперь  подведем итог к первому разделу  «Понятие и содержание Налогового контроля»  курсовой работы:
     Я дал определение понятию налоговый контроль – как специализированный финансовый контроль со стороны государственных органов за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей юридическими и физическими лицами, проводимый посредством налоговых проверок; получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов; проверки данных учета и отчетности; осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли) и в иных формах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.
     Также определил объект, субъект, цели, задачи и содержание налогового контроля.  

     2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ 

     2.1 Формы налогового контроля 

     «Форма  контроля – это способ конкретного выражения и организации контрольных действий», относительно к налоговому контролю, форму можно определить как «регламентированный нормами налогового законодательства способ организации, осуществления и формального закрепления результатов мероприятий налогового контроля, представляющих собой единую совокупность действий уполномоченных органов по выполнению конкретной задачи налогового контроля».
    В ст. 82 Налогового Кодекса указываются  следующие формы налогового контроля:
    налоговые проверки;
    получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов;
    проверки данных учета и отчетности;
    осмотр и обследование помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);
    другие формы (такие, например, как создание налоговых постов и т.д.).
     Налоговая проверка – это процессуальное действие налогового органа по контролю «за своевременностью, полнотой и правильностью выполнения налогоплательщиком своих обязанностей» [18]. В соответствии с Налоговым Кодексом налоговые проверки проводятся налоговыми органами и таможенными органами, но только в отношении налогов, подлежащих уплате при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации.
     Выделяются  следующие виды налоговых проверок:
    камеральная налоговая проверка;
    выездная налоговая проверка.
     Камеральная налоговая проверка – «это проверка представленных
налогоплательщиком  налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, а также проверка других имеющихся у налогового органа документов о деятельности налогоплательщика, проводимая по месту нахождения налогового органа»[22].
     Сущность  камеральной налоговой проверки заключается в следующем:
    контроль за соблюдением налогоплательщиками налогового законодательства;
    выявление и предотвращение налоговых правонарушений;
    взыскание сумм неуплаченных или не полностью уплаченных налогов по выявленным нарушениям;
    привлечение виновных лиц к налоговой и административной ответственности за совершение преступлений;
    подготовка информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.
     Камеральная налоговая проверка делится на 3 вида:
    Формальная проверка – «проведение внешнего осмотра документов, в ходе которого проверяется наличие в нем всех необходимых реквизитов, каких-либо посторонних записей, пометок», проверку наличия всех установленных законодательством форм отчетности и документов.
    Арифметическая проверка – это осуществление контроля по правильности подсчета итоговых сумм, отражения количественных и стоимостных показателей. При данной проверке проверяются суммы как по строкам, так и в графах, то есть по горизонтали и по вертикали.
    Нормативная проверка – «это изучение документа на его соответствие действующим законам, нормативным актам, инструкциям, правилам, ОСТам, ГОСТам, ТУ, нормам расхода сырья, правильности применения расценок, ставок налогов и т.д. ».
     Таким образом, посредством «исследования  каждого отдельного документа при  выявлении нарушения налогового законодательства можно выявить  ошибки при определении объекта  налогообложения и расчете сумм налога».
     Срок  проведения камеральной налоговой  проверки – три месяца со дня  представления налогоплательщиком налоговой декларации, которая может подаваться как в письменном, так и в электронном виде. «Налоговый орган не вправе проводить камеральную проверку без декларации на основе иных документов».
       Одной из особенностей камеральной проверки является её проведение по месту нахождения налогового органа.
     В соответствии с п. 3 ст.88 Налогового Кодекса в случае выявления ошибок, противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах и полученным в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок, «но не вправе истребовать дополнительные документы. Представление таких документов – право, а не обязанность налогоплательщика».
     Поэтому «когда налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки не выявил ошибок и иных противоречий в представленной налоговой декларации, оснований для истребования у налогоплательщика объяснений, а также первичных учетных документов нет».
     В соответствии со ст. 87 и 88 НК РФ не разрешается  налоговым органам повторно проводить  камеральные проверки одной и  той же декларации, за исключением  подачи налогоплательщиком уточненной декларации.
     В результате камеральной налоговой  проверки могут быть вынесены следующие решения:
     1. решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;
     2. решение об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;
     3. решение о проведении дополнительных  мероприятий налогового контроля, то есть проведения выездных проверок. «Выездная проверка как наиболее трудоемкая форма налогового контроля должна назначаться только в тех случаях, когда возможности камеральных проверок исчерпаны, т.е. в отношении налогоплательщика должны быть проведены контрольные мероприятия, требующие присутствия инспектора непосредственно на проверяемом объекте».
     Выездная  налоговая проверка – «это проверка правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания и перечисления) одного или нескольких налогов на основе анализа документальных источников информации и фактического состояния объектов налогообложения, назначаемая по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа и проводимая на территории (в помещении) налогоплательщика» [22].
     Характерной чертой выездной налоговой проверки является место ее проведения – на территории (в помещении) налогоплательщика, однако, если налогоплательщик не может предоставить помещение для проведения проверки, то она проводится в стенах инспекции (п. 1 ст. 89 НК РФ).
     Согласно п. 1, 2 ст. 89 НК РФ проведение ВНП допустимо лишь в случае принятия и оформления соответствующего решения руководителем налогового органа или его заместителем, в котором обязательно должны содержаться данные налогоплательщика, конкретные проверяемые налоги, проверяемый период, персональные данные проверяющих инспекторов
       «Срок проведения – не более двух месяцев; в исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность налоговой проверки до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ). Увеличение срока возможно в случаях проведения выездной налоговой проверки крупнейшего налогоплательщика; получение информации, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика нарушений законодательства о налогах и сборах, требующей дополнительной проверки; форс-мажорные обстоятельства (затопление, наводнение, пожар и т.п.) на территории, где проводится проверка и проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений.
     Сроки проверки также могут быть продлены до четырех месяцев в случае проверка организации, которая имеет четыре обособленных подразделения и более; и до шести месяцев в случае, когда организация открыла десять и более обособленных подразделений.
     Помимо  механизма продления выездной налоговой  проверки законодатель предусмотрел механизм приостановления проверки. «Согласно п. 9 ст. 89 НК РФ общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шести месяцев и определяется и оформляется решением руководителем налогового органа исходя из целей, которые должны быть достигнуты в период приостановления проверки» [24].
     Перечень  оснований для приостановления  проверки является закрытым, это (п. 9 ст. 89 НК РФ):
    истребование документов у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента);
    получение информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;
    проведение экспертиз;
    перевод на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.
     Срок  проведения выездной проверки включает время фактического нахождения проверяющих  на территории проверяемого предприятия. Однако в указанный срок не засчитываются  периоды между вручением налогоплательщику  требования о представлении документов и предоставлением им запрашиваемых  при проведении проверки документов. В случае если установленный срок представления документов оказывается  слишком коротким и не позволяет  исполнить обязанность вовремя (к  примеру, представить порядка 11 тыс. листов документов в виде копий, заверенных надлежащим образом)», то необходимо письменно  уведомить проверяющих о невозможности  исполнения требования в установленный  срок, обязательно указав причину, желательно указав сроки ее подачи. Для подтверждения  запроса необходимо решение руководитель налогового органа.
     Налоговый орган не вправе проводить в течение  одного календарного года две выездные проверки и более по одним и  тем же налогам за один и тот  же период», за исключением случая представления налогоплательщиком уточненной декларации с суммой налога к уменьшению инспекция может назначить повторную выездную проверку.
     Помимо  проверки документов «контролеры на территории налогоплательщика, – осмотр помещений. Но только внешний осмотр. Любые просьбы открыть сейф, включить компьютер и показать программу  и подобные незаконны». Осмотр нужен налоговикам для того, чтобы решить – проводить ли инвентаризацию.
     Также в ходе выездной проверки должностные  лица, осуществляющие проверку могут  осуществить выемку, изъятие документов. Как и при изъятии имущества  оформляется протокол, который подписывается  инспектором, представителем налогоплательщика  и двумя понятыми.
     По  окончании выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку  о проведенной проверке, в которой  фиксируются предмет проверки и  сроки ее проведения. После чего составляется акт о выездной налоговой проверки, где производится описание найденных нарушений со ссылками на законы, которые нарушены, а также документы, доказывающие эти нарушения, и предложения проверяющего по устранению недочетов.
     «В случае несогласия налогоплательщика с нарушениями, указанными в Акте выездной налоговой проверки, он может в двухнедельный срок представить в налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям» [6].
     В результате выездной налоговой проверки могут быть вынесены следующие решения:
     1) решение о привлечении налогоплательщика к ответственности;
     2) решение об отказе в привлечении  налогоплательщика к ответственности.
     Большое значение имеет такая форма налогового контроля как учет налогоплательщиков.
     В соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ постановке на учет в налоговых органах подлежат как организации, так и физические лица по месту нахождения организации, месту нахождения обособленных подразделений  организации, месту жительства физического  лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества  и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ. Все указанные сведения включаются в единую автоматизированную информационную систему обработки данных налоговой  службы и в Единый государственный  реестр налогоплательщиков.
     «В  случае изменения место нахождения или место жительства налогоплательщика, его снятие с учета осуществляется налоговым органом, в котором  налогоплательщик состоял на учете. Постановка на учет налогоплательщика  в налоговом органе по новому месту  нахождения или новому месту жительства осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту учета.
     В случае принятия организацией решения  о прекращении деятельности обособленного  подразделения снятие с учета  организации по месту нахождения этого подразделения осуществляется налоговым органом по заявлению  плательщика в течение 10 дней, но не ранее окончания выездной проверки».
     Благодаря учету налогоплательщиков создается  «единый информационный ресурс всех субъектов предпринимательской  деятельности страны. К этому ресурсу  можно обращаться для получения  сведений о юридических лицах  и предпринимателях». Таким образом  «регистрация и учет налогоплательщиков являются важной формой предварительного налогового контроля».
     Все формы налогового контроля находятся  в непосредственной взаимосвязи друг с другом и их выполнение должно четко соответствовать установленному законом порядку, иначе могут признать недействительными ненормативные акты контролирующих органов, а иногда и взыскать ущерб, причинённый в результате неправомерных действий уполномоченных лиц.
     Следует указать на значительные проблемы в налоговом законодательстве, касаемых проведения налоговых проверок, осмотра документов, помещения, опроса свидетелей и иных форм налогового контроля. На это указывает обширное количество судебной практики, которая во многих спорных случаях является источником для решения той или иной проблемы, возникающей между субъектами налогового права, так как формулировка Налогового Кодекса не может дать четкого ответа: к примеру, «Правомерно ли доначисление налога по результатам камеральной проверки по другому налогу (ст. 88 НК РФ)? Налоговый кодекс РФ не содержит разъяснений по данному вопросу. Официальной позиции нет. Есть судебные решения, согласно которым нельзя доначислить налог на основании декларации по другому налогу». 
 

     2.2 Методы налогового контроля 

     Метод налогового контроля можно охарактеризовать как способ осуществления налогового контроля, налогово-контрольных мероприятий. В зависимости от особенностей деятельности органов, осуществляющих контроль, его  форм, объекта и цели, оснований  возникновения контрольных правоотношений выбираются и конкретные методы для  эффективного проведения мероприятия, реализации выбранной формы налогового контроля.
     Итак  отметим следующие методы налогового контроля, которые различаются в зависимости от того, является ли налоговый контроль документальным или фактическим.
     Применительно к документальному налоговому контролю выделяются следующие приемы:
    формальная, логическая и арифметическая проверка документов;
    сплошное и выборочное наблюдение;
    истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках;
    анализ документов».
     Применительно к документальному налоговому контролю выделяются следующие приемы:
    допрос свидетелей,
    исследование документов,
    получение объяснений (допрос свидетелей),
    осмотр помещений (территорий) и предметов, инвентаризация,
    вызов на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;
    сопоставление данных о расходах физических лиц и их доходах,
    экспертиза и экстраполяция.
     Формальная, логическая и арифметическая проверка документов:
    Формальная проверка документов подразумевает выявление дефектов в оформлении документов, установления правильности заполнения реквизитов и наличия неоговоренных исправлений, дописок текста и цифр, уточнения подлинности подписей должностных лиц и т.д. Так определяется наличие доброкачественных и недоброкачественных документов;
    Логическая проверка документов позволяет определить объективную возможность и целенаправленность в расходовании денежных средств и материальных ресурсов, реальность взаимосвязей между отдельными хозяйственными операциями.
    Арифметическая проверка документов предусматривает проверку правильности выполнения налогоплательщиком отдельных действий и подведение итогов по отдельным документам, при этом происходит повторении тех же арифметических действий, которые были применены при исчислении цифровых данных лицами, составившими тот или иной документ.
     Истребование  документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о  конкретных сделках. «Данный метод был введен в Налоговый Кодекс Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ, заменив понятия встречная проверка, однако «это вовсе не избавило налогоплательщиков от обязанности предоставлять инспекторам информацию о своих контрагентах».
     1. Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике  сборов и налоговом агенте  или информации о конкретных  сделках может осуществляться  только во время проведения  либо выездной, либо камеральной  налоговой проверки.
     2. «Требовать документы инспектор  может только в письменной  форме. Направлять налогоплательщику запрос вправе только «своя» налоговая, если такой документ пришел напрямую из налоговой контрагента, то его тоже можно не исполнять».
     3. Запрос инспектора должен быть  обязательно мотивирован. Закон  разрешает налоговикам требовать  документы и вне рамок проверки, если имеется «обоснованная необходимость  в получении информации». В  таком случае в требовании  должны быть приведены конкретные  обстоятельства, послужившие основанием  для направления требования.
     4. При запросе должны четко указываться документы (информацию), которые хочет получить инспекция: наименование или реквизиты требуемых документов, либо данные, позволяющие определить сделку, по которой необходимы документы.
     Допрос  свидетеля осуществляет сотрудник налогового органа по месту его пребывания с обязательным занесением в протокол. Свидетелем может считаться любое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для налогового контроля, однако, физическое лицо вправе отказаться от дачи показаний только по основаниям, предусмотренным законодательством РФ. Допрос также может осуществляться с вызовом в налоговые органы
     Осмотр  помещений и территорий, используемых для  извлечения дохода (прибыли) возможен только в рамках выездной налоговой проверки (п. 1 ст. 92 НК РФ) или, если документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра.
     Пунктом 3 ст. 92 НК РФ предусмотрено, что осмотр производится в присутствии понятых  и при проведении осмотра вправе участвовать лицо, в отношении  которого осуществляется налоговая  проверка, или его представитель, а также специалисты.
     При этом обязательным является составление  протокола, присутствие лица, в отношении которого осуществляется налоговая проверка, или его представитель и понятые.
     Назначение  экспертизы регламентируется ст. 95 НК РФ. Экспертиза назначается в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле.
     Таким образом, мы рассмотрели, что понимается под формой и методом налогового контроля.
     Под формой налогового контроля понимается совершение конкретных действий, мероприятий за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов посредством проведения контрольных процедур – проведение налоговых проверок – выездных и камеральных.
     Однако  «реализация контрольной деятельности происходит лишь путем применения уполномоченными  органами соответствующих методов  контроля».
     Метод налогового контроля – это способы  осуществления конкретных действий, мероприятий за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, от правильного выбора и  применения которых зависит эффективность  проведения того или иного контрольного мероприятия.
     Из  вышесказанного следует вывод, что  формы и методы налогового контроля – это постоянно взаимодействующие и дополняющие друг друга наиглавнейшие элементы налогового контроля, от которых, на практике зависит эффективность функционирования и решения задач налогового контроля. 
 
 
 

     3. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМИ. 

     3.1 Методики оценки эффективности контрольной работы налоговых органов 

     Вопрос  о том, как и с помощью каких  критериев оценивать работу налоговых  органов, по-прежнему остается открытым, хотя разработано и предложено к  использованию немало методик, различных  по информационной базе и целям.
     Первую  группу методик можно условно назвать авторскими. Они подготовлены различными исследователями и являются, по существу, теоретическими разработками, применение которых в практической деятельности налоговых органов затруднительно.
     Вторая  группа методик объединяет те критерии оценки, которые внедряются или когда-либо использовались налоговыми органами.
     Одна  из наиболее используемых методик разработана  и применяется Министерством  по налогам и сборам в городе Москве. Она была предложена для применения всеми вышестоящими инспекциями  МНС, осуществляющими вертикальный (ведомственный) контроль. С помощью  этой методики исследуются и сравниваются уже не только количественные показатели, но и качественные. Предполагается сравнение по следующим показателям:
     Количественные  показатели:
     1. Удельный вес дополнительно начисленных проверками налогов и других платежей в общей сумме налоговых поступлений.
     2. Рост дополнительно начисленных проверками налогов и других платежей в общей сумме налоговых поступлений (как в абсолютных цифрах, так и по удельному весу в общей сумме налоговых поступлений).
     3. Удельный вес финансовых санкций в сумме дополнительно начисленных платежей.
     4. Удельный вес доначислений по камеральным и документальным проверкам (отдельно) в общей сумме дополнительно начисленных налогов и платежей.
     5. Рост дополнительно начисленных сумм по документальным проверкам (в абсолютных цифрах и по удельному весу в общей сумме доначислений).
     6. Процент взыскания (удельный вес взысканных в общей сумме доначислений).
     Качественные  показатели:
     1. Сумма доначислений на одного работника налоговых органов.
     2. Сумма доначислений на одного документально проверенного налогоплательщика.
     Сравнение также ведется и по другим показателям.
     Методика, разработанная в Министерстве по налогам и сборам г. Москвы (методологическим отделом под руководством профессора Д. Г. Черника), лежит в основе многих методик региональных ИМНС, которые иногда дополняют ее «своими» показателями.
     Сопоставление количественных и качественных показателей  различных инспекций позволяет  вполне объективно оценить организацию  контрольной работы, акцентировать  внимание на «узких» местах и нацелить коллективы на решение выявленных проблем. Сопоставление данных нижестоящей  инспекции МНС и вышестоящей  позволяет определить эффективность  работы нижестоящей налоговой инспекции.
     В данной методике используется немалое  число как количественных, так  и качественных показателей. В этом ее неоспоримое достоинство. Другим достоинством является возможность  ее использования при анализе  проблемных участков работы налоговых  органов, сравнения результатов  конкретных инспекторов, инспекций  и т.п. А недостаток ее состоит  в применении большого количества сравниваемых показателей для анализа эффективности работы налоговых органов. Причем, каждому налоговому инспектору (инспекции) присваивается место (балл) с учетом «весомости» конкретного показателя. Таким образом, сравнение осуществляется по всем рассчитываемым показателям на основе присвоенных баллов. Неизбежный субъективизм оценки «весомости» конкретных показателей контрольной работы налоговых органов – второй недостаток данной методики.
     Взяв  за основу предложенную профессором  Д. Г. Черником методику оценки эффективности контрольной работы налоговых органов, Министерство по налогам и сборам РФ разрабатывает и ежегодно уточняет общие рекомендации, содержащие в основном количественные показатели. Многие налоговые инспекции субъектов Федерации рассчитывают такие показатели по предлагаемой методике и применяют их для рейтинговой оценки нижестоящих налоговых инспекций.
     Методика, применяемая в настоящее время, включает:
     – общую оценку показателей эффективности контрольной работы;
     – оценку показателей организации и проведения камеральных налоговых проверок;
     – оценку показателей организации и проведения выездных налоговых проверок;
     – оценку работы с организациями и индивидуальными предпринимателями, не представляющими в налоговые органы налоговую отчетность или представляющими «нулевую» отчетность.
     Для оценки работы управлений МНС России по субъектам Федерации предусмотрены  следующие критерии.
     1. По общей оценке показателей эффективности контрольной работы.
     2. По оценке показателей организации и проведения камеральных проверок.
     3. По оценке показателей организации и проведения выездных проверок.
     4. По оценке работы с организациями, не представляющими в налоговые органы отчетность или представляющими «нулевую» отчетность.
     Для комплексной сравнительной оценки эффективности контрольной работы управлений МНС России по субъектам  Федерации применяются коэффициенты корректировки отдельно взятых показателей: 

       

     где  – соответствующий показатель контрольной работы управления МНС России по субъекту Федерации;
       – соответствующий максимальный показатель контрольной работы управления МНС России по субъекту Федерации из общих показателей по Министерству;
       – соответствующий минимальный показатель контрольной работы управления МНС России по субъекту Федерации из общих показателей по Министерству.
     При использовании коэффициента корректировки  соответствующий показатель контрольной работы управления МНС России по субъекту Федерации упорядочивается в порядке убывания результата контрольной работы, при использовании коэффициента корректировки – в порядке возрастания.
     Оценка  результатов контрольной работы, рассчитанных при сопоставлении  с соответствующим периодом прошлого года удельных весов (долей) отдельно взятых показателей, проводится только по позитивным показателям. Если изменение удельного  веса (доли) по сравнению с предыдущим периодом имеет негативную тенденцию, то этому показателю присваивается  нулевое значение. При этом в расчетах с применением коэффициента корректировки  нулевое значение присваивается изменению удельного веса (доли), полученному со знаком «–», а с использованием – нулевое значение имеет результат со знаком «+».
     Итоговая  оценка результатов контрольной  работы каждого отдельного управления МНС России по субъекту Федерации  осуществляется при суммировании всех показателей, приведенных выше.
     Оценка  результатов контрольной работы производится ежеквартально по показателям  форм статистической налоговой отчетности управлений МНС России по субъектам  РФ.
     Всем  перечисленным методам присущи  некоторые недостатки:
     1. Нечеткое определение терминов и понятий.
     2. Сложность практической реализации предложенных теоретических разработок.
     3. Недоступность полного объема информации для проведения расчетов.
     4. Несмотря на все положительные моменты рейтинговых методик, их существенным недостатком является способ установки баллов. «Вес» показателей, используемых при оценке эффективности работы, «спускается сверху»; таким образом, вопрос, как определить значимость того или иного показателя, остается открытым.
     5. Для оценки работы налоговых органов МНС России используются данные форм статистической налоговой отчетности, в которых невозможно отразить региональные особенности.
     6. Частое изменение налогового законодательства затрудняет анализ некоторых показателей эффективности работы налоговых органов, связанных с налоговыми поступлениями, налоговой базой и т.д., не позволяет выявить временную динамику.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.