На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Формирование основных конкурентных стратегий и условия их применения

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 23.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ
БАШКИРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
БАШКИРСКАЯ  АКАДЕМИЯ КОМПЛЕКСНОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ  ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 
 
 

КАФЕДРА МАРКЕТИНГА И РЕКЛАМЫ 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
Студентки группы М- 01-06 5 курса дневного отделения
Мунировой Гузель Робертовны 

на тему «Формирование основных конкурентных стратегий и условия их применения» 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                          научный руководитель:
Габдуллина  Ляля Маратовна
«____»____________20___г. 
 

Уфа- 2010
Содержание 

Введение                                                                                                                3
Глава 1. Основные подходы к определению стратегий  конкуренции              5         
      Понятие конкуренции и ее виды                                                                  5
      Конкуренция и конкурентные силы                                                        11
      Формирование основных конкурентных стратегий                              21
 
Глава 2. Особенности  применения основных конкурентных стратегий на примере рыночных ситуаций                                                                            26
2.1.   Применение стратегий на примере рыночной ситуации                          26                                                                                                
2.2.   Принятие решения по выбору конкурентной стратегии                        30
 
Заключение                                                                                                           33
Список литературы                                                                                                34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
     Актуальность. Конкуренция – это одна из главных движущих сил рынка. Не зная своих конкурентов, не владея информацией о том, каковы их сильные и слабые стороны, нельзя получить выгоды в конкурентной борьбе. Но, помимо знания своих конкурентов, необходимо учитывать и влияние конкурентных сил, действующих на рынке.
        Ни одно предприятие  не может достичь превосходства  над конкурентами по всем коммерческим характеристикам товара и средствам его продвижения на рынке. Необходим выбор приоритетов и выработка стратегии, в наибольшей степени соответствующей тенденциям развития рыночной ситуации и наилучшим способом использующей сильные стороны деятельности предприятия. В отличие от тактических действий на рынке стратегия конкуренции должна быть направлена на обеспечение преимуществ над конкурентами в долгосрочной перспективе. Все это обуславливает актуальность данной работы.
        Объектом курсовой работы является стратегическая деятельность на предприятии.
        Предметом являются стратегии конкуренции.
        Цель курсовой работы - определить принципы выбора базовой стратегии конкуренции. Для этого решаются следующие задачи:
      1) Дать определение понятию конкуренция и охарактеризовать ее основные виды;
      2)  Определить наиболее важные конкурентные  силы;
      3)  Изучить формирование базовых  стратегий конкуренции
      4) Выявить особенности применения базовых стратегий конкуренции на примере рыночных ситуаций.
      5) Выделить факторы, влияющие на  принятие решения по выбору  стратегии конкуренции.
      Курсовая  работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
      Первая  глава посвящена определению  конкуренции и ее видам, основным конкурентным силам и формированию базовых стратегий конкуренции.
      Во  второй главе описываются базовые  стратегии конкуренции на примере  рыночной ситуации, и выявляются основные факторы, влияющие на принятие решения по выбору стратегии конкуренции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Основные подходы  к определению  стратегий конкуренции.
        Понятие конкуренции и ее виды
     В рыночной экономике конкуренция  представляет собой экономическую  борьбу за достижение лучших результатов и свободу выбора, который реализуется в виде стремления получить прибыль.
     Понятие конкуренции сложное и многогранное, а, следовательно, объяснение его сущности обуславливается ограничениями  и толкованиями в разных контекстах.
     А. Смит, раскрывая значение этой категории, за основу взял поведение индивидуальных продавцов, которые соревнуются на рынке за более выгодную куплю и продажу.1
     А. Курно, точнее  определяет это явление, подчеркивая важность большого количества конкурентов: «Рыночная конкуренция несовершенна до тех пор, пока цена превышает максимальные затраты фирмы, и эта разность приближается к нулю, если число конкурентов направляется к бесконечности».
          Конкуренция в  РФ2  -  состязательность  хозяйствующих субъектов,  при которой их  самостоятельные  действия  эффективно  ограничивают  возможность каждого из  них  односторонне  воздействовать  на  общие  условия  обращения товаров на соответствующем товаром рынке.
     Изучив  эти подходы можно дать определение  конкуренции. Конкуренция - это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров, услуг. Борьба за экономическое выживание и процветание – закон рынка. Конкуренция может существовать только при определённом состоянии рынка. Разные виды конкуренции зависят от определённых показателей состояния рынка.
     Основными показателями являются:
     а) Количество фирм (хозяйственных, промышленных, торговых
     предприятий, имеющих права юридического лица), поставляющих товары и услуги на рынок;
     б)  Свобода вхождения предприятия  на рынок и выхода из него;
     в) Дифференциация товаров (придание определённому  виду товара одного и того же назначения разных индивидуальных особенностей –  по фабричной марке, качеству, цвету  и др.);
     г) Участие фирм в контроле над рыночной ценой.
     В середине 20-го столетие были сформированы общие понятия относительно видов  конкуренции, которые нашли свое выражение в классических моделях: совершенной конкуренции, монополистической, олигополистической конкуренции и чистой монополии3.
     Совершенная (чистая) конкуренция: на рынке участвует  множество независимых фирм, самостоятельно принимающих решение, что производить  и в каком объеме. Особенность - большое количество предприятий, которые  реализуют стандартную продукцию; отсутствует контроль над ценами; эластичный спрос; неценовые методы конкуренции не практикуются; отсутствуют препятствия организации бизнеса. Условия существования данного вида конкуренции: объем производства отдельной фирмы незначителен и не оказывает влияние на цену товара; товары однородны; покупатели хорошо информированы о ценах; продавцы независимы друг от друга; рынок не ограничен, т.е. возможен свободный доступ любого, кто пожелает стать предпринимателем. Сферой наибольшего распространения является производство сельскохозяйственной продукции фермерскими хозяйствами.
     Несовершенная конкуренция: этот вид конкуренции  появился в связи с образованием монополий. Характеризуется концентрацией  капитала, возникновением различных  организационных форм предприятия, усиления контроля за природными, материальными и финансовыми ресурсами, а также воздействие научно-технического прогресса. Подвидами являются монополия и олигополия. Монополия - это исключительное право производства, принадлежащее одному лицу, группе лиц или государству. Монополистические фирмы создают барьеры для вхождения на рынок новых фирм, ограничивают доступ к источникам сырья и энергоресурсам, используют высокий уровень технологий, применяют более крупный капитал. Особенность - большое количество предприятий, которые реализуют дифференцированную продукцию; диапазон контроля цен узкий; спрос эластичный; используются неценовые методы конкуренции. Больше всего распространено в розничной торговле.
     Олигополистическая конкуренция - это существование нескольких фирм, обычно больших, на плечи которых приходится основная часть продаж отрасли. Особенность - небольшое количество предприятий; диапазон контроля цен зависит от уровня согласованности действий предприятий; преимущественно неценовая конкуренция; существенные препятствия организации бизнеса. Сфера распространения-металлургическая, химическая, автомобильная промышленность, производство компьютеров.
     Чистая  монополия. Особенность - одно предприятие, которое производит уникальную продукцию, не имеющую эффективных заменителей; контроль над ценами значительный; выход на рынок другим предприятиям заблокирован. Наиболее присутствует в сфере коммунального хозяйства, связи.
     Анализируя  конкуренцию, нужно выделить понятия  «отраслевой» и «межотраслевой» конкуренции. Отраслевая конкуренция предусматривает соперничество одного вида товара или услуг за наиболее выгодные условия реализации, за большую часть рынка. Межотраслевая конкуренция появляется в соревновании за лучшие условия использования ресурсов, которые в результате из низко-рентабельных отраслей направляются в высокорентабельные секторы экономики. Термин «межотраслевая конкуренция» характеризует и другое явление - соперничество между производителями товаров заменителей, которые удовлетворяют одну и ту же потребность.
     В зависимости от того или иного  инструмента, который применяется  продавцами для привлечения круга  покупателей своего товара на рынке, конкуренция принимает разные формы. Одной из главных является ценовая конкуренция.
     В ценовой конкуренции основным способом соперничества является снижение цен производителем или продавцом на свои товары. Предприятие может использовать преимущества более низких затрат или сознательно терять прибыль, для того чтобы закрепить за собой большую часть рынка. В современных условиях на Западе в большинстве отраслей открытая ценовая конкуренция не действует, поскольку снижение цен у одного из производителей или продавцов товара вызовет аналогичные действия и у конкурентов, что не изменяет позиции фирмы на рынке, а лишь уменьшает прибыльность отрасли в целом.
     Другой  формой конкуренции является неценовая, при которой более выгодное положение на рынке завоевывается благодаря качественным характеристикам деятельности продавца, его особым имиджем, дополнительными условиями обслуживания.
     Функции конкуренции.
     Функция регулирования. Для того чтобы устоять  в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель. Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в  те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.
     Функция мотивации. Для предпринимателя  конкуренция означает шанс и риск одновременно:
    предприятия, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или производят ее с меньшими производственными затратами, получают вознаграждение в виде прибыли (позитивные санкции). Это стимулирует технический прогресс;
    предприятия, которые не реагируют на пожелания клиентов или нарушения правил конкуренции своими соперниками на рынке, получают наказание в виде убытков или вытесняются с рынка (негативные санкции).
     Функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы к более высокой  продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и  домашних хозяйств в соответствии с  их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.
          Функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена. Политика в области конкуренции призвана заботиться о том, чтобы конкуренция могла выполнять свои функции.
     В каждой рыночной экономике существует опасность того, что участники конкурентной борьбы попытаются уклониться от обязательных норм и риска, связанных со свободной конкуренцией, прибегая, например, к сговору о ценах или имитации товарных знаков. Поэтому государство должно издавать нормативные документы, которые регламентируют правила конкурентной борьбы и гарантируют:
      -качество  конкуренции;
      -само  существование конкуренции;
      -цены  и качество изделий должны  быть в центре внимания конкуренции;
      -предлагаемая  услуга должна быть соразмерной  по цене и другим договорным условиям;
      -защищенные  правовыми нормами товарные знаки  и марки помогают покупателю  различать товары по их происхождению  и своеобразию, а также судить  о некоторых их качествах;
      -ограниченная  по времени патентная защита (20 лет) и зарегистрированные промышленные образцы, а также образцы промышленной эстетики.
       Таким образом, не всякая конкуренция способствует эффективному функционированию рынка – недобросовестная конкуренция оказывает негативное воздействие на экономику. Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» запрещает недобросовестную конкуренцию, для которой характерно распространение ложных, неточных и искаженных сведений, способных нанести ущерб другим хозяйствующим субъектам; самовольное использование товарных знаков фирменных наименований, маркировки и внешнего оформления товаров других фирм; получение, использование, разглашение научно-технической, производственной, коммерческой и иной информации без согласия ее владельцев.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Конкуренция и конкурентные силы
      Конкурентные силыактивно действующие на рынке факторы, составляющие суть конкурентной борьбы на нем.
           На рынке все силы действуют  не изолированно, а в очень  сложной взаимосвязи, которая  реализуется в состоянии конъюнктуры рынка.
      Существует много подходов к определению наиболее важных факторов конкурентной борьбы. Далее рассмотрим некоторые из них.
      Модель стратегического планирования 3К (3C)4 была разработана Кеничи Омае, известным японским специалистом в области корпоративных стратегий. Модель 3К является попыткой стратегического взгляда на факторы, необходимые для успеха компании на рынке.
      В рамках этой модели, выделяется 3 ключевых фактора успеха компании, на которых  должен сконцентрироваться специалист, занимающийся разработкой стратегии - это три главных игрока в процессе реализации стратегии 3К (3C):
    Компания (Corporation);
    Клиент (Client);
    Конкуренты (Competitors).
      Только  объединив эти три фактора в «стратегический треугольник» можно достичь устойчивого стратегического конкурентного преимущества.
      Соответственно, на основе этих факторов, Омае выделяет возможные типовые стратегии, направленные на достижение устойчивого конкурентного преимущества для компании.
      Компания: стратегия компании должна быть нацелена на максимизацию преимуществ компании относительно конкурентов в областях, наиболее критичных для достижения успехов отрасли.
      1) Выборочность и последовательность.  Чтобы победить в конкурентной борьбе, компании нет необходимости быть лидером во всех функциональных областях, важных для данной отрасли. Если она может достичь решающего превосходства в одной, но самой важной области, она сможет превзойти конкурентов и во всех других областях, которые сейчас у нее на среднем для отрасли уровне.
      2) Решение вопроса «производить или покупать».
      В случае быстрорастущих издержек, наиболее критичным решением для компании становится решение о привлечении субподрядчиков для выполнения значительной части их внутренних производственных операций. За счет этого можно добиться устойчивого лидерства в издержках - если конкуренты не смогут оперативно ответить изменением собственной структуры издержек. Другим источником лидерства в издержках при аутсорсинге может стать способность гибко менять объем производства в соответствии с изменениями спроса.
      3) Повышение эффективности затрат.
      Повышение эффективности затрат может быть выполнено тремя основными методами. Первый - за счет более эффективного снижения основных издержек, чем это могут сделать конкуренты. Второй метод - быть более разборчивым в выборе принимаемых заказов от клиентов, производимых продуктов, выполняемых функций.
          Клиент:  ориентация на клиента является основой любой стратегии. «Нет сомнений, что первоочередной задачей корпорации должны быть интересы ее клиентов, нежели акционеров или других заинтересованных сторон. В долгосрочной перспективе, корпорации искренне заинтересованные в своих клиентах будут представлять интерес и для инвесторов».
      1) Сегментирование по целям.
      Дифференциация  должна быть выстроена на основе того,  что различные потребители используют (приобретают) товар различными способами. Это и должно быть главным принципом сегментации – выделять такие группы, чтобы разрабатывать для них специализированные предложения.
      2) Сегментирование по охвату рынка.
      Выбранные сегменты не должны быть слишком малы. Стратегическая сегментация должна быть основана на изучении и сравнении  затрат на маркетинг с потенциальным размером рынка. Всегда существует критическая точка, после которой соотношение прибыли и затрат начинает сокращаться (убывающая предельная эффективность). Поэтому задача Компании - поиск оптимального масштаба покрытия рынка. Относительные маркетинговые издержки должны не превышать уровень аналогичных издержек основных конкурентов.
      3) Ре-сегментация рынка.
      В случае высокой конкуренции на рынке, компания и ее конкуренты, скорее всего, сегментируют рынок схожим образом. Поэтому эффективность сегментирования как инструмента конкурентной борьбы, сильно снижается. В такой ситуации полезно заново изучить своих ключевых клиентов - возможно, у них есть другие отличия, на которых можно построить более выгодную сегментацию.
      4) Изменения в структуре клиентов.
      Изменения сегментов рынка происходят постоянно под воздействием непреодолимых сил - с течением времени может изменяться демография, предпочтительные каналы дистрибуции, размеры сегментов и т.п. Такие изменения должны приводить к перераспределению ресурсов и/или изменению объема ресурсов, сосредоточенных в этой бизнес-единице, без которых возможны серьезные потери доли рынка.  
      Конкуренты:  по К.Омае, стратегия может быть построена на поиске возможностей дифференциации компании от конкурентов в сфере, отличной от разработки продукта, его технических характеристик, а также непосредственно продаж и обслуживания. 

      1) Сила образа.
      Компания «Sony» опережают своих конкурентов, потому что делают значительные инвестиции в PR, продвижение и управляют этими коммуникациями намного более внимательно, чем это делают конкуренты. Чем сложнее становится осуществлять дифференциацию через свойства продукта и способы дистрибуции - тем больше возможностей открывается для дифференциации образом.
      2) Зарабатывать на разнице в структуре прибыли и издержек.
      Разница в источниках прибыли может быть основана на прибыли от новых продуктов  или дополнительных услуг. Разница в соотношении постоянных и переменных издержек также может использоваться в стратегии - например, компания с более низким уровнем постоянных издержек может снижать цены на застойных рынках и увеличивать свою долю. Тем самым Компания ставит своего конкурента с высокими постоянными издержками во вдвойне невыгодное положение, т.к. при снижении объемов продаж, их удельные издержки растут - поэтому они теряют рентабельность даже при неизменной цене.
      3) Тактика для легковесов.
      Если  такая компания пытается конкурировать  рекламой в СМИ или значительными  исследовательскими усилиями, она получает дополнительный объем постоянных издержек, который может "съесть" такую долю ее доходов, что ее более крупные конкуренты выиграют, даже не прикладывая к этому никаких усилий. Но она может рассчитать свою программу поощрения на основе прогрессирующего процента, не привязывая к абсолютному объему продаж, делая тем самым поощрение гибким и гарантируя дилеру дополнительное вознаграждение за каждую дополнительно проданную единицу. Лидеры рынка не смогут предлагать такие же высокие проценты всей своей франчайзинговой сети, т.к. их потери в доходах при этом будут значительно выше.
      Следующим подходом, рассмотренным в курсовой работе, является подход М.Портера. По его мнению, силы, формирующие конкурентную среду продукта и его конкурентные возможности, распадаются на пять групп.5
      Первую  группу составляют конкурентные силы производителей аналогичной продукции. То есть в ней представлена внутриотраслевая конкуренция, которая при традиционном рассмотрении рыночных систем выступала синонимом конкуренции вообще.
      Вторую  группу формируют поставщики сырья, материалов, комплектующих изделий  и полуфабрикатов. Сила воздействия  представителей этой группы на конкурентный потенциал фирмы состоит в  их способности удерживать производителя  продукта в качестве своего клиента. В первую очередь это проявляется в том, что данная группа оказывает существенное влияние на качество и себестоимость продукта.
      В третью группу входят покупатели продукта. Их конкурентная сила состоит в способности  требовать наличия определенных потребительских качеств у продукта, а также воздействовать на цену продукта в направлении ее уменьшения.
      Четвертая группа состоит из потенциальных  производителей аналогичной продукции. Их конкурентная сила состоит в возможности  переключения потребителей на свою продукцию, а также в возможности отвлечения потенциальных потребителей продукта. И, наконец, пятую группу составляют производители замещающих продуктов. Часто наблюдается такая ситуация, когда именно конкурентная сила этой группы оказывается разрушительной и даже сокрушительной для продукта.
      Доля  рынка, уровень прибыли фирмы  определяются тем, насколько эффективно компания противодействует этим конкурентным силам.
     1. Внутриотраслевая конкуренция. Наиболее сильно проявляет себя конкуренция в отраслях, для которых характерны:
              -большое число конкурентов;
          -однородность выпускаемых товаров;
          -наличие барьеров снижения издержек, например, стабильно высокие постоянные затраты;
          -высокие выходные барьеры;
          -зрелость, насыщенность рынков (эта ситуация сегодня характерна для мирового компьютерного рынка, столкнувшегося с насыщением потребностей покупателей).
     Одним из способов уменьшить давление внутриотраслевой конкуренции является использование сравнительных преимуществ, которыми обладает фирма.
     2. Сила воздействия поставщиков. Сильные поставщики могут:
    -повышать цену на свои товары;
    -снижать качество поставляемых продуктов и услуг.
Сила  поставщиков определяется:
     -наличием крупных компаний-поставщиков;
     -отсутствием заменителей поставляемых товаров;
     -ситуацией, когда отрасль, куда осуществляются поставки, - один из неглавных заказчиков;
     -решающим значением поставляемых товаров в ряду необходимых экономических ресурсов;
     -способностью присоединить фирму-покупателя путем вертикальной интеграции.
      3.Сила  воздействия покупателя. Конкуренция со стороны покупателей выражается:
          -в давлении на цены в целях их снижения;
              -в требованиях более высокого качества;
          -в требованиях лучшего обслуживания;
          -в сталкивании внутриотраслевых конкурентов друг с другом.
Сила  покупателя зависит от:
     -сплоченности и концентрированности группы потребителей;
     -степени важности продукции для покупателей;
     -диапазона  ее применения;
     -степени однородности продукции;
     -уровня информированности потребителей;
     4. Новые конкуренты. Их появление в отрасли могут предупредить следующие входные барьеры:
       -экономия на масштабе и опыте производства уже обосновавшихся в отрасли фирм помогает удерживать издержки на таком низком уровне,
который недоступен потенциальным конкурентам;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.