На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Монополизм и его последствия для развития российской экономики: теоретические и практические аспекты

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 23.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Кафедра экономической теории

Кафедра экономики производственных предприятий 
 
 

 Комплексная междисциплинарная  курсовая работа

     на  тему:
     «Монополизм и его последствия для развития российской экономики: теоретические и практические аспекты» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва  – 2009
 

     Оглавление: 
 

     Введение  3 
 

     Глава 1 5
1.1 Роль естественных монополий в
      современной экономике России 7
    1.2 Особенности хозяйственного функционирования естественных монополий в России на примере
      газовой отрасли 10
1.3 Объективные причины и условия существования
      естественной  монополии 14
1.4 Государственное регулирование
      естественно-монопольных  рынков 17 

     Глава 2  21
      Анализ эффективности монополии
      на примере  ОАО «Газпром» 21 
     

     Заключение  24
     Список  литературы  27
     Сноски   28
     Приложения 30 
 

 

      Введение 

     Термин "монополия" означает, в переводе с греческого, "единственный продавец". Впервые этот термин появился в США  в конце 19 – начале 20 в., когда  образование фирмы сопровождалось получением от властей специальных  документов ("патентов"), дающих фирме права и привилегии, не доступные другим фирмам. Поэтому указы о создании предприятия назывались "дарованиями монополии". Но присутствие монопольной власти можно проследить вплоть до античных времен. Так Аристотель в своем труде «Политика» впервые затрагивает тему монополизма, рассказывая историю маслодавилен Фалеса Милетского [1].
     В современных условиях употребление этого термина вышло за рамки  буквального понимания. На сегодняшний  день он используется для определения  различных разновидностей рыночных ситуаций, присущих несовершенной конкуренции (приложение 1).
     В зависимости от способа возникновения  и существования принято различать  монополии естественные и искусственные.
     Понятие искусственной монополии довольно обширно. Искусственной монополией называется ситуация, при которой в отрасли существует всего одна фирма, так как один предприниматель некоторым образом получает контроль над всей отраслью. Данная ситуация не обусловлена экономическими причинами, а сложилась под влиянием определенных внешних факторов.
     Естественной  монополией называется ситуация, когда  присутствие в отрасли одной  большой фирмы является экономически более выгодной ситуацией. Например одна большая фирма в отрасли  будет производить благо с  более низкими средними затратами, чем несколько небольших фирм.
     Объектом  данной работы является естественная монополия, а предметом – то существенное влияние, которое она оказывает  на национальную экономику.
     Механизм  рыночного функционирования монополий, их негативные и позитивные социально-экономические последствия, динамические модели конкуренции и монополии, а также другие общие проблемы рынка несовершенной конкуренции были предметом исследований Дж.Кларка, Дж.Робинсон, А. Курно, А.Пигу А.Маршалла, Й.Шумпетера.
     Изучение  проблем функционирования и развития естественных монополий представляет собой тот редкий пример, когда исследуемые аспекты развития экономической теории имеют непосредственный выход на практику. «Газпром» - естественный монополист, владелец львиной доли газовых запасов, транспортных, сбытовых, строительных и сервисных организаций. Эта естественная монополия, как одна из самых крупных в России, будет взята как иллюстрация к данной работе.
     Принято считать, что актуальность научных  исследований в области теории и  практики естественной монополии связана с важным социально-экономическим значением естественной монополии для общества: ее деятельность затрагивает все общество и любые изменения в деятельности естественных монополий прямо или косвенно отражаются на всех экономических показателях государства и благосостоянии его граждан.
     Естественные  монополии - это стержень национального  рынка, а процесс воспроизводства  в естественных монополиях - это  основа воспроизводственного процесса в рамках национальной экономики. Однако, указанные причины не могут рассматриваться как основной источник актуализации проблем, связанных с естественными монополиями.
     В данной работе мы постараемся решить следующие задачи:
    а) определить сущность понятия естественная монополии  в рамках современной теории;
     б) определить роль естественной монополии  в экономике;
    в) рассмотреть  затронутую проблематику на примере  естественной монополии национального значения;
    г) рассмотреть меры государственного регулирования естественных монополий.
     Глава 1 

     Понятие естественной монополии развивалось в русле различных теорий: политической экономии, теории совершенной конкуренции, маржиналистской. В рамках классической школы (А. Смит и В. Пети) были предприняты первые попытки выявить природу монополии и конкуренции. Хотя категория монополии выросла из противопоставления этого явления совершенной конкуренции, последующее развитие экономической теории и практики привели экономистов к отказу от попыток построить теорию путем восхождения от одной нереалистической модели к другой, а экономические события 30-х гг. ХХ столетия стали импульсом для работ Э. Чемберлина, Дж. Робинсон и Г. фон Штакельберга.
     Первые, рассмотренные в экономической теории монополии, были естественными. Понятие «естественная монополия» впервые было применено к ситуации установления контроля за использованием природных ресурсов.  Это явление исследовал в 1838 г. А. Курно, приведший пример собственника источника, способного контролировать потребление воды населением, живущим ниже по течению. Таким образом, специфика объекта исключительных прав была положена основу понятия «естественной монополии».
     Опираясь  на сложившуюся практику разработки законодательства, регламентирующих взаимоотношения  между участниками договоров  в сфере естественных отношений, можно указать на два подхода к определению условий естественной монополии. Один подход основан на концепциях, разрабатываемых рамках экономической теории. Второй связан с определением конкретных видов или сфер деятельности, включаемых нормативные правовые акты. Первый подход условно можно назвать аналитическим. Второй – классификаторским. Следует отметить, что российском законодательстве используется оба подхода.
     В статье 3 Федерального Закона «О естественных монополиях» естественная монополия  определяется как «состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров»
     Иными словами – монополия, которая  удовлетворяет рыночный спрос с  затратами меньшими, чем два и  более конкурентов[].
     Естественная монополия заимствовала многие признаки чистой монополии, такие как уникальное присутствие на рынке, наличие существенной экономии на масштабах производства в силу технологических особенностей, отсутствие товаров-субститутов, высокие барьеры вхождения в отрасль за счет крайне высоких первоначальных затрат.
     Главное отличие естественной монополии от всех остальных состоит в невозможности ее замены или устранения в виду технологических причин, среди которых основное место занимает сетевое хозяйство. Данный факт долгое время служил оправданием национализации предприятий естественных монополий, что, в свою очередь, определило особенности ценообразования, направленного не на максимизацию прибыли, а на увеличение размера «потребительского излишка».  

 

      1.1 Роль естественных монополий в современной экономике 

     Современное понимание естественной монополии сводится к признанию отрасли, в которой осталась единственная фирма в результате возникновения неограниченной конкуренции или в которой конкурентные силы ведут к неконкурентной структуре. В качестве обобщающего формального критерия применяется понятие субаддитивности издержек фирмы, что означает минимизацию издержек отрасли в случае функционирования единственной фирмы на рынке, обладающей лучшей технологией.
     Научно-технический  прогресс привел к появлению новых  технологий, допускающих привнесение конкурентных отношений в те сегменты, где ранее это не представлялось возможным. Но вместе с этим появилась угроза  возникновения жестко олигополистического рынка вместо естественно-монопольного; возникновение аффилированных связей и других видов экономической и правовой зависимости, которые позволят компаниям и в дальнейшем вести согласованные действия на рынке; подмена целей реформирования мерами по ликвидации текущего дефицита мощностей при сохранении ранее выбранных механизмов либерализации.
     Современная ситуация на российском рынке такова, что роль естественных монополий  в экономике страны является доминирующей. Влияние сырьевых отраслей производства и производственной инфраструктуры на общую экономическую ситуацию продолжает неуклонно расти. Такие отрасли как электроэнергетика, нефтедобывающая и газовая промышленность, трубопроводный и железнодорожный транспорт имеют наибольший удельный вес в российской экономике. Деятельность естественных монополий имеет национальное значение, поэтому задача прогнозирования перспектив развития естественно-монопольных отраслей экономики является столь насущной.
     Предприятия - субъекты естественной монополии - являются относительно стабильным источником рабочих мест и доходов для населения страны. Многие из них имеют и значительную по масштабам социальную инфраструктуру. Крупные корпорации - субъекты естественной монополии являются бюджето-образующими для многих российских регионов и страны в целом.
     На предприятия топливно-энергетического комплекса приходится 2/3 налоговых поступлений в бюджет. "Газпром" является основным российским налогоплательщиком, который опережает Сбербанк (у него второе место) и дает четверть всех налогов, он возвращает 60% цены на газ государству через налоги.
     Естественные  монополии имеют структурообразующий характер для экономики страны. Используя преимущества своего монопольного положения на рынке, они могут вырабатывать стратегическую линию поведения на средне- и долгосрочную перспективу. Заключение долгосрочных соглашений между монополистическими производителями и интеграция монополий по производственной цепочке могут создать основу для роста внутреннего рынка и повысить инвестиционную привлекательность российской экономики.
     Естественные  монополии как налоговые агенты в современной России играют решающую роль, что особенно важно в условиях трансформации экономики. Поступления в бюджет от экспорта газа и нефти позволили сформировать колоссальный стабилизационный фонд, расплатиться с большей частью внешнего государственного долга, значительно поднять экономические рейтинги России.
     Немаловажной  отличительной особенностью российских естественных монополий можно считать  их конкурентное преимущество на внешнем  рынке. Так, например, ОАО «Газпром»  на Европейском рынке успешно  конкурирует с производителями из Северной Африки и Северной Европы.
     По  мнению ряда российских экономистов, такие естественные монополии как ОАО "Газпром" по своим экономическим, техническим, организационным характеристикам находятся на уровне лучших мировых стандартов, а по отдельным показателям их превосходят. По существу, это хозяйственные структуры, которые при разумном к ним отношении могут не только вытянуть нашу экономику из сегодняшнего прорыва, но и позволить ей занять в 21 веке одно из ведущих мест в мире. 

 

      1.2 Особенности хозяйственного функционирования естественных монополий в России на примере газовой отрасли 

     Сторона предложения газового рынка характеризуется  четырьмя вертикально связанными компонентами: производство (добыча газа), передача (транспортировка  газа по магистральным трубопроводам под высоким давлением), распределение (по сетям местных распределительных компаний под низким давлением), поставка конечным потребителям.
     Добыча  газа не имеет черт естественной монополии, в то время как транспортировка  и распределение газа – это сегменты газового рынка, обладающие сильно естественно-монопольными характеристиками. Строительство трубопроводов – капиталоемкое производство с высокими невозвратными издержками. Это делает дублирование линий в большинстве случаев нерациональным. Транспортировка и распределение газа традиционно подлежат регулированию.
     С организационной точки зрения, добыча, передача и распределение газа –  это функционально разграниченные процессы, которые могут осуществляться различными организациями и компаниями. Вертикальная интеграция между ними в ряде случаев сильна, но вовсе не обязательна. Возможны различные организационные схемы. В большинстве европейских стран (включая Россию) газопроводы включены и интегрированы в деятельность доминирующей газовой компании, частью которой они и являются в организационном и управленческом плане.
     Газовая отрасль играет стратегическую роль в экономике России. На долю газа приходится около половины общего объема производства и внутреннего потребления  энергетических ресурсов. В настоящее время в России доля газа в топливном балансе ТЭС составляет 62%, а в европейской части - 86%. Отрасль обеспечивает порядка 10% национального ВВП, до 25% доходов государственного бюджета страны. Экспорт природного газа приносит России около 15% валютной выручки. Обладая крупнейшими в мире запасами природного газа (47,82 трлн куб. м) и не имея равных по объемам годовой добычи (656 млрд куб. м в 2006 году), Россия является важнейшим звеном мировой газовой промышленности. В структуре общемирового экспорта газа на долю России приходится свыше четверти всего объема [2]. Характерной особенностью отрасли является серьезное доминирование в ней «Газпрома».
     Доказать  что «Газпром» является монополией в пределах России не составит труда. Для этого достаточно трех фактов: «Газпром» добывает 93% всего газа в РФ, «Газпром» владеет всей газораспределительной системой РФ, «Газпром» имеет исключительное право, на разработку новых разведанных месторождений.
     "Газпром"  является социально значимой, системообразующей компанией, без которой немыслимо само существование российского государства. Несмотря на убыточность внутреннего рынка, три четверти добываемого "Газпромом" газа продается в России
     "Газпром"  практически единственная компания, которая занимается газификацией российских регионов. Газовая промышленность России традиционно формировалась как централизованная система. Ее основу составляют базовые элементы Единой системы газоснабжения, предприятия “Газпрома”, расположенные в большинстве субъектов Российской Федерации.
     С рождением ОАО “Газпром” в  условиях эпохи перехода к рыночным отношениям резко возросла роль компании в жизни российских регионов. В  настоящее время хозяйство “Газпрома” - это крупный производственный комплекс, включающий десятки тысяч километров распределительных газопроводов, всю необходимую инфраструктуру. Через ЕСГ и газопроводы-отводы природным газом обеспечиваются 645 городов, более 13 тыс. поселков и сельских населенных пунктов, 10 тыс. коммунально-бытовых и 1150 промышленных предприятий, две с половиной тысячи котельных. Сложилась развитая система взаимодействия “Газпрома” с субъектами Российской Федерации, позволяющая решать в тесном контакте с местными администрациями многие производственные, финансовые, социальные и организационные вопросы.
     Преимущества  отрасли:
     В условиях жестко регулируемых государством цен на газпромовский газ этот вид топлива привлекателен для  потребителей не только относительной  экологической чистотой и удобством  использования, но и ценовыми преимуществами перед альтернативными топливными ресурсами. Невзирая на трудности с вхождением в принадлежащую «Газпрому» Единую газотранспортную систему и отсутствие перспектив выхода на внешние рынки, «независимый» сегмент газовой отрасли России развивается достаточно активно.
     Недостатки  отрасли:
     В отличие от нефтедобычи, газовая  отрасль за всю постсоветскую  историю так и не показала существенного  роста. Высокие дотации при внутреннем потреблении энергоносителей, низкая эффективность их использования  и недостаточность инвестиций. Истощение старых месторождений, отставание прироста разведанных и подготовленных к эксплуатации новых месторождений природного газа, непрерывное смещение наиболее перспективных по запасам месторождений далеко на север и в шельфовую зону. Отрасль находится в высокой зависимости от конъюнктуры мирового энергетического рынка. Кроме того, происходит старение основных фондов газовой отрасли. На сегодня их износ оценивается в 57 с лишним процентов. Рост показателей добычи усиливает нагрузку на транспортную сеть: она перегружена. Для поддержания транспортной системы, ее адаптации к растущим поставкам газа требуются значительные капитальные вложения. ОАО "Газпром" направляет на эти цели до 65% от общего объема инвестиций, однако этих объемов недостаточно.
     Важнейшим приоритетом развития газовой отрасли  является наращивание мощностей  по выпуску продукции высокой  степени переработки, а также  увеличение ее экспорта. Низкий уровень  газоперерабатывающего производства, является серьезной проблемой дальнейшего  развития газового комплекса России, его масштабы контрастируют с мощной газовой индустрией в целом.
 

      1.3 Объективные причины и условия существования естественной монополии 

     Наличие естественной монополии создает  определенную дилемму: общество выигрывает от производства продукции с более низкими затратами, чему способствует наличие единственной фирмы в отрасли, но эта фирма, пользуясь своим монопольным положением, имеет возможность устанавливать более высокие цены и изымать часть излишка потребителей.
     Негативные последствия функционирования монополии проявляются в следующих видах неэффективности: аллокативная неэффективность монополии (неэффективность в размещении ресурсов); мотивационная неэффективность (защищенное положение монополиста подрывает стимулы к максимальному использованию ресурсов и минимизации собственных издержек); социальные издержки монопольной власти.
     Однако  то, что у естественных монополистов нет достаточных стимулов для  минимизации издержек, не означает, что стимулы к минимизации  издержек вообще отсутствуют. Заинтересованность естественного монополиста в проведении крупномасштабной реорганизации, в результате которой могут быть оптимизированы товарно-денежные потоки компании, или во внедрении новых технологий значительно ниже, чем фирмы, продающей свою продукцию на конкурентном рынке. Слабость стимулов объясняется меньшим размером выигрыша, который получает монополист по сравнению с конкурентной фирмой в результате одного и того же нововведения (эффект замещения по Эрроу - Arrow Replacement Effect).
     К положительным сторонам естественно-монопольных  рынков следует отнести преимущества в производственно-сбытовых издержках  в связи с выгодами эффектов масштаба; интегрирующую функцию естественно-монополистических  компаний в национальной и региональной экономике, их возможности объединить в единый хозяйственный комплекс отдельные отрасли и производства; огромный вклад крупных национальных компаний – естественных монополистов в ВНП страны и существенным инвестиционный потенциал, обеспечение конкурентоспособности национальной экономики.
     Показано, что монополия, а естественная монополия  в особенности, как одна из сил  в механизме рыночной самоорганизации  несет в себе потенциал регулирования  и планомерности.
     Во-первых, сохранение и укрепление естественных монополий позволяет осуществлять единую техническую, инвестиционную, маркетинговую и социальную стратегии в масштабах соответствующей отрасли. Данное положение подтверждает эффект Аверча-Джонсона [3], смысл которого состоит в том, что естественная монополия при выборе направлений технического развития ориентируется скорее на капиталоемкий вариант, чем трудоемкий, соответственно, указанный эффект в большинстве случаев стимулирует технический прогресс.
     В феврале 1997 года ОАО «Газпром» принял Концепцию научно-технической политики Общества до 2015 года. Основные положения включают: перспективы научно-технического прогресса, деятельность по созданию новой техники и технологии, развитие научного потенциала, кадровое обеспечение, работу в области конверсии, роль международного научно-технического сотрудничества, принципы управления научно-техническим развитием и другие. Наличие таких документов подтверждает факт обогащения монополистическими структурами технической базы отрасли, в рамках которой они существуют.
     Но  этот фактор едва ли возможно назвать однозначным. Хотя монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов и создают возможности для ускорения технического прогресса, реализуются они лишь в тех случаях, когда такое ускорение способствует извлечению монопольно высоких прибылей.
     Во-вторых, сохранение естественных монополий  существенно снижает расходы, предотвращая появление посредников, повышая, тем  самым, конкурентоспособность продукции. Как следствие, сам факт естественной монополии существенно ограничивает развитие криминальных отношений в данной отрасли.
     В-третьих, естественные монополии резко усиливают  конкурентоспособность соответствующей  отрасли по отношению к внешним  конкурентам, составляя тем самым  основу национальной экономической безопасности страны. 

 

      1.4 Государственное регулирование естественно-монопольных рынков. 

     Механизм  регулирования естественных монополий  является смешанным, его ведущим  элементом выступает государственное  регулирование, которое сочетается с регулированием со стороны корпораций и рынка. Развитие естественных монополий происходит в условиях постепенного снижения доминирующей роли государства. Следовательно, механизм регулирования естественных монополий предполагает скоординированные действия трех основных элементов: конкуренции, государственного регулирования, корпоративного регулирования.
     Но, тем не менее, из опыта Великой  Депрессии в США можно сделать  вывод о насущной необходимости  повышенного государственного контроля над естественными монополиями  в нынешний кризисный период. Хотя для естественных монополий кризис 2008 года стал все же менее болезненным, чем для остальных отраслей (от их услуг трудно резко отказаться или найти адекватную замену). Влияние монополии сказывается в том, что падение производства, его остановка происходят при сохранении монопольно высоких цен. Монополия, подорвав старую, рыночную форму цикла, особенно механизм выхода из кризиса, не имеет возможности самостоятельно справиться с порожденными ею же проблемами.
     Эффективной стратегии регулирования естественных монополий стоит базироваться на результатах анализа внешних и внутренних положительных и отрицательных факторов с учетом того, что естественные монополии – составная часть  планируемой государством народно-хозяйственной стратегической системы, в которую включены крупнейшие корпорации.
     Задача  государственного регулирования естественной монополии состоит в стимулировании фирмы к производству большего объема продукции с меньшими затратами, при одновременном отказе (полном или частичном) от установления монопольно-высоких  цен.
     Для регулирования естественных монополий используются различные инструменты, которые условно можно разделить на три группы.
     1) Косвенное регулирование цен  через установление предельных  величин прибыли и доходности.
     Во  многих странах (в частности, в США  и Великобритании) распространена процедура косвенного регулирования посредством методов установления нормы доходности капитала, инвестированного в данное предприятие, и установления пределов повышения цен (метод СЛиттлчайлда).
     2) Использование конкурентных механизмов  для передачи прав на производство продукции (оказание услуг) в условиях естественной монополии.
     Например  конкурсная продажа лицензий, которые  дают фирме право стать естественным монополистом в определенной сфере. Наиболее яркий пример - передача отдельных  железных дорог в концессию в Аргентине, Бразилии и некоторых других развивающихся странах с целью повышения эффективности их функционирования.
     3) Прямое установление цен на продукцию естественных монополистов. Фиксация цен и тарифов на услуги монополий на практике основывается на множестве соображений, например, забота об отдельных категориях потребителей и связанное с ней перекрестное субсидирование, значимость услуги для потребляющих её отраслей и т.д., что особенно характерно для России.
     Задачей ценообразования на продукцию естественных монополий является установление цен, которые, во-первых, гарантируют производство и потребление продукции в экономически эффективном объеме, во-вторых, обеспечивают самофинансирование предприятия. Для этого применяются методы линейного и нелинейного ценообразования и цены Рамсея. 
 

     Линейное  ценообразование 
     Рассмотрим  максимально упрощенный случай, когда мощности предприятия точно соответствуют объему спроса. Предположим, кривая спроса (D) пересекает линию средних затрат (LAC) в точке минимума последней, т. е. мощности предприятия обеспечивают наличие возрастающей отдачи от масштаба для всего объема продукции, который следовало бы производить для достижения эффективности (приложение 2 рис.1).
     Естественная  монополия выбрала бы объем производства QМ и соответствующую ему цену PM. Экономическая прибыль составила бы площадь прямоугольника PMABC, а величина ущерба от существования монополии - площадь фигуры AME.
     Регулирующий  орган должен был бы установить цену на уровне предельных затрат (PK), что привело бы к росту объема производства до уровня, который имел бы место в условиях совершенной конкуренции (QK
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.