На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Управление предприятием в условиях усиления конкуренции и нестабильной экономической ситуации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 23.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание

 

      Введение

 
     Актуальность  темы данной работы очевидна, так как  без управления - «производственные ресурсы» остаются всего лишь ресурсами и никогда не становятся производством. В условиях конкуренции жизнеспособность любого предприятия и, тем более, его успех особенно зависят от опыта и эффективности менеджмента. Опыт и умение правильно действовать являются единственными преимуществами, которые имеет предприятие в конкурентной экономике. Эффективность управления (вне зависимости от стиля или типа) опосредована степенью контроля руководителя над ситуацией, в которой он действует.
     Целым рядом экспериментальных исследований было доказано, что руководитель авторитарного  типа наиболее эффективен в ситуациях  с высоким и низким ситуативным  контролем, а руководитель-демократ - в ситуациях со средним ситуативным  контролем. Так что сам по себе ситуативный контроль, даже если он очень высок, не может быть показателем эффективности. Управление может быть эффективным как при высоком, так и при низком ситуативном контроле. С другой стороны, даже при высоком ситуативном контроле управление может быть и неэффективным. А это означает, что эффективность управления не определяется ситуативным контролем. Степень ситуативного контроля не может выступать в качестве критерия эффективного управления. Это привело исследователей к выводу о том, что критерии эффективности управления лежат в области психологии и могут быть выражены в формуле: эффективное управление = эффективный руководитель.
     Современная рыночная экономика представляет собой  сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.
     Ключевым  понятием, выражающим сущность рыночных отношений является понятие конкуренции (competition) . Конкуренцию - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. Конкурентная борьба - это динамический (ускоряющий движение) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.
     Сегодня для принятия эффективных и грамотных  управленческих решений в условиях столь динамичного развития рынка  предприятию необходимо рассматривать  целый комплекс экономических показателей, чётко отражающих сложившуюся ситуацию, как на самом предприятии, так и вне него.
     Сбор  и последующий анализ информации (по всем направлениям, не только экономическим) считаю наиболее важным вопросом в  управлении, так как принятие своевременных  и грамотных управленческих решений  не представляется возможным и сколько-нибудь успешным в отсутствие данных о финансовом состоянии предприятия.
     Цель  данной работы: охарактеризовать особенности управления предприятием в условиях усиления конкуренции и нестабильной экономической ситуации.
     Задачи  работы:
      - определить сущность управления  предприятием;
     - рассмотреть формы управления  предприятием в условиях усиления конкуренции и нестабильной экономической ситуации;
     - проанализировать основные методы  управления предприятием в условиях усиления конкуренции и нестабильной экономической ситуации.

     Глава 1. Теоретические аспекты  управления предприятием в условиях усиления конкуренции и нестабильной экономической ситуации

     1.1. Общая характеристика  управления предприятием в условиях конкуренции

 
     Управление  есть элемент и одновременно функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических и др.) обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы и цели деятельности.1
     Наука управления создает, систематизирует и распространяет знания о том, как осуществлять управленческую деятельность.
     Теория  управления это знания о том, как  осуществлять управленческую деятельность. Общие закономерности выявлены кибернетикой, наукой об общих принципах и методах управления сложными системами в природе, технике и обществе.
     Предмет науки управления составляют управленческие отношения, в которых проявляются  одновременно экономические, социальные и политические отношения и интересы, находящие выражение в воздействии на общество или на его отдельные элементы с целью их упорядочения, сохранения качественной специфики совершенствования и развития. Предметом науки управления является также технологии и методы управления и тенденции развития практики управления.
     Объектами управления могут быть отрасли (промышленность, с/х, транспорт), территориальные общности людей (область, район, город), отдельные стадии воспроизводства (производство, снабжение, сбыт), аспекты экономической деятельности (качество продукции, взаимодействие с потребителем, маркетинг), виды ресурсов (финансовые, человеческие), а также характеристики производства (эффективность, отношение к работе, качество жизни, уровень занятости).
     Субъектами  управления могут выступать директор, менеджер, совет директоров, мэр города, городская дума, начальник отдела, группа качества, городская торгово-промышленная палата, а также любые другие группы людей осуществляющие управленческое воздействие на объект управления.
     Для изучения относительных конкурентных позиций фирм, действующих в отрасли, используются процедуры графической стратегической группировки.
     Компании  в одной стратегической группе могут  объединяться по разным признакам: широте диапазона продуктов, методам использования  каналов товародвижения, идентичным технологическим подходам, степени вертикальной интеграции, характеру сервиса и технологического обслуживания, предназначению аналогичных продуктов для аналогичных покупателей, качеству продуктов, ценообразованию. Отрасль может содержать одну стратегическую группу с идентичным стратегическими подходами к рынку. Другим пределом является наличие в отрасли многих стратегических групп1.
     Процедура конструирования карты стратегической группировки и отнесения фирм к той или иной стратегической группе состоит в следующем:
     1. Идентифицируются конкурентные  характеристики, которые дифференцируют  фирмы отрасли (цены, качество, география  деятельности, степень вертикальной  интеграции, диапазон продуктов  и т.д.).
     2. Положение фирм наносится на  двухкоординатный график (по парам  выбранных характеристик).
     3. Отмечаются фирмы, попадающие  в одну стратегическую область.
     4. Отличается доля каждой группы  в полном объеме продаж отрасли.
     При построении карт стратегической группировки  надо соблюдать следующие правила:
     - основные переменные по осям координат не должны коррелировать между собою,
     - эти переменные должны отражать  существенные отличия конкурентов,
     - эти переменные должны носить  дискретный характер,
     - площади обозначений фирм должны  отражать их относительную долю  продаж в отрасли,
     - если существенных переменных  больше двух, целесообразно построить  несколько карт.
     Чем ближе расположены различные  стратегические группы, тем сильнее  их конкурентное соперничество. Хотя фирмы  в одних и тех же стратегических группах - ближайшие соперники, следующие ближайшие по рангу соперники - в ближайших группах. Существенным является изучение поведения ближайших конкурентов. Ошибочно ожидать внешних проявлений конкурентных действий соперников без знания их стратегии и предположений о следующих их ходах. Что делают и что собираются делать конкуренты - лучший ориентир для стратегических действий собственной компании, иначе она принуждена все время находиться в защитной позиции.
     Идентификация стратегий конкурентов проводится с помощью табл.1. Обобщение сведений о целях и стратегии конкурентов с помощью этой таблицы и карт стратегической группировки обычно достаточно для оценки серьезности конкурентных угроз в конкретной конкурентной позиции.
 

      Таблица 1
     Составляющие  целей и стратегий конкурентов
Область конкуренции Стратегические  претензии Цели по размерам рынка Конкуренция позиция/ситуация Стратегическое  поведение Конкурентная  стратегия
Локальная Региональная
Национальная
Многонацио-нальная
Глобальная
Быть господствующим лидером Превзойти существующего лидера отрасли
Войти в  лидирующую пятерку
Войти в  первую десятку
Подняться на одну или две ступени в рейтинге
Превзойти конкретного соперника (не обязательно  лидера)
Сохранить позицию
Только  выживание
Агрессивная экспансия  путем приобретений и внутреннего  роста Экспансия путем внутреннего роста
Экспансия путем приобретений
Сохранение  существующей доли
Расширение  рынка с целью получения кратковременной  прибыли
Хватающий здоровяк, находящийся в движении Хорошо  защищающийся, способный удержать существующее
Держится в середине своры
Пытающийся  усилить позицию
Отбивающийся, теряющий почву
Отступающий на защитную позицию
В основном нападение В основном защита
Комбинации  защиты и нападения
Агрессивное, рисковое
Консервативный  последователь
Стремление  к ценовому лидерству Фокусирование на рыночных нишах
Преследование, основанное на дифференциации: 
по качеству, сервису, технологии, диапазону, товаров, имиджу, другим качествам

     Для того, чтобы оценить будущие позиции  фирм в конкуренции, надо сконцентрировать внимание на их потенциальных возможностях улучшить свое положение на рынке. Агрессивные конкуренты являются источниками новых стратегических инициатив. Удовлетворенные соперники продолжают свою нынешнюю стратегию с небольшой точной подстройкой. Беспокойные и бедствующие соперники могут перейти к свежим стратегическим действиям нападающего или защитного плана. В этой связи полезно представить себя на месте менеджеров этих компаний и предположить их возможные действия1.
 

      1.2. Основные  формы управления  предприятием в условиях усиления конкуренции и нестабильной экономической ситуации

 
     Содержание  управления можно определить путем  перечисления его основных функций, к которым относятся: целеполагание, анализ, прогнозирование, планирование, организация, координация, мотивация, обучение, учет и контроль, коммуникация, принятие решений. Все функции тесно связаны друг с другом и взаимно дополняют друг друга. В деятельности любой организации - коммерческой и некоммерческой, большой и малой, формальной и неформальной - присутствуют все без исключения функции управления.
     Методы  управления - это способы выполнения перечисленных выше функций. Теория и практика менеджмента в течении XX столетия прошли путь от классической теории и практики авторитарного  менеджмента до теории гуманистического менеджмента и практики современного менеджмента, основанной на новой модели управления.
     Модели  управления организацией:
     Автократическая модель управления основывается на: власти, директиве, авторитете, персональной зависимости, исполнении.
     Экономическая модель управления: экономическое принуждение, материальное поощрение, мотивация, экономическое стимулирование, инициатива.
     Новая модель управления: творческое участие (по поводу того, как лучше сделать  работу, коллективизм и моральные  стимулы, приверженность (к работе, фирме, начальнику, коллективу), экономическое и моральное стимулирование, тотальное творчество.
     Управление  предприятием представляет собой процесс  в основе которого лежит воздействие  на коллектив предприятия и все  стороны его деятельности с целью получения максимальных результатов. Такое воздействие на каждом предприятии и в организации оказывают управленческие кадры. Следовательно, чем эффективнее процесс управления на предприятии, тем выше оказывается результативность деятельности всего предприятия. Однако, процесс управления осуществляют люди. В связи с этим эффективность процесса управления зависит от эффективности деятельности управленческого персонала предприятия, которая, в свою очередь, складывается из эффективности деятельности отдельных работников и групп работников различного уровня образования, квалификации и т.д. Все эти работники составляют управляющую систему предприятия1.
     Рассмотрим  методы управления, применяемые фирмами при различных уровнях нестабильности рынка.
     Методы  управления, применяемые фирмами, зависят от рыночной ситуации и, главным образом, от степени ее нестабильности.
     А. Методы управления, основанные на контроле:
     - справочники, инструкции;
     - финансовый контроль.
     Б. Методы управления, основанные на экстраполяции:
     - долгосрочное планирование;
     - составление бюджетов текущих  расходов и капитальных вложений;
     - целевое управление.
     В. Методы управления, направленные на предвидение  изменений:
     - стратегическое планирование (рис.  1);
     - выбор стратегических позиций2.
     

     Рис. 1. Схема стратегического планирования.
     Таким образом, при стратегическом планировании добавляется еще одна петля управления (по стратегическим программам), экстраполяция  заменяется развернутым стратегическим анализом.
     Г. При управлении на основе гибких экстренных решений применяют:
     - ранжирование стратегических задач (рис. 2);
     - управление по слабым сигналам;
     - управление в условиях неожиданных  событий.
     
     Рис. 2. Схема управления путем ранжирования стратегических задач.
     При уровне нестабильности порядка 4—5 баллов фирма, дожидаясь сильного сигнала, может опоздать с решением. Поэтому  следует начать действовать уже при слабых сигналах по табл. 2.
 

      Таблица 2
     Действия  фирмы при слабых сигналах
Сила  сигнала Характер мер
1. Опасность  или новая возможность осознаются Наблюдение  за внешней средой 
Определение относительной силы слабых сигналов
2. Источники опасности или новой возможности становятся ясны Снижение внешней  стратегической уязвимости 
Повышение гибкости внутри фирмы
3. Масштабы  явления принимают конкретные  очертания Разработка  подготовительных планов и осуществление  предварительных мер
4. Пути решения проблемы определяются Планы практических мероприятий и их осуществление
 
     При нестабильности внешней среды фирмы  порядка 5 — необходимо создание в  фирме системы чрезвычайных мер:
     - создание коммуникационной сети  связей для чрезвычайных ситуаций (невзирая на границы подразделений);
     - перераспределение обязанностей  высшего руководства: группы по  контролю и сохранению здорового  морального климата, обеспечению  обычной работы с минимумом  срывов и по чрезвычайным обстоятельствам;
     - создание сети оперативных групп с обеспечением связи между ними с учетом заблаговременных тренировок по действиям в возможных ситуациях;
     - создание четкого сценария действий  в предлагаемых ситуациях.
     Естественно, что характер руководства усложняется  по мере повышения нестабильности внешней среды. Обычно такое повышение сложности управления стоит больших средств и может оказаться вредным, если фактически внешняя среда относительно стабильна.
     Таким образом, одной из важных задач руководства  фирмы является точное определение  индекса нестабильности внешней рыночной среды и создание соответствующей оптимальной структуры управления. Если руководство не желает усложнять структуру управления, то оно должно упростить стратегические позиции, покинув опасные зоны бизнеса.
 

      Глава 2. Анализ методов управления предприятием в условиях усиления конкуренции и нестабильной экономической ситуации

     2.1. Система  методов управления предприятием

 
     Реализация  функций и принципов управления осуществляется путем применения различных  методов.
     Методы  управления - это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей1.
     Слово  «метод» - греческого происхождения (в  переводе означает способ достижения какой либо цели). Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности.
     В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и  их сочетания. Так или иначе, но все  методы управления органически дополняют  друг  друга и находятся в  постоянном динамическом равновесии.
     Направленность  методов управления всегда одна и  та же - они направлены на людей, осуществляющих различные виды трудовой деятельности – на персонал организаций (предприятий, компаний, фирм).
     Управление  персоналом включает в себя целую  систему. Система работы с персоналом – это совокупность взаимосвязанных действий по обеспечению управления в труде определенного качества и количества. Такая система предполагает не только формальную организацию работы с персоналом (подбор, расстановка, контроль и пр.), но и совокупность факторов социально- психологического, неформального характера.
     Управление  персоналом на предприятии – это  вид деятельности, который позволяет  реализовать, обобщить широкий спектр вопросов адаптации индивида к внешним  условиям, учёта личного фактора в построении системы управления персоналом предприятия. Укрупнено можно выделить три фактора, оказывающих воздействие на персонал предприятия.
     Первый  – иерархическая структура предприятия, где основное средство воздействия  – это отношения власти и подчинения, давления на человека сверху, с помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ.
     Второй  – культура, то есть вырабатываемые обществом, предприятием, группой людей  совместные ценности, социальные нормы, установки поведения, которые регламентируют действия личности, заставляют индивида вести себя так, а не иначе без видимого принуждения.
     Третий  – рынок – сеть равноправных отношений, основанных на купле-продаже  продукции и услуг, отношениях собственности, равновесии интересов продавца и покупателя.
     Эти факторы воздействия – понятия  достаточно сложные и на практике редко реализуются в отдельности. Какому из них отдаётся приоритет, таков  и облик экономической ситуации на предприятии.
     Главное внутри предприятия – работники, а за пределами – потребители продукции. Необходимо повернуть сознание работающего к потребителю, а не к начальнику; к прибыли, а не к расточительству; к инициатору, а не к бездумному исполнителю. Перейти к социальным нормам, базирующимся на здравом экономическом смысле, не забывая о нравственности. Иерархия отойдёт на второй план, уступая место культуре и рынку.
     Новые службы управления персоналом создаются, как правило, на базе традиционных служб: отдела кадров, отдела организации  труда и заработной платы, отдела охраны труда и техники безопасности и др. Задачи новых служб заключаются в реализации кадровой политики и координации деятельности по управлению трудовыми ресурсами на предприятии. В связи с этим они начинают расширять круг своих функций и от чисто кадровых вопросов переходят к разработке систем стимулирования трудовой деятельности, управлению профессиональным продвижением, предотвращению конфликтов, изучению рынка трудовых ресурсов и т.п.
     Итак, методы управления – это способы  осуществления управленческих воздействий  на персонал для достижения целей  управления производством.
     В системе методов управления персоналом выделяют:
     Административные  методы;
     Экономические методы;
     Социально-психологические методы.
     Рассмотрим  более подробно каждый метод в  отдельности.

     2.2. Административные  методы управления  предприятием

 
     Административные  методы являются способом осуществления  управленческих воздействий на персонал и базируются на власти, дисциплине и взысканиях.
     Административные  методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость  дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определённой организации и т.п. Эти методы воздействия отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий или административный акт подлежит обязательному исполнению.
     Для административных методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим  на определённом уровне управления, а  также актам и распоряжениям  вышестоящих органов управления1.
     Различают пять основных способов административного  воздействия: организационные воздействия, распорядительные воздействия, материальная ответственность и взыскания, дисциплинарная ответственность и взыскания, административная ответственность.
     Организационные воздействия основаны на подготовке и утверждении внутренних нормативных  документов, регламентирующих деятельность персонала конкретного предприятия. К ним относятся устав предприятия  или организации, коллективный договор  между администрацией и трудовым коллективом, Правила внутреннего трудового распорядка, организационная структура управления, штатное расписание предприятия, положения о структурных подразделениях, должностные инструкции сотрудников и организация рабочих мест. Эти документы (кроме устава) могут оформляться в виде стандартов предприятия и обязательно вводятся в действие приказом руководителя предприятия. Эти документы обязательны для всех сотрудников, и их несоблюдение влечёт за собой применение дисциплинарных взысканий.
     На предприятии, где имеет место высокий уровень организационных воздействий, доведённых до стандарта предприятия и регламентов управления, и высокая трудовая и исполнительская дисциплина, значительно снижается надобность в применении распорядительных воздействий. Те предприятия, которые не довели воздействия до стандартов и регламентов, нуждаются в постоянном оперативном распорядительном воздействии, и на них, предположительно, будут хуже конечные результаты производства. С другой стороны, реализация организационных воздействий в значительной степени зависит от менталитета работников, их желания неукоснительно соблюдать “писаные инструкции” и работать по правилам, утверждённым администрацией.
     Распорядительные  воздействия направлены на достижение поставленных целей управления, соблюдение внутренних нормативных документов или поддержание системы управления предприятием в заданных параметрах путём прямого административного регулирования. К известным способам распорядительного воздействия следует отнести приказы, распоряжения, указания, инструкции, целевое планирование, нормирование труда, координацию работ и контроль исполнения.
     Наиболее  категоричной формой распорядительного  воздействия является приказ. Он обязывает  подчинённых точно выполнить  принятое решение в установленные сроки, а его неисполнение влечёт за собой соответствующую санкцию (наказание). Приказ обычно состоит из пяти частей: констатация ситуации или события, меры по устранению недостатков или обеспечению административного регулирования, выделенные ресурсы для реализации решения, сроки исполнения решения, контроль исполнения.
     Распоряжение  выступает в качестве второго  основного вида распорядительного  воздействия. Оно обязательно для  исполнения в пределах конкретной функции  управления и структурного подразделения. Распоряжение может содержать все перечисленные выше части приказа и так же, как и приказ, обязательно для исполнения перечисленными в нём подчинёнными. Отличие распоряжения от приказа заключается в том, что оно не охватывает все функции предприятия и обычно подписывается заместителями руководителя предприятия.
     Указания  и инструкции являются локальным  видом организационного воздействия  и чаще всего направлены на оперативное  регулирование управленческого  процесса в короткие сроки и для  ограниченного числа сотрудников. Если указания или инструкции даются в устной форме, то они нуждаются в чётком контроле исполнения или должны быть основой высокого доверия в схеме отношений “руководитель-подчинённый”. Кроме того, при их реализации выше степень исполнения решений.
     Инструктирование  и координация работы – это  методы руководства, основанные на передаче подчинённому правил выполнения трудовых операций.
     Наставление – метод однократного применения со стороны руководителя, когда он пытается аргументировано объяснить целесообразность трудового задания для подчинённого. В случае отказа подчинённого повторная попытка нецелесообразна, т.к. приведёт к потере авторитета руководителя.
     Дисциплинарная  ответственность и взыскания  применяются в случае нарушения  трудового законодательства, когда имеет место дисциплинарный проступок, под которым понимается противоправное  неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей работником. Невыполнение работником трудовых обязанностей существует тогда, когда доказана его личная вина и он действовал умышленно и неосторожно. Если же работник нарушил свои трудовые обязанности по причине от него не зависящей (отсутствие нормальных условий труда, недостаточная квалификация для выполнения порученной работы и др.), то он не может быть привлечён к дисциплинарной ответственности.

     2.3. Экономические   методы  управления  предприятием

     Экономические методы носят косвенный характер управленческого воздействия. Такими методами осуществляют материальное стимулирование коллективов и отдельных работников; они основаны на использовании экономического механизма.
     В советский период предметом регулирования  экономическими методами считались  централизованное планирование, хозяйственный  расчёт, заработная плата, т.е. имело  место узкое толкование роли и места экономических методов, что ограничивало диапазон принимаемых решений и рычагов регулирования на уровне предприятия. Экономические методы должны базироваться на товарно-денежных отношениях рыночной экономики, что вызывает необходимость нового теоретического обоснования роли экономических методов.
     Путём совместного анализа экономических  законов и категорий, товарно-денежных отношений и принципов рыночной экономики разработалась новая  схема классификации экономических  методов управления1
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.