Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


доклад Критерии исполнительского мастерства в спорте

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 23.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Содержание
      Эстетические показатели спортивно-технического мастерства………………3
      Основные понятия, характеризующие качество исполнительского мастерства………………………………………………………………………...7
      Спортивно-технические критерии исполнительского мастерства………….17
    Литература…………………………………………………………………………..21 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Эстетические  показатели спортивно-технического мастерства
     Эстетическое  начало присуще всем видам спорта как проявление совершенства физической природы человека, однако в таких  видах спорта, как фигурное катание  на коньках, спортивная и художественная гимнастика, прыжки в воду и акробатика, прыжки на батуте, и в более молодых, таких, как фигурное катание на водных лыжах, синхронное плавание, фристайл, мера эстетичности максимальна уже  в силу определенной направленности правил.
     В этих видах оценка совершенства исполнения упражнений не ставится в зависимость  от объективно измеряемых физических величин — метров, секунд, килограммов, а производится субъективно —  судьями-арбитрами, оценивающими спортивные выступления визуально, не опираясь на показания измерительных приборов.
     Повышение трудностей произвольных композиций в  технико-эстетических видах спорта все чаще ставит судей-оценщиков  в затруднительное положение. Все  большее число  спортсменов включают в свою произвольную программу максимум элементов высшей трудности и  выполняют их технически совершенно. При такой ситуации лишь эстетическая сторона может служить тем  трудноуловимым моментом, который дает возможность качественного различения выступления спортсменов. Однако проблема оценки качества и исполнительского мастерства в технико-эстетических видах спорта недостаточно решена и  освещена в научных исследованиях. В то же время в последние годы интенсивно развивается новое направление  исследований, связанное с количественным описанием качества предметов или  процессов, которое получило название «квалиметрия». Использование квалиметрических положений в оценке эстетичности исполнительского мастерства спортсменов  позволяет по-новому осветить некоторые старые проблемы, выявить возникшие на стыках этих наук новые аспекты исследований.
     Под исполнительским мастерством в  технико-эстетических видах спорта понимается высокий уровень умений и достижений искусного выполнения соревновательных упражнений (композиций, комбинаций).
     Принципом исполнительского мастерства является единство функции и формы, а эстетическим критерием — общественная и биологическая  целесообразность.
     По  существу исполнительское мастерство — умение показать физические, спортивно-технические  возможности спортсмена и передать их в художественном оформлении при  выполнении композиции в целом.
     В понятие исполнительского мастерства входит спортивная подготовка на уровне кандидата в мастера, мастера  спорта и мастера спорта международного класса. Таким образом, исполнительское мастерство, согласно имеющимся в спортивной классификации указанным градациям, имеет три уровня. Кроме того, в спортивной практике сформировалось устойчивое понятие — высшее исполнительское мастерство. К нему относят спортсменов наиболее высокого класса — чемпионов и призеров страны, Европы, мира, олимпийских игр.
     Совершенствование исполнительского мастерства в практике спортивной тренировки осуществляется по двум направлениям. Во-первых, совершенствуется качество исполнения соревновательных упражнений в рамках ранее освоенных  технических элементов без принципиального  изменения композиционного и  эстетического содержания. Во-вторых, создаются новые оригинальные элементы, соединения и каскады, основанные на использовании новых композиционных и био­механических идей, на применении педагогических приемов обучения (тренажеры  и т.п.).
     Эстетический  аспект обязывает изучать исполнительское  мастерство с точки зрения модели эстетического отношения человека к действительности,
     В ее основе лежит теоретическая концепция  о ценностной природе эстетического  в двигательных проявлениях спортсменов. Модель включает в себя четыре взаимно  дополняющих друг друга компонента: структуру изучаемого явления, его  ценность или соответствие назначению, красоту внешней формы, художественную выразительность, раскрывающую эстетически  значимое содержание.
     Определенные  требования к эстетическим показателям  соревновательных упражнений отражены в правилах соревнований многих видов  спорта. Если соединить эти требования, то обнаружится различие подходов к их выбору. Для большей наглядности все сопоставимые показатели можно разделить на две группы: основные (общие для видов спорта со сложной координацией движений) и особо выделяемые. К основным относятся как спортивно-технические, так и показатели стиля исполнения. Причем различия в требованиях основных показателей сводятся, как правило, к их различным группировкам. Например, в перечне требований правил состязаний по спортивной гимнастике все показатели основной группы выступают в нерасчлененном виде, а такой показатель, как виртуозность исполнения упражнений, попадает в группу особых признаков. В требованиях правил фигуристов, напротив, группа основных разделяется на ряд составляющих, заполняя почти все строки таблицы.
     Во  всех случаях так и остается неясным, почему выделялось разное число требований: 3 в акробатике, 10 в спортивной и  художественной гимнастике, 17 в фигурном катании.
     По-видимому, ни один из представленных, в общем-то достаточно содержательных перечней, не может быть признан оптимальным  без детального анализа его обоснований.
     Из  сказанного следует, что эстетические показатели спортивно-технического мастерства в группе видов спорта со сложной  координацией движений, во-первых, должны быть выведены на основе анализа; во-вторых, простые перечни требований даже при сведении в отдельные группы не могут составить целостной  системы, если не будет установлена  их четкая внутренняя связь.
     Все формулировки понятий эстетических показателей спортивно-технического мастерства могут быть объединены в  четыре совокупности, связанные с  проявлением таких сторон исполнения упражнений, как:
     состав  элементов соединений;
     соподчиненность элементов и их целостность;
     динамичность  исполнения;
     художественное  оформление композиции.
     Таблица 1. Эстетические показатели спортивно-технического мастерства
Подгруппа показателей Единичные показатели
Состав  элементов соединений (каскадов) Сложность —  отражает степень объективных и  субъективных (трудность) требований к  психомоторным возможностям спортсмена. Оригинальность — характеризует  демонстрацию спортсменом новых  форм движений. Ценность— представляет собой произведение показателей  трудности и оригинальности
Соподчиненность элементов в целостности
Внутренняя  логичность структуры фрагментов, частей и композиции в целом. Равномерность  распределения трудности элементов  по всей композиции. Рассредоточение  в композиции главных, кульминационных («ударных»), элементов. Формы соединения элементов (отсутствие трафаретных  и тривиальных связок, стандартных  соединений и композиционных стереотипов)
Динамичность  исполнения композиций
Уплотнение  соединений (каскадов), сведение к минимуму числа «разгоночных» движений. Формирование композиции соединений из нескольких элементов и каскадов. Стремительное  соотношение смены темпов выполнения элементов (каскадов). Организация ритмической  структуры композиции (с учетом длительности отдельных фрагментов, нарастания или  замедления темпа в соединениях). Использование подскоков в качестве композиционных элементов
Художественное  оформление композиций
Экспрессия  движений — умение сочетать движения с музыкой и достигать эмоционального воздействия на зрителей и судей. Соответствие композиции современной моде и стилю исполнения. Артистизм — выполнение движений с «подтекстом» (внесение в них смысловых оттенков мимикой, жестами, элементами пантомимы). Применение художественных приемов (повторы, «игра мотивов»», контраст и нюанс, элементы неожиданности)
 
     В табл. 1 для каждой из перечисленных выше характеристик подгрупп эстетических показателей дается перечень единичных эстетических показателей.
     Оценка  эстетических показателей проводится в два этапа:
     1) сравнительный анализ групповых  и единичных показателей;
     2) их оценка.
     За  критерий эстетической оценки принимается  ранжированный ряд спортсменов  одинакового класса, составляемый на основе действующих требований ЕВСК и условных модельных (идеальных) характеристик, утвержденных спортивными федерациями и (или) отобранных специалистами.
     Процесс оценки эстетических показателей включает выбор модельных характеристик, проведение сравнительного анализа  оцениваемого спортсмена и определение  численных значений эстетических показателей  в баллах с использованием экспертных методов.
     Можно отметить еще два принципа, которые  могут служить исходными при  анализе эстетических показателей  спортивно-технического мастерства в  группе видов спорта со сложной координацией движений.
     1. Предполагается, что исполняемые  упражнения (композиция), достаточно  полно и всесторонне отвечающие  комплексу предъявляемых к ним  требований, регламентированных правилами  соревнований, т.е. такие упражнения, все характеристики которых (кроме  собственно эстетических) уже получили  высокую оценку, имеют объективные  предпосылки быть полноценными  и в эстетическом плане. Напротив, технически несовершенные, с недостаточной  безукоризненностью выполненные  упражнения оказываются в конечном  счете и эстетически неполноценными.
     2. Эстетическая ценность исполняемых  упражнений должна рассматриваться  с двух сторон: с формально-эстетической  и с содержательно-эстетической. Это означает, во-первых, что внешним  носителем эстетических свойств  является гармонизированная форма,  которая уже сама по себе  может заключать известное эстетическое  содержание: организацию ритмической  структуры, артистизм, экспрессию  и пластику движений и т.д.  Во-вторых, необходимо учитывать,  что подобное выражение упражнений  может оказаться «показным блеском» (вычурностью), а само исполнение  упражнений (композиции), следовательно,  эстетически ложным в своей  основе. Лишь при соответ­ствии  гармонизированной структуры групповых  и единичных показателей, соответствующих  целевому назначению композиции, специфической для каждой дисциплины  группы сложно-координационных видов  спорта, можно говорить о подлинной  красоте, спортивно-техническом  совершенстве.
     2. Основные понятия, характеризующие качество исполнительского мастерства
     Качество  какого-либо предмета или явления  характеризуется совокупностью  его отдельных свойств, через  которые раскрываются смысл и  содержание этого качества. Для оценки уровня проявления любого качества необходимо прежде всего установление перечня  и количества элементов, составляющих данный предмет или явление.
     С позиций квалиметрии исполнительское  мастерство в спорте также может  быть представлено как некоторая  иерархическая упорядоченная совокупность его свойств, которая рассматривается  в одновременной целостности  и дифференцированности, что позволяет  выявить внутренние специфические  отношения между ее элементами. При  этом, как следует из принципа квалиметрии, качество элементов каждого предыдущего  иерархического уровня является основой  для формирования элементов последующего уровня.
     Выявлено 34 наименования качественных характеристик, определяющих уровень исполнительского мастерства в технико-эстетических видах спорта.
     Рассмотрим  содержание этих понятий с учетом мнений специалистов, отраженных в  научно-методической литературе.
     Красота — одна из важнейших категорий  эстетики, которая служит для определения  и оценки отдельных свойств предметов  и явлений действительности: совершенства, гармоничности, выразительности, завершенности. Красота является одной из сторон прекрасного и характеризуется  многообразными признаками: соразмерностью, пропорциональностью, гармонией, яркостью, целесообразностью, целостностью и  т.п. Основными разновидностями красоты  считаются изящность и грация.
     В технико-эстетических видах спорта красота исполнения движений определяется их внешними характеристиками: положением тела в пространстве, скоростью перемещений, амплитудой и специфическими свойствами — легкостью, выразительностью, пластической четкостью, геометрической точностью, согласованностью, ритмичностью движений. В состав этого понятия различные  авторы включают характеристики как  содержания упражнения (оригинальность, удачную последовательность движений и т.п.), так и его исполнения (чистоту линий, гармоничность сочетания  движений и музыки).
     Очевидно, что красота как свойство исполнительского мастерства представляет собой комплексную  характеристику и состоит из многих компонентов.
     В технико-эстетических видах спорта Зрелищность упражнения определяется его оригинальностью, широтой движений, сменой темпа, характера движений, эмоциональных  нюансов, согласованностью работы и  высоким индивидуальным мастерством.
     Зрелищность спортивного выступления формируется  в процессе двигательной деятельности спортсмена и актуализируется в  ситуациях, предполагающих наличие  источника эстетической информации (т.е. спортсмена) и воспринимающего  субъекта (судьей, зрителей).
     Значительный  зрелищный эффект создают увеличение амплитуды движений, замена статических  элементов скоростно-силовыми, включение  в упражнение большого количества прыжков.
     Зрелищность во многом зависит от соблюдения требований к основным закономерностям построения композиций, т.е. от содержания упражнения. Однако исполнение композиции, составленной на высоком качественном уровне, может быть недостаточно технически совершенным, что мешает созданию зрелищности.
     Эффектность, производящая значительное впечатление, эффект.
     Представляется, что по своему смыслу это понятие  близко к понятию зрелищности. Однако если зрелищность является характеристикой  всего упражнения, то эффектность  чаще всего характеризует отдельные  моменты выступлений.
     Гармоничность, характеризующаяся стройным сочетанием, согласованностью, слаженностью, взаимным соответствием разных качеств, предметов, явлений, частей целого.
     Гармония  входит в состав наиболее общих эстетических категорий, является одним из существенных признаков прекрасного и имеет  объективные основы. В искусстве  под гармонией понимают органическую взаимосвязь всех компонентов художественного  произведения.
     В спорте под гармонией движений понимают особенности двигательного акта, обусловленные наилучшим соотношением, установленным между его составными элементами, и характеризующиеся  эстетическим эффектом. Гармония исполнительского мастерства связана с уровнем  техничности спортсмена и индивидуальными  особенностями его личности. Она  определяет красоту, художественность исполнения упражнений и является связующим  звеном всех компонентов красоты  движений.
     Естественность, которая определяется через такие характеристики, как легкость, непринужденность, отсутствие натянутости, непосредственность, простота.
     В искусстве хореографии естественными  считаются движения, совершающиеся  по законам естественной природы  человека. Чтобы выполнять движения естественно, необходимо всегда оста­ваться  самим собой, не допускать чрезмерных эмоционально-пластических акцентов, напыщенности (вычурности).
     В физической культуре естественными  называют движения, произвольно реализуемые  человеком в повседневной жизни, — ходьбу, бег и т.п., которые  являются основой, фундаментом для  развития более сложных двигательных функций.
     Естественность  исполнения упражнения в художественной гимнастике определяется проявлением  истинных черт спортсменки, ее индивидуальности, раскрепощенностью в движениях. Отсутствие излишнего напряжения в движениях характеризует естественность исполнения в спортивной гимнастике. 

     Естественность  как качество исполнительского мастерства в гимнастике связана с выполнением  достаточно сложных двигательных действий без видимых усилий, на высоком  уровне техничности, естественности в  проявлении индивидуальных особенностей и выражении эмоций движениями.
     Художественность. Художественным является то, что очень искусно, красиво, изящно, выполнено в соответствии с требованиями искусства, артистически, эстетически,
     В искусстве художественность в узком  смысле слова определяет степень  эмоционально-эстетического воздействия  произведения на людей и представляет собой совокупность доведенных автором  до совершенства качеств, присущих данному  произведению. Истинно художественное произведение характеризуется глубиной, оригинальностью замысла и совершенством  формы его выражения, четкостью  построения. Художественность в конечном счете определяет такие качественные характеристики произведения искусства, как красота, гармония, выразительность, целостность, точность, законченность. В спорте под художественными  движениями понимается си­стема физических упражнений, преимущественно танцевального  характера, отличающихся ритмичностью, пластичностью, выразительностью, особой утонченностью движений, органической связью с музыкой.
     Яркость. Яркий — выделяющийся среди других по силе, воздействию и т.п., выдающийся в каком-либо отношении, производящий сильное впечатление своей убедительностью, выразительностью и т.п.
     По  своему содержанию данное понятие приближается к таким рассмотренным выше характеристикам  исполнительского мастерства, как зрелищность  и эффектность. В связи с этим яркость рассматривается как  адекватное им.
     Техничность. Как известно, техническое совершенство движений является основным компонентом исполнительского мастерства в гимнастике.
     Техника упражнений в гимнастике определяется как вариант решения двигательной задачи, выбранный исполнителем произвольно  или вынужденно, как способ реализации механизма движения, как определенная рациональная структура, последовательность и подчиненность отдельных признаков  движений.
     Под техничностью как качеством исполнительского мастерства понимается система действий спортсмена, соответствующая современным  представлениям об образцовой технике исполнения, обеспечивающая максимальную эффективность его движений, уровень владения совокупностью необходимых двигательных навыков.
     В силу особых требований, предъявляемых  к форме движений, в гимнастике качество техники во многом зависит  от уровня хореографической подготовленности, культуры движений, рациональности, точности и чистоты.
     В качестве критерия технической подготовленности гимнастов может выступать умение легко и красиво двигаться, поскольку  отсутствие эстетичности в реализованной  технике упражнения обычно свидетельствует  о наличии двигательных ошибок.
     Выразительность. В общепринятом смысле под выразительностью понимают способность выражать мысль, чувство, настроение. Иногда выразительность движения определяется как выполнение упражнения с эмоциональным отражением замысла и особенностей движений.
     Понимание сущности выразительности требует  выявления ее структуры, природы  образующих ее элементов, раскрытия  связей между этими элементами. Выделяют следующие компоненты выразительности  исполнения в художественной гимнастике: соответствие движений характеру музыки, логическую правдивость поз, эмоциональную  насыщенность упражнения. Основными  предпосылками обеспечения эмоциональной  выразительности в технико-эстетических видах спорта являются музыкальное  сопровождение и его субъективное эмоциональное переживание исполнителем. Последнее связано с двигательной интерпретацией музыки, нюансами движений (торжественно, энергично, плавно, жизнерадостно  и т. п.), достигаемыми соответствующей  регуляцией движений и дозировкой усилий.
     Проявление  выразительности движений возможно на основе правильного подбора музыки, соответствующей движениям, техническим  возможностям и индивидуальности гимнасток. Выразительность должна гармонично сочетаться с действиями, решающими  спортивно-техническую часть двигательной задачи. Более того, выразительность  движений невозможна без высокого уровня техники и культуры движений, а  в соответствии с характером аккомпанемента усложняет дви­гательную задачу спортсмена. Однако технически грамотное  выполнение не всегда бывает выразительным.
     Таким образом, выразительность исполнения достигается отражением в движениях  эмоциональных особенностей и характера  музыкального аккомпанемента, что совпадает  с мнениями большинства специалистов по технико-эстетическим видам спорта.
     Музыкальность как качество исполнения упражнения в технико-эстетических видах спорта, связанная с проявлением определенных способностей спортсменов в этой области.
     Как известно, музыкальный человек —  это способный к музыке, тонко  понимающий ее. Основным признаком  музыкальности является переживание  музыки как выражение ее содержания.
     Определяя музыкальность в художественной гимнастике, специалисты выделяют ее основные компоненты: соответствие движений характеру музыки, соблюдение темпа, заданного композитором, и ритма  произведения.
     Важнейшими  ориентирами для изменения характера  движений служат основные средства музыкальной  выразительности (мелодия, гармония, полифония, композиция) и нюансы музыкальных  произведений (его динамические оттенки, ритмический рисунок, темп).
     Хореографичность, представляющая собой характеристику исполнительского мастерства, связанную с соответствием движений рук, ног, туловища и осанки принятым внешним нормам.
     Как известно, в основе вольных упражнений гимнастики лежат движения, базирующиеся на системе классического танца, которая складывалась в течение  многих лет путем отбора определенных положений и движений, обладающих законченностью, выразительностью и  представляющих эстетическую ценность. Эти движения связаны с разработкой  основных позиций ног, рук, корпуса, головы и должны соответствовать  вполне определенным требованиям: сохранению вертикального положения туловища, умению «держать спину», опустить плечи, сомкнуть лопатки, подобрать живот, сохранять выворотность в положениях ног.
     Высокий уровень развития этого качества позволяет демонстрировать в  упражнении культуру движений в соответствии с канонами классического, народного  и характерного танцев и достигается  в процессе хореографической подготовки. Последняя в гимнастике представляет собой систему упражнений и методов  воздействия, направленных на воспитание двигательной культуры гимнасток, на расширение арсенала их выразительных средств. Занятия хореографией формируют  правильную постановку частей тела, учат выразительно работать ими, помогают развить  двигательные спо­собности, пластичность, музыкальность, ритмичность и многие другие качества.
     Артистичность. В общепринятом понимании артистичный — это отличающийся искусством исполнения, художественным вкусом.
     В искусстве под артистичностью подразумевают  способность непосредственно воздействовать и заражать своим искусством других людей. Основными ее компонентами считаются  внешняя выразительность (тело и  голос), заразительность эмоций, чувство  такта, «художественное чутье».
     Специфика проявления артистичности в технико-эстетических видах спорта имеет свои особенности. Например, в художественной гимнастике артистизм понимается как совершенство, законченность, выразительность, изящество, самобытность выполнения движений и  упражнения в целом.
     В соответствии с правилами соревнований по художественной гимнастике ошибками в проявлении артистичности являются: недостаток легкости, уверенности, элегантности, неловкие, угловатые движения, незаконченное, натянутое исполнение, оставляющее  плохое впечатление.
     Культура  движений. Данное понятие является специфическим для технико-эстетических видов спорта. Ряд авторов понимают культуру движения в широком смысле слова. Компонентами этого понятия они считают технику и школу исполнения упражнений, манеру держаться, осанку, музыкальность, выразительность, точность, умение в нужный момент изменять направление, амплитуду, скорость, темп, ритм движений, динамичность, элегантность, пластичность, легкость.
     Другие  считают культуру движений более  узким понятием, определяющимся правильной осанкой, точностью в положениях рук, головы, туловища, оттянутыми носками  и выпрямленными коленями.
     В определении данной характеристики интересно мнение В.Б.Коренберга, который  отмечает, что культура движений —  комплексная характеристика исполнительского мастерства, отражающаяся на оценке внешнего рисунка движений и взаимосвязанная  с техническим мастерством. По его  мнению, культура движений включает в  себя характеристики отдельных деталей, целесообразности движений, эстетической стороны выступления, осанку, «чистоту», выразительность и достигается  выполнением таких деталей, которые  лишь украшают упражнение, не определяя  его технического совершенства. Эти  детали автор называет фоновыми двигательными  действиями, которые по сравнению  с техническими действиями существенно  не влияют на энергетику выполнения упражнений, на управление движениями и на работоспособность  спортсменов. Они значимы только с точки зрения эстетики и включают особенности позы, ориентации тела в пространстве, телодвижений, передвижений, тонизации мышц, ритма.
     Виртуозность. Обычно виртуозом называют исполнителя, мастерски владеющего техникой своего искусства, или человека, достигшего в работе высшей степени мастерства.
     В технико-эстетических видах спорта в понятие виртуозности исполнения различные авторы включают разные компоненты.
     Часто под виртуозностью понимают особенно техничное исполнение какого-либо элемента с проявлением некоторых характеристик  движения в «превосходной степени». В широком смысле слова виртуозность — это высшая ступень мастерства, проявляемая при исполнении не отдельных элементов, а комбинаций в целом.
     Школа. В общепринятом понимании «школа» — это система определенных правил, способов, приемов изучения чего-либо, освоения чего-либо, воспитание, обучение в духе каких-либо правил, принципов.
     С учетом специфики спорта «школа»  рассматривается как система  организации и руководства процессом  двигательного воспитания, сложившаяся  система обучения и тренировки для  овладения техникой избранного вида.
     По  определению Д.Д.Донского, «школа»  является фундаментом техники и  представляет собой выявленные основы стандарта, т.е. общих требований, которые  могут и должны быть заложены с  детства.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.