На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Проблема сознания

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 23.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


            Институт экономики, управления и права (г.Казань) 

                                                     
                                              Реферат
                                      по  «Философии»
                               тема «Проблемы сознания» 
 

                                     
                                     
 
 
 
 
 
 

                                           Казань-2010
                                           Содержание 

     Введение.....................................................................................................3
     1. Проблема сознания в истории философии.........................................6
     2. Концепции, объясняющие происхождение  сознания

     2.1. Сознание и отражение.....................................................................13

     2.2. Индивидуальное и общественное  сознание..................................17
     3. Сознание и язык...................................................................................22
     Заключение..............................................................................................24
     Список  использованной литературы.....................................................26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                              Введение 

     Проблема  сознания возникла тогда, когда люди начали отличать психические процессы от физических, идеальное от материального, выработали представление о «духе» и «душе».
     Проблема  сознания – одна из самых трудных  и загадочных. Перед взором человека предстаёт мир, разворачивается  зрелище бесчисленных предметов, их свойств, событий и процессов; люди пытаются разгадать тайну мироздания, объяснить причины своих переживаний, вызванных  встречей с красотой или, наоборот, с безобразным, понять смысл своего существования, отыскать истоки своих мыслей и т. д.
     Сознание  предполагает умение человека направлять своё внимание внутрь себя и одновременно с этим обнаруживать характеристики мира, возникшие как результат отношения к миру.
     Сознание - это высшая, свойственная только человеку форма отражения объективной  действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий.
     Сознание  состоит из чувственных образов  предметов, являющихся ощущением или  представлением и поэтому обладающих значением и смыслом, знания как  совокупности ощущений, запечатленных в памяти, и обобщений, созданных в результате высшей психической деятельности, мышления и языка. Сознание является особой формой взаимодействия человека с действительностью и управления ею.
     Актуальность  данной темы состоит в том, что сознание представляет собой типичную и вместе с тем фундаментальную философскую проблему, интерес к которой с годами не угасает, а напротив, усиливается. Это обусловлено, прежде всего, тем, что сознание неотрывно связано с такой ключевой категорией любого мировоззрения, как человек.
     Само  человеческое бытие, все многообразие его сущностных определений, таких, как деятельность, творчество, экзистенция  и др., с необходимостью включает в себя различные феномены сферы сознания - восприятия, эмоции, волю, целеполагание, мышление и т. п. Сознание является одной из традиционных вечных философских загадок. Постоянное воспроизводство ее в истории культуры, философии и науки свидетельствует не только о существовании теоретических и методических затруднений в ее решении, но и о непреходящем практическом интересе к сущности этого феномена, механизму его развития и функционирования.
     В самом общем виде «сознание» является одним из наиболее общих философских  понятий, обозначающих субъективную реальность, связанную с деятельностью мозга и его продуктами: мыслями, чувствами, идеями, предрассудками, научными и вненаучными знаниями. Без выяснения места и роли этой реальности невозможно создание ни философской, ни научной картины мира. В течение многих веков не смолкают горячие споры вокруг сущности сознания и возможностей его познания. Богословы рассматривают сознание как крохотную искру величественного пламени божественного разума. Идеалисты отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи.
     Вырывая сознание из объективных связей реального мира и рассматривая его как самостоятельную и созидающую сущность бытия, объективные идеалисты трактуют сознание как нечто изначальное: оно не только необъяснимо ничем, что существует вне его, но само из себя призвано объяснить все совершающееся в природе, истории и поведении каждого отдельного человека.
       Единственно достоверной реальностью  признают сознание сторонники  объективного идеализма. Если  идеализм вырывает пропасть между  разумом и миром, то материализм  ищет общность, единство между явлениями сознания и объективным миром, выводя духовное из материального.
     В разные исторические периоды складывались неодинаковые представления о сознании, накапливались естественнонаучные знания, изменялись теоретико-методологические основания анализа. Современная наука, используя достижения НТР, значительно продвинулась в исследовании природы субстратной основы сознания, но одновременно выявила новые аспекты сознательной деятельности человека, требующие принципиально иных теоретико-методологических подходов философского анализа.
     Философия ставит в центр своего внимания как  основной вопрос отношение материи  и сознания, а тем самым и  проблему сознания. Значение этой проблемы обнаруживается уже в том, что  вид, к которому принадлежим мы, люди, обозначают как человек разумный. Исходя из этого, можно с полным правом сказать, что философский анализ сущности сознания исключительно важен для правильного понимания места и роли человека в мире. Уже поэтому проблема сознания изначально привлекала самое пристальное внимание философов при выработке ими исходных мировоззренческих и методологических установок.
     Цель  данной работы: изучить проблему сознания в философии.
                    1. Проблема сознания в истории философии
     Философский подход к проблеме происхождения и сущности сознания предполагает рассмотрение его как целостной структурно-организованной системы. В широком смысле сознание (важнейшим свойством которого является идеальность) рассматривается через противопоставление материальному. В более узком смысле - через соотнесение с головным мозгом как материальной субстратной основой. Третий уровень осмысления сознания связан с раскрытием его общественно-исторической природы, выявлением специфики его функционирования как высшей формы отражения действительности. Таким образом, содержание сознания можно рассматривать как субъективный образ объективного мира, как свойство высокоорганизованной материи - головного мозга, как высшей формы отражения действительности.
     Можно выделить следующие концепции, объясняющие происхождение и сущность сознания: объективно-идеалистическая, дуалистическая, метафизическая, вульгарно-материалистическая, диалектико-материалистическая.
     Объективно-идеалистический  концепция при объяснении сущности сознания признает в качестве первоосновы материального мира объективно существующее абсолютное духовное начало: мир идей у Платона, абсолютная идея у Гегеля, Бог - у теологов. Сознание предстает как чувственно непостижимая сущность, порождающая мир вещей и человеческих идей.
     Согласно  «космической» теории сознание существует независимо от материальных носителей, исходит из Космоса или из разума Бога, оно едино и неделимо. Частицы «мирового сознания» рассеяны в природе. По мнению Г. Лейбница, в мире существует множество духовных субстанций - монад, включающих энергию Вселенной, являющихся основой сознания и рождаемой им материи. Жуков Н.И. Проблема сознания. - Минск: Университетское, 1987,-207с, с.37.
     Теория  гилозоизма представляет материю одушевленной во всех ее проявлениях. Сторонники гилозоизма наделили всю материю способностью ощущать и мыслить.
     Теория  социализации сознания ставит его в  зависимость от внешней, в том  числе социальной, среды. Основоположник сенсуализма английский материалист  Дж. Локк (XVII век) полагал, что сознание человека представляет собой подобие «чистого листа» бумаги, на котором опыт оставляет свои письмена. Семинарские занятия по философии: Учебник. / Под ред. К.М. Никонова. - М.: Высшая школа, 2001. – 297с, с.34.
     Субъективный  идеализм абсолютизирует человеческое сознание (сознание конкретного индивида) как первичное по отношению к чувственному миру и противоположное ему. Крайняя форма субъективного идеализма - солипсизм - базируется на постулате - «Существую только я и мои ощущения. Весь мир - комплекс моих ощущений». Сознание, с точки зрения солипсистов, - это единственно достоверная реальность, а материальный мир - его порождение (Дж. Беркли, Д. Юм, И. Фихте). Философия. Учебник. / Под общей редакцией Г.В. Андрейченко, В.Д. Грачева – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. – 245с, с.134.
     Дуалистический  подход основан на концепции психофизического параллелизма, согласно которому - психическое  и физическое рассматриваются как  две самостоятельные субстанции (Рене Декарт).
     Метафизический  материализм признает сознание вторичным по отношению к материи и отрицает его активный творческий характер. Сознание предстает как зеркальное отражение внешнего мира.
                Вульгарные материалисты отождествляют сознание и материю, сводя сознание к вещественным образованиям в мозгу человека. Представители этого направления утверждают, что «мозг вырабатывает мысль подобно тому, как печень вырабатывает желчь» (К. Фогт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт).
     Алексеев  П.В., Панин А.В Философия: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 608 с, с. 119.
     Диалектический  материализм рассматривает сознание в неразрывном единстве и связи  с материальным миром, как существенное свойство материи. В качестве первоосновы  выступает материя, а сознание является вторичным, производным от нее. Сознание существует реально, но лишь в связи с материальным, как его отражение.
       Активный творческий характер  сознания проявляется в превращении  идеального в реальное через  деятельность человека, т.е. будучи  вторичным по отношению к материальному  миру, сознание активно воздействует на него через деятельность человека.
     Согласно  материалистическому объяснению природы  человеческого сознания, оно отличается от психики высших животных большей  глубиной, способностью к труду, к  абстрактному мышлению, возможностью передачи накопленного опыта, информации посредством языка в устной и письменной формах. Необходимым условием формирования человеческого сознания является предметно-практическая целеполагающая деятельность.
     Представленное  многообразие концептуальных подходов к проблеме происхождения и сущности сознания обусловлено сложностью и многогранностью исследуемого феномена, а также уровнем освоения действительности, характерным для конкретной исторической эпохи.
     В качестве одной из особенностей античного  понимания сознания выделялась направленность внимания на внешний мир. Античный человек не выделял себя из царства природы, ощущал себя частью мироздания, микрокосмосом.
     Христианская  трактовка сознания заключалась  в ориентации на внутреннем сосредоточении человека, на общении его с Богом. Наряду со знанием о внешнем мире возникает необходимость познания внутреннего духовного мира человека, самосознания. Сознание человека считалось вторичным по отношению к Богу, но высшим, что есть в человеке. Сознание понималось не только как знание о внешнем мире, но, прежде всего, как способность знать свой внутренний мир.
     В Новое время сознание полагалось в качестве основной инстанции в  структуре духовного опыта, направленной на предметный мир. Сознание человека отождествлялось с интеллектуальной деятельностью субъекта познания. Религиозные компоненты духовного опыта вытеснялись элементами логики.
     Новоевропейское толкование сознания соединило античную установку на ценности предметного  мира со средневековым опытом работы сознания с самим собой. Философы Нового времени считали, что к содержанию сознания можно относить только многократно воспроизводимые данные, подтверждаемые опытно-экспериментальным путем.
     Предполагалось, что в сознании существует две  априорные (доопытные) способности: воспроизводить внешний мир как пространственно-временной и связывать материал разрозненных образов в целостность с помощью категорий рассудка. Трансценденталистская новоевропейская традиция закрепила за феноменом сознания его трактовку как познающего разума, способного к рефлексии.
     Сознание  трактуется как мышление, сделавшее  объектом познания самого себя. Философия сознания: история и современность. Материалы научной конференции, посвященной памяти профессора МГУ А. Ф. Грязнова (1948 - 2001). - М.: изд-во 'Современные тетради', 2003, с.82.
     С точки зрения марксизма, содержание сознания зависит от объективных  факторов, в частности, общественных отношений.
     Экзистенциалистская традиция видит истоки сознания в  мире человеческой коммуникации. Основой  экзистенциального мышления является социокультурная обусловленность сознания. Представители естественнонаучного знания отдают предпочтение диалектико-материалистической концепции, но она не дает ответов на фундаментальные вопросы о происхождении мыслящей материи в процессе эволюции и о природе идеального.
     Важнейшим свойством сознания, как уже упоминалось, является идеальность. Проблема идеального возникла еще в античную эпоху. Заслуга  целостной постановки этой проблемы принадлежит Платону, выделившему  идеальное как особую сущность, противоположную материальному миру (миру вещей). Платон. Сочинения в 3-х тт. М., 1971. Т.3.-687с,с. 234.
     В ХХ веке эта проблема вновь была поставлена отечественными философами. С точки зрения Э.В. Ильенкова, идеальное не тождественно субъективной реальности. Это компонент общественного сознания, это образы, подлежащие опредмечиванию или духовной объективации. Идеальное - это то, чего нет в природе, это форма вещи, существующая в сознании человека. Идеальное существует в деятельности, а не в результатах. Когда предмет создан, исчезает и идеальное.
     По  мнению Э.В. Ильенкова, к идеальному относятся нравственные нормы, правовые установления, обязательные для всех правила. Эти структурные формы  общественного сознания детерминируют  индивидуальное сознание. Человек обретает идеальное в ходе приобщения к исторически изменяющимся формам общественной жизни. Вне человека идеального нет. Идеальное есть субъективный образ объективного мира, т.е. отражение внешнего мира в формах деятельности человека, в формах его сознания и воли. Ильенков Э.В. Философия и культура.- М.: Политиздат, 1991-464с,с. 103.
     Другой  подход к проблеме идеального представлен  Д.И. Дубровским. Это направление  отстаивает неразрывную связь идеального с психикой человека и полагает неверным положение о внеличностном отношении идеального и независимости его от мозга человека. Идеальное связано с материальными мозговыми процессами и, следовательно, объективировано. Дубровский Д.И. Проблема идеального. - М.: Мысль, 1983-366с, с. 165.
     Идеальное - это сугубо личностное явление, реализуемое мозговыми нейродинамическими процессами и существующее только в голове индивида. Идеальное есть способность личности иметь информацию и оперировать ею во времени. Подчеркивается основополагающий характер индивидуального сознания по отношению к общественному сознанию.
     Каждый  из названных подходов к проблеме идеального выявляет лишь один из аспектов изучаемого явления, абсолютизируя  либо индивидуальное, либо общественное сознание как первооснову идеального. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

           2. Концепции, объясняющие происхождение сознания

                                2.1. Сознание и отражение

     В философии под отражением понимается способность материальных систем воспроизводить в самих себе свойства взаимодействующих  с ними других материальных систем. Следы, запечатлевающиеся в другом объекте, называются информацией.
     Понятие «отражение» тесно связано с  понятием «информация». Всякая информация обладает тремя основными параметрами: содержанием, количеством, ценностью. Проблема информации стала актуальной в современном мире, когда в результате компьютерной революции функции передачи и хранения информации практически переданы машинам.
     К формам отражения в неживой природе  относятся: механическая, физическая, химическая. Это так называемое «пассивное» отражение. Биологический вид отражения включает в себя раздражимость, чувствительность, психическое отражение.
     Высший  уровень отражения - сознание человека - способность высокоорганизованной материи (головного мозга) отражать материальный мир. В качестве основного условия формирования сознания выступает предметно-практическая деятельность. Отражение присуще всей материи. Сознание нельзя свести лишь к функции отражения. Сознание - это результат общественно-исторического развития, функциональное свойство мозга, идеальное отображение действительности, регулятор деятельности человека. В самом общем виде можно сформулировать следующее определение сознания:
     Сознание - это связанная с деятельностью  мозга способность человека отражать и воспроизводить мир в идеальной  форме, целенаправленно, творчески  активно отражать действительность и преобразовывать ее в своих  интересах.
     К факторам, обусловившим возникновение сознания можно отнести следующие:
     -внешний  предметный и духовный мир;
     -социокультурная  среда (этические, правовые нормы,  социальные идеалы);
     -духовный  мир индивида, жизненный опыт;
     -мозг  как макроструктурная природная  система;
     -космическое  информационное поле.
     Все выделенные источники взаимосвязаны  при формировании актуального содержания сознания. Внешние источники преломляются через внутренний мир человека. В  самом общем виде можно сказать, что источником сознания являются объективная  и субъективная реальности, отражаемые человеком посредством высокоорганизованного материального субстрата - головного мозга.
       Сознание неотделимо от мозга,  связано с биохимическими, физиологическими  процессами, в нем протекающими. Однако, мозг не источник, а орган  сознания.
     Сознание возникает как функция высокоорганизованного мозга, который сформировался под влиянием труда, общества и речи. Стержнем сознания является целеполагание. Таким образом, обладает сознанием, мыслит не сам по себе мозг, а человек при помощи мозга.
       Способность мыслить передается от поколения к поколению через формы культуры. Приучаясь активно действовать с предметами окружающего мира сообразно нормам культуры человек становится Человеком, обретая способность мыслить, иметь сознание. Степень и мера развития этой способности определяются прежде всего объемом той области культуры, которую этот индивид лично усвоил, превратил в собственное достояние.
       Таким образом, сознание формируется  в результате естественноисторической  эволюции материи и ее всеобщего  атрибутивного свойства - отражения. В процессе эволюционного развития усложнение структурной организации материи порождает такой субстрат как мозг.
     С появлением цивилизации и обособлением индивида возникает самосознание личности. Первоначально человек осознает свои действия, а на более высоком уровне - и свои мысли о предметах и действиях (рефлексия), свое тело и дух. Самосознание делает субъекта объектом изучения. Именно в процессе самосознания человек становится личностью.
     В процессе рефлексии не только происходит осознание того, что есть в человеке, но, одновременно, и переделка самого человека, его духовного мира. Таким образом, самосознание - это оценка человеком своих знаний, умений, идеалов, целей. Оно свойственно не только индивиду, но и социальным общностям, когда они поднимаются до осознания своего положения в обществе, своих интересов и идеалов.
     С помощью самооценки происходит регуляция  поведения человека. Если у животных отражение играет активную роль, обеспечивая  приспособительный тип поведения, то социальное отражение присуще человеку, обществу. Его основу составляет развитие прежде всего трудовой, а также всей совокупной человеческой деятельности. Социальное отражение (сознание) - высшая форма отражения действительности, свойственная общественно развитому человеку, связанная с речью идеальная сторона целеполагающей трудовой деятельности.
     Важным  аспектом философского осмысления сознания является его соотношение с психикой. Понятие психики шире понятия  сознания, поскольку психика - это  совокупность ощущений, восприятий, памяти, мышления, внимания, чувств, т.е. внутренний мир человека, отличный от мира вещей. Сознание и психика не тождественны, поскольку психика включает в себя и бессознательные явления и процессы. Содержание психических процессов причинно определено объективным миром, чувственно-предметным, практическим преобразованием.
     В решении проблемы отношения сознания к мозгу существуют две крайности:
     - изоляция мышления от нервной  деятельности человека, превращение  его в независимую субстанцию;
     - сведение познавательного процесса  к высшей нервной деятельности.
     В первом случае мышление лишается своего материального субстрата, во втором остается без своей специфики.
     Итак, основные особенности человеческого  сознания:
     -идеальность  (т.е. его нельзя обнаружить при помощи материальных средств);
     -интенциональность  (направленность на предметы и  явления природного и духовного  мира);
     -идеаторность (способность творить и воспроизводить  идеи). Вне общества сознание существовать  не может. 

              2.2. Индивидуальное и общественное сознание. 

     Сознание  структурно организовано и представляет собой целостную систему, состоящую  из множества компонентов.
     В современной философии в структуре  индивидуального сознания принято  выделять четыре основных компонента:
     1. телесно-перцептивный (ощущения, восприятия, представления);
     2. чувственно-эмоциональный (эмоции, аффекты, чувства, инстинкты);
     3. логико-понятийный (понятия, логические  умозаключения);
     4.ценностно-мотивационный  (идеалы, фантазия, воображение, интуиция).
     Данная  структура соотносится с фактом межполушарной асимметрии мозга. Как  известно, правое полушарие мозга  «отвечает» за наглядно-образное мышление, левое - за словесно-логическое мышление. Наряду с выделенными структурными элементами в поле сознания представлены и уровни: бессознательный (сновидения, гипнотические состояния, состояния невменяемости), собственно сознание (включающее четыре названных компонента) и сверхсознание (интуиция, творчество).
     Сфера индивидуального бессознательного, открытая австрийским психиатром З. Фрейдом, представляет собой совокупность психических явлений, состояний, не поддающихся контролю со стороны сознания (сновидения, гипнотические состояния, сомнамбулизм и т.д.) По его мнению, психика человека имеет три сферы: «Оно», «Я» и «Сверх-Я». «Оно» - это сфера бессознательных влечений. «Я» - сфера сознательного, посредник между «Оно» и «Сверх-Я», между бессознательным и внешним миром. «Сверх-Я» выполняет роль «морального цензора», это внутриличностная совесть, олицетворяющая устои общества. Фрейд З. Психология бессознательного. - М.: Просвещение, 1990-448с, с.49.
     Ученик  и последователь З. Фрейда швейцарский  психиатр К. Юнг предположил наличие  в структуре бессознательного так  называемых «архетипов», связанных  с коллективной жизнью людей. Он полагал, что вся информация, накопленная человечеством, сохраняется на генетическом уровне в памяти потомков и проявляется в сновидениях, художественном творчестве. Юнг К.Г. Об архетипах коллективного бессознательного // Вопросы философии, 1988, № 1-133-150с, с.140.
       В отличие от З. Фрейда, полагавшего,  что поведением человека управляет  психическая энергия сексуальных  влечений - либидо, а задача человека  заключается в превращении «Оно»  в «Я», К. Юнг считал, что  кроме индивидуального бессознательного существует более глубокий слой человеческой психики - коллективное бессознательное.
     Неофрейдистское видение бессознательного наблюдается  и у австрийского психиатра В. Райха, который вслед за З. Фрейдом  биологизирует бессознательное, рассматривая человека как природно-социальное существо.
       Наиболее видный представитель  неофрейдизма - немецко-американский  психолог и социолог Э. Фромм  выступил против биологизации  бессознательного и подверг критике  теорию З. Фрейда за антагонизм  между сущностью человека и  культурой и попытался соединить психоаналитическую теорию З. Фрейда с марксистской концепцией человека.
     Одним из важнейших факторов развития человека, по его мнению, является противоречие, вытекающее из его двойственной природы. Человек - существо природное и социальное. Это противоречие Э. Фромм назвал «экзистенциальной дихотомией». Высказывания великих. М.:”Мысль”, 1993, - 244с, с.165.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.