На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


доклад Дела об оспаривании нормативных актов

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 23.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Дела  об оспаривании нормативных  актов
По делам  об оспаривании нормативных правовых актов нет ни истца, ни ответчика, поэтому данные дела относятся к  неисковому производству. По делам  из публичных правоотношений недопустимо  заключение мирового соглашения, требование по делу не может быть передано на разрешение третейского суда, по ним не применяются правила договорной подсудности, ввиду отсутствия иска нельзя предъявлять встречный иск, а также совершать такие процессуальные действия как признание иска, отказ от иска. По этим делам не применяются правила заочного производства.
О времени  и месте судебного заседания  извещаются заявитель, прокурор, руководитель органа, принявшего нормативный правовой акт, либо должностное лицо, их представители. В зависимости от обстоятельств дела неявка без уважительных причин надлежащим образом извещенных лиц не препятствует рассмотрению и разрешению дела по существу. Суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица.
В случае неявки указанные лица могут быть подвергнуты штрафу в размере  до 10 установленных федеральным  законом минимальных размеров оплаты труда (ч.4 ст.246 ГПК)
Дела, возникающие  из публичных правоотношений рассматриваются судьей единолично, за исключением дел о расформировании избирательной комиссии, комиссии референдума, которые рассматриваются судом в коллегиальном составе трех профессиональных судей (ч.3 ст.260 ГПК).
Заявление рассматривается в течение месяца со дня его подачи.
Если  при рассмотрении заявления о  признании нормативного правового  акта противоречащим закону будет установлено, что имеется спор о частном  праве, подведомственный суду, заявление  оставляется без рассмотрения.
Принцип состязательности гражданского процесса действует при разрешении данной категории дел своеобразно. Состязательная форма проявляется в последовательности выступлений заинтересованных лиц: первым выступает заявитель, представитель заявителя, обосновывающий незаконность полностью и в части правового акта, затем – руководитель органа государственной власти, издавшего акт, или должностное лицо, их представители, обосновывающие правомерность акта.
Обязанность доказывания по таким делам обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативно-правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений органов, наделенных властными полномочиями, возлагается на субъектов, принявших оспариваемый акт. Данное правило разумно, т.к. все доказательства, связанные с подготовкой и принятием нормативных правовых актов, сосредоточиваются главным образом у органов и должностных лиц, наделенных властными полномочиями. При разрешении дела суд не углубляется в существо дела и не исследует конкретные факты, а деятельность суда в большей степени направлена на проверку соответствия оспариваемого акта закону или иному вышестоящему акту. Также суд проверяет и соблюдение при вынесении того или иного нормативного акта всех необходимых требований, как-то: наличие у органа, вынесшего оспариваемый акт, соответствующих полномочий, форма, порядок принятия и опубликования оспариваемого акта и т.д.
Отказ лица от своего требования не влечет за собой прекращение производства по делу. Признание требования органом, принявшим оспариваемый акт для  суда не обязательно (ч.3 ст.252 ГПК РФ).
Нормативный правовой акт может быть признан  судом противоречащим закону и недействующим, если он издан органом или должностным  лицом с превышением компетенции  или с другими нарушениями  действующего законодательства.
Особенности судебного решения по делам об оспаривании нормативных правовых актов
По итогам судебного разбирательства дела об оспаривании нормативно-правового  акта суд вправе вынести одно из двух решений. Во-первых, решение об отказе в удовлетворении заявления  о признании недействующим нормативно-правового акта полностью или в части. Такое решение суд выносит в том случае, если придет к выводу, что оспариваемый заявителем акт является законным, т.к. не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу. Во-вторых, решение о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части. Такое решение выносится в том случае, если суд придет к выводу о его незаконности в силу того, что оспариваемый акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.
Незаконный  нормативный правовой акт или  его часть признается судом недействующим  либо со дня его принятия, либо иного  времени, указанного судом в резолютивной части решения. Вступление в законную силу указанного решения влечет за собой утрату силы этого нормативно-правового акта или его части, а также других нормативно-правовых актов, основанных на признанном недействующим акте или воспроизводящих его содержание. Специфика, обусловлена тем, что предметом рассмотрения суда являются правовые акты, имеющие нормативный характер, т.е. распространяющиеся на неопределенный круг лиц и предназначаются на неоднократное применение.
Действие  решений по делам об оспаривании нормативных правовых актов распространяется не только на лиц, участвующих в деле, но и на лиц, которые не участвовали в рассмотрении дела, т.к. признавая тот или иной нормативно-правовой акт незаконным полностью или в части, суд признает его несоответствующим закону не только в отношении какого-либо конкретного субъекта, оспаривающего этот акт, и не только в отношении конкретного правоотношения, на основании которого возник конкретный спор. Суд признает неправомерность нормативно-правового акта вообще, в том числе и в отношении других субъектов и других правоотношений ввиду специфической природы нормативно-правового акта, распространяющего свое действие на неопределенный круг лиц. Однако это не означает, что требуется привлекать всех этих лиц к участию в деле, так как индивидуализировать их невозможно, хотя в отдельных случаях предпринимались попытки доказать необходимость привлечения к участию в деле тех или иных лиц, заинтересованных в отмене обжалуемого акта.
В этом случае следует учитывать, что лица, чьи права и интересы затрагивает нормативный акт, вправе обжаловать в порядке надзора принятое по делу решение и в том случае, когда они не являлись участниками процесса.
Таким образом, законная сила такого решения  распространяется на всех лиц, на которых возлагались какие-либо обязанности либо предоставлялись права по данному нормативному акту. Отдельные гражданско-правовые последствия принятия такого решения, связанные с необходимостью возмещения ущерба потерпевшим лицам, например возврат незаконно уплаченных налогов, установленных актом, признанным недействительным, должны разрешаться в общеисковом порядке, если соответствующий государственный орган откажется возместить ущерб во внесудебном порядке. В данном случае будет иметь место преюдиция ранее установленных фактических обстоятельств.
Решение суда или сообщение о решении  после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован  нормативный правовой акт.
Если  данное печатное издание прекратило свою деятельность, такое решение или сообщение доводится до сведения населения в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица.
Решение суда о признании нормативного акта недействующим не может быть преодолено повторным принятием такого же акта.
Кроме того, по делам об оспаривании нормативных  правовых актов отказ в принятии соответствующего заявления, если имеется  вступившее в законную силу решение суда, которым проверена законность оспариваемого нормативного правового акта, возможен только в том случае, если акт оспаривается по основаниям, которые уже были предметом судебного разбирательства. (гл. 23 АПК РФ). 
 
 

Дела  об оспаривании ненормативных актов
Статья 197. Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц
1. Дела  об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, с особенностями, установленными в главе 24 АПК.
2. Производство  по делам об оспаривании ненормативных  правовых актов, возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц.
Статья 198. Право на обращение в арбитражный суд с заявлением
1. Граждане, организации и иные лица если  полагают, что оспариваемый ненормативный  правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют  закону или иному нормативному  правовому акту и нарушают  их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
2. Прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
3. Заявления  о признании ненормативных правовых  актов недействительными, решений  и действий (бездействия) незаконными  рассматриваются в арбитражном  суде, если их рассмотрение в  соответствии с федеральным законом  не отнесено к компетенции других судов.
4. Заявление  может быть подано в арбитражный  суд в течение трех месяцев  со дня, когда гражданину, организации  стало известно о нарушении  их прав и законных интересов,  если иное не установлено федеральным  законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Статья 199. Требования к заявлению о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными
1. Заявление  о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными должно соответствовать требованиям, предусмотренным ч. 1, п. 1, 2, 10 ч. 2, ч. 3 ст. 125АПК В заявлении должны быть также указаны: 1) наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие) 2) название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий; 3) права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием); 4) законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие);5) требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В заявлении  об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя  должны быть также указаны сведения об исполнительном документе, в связи  с исполнением которого оспариваются решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя.
2. К заявлению  прилагаются документы, указанные в ст. 126 АПК,
1) уведомление  о вручении или иные документы,  подтверждающие направление другим  лицам, участвующим в деле, копий  искового заявления и приложенных к нему документов, которые у других лиц, участвующих в деле, отсутствуют;
2) документ, подтверждающий уплату государственной  пошлины в установленных порядке  и в размере или право на  получение льготы по уплате  государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины;
3) документы,  подтверждающие обстоятельства, на  которых истец основывает свои  требования;
4) копии  свидетельства о государственной  регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;
5) доверенность  или иные документы, подтверждающие  полномочия на подписание искового  заявления;
6) копии  определения арбитражного суда  об обеспечении имущественных  интересов до предъявления иска;
7) документы, подтверждающие соблюдение истцом претензионного или иного досудебного порядка, если он предусмотрен федеральным законом или договором;
8) проект  договора, если заявлено требование  о понуждении заключить договор;
9) выписка  из единого государственного реестра юридических лиц или единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей с указанием сведений о месте нахождения или месте жительства истца и ответчика и (или) приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя либо прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя или иной документ, подтверждающий указанные сведения или отсутствие таковых. Такие документы должны быть получены не ранее чем за тридцать дней до дня обращения истца в арбитражный суд.
2. Документы,  прилагаемые к исковому заявлению,  могут быть представлены в  арбитражный суд в электронном  виде.
 а  также текст оспариваемого акта, решения. К заявлению об оспаривании  решений и действий (бездействия)  судебного пристава-исполнителя прилагаются, кроме того, уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление копии заявления и необходимых доказательств судебному приставу-исполнителю и другой стороне исполнительного производства.
3. По  ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения.
Статья 200. Судебное разбирательство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц
1. Дела  об оспаривании ненормативных  правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов,  органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц  рассматриваются судьей единолично  в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок не установлен федеральным законом. Дела об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя рассматриваются в срок, не превышающий десяти дней со дня поступления заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу.
2. Арбитражный  суд извещает о времени и месте судебного заседания заявителя, а также орган или должностное лицо, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), и иных заинтересованных лиц. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательнойю
3. Арбитражный  суд может признать обязательной  явку в судебное заседание  представителей государственных  органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, принявших оспариваемый акт, решение или совершивших оспариваемые действия (бездействие), и вызвать их в судебное заседание. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, является основанием для наложения штрафа в порядке и в размерах, которые установлены в главе 11. Размер судебного штрафа, налагаемого на граждан, не может превышать две тысячи пятьсот рублей, на должностных лиц - пять тысяч рублей, на организации - сто тысяч рублей, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
4. арбитражный  суд в судебном заседании осуществляет  проверку оспариваемого акта  или его отдельных положений,  оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает  их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
5. Обязанность  доказывания соответствия оспариваемого  ненормативного правового акта  закону или иному нормативному  правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
6. В  случае непредставления органом  или лицом, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может истребовать их по своей инициативе.
Статья 201. Решение
1. Решение  принимается арбитражным судом по правилам, установленным в главе 20 настоящего Кодекса. 
2. Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. 
3. В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования. 
4. В резолютивной части должны содержаться:1) наименование органа или лица, принявших оспариваемый акт, решение; название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения;2) название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которому проверены оспариваемый акт, решение;3) указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

5. В  резолютивной части решения по  делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов,  органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц,  об отказе в совершении действий, в принятии решений должны  содержаться1) наименование органа или лица, совершивших оспариваемые действия (бездействие) и отказавших в совершении действий, принятии решений; сведения о действиях (бездействии), решениях;2) название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которым проверены оспариваемые действия (бездействие), решения;3) указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
6. В  резолютивной части решения арбитражный суд может указать на необходимость сообщения суду соответствующими органом или лицом об исполнении решения суда.
7. Решения  арбитражного суда подлежат немедленному  исполнению, если иные сроки не  установлены в решении суда.
8. Со  дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненормативного правового акта полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению.
9. Копия  решения арбитражного суда направляется в 5 дневный срок со дня его принятия заявителю, в государственный орган, в орган местного самоуправления, в иные органы, должностным лицам, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие). Суд может также направить копию решения в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу, прокурору, другим заинтересованным лицам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рассмотрение  дел из административных и иных публичных  правоотношений
Арбитражные суды рассматривают возникающие  из административных и иных публичных правоотношений дела.
1. Об  оспаривании нормативных правовых  актов, затрагивающих права и  законные интересы заявителя  в сфере предпринимательской  и иной экономической деятельности, если федеральным законом их  рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда 2. Об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности (гл. 24 АПК РФ).
3. Об  административных правонарушениях,  если федеральным законом их  рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда (гл. 25 АПК РФ).
4. О  взыскании с организаций и  граждан, осуществляющих предпринимательскую  и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций,  если федеральным законом не  предусмотрен иной порядок их взыскания (гл. 26 АПК РФ).
Другие  дела, вытекающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Возбуждение дел данной категории осуществляется не путем подачи иска (искового заявления), а путем обжалования, т.е. подачей жалобы или заявления.
Лица, участвующие  в делах, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, именуются не сторонами, а заявителями, лицами, подающими жалобу, лицами, отвечающими по жалобе, заинтересованными лицами.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным  органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. В случаях, предусмотренных АПК, с таким же заявлением могут обратиться в арбитражный суд прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы (ч. ч. 1, 2 ст. 192 АПК).
Законом предусмотрены сокращенные сроки  рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений (ч. 1 ст. 194, ч. 1 ст. 200, ч. 1 ст. 205, ч. 1 ст. 210, ч. 1 ст. 215 АПК РФ).
Заявления по рассматриваемой категории дел  подаются в арбитражный суд по общим правилам подсудности, предусмотренным АПК РФ, если не установлено другое. Особые правила подсудности установлены для подачи заявлений о привлечении к административной ответственности (ст. 203 АПК РФ) и об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности (ст. 208 АПК РФ).
Одной из существенных особенностей данной категории дел является то, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие) (ч. 3 ст. 189 АПК). Экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, могут быть урегулированы сторонами по правилам, установленным АПК, путем заключения соглашения или с использованием других примирительных процедур, если иное не установлено федеральным законом (ст. 190 АПК).
Специфика процессуального регулирования  рассмотрения и разрешения дел, возникающих  из административных и иных публичных  правоотношений, заключается в том, что эти дела рассматриваются  по общим правилам искового производства, с использованием арбитражной процессуальной формы, с учетом ряда норм, содержащихся в общих положениях АПК РФ, процессуальных особенностей, которые установлены в разд. III АПК РФ, и особенностей административного судопроизводства, предусмотренных в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.
К общим  правилам искового производства относятся  правила о письменной форме обращения  в суд. Исковое заявление подписывается истцом или его представителем. Исковое заявление также может быть подано в арбитражный суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет (ст. 125 АПК РФ),
Арбитражный суд, установив при рассмотрении вопроса о принятии искового заявления  к производству, что оно подано с нарушением требований, выносит определение об оставлении заявления без движения. (ст. ст. 128, 129 АПК РФ), 1. Арбитражный суд первой инстанции после принятия заявления к производству выносит определение о подготовке дела к судебному разбирательству и указывает сторонам на возможность заявить ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей, а также на действия, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроки совершения этих действий. На подготовку дела к судебному разбирательству может быть указано в определении о принятии заявления к производству. Подготовка дела к судебному разбирательству проводится в срок, определяемый судьей с учетом обстоятельств конкретного дела и необходимости совершения соответствующих процессуальных действий, и завершается проведением предварительного судебного заседания, если в соответствии с настоящим Кодексом не установлено иное. Дело должно быть рассмотрено арбитражным судом первой инстанции в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и на принятие решения по делу, если настоящим Кодексом не установлено иное. 2. Срок может быть продлен на основании мотивированного заявления судьи, рассматривающего дело, председателем арбитражного суда до 6 месяцев в связи с особой сложностью дела, со значительным числом участников арбитражного процесса. 3. Срок, на который производство по делу было приостановлено или судебное разбирательство отложено в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, не включается в срок рассмотрения дела, , но учитывается при определении разумного срока судопроизводства. (гл. 14, 19 АПК РФ),
Арбитражный суд принимает меры для примирения сторон, содействует им в урегулировании спора.2. Стороны могут урегулировать спор, заключив мировое соглашение или применяя другие примирительные процедуры, в том числе процедуру медиации, если это не противоречит федеральному закону. (гл. 15 АПК РФ), При разрешении спора по существу арбитражный суд первой инстанции принимает решение. Решение принимается именем Российской Федерации. Арбитражный суд может принять отдельное решение по каждому из требований, объединенных в одном деле. Решение принимается судьями, участвующими в судебном заседании, в условиях, обеспечивающих тайну совещания судей (гл. 20, 21 АПК РФ), Арбитражный суд выносит определения в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, и в других случаях по вопросам, требующим разрешения в ходе судебного разбирательства.
Определение выносится арбитражным судом в письменной форме в виде отдельного судебного акта или протокольного определения. Определение в виде отдельного судебного акта арбитражный суд выносит во всех случаях, если настоящим Кодексом предусмотрена возможность обжалования определения отдельно от обжалования судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу. Протокольное определение может быть вынесено арбитражным судом без удаления из зала судебного заседания. В случае, если дело рассматривается в коллегиальном составе, судьи совещаются по вопросам, связанным с вынесением такого определения, на месте, в зале судебного заседания. Протокольное определение объявляется устно и заносится в протокол судебного заседания.
Арбитражный суд обязан приостановить производство по делу в случае:
1) невозможности  рассмотрения данного дела до  разрешения другого дела, рассматриваемого  Конституционным Судом Российской  Федерации, конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации,  судом общей юрисдикции, арбитражным судом; 2) пребывания гражданина-ответчика в действующей части Вооруженных Сил Российской Федерации или ходатайства гражданина-истца, находящегося в действующей части Вооруженных Сил Российской Федерации; 3) смерти гражданина, являющегося стороной в деле, если спорное правоотношение допускает правопреемство; 4) утраты гражданином, являющимся стороной в деле, дееспособности. (гл. 16 АПК РФ), Основания: Оставление и прекращение (гл. 17, 18 АПК РФ).
Особое  производство в арбитражном  процессе
Одним из видов арбитражного судопроизводства является особое производство. В особом производстве объектом судебной защиты является не спорное субъективное право, а охраняемый законом интерес одного субъекта права. В порядке особого производства арбитражный суд рассматривает дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение (гл. 27 АПК РФ). В порядке особого производства разрешаются дела, в которых отсутствует спор о праве, а на разрешение суда ставится вопрос об установлении юридического факта (ст. 144 АПК). Данные дела возбуждаются путем подачи заявления, имеются также особенности по субъектному составу (отсутствие ответчика). Кроме того, можно говорить и о значительной дифференциации и специализации процессуальных норм, регламентирующих рассмотрение арбитражными судами дел о банкротстве (несостоятельности), которые по ряду своих существенных характеристик весьма близко примыкают к правилам исполнительного производства. Поэтому к делам особого производства в арбитражном судопроизводстве возможно также отнести и дела о несостоятельности (банкротстве)*. При этом здесь нет и такого субъекта, как истец. Вместо него выступает заявитель (см. ст. 40 АПК РФ). Само обращение в суд за защитой права имеет обозначение «заявление», а не «исковое заявление» (ч. 4 ст. 4 АПК РФ).
Высший  Арбитражный Суд РФ в своем  постановлении от 31 октября 1996 г. № 13 «О применении Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации»2 дал  в п. 2 подробное разъяснение понятию  дел об установлении фактов, имеющих  юридическое значение.
К юридическим фактам, которые устанавливаются арбитражным судом, в частности, относятся:
* факт  принадлежности строения или  земельного участка на праве  собственности;
» факт добросовестного, открытого и непрерывного владения как своим собственным  недвижимым имуществом в течение 15 лет либо иным имуществом в течение 5 лет;
* факт  регистрации организации в определенное  время и в определенном месте.
Порядок рассмотрения дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение. Рассмотрение дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение, инициируется подачей заявления.. При этом само заявление оформляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к форме и содержанию искового заявления. 1) наименование арбитражного суда, в который подается исковое заявление; 2) наименование истца, его место нахождения; если истцом является гражданин, его место жительства, дата и место его рождения, место его работы или дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;... 10) перечень прилагаемых документов. Кроме того, согласно новелле процессуального законодательства (абз. 2 ч. 1 ст. 220 АПК РФ) в заявлении также указываются:1) факт, об установлении которого ходатайствует заявитель;2) нормы закона, предусматривающего, что данный факт порождает юридические последствия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;3) обоснование необходимости установления данного факта; 4) доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих доказательств или восстановления утраченных документов.
К заявлению  об установлении фактов, имеющих юридическое  значение, прилагаются при этом документы, предусмотренные п. 2-5 ст. 126 АПК РФ (ч. 2 ст. 220 АПК РФ):
1) документ, подтверждающий уплату государственной  пошлины в установленных порядке и размере или право на получение льготы но уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины;2) документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования;3) копии свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;4) доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание искового заявления.
п. 2 Постановления  Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 31 октября 1996 года (Вестник ВАС. - 1997. - № 1).
Привлеченные  арбитражным судом к участию  в деле заинтересованные лица (лица, права которых может затронуть  принятое решение) вправе представлять доказательства в подтверждение обоснованности или необоснованности рассматриваемого арбитражным судом заявления об установлении юридического факта, участвовать в исследовании обстоятельств дела, обжаловать принятое решение и совершать другие действия, указанные в ст. 41 АПК РФ (см. п. 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 31 октября 1996 г., где сделана ссылка на соответствующую норму (ст. 33) АПК РФ 1995 г.).
Если  при рассмотрении дела об установлении юридического факта заинтересованным лицом будет заявлен спор о праве, подведомственный арбитражному суду, или сам арбитражный суд придет к выводу, что в данном деле установление факта связано с необходимостью разрешения судом спора о праве, поданное заявление оставляется без рассмотрения в соответствии с п. 3 ст. 148 АПК РФ. В этом случае заявителю и заинтересованным лицам разъясняется, что они вправе предъявить в арбитражный суд иск на общих основаниях (см. п. 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 31 октября 1996 г.). При удовлетворении судом заявления об установлении факта, имеющего юридическое значение, в резолютивной части решения указывается на наличие факта, имеющего юридическое значение, и излагается установленный факт (ч. 2 ст. 222 АПК РФ). Как указано в п. 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 31 октября 1996 г., «в решении арбитражного суда следует привести доказательства, подтверждающие вывод об обстоятельствах, имеющих значение для разрешения дела, а в случае удовлетворения заявления – четко изложить установленный юридический факт». Решение арбитражного суда об установлении факта, имеющего юридическое значение, является основанием для регистрации такого факта или оформления прав, которые возникают в связи с установленным фактом,1 соответствующими органами и не заменяет собой документы, выдаваемые этими органами (ч. 3 ст. 222 АПК РФ). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Дела  о несостоятельности  банкротстве
Дела  о несостоятельности (банкротстве) не являются делами искового производства, а относятся Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации к категории дел особого производства. Отнесение указанных дел к категории особого производства связано, во-первых, с необходимостью установления фактов, имеющих юридическое значение для должника, кредиторов, а также иных заинтересованных лиц. К таким фактам относятся: наличие или отсутствие признаков банкротства, возможность проведения процедур финансовой санации должника, возможность проведения организационных процедур, направленных на оздоровление платежеспособности должника. И, во-вторых, с решением специфических финансово - экономических задач, а также необходимостью учета интересов значительного числа кредиторов и иных заинтересованных лиц. Для объективного и успешного решения указанных вопросов требуется введение специальных процедур, юридически полная и всесторонняя регламентация которых в рамках общих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представляется возможной.
Следующей специфической особенностью, связанной  с рассмотрением дел о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций в арбитражных судах, является строго определенный и исчерпывающий круг субъектов, которые имеют право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании несостоятельной (банкротом) кредитной организации.
В соответствии со статьей 35 Федерального закона "О  несостоятельности (банкротстве) кредитных  организаций" правом на обращение  в арбитражный суд с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) кредитной организации обладают: кредитная организация - должник, кредиторы кредитной организации, включая граждан, имеющих право требования к кредитной организации по договору банковского вклада и (или) банковского счета, Центральный банк Российской Федерации, прокурор в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 40 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", Министерство Российской Федерации по налогам и сборам по требованиям, вытекающим из уплаты кредитной организацией обязательных платежей в бюджеты различных уровней, иные уполномоченные органы по обязательствам, связанным с уплатой обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды, к числу которых относятся: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации.
Установление  статьей 35 Федерального закона "О  несостоятельности (банкротстве) кредитных  организаций" исчерпывающего круга  лиц, имеющих право на обращение  с заявлением о признании кредитной организации несостоятельным (банкротом) существенно отличается от общих положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми (пункт 2 статьи 34) с исковым заявлением в своих интересах в арбитражный суд могут обратиться любые организации или граждане - предприниматели, и только в судебном заседании арбитражным судом будет выясняться
рассмотрение  арбитражным судом дела о банкротстве  кредитной организации в соответствии со статьей 14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации осуществляется в коллегиальном составе: в составе трех профессиональных судей. Обязательность коллегиального рассмотрения дел о банкротстве связана в первую очередь со сложностью и, как правило, большим объемом фактического материала, который необходимо исследовать для всестороннего полного и объективного вынесения окончательного судебного акта по делу. Также, вводя обязательность коллегиального рассмотрения дел о банкротстве, законодатель исходил из той специфики, которая присуща данной категории дел и связана в первую очередь с решением целого комплекса сложных финансовых и экономических вопросов, рассмотрение которых необходимо для установления причин и оснований банкротства, а также тех возможных процедур, которые арбитражный суд должен применить к должнику.
В соответствии со статьей 31 Федерального закона "О  несостоятельности (банкротстве)" участниками  арбитражного процесса по делу о банкротстве  кредитной организации являются: представители работников должника, иные лица, предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)". К числу таких лиц, которые могут принимать участие в деле о банкротстве кредитной организации в соответствии со статьей 43 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относятся: свидетель, эксперт, переводчик, представители лиц, участвующих в деле о банкротстве кредитной организации 

Дела  по корпоративным  спорам
  Корпоративный спор - это спор, связанный с созданием юридического лица, управлением им или участием в юридическом лице, являющемся коммерческой организацией, а также в некоммерческом партнерстве, ассоциации (союзе) коммерческих организаций, иной некоммерческой организации, объединяющей коммерческие организации и (или) индивидуальных предпринимателей, некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации в соответствии с федеральным законом.
  1)споры, связанные с созданием, реорганизацией и ликвидацией юридического лица; 2)споры, связанные с принадлежностью акций, долей в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ и товариществ, паев членов кооперативов, установлением их обременений и реализацией вытекающих из них прав; 3)споры по искам учредителей, участников, членов юридического лица (далее - участники юридического лица) о возмещении убытков, причиненных юридическому лицу, признании недействительными сделок, совершенных юридическим лицом, и (или) применении последствий недействительности таких сделок; 4)споры, связанные с назначением или избранием, прекращением, приостановлением полномочий и ответственностью лиц, входящих или входивших в состав органов управления и органов контроля юридического лица, а также споры, возникающие из гражданских правоотношений, между указанными лицами и юридическим лицом в связи с осуществлением, прекращением, приостановлением полномочий указанных лиц; 5)споры, связанные с эмиссией ценных бумаг, в том числе с оспариванием ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, решений органов управления эмитента, с оспариванием сделок, совершенных в процессе размещения эмиссионных ценных бумаг, отчетов (уведомлений) об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг; 6)споры, вытекающие из деятельности держателей реестра владельцев ценных бумаг, связанной с учетом прав на акции и иные ценные бумаги, с осуществлением держателем реестра владельцев ценных бумаг иных прав и обязанностей, предусмотренных федеральным законом в связи с размещением и (или) обращением ценных бумаг; 7)споры о созыве общего собрания участников юридического лица; 8)споры об обжаловании решений органов управления юридического лица; 9)споры вытекающие из деятельности нотариусов по удостоверению сделок с долями в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.