Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


научная работа Виды поощрений и ответственность государственных служащих

Информация:

Тип работы: научная работа. Добавлен: 22.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


АКАДЕМИЯ  УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗДЕНТЕ РЕСПБУЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Институт  управленческих кадров
Факультет Управления 

Кафедра административного права 

ВНУТРИАКАДЕМИЧЕСКИЙ КОНКУРС НАУЧНЫХ РАБОТ 
 
 
 

Виды  поощрений и ответственность  государственных служащих 
 
 
 
 
 
 
 

Студент
2 курса, группа  ГУП-3                                                Корчемная Наталья Александровна 

Научный руководитель                                               
магистр юр. наук, преподаватель                             Староказников Александр Юрьевич 
 
 
 

Минск, 2010
РЕФЕРАТ
     Работа  45 с., 3 ч., 42 источника.
      Ключевые  слова: ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУЖАЩИЕ, ПООЩРЕНИЕ, ПООЩРИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО, ЮРИДИЧЕСКАЯ  ОТВЕТСТВЕННОСТЬ,  АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ, ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПРОСТУПОК, ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ КОДЕКС, ДИСЦИПЛИНАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО,  АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
     Объектом  исследования являются общественные отношения, связанные с осуществлением поощрения  и привлечением к ответственности  государственных служащих.
     Предмет исследования составляет законодательство Республики Беларусь, закрепляющее систему мер поощрения и ответственности, применяемых к государственным служащим.
      Целью работы является дальнейшая разработка и углубление теоретической концепции  поощрения и ответственности государственного служащего в административно-правовом аспекте и выработка на этой основе предложений по совершенствованию законодательства. Выполнение данной цели предполагает решение следующих задач:  рассмотреть категорию поощрения, выделить виды поощрения, выявить его значимость и условия применения; проанализировать реализацию института поощрения государственных служащих в Республике Беларусь; исследовать правовые основания наложения юридической ответственности в отношении государственных служащих; определить особенности применения дисциплинарной и административной ответственности к государственным служащим.
     В процессе исследования проводилось  подробное рассмотрение институтов поощрения и ответственности  государственных служащих.
      В результате проведенного исследования выявлены существенные недоработки законодательства. Прежде всего, они связаны с закреплением поощрительного и дисциплинарного производства.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...….…...4
1 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПООЩРЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ.....…..6
2 РЕАЛИЗАЦИЯ ИНСТИТУТА ПООЩРЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ .......11
3 ПОНЯТИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ……………...………………………………….16
3.1 ЮРИДИЧЕСКАЯ  ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ  СЛУЖАЩИХ……………………………………………………………………………..16
3.2 ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ…………………………………………………………………………......19
3.3 АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ …………………………………………………………...………………..33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..……....39
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ….……………………………........41 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ
     Актуальность  данной работы заключается в том, что совершенствование института поощрения и юридической ответственности в рамках правового статуса государственного служащего является одной из центральных проблем современного государственного управления. Следует также сказать, что многие аспекты государственной службы до сих пор не получили должного законодательного закрепления.
     Государственные служащие являются специфической категорией работников, что определено своеобразием деятельности государственных органов, в которых государственные служащие работают. Они выполняют функции государственного органа, решают задачи в экономической, социальной, административно-политической сферах. Все действия государственных служащих осуществляются ими от имени государства и по его поручению. В связи с этим к государственным служащим предъявляются особые повышенные требования и устанавливаются ограничения.
     Проблема  ответственности и поощрения государственных служащих имеет актуальное значение именно в настоящее время, так как большая часть исследований относится еще к советскому периоду и в них не учитываются изменения, которые произошли в системе государственной службы за последние годы.
     Данная  тема в мировой практике получила достаточно высокую степень научной  разработанности. Среди многочисленных авторов следует выделить представителей советского и постсоветского периодов. Первый представлен такими учеными, как Ю. С. Адушкин, Е. И. Маркова, А. А. Абрамова, О. Э. Лейст, В. М. Лебедев. Постсоветский период характеризуется следующими исследователями: Д. М. Овсянко, Д. А. Гавриленко, Д. Н. Бахрах, К. И. Кеник, И. И. Мах, А. Ф. Вишневский, А. Ф. Ноздрачев, К. А. Нефагина и другими.
     Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с осуществлением поощрения и привлечением к ответственности государственных служащих.
     Предмет исследования составляет законодательство Республики Беларусь, закрепляющее систему  мер поощрения и ответственности, применяемых к государственным служащим.
      Целью работы является дальнейшая разработка и углубление теоретической концепции  поощрения и ответственности государственного служащего в административно-правовом аспекте и выработка на этой основе предложений по совершенствованию законодательства. Данная цель определяет задачи настоящей работы:
      1) рассмотреть категорию поощрения,  выделить виды поощрения, выявить  его значимость и условия применения;
      2) проанализировать реализацию института  поощрения государственных служащих в Республике Беларусь;
     3) исследовать правовые основания  наложения юридической ответственности  в отношении государственных  служащих;
     4) определить особенности применения дисциплинарной и административной ответственности к государственным служащим.
     Методологическую основу исследования составили общенаучные и специальные методы, в частности, сравнительно-правовой, формально-юридический структурно-функциональный, сравнительный и системный анализ, диагностика и прогнозирования законодательных процессов в сфере государственной службы.
      Теоретическую и практическую значимость составляют теоретические выводы и практические предложения, содержащиеся в работе. Думается, что они могут представлять определенный интерес непосредственно для государственных служащих, которые в настоящее время задействованы в сфере государственной службы. Также они могут использоваться при подготовке нормативных правовых актов, устанавливающих механизмы поощрительного и дисциплинарного производства в отношении  государственных служащих; для подготовки концепций и программ, определяющих меры по стабилизации соразмерности основания и меры применяемого поощрения либо юридической ответственности, в рамках модернизации государственной службы.
1 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПООЩРЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
      В юридической литературе существует множество подходов к определению  такой категории, как поощрение. Но, какой бы не была дефиниция поощрения, оно преследует одну цель – побуждение к улучшению и повышению производительности труда, осуществлению своих полномочий на более высоком уровне, проявляя при этом решительность, креативность в пределах, установленных законодательством.
      Поощрение – важное средство воспитания государственных  служащих и укрепления служебной  дисциплины [1, с. 167]. Его следует определить как публичное признание заслуг, награждение, оказание общественного почета лицу в связи с достигнутыми успехами в выполнении правовых обязанностей или общественного долга [2, с. 52]. Это, прежде всего, средство положительного воздействия [3, с. 293]. Оно, как стимул, вырабатывает сознательное отношение к делу, способствуют развитию инициативы, смелости и решительность, мобилизуют на преодоление трудностей. Поощрения лучших работников делают их известными, создают им почет и, что очень важно, положительно влияют на коллектив сослуживцев, вызывая стремление следовать их примеру. Задача заключается в том, чтобы с помощью мер материального и морального, а шире – духовного поощрения, наряду с другими формами и методами воспитания, обеспечить правильное понимание государственными служащими своего служебного долга, добросовестное отношение к исполнению должностных обязанностей [1, с. 167].
      Поощрение имеет фактическое основание, индивидуальный характер, проявляется в оценке уже  совершенной работы, в одобрении ее качества [3, с. 293]. Институт поощрения – важнейшая часть законов о государственной службе [4, с. 285]. Эти законы устанавливают виды поощрений, основания применения и полномочия органов, должностных лиц, правомочных их применять [3, с. 293].
      Неполный  перечень поощрений свидетельствует  об их разнообразии. Это позволяет  разделить поощрения по содержанию на три основные группы: материальные (награждение ценным подарком; единовременное денежное вознаграждение и так далее), моральные (награждение нагрудным знаком; занесение на доску почета; предоставление возможности выступить по радио, телевидению с рассказом о своей работе, достижениях; объявление благодарности и другие) и смешанные (досрочное присвоение очередного класса государственного служащего; предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска; награждение грамотой в ряде случаев сопровождается выдачей определенной денежной суммы; повышение в должности) [3, с. 293–294]. Поощрения смешанного типа носят комплексный характер, объединяют в себе признаки моральных и материальных средств положительного воздействия. Моральные поощрения по сравнению с материальными более многообразны и широко применимы [5, с. 70]. Но наибольшее количество мер поощрения следует отнести к мерам смешанного характера [3, с. 294].
      Думается, что преобладание непосредственно  смешанного вида поощрения обусловлено  большей результативностью его применения, так как в данном случае помимо общественного признания, государственный служащий получает материальное вознаграждение. А в сочетании эти два направления представляют лучшую форму стимулирования деятельности государственного служащего. Тем самым обеспечивается одновременная реализация принципов гласности и весомости поощрения.
     По  субъектам поощрение может быть индивидуальным (поощрение конкретного лица) и коллективным (поощрение коллектива, нескольких лиц) [4, с. 285]. Поощрения применяются в каждом случае индивидуально, по решению администрации с учетом личного вклада служащего в решение общих задач государственной службы [5, с. 70]. Но, несмотря на то, что законодательство устанавливает в первую очередь применение индивидуальных поощрений, имеются, однако, и некоторые отступления в пользу коллективных мер поощрения. Так, Дисциплинарный устав органов внутренних дел Республики Беларусь устанавливает, что поощрения в виде объявления благодарности, награждения Почетной грамотой органа внутренних дел могут применяться как к отдельному сотруднику органов внутренних дел, так и в отношении органа внутренних дел [6].
     Действующее законодательство о труде устанавливает два главных вида поощрений: за успехи в труде и за особые трудовые заслуги перед обществом и государством [7, с. 710]. Думается, первое подразумевает в первую очередь добросовестность, исполнительность, где в качестве меры поощрения может выступать практически любая из перечисленных нормативными правовыми актами. Второе же предполагает более креативный подход к исполнению возложенных на государственного служащего обязанностей, значительное проявление инициативы в деятельности государственного служащего, что влечет применение более высоких мер поощрения. Так, Трудовой Кодекс Республики Беларусь в части 3 статьи 196 закрепляет возможность представления служащих за особые трудовые заслуги перед обществом и государством к государственным наградам в соответствии с законом [8].
     При анализе законодательства представляется возможным выделить более детализированные виды поощрений. Так, Федеральный Закон Российской Федерации «О государственной гражданской службе» от 27 июля 2004 года устанавливает следующие виды: объявление благодарности с выплатой единовременного поощрения; награждение почетной грамотой государственного органа с выплатой единовременного поощрения или с вручением ценного подарка; иные виды поощрения и награждения государственного органа; выплата единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет; поощрение Правительства Российской Федерации; поощрение Президента Российской Федерации; присвоение почетных званий Российской Федерации; награждение знаками отличия Российской Федерации; награждение орденами и медалями Российской Федерации [9].
      Для некоторых категорий государственных  служащих могут быть предусмотрены  специфические виды поощрений. Например, виды поощрений, применяемые в отношении сотрудников органов внутренних дел, определены в Дисциплинарном уставе органов внутренних дел. К ним относятся такие, как снятие ранее наложенного взыскания, досрочное присвоение очередного звания и другие [5, с. 70].
     Общими  основаниями для поощрения государственного служащего являются: успешное, качественное и добросовестное исполнение должностных обязанностей; признание заслуг государственного служащего (особые отличия при прохождении государственной службы); продолжительная, безупречная и эффективная служба; выполнение заданий особой важности и сложности; проявленное мужество при исполнении служебных обязанностей [4, с. 285].
     Порядок применения поощрений имеет строго правовую основу, не носит произвольного характера [5, с. 70]. Как правило, принято говорить о четырех стадиях поощрительного производства: возбуждение ходатайства о поощрении; направление представления о поощрении в соответствующий государственный орган; рассмотрение представления о поощрении и принятие решения; практическое осуществление поощрения [4, с. 285]. Меры поощрения к государственным служащим могут применяться только теми органами и руководителями, которым предоставлено такое право. При этом они обязаны применять только поощрения, предусмотренные соответствующими нормативными актами, в пределах предоставленной им власти и в установленном порядке [1, с. 170].
     Поощрения объявляются приказами. Благодарность  может быть объявлена и устно. Факт поощрения государственного служащего заносится в его личное дело [4, с. 285].
     Высокая эффективность поощрений возможна лишь при соблюдении установленных требований по их применению. Важнейшим требованием является соблюдение законности и обоснованности применения любой из мер поощрения. В каждом конкретном случае руководитель, применяющий поощрение, должен определять, насколько заслуженно оно подчиненным и по праву ли объявляется [1, с. 170].
      Немаловажны своевременность и гласность  применения мер поощрения. Поощрение  справедливо и играет воспитательную роль тогда, когда оно следует  возможно более быстро за проявленным отличием, а также когда оно становится широко известным. Поэтому предусмотрено, что поощрения могут объявляться устно или в приказе, на собрании, в торжественной обстановке [1, с. 170].
     Поощрение должно быть значимым, весомым. Поощрение применяется таким образом, чтобы оно стало реальным стимулом для достижения высоких результатов управленческого труда. В этом смысле поощрение является формой стимулирования [4, с. 284–285].
      Таким образом, поощрение имеет большое значение в отношении стимулирования деятельности государственных служащих. В настоящее время существует огромная законодательная база, которая предусматривает возможность применения разнообразных видов поощрения. Причем, следует учитывать соразмерность, своевременность, значимость поощрения, что позволит добиться улучшения осуществления государственными служащими возложенных на них обязанностей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 РЕАЛИЗАЦИЯ ИНСТИТУТА ПООЩРЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
      Порядок и особенности прохождения государственной  службы регулируется нормами административного и трудового права. Следует отметить, что Кодекс законов о труде Республики Беларусь 1972 года содержал определенные критерии поощрения работников за успехи в работе, а именно: образцовое  выполнение   трудовых  обязанностей,  повышение производительности    труда,     улучшение    качества    продукции, продолжительная и  безупречная работа, новаторство в  труде и другие достижения в работе [10].
      Трудовой  Кодекс Республики Беларусь 1999 года данные критерии не воспроизвел, предоставляя уполномоченным органам или руководителям право поощрять государственных служащих за труд, а также за особые трудовые заслуги перед обществом и государством [8]. Таким образом, представляется необходимым легальное закрепление критериев поощрения, так как конкретные виды поощрения работников должны определяться трудовыми достижениями последних [11, с. 344–345].
      В качестве наиболее распространенных мер  поощрения, которые упоминаются  в локальных нормативных актах  субъектов хозяйствования Республики Беларусь, можно назвать: объявление благодарности, выдачу премии, награждение ценным подарком, награждение Почетной грамотой, присвоение различных почетных званий [11, с. 345]. Данные меры поощрения можно отнести к категории «классических». В то же время новые формы предпринимательской деятельности и частный капитал обеспечили необходимость применения новых мер поощрения, которые зачастую именуются «социальным пакетом». В него могут входить такие поощрительные меры, как медицинская страховка, предоставление служебного автомобиля и мобильной связи, абонемент в оздоровительный центр, профессиональное обучение, льготный отдых, дополнительные пенсионные накопления [11, с. 345].
      «Социальный пакет» с успехом применяется практически во всем мире. В нашей стране наблюдается дефицит законодательной базы для применения этого эффективного механизма поощрения и стимуляции служащих [11, с. 345]. Данную проблему представляется возможным разрешить путем внесения дополнений в Закон «О государственной службе в Республике Беларусь». Этот шаг, во-первых, позволит технически обеспечить деятельность государственных служащих, если речь вести о служебных средствах передвижения и связи; во-вторых, приведет к появлению новых мер поощрения, которые будут направлены на укрепление здоровья государственного служащего; в-третьих, повысит социальную защищенность государственного служащего. Необходимость урегулирования «социального пакета» на законодательном уровне обусловлена потребностью в ликвидации злоупотреблений служебным положением.
      Вопросы поощрения регулируются многими  нормативными правовыми актами. Среди  них акты общего и отраслевого  характера. К актам общего характера  следует отнести Закон Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» [12], Трудовой Кодекс Республики Беларусь [8], Закон Республики Беларусь «О государственных наградах Республики Беларусь»[13]. Отраслевая же направленность, как отмечал А. Н. Крамник, наблюдается непосредственно в присвоении таких почетных званий, как «Народный поэт Республики Беларусь», «Народный артист Республики Беларусь», «Заслуженный деятель культуры Республики Беларусь» [3, с. 295].
      Анализ  законодательства Республики Беларусь позволяет выявить отдельные меры поощрения в отношении государственных служащих. Основу законодательства о поощрении государственных служащих составляют такие нормативные правовые акты, как Закон «О государственной службе в Республике Беларусь» и Трудовой Кодекс Республики Беларусь. Первый в пункте 1 статьи 49 устанавливает такие меры поощрений, как объявление благодарности; единовременное денежное вознаграждение; награждение ценным подарком; досрочное присвоение очередного класса государственного служащего по занимаемой должности [12]. Трудовой Кодекс Республики Беларусь, в свою очередь, отдельное внимание уделил таким мерам поощрения, как дополнительные поощрительные отпуска (статья 160), поощрение работников, совмещающих работу с обучением (статья 205), представление к государственным наградам в соответствии с законом за особые трудовые заслуги перед обществом и государством (статья 196) [8].
     В систему государственных наград Республики Беларусь в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственных наградах Республики Беларусь» входят звание «Герой Беларуси» – высшая степень отличия, орден Республики Беларусь, медали Республики Беларусь, почетные звания Республики Беларусь. Данный Закон также содержит подробный перечень критериев награждения той или иной государственной наградой [13]. В соответствии с пунктом 18 статьи 84 Конституции Республики Беларусь правом награждать государственными наградами и присваивать почетные звания наделен Президент Республики Беларусь [14].
     Также Указом Президента Республики Беларусь от 30 сентября 1999 года № 573 утверждено Положение о Республиканской доске Почета. Занесение на доску Почета является общественным признанием и моральным поощрением достижений в социально-экономическом развитии и экономии топливно-энергетических и материальных ресурсов. Здесь же определены следующие критерии поощрения, как выполнение основных целевых показателей прогноза социально-экономического развития; достижение наиболее высоких показателей в научной, научно-технической и инновационной деятельности; наилучшее выполнение задания по экономии ресурсов; выполнение основных показателей Программы социально-экономического развития Республики Беларусь. Обязательными условиями занесения на доску Почета организаций являются: обеспечение высоких показателей трудовой и исполнительской дисциплины, охраны труда и техники безопасности, в том числе отсутствие несчастных случаев на производстве, повлекших смерть работников, непредоставление в течение отчетного года мер государственной поддержки [15].
     Для некоторых категорий государственных  служащих, имеющих особенности правового  статуса, предусмотрены специфические виды поощрений. Так, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 29 мая 2003 года «Об утверждении Дисциплинарного устава органов внутренних дел Республики Беларусь и текста Присяги лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Республики Беларусь», помимо вышеуказанных видов поощрения, к сотрудникам органов внутренних дел могут применяться: досрочное снятие дисциплинарного взыскания, занесение в Книгу почета органа внутренних дел, награждение холодным оружием. По отношению к курсантам учреждений образования Министерства внутренних дел Республики Беларусь предусмотрены также разрешение на увольнение вне очереди из расположения учреждения образования и повышение размера стипендии [6].
     Поощрительное производство не получило должного освещения в таких нормативных правовых актах, как Закон Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» [12], Трудовой Кодекс Республики Беларусь [8]. Как правило, стадии применения поощрений к государственным служащим находят свое отражение непосредственно в локальных нормативных правовых актах, например, в Дисциплинарных уставах.
     Как правило, ходатайствовать перед вышестоящим начальником о применении поощрения в отношении подчиненных лиц имеют право начальники конкретных подразделений, организаций или их заместители. Это могут быть, например, в таможенных органов Республики Беларусь: заместитель начальника таможни, начальник таможенного поста, заместитель начальника таможенного поста, начальник отдела таможни (таможенного поста), заместитель начальника отдела таможни (таможенного поста) [9].
     При определении вида поощрения начальник  соответствующего органа принимает во внимание успешность и добросовестность исполнения должностным лицом своих должностных обязанностей, продолжительность и безупречность службы, выполнение заданий особой важности и сложности [6].
     Применение  поощрений оформляется приказами. Поощрения объявляются сотрудникам  лично или на совещании (собрании). Благодарность, а также снятие дисциплинарного взыскания, наложенного устно, могут быть объявлены как в приказе, так и в устной форме [6]. Приказы о поощрении доводятся до сведения должностных лиц государственного органа [9]. Вручение поощренным сотрудникам ценных подарков, денег, Почетной грамоты (грамоты), нагрудного знака, как правило, производится в торжественной обстановке [6]. Сведения о поощрениях за успехи в работе вносятся в трудовую книжку [16].
     Следует отметить, что нормы, касающиеся поощрительного производства, практически однотипны и дублируются в различных локальных нормативных правовых актах. Однако имеется также определенная специфика применения таких видов поощрения, как представление к государственным наградам, занесение на доску Почета. Так, в соответствующих законодательных актах, а именно: в Законе Республики Беларусь «О государственных наградах Республики Беларусь» [13] и Указе Президента Республики Беларусь «О Республиканской доске Почета» [15] – устанавливается несколько иной перечень оснований применения данных видов поощрения, иной порядок возбуждения ходатайств о поощрении, а также указаны иные субъекты, имеющие право вручать либо объявлять применение поощрения.
     Институт  поощрения получил довольно широкое  распространение в Республике Беларусь. Однако следует указать на некоторые несовершенства законодательства, регулирующего данный вопрос. Думается, что дублирования норм поощрительного производства можно было бы избежать путем закрепления основных категорий и критериев системы поощрения государственных служащих в Законе «О государственной службе в Республике Беларусь» или в Трудовом Кодексе Республики Беларусь при сохранении детализации данных вопросов в подзаконных актах и локальных нормативных правовых актах. Целесообразнее внести изменения непосредственно в Трудовой Кодекс Республики Беларусь, так как таким образом предоставляется возможность установить единые основы поощрительного производства и для других категорий работников. Вносимые дополнения в первую очередь должны регламентировать непосредственно поощрительное производство. Таким образом, представляется возможным дополнить Трудовой Кодекс Республики Беларусь статьей 1961 «Порядок применения поощрений». Это помогло бы избежать многократных повторений в локальных нормативных правовых актах. 

3 ПОНЯТИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
3.1 ЮРИДИЧЕСКАЯ  ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ  СЛУЖАЩИХ
     Юридическая ответственность – это особая (связанная с правонарушением) субъективная обязанность правонарушителя претерпеть предусмотренные законодательством неблагоприятные, карающие его последствия совершенного им противоправного виновного деяния [17, с. 483]. Юридическая ответственность является неотъемлемым элементом правового статуса государственных служащих. Институт ответственности, рассматриваемый через призму правового обеспечения статуса государственных служащих, имеет двойное предназначение. С одной стороны, он является юридической гарантией охраны реализуемых ими служебных прав, а с другой – важнейшим государственно-правовым средством, позволяющим обеспечивать исполнение ими служебных обязанностей [18, с. 18].
      С практической точки зрения при установлении правового статуса государственных  служащих крайне важно учитывать  фундаментальный управленческий постулат: соотношение функций, полномочий и  ответственности должно находиться в эквивалентном состоянии. В случае если ответственность больше функций и полномочий, человек перестает совершать определенные действия, вмененные ему в обязанность, из-за боязни ошибок и наказаний за них. То же будет наблюдаться и в ситуации, когда ответственность меньше функций и полномочий, так как тогда рождается губительное чувство безнаказанности, порождаемое безответственностью. Актуальность нынешнего этапа правового обеспечения реформирования государственной службы как раз и заключается в потребности приведения объема и содержания всей совокупности статусоформирующих элементов государственных служащих в полное соответствие с требованиями совершенствования государственного управления в целях эффективного функционирования государства и развития гражданского общества [18, с. 18].
      С учетом особенностей трудовой функции  государственных служащих, воплощающих  в жизнь функции государства, к государственным служащим предъявляются  повышенные требования относительно их поведения как на службе, так и во внеслужебное время. Нарушения государственными служащими законности и дисциплины, аморальное поведение наносят существенный вред обществу и государству, подрывают авторитет государственных органов [19, с. 58].
     Служебная дисциплина на государственной службе – обязательное для служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом. Служебный распорядок государственного органа может быть определен нормативным правовым актом государственного органа, в котором устанавливается режим службы и время отдыха служащих. Служебный распорядок государственного органа утверждается представителем органа с учетом мнения выборного профсоюзного органа данного государственного органа [4, с. 285–286].
     Ответственность государственных служащих наступает  за нарушение законности и служебной  дисциплины, неисполнение или ненадлежащее исполнение ими своих должностных обязанностей [4, с. 285]. Различают уголовную, административную, дисциплинарную, гражданско-правовую и материальную ответственность. Государственный служащий может быть привлечен к тому или иному виду ответственности в зависимости от вида правонарушения и степени тяжести этого правонарушения [19, с. 58].
      За  совершение уголовных преступлений и административных правонарушений они привлекаются, соответственно, к уголовной и административной ответственности на общих основаниях в соответствии с нормами соответствующих кодексов (Уголовного Кодекса и Кодекса об административных правонарушениях) в порядке, предусмотренном нормами процессуального уголовного или административного права [5, с. 71].
      Закон Республики Беларусь от 14 июня 2003 года «О государственной службе в Республике Беларусь» в статье 56 основаниями для привлечения к ответственности государственных служащих указывает неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине государственного служащего возложенных на него служебных обязанностей, превышение должностных полномочий, нарушение трудовой и исполнительской дисциплины, а также несоблюдение установленных настоящим Законом и иными законодательными актами ограничений, связанных с государственной службой [12]. При наличии указанных оснований государственные служащие могут быть привлечены к дисциплинарной, административной, уголовной и иной ответственности в соответствии с законодательством.
      Выше  указанный Закон также определяет особенности ответственности государственных служащих. Так, согласно статье 58, государственный служащий несет ответственность за неправомерность своих действий. В случае сомнения в правомерности полученных для исполнения приказа, распоряжения государственный служащий должен незамедлительно сообщить об этом в письменной форме своему непосредственному руководителю, руководителю, издавшему приказ, распоряжение, и вышестоящему руководителю. Если вышестоящий руководитель, а в его отсутствие руководитель, издавший приказ, распоряжение, в письменной форме подтверждают указанные приказ, распоряжение, государственный служащий обязан их исполнить, за исключением случаев, когда их исполнение является административно либо уголовно наказуемым деянием. Ответственность за последствия исполнения государственным служащим неправомерных приказа, распоряжения несет подтвердивший эти приказ, распоряжение руководитель [12].
      Таким образом, институт юридической ответственности играет важную роль в системе организации государственной службы. Ответственность государственных служащих позволяет контролировать их деятельность с целью недопущения злоупотреблений в процессе осуществления ими своих полномочий. В отношении государственных служащих предусмотрены все виды юридической ответственности: уголовная, административная, дисциплинарная, материальная и гражданско-правовая. В ряде случаев для них установлена повышенная ответственность, соразмерность ответственности замещаемой должности, санкции, применяемые только в отношении служащего (предупреждение о неполном служебном соответствии, снижение в воинском или специальном звании и другие).  

3.2 ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
     Основным  видом ответственности государственных  служащих является дисциплинарная ответственность [19, с. 59–60]. Основанием привлечения к дисциплинарной ответственности Трудовой Кодекс Республики Беларусь называет наличие дисциплинарного проступка. Согласно статье 197 Трудового Кодекса Республики Беларусь под дисциплинарным проступком следует понимать противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей [8].
     Исходя  из приведенного определения дисциплинарного  проступка, К. И. Кеник выделяет следующие  его признаки: в качестве дисциплинарного  проступка могут выступать как  действия, так и бездействия, которые определены в законе как неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых (служебных) обязанностей; ответственность наступает исключительно за виновные действия, то есть вина является обязательным признаком дисциплинарного проступка; дисциплинарный проступок выражается в виде нарушений трудовых (служебных) обязанностей работника; за совершение дисциплинарного правонарушения на работника может быть наложено дисциплинарное взыскание [19, с. 60].
     Дисциплинарный  проступок состоит из следующих элементов: субъект должностного проступка – конкретный государственный служащий; субъективная сторона состава – отношение государственного служащего к совершенному им деянию в виде вины; объект состава – интересы государства, права, обязанности, интересы государственного органа, руководителя, служебные правила и так далее; объективная сторона – время, место, обстановка, средства совершения должностного проступка, а также конкретные деяния, нарушающие правила, интересы, права, обязанности [20, с. 324].
     Наиболее серьезными должностными проступками являются те из них, которые приводят к нарушению или неисполнению законов, указов Президента и решений судов [21, с. 149]. Декретом Президента Республики Беларусь № 29 пунктом 5 установлено, что неисполнение Конституции Республики Беларусь, решений Президента Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, постановлений Совета Министров Республики Беларусь и судебных постановлений при осуществлении должностных обязанностей является грубым нарушением трудовых обязанностей [22].
     Следует отметить, что в дисциплинарном производстве отсутствует перечень нарушений, которые  являются дисциплинарным проступком и  могут повлечь применение дисциплинарных взысканий [19, с. 63]. Как писал В. М. Манохин, такой перечень составить практически невозможно из-за большого разнообразия проступков и различных условий [23, с. 182].
     Дисциплинарная  ответственность – это ответственность, применяемая к государственному служащему руководителем государственного органа, в котором он работает, за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него служебных обязанностей. Дисциплинарная ответственность заключается в применении к виновному одного из видов дисциплинарного взыскания, предусмотренных соответствующим законодательным актом. Дисциплинарная ответственность может быть применена при наличии следующих условий: неисполнение государственным служащим возложенных на него служебных обязанностей; наличие вины государственного служащего; противоправность действий государственного служащего [19, с. 60]. Дисциплинарная ответственность применяется в порядке служебного подчинения, во внесудебном порядке [5, с. 71].
     Исходя  из всего вышесказанного, представляется возможным назвать основные признаки дисциплинарной ответственности, которыми являются: дисциплинарная ответственность выражается в наложении на служащего дисциплинарного взыскания; она применяется уполномоченным должностным лицом, находящимся в одном государственном органе и привлекаемым к ответственности; применяется в порядке служебного подчинения; применение взысканий осуществляется в соответствии со специальными правовыми нормами; основанием является дисциплинарный проступок [3, с. 296].
     Особенности или специфические черты дисциплинарной ответственности связаны с тем, что она возникает в сфере трудовых отношений субъекта и связана с выполнением им служебных функций. Ее субъектом является член трудового коллектива, к которому предъявляются требования по соблюдению трудовой дисциплины. Помимо особых дисциплинарных взысканий применяются и взыскания морально-правового характера, такие, как замечание, выговор, лишение нагрудного значка и так далее. Санкции носят как персонифицированный, так и индивидуализированный характер, что подразумевает применение к каждой группе лиц – военнослужащим, прокурорам и другим – индивидуальных санкций по особым соответствующим основаниям [5, с. 71].
     Надлежащая  дисциплина в государственном аппарате – необходимое условие его  эффективной и стабильной работы. Режим дисциплины предполагает, что  каждый государственный служащий неукоснительно соблюдает правила поведения, установленные в государственном органе, своевременно и четко выполняет данные ему вышестоящим руководителем законные поручения. Дисциплина заключается в правильном сознании и в неуклонном выполнении служебного долга, а затем и в бдительном охранении того и другого. Таким образом, режим дисциплины предполагает как бы две неразрывно связанные составляющие: с одной стороны, сознательное исполнение государственным служащим его должностных обязанностей, а с другой – обеспечение такового исполнения самим государством [24, с. 57].
     Содержание  дисциплинарной ответственности как  правового института включает три  группы правовых норма – материальные; процессуальные; материально-процессуальные. Первые регулируют главным образом основания ответственности и виды взысканий. Вторые определяют порядок, процедуру применения первых. А третьи, в свою очередь, регулируют смягчающие и отягчающие обстоятельства, условия освобождения от ответственности и так далее [2, с. 63].
     Дисциплинарная ответственность различается по субъектному составу и источнику правового регулирования. Согласно этому критерию она может быть общей и специальной [5, с. 72]. Общая дисциплинарная ответственность предусмотрена Трудовым Кодексом Республики Беларусь и Правилами внутреннего трудового распорядка. Она распространяется на всех работников [19, с. 61], в том числе на тех, для которых установлена специальная дисциплинарная ответственность [7, с. 714]. К мерам общей дисциплинарной ответственности, согласно статье 198 Трудового Кодекса, относятся замечание, выговор, увольнение [8]. Подобные меры носят исключительно дисциплинарный характер. Их не существует в сфере иных видов юридической ответственности [3, с. 296]. Этот перечень дисциплинарных взысканий является закрытым и не может быть дополнен Правилами внутреннего трудового распорядка.
     В соответствии с частью 2 статьи 198 Трудового  Кодекса для отдельных категорий работников с особым характером труда могут предусматриваться также и другие меры дисциплинарного взыскания, а статья 204 указывает, что особенности дисциплинарной ответственности работников транспорта, таможенной службы и других категорий работников с особым характером труда устанавливаются Правительством Республики Беларусь [8]. Ответственность, установленная уставами и положениями о дисциплине, – это специальная дисциплинарная ответственность. Следует отметить, что она может быть установлена и законами, например, Законом «О государственной службе в Республике Беларусь» [12], Законом «О прокуратуре» [25], указами Президента Республики Беларусь, например, Дисциплинарный устав должностных лиц таможенных органов [9] и другими [19, с. 61].
     Специальная дисциплинарная ответственность характеризуется  четким определением круга лиц, на которые  она распространяется, более широким понятием дисциплинарного проступка, установлением более широкого перечня мер дисциплинарного взыскания, дифференциацией мер дисциплинарного взыскания в зависимости от содержания трудовой функции, применением более строгих мер дисциплинарного взыскания, определением объема дисциплинарной власти различных должностных лиц [19, с. 61].
     Специальная ответственность в свою очередь  делится на ответственность государственных  служащих, осуществляющих управленческие функции; ответственность по уставам о дисциплине; ответственность судей, прокуроров, следователей по специальным положениям; ответственность учащихся, студентов за нарушения учебной дисциплины и правил общежития; ответственность лиц, занятых в воинской внутренней и военизированной службах; ответственность лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях [5, с. 72].
     Исходя  из дисциплинарных взысканий, которые  могут быть применены к государственным  служащим следует, что дисциплинарная ответственность государственных  служащих – специальная ответственность [19, с. 61–62]. Такая специальная ответственность государственных служащих устанавливается Законом «О государственной службе в Республике Беларусь». За неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей статья 57 данного Закона предусматривает применение к государственным служащим следующих мер дисциплинарного взыскания: замечание; выговор; увольнение с занимаемой должности в соответствии с настоящим Законом, законодательством о труде и иными законодательными актами; а также применение иных мер дисциплинарного взыскания, предусмотренных законодательством [12]. Наряду с указанными видами дисциплинарного взыскания, эта же статья вышеуказанного Закона устанавливает и другие специфические меры дисциплинарного взыскания: предупреждение о неполном служебном соответствии; понижение в классе государственного служащего на срок до шести месяцев и другие [7, с. 716].
     На  некоторых государственных служащих могут налагаться меры как общей, так и специальной дисциплинарной ответственности. К ним, в частности, относятся служащие государственного аппарата и судьи [5, с. 72].
     Судьи привлекаются к общей дисциплинарной ответственности за несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка, совершение иного служебного проступка в соответствии с законодательством о труде, а к специальной дисциплинарной ответственности – за нарушение требований законодательства при осуществлении правосудия и за нарушение Кодекса чести судьи Республики Беларусь. В качестве дисциплинарных взысканий к ним могут применяться замечание; выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; понижение в квалификационном классе судьи на срок до шести месяцев; освобождение от должности [26].
     Следует также отметить, что есть группы государственных служащих, которые  несут исключительно специальную  дисциплинарную ответственность. К  ним относятся прокурорские работники, военнослужащие, сотрудники органов  внутренних дел, таможни и другие [5, с. 73].
     Прокурорские  работники несут ее в соответствии с Положением о прохождении службы в органах прокуратуры. Они могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине прокурорского работника возложенных на него служебных обязанностей, превышение должностных полномочий; несоблюдение ограничений, связанных со службой в органах прокуратуры, установленных Конституцией Республики Беларусь, иными законодательными актами и настоящим Положением; нарушение служебной дисциплины, совершение действий, дискредитирующих звание прокурорского работника и не совместимых со службой в органах прокуратуры. Пункт 53 данного Положения предусматривает возможность наложения следующих дисциплинарных взысканий: замечание; выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; понижение в классном чине на срок до шести месяцев; понижение в должности на срок до шести месяцев; лишение нагрудного знака органов прокуратуры; освобождение от занимаемой должности (увольнение); освобождение от занимаемой должности (увольнение) с лишением классного чина [27].
     Порядок привлечения государственных служащих к дисциплинарной ответственности  не установлен Законом «О государственной службе в Республике Беларусь». Порядок и сроки применения дисциплинарных взысканий, органы, руководители, правомочные применять дисциплинарные взыскания, порядок обжалования, снятия и погашения дисциплинарных взысканий определяются законодательством о труде и иными актами законодательства [12]. Поэтому на государственных служащих распространяется общий порядок наложения, снятия и обжалования дисциплинарных взысканий, установленный трудовым законодательством [19, с. 64].
     Как и процессуальным формам иной юрисдикции, дисциплинарному производству присуща  стадийность развития, поскольку дело о дисциплинарном проступке проходит несколько стадий от своего возникновения до исполнения или в надлежащих случаях – прекращения [28, с. 76]. Существуют различные точки зрения по этому поводу. Так, Б. И. Жерлицын выделил пять стадий: возбуждение дисциплинарного преследования, рассмотрение дела, наложение, обжалование и исполнение взыскания. В свою очередь [28, с. 76], А. А. Абрамова говорила о таких стадиях, как выявление дисциплинарного правонарушения и подготовка дела, рассмотрение дела и наложение взыскания, прекращение процесса [29, с. 138]. А О. Э. Лейст полагает, что довольно четко в законодательстве определены следующие стадии: возбуждение дисциплинарного дела, проверка, подготовка решения, его вынесение (право обжалования) [30, с. 137].
      В. М. Лебедев разделяет дисциплинарное производство на четыре обязательные и две факультативные стадии. К  первым он относит возбуждение дисциплинарного  преследования, подготовку материалов к рассмотрению дела, рассмотрение дела и выбор меры воздействия, издание и исполнение приказа о взыскании. В числе факультативных стадий называются обжалование взыскания, а также прекращение дисциплинарного воздействия в результате пересмотра дела [31, с. 125–128]. Ю. С. Адушкин говорит о необходимости выделения еще одной стадии, отличной от возбуждения, рассмотрения и решения дела, исполнения решения и пересмотра его по жалобе, – стадию пересмотра в порядке надзора [28, с. 79].
      Следует отметить, что какая-либо часть юридического процесса может быть названа стадией  лишь тогда, когда ей свойственны специфичность конкретных задач и своеобразие круга субъектов, содержания и значения их процессуальной деятельности [28, с. 78]. Действующее законодательство и дисциплинарная практика позволяют выделить три варианта стадийности дисциплинарного производства.
      Первый  – это упрощенное дисциплинарное производство, связанное с объявлением  устного взыскания виновному  и протекающее в самой элементарной форме. Круг субъектов ограничен  здесь двумя лицами – наказывающим и наказываемым, и в устном объявлении взыскания подчиненному лицу после оперативного выяснения обстоятельств нарушения неразличимо сливаются рассмотрение, решение дела и исполнение взыскания. Также теоретически не исключается возможный пересмотр решения по жалобе или в ином порядке. Таким образом, структура упрощенного процесса может быть представлена совокупностью стадий: оперативного дисциплинарного разбирательства; пересмотра решения о взыскании по жалобе; пересмотра решения о взыскании в порядке надзора. Специфика данного варианта производства состоит в том, что он исключен для тех видов дисциплинарной ответственности, где не предусмотрено устное наложение взыскания, а также где субъектом дисциплинарной власти служит коллегиальный орган. В этих случаях обязательными стадиями процесса будут рассмотрение и решение дисциплинарного дела и исполнение решения, а при рассмотрении материалов коллегиальным органом – еще и возбуждение дела [28, с. 79–80].
      Два других варианта развития дисциплинарного  производства связаны с изданием письменного акта о наложении взыскания. Его принятию могут также предшествовать непосредственное обнаружение проступка начальником и его собственное, тут же следующее за таким обнаружением разбирательство, которое не охватывает собой действий по исполнению принятого решения. Этот вариант дисциплинарного процесса можно назвать сокращенным производством. Схема стадий должна включать: рассмотрение и решение дела; исполнение решения по делу; пересмотр решения по жалобе; пересмотр решения в порядке надзора (две последние стадии, как и в упрощенном производстве, носят факультативный характер). Сокращенное дисциплинарное производство возможно при коллегиальном субъекте дисциплинарной власти [28, с. 80].
      Наряду  с упрощенным, а также сокращенным  вариантами производство может развиваться и в более сложной форме. В данном случае речь идет о возбуждении перед субъектом дисциплинарной власти вопроса об ответственности подчиненного ему лица, о возможном проведении служебной проверки обстоятельств нарушения перед рассмотрением и решением дела о проступке. Этот вариант носит название обычного производства. Оно присуще всем видам дисциплинарной ответственности, а для тех из них, где субъектом дисциплинарной власти признается лишь коллегиальный орган, обычное производство – единственно возможная процессуальная форма. Обычное дисциплинарное производство состоит из следующих основных и факультативных стадий: возбуждения производства; дисциплинарной проверки (расследования); рассмотрения и решения дисциплинарного дела; исполнение решения по делу; пересмотр решения по жалобе; пересмотр решения в порядке надзора [28, с. 80–81].
     Таким образом, дисциплинарное производство может проходить через различное  количество стадий в зависимости  от специфики рассматриваемого дисциплинарного  дела. Законодатель допускает эту возможность потому, что установить единый порядок процесса, удовлетворяющий потребностям и обстоятельного исследования дела, и его быстрого решения, было бы невозможно, если учесть разнотипность дисциплинарных нарушений и возможность применения устных взысканий. Усложненная процедура просто иногда не целесообразна ввиду простоты и очевидности проступка, признание его факта виновным и вытекающей отсюда необходимости самого оперативного реагирования. Эти соображения и предполагают соответствующую дифференциацию процесса [28, с. 81].
     Дисциплинарное  производство возбуждается лицами начальствующего  состава. Причем за ними закрепляется обязанность предварительно проверить сведения о дисциплинарном проступке государственного служащего, в отношении которого дисциплинарное производство возбуждается, путем получения от него и иных лиц письменных объяснений и других необходимых материалов [8]. В свою очередь статья 116 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей закрепляет возможность судьи представить дополнительные объяснения или заявить ходатайство о проведении дополнительной проверки. Отказ в ходатайстве сообщается в письменной форме [26].
     До  применения дисциплинарного взыскания  от сотрудника органов внутренних дел, привлекаемого к дисциплинарной ответственности, должно быть истребовано письменное объяснение [6]. Отказ от дачи объяснения не является препятствием для возбуждения дисциплинарного производства и применения взыскания и оформляется актом с указанием присутствующих при этом свидетелей [8].
     По  фактам нарушения служебной дисциплины при необходимости проводится служебное  расследование [9]. Данное положение закреплено в большинстве локальных нормативных правовых актах, что определяет необходимость внесения соответствующих дополнений в Трудовой Кодекс Республики Беларусь.
     Обеспечение дополнительной защиты государственных  служащих в Республике Беларусь может  быть связано с деятельностью  специально созданных коллегиальных  подразделений в государственных  органах – дисциплинарных комиссиях, состоящих из представителей руководства и рядовых государственных служащих, на которые, по аналогии с дисциплинарными советами во Франции, следует возложить обязанности предварительного рассмотрения вопросов о привлечении к дисциплинарной ответственности государственных служащих. Следует отметить, что в Республике Беларусь имеется большая практика работы схожих по назначению органов в Вооруженных Силах – судов чести [32, с. 145].
     Дисциплинарные  взыскания по своему характеру неодинаковы. Одни из них сугубо морального характера – замечание, выговор, другие – совмещенные, то есть содержат как моральный аспект, так и материальное воздействие – понижение в классе, увольнение с занимаемой должности [3, с. 296]. В отличие от поощрений, которые могут применяться в различных сочетаниях, меры дисциплинарного воздействия применяются по одному [33, с. 130]. Данная мысль закрепляется в части 3 статьи 199 Трудового Кодекса Республики Беларусь: за каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание [8]. В то же время к государственным служащим, совершившим дисциплинарный проступок, независимо от применения мер дисциплинарного взыскания могут быть применены дополнительные меры правового воздействия: лишение премий, изменение времени предоставления трудового отпуска и иные меры [19, с. 65]. Такие меры воздействия, в том числе можно назвать и лишение или уменьшение надбавки за сложность и напряженность в работе, применяемые к служащим, мерами дисциплинарного воздействия не являются. Виды и порядок применения этих мер определяются правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, соглашением, иными локальными нормативными актами [34, с. 49]. Дисциплинарные взыскания, за исключением увольнения служащего в качестве меры дисциплинарного взыскания, в трудовую книжку не записываются [7, с. 716].
      Если  после применения дисциплинарного  взыскания служащий продолжает не выполнять  возложенные на него обязанности, то возможно применение к нему нового дисциплинарного взыскания. В данном случае имеет место продолжающийся дисциплинарный проступок, который прекращается лишь надлежащим выполнением требуемого [19, с. 65].
     В соответствии со статьей 199 Трудового  Кодекса Республики Беларусь дисциплинарное взыскание оформляется приказом (распоряжением), постановлением лица, его налагающего. Приказ (распоряжение), постановление о дисциплинарном взыскании с указанием мотивов объявляется служащему под роспись в пятидневный срок. Служащий, не ознакомленный с приказом (распоряжением), постановлением о дисциплинарном взыскании, считается не имеющим дисциплинарного взыскания. Отказ служащего от ознакомления с приказом (распоряжением), постановлением оформляется актом с указанием присутствующих при этом свидетелей [8].
      В случае несогласия государственного служащего с решением о привлечении его к дисциплинарной ответственности он вправе в письменной форме обжаловать это решение вышестоящему руководителю (начальнику вышестоящего государственного органа, комиссии органа по служебным спорам) и (или) оспорить в суде [4, с. 288].
     Согласно  статье 203 Трудового Кодекса Республики Беларусь орган (руководитель), применивший взыскание, имеет право снять его досрочно до истечения года по собственной инициативе, по ходатайству непосредственного руководителя, профсоюза или иного представительного органа (представителя) служащих, а также по просьбе служащего. Досрочное снятие дисциплинарного взыскания оформляется приказом (распоряжением), постановлением [8]. С государственного служащего может быть снято только одно дисциплинарное взыскание [4, с. 287–288].
     Если  в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания государственный служащий не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не подвергавшимся дисциплинарному взысканию. При этом дисциплинарное взыскание погашается автоматически без издания приказа (распоряжения), постановления [8].
     В течение срока действия дисциплинарного  взыскания меры поощрения к государственному служащему не применяются, за исключением  досрочного снятия ранее наложенного дисциплинарного взыскания [4, с. 288].
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.