На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Управление карьерой в системе развития кадрового потенциала организации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 23.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание: 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. Теоретические основы планирования трудовой карьеры …………...9
ГЛАВА II. Исследование особенностей и условий развития карьеры в организации ……………………………………………………………………….12
ГЛАВА III. Управление карьерой в системе развития кадрового потенциала организации ……………………………………………………………………….17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………22
СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Актуальность  темы исследования. Развитие рыночных отношений в России касается  не только форм хозяйствования, ориентирующих ее на эффективное использование ресурсов, но и рационального использования кадрового и интеллектуального потенциала личности. В этих условиях все более важное значение приобретают проблемы формирования карьеры, которая позволяет на уровне организации, предприятия более полно раскрывать и использовать интеллектуальной потенциал своих работников, а персоналу дает возможность удовлетворить более широкий спектр потребностей.
     Темпы изменения ценностно-мотивационных ориентаций общества вообще, и персонала предприятия в частности, существенным образом опережают темп адекватных изменений в технологии управления, что создает определенный разрыв между представлениями о карьере, побудительными причинами карьерного роста и способами управления ею в организации.
      Учитывая  важность карьеры, как для организации, так и для индивида, вопросом ее развития посвящен ряд исследований. Значительная часть из них направлена на исследование содержания карьеры, ее видов, типов, этапов развития и не изучает современные представления персонала о карьере, побудительные причины карьерных стремлений и их согласованность с методами управления карьерой на отечественных предприятиях.
      Необходимость теоретико-методологического и практического  обоснования организации управления карьерой на предприятии, которая базируется на балансе карьерных потребностей, мотивов и целей индивида, и интересов предприятия обусловили выбор темы и актуальность исследования работы,  его цель и задачи.
    Степень изученности проблемы. Исследования вопросов теории и практики трудовой карьеры в России находятся в начальной стадии. Само определение данного понятия, равно как и базовые термины, предмет, сущность, основные задачи и направления еще только формируются и требуют соответствующей доработки.
    Процесс становления управления карьерой как широкой практической деятельности, а также как предмета научных исследований на современном этапе также переживает ряд сложностей. Так, нередко встречаются противоречивые, непоследовательные и в определенной степени нелогичные рекомендации, основанные на переводах западной специальной литературы, не достаточно адаптированной к реальным условиям российской экономики. Тем не менее, использование международного опыта изучения вопроса управления карьерой возможно на основе работ таких авторов как Р.Беблин, К.Бланчард, К.Хандей, П.Херсей, Фр.Херберг, Дж.Голланд и др.
    Отечественная литература и практика управления карьерой в организации пока не отличается большим многообразием определений данного понятия, а также наличием единой комплексной методики формирования системы управления карьерой в организации. Тем не менее, ряд работ отечественных авторов существует и заслуживает непосредственного внимания. Среди них, работы Ю.Г.Одегова, П.В.Журавлева, А.Я.Кибанова, А.П.Егоршина, В.И.Маслова, Т.Ю.Базарова, С.И.Сотниковой, А.А.Крылова, Е.Г.Молл, А.А.Сарабского и др.
    Актуальность  и значение работ перечисленных  авторов несомненны. Тем не менее, некоторые аспекты управления карьерой в организации пока не нашли должного отражения в исследованиях ученых-экономистов. 
    По-прежнему остаются слабо освещенными в литературе, но представляющими особый интерес следующие вопросы: карьерный потенциал работника и его структура; факторы, влияющие на формирование карьеры в организации; выявление мотивационного содержания карьеры работника; особенности реализации эмпирической компоненты развития карьеры; диагностика карьерного потенциала работника; технология стратегического планирования деловой карьеры; влияние системы управления карьерой на кадровый потенциал предприятия.
    В специальной литературе, как правило, рассматриваются лишь основные вопросы управления карьерой, приоритетным направлением которых является изучение скорее теоретических аспектов карьеры, а не конкретных методик и технологий реализации стратегического управления карьерой в организации.
    Вышесказанное предопределило выбор темы, постановку цели и задач, структуру и логику исследования.
      Целью исследования является развитие теоретических и разработка методологических основ формирования системы управления карьерой в организации с учетом интересов предприятия и персонала по вопросам карьеры.
    В соответствии с выдвинутой целью  в работе поставлены следующие задачи, определившие внутреннюю структуру исследования:
      - выявить особенности и описать  устойчивые свойства карьеры  и карьерного процесса;
      - систематизировать факторы, влияющие  на развитие карьеры в организации;
      -  выявить структуру карьерного  потенциала работника;
      - определить ценностно-мотивационное содержание карьеры на предприятии;
      - изучить особенности развития  карьеры на отечественных предприятиях;
     - предложить методику диагностики  карьерного потенциала работника  и разработать процедуру индивидуального  планирования карьеры в системе  управления карьерой персонала в организации;
      - установить зависимость наличия  системы управления карьерой  на предприятии и его кадрового потенциала.
     Предметом исследования является организация управления карьерой на основе баланса интересов предприятия и персонала.
     Объектом  исследования является механизм формирования и реализации карьеры персонала в организации.
    Теоретической и методологической основой исследования послужили положения экономической теории; общей теории управления; экономики и социологии труда; экономической статистики; кадрового менеджмента; экономического анализа; управления персоналом; законодательные и нормативные акты РФ, регулирующие социально-трудовые отношения; научные труды зарубежных и отечественных специалистов.
      В ходе исследования применен системный, исторический, программно-целевой подходы к анализу карьеры, как социального явления; методы статистического, логического анализа и синтеза при выявлении стойких свойств карьеры и карьерного процесса; статистические критерии для расчета объема целевой выборки и метод расчета репрезентативной выборки при проведении социологического исследования; методы социологического исследования (анкетирование, анализ кадровых документов, беседа) при обработке полученной информации по проблеме; стратегического планирования при разработке методов построения индивидуальной карьерной стратегии. Практические расчеты осуществлялись с помощью программного пакета MS Excel.
      В качестве источника информации, использовались официальные данные статистической отчетности и документация отдельных предприятий Уральского региона, результаты научных исследований, проведенных автором.
    Эмпирической  базой исследования стали практические исследования отечественных и зарубежных ученых и специалистов; данные, опубликованные в периодической печати; материалы научных конференций; статистическая отчетность; локальные нормативные документы и данные внутренней статистической и бухгалтерской отчетности организаций.
    При подготовке курсовой работы также использовалась обобщенная информация, полученная автором в ходе проведения социологических исследований; материалы экспертных опросов, направленных на разработку практических рекомендаций по управлению карьерой в организации.
    Научная новизна исследования заключается в следующем:
     - на основе изучения экономических, социальных и психологических условий управления карьерой в организации, разработан теоретический инструментарий исследования механизма управления карьерой;
       произведена систематизация и уточнена классификация типов, видов и моделей карьеры в организации;
     - предложено авторское определение  категории «карьерный потенциал  работника», выявлена его структура  и определены методические основы  диагностики карьерного потенциала работника;
     - определена технология и разработана  модель организации стратегического управления карьерой на предприятии;
      - предложена методика проведения  оценки уровня кадрового потенциала  организации и разработан механизм  изучения влияния системы управления  карьерой на уровень кадрового  потенциала предприятия. 
          Практическое значение исследования состоит в том, что разработанные теоретические принципы и методические подходы управления карьерой позволяют на уровне организации сформировать и усовершенствовать методические основы управления карьерой.
    Разработанная методика проведения диагностики карьерного роста работника содержащая соответствующий инструментарий и программный комплекс, способствует эффективному планированию и реализации трудовой карьеры персонала предприятия.
      Предложенная в курсовой работе схема проведения оценки ценностно-мотивационного содержания карьеры и разработанная методика планирования и реализации индивидуальной карьерной стратегии могут быть использованы как на уровне крупных организаций, так и в среднем и малом предпринимательстве с целью самостоятельной реализации вопросов индивидуального планирования карьеры.
    Кроме того, результаты исследования могут  быть использованы в деятельности консалтинговых фирм, а также в процессе преподавания в вузах при подготовке специалистов в области экономики труда и управления персоналом.
    В первой главе «Теоретические основы планирования трудовой карьеры» рассматривается процесс возникновения и эволюции понятия карьера; выявляются экономические, социальные и правовые условия ее возникновения; исследуются основные этапы генезиса развития карьеры, как социального феномена; на основе анализа основных классификационных признаков разрабатывается авторская систематизация основных видов, типов и моделей карьеры.
    Теоретически обосновывается авторское определение понятия «управление карьерой», его сущностная характеристика; проводится взаимосвязь между управлением карьерой в организации и необходимостью изучения потребностей, мотивов, интересов и жизненных целей индивида, который является предметом карьерных построений, а также факторов, влияющих на карьерное развитие. На основе изучения мотивационных теорий автором обосновывается наличие мотивационного «ядра» карьерных устремлений, как совокупности побудительных причин, которые заставляют человека действовать и вести себя определенным образом для достижения карьерных целей; выявляются основные мотивационные блоки, оказывающие определяющее действие на удовлетворенность или неудовлетворенность карьерой и работой в организации.
    На  основе анализа существующих характеристик  индивида в трудовой деятельности, автором вводится термин «карьерный потенциал работника», дается и обосновывается его структура, выявляются основные характеристики, способные обозначить способности человека к эффективной деятельности на любом уровне. 
    Во  второй главе «Исследование особенностей и условий развития карьеры в организации» излагаются результаты исследования факторов, влияющих на формирование внутриорганизационной карьеры, проведенного в 2003-2005 гг., и выявляются мотивационное содержание карьеры работника и особенности и особенности реализации эмпирической компоненты развития карьеры.
    Соотносятся стадии жизненного цикла организации, ее целевых и стратегических установок и их влияние на развитие карьеры работников данного предприятия; выявляются как положительные, так и отрицательные стороны карьерного роста, и отношение к ним работников. Дан анализ существующих концепций развития карьеры персонала и обоснована необходимость стратегического подхода к процессу управления карьерой.
    В третьей главе «Управление карьерой в системе развития кадрового потенциала организации» предлагается разработанная автором методика диагностики и анализа карьерного потенциала работника и соответствующий инструментарий для ее проведения.
    Обосновывается  комплексная методика формирования карьерной стратегии персонала на основе оптимального использования карьерной позиции индивида,  определения его тактических единиц и анализа конкурентов. Предлагается модель организации управления карьерой на предприятии, позволяющая исследовать интересы, мотивы и цели личности, поддерживать и использовать заинтересованность персонала в реализации карьеры, обеспечивать интересы предприятия, контролируя и корректируя направление развития карьеры каждого работника.
    Выявляется  влияние стратегии управления карьерой на уровень кадрового потенциала организации и предлагается разработанная автором методика проведения оценки уровня кадрового потенциала организации.
    В заключении сформулированы общие выводы исследования и рекомендации по их применению. 
 
 
 
 
 
 
 
 

I.Теоретические основы планирования трудовой карьеры 

    На  основе изучения экономических, социальных и психологических условий управления карьерой в организации, разработан теоретический инструментарий исследования механизма управления карьерой.
    Отсутствие  достаточного количества работ и публикаций по теме исследования предопределило необходимость подробного изучения условий становления и развития карьеры, как социального феномена. Многообразие направлений карьерного развития и достаточно глубокая история становления этого понятия объясняют существование в настоящее время множества определений понятия «карьера», что также свидетельствует о повышенном внимании  исследователей к этой проблеме.
       Негативный оттенок понятия «карьера» крепко укоренился в специальной литературе, вследствие смешения этого термина с понятием «карьеризм», который трактовался как «… - беспринципная погоня за личным успехом в любых видах деятельности, вызванная корыстными, индивидуальными целями». Карьеризм предполагает главенствование личных интересов над интересами общества и рассматривается как аномальное управленческое развитие. К сожалению, до сих пор не появились соответствующие термины, отражающие позитивное отношение к людям, стремящимся сделать карьеру, т.е. соответствовать всем требованиям каждой занимаемой должности из их планируемой последовательности.
          В отечественной  практике, на начальном этапе изучения, большое распространение получило представление о карьере, как о служебном иерархическом восходе и должностном росте. А более широкое понимание карьеры, которое включало бы кроме вышеупомянутого последовательность этапов профессионального развития, постоянное повышение потенциала работника не было доминирующей трактовкой карьеры.
    Изучение сущностных признаков развития карьеры позволяет сделать следующие обобщения:
    - карьера непосредственно связана  с деятельностью людей;
    - карьера связана с социальной  мобильностью индивида;
    - в определениях термина доминирует признак успеха: «успешное продвижение», «путь к успеху», а также результат достижения успеха;
          - карьера охватывает  «достижение успеха» в широком  диапазоне сфер деятельности: организационной,  производственной, научной, социальной общественно-политической и др.;
          - карьера определяется  и как процесс, и как результат,  определенный итог «движения  к успеху»;
          - в любой производственной, общественно-политической и социальной  иерархии присутствует карьера;
          - термин «карьера»  можно рассматривать, как в узком, так и в широком значении этого слова, это – и элементарный служебный рост в организации, и – значительное изменение жизненного пути человека.
    Проблема  управления карьерой лежит в сфере  научных и практических интересов  разных областей знаний. В экономической литературе существует несколько точек зрения на содержание процесса управления карьерой. По мнению автора, «управление карьерой» - это планомерно организованное продвижение работника по иерархии должностей или рабочих мест в дискретном временном интервале, с учетом формирования его мотивов, профессионального мастерства, опыта, умений, знаний и их востребованности.
          Важное значение в формировании и управлении карьерным  развитием работника имеют мотивационные  аспекты. Здесь необходимо присутствие как внутренних, так и внешних факторов, которые побуждают в индивиде энтузиазм и настойчивость при выполнении определенных действий. В зависимости от индивидуальных склонностей, способностей и претензий у одних людей после удовлетворения базовых потребностей доминируют стремления к максимизации потребления материальных благ, у других  - социально-статусные и потребности постоянного самоусовершенствования, а у четвертых – потребность к реализации профессионально-квалификационных возможностей и карьерная успешность.
    Анализ  литературы, посвященной исследованию карьерных процессов, позволяет сделать следующие выводы в отношении основных тенденций генезиса и развития карьеры:
          - карьера охватывает  все более широкую сферу деятельности  человека;
          - наблюдается тенденция перемещения от наследуемого статуса к статусу, который приобретается;
          - расширяются возможности  «карьеризма»;
          - прослеживается  тесная взаимосвязь развития  карьеры с развитием и расширением системы потребностей, мотивов и интересов личности.
    Историко-логический и социально-экономический анализ генезиса и развития карьеры позволяет сделать вывод, что карьера основывается на системе мотивов человеческой деятельности и согласовывается с интересами общества. Поэтому, рассматривая карьеру как объект управления, необходимо учитывать тесную взаимосвязь карьеры и мотивации.
    Изучение  известных мотивационных теорий дает возможность автору определить мотивационное «ядро» карьерных  устремлений, как совокупность побудительных причин, которые заставляют человека действовать и вести себя определенным образом для достижения карьерных целей. Мотивационное «ядро» формируется под влиянием индивидуальных потребностей и целей жизни. Организация может осуществлять влияние на индивида (работника), влияя на удовлетворенность (или неудовлетворенность) карьерой каждого из них. Автор считает, что удовлетворенность или неудовлетворенность карьерой и работой на предприятии (организации) определяется совокупным действием четырех основных мотивационных блоков:
          - восприятие и оценка содержания работы;
          - отношения между  работниками в организации в  процессе карьерной реализации;
          - величина материального  вознаграждения;
          - целесообразность  карьерных усилий и производственной  деятельности.
          Влияя на тот или  иной мотивационный блок, организация может корректировать отношение персонала к карьере и к работе в целом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    II. Исследование особенностей и условий развития карьеры в организации
     Термин  «карьера» имеет двойственную трактовку - с одной стороны она понимается как процесс движения (продвижения), а с другой как результат этого движения (развития). Развитие и продвижение в карьере взаимодействуют между собой, дополняя друг друга, и, именно двойственность карьерного процесса является одной из наиболее важных характеристик для понимания сущности этого процесса. Развитие является основой для продвижения, т.е. освоения новых позиций, а продвижение, в свою очередь, стимулирует дальнейшее развитие субъекта карьеры, расширяя карьерное пространство и положительно подкрепляя результаты трудовой деятельности индивида. Многоаспектность карьеры выражается и в многообразии форм ее проявления, что в свою очередь способствует множеству различных способов ее систематизации.
    По  мнению автора, все существующие виды, типы и модели карьеры можно классифицировать следующим образом (Табл. 1).
    Таблица 1
    Классификация основных видов, типов и моделей  карьеры1
    ВИДЫ  КАРЬЕРЫ

        По  характеру доминирующего изменяющегося  признака

    Профессионально-квалификационная (специализированная и транспрофессионализированная)
    Профессионально-должностная
    Статусная
    Монетарная
    По  среде развития
    Межорганизационная
    Внутриорганизационная
    По  направлениям движения
    Вертикальная
    Горизонтальная
    Ступенчатая
    Центростремительная (скрытая)
    ТИПЫ  КАРЬЕРЫ     По  направленности и продолжительности ступеней
    Целевая
    Монотонная
    Спиральная
    Мимолетная
    Стабилизационная
    Затухающая
    По  скорости продвижения и последовательности
    Суперавантюрная (случайная или совместная)
    Авантюрная
    Традиционная (линейная)
    Последовательно-кризисная
    Прагматичная (структурная)
    Отбывающая
    Преобразующая
    Эволюционная
МОДЕЛИ КАРЬЕРЫ                                     - Трамплин                                - Лестница
                               - Змея
                               - Перепутье
     Как видно из таблицы 1, явление, именуемое  карьерой, охватывает все стороны трудовых отношений, а многогранность направлений карьерного процесса и их разнообразие требует относиться к нему, как к сложному явлению, заслуживающему подробного изучения и разработок соответствующих методик управления карьерой в организации.
    Существующий термин «трудовой потенциал работника» на взгляд автора  не охватывает всю полноту необходимых характеристик индивида, когда речь идет об управлении карьерой работника. Поэтому, по мнению автора, целесообразно ввести термин «карьерный потенциал работника». Карьерный потенциал работника – это совокупная возможность физических, интеллектуальных и духовных свойств отдельного работника к карьерному продвижению. 
    Следует подчеркнуть, что термин «трудовой  потенциал работника» существенно отличается от «карьерного потенциала». По мнению автора, трудовой потенциал работника является составляющей, но не единственной частью карьерного потенциала, т.к. последний кроме возможностей личности включает в себя еще и желания, стремления или даже амбиции человека.

Рис. 1. Методика проведения диагностики карьерного потенциала работника2
    Карьерный потенциал работника можно условно  разделить на три больших блока – это личностный потенциал, психофизиологический потенциал и квалификационный потенциал. При анализе карьерного потенциала работника особое место занимают характеристики, определяющие его отношение к инновационной деятельности, так как, на наш взгляд, именно они способны обозначить способности человека к эффективной деятельности на любом уровне.
     По  мнению автора, карьерный потенциал  индивида, кроме того, определяется рядом социально-психологических факторов, среди которых можно выделить такие черты, присущие зрелой творческой личности: открытость ума; отсутствие конформизма; напористость, склонность к самоутверждению; стремление  работать  «по своему расписанию»;   способность к напряженной работе на протяжении продолжительного времени; желания и вкус к рассмотрению иррациональных идей, всего необыкновенного, сверхъестественного; склонность к работе по неясно определенным и двузначным проблемам;  любовь к свободной «игре идей»; значительно больший интерес к неизвестному, чем к тому, что известно; потребность в новых и необыкновенных впечатлениях; толерантность к ситуациям неопределенности; потребность в свободе, в частности в свободе выбора исследовательской тематики; склонность к юмору.
    Предлагаемая  автором методика проведения диагностики  карьерного потенциала работника представлена на рисунке 1.
     Карьерный потенциал работника может быть рассчитан на основе обработки  полученных  в  результате  проведения  диагностического  исследования данных (обработки документов, наблюдения, проведения анкетирования, интервьюирования и тестирований) по следующей формуле:
КПРi= КвПi х ПсПi х ЛПi ,    (1)
где КвПi – квалификационный потенциал работника;
     ПсПi – психофизиологический потенциал работника;
      ЛПi – личностный потенциал работника.
    Каждый  из параметров предлагается оценивать  по десятичной шкале от 0,00 до 1,0. Максимальная оценка карьерного потенциала (КПРi) равняется 1,0. В этом случае все три параметра имеют максимальную оценку. Для осуществления экспертной оценки указанных параметров и их систематизации автором была разработана таблица оценок (Табл. 2). 

      Таблица 2
Таблица для оценки качественных параметров
 карьерного  потенциала работника
Параметр (группа  ха-рактеристик)
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.