На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Политическая культура общества, ее структура и типология

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 23.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Тема: Политическая культура общества, ее структура и  типология.
 

Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
1. Понятие политической  культуры общества, ее функции…………………4
2. Структура  политической культуры общества………………………………7
3. Типология  политических культур …………………………………………11
4. Политическая  культура современной России …………………………….17
Заключение……………………………………………………………………..22
Список использованной литературы………………………………………… 24 
                                                         Введение

     Политическая культура - неотъемлемая часть общенациональной культуры. Это, прежде всего, ценностно-нормативная система, которой придерживается общество. Она включает в себя: полит опыт человечества, полученный в ходе исторического развития. Этот опыт оказывает воздействие на формирование политического сознания людей и выражается в их ориентациях и установках, которые определяют политическое поведение. 
 

1. Понятие  политической культуры общества, ее функции
     Хотя  многое из того, что в настоящее  время относится к политической культуре, описывалось еще в древности (Конфуций, Платон, Аристотель), сам термин появился впервые в XVIII веке в трудах немецкого философа - просветителя И. Гердера (1744-1803). Теория же, описывающая эту группу политических явлений, сформировалось только в конце 50 - начале 60-х гг. нынешнего столетия в русле западной политической традиции. Вклад в ее разработку внесли американские ученые Г.Алмонд, С.Верба, Л.Пай, У.Розенбаум, англичане Р.Роуз, Д.Каванах, немецкий теоретик К. фон Бойме, французы М.Дюверже, Р.Ж.Шванценберг, голландец И.Инглхарт и др.
     Теория  политической культуры дала возможность  глубже исследовать мотивацию политического  поведения граждан и институтов, выявить причины конфликтов, которые  невозможно объяснить опираясь только на традиционные для политики причины: борьбу за власть, перераспределение ресурсов и т.д. [2]
     Существуют  несколько подходов к трактовке  политической культуры. Одни ученые отождествляют  ее с субъективным содержанием политики, подразумевая под ней всю совокупность духовных явлений (Г.Алмонд, С.Верба).
     Другие  ученые видят в политической культуре проявление нормативных требований (С.Вайт), совокупность типичных образцов поведения (Дж. Плейно) способ политической деятельности (У.Розенбаум), считают, что  это особый, специфический субъективный ракурс политики.
Политическая  культура отражает только самые устойчивые черты поведения человека не подверженные каким-либо стремительным изменениям под воздействием конъюнктуры или перепада настроений. Это – воплощенный на практике внутренний кодекс человеческого поведения. Это – стиль деятельности индивида в сфере политической власти (И.Шапиро, П.Шаран).
Политическая  культура характеризует способность  человека понимать специфику своих  властных интересов, действовать при  достижении целей в соответствии с правилами политической игры, а также творчески перестраивать свою деятельность при изменении потребностей и внешних обстоятельств. Объяснительные возможности политической культуры определяются многозначностью и многогранностью ее измерений. Политическая культура представляет собой совокупность ценностей, установок, убеждений, ориентаций и выражающих их символов, которые являются общепринятыми и служат упорядочению политического опыта и регулированию политического поведения всех членов общества. Она включает в себя не только политические идеалы, ценности, установки, но и действующие нормы политической жизни. Тем самым политическая культура определяет наиболее типичные образцы и правила политического поведения, взаимодействия власти – индивида – общества. Политическая культура проявляется в форме духовных побуждений и ориентаций человека, в формах его практической деятельности, а также в институционном виде.
     В целом политическая культура способна оказывать тройственное влияние  на политические процессы и институты: под ее воздействием могут воспроизводиться традиционные формы политической жизни. Причем такая возможность сохраняется даже в случае изменения внешних обстоятельств и характер правящего режима. Такая способность политической культуры хорошо объясняет то, что большинство революций чаще всего заканчиваются либо возвратом к прежним порядкам (означающим невозможность населения адаптироваться к новым целям и ценностям), либо террором;  
политическая культура способна порождать новые, нетрадиционные для общества формы социальной и политической жизни;  
комбинировать элементы прежнего и перспективного политического устройства.

     Политической  культуре свойственны определенные функции в политической жизни:
- идентификации. Она раскрывает потребность человека понимать свою групповую принадлежность и определять приемлемые для себя способы участия в выражении и отстаивании интересов данной общности;
- ориентации. Характеризует стремление человека к смысловому отображению политических явлений, пониманию собственных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе;
- адаптации. Выражает потребность человека в приспособлении к изменяющейся политической среде, условиям осуществления его прав и властных полномочий;
- социализации. Характеризует обретение человеком определенных навыков и свойств, позволяющих ему реализовать в той или иной системе власти свои гражданские права, политические интересы;
- интеграции (дезинтеграции), обеспечивающей различным группам возможность сосуществования в рамках определенной политической системы, сохранении целостности государства и его взаимоотношений с обществом;
- коммуникации, обеспечивающей взаимодействие всех субъектов власти на базе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов и других средств информации и языка общения.
     Различия  в выборе людьми тех или иных ценностных ориентаций и способов политического  поведения зависит от их принадлежности к социальным (классы, слои), национальным (этнос, нация, народ), демографическим (мужчины, женщины, молодежь и т.д.), территориальным, ролевым (элита, электорат) и другим группам.
     Выработка людьми ценностных ориентаций и форм поведения на основе групповых целей  превращает политическую культуру в  совокупность субкультурных образований, характеризующих наличие у их носителей существенных (несущественных) различий в отношении к власти и государству, в способах политического участия.
 

2. Структура  политической культуры общества
     В структуре политической культуры можно  выделить несколько элементов:
1. познавательный - политические знания, политическая  образованность, политическое сознание, способы политического мышления;
2.  нравственно-оценочный - политические чувства, традиции, ценности, идеалы, убеждения;
3.      поведенческий - политические установки, типы, формы, стили, образцы общественно-политической деятельности, политическое поведение;
4.      ценностные отношения - общекультурные ориентации, отношение к власти, политическим явлениям.
     Эти элементы обусловлены социально-экономическими, национально-культурными, общественно-историческими и другими долговременными факторами. Они характеризуются относительной устойчивостью и постоянством.
     Познавательный  элемент предполагает знание и понимание  гражданами политических интересов (личных, коллективных, государственных, общественных), Конституции и законов страны, программных положений основных политических партий и других общественно-политических сил, сложившихся в стране политических отношений, происходящих политических событий и явлений. В политические знания входит знание сущности и структуры основных государственных, партийных и общественно-политических органов и организаций, основных политических норм и процедур; форм и способов участия граждан в общественно-политической жизни, в управлении обществом и государством; основных политических процессов международной жизни.
     Политическая  культура неразрывно связана с общенациональной культурой, социокультурными, национально-историческими, религиозными, национально-психологическими традициями, обычаями, стереотипами, мифами, установками.
     Под политическим стереотипом понимают упрощенное, схематическое, деформированное  и ценностно-ориентированное представление  о политических объектах. Отличительными чертами стереотипа являются: персонификация событий, сильная эмоциональная окрашенность в восприятии и интерпретации событий, иррациональность, устойчивость. В обыденном сознании стереотипы могут заменять знания о политических объектах, значительно упрощая процесс ориентации, выработки и принятия решений в мире политики. Политический миф - это статичный образ, опирающийся на верования и позволяющий упорядочить и интерпретировать приводящие в смятение факты и события, структурировать видение коллективного настоящего и будущего. Политический символ - это знак, выполняющий коммуникативную функцию между личностью и властью. К политическим символам можно отнести флаг, герб и гимн государства, лозунги, памятные даты, политические ритуалы[5].
     Неотъемлемой частью политической культуры являются элементы политического сознания, прежде всего доминирующие в данном обществе или наиболее распространенные среди членов данной социальной группы. К ним, прежде всего, необходимо отнести укоренившиеся представления о разных аспектах политической жизни общества: о политической системе, ее отдельных институтах; о политическом режиме и т. д. Устойчивые политические представления, составляя часть политической культуры, способны играть весьма существенную роль в социальной практике, во многом определяя состояние политического сознания [1].
     Нравственно-оценочный  элемент политической культуры включает в себя ценности, идеалы, убеждения. Политическая культура исторически  проявлялась, прежде всего, в понимании  и поиске российским человеком социального идеала. Наиболее яркое отражение социальный идеал нашел в политическом менталитете, под которым понимается еще и национальный способ видеть мир и действовать в определенных обстоятельствах.
     Наиболее  устойчивыми являются традиции в политической культуре. В известном смысле традиции выступают как объективное, не зависящее от воли людей явление. В традициях отлагаются те элементы предшествующего политического опыта, которые объективно отвечают интересам и целям общества. Политические традиции представляют собой способ передачи образцов политического сознания и поведения, сформировавшихся под влиянием социальных факторов.
     Поведенческий элемент. Структура политической культуры не ограничивается нравственными оценками. Поведенческий элемент предполагает осознанное участие граждан в обсуждении проектов государственных и партийных документов, в выборах субъектов государственной власти; в работе различных государственных и общественно-политических органов; в других конкретных видах, кампаниях, мероприятиях общественно-политической деятельности, а также членство в политических партиях, общественно-политических организациях и движениях. [5]
     Существенным  аспектом поведенческого элемента политической культуры являются типичные для общества или группы политические установки. Политическая установка - это отношение субъекта к политическим явлениям, она способствует переводу представлений и ценностей в плоскость их практической реализации.
     Ценностные  отношения. В структуре ценностных отношений политической культуры выделяют общекультурные ориентации, отношения к власти, политическим явлениям.
Характер  и направленность общекультурных ориентаций раскрывает место политических явлений  в структуре ценностей личности, группы, общества. Значение мировоззренческих ориентаций состоит в том, насколько выбор политических позиций человека зависит от испытываемых им предпочтений к индивидуальным или коллективным ценностям.
     Политическая  культура предстает как результат  длительного поиска различными поколениями  политических ценностей и идеалов, тщательного их отбора в ходе проверки и закрепления на практике.
     Будучи  целостной, монолитной, политическая культура вместе с тем выступает как  внутренне противоречивое, сложное  явление. В ней всегда представлено творческое (новое) и рутинное (остаточное от прошлого), устойчивое и изменчивое, целостное и частичное. Отражая поиск новых идеалов, путей и способов их реализации, она содержит массу конфликтов, противоречий между личностным и общественным, мотивом поведения и самим поведением. Благодаря этому она способна ориентировать людей на политические действия или бездействия. [7]
     Таким образом, политическая культура предстает  как совокупность установок на политическую деятельность, которые предопределяют выбор направления этой деятельности; как структура ориентаций, в которую включены знания о политической системе, чувства  и суждения и мнения относительно нее.
 

3. Типология  политических культур
     Системному  пониманию феномена политической культуры помогает ее типология, поскольку она помогает различить по содержательному основанию эмпирические политические культуры и определяет их иерархию по отношению к некой идеальной, «перфектной» модели. Модели и типы политических культур чрезвычайно разнообразны, проявляются по-разному и в различных модификациях. Классификация их зависит от того, какой критерий будет избран для выделения типов культур.
     Политическая  культура любой общности формируется  под воздействием разнообразных  факторов. Это предопределяет и многообразие типов политической культуры. В основе типологии политической культуры лежат те или иные критерии.
     По степени согласованности во взаимодействии политических субкультур в той или иной стране выделяют интегрированную и фрагментарную политическую культуру.
Интегрированная политическая культура
    Тенденция к единству в представлениях граждан относительно функционирования и возможностей политической системы страны с низким уровнем конфликтного и политического насилия;
    преобладание гражданских процедур в разрешении конфликтов;
    лояльность по отношению к существующему политическому режиму
Фрагментарная политическая культура
    Отсутствие согласия граждан относительно политического устройства общества;
    расхождение в вопросах понимания власти;
    социальная разобщенность;
    отсутствие доверия между отдельными группами;
    отсутствие лояльности к государственным структурам;
    высокая степень конфликтности;
    применение насилия;
    нестабильность правительств.
   Особое  влияние на формирование интегрированного типа политической культуры оказывают  экономические факторы. Политическая стабильность поддерживается: высоким уровнем материального благосостояния; развитой системой социальной защиты; многочисленным средним классом, который и выступает социальной основой политической стабильности. Примером этого типа политической культуры может служить Великобритания. Основными ценностями граждан этой страны являются: представление о правительстве как действующем на общее благо; благосостояние и стабильность в политическом процессе; широкое участие граждан в политической жизни; представительность органов власти; традиции; представление о своей стране как мировой державе, социальном государстве; высокий уровень экономического развития, высокий доход на душу населения; почти полная грамотность.
   Примером  «фрагментарной» политической культуры является Италия. На ее фрагментарность оказали влияние два основных фактора: сепаратизм католической церкви в довоенное и послевоенное время и различия региональных политических субкультур северных и южных областей. [5]
По базовым ценностям, на которые ориентируется та или иная общность в политической деятельности или в политическом процессе, выделяют следующие типы:
- культура высокой гражданственности – базовой ценностью в этом типе является человек с его потребностями и интересами;
- элитарная политическая культура – для нее характерно то, что в качестве базовой политической ценности воспринимается власть или властные структуры общества (государство, элиты); человек выступает как средство достижения цели, которую ставит политическая элита; основная часть общества отстранена от решения политических проблем; уровень политической активности низкий;
- архаическая политическая культура – главная ценность носителей данного типа культуры – интересы этноса (рода, племени, нации), здесь индивид не осознает себя как личность, не отделяет себя от этнической общности.
     По характеру поведения людей в той или иной политической системе выделяют два типа политической культуры:
- подданническая политическая культура - характеризуется повиновением; подчинением; исполнением со стороны участников политического процесса, которые, по сути, превращаются в объекты принуждения;
- гражданственная политическая культура - характеризуется участием людей в принятии решений; наличием возможностей и правом выбора и контроля властных структур. [4]
     Одним из критериев типологизации политических культур является ориентация общества не те или иные регулятивные механизмы. История знает два основных регулятивных механизма: рынок и государство. Приоритетное использование того или другого механизма в политической жизни порождает соответствующие типы политической культуры:
- рыночная политическая культура рассматривает политический процесс через призму отношений купли-продажи, достижение выгоды как высшей цели политической деятельности; политика – разновидность бизнеса; политик – товар или бизнесмен. Она ориентирована на конкурентную борьбу как универсальный принцип функционирования политической системы. Это культура индивидуализма, высшая цель – частные (или групповые) интересы. Государство есть средство реализации целей;
- бюрократическая политическая культура (этатическая) связывает решение политических проблем с действием механизмов государственного регулирования политического процесса, ориентирована на ограничение и запрещение конкурентной борьбы; интересы государства признаются преобладающими над частными интересами. [3]
     В зависимости от специфики ориентации и степени участия в политической жизни они выделили три основных типа:
1. «Патриархальная политическая культура». На примере африканских племен или местных автономных общин авторы показывают, что в них не существует специализированных политических ролей, политическая ориентация на племенных вождей не отделена от религиозных, социально-экономических и иных ориентаций. Представлений относительно политической системы (которой нет) и, соответственно, установок в отношении к ней просто не существует.
2. «Подданническая политическая культура». Специализированные политические институты уже существуют, и на них ориентируются члены общества, проявляя при этом различные чувства: гордость, неприязнь, воспринимая их как законные или как незаконные. Но отношение к политической системе носит пассивный характер без стремления изменить что-либо своими силами или участвовать в процессе принятия политических решений, влиять на них. Этот тип культуры характеризуется низкой политической активностью субъектов.
3. «Активистская политическая культура», или «политическая культура участия». Члены общества не только формируют свои требования политического характера, но и являются активными участниками политической системы в целом.
     В реальной политической жизни эти типы в чистом виде не существуют. Взаимодействуя между собой, они образуют смешанные формы с доминированием того или иного компонента. Наряду с выделенными чистыми типами были предложены три типа смешанных политических культур: патриархально - подданическая, подданически - активистская, патриархально-активистская.
     Патриархально - подданическая – большая часть населения как бы не затронута политикой, а относительно «продвинутое» меньшинство, располагая некоторыми знаниями о политической системе, не допускает ни малейших сомнений в авторитете государства и остается пассивным в плане попыток влияния на политические решения. Такой тип политической культуры характерен, к примеру, для средневековой Европы.
     Подданически - активистская политическая культура предполагает, что подавляющее большинство населения в большей или меньшей степени осведомлено о политических институтах и процессах и о тех ограничениях, правилах, рамках поведения, которые накладываются на политическое поведение. Вместе с тем, одна часть населения ориентирована преимущественно на пассивное восприятие происходящего, а другая воспринимает существующую политическую систему не как нечто раз и навсегда заданное и от них не зависимое и стремится оказать влияние на принятие политических решений и протекание политических процессов.
     Патриархально - активистская – смешанный тип политической культуры возникает там, где в рамках одного общества сосуществуют традиционно-патриархальные группы с их выключенностью из политического процесса и политически активные группы элит с высоким политическим сознанием. Подобный тип культуры характерен для развивающихся стран. [7]
     Существует  и другая известная классификация  политической культуры,  данная Д.Каванахом. В ее основе -  распределение политических ориентации. Выделяются:
1) гомогенная (однородная) политическая культура, которая характеризуется единством общества по основополагающим ценностям и толерантностью. Примером могут служить англо-американские демократии, в которых имеется согласие по поводу основных принципов сосуществования в политическом сообществе, т.е. консенсус в отношении политического режима и политических ценностей, низкий уровень конфликтности, преобладание юридически-правовых способов разрешения политических противоречий, лояльность граждан по отношению к своей политической системе;
2) фрагментарная  политическая культура, которая отличается конфликтной оппозиционностью различных субкультур. Она характерна, например, для Италии, Франции, России, где граждане имеют различные убеждения, проявляющиеся в отношении к важнейшим вопросам политической жизни и политического устройства. Эти различия варьируются в зависимости от принадлежности к различным социальным группам.
     По  уровню общности выделяют:
а) общую  политическую культуру – наиболее устойчивые, типичные признаки, характеризующие политическое сознание и политическое поведение основной массы населения;
б) субкультуры, каждая из которых есть совокупность политических ориентаций и моделей политического поведения, характерна для определенных социальных групп и регионов и отличается от доминирующей в обществе (социально-классовые, национально-этнические, религиозные, региональные и т.д.).
     Носителем политической культуры являются люди. Они ее субъекты, так как имеют  политический опыт, знают нормы, цели политической деятельности, выработали собственную систему политических убеждений. Выделяются следующие типы: господствующая (официальная) и оппозиционная политическая культура; общая и региональная субкультура; политическая культура общества, класса, социальной группы, лидера, рядового гражданина. Кроме этого существуют и переходные модели политической культуры (от авторитарной к демократической).
 

4. Политическая  культура современной России
     Промежуточное географическое положение России между  Европой и Азией издавна сделало  ее местом пересечения двух социокультурных  типов: европейского и азиатского (или, по терминологии К. Кантора, личностно-центрического, ставящего в центр внимания личность, ее свободу, естественные права и т.д., и социоцентрического, ориентирующегося на общество, коллектив, государство). Взаимодействие этих двух социокультурных типов в российском обществе предполагает не просто их переплетение и взаимообогащение, но и непрерывную борьбу между ними. Возникающая на этой основе двойственность, противоречивость и конфликтность политической культуры наиболее рельефно проявляется и сейчас в противоборстве «западников» и «почвенников», западной модели развития и модели самобытного пути России.
     На  содержание и уровень развития современной  политической культуры российского  общества значительное влияние оказывают следующие процессы:
- радикальные изменения основ экономической, социальной, политической и духовной жизни, массовые перемещения в Россию различных групп населения из ближнего зарубежья и возникновение вследствие этого новых межэтнических, демографических, территориальных и иных образований;
изменение и усложнение социальной структуры  общества, появление в ней новых  социальных групп, рост имущественного неравенства, усиление вертикальной и  горизонтальной мобильности;
- переоценка на основе расширения информации уроков прошлого, настоящего и перспектив будущего.
     Все эти процессы диктуют необходимость  серьезной модификации мировоззренческих, оценочных и поведенческих ориентиров людей, т.е. всех компонентов политической культуры. Свое предназначение в качестве инструмента консолидации общества и его переустройства политическая культура может выполнить лишь при условии преодоления конфронтационности различных направлений в ней, при условии их взаимодействия на основе общей объединяющей идеи, поиски которой сегодня активно предпринимаются всеми политическими силами в нашей стране.
     До 1980-х годов во взглядах на российскую политическую культуру господствовала монистическая модель. Возникновение и существование тоталитарной политической культуры связывалось с национальной культурной спецификой, уходящей корнями в глубокую древность, которая обусловила особенности российского общественного устройства: сначала абсолютизм, затем социалистический строй. Предметом исследования являлись взаимодействие государства и общества, традиционное отношение к власти, формы протестного поведения. [1]
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.