Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Структура исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: проблемы и тенденции

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 23.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
     СОДЕРЖАНИЕ: 
 

Введение …………………………………………………………………………
 
Глава  1:
 
Органы  исполнительной власти……………………….................
§1. Понятие и административно-правовой статус органов исполнительной  власти …………………………………………….
§2. Виды органов  исполнительной власти…………………..................
                §3. Основные принципы организации и деятельности  органов  исполнительной власти. Административная реформа……………..
              §4. Полномочия  Президента РФ в сфере исполнительной власти……
 
Глава  2:
 
Виды  органов исполнительной власти и их компетенция.………………………………………………………….
§1. Правительство  РФ…………………..………………………………
§2. Федеральные органы исполнительной власти …………………….
§3. Органы  исполнительной власти субъектов РФ……………………
 
Заключение
 
…………………………………………………………………………
Список  используемой литературы…………………………………………………..
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    ВВЕДЕНИЕ 
    Актуальность  темы дипломной работы.
    Современный этап развития Российской Федерации  свидетельствует о наличии важных изменений в системе органов  государственной власти. Идет активное строительство государственного механизма, содержательно максимально адаптированного к решению актуальных задач российской государственности. Появились федеральные округа, проведена реформа Совета Федерации, создан Государственный совет.
      Степень  разработанности темы.
      Начиная с древнейших времен, вопрос о исполнительной власти занимает центральное место в научных исследованиях, посвященных сущности и роли государства и права. Возникновение и развитие власти связано с такими мыслителями, как Платон, Аристотель, Полибий, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Дж. Мэдисон, Г. Гегель, Б. Констан, Л. Штейн, А. Вандербильт, Б.Н. Чичерин, Н.М. Коркунов, Н.Н. Алексеев и др.
      Анализу различных аспектов организации  и взаимодействия органов исполнительной власти посвятили свои труды многие современные отечественные ученые - С.А. Авакьян, А.С. Автономов, И.А. Алебастрова, Г.В. Атаманчук, М.В. Баглай, П.Д. Баренбойм, И.Л. Бачило, К.С. Бельский, С.В. Боботов, Н.В. Витрук, Г.А. Гаджиев, В.Е. Гулиев, Ю.А. Дмитриев, С.А. Егоров, Ю.П. Еременко, В.М. Жуйков, В.Д. Зорькин, А.В. Зиновьева, В.Б. Исаков, В.Т. Кабышев, В.П. Кашепов, А.Д. Керимов, Д.А. Керимов, А.И. Ковлер, А.Е. Козлов, Е.И. Козлова, В.В. Комарова, М.А. Краснов, М.А. Крутоголов, Б.С. Крылов, Н.С. Крылова, О.Е. Кутафин, Б.М. Лазарев, В.В. Лазарев, И.А. Ледях, В.О. Лучин, А.П. Любимов, В.В. Маклаков, А.В. Малько, М.Н. Марченко, М.А. Митюков, Н.А. Михалева, А.А. Мишин, B.C. Нерсесянц, Н.А. Николаевой, М.А. Никифорова, Л.А. Окуньков, A.M. Осавелюк, И.Л. Петрухин, А.С. Пиголкин, А.Е. Постников, Т.Н. Рахманина, В.А. Ржевский, В.И. Руднев, О.Г. Румянцев, В.М. Савицкий, Н.Г. Салищева, В.П. Сальников, Н.А. Сахаров, Ю.И. Скуратов, Б.А. Стародубский, И.М. Степанов, Б.А. Страшун, В.М. Сырых, Ю.А. Тихомиров, Б.Н. Топорнин, В.А. Туманов, Ю.П. Урьяс, Т.Я. Хабриева, Н.Ю. Хаманева, Г.Н. Чеботарев, Г.Г. Черемных, В.А. Четвернин, В.Е. Чиркин, И.Г. Шаблинский, Ю.Л. Шульженко, Б.С. Эбзеев, Л.М. Энтин, Ю.А. Юдин и другие.
      Проведенный анализ литературы по теме дипломного исследования свидетельствует о том, что в целом накоплен богатый материал по изучению роли и места исполнительной власти властей. Вместе с тем необходимо отметить, что в целом ряде работ по проблемам организации и взаимодействия органов государственной власти преобладают теоретические и исторические подходы. Современная же ситуация такова, что научные идеи взаимодействия различных властных структур государства в рамках реализации конституционного принципа разделения властей требуют своего воплощения в реальных юридических конструкциях государственного механизма.
      Объект  исследования.
      Объектом  исследования являются правоотношения, возникающие в процессе деятельности органов исполнительной власти, направленной на реализацию в государственном механизме современного демократического государства принципа разделения власти и связанные этим проблемы..
      Цель  и задачи дипломной работы.
      Объект  и предмет исследования определили его цель. Целью диссертационного исследования является комплексное исследование проблем становления и развития на основе анализа теоретических положений, реальной практики федеральных и региональных органов исполнительной власти.
        В рамках реализации указанной  цели автор сосредоточил свои  усилия на решении следующих  задач:
    проанализировать исторические предпосылки становления исполнительной власти в России;
    выявить конституционные особенности взаимодействия законодательной и исполнительной власти в России.
 
      Методологическая  база исследования.
      Методологическую  основу дипломной работы составляет системно-функциональный подход, при котором исполнительная  власть исследуется в рамках комплекса факторов и взаимосвязей, обеспечивающих демократическую, правовую сущность формирования и реализации государственной власти в Российской Федерации. В процессе познания использовались также исторический, сравнительно-правовой, логико-семантический, структурно-аналитический и другие методы. Автор широко опирался на концептуальные взгляды по данной проблеме, изложенные в трудах многих отечественных и зарубежных авторов - философов, социологов, политологов и юристов.
      Структура дипломной работы.
      Дипломная работа состоит из введения, двух глав, семи параграфов, заключения, списка использованной литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ГЛАВА I. ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ 

     1.1. Понятие и административно-правовой статус органов исполнительной власти
    Орган исполнительной власти — единственный обязательный субъект административных правонарушений. Представление о  нем как о субъекте административного права строится на основании нескольких положений методологического свойства.
    Исполнительные  органы являются основным элементом  механизма реализации государственного управления и местного самоуправления. Когда мы говорим об органах исполнительной власти, мы подразумеваем органы государства, осуществляющие от его имени государственно-управленческую деятельность, и тем самым отграничиваем их от иных исполнительных негосударственных органов. В системе разделения ветвей власти они реализуют функции исполнительной власти и являются органами государственного управления, которые отличаются от других органов содержанием деятельности и ее характером. Органы исполнительной власти обладают всеми признаками органа государственной власти, но им присущи собственные признаки, отражающие специфику административно-правового статуса.
    Законодательство  не содержит понятия органа исполнительной власти. Конституция Российской Федерации  в ст. 77, 78, 112 и других закрепляет единую систему органов исполнительной власти на уровне федерации и субъектов федерации, другие нормативные акты регулируют правовые положения отдельных органов исполнительной власти.
    Орган исполнительной власти — это структурное подразделение государственного аппарата, представляющее собой государственную организацию, осуществляющую в соответствии с установленной законодательством компетенцией государственное управление в отдельных сферах жизни общества и государства посредством специальных форм и методов деятельности.
    Содержание  административно-правового статуса  органа исполнительной власти состоит  из нескольких частей. Один из компонентов статуса охватывает нормативное регулирование порядка образования, легализации, реорганизации и ликвидации органа исполнительной власти, их подчиненности и порядка переподчинения, права на изменение своей структуры, процедур деятельности и права на официальные символы. Основным элементом административно-правового статуса является компетенция, которая включает юридические права и обязанности, цели, задачи и функции. Законодательство, как правило, достаточно полно регулирует функции, то есть основные направления деятельности и соответствующие формы деятельности органов исполнительной власти. Компетенция охватывает права и обязанности, связанные с осуществлением власти, в том числе и право издавать правовые акты. К компетенции относится подведомственность — правовое закрепление круга объектов, предметов, дел, на которые распространяются властные полномочия органа.
    Признаки, отражающие особенности органов  исполнительной власти в системе  субъектов административного права  и их административную правосубъектность, могут быть представлены следующим образом.
    1. Орган исполнительной власти, являясь  частью государственного аппарата, обладает всеми признаками государственного органа. Наличие в системе государственной власти исполнительных органов является следствием реализации принципа разделения властей.
    2. Исполнительные органы, являясь  одним из видов органов государственной власти, осуществляют задачи и функции государства и выступают от его имени, наделены государственными властными полномочиями. Эти полномочия состоят в праве органа издавать юридические акты от имени государства, являющиеся обязательными для тех, кому они адресованы, и в обеспечении их исполнения имеющимися в их распоряжении организационными и юридическими средствами (включая средства административного, т.е. внесудебного, принуждения).
    Они отличаются от других органов (законодательных  и судебных) назначением, содержанием своей деятельности и ее характером. Исполнительные органы осуществляют практическую реализацию задач и функций исполнительной власти, непосредственное, повседневное оперативное руководство в социально-политической, социально-культурной, хозяйственной и межотраслевых сферах.
    3. Исполнительные органы представляют  собой разновидность государственных организаций, в числе которых действуют также государственные учреждения и предприятия. В отличие от последних они являются носителями государственно-властных полномочий, выполняют функции по реализации исполнительной власти.
    Внутреннее  построение органа предполагает наличие совокупности государственных должностей (штаты), распределение между ними обязанностей и ответственности, определение объема полномочий каждого работника (должностного лица), занимающего соответствующую государственную должность. Государственные служащие и государственные должностные лица составляют основу штата органов исполнительной власти (исполнительных органов). Необходимо учитывать, что практически от их имени действуют и, соответственно, представляют их в конкретных управленческих отношениях должностные лица.
    Государственная организация обладает определенным штатом людей (государственных служащих и государственных должностных лиц). В структуру органа, во внутреннее его строение входят: руководство (начальник, его заместители, коллегия); подразделения (штабы, аппараты), осуществляющие функции общего управления, отраслевые, функциональные, вспомогательные подразделения и службы. Структура отражается в штатном расписании — перечне структурных подразделений и должностей.
    4. Административно-правовой статус  органа исполнительной власти  определяется также его конкретным назначением, местом и ролью в системе управления, подотчетностью и подконтрольностью нижестоящих органов вышестоящим в той или иной системе управления, обязательностью распоряжений вышестоящих органов для нижестоящих. При этом органы государственного управления могут действовать в рамках двойного подчинения — вертикального и горизонтального. В тех отраслях управления, где требуется высокая степень централизации, двойное подчинение отсутствует (управление обороной, железнодорожным транспортом и др.).
    5. Органы исполнительной власти  обладают оперативной самостоятельностью, границы которой устанавливаются закрепленной за ними компетенцией.
    6.  Деятельность органов исполнительной власти носит подзаконный характер. В соответствии со своим специфическим, т.е. исполнительным назначением эти органы осуществляют повседневную деятельность исполнительного и распорядительного характера. Орган исполнительной власти подчиняется вышестоящему органу исполнительной власти и вместе с тем имеет право самостоятельно осуществлять распорядительные полномочия, издавать приказы и распоряжения, обязательные для исполнения подчиненными органами исполнительной власти, должностными лицами и гражданами. Главная задача органа исполнительной    власти   —   исполнение   действующих   законов   и   иных нормативных правовых актов, а также обеспечение их выполнения всеми субъектами права. С правовой точки зрения, деятельность этих органов является подзаконной.
    7.   Содержание   деятельности   органов   исполнительной   власти   имеет управленческий, организующий, исполняющий, контрольный  и распорядительный характер. В содержание деятельности органов исполнительной власти входят:  исполнительно-распорядительная   деятельность;   контрольно-надзорная деятельность; действия юридического характера и принятие решений, вызывающих важные правовые последствия; нормотворческая деятельность; правоохранительная   (юрисдикционная)   деятельность.   Органы   государственного управления обладают разнообразными управленческими функциями.
    8.  Органы исполнительной власти  наделены государством особыми  государственно-властными полномочиями, которые реализуются в специальных правовых формах, отличающихся от правовых форм деятельности органов других ветвей власти. Исполнительные органы совершают юридически значимые действия: нормотворческие (установление правил поведения), правоисполнительные (обеспечение реализации законодательных и подзаконных правил поведения)   и   правоохранительные   (контроль   за   правильностью   проведения в жизнь правовых норм). Правовые акты органов исполнительной власти — это, с одной стороны, важнейшая правовая форма управленческих действий, а с другой — результат административного нормотворчества в системе государственного управления. Акты управления являются подзаконными правовыми актами.
    10.  Орган исполнительной власти  обладает собственной компетенцией. Компетенция определяет основы  правового положения органа исполнительной власти. Она устанавливается нормами Конституции РФ (например, Правительство РФ) либо нормами конституций и уставов субъектов РФ, либо нормами федерального и регионального законодательства, либо, наконец, нормами индивидуальных положений о них, утверждаемых в установленном порядке. Каждый орган исполнительной власти имеет определенный для него действующим законодательством территориальный масштаб деятельности, учитывающий особенности федеративного устройства РФ. Компетенция органа исполнительной власти включает: задачи органа, его функции (направления деятельности), обязанности и права, ответственность, формы и методы деятельности.
    11.  Органы исполнительной власти  образуются, реорганизуются и ликвидируются в порядке, установленном законодательством РФ и ее субъектов,
    Президентом РФ, Правительством РФ, главами исполнительной власти субъектов федерации, территориальными федеральными органами исполнительной власти.
    12. Орган исполнительной власти  в отличие от органов представительной  и судебной власти действует постоянно, непрерывно. Всегда функционируют его отдельные структурные подразделения.
    13.  Органы исполнительной власти  имеют атрибутивные признаки: наименование; место нахождения; геральдика.
    Орган исполнительной власти обладает правами юридического лица, несет ответственность в соответствии со своим особым правовым статусом. Финансируется из федерального бюджета или бюджета субъекта федерации. 

    1.2. Виды органов исполнительной власти
    Для классификации органов исполнительной власти и сведения их в определенные видовые группы используются следующие критерии.
    По  территории деятельности на первый план выдвигается уровень нахождения органа в системе исполнительной власти в РФ или в зависимости от федеративного государственного устройства РФ. Этот критерий определяется федеративным устройством и административно-территориальным делением Российской Федерации. По территориальным масштабам деятельности различаются:
    -  федеральные органы исполнительной  власти, распространяющие свою деятельность на всю территорию России (Президент России, Правительство России (федеральные министерства, федеральные службы). Федеральные органы исполнительной власти могут создавать свои территориальные органы, действующие на территории субъектов Федерации, но не входящие в систему исполнительных органов республик, краев, областей и т.п. Кроме того, отдельные федеральные органы создают межтерриториальные исполнительные органы, действующие на территории нескольких субъектов Федерации (например, органы военного управления);
    -  межрегиональные федеральные органы  исполнительной власти, действующие на территории определенных регионов, т.е. на части территории России. Деятельность этих органов может осуществляться в пределах нескольких республик, краев, областей и иных территориальных единиц (в пределах федерального, военного округа, железной дороги и др.);
    -  органы исполнительной власти  субъектов федерации, осуществляющие  деятельность соответственно в  пределах территорий республик,  краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и автономных округов. Они также называются региональными. В масштабе республик действуют президенты, правительства, министерства, комитеты и иные ведомства. В масштабе края, области, города федерального значения и автономного образования исполнительная, управленческая деятельность осуществляется соответствующей администрацией, руководимой ее главой (губернатором, мэром). Администрации подчинены управления, отделы, комитеты, департаменты и иные краевые, областные, городские, окружные органы отраслевой и специальной компетенции.
    По  правовым основаниям образования все органы исполнительной власти, государственного управления подразделяются на органы:
    -  образование которых предусмотрено  Конституцией РФ (Президент РФ, Правительство РФ и субъекты РФ) и уставами;
    - создаваемые на основе текущего  законодательства и подзаконных  актов (министерства, службы, департаменты, управления, отделы, службы, администрации и другие ведомства).
    Исходя  из установленного по субъекту, в ведении которого находится право формировать (учреждать) органы исполнительной власти органов исполнительной власти, выделяются:
    -  органы исполнительной власти, которые  формируются (учреждаются) самой  Российской Федерацией в соответствии  с конституционными положениями, отнесшими процедуру образования этих органов к ведению Федерации. Следовательно, к этой группе принадлежат лишь федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы, формирование которых в соответствии с п. т ст. 71 Конституции РФ отнесено к ведению РФ.
    На  федеральном уровне все основные вопросы образования органов  исполнительной власти сконцентрированы в руках Президента РФ. Создание федеральных органов исполнительной власти, их реорганизация и ликвидация осуществляются Президентом по предложению Председателя Правительства РФ. Кроме того, на федеральном уровне решаются вопросы образования федеральными органами исполнительной власти для осуществления своих полномочий в субъектах Федерации территориальных органов и назначения соответствующих должностных лиц (ст. 78 Конституции РФ);
    -   исполнительные органы,  формирование  которых в соответствии  со  ст. 73 Конституции РФ и соответствующих  статей республиканских конституций, уставов краев, областей и т.п. отнесено к ведению субъектов РФ. На республиканском уровне порядок образования органов исполнительной власти в деталях различен. Решающую роль здесь играют высшие должностные лица республик главы государств, президенты — главы исполнительной власти.
    По  характеру компетенции. По данному критерию органы исполнительной власти подразделяются на органы:
    -  общей компетенции, ведающие всеми  отраслями и сферами управления (правительства, администрация краев,  областей, городов федерального  значения, автономных образований);
    -  отраслевой компетенции, ведающие какой-либо одной отраслью управления (министерства, агентства, департаменты, управления);
    -межотраслевой  (специальной) компетенции, ведающие  вопросами управления, имеющими  межотраслевое значение (федеральные  министерства и службы и др.).
    По  способу и процедуре формирования (учреждения) органов исполнительной власти различаются:
    -  органы, руководители которых (главы  исполнительной власти) избираются населением соответствующей территории (например, президенты и председатели правительств республик, главы администраций краев и областей, городов федерального значения);
    -  органы, формируемые в установленном  порядке высшими должностными лицами (глава государства, президент) или главами исполнительной власти (президент, глава администрации). Формирование таких органов происходит как на федеральном уровне, так и в субъектах РФ. Такой порядок образования органов исполнительной власти называется государственно-распорядительным, так как они формируются государством и государственными органами путем принятия соответствующих решений. Необходимо отличать порядок образования органа исполнительной власти от способа замещения должности руководителя органа управления.
    По  порядку разрешения подведомственных вопросов. Классификация по данному критерию позволяет выделить две группы органов исполнительной власти:
    -  коллегиальные органы, обсуждающие  и разрешающие  подведомственные вопросы, имеющие наиболее важное значение (Правительство Российской Федерации,  правительства субъектов  федерации,  могут быть  федеральные службы и агентства и др.);
    -  единоначальные органы, в которых  подведомственные им вопросы  разрешаются единолично руководителем данного органа   исполнительной власти (министерства, федеральные службы, администрация и др.). Единоначальными являются все остальные исполнительные органы, прежде всего министерства. Единоначалие тесно переплетается с началами коллегиальности на уровне обсуждения ведущих вопросов. Для этих целей в министерствах, например, создаются коллегии, различного рода консультативные и иные советы.
    По  организационно-правовым формам органов исполнительной власти:
    а)   правительства   (РФ,   входящих   в   ее   состав   республик,   городов федерального значения, а  также в краях, областях);
    б) министерства (федеральные, республиканские);
    в) федеральные службы, федеральные агентства, (только на федеральном уровне);
    г)  администрации или мэрии (в субъектах  Федерации, не являющихся республиками);
    д) департаменты, главные управления, управления, комитеты, отделы.
    В нормативных актах и в научных работах используется термин «ведомство». Термин «ведомство» можно применять, указывая на неопределенный перечень органов исполнительной власти и их структурных подразделений. Но этот термин может иметь и обобщающее значение, включающее в себя различные министерства, федеральные службы, комитеты, департаменты и т. д.
    Некоторые авторы понятие «административное  ведомство» традиционно анализируют  при рассмотрении структурных вопросов системы органов исполнительной власти (государственной администрации). Например, Д. Н. Бахрах выделяет следующие признаки ведомства:
    1)  каждое ведомство имеет определенные, нормативно установленные цели  и задачи (производственные, социальные  и пр.), которые устанавливаются  вышестоящими государственными органами;
    2) административное ведомство имеет  сложную структуру, включающую  несколько организаций;
    3)    каждое ведомство построено иерархично, по линейному признаку: нижестоящие  организации подчинены вышестоящим,  а последние несут ответственность за их деятельность;
    4)  ведомство представляет собой  экономико-правовую общность. Каждое  ведомство представляется в виде  трех блоков: производственного, обслуживающего и административного.
    По  источнику финансирования. Органы исполнительной власти по данному критерию можно сгруппировать следующим образом:
    -  бюджетные, не связанные с производственной  деятельностью, обращением материальных  ценностей и финансируемые за  счет федерального бюджета (министерства, федеральные службы) или бюджета субъекта федерации;
    -  осуществляющие хозяйственную, коммерческую и иную деятельность, связанную с производством материальных ценностей или оказанием платных услуг и получающих прибыль (федеральные агентства).
    В литературе встречаются и иные критерии классификации органов исполнительной власти. 

    1.3. Основные принципы организации и деятельности органов исполнительной власти. Административная реформа 

    Принцип — это основополагающее требование, идея, в соответствии с которой осуществляется реализация исполнительной власти и действует система органов исполнительной власти. Система органов исполнительной власти базируется на особых принципах ее организации и деятельности, основным среди которых является принцип федерализма. Юридически он закреплен Конституцией РФ, конституциями республик в составе России, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными актами.
    Федеративное  устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов, равноправии и самоопределении народов. Соответственно, конституционно определен круг вопросов, отнесенных к ведению РФ (ст. 71 Конституции РФ), к совместному ведению РФ и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ).
    Для современного состояния федерализма  в сфере реализации исполнительной власти существенное значение имеют федеральные законы «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» от 24 июня 1999 г. Закреплена в них и основная идея управленческого федерализма — доля ответственности за общее состояние системы государственного управления, приходящаяся на федеральные, республиканские, краевые, областные и другие органы исполнительной власти.
    Единство  системы органов исполнительной власти. В пределах ведения и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов органы исполнительной власти образуют единую систему исполнительной власти в РФ (ст. 77 Конституции РФ).
    Самостоятельность органов исполнительной власти. В соответствии со ст. 10 Конституции РФ в рамках разделения властей органы исполнительной власти (равно как законодательные и судебные) самостоятельны. Данный принцип выражается прежде всего в том, что органы исполнительной власти не находятся в организационном подчинении у органов законодательной власти.
    4.       Законность   имеет   общеизвестное   содержание   (см.,   например, ст. 15, 76 Конституции РФ).
    5.   Для организации и деятельности  органов исполнительной власти  существенное значение имеет также принцип экономичности. Направленный на обеспечение экономии в расходовании государственных средств в сфере управления.
    6.  Принцип сочетания централизации и децентрализации вытекает из принципа федерализма. Субординационность связей между органами исполнительной власти Российской Федерации характерна лишь в рамках отдельных, традиционно   централизованных   отраслей   управления   (например,   оборона, внутренние дела). Исполнительные органы РФ и ее субъектов (например, в области здравоохранения, образования) не связаны соподчиненностью.
    7.   Учет особенностей управляемых объектов — принцип управления, учитывающий современные особенности сферы государственного управления.
    8. Гласность предполагает широкое обнародование через средства массовой информации процесса и результатов работы органов исполнительной власти. В современных условиях используется и иной термин, указывающий на принцип открытости деятельности органов исполнительной власти — транспарентность.
    9.   Действующими принципами являются  также: народовластие, обеспечение прав и свобод человека и гражданина, ответственность и иные общеизвестные конституционные принципы.
    Совершенствование системы и структуры исполнительной власти — процесс сложный и непрерывный. Построение правового государства и гражданского общества предполагает высокую степень реализации принципов организации и деятельности системы органов исполнительной власти, творческого их применения в конкретных политических, экономических и иных социальных условиях. На это направлена административная реформа, проводимая по инициативе и под контролем Президента Российской Федерации. Административная реформа — система политических и организационно-правовых мероприятий, направленная на повышение эффективности исполнительной власти.
    Первый  этап административной реформы был  связан с созданием федеральных округов и формированием института представителей Президента в федеральных округах. Новый импульс административная реформа получила в последние годы.
    В течение 2003—2004 годов был принят ряд нормативных актов, направленных на совершенствование системы государственной службы, изменение правового положения государственных служащих. На очереди реформирование системы правоохранительной службы.
    Президент Российской Федерации Указом от 23 июля 2003 года «О мерах по проведению административной реформы в 2003—2004 годах» определил  следующие приоритетные направления административной реформы в 2003—2004 годах:
    - ограничение вмешательства государства  в экономическую деятельность  субъектов предпринимательства,  в том числе прекращение избыточного  государственного регулирования;
    -  исключение дублирования функций  и полномочий федеральных органов  исполнительной власти;
    - развитие системы саморегулируемых  организаций в области экономики;
    -  организационное разделение функций,  касающихся регулирования экономической деятельности, надзора и контроля, управления государственным имуществом и предоставления государственными организациями услуг гражданам и юридическим лицам;
    - завершение процесса разграничения  полномочий между федеральными  органами исполнительной власти  и органами исполнительной власти  субъектов Российской Федерации,  оптимизация деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
    Правительство Российской Федерации в соответствии с требованием Указа образовало комиссию по проведению административной реформы, предусмотрев участие в  ней, в том числе, представителей Администрации Президента Российской Федерации, руководителей федеральных органов исполнительной власти, представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и утвердило положение о комиссии по проведению административной реформы.
    Результатом работы комиссии стали принятые указы  Президента РФ, сформировавшие новую  трехуровневую систему федеральных  органов исполнительной власти. Активно обновляется правовая основа, организационная структура формы и методы работы федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов. Это в полной мере относится к Министерству внутренних дел Российской Федерации.
    Сейчас  актуальна идея усиления вертикали власти. Существенным шагом в этом направлении стала замена выборов высших должностных лиц субъектов федерации (губернаторов) их назначением Президентом Российской Федерации по согласованию с высшими представительными органами субъектов федерации. 

    1.4. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти 

    Конституция Российской Федерации определяет статус Президента Российской Федерации как главы государства. Президент РФ имеет законодательно установленные полномочия, взаимодействует со всеми ветвями власти, принимает участие в организации деятельности федеральных органов государственной власти, но не является главой ни одной из трех ветвей государственной власти и не является главой исполнительной власти. Однако в сфере организации и функционирования исполнительной власти в Российской Федерации Президент РФ играет весьма значительную роль.
    Президент Российской Федерации как глава государства имеет множество важнейших полномочий, которые связаны с организацией и деятельностью государственных органов исполнительной власти:
    1)  является гарантом прав и свобод человека и гражданина, которые реализуются чаще всего в области организации и функционирования государственного управления;
    2)  формирует Правительство РФ;
    3)   предлагает для одобрения Государственной  Думе кандидатуру Председателя Правительства РФ (Президент РФ может назначить на эту должность и свою кандидатуру);
    4)   обеспечивает согласованное функционирование  и взаимодействие органов государственной власти РФ;
    5)  вправе принимать или отклонять  отставку Правительства РФ;
    6)  определяет внутреннюю и внешнюю  политику Российской Федерации  (тем самым он оказывает огромное  влияние на содержание деятельности  высшего органа исполнительной власти в РФ);
    7)  вправе приостанавливать действие  актов органов исполнительной  власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина, но только до решения данного вопроса соответствующим судом. Поэтому такое право ограничивается во времени и контролируется по содержанию;
    8)   вправе использовать согласительные  процедуры для разрешения разногласий между органами исполнительной власти РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ, как по своей инициативе, так и по инициативе органа исполнительной   власти.   В   случае   недостижения   согласованного   решения Президент   РФ    может   передавать   разрешение    спора   на   рассмотрение соответствующего суда. Ряд споров о компетенции разрешается Конституционным Судом РФ.
    9)   по предложению Председателя  Правительства РФ назначает на  должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров;
    10)  формирует и возглавляет Совет  Безопасности РФ;
    11)  формирует и осуществляет руководство Администрацией Президента РФ;
    12)  утверждает военную доктрину  РФ;
    13) назначает и освобождает от  должности полномочных представителей  Президента РФ в российских  регионах;
    14)    назначает и отзывает дипломатических  представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях.
    Президент РФ может вводить на территории РФ или в ее отдельных местностях военное положение в случае агрессии против России или непосредственной угрозы такой агрессии. При обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, Президент РФ вводит повсеместно либо в отдельных местностях России чрезвычайное положение.
    Реализуя  свои полномочия, Президент РФ издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ. Акты Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам и федеральным законам. В сфере организации и функционирования государственных органов исполнительной власти действует множество указов и распоряжений Президента РФ.
    Взаимоотношения Президента РФ и Правительства РФ. Правительство РФ и Президент РФ, обладая весьма значительными полномочиями, представляют собой два самостоятельных носителя государственной власти, которые взаимодействуют при выполнении возложенных на них функций.
    Конституция РФ исключила верховенство одной  ветви государственной власти над  другими. Правительство РФ не находится  в прямом административном подчинении Президенту РФ. Вместе с тем Правительство РФ находится под непрерывным контролем Президента РФ, который формирует политическое и организационное руководство Правительства, производит кадровое обеспечение. Очевидно, что Правительство РФ с правовой точки зрения зависимо от Президента РФ.
    В соответствии с законодательством  Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие Правительства РФ и других органов государственной власти. Президент РФ имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ и на заседаниях Президиума Правительства РФ.
    Для организации федеральной исполнительной власти характерно своеобразное разделение труда между Президентом РФ и Правительством РФ. Президент РФ сосредоточил в своих руках политическое руководство и управление органами исполнительной власти в административной политической сфере.
    Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает по представлению Председателя Правительства Российской Федерации положения о них и назначает руководителей и заместителей руководителей этих органов, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации и Председатель Совета Безопасности Российской Федерации (Ст. 32 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»).
    Президент Российской Федерации руководит  непосредственно и через федеральных министров деятельностью федеральных органов исполнительной власти, относящихся к административно политической сфере и находящихся в ведении соответствующих федеральных министерств.
    Президент Российской Федерации распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, находящимися в его подчинении. Президент Российской Федерации в случае изменения в установленном порядке системы и структуры федеральных органов исполнительной власти до принятия федеральных законов о внесении соответствующих изменений в федеральные законы может перераспределять установленные федеральными законами функции федеральных органов исполнительной власти, деятельностью которых руководит Президент Российской Федерации.
    Правительство Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, подчиненных Президенту РФ.
    В ведении Президента РФ в настоящее  время находятся федеральные  министерства, федеральные службы и федеральные агентства, составляющие примерно четвертую часть от общего количества федеральных органов исполнительной власти. Правительство РФ непосредственно руководит федеральными органами исполнительной власти, действующими в сфере экономики и социально-культурной деятельности.
    Одной из главных задач Президента РФ является осуществление его политической программы через Правительство РФ и возглавляемые им федеральные органы исполнительной власти. Независимость и самостоятельность Правительства РФ в реализации установленных за ним полномочий допустима в тех пределах и до тех пор, пока его курс отвечает интересам Президента РФ, определяемым им направлениям внутренней и внешней политики. При возникновении между ними разногласий о путях и способах достижения целей последнее слово остается за Президентом РФ, который может принять решение об отставке Правительства (ст. 115 Конституции РФ), издать указ по вопросу, который относится к ведению Правительства РФ.
    Президент РФ может отменить постановления  и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам и указам Президента РФ. В предусмотренных Конституцией РФ случаях Председатель Правительства РФ может временно исполнять обязанности Президента РФ.
    Правительство РФ слагает свои полномочия перед  вновь избранным Президентом РФ. Решение о сложении Правительством РФ своих полномочий оформляется распоряжением Правительства РФ в день вступления в должность Президента РФ. Правительство РФ может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ. Президент РФ вправе принять решение об отставке Правительства РФ, в том числе и в предусмотренных Конституцией РФ случаях выражения Государственной Думой недоверия Правительству РФ либо отказа в доверии ему Государственной Думы.
    В случае отставки или сложения полномочий Правительство РФ по поручению Президента РФ продолжает действовать до формирования нового Правительства РФ.
    По  представлению Председателя Правительства  РФ Президент РФ утверждает систему и структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в них изменения и дополнения. Он имеет право вносить изменения в состав Правительства РФ, упразднять, объединять или преобразовывать федеральные органы исполнительной власти.
    Президент РФ и органы исполнительной власти субъекта федерации.
    Федеральный закон «Об общих принципах  организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной  власти субъектов Российской федерации» от 6 октября 1999 г. с изменениями и дополнениями значительно расширил полномочия Президента РФ, в частности, в отношении высших должностных лиц субъектов РФ — руководителей высших органов исполнительной власти субъектов РФ. Президент РФ вправе отрешить такое лицо от должности. Такое решение влечет за собой отставку возглавляемого им высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. Президент РФ может в случае отрешения высшего должностного лица (если законодательством субъекта не предусмотрен иной порядок) назначить временно исполняющего обязанности такого лица на период до вступления в должность вновь избранного руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.
    Президент РФ вправе приостановить действие акта высшего должностного лица субъекта РФ в случае его противоречия Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.
    Президент РФ может вынести высшему должностному лицу субъекта РФ предупреждение в  случае, когда противоречие изданного им акта Конституции РФ и законодательству установлено соответствующим судом, а должностное лицо не приняло в течение установленного судом срока (как правило, два месяца) в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда. Если высшее должностное лицо не обращается в суд и в течение двух месяцев со дня издания указа Президента РФ о приостановлении его акта уклоняется от отмены приостановленного акта или внесения в него изменений, Президент РФ также выносит ему предупреждение. Если в течение месяца со дня вынесения Президентом РФ предупреждения высшее должностное лицо не принимает мер по устранению причин, послуживших основанием для предупреждения, Президент РФ вправе отрешить его от должности. По мотивированному представлению Генерального прокурора РФ высшее должностное лицо может быть временно отстранено от исполнения обязанностей (например, в случае предъявления обвинения в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления). Таким образом, исполнительная власть в субъектах РФ становится реальным объектом контроля со стороны Президента РФ.
    Важные  функции исполнительной власти и  государственного управления выполняет  Администрация Президента Российской Федерации, которая является государственным органом, координирующим деятельность всех органов и структурных образований, подчиненных Президенту РФ. Правовое положение Администрации Президента Российской Федерации устанавливается Указом Президента РФ от 6 апреля 2004 г. (в ред. Указа Президента РФ от 07.06.2004 № 726), в котором было утверждено Положение об Администрации Президента Российской Федерации.
    В соответствии с Указом Президента РФ были сформированы самостоятельные подразделения Администрации Президента РФ. В состав Администрации входят:
    Руководитель  Администрации Президента Российской Федерации (далее - Руководитель Администрации), два заместителя Руководителя Администрации Президента Российской Федерации - помощника Президента Российской Федерации (далее - заместители Руководителя Администрации), помощники Президента Российской Федерации, пресс-секретарь Президента Российской Федерации, руководитель протокола Президента Российской Федерации, полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах, советники Президента Российской Федерации, полномочные представители Президента Российской Федерации в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Конституционном Суде Российской Федерации, старшие референты, референты Президента Российской Федерации и иные должностные лица Администрации; управлений Президента Российской Федерации; иные самостоятельные подразделения Администрации. Самостоятельные подразделения Администрации состоят из департаментов. Предельная численность работников Администрации и ее смета утверждаются Президентом Российской Федерации. О каждом структурном подразделении Администрации Президента РФ указом Президента РФ утверждается соответствующее положение.
    Администрация в целях обеспечения деятельности Президента Российской Федерации осуществляет следующие функции:
    - организация подготовки законопроектов  для внесения их Президентом  Российской Федерации в Государственную  Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы;
    - подготовка проектов заключений  на законопроекты, принятые Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации;
    - подготовка    предложений    о    подписании    Президентом    Российской Федерации федеральных  законов либо об их отклонении;
    - подготовка, согласование и представление  Президенту Российской Федерации проектов указов, распоряжений, поручений и обращений Президента Российской Федерации, а также аналитических докладов, справок и иных необходимых Президенту Российской Федерации документов;
    - обеспечение обнародования федеральных  законов, выпуск указов и распоряжений Президента Российской Федерации, а также иных документов, подписанных Президентом Российской Федерации;
    - подготовка материалов для ежегодных  посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и для его программных выступлений;
    - обеспечение деятельности Совета  Безопасности Российской Федерации,  Государственного совета Российской  Федерации и других совещательных  и консультативных органов при Президенте Российской Федерации;
    - осуществление контроля за исполнением  федеральных законов (в части,  касающейся полномочий Президента  Российской Федерации, в том  числе по обеспечению прав  и свобод человека и гражданина), указов, других решений Президента Российской Федерации;
    - подготовка проектов обращений  Президента Российской Федерации  в Конституционный Суд Российской  Федерации;
    - подготовка предложений Президенту  Российской Федерации об обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти;
    - обеспечение взаимодействия Президента  Российской Федерации с политическими партиями, общественными и религиозными объединениями, профессиональными   союзами,   организациями   предпринимателей   и   торгово-промышленными палатами;
    - обеспечение диалога со структурами  гражданского общества, содействие  их развитию и укреплению;
    - обеспечение взаимодействия Президента  Российской Федерации с государственными органами иностранных государств и их должностными лицами, с российскими и зарубежными политическими и общественными деятелями, с международными и иностранными организациями;
    - содействие Президенту Российской  Федерации в реализации его  полномочий по кадровым вопросам;
    - обеспечение реализации Президентом  Российской Федерации его полномочий по решению вопросов гражданства Российской Федерации;
    - организационное обеспечение реализации  Президентом Российской Федерации его полномочий по осуществлению актов помилования;
    - сбор, обработка и анализ информации  о социально-экономических и политических процессах в стране и за рубежом;
    - учет и анализ обращений граждан,  предложений общественных объединений и органов местного самоуправления, представление соответствующих докладов Президенту Российской Федерации;
    - обеспечение хранения официальных текстов (оригиналов) федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации.
    Общее руководство Администрацией осуществляет Президент РФ. Президенту Российской Федерации в Администрации непосредственно подчиняются:
    Руководитель  Администрации, заместители Руководителя Администрации, помощники Президента Российской Федерации, пресс-секретарь Президента Российской Федерации, руководитель протокола Президента Российской Федерации, полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах, советники Президента Российской Федерации, полномочные представители Президента Российской Федерации в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Конституционном Суде Российской Федерации, старшие референты и референты Президента Российской Федерации; Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации.
    Президент Российской Федерации:
    -  назначает на должность и освобождает  от должности в Администрации должностных лиц, непосредственно ему подчиненных, а также начальников управлений Президента Российской Федерации, руководителей иных самостоятельных подразделений Администрации, заместителей Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации и помощников Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации;
    -  определяет иных лиц в Администрации,  назначаемых на должность и  освобождаемых от должности им  непосредственно и подчиняющихся  ему;
    - утверждает положения об управлениях  Президента Российской Федерации, иных самостоятельных подразделениях Администрации.
    Начиная административную реформу, Президент  РФ своим Указом от 13 мая 2000 г. № 849 утвердил Положение о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе. В России образовано семь федеральных округов: Центральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный. Образование округов даст возможность более эффективно осуществлять федеральный контроль на уровне нескольких субъектов РФ, позволит своевременно разрешать возникающие споры и конфликты между органами региональной государственной власти и территориальными органами федеральной исполнительной власти.
    Полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе выступает должностным лицом, представляющим Президента РФ в пределах соответствующего федерального округа. Он является федеральным государственным служащим, входит в состав Администрации Президента РФ, обеспечивает реализацию конституционных полномочий главы государства в пределах соответствующего федерального округа. Полномочный представитель назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Руководителя Администрации Президента РФ; он непосредственно подчиняется Президенту РФ и подотчетен ему.
    Оперативное руководство деятельностью полномочного представителя осуществляет Руководитель Администрации Президента РФ, который  определяет порядок взаимодействия между полномочными представителями и их аппаратами и другими подразделениями Администрации Президента РФ. Непосредственное обеспечение деятельности полномочного представителя осуществляет аппарат полномочного представителя, являющийся самостоятельным подразделением Администрации Президента РФ. В состав аппарата полномочного представителя входит соответствующая окружная инспекция Главного контрольного управления Президента РФ.
    К основным задачам полномочного представителя  относятся, например, организация в  соответствующем федеральном округе работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом РФ; организация контроля за исполнением решений федеральных органов государственной власти; обеспечение реализации кадровой политики Президента РФ; внесение Президенту РФ соответствующих предложений.
    Функциями полномочного представителя являются, в частности, следующие: обеспечение координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в соответствующем федеральном округе; анализ эффективности деятельности правоохранительных органов данного округа; организация взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, политическими партиями, иными общественными и религиозными объединениями; согласование проектов решений федеральных органов государственной власти, затрагивающих интересы федерального округа или субъекта РФ, находящегося в пределах этого округа; внесение Президенту РФ предложения о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ, находящихся в пределах федерального округа, в случае противоречия этих актов Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина.
    Положение о полномочном представителе  Президента РФ в федеральном округе направлено на укрепление государственной  власти в стране, на обеспечение законного и эффективного функционирования административной вертикали.
    Указом  Президента РФ от 1 сентября 2000 г. № 1602 было утверждено Положение о Государственном совете Российской Федерации, который является совещательным органом, содействующим реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Одними из основных задач Государственного совета являются, например: обсуждение имеющих особое государственное значение проблем, касающихся взаимоотношений РФ и ее субъектов, важнейших вопросов государственного строительства и укрепления основ федерализма, внесение необходимых предложений Президенту РФ; обсуждение вопросов, касающихся исполнения (соблюдения) органами государственной власти и местного самоуправления, их должностными лицами Конституции РФ, федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ; обсуждение основных вопросов кадровой политики в РФ. Государственный совет формируется в составе председателя Государственного совета (им является Президент РФ) и его членов - высших должностных лиц (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ; все они участвуют в работе Государственного совета на общественных началах.
    Таким образом, в сфере исполнительной власти «вертикаль» властных полномочий Президента РФ выражается в его возможности осуществлять управленческое воздействие на три группы субъектов исполнительной власти:
    1) контролировать и направлять  деятельность Правительства РФ;
    2) осуществлять непосредственное  оперативное управление органами  исполнительной власти, находящимися в его ведении;
    3)  направлять и координировать  деятельность органов исполнительной  власти  субъектов   федерации   через  назначение  высших  должностных  лиц (губернаторов) исполнительной власти субъектов РФ и институт представителей Президента в федеральных округах. Усиление роли Президента РФ в системе исполнительной власти является результатом административной реформы, направленной  на  повышение  эффективности  деятельности  исполнительной власти. 
 
 

    ГЛАВА II. ВИДЫ  ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ИХ КОМПЕТЕНЦИЯ.
    2.1. Правительство Российской Федерации
    Правовое  положение Правительства РФ. Правовую основу организации и деятельности Правительства РФ составляют Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, Указ Президента РФ «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г.
    Правительство РФ возглавляет единую систему исполнительной власти в РФ. Данная система образуется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации в пределах ее ведения, а также полномочий по предметам совместного ведения Федерации и субъектов Федерации.
    Согласно  ст. 110 Правительство РФ осуществляет исполнительную власть РФ. Правительство РФ — это высший орган исполнительной власти, хотя слово «высший» применительно к этому федеральному органу в Конституции РФ не употребляется. Правительство РФ является коллегиальным органом в РФ.
    В пределах своих полномочий Правительство РФ организует исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров РФ, осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ; принимает меры по устранению нарушений законодательства РФ.
    Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в Российской Федерации, а также принимает акты, не имеющие правового характера, и дает поручения федеральным органам исполнительной власти, соответствующим должностным лицам.
    Состав  Правительства РФ и обеспечение его деятельности. Состав Правительства РФ зависит от структуры федеральных органов исполнительной власти, т. е. системы этих органов, предопределяемой целями и задачами деятельности исполнительной власти в соответствующий период времени.
    Правительство РФ состоит из членов Правительства РФ — Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.
    Председатель  Правительства РФ назначается Президентом  РФ с согласия Государственной Думы, а освобождается от должности также Президентом РФ по заявлению Председателя Правительства РФ об отставке либо, в случае невозможности исполнения им своих полномочий, Президент РФ уведомляет Совет Федерации и Государственную Думу об освобождении от должности Председателя Правительства РФ в день принятия решения. Освобождение от должности Председателя Правительства РФ одновременно влечет за собой отставку всего Правительства РФ. Президент РФ вправе до назначения нового Председателя Правительства РФ поручить исполнение его обязанностей одному из заместителей Председателя Правительства РФ на срок до двух месяцев. В случае временного отсутствия Председателя Правительства РФ его обязанности исполняет один из его заместителей в соответствии с письменно оформленным распределением обязанностей.
    Заместители Председателя Правительства РФ и  федеральные министры назначаются  на должность и освобождаются  от должности Президентом РФ по предложению  Председателя Правительства РФ.
    Для членов Правительства РФ устанавливаются  определенные обязанности и ограничения. Например, они обязаны в установленном порядке представлять в налоговые органы сведения о полученных и являющихся объектами налогообложения доходах, ценных бумагах, а также об имуществе, принадлежащем им на праве собственности. Члены Правительства РФ не вправе, например: занимать другие должности в органах государственной власти, органах местного самоуправления; получать гонорары за публикации и выступления в качестве члена Правительства РФ; заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности (ст. 11 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»).
    Для обеспечения деятельности Правительства  РФ и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти решений, принятых Правительством РФ, образуется Аппарат Правительства РФ, который взаимодействует с Администрацией Президента РФ и аппаратами палат Федерального Собрания.
    Постановлением  Правительства РФ от 1 июня 2004 г. №260 было утверждено Положение об Аппарате Правительства Российской Федерации '.
    Организационная структура Аппарата Правительства  РФ включает в себя руководство Аппарата и его подразделения — департаменты, управления, секретариаты Председателя Правительства РФ, его заместителей и Руководителя Аппарата Правительства РФ. В составе департаментов и управлений создаются отделы. Руководитель Аппарата Правительства РФ назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Руководитель Аппарата Правительства РФ имеет заместителей.
    Аппарат Правительства РФ является государственным  органом, образованным для обеспечения деятельности Правительства РФ и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти принятых им решений. Аппарат Правительства РФ работает под руководством Председателя Правительства РФ и возглавляется Руководителем Аппарата Правительства РФ — заместителем Председателя Правительства РФ или федеральным министром.
    Работа  Аппарата Правительства РФ организуется в соответствии с Регламентом Правительства РФ, Положением об Аппарате Правительства РФ, Инструкцией по делопроизводству в Аппарате Правительства РФ, а также в соответствии с утвержденными Руководителем Аппарата Правительства РФ основными вопросами сфер ведения департаментов, управлений и самостоятельных отделов, а в случае необходимости — с положениями об этих подразделениях, положениями о секретариатах Председателя Правительства РФ, его заместителей и Руководителя Аппарата Правительства РФ, приказами и поручениями Руководителя Аппарата Правительства РФ.
    Полномочия  Правительства РФ. Правительство РФ руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность. Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчиняются Правительству РФ и ответственны перед ним за выполнение порученных задач.
    Правительство РФ решает следующие общие вопросы  руководства федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти, а именно:
    а) распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, утверждает положения о федеральных министерствах  и об иных федеральных органах исполнительной власти, устанавливает предельную численность работников их аппаратов и размер ассигнований на содержание этих аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете;
    б)   устанавливает порядок создания и деятельности территориальных  органов федеральных органов исполнительной власти, устанавливает размер ассигнований на содержание их аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете;
    в)   назначает на должность и освобождает  от должности заместителей федеральных министров, руководителей  федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении Правительства Российской Федерации, и их заместителей, руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств, по представлению федеральных министров, руководителей органов и организаций при Правительстве Российской Федерации и их заместителей, руководителей органов и организации при правительстве Российской Федерации;
    г)    вправе отменять акты федеральных органов  исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов;
    д)    вправе учреждать организации, образовывать координационные, совещательные органы, а также органы при Правительстве РФ.
    К общим полномочиям Правительства  РФ относятся:
    •  организация реализации внутренней и внешней политики РФ;
    •  осуществление регулирования в социально-экономической сфере;
    •  обеспечение единства системы исполнительной власти в РФ, направление и контроль деятельности ее органов;
    •  формирование федеральных целевых  программ и обеспечение их реализации;
    •  реализация права законодательной инициативы.
    По  соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ Правительство РФ может передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ, ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» и федеральным законам. Оно осуществляет полномочия, переданные ему органами исполнительной власти субъектов РФ на основании соответствующих соглашений.
    Полномочия  Правительства РФ:
    •  в сфере экономики: осуществление регулирования экономических процессов; обеспечение единства экономического пространства и свободы экономической деятельности, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств; прогнозирование социально-экономического развития страны, разработка и осуществление программы развития приоритетных отраслей экономики; выработка государственной структурной и инвестиционной политики и ее реализация; управление федеральной собственностью; общее руководство таможенным делом;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.