На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Cовершенствования взаимодействия рынка труда и рынка образования в образовательных учреждениях

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 23.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 СОДЕРЖАНИЕ 

 ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2 

 ГЛАВА 1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РЫНКЕ ТРУДА…………………………………………………………………...5
    1.1 Понятие социальных технологий. Социальные технологии на рынке труда………………………………………………………………………………..5 

   1.2 Понятие рынка труда, его структура……………………………………...8 

    1.3 Механизмы взаимодействия образования и рынка труда……………...15 

 ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ И  ВЛИЯНИЕ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА РЫНОК ТРУДА. ПРОЦЕССЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ И ТРУДОВОЙ АДАПТАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ………………...20 

    2.1 Понятие профессиональной ориентации и её практическое
применение……………………………………………………………………….20
    2.2 Совершенствование процесса профессиональной ориентации в образовательных учреждениях ………………………………………………...24
    2.3 Совершенствование процесса трудовой адаптации в организации…...27
 Заключение………………………………………………………………………30
 Список  используемой литературы……………………………………………..32 
 
 
 
 

      
   
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ 

   Необходимость социального управления обусловлена прежде всего фактом разделения труда в группах людей, в крупных коллективах, в масштабе государства, а также необходимостью его кооперации. Следовательно, как совместный труд людей составляет основу всякого человеческого общества, так и управление является необходимым элементом общего труда, существования и развития общества
     В сферу деятельности людей по социальному управлению помимо управленческих работников входят научные работники, занимающиеся исследованиями и разработками в сфере социального управления, а также преподаватели, осуществляющие подготовку, переподготовку и повышение квалификации управленческих кадров.
    Актуальность темы. Радикальные преобразования экономической системы общества, предопределившие становление и развитие рынка труда, изменившие требования к уровню подготовки, качеству рабочей силы и ее профессионально-квалификационному составу, потребовали реформирования образовательной сферы как основополагающего звена системы воспроизводства человеческих ресурсов.
    Высокие темпы развития современного рынка образовательных услуг и становления его институтов определяют необходимость исследования этих процессов, протекающих на нем процессов, повышения качества образовательных услуг с учетом запросов потребителей, адаптации жизнедеятельности учебных заведений к складывающемуся новому социально-экономическому укладу.
    Являясь важным фактором повышения интеллектуального уровня и производительной силы работников, рынок образовательных услуг способствует вовлечению населения в образовательный процесс, а в дальнейшем – определяющие положение человека на соответствующем сегменте рынка труда. Последний также влияет на рынок образования, определяя социальный заказ на качество и количество образовательных услуг, что актуализирует задачи определения методологических основ взаимодействия данных рынков, которые в отечественной экономической науке развиты недостаточно.
    Актуальность темы исследования усиливается и тем обстоятельством, что институты рынков труда и образовательных услуг только накапливают опыт взаимосвязанного функционирования, и поэтому нуждаются в концептуальном обеспечении, разработке механизма их взаимодействия применительно к конкретным условиям экономики России. Разработка фундаментальных проблем взаимодействия сферы образования с рынком труда позволит достигнуть стабильности в обществе и эффективности социально-экономических преобразований.
    Объектом исследования выступают социальные технологии, рынок труда и рынок образовательных услуг в трансформируемой экономике России
    Предметом исследования являются отношения взаимодействия, складывающиеся в процессе взаимодействия рынков труда и образовательных услуг, профессиональная ориентация и трудовая адаптация в трудовых коллективах
    Цель исследования: Выработать предложения по усовершенствованию взаимодействия рынка труда и рынка образования в образовательных учреждениях, а так же предложения по усовершенствованию трудовой адаптации в организациях.
  Задачи исследования:
  - Изучить понятие социальной технологии,
  - Изучение понятие рынка труда, его особенности и виды,
  - Изучения процессов взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг,
  - Изучить понятие профессиональной ориентации и её развитие в современных условиях,
  - Предложить направления и тенденции в модернизации и адаптации рынка образовательных услуг к спросу на рынке труда,
  -  Предложить способы совершенствования современной системы трудовой адаптации в организации.
   Гипотеза: Для усовершенствования процессов функционирования рынка труда необходимо активное внедрение профессиональной ориентации в образовательных учреждениях, а так же развитие процессов трудовой адаптации в организациях.
   Степень разработанности. Несмотря на то, что в современных условиях уделяется большое внимание проблемам развития рынков разных видов, в науке до сих пор не сложился целостный подход к их взаимодействию и взаимосвязанному функционированию, в том числе роли профессиональной ориентации и трудовой адаптации.
  Общетеоретические основы рынка труда и механизма его функционирования заложены в работах - А. Смита, Д. Рикардо, К.Маркса.
  О роли социальных технологий в современном обществе отражены в исследованиях С.Н. Рохмистрова, М. В. Удальцовой, А. К Зайцева, Н.С Данакина
  В российской экономической литературе теоретико-методологические основы рынка труда нашли отражение в исследованиях Н. Волгина, И. Масловой, А. Котляра и др. 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РЫНКЕ ТРУДА
     
      Понятие социальных технологий. Социальные технологии на рынке труда
 
   В окружающем нас мире можно выделить три его составляющие, определяемые формами движения материи: неживую природу, живую природу и человеческое общество.
    В каждой из этих составляющих протекают процессы развития, осуществляемые под воздействием определенных факторов и условий. Некоторые из этих факторов можно рассматривать как управление в неживой природе, или технических системах, управление в живой природе, или биологических системах, управление в человеческом обществе, или социальных системах.1
    Как известно, наука социология призвана не только оценивать состояние общественных процессов, но и давать прогноз на будущее, из сферы исследования проблем она должна стать инструментом их решения, прежде всего формирования человека как творца социума, а не его разрушителя. Пока этой функции социология не выполняет. Идет поиск новой социологической парадигмы, которая была бы способна ответить на вызовы времени.
    В условиях динамических социальных изменений в мировой практике управления все в большей мере утверждается инновационный метод освоения социального пространства.
    Социальные технологии и выступают как интеллектуальный наукоемкий ресурс, использование которого позволяет не только изучить и предсказать различные социальные перемены, но и активно влиять на практическую жизнь, получать эффективный прогнозируемый социальный результат.  

  Мировой опыт свидетельствует,  что с помощью социальных технологий (глобальных, информационных, обучающих,  внедренческих, человековедческих,  политических и др.) можно своевременно разрешать социальные конфликты, снимать социальное напряжение, предотвращать катастрофы, блокировать рисковые ситуации, принимать оптимальные управленческие решения. Сущность социальных технологий может быть понята как инновационная система методов выявления и использования скрытых потенциалов социальных систем, получения общественно полезного результата при наименьших затратах.
   «Социальные технологии», таким образом, представляют собой тот уровень знаний, который, основываясь на методологических предпосылках социологии управления, выступает ее подсистемой. Элементы этой подсистемы – это некие методологические механизмы осуществления саморазвития общества, которое самовоспроизводится в результате этого саморазвития, и служат «опорными узлами» эволюционного развития всех общественных процессов, теми движущими элементами, которые и обеспечивают самодвижение общества в целом. Какой-либо порядок, последовательность осуществления действия этих социальных технологий определяется и регулируется самой системой саморазвития общества.2
  
     Социальные технологии – процесс направленного воздействия на социальный объект с целью получения запрограммированного результата, это разработка методов и методик результативного и целенаправленного воздействия. Различают следующие технологии:
  - макротехнологии макросистем (региональные подсистемы общества, классы, партии, большие социальные группы);
-   мезатехнологии на уровне города и другого населенного пункта, крупного трудового коллектива;
  -   микротехнологии, которые рассчитаны на небольшие объединения людей, общественные процессы на макроуровне. 

    Содержание технологии в управлении – это средства воздействия на человека как главный ресурс с целью роста результативности деятельности организации в целом. Процесс управления людьми составляет гуманитарную технологию. Можно выделить три области развития человеческого потенциала: организация, социальные группы, отдельные работники.
    Главной функцией управления, является конструирование трудового коллектива. Выделяют следующие элементы этой технологии:
  - кадровая политика;
  - обеспечение роста квалификации и социальной мобильности сотрудников;
  - мотивация работников;
  - их стимулирование;
- развитие коммуникации и обратной связи;
- управление конфликтами.3
    Одним из важнейших факторов, воздействующих на эффективность технологии социального управления является кадровая политика. Опираясь на опыт крупнейших фирм, США выделяют следующие важнейшие элементы кадровой политики:
- наличие перспективы и гарантии продвижения по службе;
- перемещение сотрудников по вертикали, и по горизонтали с целью изучения ими всех этапов производства;
- кураторство опытных специалистов над молодыми;
- формирования резерва на выдвижение из числа хорошо себя зарекомендовавших молодых специалистов;
  - перед каждым перемещением повышение квалификации с отрывом либо без отрыва от производства;
- стажировка на разных должностях, практика замещения различных работников во время отпуска и пр.;
- установление возрастного ценза для работы на всех должностях, включая первого руководителя;
- предложение других должностей работникам, которые достигли пенсионного возраста, но сохранили свой потенциал.
    Таким образом, социальные технологии - это те знания и методологические механизмы социального управления, которые осуществляют саморазвитие общества и позволяют прогрессивно развиваться обществу порядок их действий регулирует само саморазвитие общества. 

   1.2 Понятие рынка труда, его структура
 
   Переход нашей страны в условия рыночной экономики обострил проблему занятости трудоспособного населения. Роль рынка труда в экономике состоит в том, что он позволяет:
  - эффективно использовать трудовой потенциал страны;
  - вести конкурентную борьбу за рабочие места;
- создавать потребность в росте квалификации работников;
- снижать текучесть кадров и соответственно повышать производительность труда.
   Рынок труда (англ. labour market)-совокупность реальных и потенциальных продавцов и покупателей рабочей силы, а так же отношения между ними. Является одним из факторов производства, на котором формируются цены на труд как результат механизмов спроса и предложения, на этой основе определяется уровень зарплаты. Воздействие на рынок труда оказывает прежде всего государство, союзы работодателей и лиц наёмного труда, а так же характер экономического роста.
    Рынок труда является составной частью рыночной экономики. Рынок труда (рабочей силы) – важная и многоплановая сфера экономической и социально-политической жизни общества. На рынке труда получает оценку стоимость рабочей силы, определяются условия ее найма, в том числе величина заработной платы, условия труда, возможность получения образования, профессионального роста, гарантии занятости и т.д. Рынок труда отражает основные тенденции в динамике занятости, ее основных структурах (отраслевой, профессионально-квалификационной, (3демографической), т.е. в общественном разделении труда, мобильность рабочей силы, масштабы и динамику безработицы. Здесь могут присутствовать внешние и внутренние регуляторы его функционирования, позволяющие государству ускорять прогрессивные тенденции.  

    По мнению А.Калины структура рынка труда состоит:4  

- из блока рыночных отношений, к которому относятся «процесс обмена индивидуальной способности к труду на фонд жизненных средств»;
- из блока государственного управления и регулирования занятости, подготовки и переподготовки кадров;
  -  из блока социальной защиты населения. 

    Все эти блоки находятся в стадии формирования и развития в сторону цивилизованного рынка труда. Зрелость цивилизованного рынка труда определяется тем, насколько полно и системно выполняют свои обязательства друг перед другом государство, работодатели и наемные работники. Поэтому главная проблема формирования цивилизованного рынка труда в нашей стране — выработка новых внутрисистемных отношений в сфере производства и трудовых отношений. 

    Консолидация (англ. consolidation) - упрочнение, укрепление, сплачивание чего либо, например, объединение, сплочение отдельных лиц, групп, организаций для усиления борьбы за общие цели5.
    Из этого определения можно сделать вывод, что консолидация рынка труда - это объединение государственных организаций(Министерство здравоохранения и социального развития, Федеральная служба по труду и занятости (Роструд), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия в области содействия занятости населения, государственные учреждения службы занятости (Центры занятости населения), которые должны регулировать рынок труда.
    Так же под видом рынка труда понимают сочетание территориальной и профессиональной мобильности рабочей силы. Под действием исторических условий все отношения и элементы рыночного механизма в разных странах развивались неодинаковыми темпами. Эти различия привели к формированию разных видов и моделей рынка труда. В зависимости от того, какой вид мобильности преобладает – межфирменный (территориальный) или внутрифирменный (горизонтальный) – можно выделить два основных вида рынка труда.
     1.Внешний рынок труда – который еще называют профессиональным или открытым, характеризуется движением рабочей силы данной профессии между предприятиями (фирмами). Он является открытым, конкурентным рынком, где работник с одного предприятия свободно по своему желанию или необходимости переходит на другое, при этом работник сохраняет свою профессию. Внешний рынок труда обеспечивает перелив рабочей силы с одних предприятий на другие, как по желанию самих работников, ищущих работу с более высокой заработной платой, лучшими условиями труда и перспективами роста, а так же в связи с увольнением работников по желанию администрации.
    Этот рынок обуславливает высокую текучесть рабочей силы и активно способствует росту или сокращению безработицы.
    2.Внутренний или закрытый рынок труда - действует в пределах одного данного предприятия. Здесь идет перемещения как по вертикали, так и по горизонтали. При перемещении по вертикали в большинстве случаев работник переходит в более высокий разряд или категорию. Перемещения по горизонтали происходит в целях приобретения работником знаний разнообразных сторон производства – формирования широкого профиля для лучшего освоения данной должности или продвижения на более высокую. Внутренний рынок слабо конкурентен, он мало влияет на текучесть рабочей силы и динамику открытой безработицы, но для него характерна неполная занятость и скрытая безработица.
    Двум видам рынков соответствуют и различные формы профподготовки и переподготовки работников. В условиях внешнего рынка труда приоритет получила законченная форма профессионального образования с выдачей диплома или сертификата, которым придается важное значение при приеме на работу. В условиях внутреннего рынка большое значение придается подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно на предприятии. Профобучение рассчитано на длительное время, предусматривает «непрерывное образование» и значительные затраты.
    Виды рынков труда отличаются и по уровням их регулирования. Внешний рынок труда регулируется государством и его органами, внутренний – администрацией предприятия.
    Есть мнение, что внутреннего рынка труда не существует, а имеет место только управленческая деятельность, и нет рыночных отношений. Но с этим можно не согласится. На предприятии, как и на внешнем рынке, в несколько иной форме, но имеет место и предложение, и спрос, и конкуренция, и цена рабочей силы.
    В действительности оба рассматриваемых рынка сосуществуют вместе. Можно говорить лишь о том, что в стране или регионе преобладает тот или иной вид рынка труда. Так открытый (профессиональный) рынок труда наиболее характерен для США и Великобритании, а внутренний (закрытый) для Японии и Франции.
    Сегментирование рынка труда – это процесс разделения работодателей и продавцов труда на группы по объединяющим их признакам.
    По критерию стабильности трудовых отношений рынок труда делится на три сектора – ядро, периферия и безработные.
  «Ядро» – первичный рынок труда,  имеет стабильную занятость, работает  в режиме полного рабочего времени, получает высокую заработную плату.
  «Периферия» - вторичный рынок  труда. Для него характерна  частичная занятость, труд в  течение неполного рабочего времени,  сезонность работ, рабочие места  не престижны, трудоемки, примитивны, уровень оплаты труда низок, возможности для профессионального роста ограниченны, социальная защита слабая.
    Третий сектор объединяет безработных. Это трудовой резерв для первого и второго сегментов.
    По степени государственного воздействия на рынок в узком смысле можно выделить три сегмента: регулируемый, нерегулируемый и скрытый.
    Регулируемый рынок характеризуется наличием широкой законодательной и нормативной базы, определяемой как непосредственно государством, так и соглашениями на разных уровнях между предпринимателями и трудящимися.
   Нерегулируемый (теневой) рынок – порождение теневой экономики. Здесь отсутствует государственное регулирование, какая – либо социальная защищенность наемных работников (определение рабочего времени, охраны труда, и т.п.) от произвола работодателей.
    Скрытый рынок труда - включает в себя часть лиц, формально занятых в официальном секторе, но используемых неполное рабочее время. Это связано с сокращением объема производства из –за уменьшения спроса на продукцию, перепрофилированием производства, изменением структуры производства. Часть работников в подобной ситуации могла бы быть высвобождена без ущерба для производства.
    Скрытый рынок может быть подразделен на две части: официальную и неофициальную. В официальную часть, регистрируемую статистикой, включаются лица, вынужденные работать неполное рабочее время. Неофициальная часть скрытого рынка труда выявляется с помощью социологических обследований, экспертных оценок и иными способами.
    Рынок труда молодежи отличается большой мобильностью, сравнительно невысоким профессионально – квалификационным уровнем, довольно частой сменяемостью работы.
    Рынок труда женщин менее конкурентоспособен по сравнению с мужским в силу выполнения ими особой роли в обществе, прежде всего выполнения репродуктивных функций, воспитания детей. Эти функции сдерживают территориальную мобильность женщин, что приводит к значительному росту женской безработицы в отраслях и территориях с большим удельным весом женской рабочей силы.
   Рынок труда пожилых трудящихся – характеризуется их высоким профессиональным мастерством и большим опытом работы, но вместе с этим пониженными физическими возможностями и здоровьем, небольшими возможностями переквалификации и овладения новыми профессиями.
   Рынок труда инвалидов- требует создания особых условий, необходимых для осуществления цели своей трудовой деятельности.
   Национальные рынки труда охватывают всю страну и действуют в пределах ее границ.
    Местные рынки труда действуют на территории отдельных регионов, республик, областей и городов.
    Международный рынок труда охватывает разные страны и континенты.    Россия постепенно. Но все активнее, включается в этот рынок, хотя здесь имеется немало трудностей.
   Таким образом, в общем виде рынок характеризуется как совокупность отношений, складывающихся между людьми по поводу обмена результатов их деятельности. Формирование рынка труда тесно связано с преобразованиями структуры общественного производства и занятости населения. Эти процессы ускорились и обострились в связи с начавшейся перестройкой экономики. Они сопровождаются усилением требований работодателей к уровню квалификации работающих и вновь принимаемых на работу граждан. Переход к рыночной экономике не может ограничиваться только процессом обновления экономики и ее структуры. Требуется специальная социальные технологии для осуществления данного процесса.
     Благодаря создаваемой рынком труда конкуренции между различными образовательными структурами происходит их самоорганизация, вырабатывается механизм приведения структуры и объемов подготовки кадров в соответствие с потребностями рыночной экономики. Рынок труда объективно берет на себя функции главного регулятора воспроизводства, распределения и рационального использования рабочей силы, создает конкуренцию среди соискателей рабочих мест, способствует повышению квалификации персонала предприятий, повышает трудовую мобильность рабочей силы.
    Формулировать современные запросы к рынку образовательных услуг способен только рынок труда, поэтому результативность проведения реформ в образовании следует измерять по показателям его качества, доступности и соответствия потребностям данного рынка.
   Работодатели отмечают, что соискателей достаточно много, но они в большинстве своем не соответствуют требованиям по уровню подготовки. Найти хорошего специалиста даже крупной фирме, обладающей приличным бюджетом, сегодня по-прежнему не просто. И дело здесь не в деньгах, а в качестве реального предложения на рынке труда.  

    
     1.3 Механизмы взаимодействия образования и рынка труда 

    Для России ныне характерен глубокий и растущий разрыв между интересами образовательных институтов как таковых и требованиями к системе образования со стороны потребителей ее услуг: обучающихся, их семей, работодателей, государства. Образовательные институты все еще во многом искусственно изолированы от тех проблем, на решение которых следует нацелить их деятельность: обеспечение занятости, расширение карьерных возможностей выпускников, содействие позитивным структурным сдвигам в экономике, эффективное использование бюджетных средств, удовлетворение платежеспособного спроса на образовательные услуги и т.д.
    Между тем именно поскольку образование призвано сыграть ключевую роль в обеспечении долгосрочного экономического и социального развития, стратегический выбор должен состоять в ином. Политика образования должна стать важнейшим инструментом активной и регулируемой адаптации людей к меняющимся объективным условиям.
   В числе факторов, обуславливающих диспропоции между уровнем подготовки специалистов и требованиями работодателей, специалисты кадровых служб чаще всего называют недостаточный практический уклон подготовки специалистов в высших и средних профессиональных учебных заведениях. 

    Актуальность проблемы становится очевидной в силу расширения сферы платного образования. Если вложения в человеческий капитал будут неконкурентоспособны, то инвесторы начнут использовать альтернативные возможности вложения денежных ресурсов. Вузы до сих пор часто работают по программам и планам, далеко не всегда совпадающим с потребностями работодателей.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.