На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Факторы, влияющие на инновационную активность предприятий. Характеристика инновационного процесса в строительной отрасли. Классификация факторов, влияющих на инновационную активность предприятий. Инновационная активность как конкурентное преимущество.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 08.03.2011. Сдан: 2011. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):



Содержание
    Введение
    1 Теоретические основы инновационной активности хозяйствующих субъектов
    1.1 Понятие и сущность категории "инновационная активность"
    2. Факторы, влияющие на инновационную активность предприятий
    2.1 Характеристика инновационного процесса в строительной отрасли
    2.2 Классификация факторов, влияющих на инновационную активность предприятий
    2.3 Инновационная активность как конкурентное преимущество предприятия
    2.4 Факторы, сдерживающие инновационную активность
    3. Способы повышения инновационной активности и ее значение в развитии хозяйствующих субъектов
    3.1 Способы повышения инновационной активности предприятий строительного комплекса
    3.2 Взаимосвязь показателя "инновационная активность" с другими инновационными показателями
    Заключение
    Список использованной литературы

Введение

В современной экономике роль инноваций значительно возросла. Без применения инноваций практически невозможно создать конкурентоспособную продукцию, имеющую высокую степень наукоемкости и новизны. В рыночной экономике инновации представляют собой эффективное средство конкурентной борьбы - ведут к созданию новых потребностей, к снижению себестоимости продукции, к притоку инвестиций, к повышению имиджа (рейтинга) производителя новых продуктов, к открытию и захвату новых рынков, в том числе и внешних.

Строительная организация в соответствии со своей миссией в динамично изменяющейся среде вырабатывает стратегии получения устойчивого успеха, конкурентных преимуществ, самовоспроизводства с улучшениями и прогрессивного инновационного развития в долгосрочной перспективе. Средствами достижения целей в такой ситуации служит, как интенсивное развитие всех компонентов, элементов организации, так и их инновационное развитие.

Динамичный экономический рост является важнейшим фактором конкурентоспособности страны в рыночной системе. В процессе совершенствования рыночной модели экономики приоритетное внимание должно быть уделено развитию производства на новой технической основе, активизации инновационной деятельности по воплощению результатов научно-технических разработок в производство, созданию новых технологических процессов и перестройке на современной научно-технической основе всех отраслей материального производства и сферы обслуживания.

Во всем мире инновации сегодня - это не прихоть, а необходимость выживания, сохранения конкурентоспособности и дальнейшего процветания.

Опыт экономически развитых стран показывает, что победителем в борьбе за потребителя оказывается тот, кто строит свою деятельность преимущественно на основе инновационного подхода и главной целью стратегического плана ставит разработку новых товаров и услуг.

Инновационная активность предприятия может стать одним из основных условий формирования его конкурентоспособной стратегической перспективы, удержания и расширения рыночной ниши.

Цель курсовой работы: проанализировать факторы оказывающие влияние на инновационную активность предприятий.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

· рассмотреть теоретические основы категории "инновационная активность";
· выявить факторы, влияющие на инновационную активность предприятий;
· определить значение инновационной активности в хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов и пути активизации инновационной деятельности.
Курсовая работа состоит из трех глав. В первой главе изложены теоретические положение категории "инновационная активность", дано понятие инновационной активности предприятий, описан способ измерения инновационной активности. Во второй главе представлена классификация факторов влияющих на инновационную активность предприятий, дана характеристика инновационного процесса в строительной отрасли, выделены факторы, сдерживающие инновационную активность предприятий строительного комплекса. В третьей главе показано значение инновационной активности в деятельности предприятий, изложены способы активизации инновационной деятельности.
строительный комплекс инновационная активность

1 Теоретические основы инновационной активности хозяйствующих субъектов

1.1 Понятие и сущность категории "инновационная активность"

Инноватика, как и любая другая теория, имеет свой понятийный аппарат, включающий как свою собственную систему понятий, так и базовые для инноватики понятия основополагающих отраслей знания: теории научно-технического прогресса, организации производственных функций (НИОКР, идеи, предложения, продукция, технологии), стратегического управления (миссия и ценностные ориентиры, цели и среда, потенциал, базовые и предпочтительные стратегии), управления проектами (моно-, мульти - и мегапроекты, программы, матричные структуры), управления финансами (инвестиции, финансовые потоки, риски, дисконтирование), маркетинга (конкурентная среда, конкурентное преимущество, конкурентные силы) и др. Система категорий инноватики включает прежде всего следующие категории: новшества/новации и новатор, инновации и инноватор, инновационный процесс, инновационная деятельность, инновационные риски и, конечно, инновационная активность (ИА) [16].
Инновационная активность - самостоятельная категория. Ее значение состоит в том, что с помощью ИА оценивается характер инновационной деятельности. Инновационная деятельность, как любая другая деятельность (маркетинг, формирование и реализация стратегии и др.), прежде всего характеризуется содержанием, составом конкретных действий, совершаемых по определенной технологии, процедуре. По этому признаку один вид деятельности отличается от другого. Например, действия по исполнению функций маркетинга и производства будут различны [16].
Далее, любая деятельность любого субъекта есть всего лишь часть более общего процесса. Например, действия новатора, создающего новшество, - это всего лишь часть общего инновационного процесса (ИП), отражающего жизненный цикл инновации (ЖЦИ). Общность процесса связана с тем, что кроме новатора необходима деятельность других субъектов инновационного процесса, совершающих действия по другим стадиям ЖЦИ. Таким образом, место данной инновационной деятельности в структуре инновационного процесса однозначно определено. Его необходимо знать для организации как данной деятельности, так и всего ИП. Поэтому для описания ИД необходимо использовать такой ее признак, как место в структуре ИП. Все виды деятельности, включая и инновационную, должны быть ориентированы на какой-либо результат, т.е. характеризоваться определенной результативностью и эффективностью, поскольку требуют затрат ресурсов и приводят к некоторому результату.
Активность деятельности фирмы - это такая ее характеристика, которая должна показать связь между намеченным содержанием деятельности и ее результатами. Эта связь объясняется поведением фирмы при реализации планируемых действий. В самом деле, с одной стороны, разработан план определенных действий по улучшению конкурентных позиций. С другой стороны, после совершения этих действий можно получить либо положительный, либо отрицательный результат. При одних и тех же планах, стратегиях, целях, потенциале руководители различных фирм достигают разных результатов, что связано с их неодинаковой активностью. Именно различия в инновационной активности объясняют разные инновационные результаты при одинаковых исходных посылках [16].
При этом признак "инновационная активность" носит следующие черты инновационной деятельности фирмы. Во-первых, ИД должна носить стратегический характер и быть управляемой в реальном масштабе времени (поскольку резко увеличилась нестабильность внешней среды). Стратегический подход обеспечивает высокое качество ИД.
Во-вторых, ИД должна в текущем времени быть рациональной как по последовательности действий, так и по их своевременности, что обеспечит требуемую по ситуации динамичность ИД, определенные темпы проведения необходимых действий и изменений. В противном случае ИД будет просто ненужной и даст негативные последствия (неэффективно исчерпаны резервы времени и ресурсов). На рисунке 1.1 показано назначение категории "инновационная активность".
В стратегическом плане ИА характеризуется следующими частными показателями:
· качество инновационной стратегии организации;
· уровень мобилизации или использования инновационного потенциала;
· размер привлеченных капиталовложений - инвестиций;
· качество методов, используемых при проведении инновационных изменений;
· обоснованность реализуемого уровня инновационной активности.
В тактическом плане ИА определяется двумя частными показателями:
· соответствие реакции фирмы характеру конкурентной стратегической ситуации;
· скорость (темп) действий и проведения стратегических инновационных изменений [16].
Доктор экономических наук Мельников О.Н. под инновационной активностью понимает созидательную деятельность (творческую энергию) производителей товара или услуги, выраженную в достижении диктуемых спросом приращениях новизны (?N) технико-технологических, экономических, организационных, управленческих, социальных, психологических и других показателей предлагаемых рынку процессов, товаров или услуг, производимых специалистами в конкурентоспособное время (?t) [8].
"Новое качество рождается в сфере взаимодействия науки, техники и производства. Одно из проявлений этого - резкое сокращение срока реализации научных открытий: средний период освоения нововведений составил с 1885 по 1919 гг. - 37 лет, с 1920 по 1944 - 24 года, с 1945 по 1964 гг. - 14 лет, а для наиболее перспективных открытий (электроника, атомная энергетика, лазеры) - 3-4 года". Это, на наш взгляд, объясняется объективностью научно-технических и социальных изменений динамики конкурентной борьбы и непрерывным ростом инновационной активности во всех областях деятельности. Сегодня это, в частности, характеризуется сокращением жизненных циклов всех видов инноваций (продуктовых, технологических, управленческих и т.д.).
Источником эволюционных инноваций служат научно-исследовательская и опытно-конструкторская деятельность (разработки и внедрение изобретений), которые необходимо постоянно совершенствовать. Однако организационная система многих российских предприятий зачастую не способна к быстрым инноваций. Или, как образно сказал Лейф Эдвинссон: "Рыночные часы тикают быстрее тяжеловесных организационных ходиков".
Отсюда следует, что предприятиям необходимо научиться оперативно реагировать на изменение потребностей, но эта стратегия сможет обеспечить ему только временное преимущество, поскольку будет очень скоро использована конкурентами. Инновационно настроенное руководство предприятий должно предвосхищать пожелания потребителей, видеть контуры будущего рынка. Именно таким образом они должны создавать продукты и услуги, у которых некоторое время не будет конкурентов [8].
Инновационная активность зависит от многих факторов, главным из которых является инновационно-креативный потенциал сотрудников предприятий. Это подтверждается современными исследованиями, которые говорят о том, что "успех инноваций на 85-90% зависит от уровня подготовки персонала, при этом особая роль принадлежит управленческим кадрам". Таким образом, не просто квалифицированная подготовка и богатый профессиональный опыт сотрудников на сегодня являются важными факторами повышения инновационной активности предприятий и, как следствие, его конкурентоспособности, а уровень проявления творческой энергии (созидательной деятельности) каждым из специалистов.
Инновационная активность есть суть внутреннего состояния предприятия, которой оно может управлять, целенаправленно используя возможности креативно настроенного персонала. Конкурентоспособность предприятия напротив является отражением внешней среды, которой оно управлять в явном виде не может, однако способно оказывать на нее влияние через повышение своей инновационной активности [8].
Трифилова А.А. под инновационной активностью понимает интенсивность осуществления экономическими субъектами деятельности по разработке и вовлечению новых технологий или усовершенствующих продуктов в хозяйственный оборот [14].
По рассмотрении различных аспектов понятия "инновационная активность" можно дать следующее определение: инновационная активность фирмы - это комплексная характеристика ее инновационной деятельности, включающая степень интенсивности осуществляемых действий и их своевременность, способность мобилизовать необходимый потенциал, в том числе его скрытые стороны, обоснованность и прогрессивность применяемых методов, рациональность технологии инновационного процесса по составу и последовательности операций [16].

1.2 Оценка инновационной активности предприятий

При формировании методики оценки инновационной активности в качестве методологической основы можно использовать принципы анализа финансово-экономического состояния и особенности системы деловой активности предприятий [14]. Аналогичным образом здесь также можно осуществлять расчет коэффициентов и проводить их сравнение с установленными величинами. В зависимости от текущего состояния предприятия и его достигнутых результатов в инновационной сфере, а также их соотнесения с эталонными показателями выбирается стратегия лидера или последователя. Базовыми, сравнительными величинами могут быть показатели за прошлый период (или по прошлым инновационным проектам), среднеотраслевые значения или значения показателей у конкурентов. Возможные варианты пороговых показателей инновационной активности для выбора стратегий инновационного развития, приведенные автором, следует считать ориентирующими и приближенными к эталонным.
Итак, совокупность расчетных экономических показателей инновационной активности, определяющих степень обеспеченности предприятия экономическими ресурсами в инновационной сфере, может включать в себя следующие коэффициенты [15].
Кис - коэффициент обеспеченности интеллектуальной собственностью. Он определяет наличие у предприятия интеллектуальной собственности и прав на нее в виде патентов, лицензий на использование изобретений, свидетельств на промышленные образцы, полезные модели, программные средства, товарные знаки и знаки обслуживания, а также иных, аналогичных с перечисленными, прав и активов, необходимых для эффективного инновационного развития.
В данном анализе отношение перечисленных ресурсов к прочим внеоборотным активам Авн предприятия может указывать на степень его оснащенности и вооруженности интеллектуальным капиталом, по сравнению с другими основными средствами производства. Величина Кис имеет следующий вид:
Кис = Си / Авн
где: Си - интеллектуальная собственность (стр.110 "Нематериальные активы" I разд. Бухгалтерского баланса), руб.
При этом
Кис ? 0,10 … 0,15 - стратегия лидера;
Кис ? 0,10 … 0,05 - стратегия последователя.
Кпр - коэффициент персонала, занятого в НИР и ОКР. Этот коэффициент характеризует профессионально-кадровый состав предприятия. Он показывает долю персонала, занимающегося непосредственно разработкой новых продуктов и технологий, производственным и инженерным проектированием, другими видами технологической подготовки производства для выпуска новых продуктов или внедрения новых услуг, по отношению к среднесписочному составу всех постоянных и временных работников, числящихся на предприятии. Определяется по формуле:
Кпр = Пн / Чр
где: Пн - число занятых в сфере НИР и ОКР, чел.;
Чр - средняя численность работников предприятия, чел.
При этом
Кпр ? 0,20 … 0,25 - стратегия лидера;
Кпр ? 0,20 … 0,15 - стратегия последователя.
Кни - коэффициент имущества, предназначенного для НИР и ОКР. Он показывает долю имущества экспериментального и исследовательского назначения, приобретенных машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями в общей стоимости всех производственно-технологических машин и оборудования, по формуле:
Кни = Ооп / Опн
где: Ооп - стоимость оборудования опытно-приборного назначения, руб.;
Опн - стоимость оборудования производственного назначения, руб.
При этом
Кни ? 0,25 … 0,30 - стратегия лидера;
Кни ? 0,25 … 0,20 - стратегия последователя.
Кот - коэффициент освоения новой техники. Он характеризует способность предприятия к освоению нового оборудования и новейших производственно-технологических линий и рассчитывается из соотношения вновь введенных за последние три года в эксплуатацию основных производственно-технологических фондов по сравнению с прочими средствами, включая здания, сооружения, транспорт, по формуле:
Кот = ОФн / ОФср
где: ОФн - стоимость вновь введенных основных фондов, руб.;
ОФср - среднегодовая стоимость основных производственных фондов предприятия, руб.
При этом
Кот ? 0,35 … 0,40 - стратегия лидера;
Кот ? 0,35 … 0,30 - стратегия последователя.
Коп - коэффициент освоения новой продукции. Он оценивает способность предприятия к внедрению инновационной или подвергшейся технологическим изменениям продукции по формуле:
Коп = ВРнп / ВРоб
где: ВРнп - выручка от продаж новой или усовершенствованной продукции (работ, услуг) и продукции (работ, услуг), изготовленной с использованием новых или улучшенных технологий, руб.;
ВРоб - общая выручка от продажи всей продукции (работ, услуг), руб.
При этом
Коп ? 0,45 … 0,50 - стратегия лидера;
Коп ? 0,45 … 0,40 - стратегия последователя.
Кир - коэффициент инновационного роста. Он определяет устойчивость технологического роста и производственного развития и свидетельствует об опыте предприятия по управлению инновационными проектами. Показывает долю средств, выделяемых предприятием на собственные и совместные исследования по разработке новых технологий, обучение и подготовку персонала, связанного с инновациями, хозяйственные договора по проведению маркетинговых исследований, в общем объеме всех инвестиций (в том числе капиталообразующих и портфельных) по формуле:
Кир = Иис / Иоб
где: Иис - стоимость научно-исследовательских и учебно-методических инвестиционных проектов, руб.;
Иоб - общая стоимость прочих инвестиционных расходов, руб.
При этом
Кир ? 0,55 … 0,60 - стратегия лидера;
Кир ? 0,55 … 0,50 - стратегия последователя. [14]
Таким образом, использование описанного метода на этапе разработки стратегических планов позволяет предприятиям оценить свою текущую инновационную активность и учесть эти показатели при принятии решений о направлении дальнейшего инновационного развития. На этапе реализации стратегий инновационного развития такая оценка во многом позволит избежать нерационального использования финансово-экономических ресурсов и покажет пути наращивания инновационной сферы.

2. Факторы, влияющие на инновационную активность предприятий

2.1 Характеристика инновационного процесса в строительной отрасли

Стоит заметить, что строительная отрасль во всем мире консервативна и инертна. Американские исследователи до сих пор сетуют, что стройиндустрия в рейтинге инновационно активных отраслей занимает одно из последних мест [5].

И все же, несмотря на всеобъемлющий консерватизм строительной отрасли, регулярно появляются нововведения, которые, не меняя радикально технологического уклада, обеспечивают снижение стоимости строительства и эксплуатации жилья, сокращение сроков строительства, повышение качества и комфортности. Последние крупные изменения связаны с такими новациями, как переход к сборно-монолитному каркасному домостроению, использование технологии несъемной опалубки, улучшение качества бетона за счет различного рода добавок, улучшающих его конструкционные свойства, внедрение различных новых материалов (поризованного кирпича, композиционных материалов, пластиков и проч.). Снижается материалоемкость производства, а технологические операции выносятся за пределы стройплощадки. Одной из тенденций последнего времени становится переход от архаичных методов возведения домов непосредственно на стройплощадках (on-site manufacturing) к сборно-модульному (офсайтному) домостроению. Много внимания уделяется комплексному решению вопросов энергосбережения в жилых зданиях, развитию когенерационных схем энергоснабжения (совместная выработка электро- и тепловой энергии), внедрению эффективных способов утилизации мусора и очистки сточных вод (центрифужные и мембранные технологии, новые технологии сбраживания сырого остатка) [5].

Для начальной оценки характера инновационного процесса в строительной отрасли можно использовать сравнительные статистические данные о спросе на изобретения в различных областях техники. Согласно данным годового отчета о деятельности Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам за 2006 год, отмечался существенный рост востребованных изобретений в химии и нефтехимии, металлургии, строительстве и производстве строительных материалов, легкой и пищевой промышленности, медицине. Как и следовало ожидать, лучшая динамическая характеристика оказалась у химической и нефтехимической отраслей, но и строители обнаружили свою зависимость от инноваций. Причем эта отрасль еще только начинает насыщаться изобретениями, тогда как проникновение основной массы инноваций в легкую и пищевую промышленности уже состоялось, судя по тем же данным (см. таблицу 2.1).

Таблица 2.1 - Количество зарегистрированных договоров с патентодержателями (по данным Госкомстата РФ) [1].

Область техники
Количество договоров
2002 г.
2003 г.
2004 г.
2005 г.
2006 г.
Легкая, пищевая промышленность
266
362
459
105
160
Строительство, строительные материалы
81
125
104
108
160
Можно попытаться выяснить, какие именно 160 российских изобретений были внедрены за 2006 год в отрасль строительства и стройматериалов. Но вряд ли эти инновации сегодня делают погоду, имея в виду давность использования и происхождение таких строительных технологий, как монолитное каркасное строительство, мобильные растворонасосы и вентилируемые фасады, сухие смеси и стеклопакеты, быстроходные лифты и системы централизованного пылеудаления и т.д. Само по себе заимствование зарубежных инноваций есть нормальное явление в любой современной стране, тем более что в мировой экономике строительство не является поводом для острой технологической конкуренции (см. таблицу 2.2).
Таблица 2.2 - Среднемировые расходы на исследования и разработки в процентах от продаж в этих областях (по данным W. R. Grace (США)) [1].
Секторы экономики
Расходы на исследования и разработки
вся промышленность
3,5-3,4
полупроводники
15,5
химия
4,7
компьютеры и офисное оборудование
4,6
автомобилестроение
3,8
строительство
0,2-0,4
Правда, указанное обстоятельство совсем не является оправданием тому, чтобы терять из виду разницу между условиями прироста числа инноваций в России и за рубежом - прежде всего в Японии, США и Европе. Поскольку, соразмерно твердости валют вышеперечисленных регионов мира, там же наиболее взыскательно ставятся следующие вопросы.
В чем заключается инновация?
Почему инновационным является именно это решение?
Что данная инновация позволяет изменить или заменить?
Когда и где данная инновация появилась, использовалась, и еще будет использоваться?
Очевидно, получение более адекватных ответов на вышеуказанные вопросы невозможно без патентных экспертов, деятельность которых в России согласуется со статьями Патентного закона РФ. Во всяком случае, итогом исследований каждой заявки является уникальная формула изобретения, заключающая в себе исчерпывающие ответы на данные вопросы. Но время от времени необходимы сравнительные оценки эффективности инноваций, полезных для принятия своевременных регулирующих действий. Причем, если отстающих такое сравнение вынуждает к более или менее убедительным оправданиям, то инновационные лидеры используют это для оценки эффективности своих инновационных мероприятий. С этой целью, например, сессии Европейского Совета по Гражданской Инженерии (The European Council of Civil Engineers) определяют размер инвестиций в строительные инновации относительно валового внутреннего продукта [1].
За исключением двух малонаселенных скандинавских стран, только Япония и США обнаруживают стабильно высокий уровень инвестиций в исследование и развитие строительных технологий. Лидирующее положение Японии объясняет повышенный интерес японцев к сравнению собственного и американского инвестиционного процессов. С конца 80-х годов прошлого века строительные компании из Японии опередили своих коллег в США в таких областях, как строительство туннелей в мягком грунте, проектирование и строительство интеллектуальных зданий, устройство глубоких фундаментов, роботизация строительства и т.д.
Ввиду характера проявления инновационной активности можно наиболее точно прогнозировать дальнейшее развитие всей отрасли. В то же время, следует правильно оценивать характер инвестиций в само строительство. Так, в той же Японии доля строительных инвестиций с 1976 по 2006 годы равномерно уменьшалась с 20 до 15% от общего объема промышленных инвестиций. Что напрямую связано с высокой эффективностью финансовых затрат на технологическое развитие. Отсюда в истинном свете видится явление "строительного бума", т.е. привлечение в данную отрасль больших денежных средств. В Болгарии, например, где строительные инвестиции достигли уровня 30%, речь идет только об умножении высокоприбыльных построек на Черноморских и горнолыжных курортах.
Согласно данным Госкомстата РФ, с 2002 по 2006 годы доля строительных инвестиций (без учета малого предпринимательства) увеличилась с 5,6 до 6,8% от общего объема промышленных инвестиций, но при этом даже в Москве еще далеко до счета хотя бы десятками (а их в год насчитывается больше тысячи) жалоб на качество новостроек. Данное обстоятельство, между прочим, напоминает о том, что строительные инновации оправдывают себя лишь в контексте общих программных задач.
В целом должно быть ясно, что инновационные затраты окупаются преимущественно за счет экономии человеческих и материальных ресурсов. Речь должна идти о сочетании технологического прогресса с сокращением строительных, эксплуатационных и иных издержек. На практике такое требование выполняется дифференцированно, то есть в зависимости от конкретных условий и назначения объектов строительства. Решающее содействие этому оказывают новые материалы, каким является, например, пенобетон. Применение данного материала не требует высоких инвестиционных затрат, начиная с организации выпуска сборных пенобетонных изделий на предприятиях стройиндустрии. С этой же точки зрения привлекательны объекты, выполненные по технологии строительства бескаркасных арочных зданий. Заслуженно пользуются спросом легкие и долговечные сэндвич-панели на металлической основе, используемые для строительства зданий и сооружений производственного назначения. Обращает на себя внимание метод возведения каркасных домов, которые в несколько раз легче кирпичных и не предполагают массивного фундамента. Можно также отметить целый ряд новых материалов для покрытия бетонных оснований, например жидко-керамическое покрытие "изоллат", которое после высыхания образует эластичную полимерную поверхность. Данный материал, будучи наполнен полыми керамическими микросферами, обладает ценными энергосберегающими свойствами - низкой теплопроводностью, высокой способностью отражать падающие лучи света и рассеивать до 95% инфракрасного излучения.
Вместе с тем, наряду с умножением методов, применимость которых обусловлена многими обстоятельствами, всегда желательно иметь в виду плодотворность развития универсальных новшеств. Сегодня одним из самых перспективных направлений развития экономики вообще и стройиндустрии в частности является создание материалов на наноуровне. Так, включение всего 2-3% наночастиц в массу бетона дает значительное улучшение прочностных характеристик, повышение плотности и улучшение всех свойств данного строительного материала. Нанотехнологии позволяют создавать сверхлегкие материалы, включая сталь и бетон. Данная технология предполагает поверхностную активацию измельченных до наноуровня частиц с применением роторно-пульсационных аппаратов либо с использованием гидродинамических излучателей. Углеродные волокна толщиной меньше 0,1 микрона способны в десятки раз повысить теплоизоляционные качества практически любого материала. Настолько же повышается при использовании нанотехнологий стойкость красок и иных наружных покрытий [1].

2.2 Классификация факторов, влияющих на инновационную активность предприятий

Важнейшей характеристикой новой экономики является интенсификация инновационных процессов, превращение их в фактор экономического роста. Результаты исследований, проводившихся ОЭСР, свидетельствуют о том, что инвестиции в инновационный сектор приводят к росту ВВП в соотношении 1 к 3, инвестиции в информационно-коммуникационные технологии в соотношении 1 к 2. В развитых странах 90% роста ВВП определяется инновациями и технологическим прогрессом [2].
Инновационный процесс выступает как равнодействующая многих экономических факторов, объективных и субъективных, внешних и внутренних.
К объективным факторам следует отнести те факторы внешней среды, которые обусловлены долговременными тенденциями и не связаны с волевыми решениями конкретного субъекта. К ним можно отнести экономические законы, активно воздействующие на инновационную деятельность:
· закон получения и присвоения прибыли, который можно назвать еще законом движения рыночной экономики, поскольку прибыль является движущей силой производства;
· закон стоимости, регулирующий развитие экономики и определяющий необходимость взаимовыгодного обмена во всех видах сделок;
· законы спроса и предложения, определяющие экономический механизм связи между производством и потреблением;
· закон конкуренции, характеризующий экономический механизм, с помощью которого на конкретном типе рынка реализуются и взаимодействуют объективные экономические законы;
· закономерность циклического развития экономики, определяющая взаимосвязь деловой, в том числе инновационной активности и соответствующей фазы "цикла" [10].
Субъективную природу имеют те факторы, действие которых является прямым следствием сознательно принятых решений, среди которых следует выделить:
инновационную политику государства как важнейшую составляющую государственной экономической политики;
денежно-кредитную политику организаций, выступающих в роли инвесторов. Реализация инновационных проектов часто связана с использованием заемных средств, что требует учета высокой степени риска подобных инвестиций;
стратегии конкурирующих фирм. Значение этого фактора определяется возможностью других хозяйствующих субъектов влиять на структуру рынка, интенсивность конкурентной борьбы, корректировать получение необходимых материальных ресурсов;
поведение потребителей, от которого во многом зависит наличие спроса на появляющиеся в результате развития инновационных отношений новшества. Учет этого фактора для предприятия, осуществляющего инновационную деятельность, предполагает дополнительные усилия по формированию будущего потребительского спроса на новый продукт, услугу, технологию и т.д. [11].
При этом объективные и субъективные факторы координируются между собой, взаимопроникают и образуют систему мотивации для формирования инновационной стратегии.
Факторы инновационной активности можно подразделить также на глобальные, определяемые макроэкономикой и обществом в целом и локальные, определяемые на микроуровне предприятий [4].
К глобальным факторам можно отнести политическую ситуацию внутри страны и на международном уровне, конкуренцию на внешнем рынке, взаимоотношения с властями, налоговую политику.
В условиях среды, благоприятной для реализации нововведений, центр тяжести в инновационных отношениях смещается в сторону инновационного потенциала фирм-инноваторов - внутренних факторов, влияющих на инновационную стратегию. Когда внешняя среда экономической системы благоприятна для нововведений, они целиком зависят от внутренних факторов инновационной активности.
Инновационный потенциал предприятия представляется как совокупность материальных, финансовых, трудовых, инфраструктурных, интеллектуальных информационно-коммуникационных ресурсов [3]. Можно выделить две группы факторов, определяющих инновационную активность: внутренние, направленные на налаживание и управление инновационной деятельностью на предприятии и внешние, способствующие расширению границ инновационной деятельности.
К внешним относятся факторы, обуславливающие взаимодействие предприятия с экономической и социальной средами:
· использование внешних источников для поддержки всех фаз инновационного процесса: от открытия и разработки до коммерциализации;
· коммуникации с заказчиками, деловыми партнерами, инвесторами, конкурентами, исследовательскими организациями и ВУЗами;
· лоббирование интересов в государственных институциональных структурах.
Внутренние факторы - это существенные особенности предприятия, отличающие его от конкурентов и определяющие его инновационную состоятельность:
· мотивированное руководство;
· интеграция технологических и организационно-управленческих инноваций;
· высокая производительность;
· эффективные отношения с персоналом, широкое вовлечение его в инновационный процесс;
· непрерывное организационное обучение;
· эффективная система маркетинга, осуществляющая коммуникации с конечными потребителями;
· управление качеством, инфраструктурой, организационным развитием [13].
Внутренние факторы в свою очередь также можно подразделить на две группы. В первую группу входят факторы, формирующие систему внутренних экономических отношений и способы взаимодействия с факторами внешней среды. Вторую группу образуют факторы, характеризующие "внутренние ресурсы" организации.
Первая группа факторов - это:
форма собственности на средства производства, определяющая характер экономических интересов хозяйствующих субъектов, в целом внутрифирменных экономических отношений, в том числе отношения управления;
организационная структура, обусловливающая мобильность экономической системы в процессе принятия управленческих решений и степень соответствия этих решений воздействию внешней среды;
"размер организаций", определяющий ее принадлежность к категории: "малые", "средние", "крупные" компании;
отраслевая принадлежность, характеризующая специализацию компании, основную цель ее деятельности, долю на рынке и конкурентоспособность на рынке.
Размер фирмы влияет на ее способность концентрировать не только финансовые, но и человеческие ресурсы для осуществления инноваций. При прочих равных условиях, чем более крупный размер имеет фирма, тем у нее больше возможностей для отвлечения части производственных ресурсов в инновационную сферу.
Вторая группа факторов включает:
финансовое положение компании, дающее представление о ее финансовой устойчивости, степени ее зависимости от внешних источников финансирования инноваций, ее платежеспособность и, как следствие, возможность получения кредита для реализации инновационных проектов;
научно-технический потенциал, характеризующий возможности организации в области НИОКР;
производственный потенциал, характеризующий производственную базу компании, возможность производить ту или иную продукцию, производственную мощность;
кадровый потенциал, определяющий уровень профессиональной квалификации персонала организации, необходимый для осуществления инноваций.
В качестве средства, формирующего систему внутренних экономических отношений и способы взаимодействия с факторами внешней среды, выступает реструктуризация предприятий.
Процессы реструктуризации могут носить пассивный характер, выражающийся в закрытии убыточных подразделений, сокращении персонала, уменьшении расходов на объекты социальной сферы, реструктуризации задолженности и др., а также активный характер, заключающийся во внедрении новых производственных и управленческих технологий, инвестициях в обучение, продвижении на новые территориальные рынки традиционной продукции, разработке новой продукции и ее продвижение на рынок и др. В научной литературе к числу направлений реструктуризации относят продуктовые (горизонтальные и вертикальные), технико-технологические и организационно-управленческие инновации [6].
Продуктовые инновации являются самым распространенным типом активности российских предприятий в ходе их реструктуризации. Существенное различие между инновациями вообще и продуктовыми инновациями в частности касается источника инновационной активности: осуществляются ли они посредством имитации, заимствования существующих технологий или продуктов от других компаний, либо с помощью собственных исследований и разработок. В одном случае речь идет об имитации, во втором - непосредственно об инновации.
Конкурентный фактор обеспечивает отбор инноваций на рынке товаров. Вместе с тем, конкуренция - это и экономическая среда конкретного рынка, на котором взаимодействуют и другие экономические факторы.
Между конкуренцией и инновационными отношениями существует самая тесная связь. В определенном смысле инновационные отношения являются порождением конкуренции, а результаты таких отношений являются орудием в конкурентной борьбе.
Конкуренция со стороны других компаний выступает в качестве существенного фактора стимулирования инновационной активности на предприятии. Так, Ю. Симачев отмечает перевернутую зависимость инновационной активности предприятий от уровня конкуренции на рынке [12]. В начале, с ростом числа конкурентов на рынке инновационная активность возрастает, а затем стабилизируется или даже падает. Умеренная конкуренция способствует ускорению процесса внедрения новшеств. Но с усилением конкурентной борьбы денежные ресурсы истощаются, инновационный процесс или замед и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.