На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Теоретический анализ, содержание, объективная значимость, организация и формы управления инновационной деятельностью предприятия. Анализ инновационной деятельности как инструмента стратегического управления предприятием, система мотивации персонала.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 02.11.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


97

Введение


В современном экономическом мире инновации выступают одним из ключевых факторов, определяющих перспективы социального и экономического развития организаций.
Сегодня конкурентоспособность на отечественном и мировом рынках все больше зависит от той продукции, в основе которой лежит новое знание. И если в прошлом успех и развитие организации во многом зависели от доступа к природным ресурсам, то сегодня они нуждаются в науке, нововведениях и образовании работающих.
В настоящее время вся ответственность по осуществлению инноваций легла на плечи руководителей отдельных хозяйствующих субъектов. Однако сегодня не только правильная оценка и выбор, но и успешная реализация инновационных проектов позволяют организациям занимать лидирующие позиции в отрасли и обеспечивают стабильную основу для дальнейшего роста.
Инновационный менеджмент - одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности предприятия в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и совершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.
В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.
Данный дипломный проект посвящен инновационной деятельности, которая понимается как процесс комплексный и многоуровневый. В него включаются не только оригинальное изобретение, но и разработка новой технологии, получение нового продукта. Чрезвычайно важны также распространение нововведения в другие отрасли, адаптация новых методов и продуктов для других сфер, формирование новых секторов рынков.
Актуальность данной темы объясняется, прежде всего, потребностью российской экономики в повышении интенсивности инновационной деятельности.
Объектом исследования является ОАО «Первый хлебокомбинат».
Предметом исследования служит организация инновационной деятельности на предприятии.
Цель данного дипломного проекта - комплексное исследование инновационной деятельности на предприятии.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1. провести общую характеристику предприятия;
2. проанализировать организационную структуру предприятия;
3. анализ продукции;
4. анализ системы контроля и качества;
5. проанализировать состояние инновационной деятельности на ОАО «Первый хлебокомбинат». Выявить проблемы и наметить возможные пути их решения.
Диплом состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
Во введении обоснована актуальность выбранной темы исследования, сформированы цель и задачи работы, определены объект и предмет исследования.
В первой главе раскрыта сущность, роль, объективная значимость инновационной деятельности, а так же ее организация на предприятии.
Во второй главе проведен анализ инновационной деятельности ОАО «Первый хлебокомбинат».
В заключении изложены и соотнесены с общей целью и задачами итоги дипломного проекта, приведены полученные практические результаты, а также обозначены конкретные задачи, которые должны быть решены в приоритетном порядке.
Исследование проводилось с использованием методов наблюдения, экономического анализа, изучения необходимой информации. При выполнении работы были использованы материалы научной и учебной литературы отечественных и зарубежных авторов.
Глава 1. Теоретический анализ инновационной деятельности предприятия

1.1 Содержание и роль инновационной деятельности


В официальной литературе под инновациями понимаются конечные результаты инновационной деятельности, получившие воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта или услуги, внедренных на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса или способа производства (передачи) услуг, используемых в практической деятельности Хотяшева О.М. Инновационный менеджмент : учеб. пособие для вузов / О.М. Хотяшева. - СПБ.: Санкт-Петербург, 2005. - 10 с.. От того, какое определение инноваций используется, зависят все формализуемые характеристики этого процесса. В настоящее время единого подхода к определению инновационной деятельности нет. Существующие оценки инновационной деятельности основываются на выборочных обследованиях большей или меньшей широты, и этим объясняется нередкое противоречие их результатов.
Инновационным является такое предприятие Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. Управление организацией. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 307 с. , которое внедряет продуктовые или процессные инновации, независимо от того, кто был автором инновации - работники данной организации или внешние агенты (внешние собственники, банки, представители федеральных и местных органов власти, научно-исследовательские организации и провайдеры технологий, другие предприятия).
Инновационная деятельность в технологической сфере осуществляется преимущественно на промышленных предприятиях, а также в организациях малого бизнеса. Основными разработчиками нововведений являются организации научно-технологической сферы России - отраслевые научно-исследовательские и конструкторские организации, академические научные организации и вузы, а также сами промышленные и малые предприятия. Наиболее распространенным субъектом исследования при изучении инновационной деятельности являются промышленные предприятия, поскольку именно промышленность является основным потребителем создаваемых технологических инноваций Бовин А.А. Управление инновациями в организациях : учеб. пособие для вузов / А.А. Бовин, Л.Е. Чередникова, В.А. Якимович. - М. : Омега-Л, 2006. - 124 с..
Второй активный участник современного инновационного процесса в России - это малые инновационные предприятия.
Инновационная деятельность - это практическое использование инновационно-научного и интеллектуального потенциала в массовом производстве с целью получения нового продукта, удовлетворяющего потребительский спрос в конкурентоспособных товарах и услугах. Важной характеристикой этой деятельности является инновационная активность - целенаправленная поддержка высокой восприимчивости персонала предприятия к нововведениям посредством целенаправленных структур и методов управления. Сама инновационная деятельность характеризуется ускорением темпов создания новшеств, их диффузии, что способствует углублению и расширению структурных сдвигов в экономике, увеличению размеров рынка и удовлетворению существующих и возникающих потребностей.
В настоящее время эффективность инновационной деятельности предприятия определяется, прежде всего, наличием отлаженной системы инвестирования, кредитования, налогообложения, функционирующих применительно к инновационной сфере научных разработок.
Инновационная деятельность является необходимым условием развития инновационных процессов, и управление этой областью является одной из задач инновационного менеджера.

1.2 Объективная значимость инновационной деятельности


Объективная значимость инновационной деятельности - это признание ее в качестве главного фактора в системе факторов, обеспечивающих развитие и повышение эффективности производства. В условиях рыночной экономики под воздействием закона стоимости она является определяющим инструментом конкуренции, обеспечивая условия для завоевания потребителя через высокое качество товара и более низкую цену, поскольку в результате инноваций в промышленном производстве достигается и то, и другое.
Рассматривая понятие инновационная деятельность, на первый план выходит представление как особом виде деятельности, который охватывает весь цикл создания и использования новых технологий и товаров. Особенность инновационных процессов зависит от стадии создания товара. Для того чтобы осуществлять процессы исследований и разработок, необходимы, прежде всего, кадры. Основная сфера применения инноваций должна быть в развитии техники и технологии.
Таким образом, товаром в процессе инновационной деятельности является:
- для предприятий-производителей: материализованные идеи (новые техника и технологии), доведенные до практического применения, когда все теоретические и практические проблемы решены, и товар может использоваться в коммерческой сфере. Экономическая эффективность товара слагается в приросте прибыли у производителя и в приросте потребительских свойств и прибыли у потребителя. Разработчики, производители и потребители товара вступают между собой в коммерческие (рыночные) отношения;
- для разработчика: научная идея. В качестве товара она носит не материальный характер и может находиться на этапах теоретических, теоретико-прикладных, прикладных исследований, опытно-конструкторских разработок. Потребителями такого товара являются крупные фирмы с достаточным научно-производственным потенциалом, инновационные венчурные фирмы, специализирующиеся на разработке новых техники и технологии. Естественно, что коммерческий подход к финансированию в этих условиях недостаточно эффективен, поэтому он должен быть дополнен государственной системой поддержки: бюджетным и внебюджетным финансированием, субсидиями, льготными кредитами и т.д.
Для описанного вида потребителей товары, создаваемые в результате инновационной деятельности, должны формировать:
- рынок идей, представленных в основном интеллектуальной собственностью;
- рынок научно-технических проектов для производства.
В первом случае на рынок поступают отдельные техника и технология, применение которых эффективно только в определенных условиях развития материально-технической базы производства. Во втором - на рынок поступают техника, технология и получаемая с их помощью продукция. Производство его основывается на реальной материально-технической базе.
Экономический механизм регулирования инновационной деятельности по своему содержанию представляет собой системное сочетание принципов, задач, методов, организационной структуры, элементов субъектов управления, правового и инфраструктурного обеспечения.
Основными субъектами возобновления и развития инновационной деятельности являются:
- государственные институты федерального уровня, которые осуществляют формирование и проведение научно-технической и инновационной политики в соответствии с национальными интересами Российской Федерации - установление и расстановка приоритетов, их ресурсная поддержка, системное формирование федеральной инфраструктуры, создание и развитие экономического механизма инновационного развития, защита и развитие образовательного и инновационного потенциала страны;
- региональные и муниципальные структуры: увязка инновационного развития с конкретными социальными и экономическими проблемами территории; мобилизация финансовых и интеллектуальных ресурсов в фондах инновационного развития, расширение венчурных форм малого инновационного предпринимательства и др.;
- научно-технические и образовательные организации, ученые, средства массовой информации осуществляют формирование общего механизма инновационной ориентации экономики, поддержки мотиваций труда ученых и изобретателей, образование целостного научно-информационного пространства и др.;
- предприятия и предпринимательство определяют судьбу нововведения.
Для этого, исходя из концепции “новой управленческой парадигмы” оценка и принятие решений в сфере инновационной деятельности следует вести в соответствии с понятием “Стратегическая Зона Хозяйствования”, либо концепцией “упорядоченной пятерки”, рассмотренных применительно стратегическому планированию и управлению предпринимательскими структурами соответственно в работах.

1.3 Организация инновационной деятельности


Инновационная деятельность связана с рождением, развитием, распространением и применением научно-технических знаний.
Она включает:
· научные исследования и разработки;
· научно-техническое образование и подготовку кадров;
· научно-технические услуги.
Научные исследования и разработки представляют собой творческую деятельность. Их целью является увеличение объема знаний о человеке, природе, обществе, поиск новых путей применения этих знаний.
Научные исследования и разработки охватывают: фундаментальные исследования, прикладные исследования, разработки.
Фундаментальные исследования - экспериментальные или теоретические исследования, направленные на получение новых знаний. Их результатом могут быть теории, гипотезы, методы и т.п. Они могут завершаться рекомендациями о проведении прикладных исследований, научными докладами, публикациями.
В отличие от фундаментальных исследований, прикладные исследования имеют целью решение конкретных практических задач. Они представляют собой оригинальные работы, направленные на получение новых знаний, поиск путей использования результатов фундаментальных исследований; новых методов решения тех или иных проблем.
Разработки - это работы, направленные на создание новых продуктов или устройств, новых материалов, внедрение новых процессов, систем и услуг или усовершенствование уже выпускаемых или введенных в действие. Они могут быть связаны с разработкой: определенной конструкции инженерного объекта или технической системы (конструкторские работы); идей и вариантов нового объекта, в том числе нетехнического, на уровне чертежа или другой системы знаковых средств (проектные работы); технологических процессов, то есть способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми в целостную систему, производящую определенный полезный продукт (технологические работы); созданием опытных образцов (оригинальных моделей, обладающих принципиальными особенностями создаваемого новшества); проведением испытаний для получения технических и других данных и накопления опыта (это находит отражение в технической документации по применению нововведений).
Таким образом, научные исследования и разработки включают:
- конструкторские работы;
- проектные работы;
- технологические работы;
- создание опытных образцов;
- проведение испытаний.
Для изучения рынка новшеств инновационный менеджер должен учитывать, что статистическая информация о научных исследованиях и разработках дается не только по видам работ, но и по секторам науки, социально-экономическим целям и отраслям науки.
Инновационная деятельность отличается от других видов деятельности наличием в ней значительного элемента новизны.
Объектами управления в инновационном менеджменте является процесс внедрения инноваций, деятельность органов управления и финансирования научных исследований и разработок.
Инновационная деятельность включает научно-техническую деятельность, организационную, финансовую и коммерческую и является важнейшей составляющей продвижения новшеств потребителям. Научные исследования и разработки, являясь источником новых идей, осуществляются на различных этапах инновационного процесса.
В исследованиях инноваций выделяют следующие виды инновационной деятельности:
- инструментальная подготовка и организация производства (приобретение производственного оборудования и инструмента, изменения в них, а также в процедурах, методах и стандартах производства и контроля качества изготовления нового продукта или применения нового технологического процесса);
- пуск производства и предпроизводственные разработки, включающие модификации продукта и технологического процесса, переподготовку персонала для применения новых технологий и оборудования, а также пробное производство, если предполагается доработка конструкции;
- маркетинг новых продуктов (виды деятельности, связанные с выходом нового продукта на рынок, то есть предварительное исследование рынка, адаптация продукта к различным рынкам, рекламная кампания);
- приобретение неовеществленной технологии со стороны в форме патентов, лицензий, раскрытия ноу-хау, торговых марок, конструкций, моделей и услуг технологического содержания;
- приобретение овеществленной технологии (машин и оборудования, по своему технологическому содержанию связанных с внедрением продуктовых или процессных инноваций);
- производственное проектирование (подготовка планов и чертежей, предусмотренных для определения производственных процедур, технических спецификаций, эксплуатационных характеристик) Васильева Л.Н. Методы управления инновационной деятельностью : учеб. пособие для вузов / Л.Н. Васильева, Е.А. Муравьева. - М. : КноРус, 2005. - 73 с..
Источниками финансирования инноваций обычно являются собственные средства организаций (предприятий), выполняющих научные исследования и разработки или осуществляющих инновации; а также средства бюджета, в том числе федерального (для научных исследований и разработок), бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов, получаемые организацией непосредственно или по договорам с заказчиком; средства внебюджетных фондов (фонда стабилизации экономики, фонда регионального развития, отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, российского фонда технологического развития и др.); иностранные источники (средства, получаемые от юридических и физических лиц, находящихся вне политических границ государства, а также от международных организаций).
Таким образом, инновационная деятельность ориентирована на рынок и его потребности. Для ее осуществления предприятие должно иметь такую структуру и такой настрой его коллектива, которые способствовали бы созданию атмосферы предпринимательства и восприятия нового как благоприятные возможности для его сохранения и развития. Инновационная деятельность управления должна направляться по каждому из факторов, с тем, чтобы добиваться динамичного развития отрасли и роста прибыли.

1.4 Формы управления инновационной деятельностью


Существуют два направления организации эффективного управления инновационным процессом:
1. интеграция всех стадий инновационного проекта в единый непрерывный процесс, изменение структуры всех уровней управления и координация связей между ними по вертикали и горизонтали. Такие центростремительные тенденции возникают при необходимости консолидации ресурсов предприятия для выполнения конкретной крупномасштабной задачи;
2. выделение управления инновационными процессами в самостоятельный объект управления, т.е. обособление инновационных структур от подразделений, выполняющих традиционные функции
Бовин А.А. Управление инновациями в организациях : учеб. пособие для вузов / А.А. Бовин, Л.Е. Чередникова, В.А. Якимович. - М. : Омега-Л, 2006. - 208 с..
На практике используются оба подхода с преобладанием одного из них. Оптимизация организационной структуры предприятия для осуществления инновационного процесса является одной из важнейших задач высшего руководства.
Для разработки и производства инновации, как правило, создают специальные подразделения, действующие подобно независимой фирме, т.е. самостоятельно осуществляющие свою производственную и рыночную политику до тех пор, пока динамично растут объем продаж и прибыль. Если рост замедляется, то проводят реорганизацию: слияние подразделения с другими или изменение его внутренней структуры, в т.ч. деление на более мелкие самостоятельные звенья. Если сразу у нескольких подразделений одновременно возникают общие научно-технические затруднения, то целесообразно создание специального звена для их преодоления. В случае возникновения противоречия между интересами двух подразделений, создают так называемую “зонтичную” группу, которая курирует оба подразделения одновременно. Если противоречия затрагивают несколько подразделений, то они реорганизуются.
В рамках предприятия возможен ряд организационных форм управления инновационным процессом, которые доказали свою эффективность Туровцова О.Г. Организация производства и управления. - М.: Инфра-М,2003. - 52 с.:
- советы, комитеты, рабочие группы по разработке технической политики, которые готовят предположения для руководства предприятия по стратегическим направлениям инновационного процесса;
- отделения и центральные службы развития новых продуктов, которые координируют инновационную деятельность, согласуют цели и направления технического развития, контролируют процесс разработки новой продукции и её внедрение;
- проектно-целевые группы, выполняющие научные исследования и разработку новой продукции от идеи до серийного производства. Их создают в качестве самостоятельных подразделений и подчиняют высшему руководству предприятия. Как правило, такие группы действуют на временной основе, хотя бывают и постоянные группы. В случае успешного внедрения инновации такие группы зачастую становятся ядром новых дочерних предприятий. Как показывает зарубежный опыт, именно проектно-целевые группы являются основной формой организации инновационного процесса;
- отделы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ - традиционные подразделения, создающие новую продукцию. В последнее время их роль возросла за счет разработки и доведения до стадии освоения новых перспективных идей;
- центры развития, задачей которых является завоевание позиций на рынке путем расширения объема продаж. Такие подразделения являются хозяйственно самостоятельными. Причем материальное поощрение их персонала зависит от успехов на рынке;
- венчурные структуры выступают зачастую в качестве дочерних компаний крупных корпораций, либо как самостоятельные предприятия. Они разрабатывают и внедряют научно-технические идеи, связанные с повышенным коммерческим риском, который в случае успеха компенсируется значительной прибылью;
- специальные инновационные фонды, создаваемые из прибыли для стимулирования внедрения инноваций. Часто такие фонды выступают в качестве венчурных фондов, средства из которых инвестируют в венчурные компании (свои или независимые), в которых заинтересовано предприятие;
- аналитические группы, включающие в свой состав управляющих, исследователей и сотрудников функциональных отделов. Они прогнозируют развитие технологии, анализируют тематику исследований, перспективные идеи и т.д Хотяшева О.М. Инновационный менеджмент : учеб. пособие для вузов / О.М. Хотяшева. - СПБ.: Санкт-Петербург, 2005. - 10 с..
Характерной тенденцией развития инновационной деятельности является поиск предприятиями интеграционных связей друг с другом. Это обусловлено дефицитом финансовых средств, дороговизной кредитов, усложнением и удорожанием научно-исследовательских работ, снижением продолжительности жизненного цикла продукта, необходимостью комплексного использования различных технологий. Поэтому кооперация между предприятиями для осуществления инновационной деятельности часто оказывается более эффективной, чем её внутрифирменная организация. Такая кооперация возможна в рамках:
- отраслевых институтов, создаваемых компаниями на паевых началах;
- инновационных центров, возникающих на базе объединения университетов и компаний, а в качестве головной организации, как правило, выступает небольшая специализированная фирма;
- финансово-промышленных групп (ФПГ), холдингов и других крупных объединений.
В современных условиях успешному научно-техническому развитию способствует интеграция предприятий в ФПГ, холдинговые структуры и т.п., где связи строятся по горизонтальному (отраслевому), вертикальному (межотраслевому), смешанному (горизонтальному плюс вертикальному) и диверсификационному (на основе слияния-поглощения) типам. Как правило, динамично развивающиеся ФПГ включают специализированные инновационные структуры, такие как научно-исследовательские технологические центры, лаборатории и т.д. ФПГ, осуществляющие лидирующую стратегию, имеют в своем составе венчурные структуры. Благодаря этим структурам обеспечивают динамичное развитие всей ФПГ при стабильном функционировании предприятий-участников, занимающихся традиционной деятельностью.
Хозяйственная практика показывает, что размер предприятия в целом не влияет на эффективность инновационного процесса. Как крупные, так и мелкие предприятия обладают специфическими преимуществами, которые проявляются в конкретной ситуации. Преимущества крупных предприятий:
- наличие больших материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов для осуществления дорогостоящих нововведений;
- возможность проведения многоцелевых исследований, при которых объединяются усилия специалистов в различных областях знаний;
- возможность параллельной разработки нескольких нововведений и выбора оптимального варианта из нескольких разрабатываемых;
- меньшая вероятность банкротств в случае неудачи некоторых инноваций.
Роль мелких предприятий в разработке инноваций также велика, когда нововведения не требуют значительных ресурсов. Преимущества мелких предприятий:
· возможность быстрого переключения на оригинальные работы, мобильность и нетрадиционные подходы;
· возможность деятельности в тех областях, где крупным предприятиям результаты представляются неперспективными, ограниченными или слишком рискованными при незначительных масштабах прибыли в случае успеха;
· фактическое отсутствие бюрократического руководства.
Необходимость поиска принципиально новых подходов в сочетании с требованиями быстрого и гибкого внедрения результатов в производство, доведение их до рынка способствуют объединению преимуществ крупных и мелких предприятий: покупка крупными предприятиями лицензий, предоставление ссуд, приобретение акций или поглощение компаний, освоивших новый продукт или технологию, привлечение мелких высокотехнологичных предприятий в качестве поставщиков и субподрядчиков.

1.5 Анализ инновационной деятельности как инструмент стратегического управления предприятием


Анализ эффективности инновационной деятельности. Жизненный путь новшества может развиваться по одному из трех путей: накопление в организации, превращение в организации в инновацию, продажа как товара.
В современных условиях инновационная деятельность является важнейшей составляющей процесса обеспечения успешного функционирования предприятия Бовин А.А. Управление инновациями в организациях : учеб. пособие для вузов / А.А. Бовин, Л.Е. Чередникова, В.А. Якимович. - М. : Омега-Л, 2006. - 208 с.. В связи с этим возникает необходимость проведения экономического анализа этой деятельности.
Анализ может использоваться не только как инструмент оценки достигнутого уровня инновационной активности и устойчивости предприятия, но и для оценки изменения этого уровня под воздействием различных технико-экономических факторов. Одновременно с этим анализ является важнейшим средством выявления внутрихозяйственных резервов повышения уровня инновационной активности, эффективности инновационной деятельности и устойчивости функционирования предприятия. Анализ инновационной деятельности выступает инструментом для разработки управленческих решений, направленных на повышение эффективности функционирования предприятия, а также используется для оценки профессионального мастерства и деловых качеств руководителей предприятия, инновационных подразделений и специалистов.
В настоящее время содержание анализа постоянно изменяется и совершенствуется под воздействием рыночной экономики, либерализации внешнеэкономических связей, усиления влияния факторов риска и неопределенности на результаты хозяйственной деятельности.
Эффективность деятельности организации выражается через экономические и финансовые показатели. В условиях рыночной экономики не может быть унифицированной системы показателей. Каждый инвестор самостоятельно определяет эту систему исходя из особенностей инновационного проекта, профессионализма специалистов и менеджеров и других факторов.
К системе показателей предъявляются следующие требования:
· показатели должны охватывать процессы на всех стадиях жизненного цикла товара;
· показатели должны формироваться на перспективу, минимум на 3-5 лет, на основе ретроспективного анализа деятельности организации;
· показатели должны опираться на данные по конкурентоспособности конкретных товаров на конкретных рынках за конкретный период;
· важнейшие показатели должны быть выражены абсолютными, относительными и удельными величинами;
· показатели должны быть состыкованы со всеми разделами плана организации;
· показатели должны отражать все аспекты финансовой деятельности организации;
· проектирование окончательных показателей должно осуществляться на основе многовариантных расчетов, с определением степени риска и устойчивости финансовой деятельности, с использованием достаточного и качественного объема информации, характеризующей технические, организационные, экологические, экономические и социальные аспекты деятельности организации.
Одним из основных показателей эффективности и стабильности функционирования организации является ее устойчивость.
Внедрение новшеств может дать четыре вида эффекта: экономический, научно-технический, социальный и экологический.
За счет получения экономического эффекта в форме прибыли инновационная организация осуществляет комплексное развитие и повышение благосостояния сотрудников.
Остальные виды эффекта несут в себе потенциальный экономический эффект. То есть, экономический эффект разработки, внедрения у себя (превращения в инновацию) или продажи новшеств может быть потенциальным или фактическим (реальным, коммерческим), а научно-технический, социальный и экологический эффекты могут иметь форму только потенциального экономического эффекта. По сути, если принимать в расчет только конечные результаты внедрения или продажи новшеств, то любой вид инновационной деятельности можно оценить в стоимостном выражении. Критериями конечной оценки здесь являются: время получения фактического экономического эффекта и степень неопределенности его получения (или уровень риска вложения инвестиций в инновации).
В настоящее время, в соответствии с рекомендациями ЮНИДО (Организация Объединенных Наций по промышленному развитию), в зарубежной практике применяются следующие показатели оценки эффективности инновационной деятельности:
1. чистый дисконтированный доход;
2. внутренняя норма прибыли или коэффициент дисконтирования;
3. простая норма прибыли;
4. простая норма прибыли на акционерный капитал;
5. коэффициент финансовой автономности проекта;
6. коэффициент текущей ликвидности;
7. срок окупаемости инвестиций в инновационный проект.
В качестве интегрального показателя, характеризующего эффективность инновационной деятельности организации, может быть использован коэффициент результативности работы (формула 1).
, (1)
Где, Rc - суммарные затраты по законченным работам, принятым (рекомендованным) для освоения в серийном производстве
Q - фактические затраты на НИОКР за i-год
N - число лет анализируемого периода
H1 - незавершенное производство на начало анализируемого периода в стоимостном выражении
H2 - это же на конец анализируемого периода.
Систему показателей эффективности инновационной деятельности можно последовательно изучить на (рис. 1).
прибыль от лицензионной деятельности
прибыль от внедрения изобретений, патентов, ноу-хау
прирост объема продаж
улучшение использования производственных мощностей
сокращение срока окупаемости инвестиций
сокращение сроков капитального строительства
улучшение использования ресурсов: рост производительности труда, повышение фондоотдачи, ускорение оборачиваемости оборотных средств и др.
количество зарегистрированных авторских свидетельств
увеличение удельного веса новых информационных технологий
увеличение удельного веса новых прогрессивных технологических процессов
повышение коэффициента автоматизации производства
повышение организационного уровня производства и труда
рост количества публикаций (индекса цитирования)
повышение конкурентоспособности организации и ее товаров на рынках промышленно развитых стран
прирост дохода работников организации
повышение степени удовлетворения физиологических потребностей работников
повышение степени безопасности условий труда работников
повышение степени удовлетворения социальных и духовных потребностей
увеличение рабочих мест
повышение квалификации работников
улучшение условий труда и отдыха
увеличение продолжительности жизни работников и членов их семей
снижение выбросов в атмосферу, почву, воду вредных компонентов
снижение отходов производства
повышение эргономичности производства
улучшение экологичности выпускаемых товаров
улучшение эргономичности (уровень шума, вибрации и т.д.) выпускаемых организацией товаров
снижение штрафов за нарушение экологического законодательства и других нормативных документов
Экономический
эффект
Научно-технический эффект
Социальный эффект
Экологический эффект
Экономический эффект от осуществления
инноваций в организации
Экономический эффект от продажи новшеств собственной разработки и покупных
Прибыль организации от инновационной деятельности (при соблюдении законодательства)
Рис.1. Система показателей эффективности инновационной деятельности
Оценку анализа инновационной деятельности предприятия ведут с по следующей схеме:
· оценка научно-технических ресурсов;
· оценка факторов производства;
· оценка финансовых (инвестиционных) ресурсов;
· отбор технологических альтернатив;
· выбор и обоснование альтернатив для реализации.
В качестве дополнения следует отметить, что при выполнении перечисленных работ необходимо использовать методологию системного подхода, в соответствии с которой любая система рассматривается в окружающей среде в макроскопическом, микроскопическом, иерархическом, функциональном и процессуальном аспектах. Пренебрежение этим приводит к принципиальным, далеко идущим ошибкам.
Цель анализа эффективности инновационной деятельности организации - изучение ее механизма и определение отдачи вложенных инвестиций Бовин А.А. Управление инновациями в организациях : учеб. пособие для вузов / А.А. Бовин, Л.Е. Чередникова, В.А. Якимович. - М. : Омега-Л, 2006. - 215 с.. Из этой цели вытекают следующие задачи:
· анализ обоснованности идеи и структуры проблемы;
· анализ рациональности структуры организации;
· анализ профессионализма руководителя организации, руководителей инновационных проектов, их команд;
· анализ правовой обоснованности проектов и государственной поддержки инновационной деятельности;
· анализ финансового и материально-технического обеспечения организации;
· анализ качества нормативно-методического обеспечения организации;
· анализ качества информационного обеспечения организации;
· анализ совокупности примененных при проектировании научных подходов и современных методов менеджмента;
· анализ использования конкурентных преимуществ организации;
· анализ структуры портфеля новшеств и инноваций;
· анализ качества экспертизы инновационных проектов;
· анализ качества расчетов показателей эффективности инновационной деятельности организации;
· анализ системы мотивации и ответственности в ходе осуществления инновационной деятельности.
После определения цели анализа инновационной деятельности, её основных задач необходимо разработать основные этапы проведения анализа инновационной деятельности.
Основными этапами анализа эффективности инновационной деятельности являются следующие:
· выявление проблемы, формулирование целей и задач анализа;
· формирование временной творческой группе для проведения анализа;
· разработка проекта программы анализа;
· подготовка и издание приказа по организации о целях, группе, ее правах и обязанностях, программе анализа;
· выбор методов выполнения работ;
· сбор и обработка необходимой информации, документов и т.д.;
· проведение анализа по перечисленным выше задачам и системе показателей;
· подготовка, согласование и утверждение отчета о проделанной работе;
· принятие мер по результатам анализа.
Это основной перечень этапов анализа деятельности, некоторые из них могут приниматься в основу анализа, а некоторые нет, в зависимости от инновационного предприятия.
По нашему мнению, целесообразно проводить анализ инновационной деятельности предприятия в следующей последовательности Бовин А.А. Управление инновациями в организациях : учеб. пособие для вузов / А.А. Бовин, Л.Е. Чередникова, В.А. Якимович. - М. : Омега-Л, 2006. - 215 с..
На первом этапе осуществляется анализ инновационного потенциала предприятия. Прежде всего, обращается внимание на рациональность и обоснованность распределения средств между его основными составляющими. Одновременно с этим дается оценка роли собственного капитала в формировании и развитии инновационного потенциала. В дальнейшем проводится анализ влияния основных технико-экономических факторов на изменение структуры инновационного потенциала в отчетном периоде по сравнению с предыдущим. При этом выявляются внутрихозяйственные резервы роста инновационного потенциала предприятия.
На втором этапе проводится анализ инновационной активности предприятия, прежде всего на основе динамики изменения величины затрат на инновационную деятельность и количества инновационных проектов, находящихся в разработке предприятия, в отчетном периоде по сравнению с предыдущим. Выявляется влияние основных факторов на изменение этих показателей. Затем выявляются внутренние резервы повышения инновационной активности предприятия.
На третьем этапе оцениваются результаты инновационной деятельности. Базовой формой оценки является форма статистического наблюдения №4-инновация «Сведения об инновационной деятельности организации», дополненная авторами настоящей работы. Здесь же производится оценка эффективности реализованных предприятием инноваций и их влияния на показатели эффективности функционирования предприятия. Затем выявляются возможные резервы улучшения этих показателей.
По результатам анализа обосновывается целесообразность разработки и реализации управленческих решений, направленных на повышение эффективности инновационной деятельности и устойчивости функционирования предприятия.
Следует отметить, что эта работа может проводиться с различными акцентами и степенью глубины в зависимости от основных категорий его пользователей и их экономических интересов. Пользователями результатов анализа инновационной деятельности предприятия могут выступать:
1. Инвесторы, предоставляющие средства для реализации инновационных проектов. Их интересует степень выгодности вложений в предприятие (проект), а также потенциальный риск потери инвестиций. При этом высокая инновац0ионная активность, достаточный инновационный потенциал, наличие положительных результатов по предыдущим инновационным проектам обеспечивает возможность дополнительного привлечения инвестиций, что способствует развитию инновационной деятельности предприятия.
Инвесторы при проведении анализа инновационной деятельности выясняют:
· причины (факторы), обусловившие успешность инновационной деятельности предприятия в прошлом и ее перспективы,
· тенденции изменения основных показателей инновационной деятельности предприятия,
· текущее состояние инновационного потенциала предприятия и факторы, способные оказать на него влияние в будущем,
· рейтинг предприятия по соответствующей отрасли,
· прогнозы и перспективы по конкретным инновационным проектам во взаимосвязи с общими тенденциями на соответствующем рынке.
2. Менеджеры и руководители предприятия, которым необходима информация об эффективности инновационной деятельности, ее основных результатах и тенденциях их изменения, состоянии инновационного потенциала предприятия. Анализ этой информации позволяет им разрабатывать управленческие решения по дальнейшему повышению эффективности инновационной деятельности и устойчивости функционирования предприятия в целом. При проведении анализа инновационной деятельности администрация предприятия ставит следующие цели и решает соответствующие задачи для их достижения:
· разработка стратегии инновационной деятельности предприятия,
· рациональная организация этой деятельности,
· повышение эффективности управления инновационным потенциалом.
3. Покупатели и заказчики результатов инновационной деятельности, которые нуждаются в информации, свидетельствующей о надежности существующих деловых связей с предприятием и определяющей перспективы их дальнейшего развития.
4. Работники предприятия, для которых важны сведения об основных результатах и перспективах инновационной деятельности предприятия, гарантии его прибыльности и стабильности, наличия рабочих мест и соответствующего уровня оплаты труда.
5. Акционеры и собственники, которых интересует результативность инновационной деятельности предприятия, его стабильность в будущем, поскольку с этим связаны наличие и размер дивидендов, а также степень риска при покупке акций. Им, также важна информация о степени рискованности сделанных инвестиций.
6. Органы государственной власти, заинтересованные в информации для осуществления возложенных на них управленческих функций, ведения статистического наблюдения. Эта группа пользователей занимается распределением ресурсов, регулированием инновационной деятельности предприятий.
7. Общественность (пресса, различные общественные организации), которая интересуется информацией для оценки вклада предприятия в инновационную деятельность региона и страны в целом.
Принадлежность пользователя к той или иной группе определяет уровень его доступности к источникам информации об инновационной деятельности предприятия, что, безусловно, сказывается на возможностях и качественных характеристиках проводимого анализа. С некоторой долей условности всех вышеназванных пользователей результатов анализа инновационной деятельности можно разделить на внутренних и внешних. К внутренним пользователям относятся руководство предприятия, его персонал и собственники, к внешним - потребители, инвесторы, общественность и государственные органы.
Таким образом, основное различие между внешним и внутренним анализом инновационной деятельности заключается в разнообразии целей и задач, решаемых различными субъектами анализа. При помощи различных средств и приемов анализа, на основе относительно небольшого круга показателей указанные субъекты получают необходимую информацию для принятия обоснованных решений, соответствующих поставленным целям.
Выводы
В данной главе мы произвели теоретический анализ инновационной деятельности предприятия, а именно выяснили содержание и роль инновационной деятельности в работе предприятия. Таким образом, инновационная деятельность является необходимым условием развития инновационных процессов, и управление этой областью является одной из задач инновационного менеджера.
Установили объективную значимость инновационной деятельности, заключающуюся в признании ее в качестве главного фактора в системе факторов, обеспечивающих развитие и повышение эффективности производства.
При этом подчеркнули следующее: для осуществления инновационной деятельности предприятие должно иметь такую структуру и такой настрой его коллектива, которые способствовали бы созданию атмосферы предпринимательства и восприятия нового как благоприятную возможность его сохранения и развития.
Рассмотрели формы управления инновационной деятельностью.
Произвели анализ инновационной деятельности как инструмента стратегического управления предприятием. Анализ инновационной деятельности выступает инструментом для разработки управленческих решений, направленных повышение эффективности функционирования предприятия, а также используется для оценки профессионального мастерства и деловых качеств руководителей предприятия, инновационных подразделений и специалистов.

Глава 2. Анализ инновационного развития ОАО «Первый хлебокомбинат»


2.1 Общая характеристика ОАО «Первый хлебокомбинат»


Полное название предприятия - открытое акционерное общество «Первый хлебокомбинат».
Организационно-правовая форма - акционерное общество.
Основные учредители - Комитет по управлению государственным имуществом Челябинской области.
Орган государственной регистрации - Администрация Центрального района города Челябинска.
Год регистрации - 01.06.1992 г. (постановление № 721).
Юридический адрес - 454091, Челябинск, улица III Интернационала, дом 107.
Уставный капитал общества составляет: 412181 руб.
Органами управления общества являются:
- общее собрание акционеров;
- совет директоров;
- единоличный исполнительный орган.
В компетенцию общего собрания акционеров входят решение таких вопросов как изменение устава, реорганизация и ликвидация общества, распределение прибыли и убытков, заключение крупных сделок, определение количественного состава Совета директоров.
Совет директоров осуществляет общее руководство обществом и к его исключительной компетентности относится определение приоритетных направлений деятельности предприятия, избрание управляющего организацией, использование резервных и иных фондов общества.
Управляющий директор осуществляет руководство предприятием. Он имеет штат директоров: директор по продажам, директор по логистике, финансовый директор, директор по производственно техническим вопросам, директор по персоналу, начальник экономической безопасности, начальник юридического отдела. Все положения устава ОАО «Первый хлебокомбинат» находятся в (приложении № 1 - Устав ОАО «Первый хлебокомбинат»).

2.1.1 История развития ОАО «Первый хлебокомбинт»

ОАО «Первый хлебокомбинат» - старейшее предприятие хлебопекарной промышленности в Уральском регионе. Основан в 1932 году. Первоначально это были два рядом расположенных хлебозавода, вырабатывающих пироги, хлеб пшеничный обойный, хлеб ржаной обойный и заварные сорта хлеба. Тесто приготовительное отделение было оснащено машинами порционного действия с дежами. Мука доставлялась в мешках и транспортировка ее внутри цехов производилась вручную. Двухъярусные печи отапливались углем. Деление теста на куски производилось на делительных машинах, укладка кусков в формы производилась в ручную. В тяжелые военные годы хлебозавод не только не прекратил свою деятельность, но и в несколько раз увеличил объемы производства, обеспечивая тыл и фронт самым необходимым продуктом - хлебом.
В 1933 г. был построен цех № 1 - это самый старейший цех на ОАО «Первый хлебокомбинат» состоит он из 3 этажей. Цех № 2 был построен в 1940г. С 1959 года началась механизация производственных цехов. Изменился ассортимент выпускаемой продукции. Цех №1 стал выпускать хлеб пшеничный 2 сорта. Здесь установили две первые машины тестоприготовления с агрегатами ХТР. В цехе №2 освоили производство хлеба украинского и хлеба пшеничного 2 сорта. В обоих цехах установили расстой на печные агрегаты, механизирована смазка форм, отопление печей перевели на газовое топливо. В 1966 - цех № 3 - данный цех был построен для производства кондитерских изделий в 1966г., площади этого цеха предназначались для выпуска пряников и печенья в количестве 20 тонн в сутки.
В 1968 году внедрили бестарное хранение муки с ее транспортированием воздухом и, таким образом, тяжелый физический труд в цехах был ликвидирован.
В 1971 году в пряничном цехе освоили производство пряников «Челябинский сувенир».
С 1984 года в цехе №2 освоено производство хлеба пшеничного 1 сорта, хлеба Славянского, затем станичного, уральского подового.
В 1987 году в цехе №1 начали выпуск хлеба пшеничного 1 сорта.
С 1994 года на «Первом хлебокомбинате» начался новый этап развития производства - реконструкция цеха №1 во время его работы с организацией опарного способа тестоведения.
В 1996 - 1997 годах в цехе №2 освоено производство батонов в широком ассортименте. Более 50 % наименований разрабатывались лабораторией и специалистами предприятия.
В 1997 году в цехе №1 освоено производство хлеба Станичного - новой разработки коллектива. Продолжается работа по расширению ассортимента, совершенствованию производства.
В 1998 года была проведена глобальная реконструкция цеха, старый цех почти полностью снесен и на его месте было возведено большое 6-ти этажное здание для производства и хранения продукции. На сегодняшний день площадь 2-го цеха составляет более 9 тыс. кв. метров;
В 1998 году в цехе №1 заменена технология производства хлеба пшеничных сортов на классическую, на густых опарах с установкой секционных бункерных агрегатов для брожения опар в новом участке цеха. В течении 65 лет цех №1 реконструировался и приобретал современный вид, площади были расширены до 6 тыс. кв.м., приобреталось новое оборудование, основную реконструкцию цеха сделали в 1999 г., количество линий составило 4, сейчас цех представляет собой современное здание.
Расширен ассортимент разработкой и освоением хлеба пшеничного с отрубями и подового хлеба Таганайского.
В 1999 г. в цехе №2 освоено производство профилактических сортов хлебобулочных изделий с железом и йодсодержащими добавками; в цехе №3 установлено новое тестоприготовительное и формирующее оборудование и разработан и внедрен ассортимент сдобы и сахарного печенья в количестве 10 наименований.
В 2001г. в связи с увеличением спроса на кондитерские изделия была проведена реконструкция цеха №3, закуплено дополнительное оборудование. В 2005г. к цеху № 3 пристроено здание состоящее из 4 этажей для производства бисквитных изделий (тортов и пирожных). На сегодняшний день площадь цеха № 3 составляет около 2 тысяч квадратных метров. На его территории производится большой ассортимент пряников печенья, тортов и пирожных.
С 2002 г. начато производство элитных сортов хлеба, аналогов которых на тот промежуток времени не было:«Баварский», «Заварной» и Черногорский». Приобретена швейцарская линия по производству слоеных изделий. ОАО «Первый хлебокомбинат» - единственный в регионе производитель с широкой ассортиментной линейкой итальянской серии хлебов, которые изготавливаются старинным итальянским рецептам.
С 2004 г. начался новый этап развития на ОАО «Первый хлебокомбинат» на предприятии была установлена уникальная чешская линия фирмы «DVORAC» по производству вафельных изделий, под торговой маркой «RAVELA». Впервые в Уральском регионе был налажен выпуск круглых порционных вафельных тортов с оригинальными вкусами по чешской технологии, которая позволяет придать им особую нежную структуру. Новый ассортимент тортов на основе взбитых сливок в европейском стиле: йогуртовые, фруктовые, творожные, а также традиционные домашние торты.
В марте 2005 г. покупателям были представлены сухарики под торговой маркой «Смак» с разнообразными вкусами.
В 2008 г. Ассортиментную линейку пополнила продукция для здорового питания. Предприятие активно развивает новое направление - это «Хлеба для здорового питания». На прилавках магазинов уже появились такие сорта хлеба, которые содержат витаминно-минеральные добавки,а так же зерновые смеси, необходимые для организма человека, так как в их состав входят полезные ингредиенты («Атлант», «Тысяча зерен», «Овсяный», «Раздолье», «Мультизлак», «Изобилие» булочка «Целебная» и т.д.). В 2009 г. к продукции торговой маркой «Смак» добавилась новая марка «Сухарики от Первого», в этой линейке ассортимента представлено много различных вкусовых вариаций.

2.1.2 Достижения ОАО «Первый хлебокомбинат»

На данный период времени предприятие ведет активную разработку новинок бисквитных тортов и пирожных торговая марка «RAVELA». Ассортимент продукции постоянно расширяется и дорабатывается. «Первым хлебокомбинатом» производится более 90 наименований вкуснейших тортов и пирожных. Специально для сладкоежек, которые заботятся о своей фигуре ТМ «RAVELA» подготовила низкокалорийные торты серии «Лайт». Они изготовлены из легкого, пористого бисквита, нежных взбитых сливок и фруктов. В серию «Домашний рецепт» входят торты, приготовленные по домашним рецептам в состав которых входит невероятно вкусная сгущенка, шоколад, грецкие орехи, курага, чернослив, изюм в сочетании со сметанным, шоколадным и сливочным кремом придают торту домашний вкус. В основе тортов серии «Ретро» вкусы, известные всем с самого детства: «Муравейник», «Наполеон», «Киевлянка» и другие известные торты в исполнении профессиональных кондитеров.
В настоящее время продукция торговой марки «RAVELA» широко представлена в магазинах Челябинска и Челябинской области. Благодаря активной работе по расширению рынков сбыта, наша продукция уже завоевывает Урало-Сибирский регион России. В ближайших планах предприятия - дальнейшее расширение присутствия на региональных рынках страны. Темпы роста с каждым годом увеличиваются в среднем примерно в два раза. При этом география продаж активно расширяется и набирает все большие и большие обороты. Одним из пунктов нашей стратегии стала ориентация на филиальную сеть. До 2007 года продукция реализовывалась только внутри Челябинской области. На сегодняшний день открыты филиалы в Екатеринбурге и Тюмени. Активно развивается и работа через дистрибуторов. По такой системе продукция представлена в Нижнем Тагиле, Сургуте, Уфе, Омской областях и других регионах страны.
Ассортиментная линейка на «Первом хлебокомбинате» ежегодно обновляется. Ведется постоянная работа по улучшению вкусовых характеристик продукции и ее оформления. Разрабатываются новые оригинальные рецептуры по европейским технологиям.
Вся продукция «Первого хлебокомбината» проходит обязательную сертификацию и ежедневно проверяется на соответствие стандартам качества, так как предприятием проведены работы по разработке, внедрению и сертификации Системы Менеджмента и качества (СМК). На предприятии существует свой испытательный центр, который аккредитован на техническую компетентность.
ОАО «Первый хлебокомбинат» осознанно придерживается традиционных технологий при производстве своей продукции и является сторонником веками испытанных рецептур. Высококачественный хлеб, изготовленный на основе натуральных компонентов, после экспертной оценки продукция попадает на стол покупателей.
Продукция ОАО «Первый хлебокомбинат» неоднократно занимала призовые места за качество и широкий ассортимент продукции. В арсенале наград «Первого хлебокомбината»: дипломы конкурсов «20 лучших товаров Челябинской области» и «100 лучших товаров России», медали и дипломы от Международной промышленной академии г. Москва, которые предприятие - победитель получило на пленарном заседании IV Международной конференции «Современное хлебопеченье», а так же награды полученные на Международном смотре качества хлеба и хлебобулочных изделий в Москве.
Особое место в стратегии компании занимают социально-ориентированные программы.
Их цель: повышение качества жизни работников компании, совершенствование внутри корпоративных отношений, создание комфортного трудового климата и поддержание максимально стабильной деятельности компании.
ОАО «Первый хлебокомбинат» удерживает свою долю рынка за счет выпуска новой продукцию, которая удовлетворяет все возрастающие потребности потребителей. ОАО «Первый хлебокомбинат» широко известен не только на рынках Челябинска, но и в Уральском регионе. На сегодняшний момент ОАО «Первый хлебокомбинат» - ведущий производитель хлебобулочных и кондитерских изделий в Уральском регионе. На предприятии производится более 200 наименований продукции, которая всегда востребована и пользуется неизменным спросом у жителей города и области. Продукция выпускается под различными торговыми марками. Каждая, из которых ориентирована на свою целевую аудиторию.
Эффективная политика руководства, квалифицированный персонал, современные технологии и широкий ассортимент продукции, отвечающий самым взыскательным вкусам, позволяет предприятию сохранять устойчивое и стабильное положение, а также успешно и динамично развиваться и быть «Первым» среди конкурентов.

2.2 Организационная структура предприятия


Организационную структуру ОАО «Первый хлебокомбинат» можно отнести к функциональным организационным структурам, т.к. она определяет состав и соотношение различных уровней в организации производства, а также формы этой организации и деление между отделами происходит в зависимости от исполняемых функций.
Организационная структура управления производством ОАО «Первый хлебокомбинат» ориентирована на выполнение следующих задач:
-
создание условий для производства и сбыта высококачественной продукции при одновременном повышении уровня эффективности производства;
- обеспечение разработки, освоения и поставки на рынок новых видов изделий.
На ОАО «Первый хлебокомбинат» первому (линейному) руководителю - управляющему Сенчищеву В.Н. в разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов помогает специальный аппарат управления, состоящий из функциональных подразделений:
- финансовый отдел;
- отдел продаж, включающий отдел маркетинга;
- юридический отдел;
- отдел материального и технического снабжения (ОМиТС);
- отдел логистики;
- отдел персонала;
- отдел качества, включающая в себя производственно-техническую лабораторию (ПТЛ);
- производственно технический отдел.
Данные подразделения проводят свои решения либо через высшего руководителя, либо (в пределах полномочий) прямо доводят их до специализированных служб или отдельных исполнителей на нижестоящем уровне. На ОАО «Первый хлебокомбинат» функциональные подразделения, не имеют права самостоятельно отдавать распоряжения производственным подразделениям.
Функциональные службы осуществляют всю техническую подготовку производства; подготавливают варианты решения вопросов, связанных с руководством производства; освобождают линейных руководителей от планирования финансовых расчетов, материально-технического обеспечения производства и других вопросов.
Т.к. ОАО «Первый хлебокомбинат» крупная фирма и имеет сложную ее управляющая систему, то располагает она более разветвленным аппаратом. В связи с этим остро стоит вопрос координации деятельности функциональных служб, руководители подразделений это высококвалифицированные специалисты, имеющие в своем распоряжении компьютерную технику и специальные программы, разработанные отделом ОТИ в соответствии со спецификой деятельности комбината.
В линейно-функциональной структуре управления ОАО «Первый хлебокомбинат» можно отметить слабые стороны:
отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействия на горизонтальном уровне между производственными отделениями;
чрезмерно развитая система взаимодействия по вертикали - подчинение по иерархии управления.
Для выполнения функций управления производством на ОАО «Первый хлебокомбинат» создана управляющая система - аппарат управления, которая представляет собой состав звеньев и ступеней управления, их соподчиненность и взаимная связь. Структура аппарата управления активно воздействует на процесс функционирования системы управления развитием производства. Структура аппарата управления в её развитии зависит от следующих факторов:
- характера производства и его отраслевых особенностей: состава производимой продукции, технологии изготовления, масштаба и типа производства, уровня технической оснащенности производства (после открытия нового производства бисквитной и вафельной продукции, появляются новые отделы и функциональные руководители, например, был выделен маркетолог кондитерского направления и хлебобулочного в две отдельные структуры (первоначально был один маркетолог), при появлении на комбинате новых технологических линий полной компьютеризации - в службы энергетиков и ремонтников были введены специалисты обслуживания сложной техники и т.п.);
- соотношения между отраслевой и территориальными формами управления (по продукту, по региону), (в целом управление на комбинате ориентированно на продукт, только управление продажами имеет форму управления региональную на ОАО «Первый хлебокомбинат»).
Рис. 3. Организационная структура аппарат управления
Как видно на (рис. 3) все функциональные службы и отделы подчиняются непосредственно управляющему ОАО «Первый хлебокомбинат» в настоящее время это Сенчищев В.Н.
В условия развитого рынка одним из наиболее важных отделов является отдел продаж, так как он локомотив продаж (рис. 4). В структуру отдела продаж так же входит отдел маркетинга, что говорит о тесной взаимосвязи между «продажниками» и «продвиженцами», что является плюсом для ОАО «Первый хлебокомбинат».
Рис. 4. Организационная структура отдела продаж
На пищевых предприятиях служба маркетинга постоянно контролирует уровень продаж всех видов продукции. Отдел маркетинга осуществляет изучение и анализ рынка хлебобулочных и кондитерских изделий, проводит различные исследования. Изучая рынок, специалисты этой службы должны определять задания по новому ассортименту, составлять план по разработке и продвижению на рынок новых видов продукции (в первую очередь через фирменную сеть). Служба маркетинга, изучая поведение конкурентов на рынке, дает рекомендации руководству по ценовой политике. Важный момент работы маркетинговой службы - постоянное ведение компьютерной информационной базы о клиентах, особенно при широком ассортименте вырабатываемой продукции. Вместе с отделом рекламы служба маркетинга участвует в рекламных компаниях. Проводят различные опросы (анкетирование), мониторинги. Начальник отдела маркетинга вместе с ведущими специалистами составляют прогноз, участвуют в ценообразовании.
Референт - аналитик анализ динамики производственных и продажных процессов на предприятии, он является «звонком» для тревоги при не предсказуемых колебаниях в продажах, штрих кодированием на продукцию «Первого хлебокомбината».
При работе с новыми физическими и юридическими лицами заключается договор. В договоре оговариваются условия работы, права и обязанности сторон.
Заключением договоров занимается отдел договоров и менеджеры по продажам в отделе продаж. Менеджер отдела договоров или менеджер по продажам подробно знакомят со всеми особенностями работы «Первого хлебокомбината», с организационными вопросами, ассортиментом и т.д. Если будущий покупатель (клиент) соглашается с условиями работы «Первого хлебокомбината», с ним заключается договор после разрешения со стороны юридического отдела и службы экономической безопасности.
Менеджер обсуждает с будущим (клиентом) покупателем максимальную (минимальную) партию продукции, ассортимент, условия оплаты и доставки продукции. После этого заключается договор, покупателю присваивается код.
Далее менеджер с менеджером по транспорту определяют время доставки и количество ходок для нового покупателя (клиента) с присвоением номера маршрута.
Клиент делает заявку, в которой указывает необходимый ему ассортимент и количество. Непосредственно контактируя с торговой сетью, работники отдела продаж должны постоянно выяснять изменения в потребностях, предложения и претензии покупателей, суммировать их и направлять руководству службы маркетинга и главного технолога, а также овладеть знаниями о потребительских свойствах реализуемой продукции.
Рис. 5. Организационная структура диспетчерской
Диспетчерская на (рис. 5) осуществляет прием заявок от клиентов (корректировки, уточнения, дополнения, изменения, отказ от продукции…). В ходе этой работы к определенному времени формируется главная заявка на выпечку продукции, которая направляется в 1и 2 цеха на изготовление хлебобулочной продукции, на кондитерские изделия в 3 цех. На комбинате две диспетчерских первая по хлебобулочной продукции и вторая по кондитерской продукции.
Диспетчерская является частью нового направления для комбината - это логистика. Директор по логистике на ОАО «Первый хлебокомбинат» появился осенью 2005 года, до его появления все вопросы были возложены на директора по производственно техническим вопросам (ПТВ) Годовникова В.А., вследствие анализа Проведено июнь - июль 2005 года отделом персонала загруженностью работой всех структурных директоров, было выявлено, что вопросами логистики директор ПТВ заниматься не успевает, поэтому службы, в последствии вошедшие в отдел логистики работали сами по себе и не эффективно.
Сегодня логистическая система ОАО «Первый хлебокомбинат» (рис. 6) только начинает свой путь развития и перед ней много задач, которые для совершенствования конкурентоспособности предприятия необходимо решить в кратчайшие сроки.
97
Рис. 6. Организационная структура службы логистики
Отдел материально технического снабжения в условиях рыночной экономики несет ответственность за обеспечение всеми видами материальных ресурсов производства ассортимента, подверженного сильным изменениям потребительского спроса. От этой службы во многом зависит решение проблемы снижения затрат на выпуск продукции.
Организацией, контролем и управлением за работой и на экспедициях осуществляет Зав. экспедицией. Зав. экспедицией через своих подчиненных обеспечивает отлаженную работу на экспедициях, осуществляет подбор и обучение и расстановку кадров, контроль за работой подчиненных, принимает участие в разработке ремонтно-строительных проектах, на вверенной ей территории, осуществляет контроль за санитарно-гигиеническими условиями труда.
Отгрузка и вывоз готовой продукции осуществляется согласно графика доставки или самовывозом.
Необходимым условием эффективной деятельности предприятия является рациональная организация производства. Каждое структурное подразделение на хлебокомбинате, выполняя свои функции, обеспечивает слаженную работу на производстве.
В иерархической структуре производства (под которой понимается соотношение между различными ступенями и звеньями производства по формам их связи и субординации) различают две взаимно дополняющие друг друга подструктуры: организационную и производственную, характеризующие с разных сторон строение объекта управления - управляемой системы. Каждая из подструктур выступает как самостоятельная по отношению к другой структуре.
Организационная структура определяет состав и соотношение различных уровней в организации производства, а также формы этой организации.
Под производственной структурой понимают состав и мощность производственных подразделений, их соотношение и формы взаимосвязи на каждой ступени (уровне) организации производства.
Производственная структура предприятия показывает состав цехов и служб, их мощность, формы построения (рис. 7). Она имеет вид структуры - технологический и тип производства - серийный.
После составления и утверждения прогноза (на следующий период), прогноз передается в планово- экономический отдел для составления плана на месяц. ПЭО составляет: калькуляцию на продукцию, расчет расходных и доходных статей, подготовка сметы на коммерческие и общепроизводственные расходы, на общехозяйственные затраты, а также расчет других планово-экономических показателей.
Табельный отдел ведет учет рабочего времени (отпуска, график работ, больничные и т.д.) Отдел труда и заработной платы осуществляет расчет заработной платы согласно выполненной работы и отработанного времени, а также производит различные отчисления.
В современных условиях работа финансовой службы весьма существенно влияет на важнейшие стороны функционирования предприятия, поскольку обеспечивает финансовыми ресурсами все процессы в сфере производства, так и реализации продукции. Под финансовой службой понимают бухгалтерию во главе с главным бухгалтером, который имеет юридическое право второй подписи на финансовых документах. Право первой подписи остается за управляющим. Финансовая служба занимается бухгалтерским учетом и анализом бухгалтерской прибыли, налоговым и финансовым учетом, кредиторами и дебиторами, внутренним аудитом и автоматизацией учета.
Остальные отделы и подразделения осуществляют работу согласно своих должностных обязанностей и функций.
В условиях рыночных отношений для «Первого хлебокомбината» главным условием выживания становится повышение конкурентоспособности продукции. Важную роль здесь играет уменьшение себестоимости продукции, чему и способствует, в частности, научная организация труда. Разумеется, развитие предприятий невозможно без технического перевооружения, использования современных технологий, создания принципиально новой, востребованной потребителем продукции, поддержки государством отечественного товаропроизводителя. Техника, как наиболее подвижный элемент производства, систематически опережает в своем развитии организацию труда, что и вызывает необходимость ее перестройки.

2.3 Технология производства хлеба


Производство хлеба включает следующие процессы. Подготовка сырья - просеивание муки и сыпучих продуктов, подогрев воды до нужной температуры или охлаждения в зависимости от времени года и рецептуры. Растапливания жира до однородной массы. Приготовление солевых и сахарных растворов, дрожжевых суспензий. Активация дрожжевых суспензий, фильтрация растворов и прохождения муки через магнитных заграждений.
Дозировку сырья осуществляют путем отвешивание муки и другого дополнительного сырья, отмеривания по объему воды, растворов сахара, соли и дрожжей. Дозировку выполняют дозаторные станции.
При замесе теста предусмотренное рецептурой основное и дополнительное сырье смешивают до получения массы однородной консистенции с определенными физическими свойствами.
Замес теста бывает периодическим и непрерывным. При периодическом замесе отдельные порции теста замешивают через определенные промежутки времени. В настоящее время преобладает непрерывный замес, который имеет большие преимущества, так как сокращает производственный цикл и повышает производительность труда. Сущность его заключается в том, что процесс замеса идет непрерывно, тесто поступает на брожение в специальные емкости, а затем направляется на разделку.
Существуют два традиционных способа приготовления пшеничного теста -- опарный (двухфазный) и безопарный (однофазный).
При опарном способе вначале готовят опару, для чего берут половину количества муки, 2/3 воды, все дрожжи. Опара бродит 3-- 4,5 ч. К готовой опаре добавляют оставшееся количество муки и воды, соль и другие компоненты, предусмотренные рецептурой, и замешивают тесто, которое бродит 1--1,5 ч.
При безопарном способе все предусмотренное рецептурой сырье замешивают сразу. Продолжительность брожения теста -- 3-- 4 ч. Безопарный способ простой, требует меньше времени для приготовления хлеба, но при этом изделия получаются худшего качества и расходуется больше дрожжей, чем при опарном способе. Вышеуказанные способы являются традиционными.
При непрерывном способе приготовления теста используют жидкие и густые опары.
Весь процесс производство хлеба показан на (рис. 8) это довольно сложный процесс, представляющих несколько последовательных этапов: подготовка сырья, дозирование, замес и брожение опары, замес и брожение теста, разделка теста и др.
Жидкие опары имеют влажность 68--75%, содержание муки -- 25--30 %. Процесс брожения жидких опар протекает за 3,5--4,5 ч и проходит более равномерно и интенсивно, так как дрожжи в жидкой среде более активны. При замесе теста на жидких опарах применяют интенсивный механический замес. Полученное тесто поступает на разделку сразу без брожения или процесс брожения резко сокращен во времени (до 30 мин). Этот способ является наиболее экономически выгодным.
При приготовлении теста на густой опаре, влажность которой 41--45 %, сбраживается большая часть муки, создаются лучшие условия для ферментативных и коллоидных изменений веществ, что способствует более быстрому созреванию теста.
Приготовление ржаного теста отличается от приготовления пшеничного. В ржаном совершенно иное соотношение и роль жидкой и твердой фаз. Если в пшеничном тесте структурно - механические свойства определяет твердая фаза, главным образом клейковинная сетка, то в ржаном отсутствует клейковинный каркас, а преобладает жидкая фаза. Значительная часть белков ржаной муки в тесте неограниченно набухает, пептизируется и переходит в состояние жидкой фазы ржаного теста. В жидкой фазе находятся также пептизированные слизи, растворимые декстрины, сахара, соли и другие водо-растворимые вещества муки.


Рис. 8. Процесс производства хлеба
Кроме того, в жидкой фазе распределены такие элементы твердой фазы, как зерна крахмала, ограниченно набухающая часть белков и отрубистые частички муки. Белки ржаной муки при замесе не образуют клейковины, ферменты более активны.
Ржаное тесто менее эластичное и менее упругое, чем пшеничное, его готовят на заквасках. Соотношения пептизированных и ограниченно набухших белков существенно влияет на физические свойства ржаного теста. Учитывая указанные выше его особенности, необходимо обеспечить быстрое и значительное накопление органических кислот. Поэтому в ржаном тесте количество кислотообразующих бактерий должно превышать количество дрожжевых клеток в 60-80 раз Повышенная кислотность ржаного теста (рН 4,4-4,2), особенно содержание в нем молочной кислоты, способствует пептизации белков, набуханию и улучшению физических свойств ограниченно набухшей части белков и поэтому благоприятно влияет на физические свойства теста. Однако и слишком большая пептизация белков в ржаном тесте нежелательна, так как это может привести к чрезмерному разжижению теста и снижению его способности удерживать форму при расстойке и выпечке подовых видов хлеба. Высокая кислотность ржаного теста необходима также для торможения действия присутствующей в нем А - амилазы. Благодаря повышенной кислотности ржаного теста резко снижается температура инактивации А - амилазы, что предупреждает образование излишней липкости его. Ржаное тесто готовят на специальных заквасках содержащих молочно-кислые бактерии и дрожжи, имеет высокую кислотность и предназначена для разрыхления теста. На закваске замешивают тесто, готовность которого определяется по кислотности. В последние годы в хлебопекарной промышленности для приготовления ржаного теста широко применяют жидкие закваски с влажностью 70--75%.
Брожение теста протекает при температуре 28--30 °С. Процесс брожения начинается при замесе опары и закваски и продолжается в тесте и в сформованных изделиях. В процессе брожения происходят изменения различных веществ теста под действием ферментов муки, дрожжей, молочнокислых бактерий и других микроорганизмов. Сахара муки сбраживаются дрожжами и микроорганизмами. Крахмал подвергается гидролитическому расщеплению с образованием сахаров. Этот процесс очень важен при брожении пшеничного теста, так как в пшеничной муке содержится 2--3 % сахаров, что явно недостаточно для обеспечения процесса брожения и получения хлеба нормального качества. Ржаная мука содержит до 6 % сахаров, которых вполне достаточно для процесса брожения. Белки при брожении теста набухают, меняются их физические свойства. Основными видами брожения в тесте являются спиртовое и молочнокислое. Спиртовое брожение преобладает в пшеничном тесте; образующиеся при этом пузырьки углекислого газа удерживаются клейковиной, разрыхляют тесто, увеличивают его объем. В ржаном тесте преобладает молочнокислое брожение, в результате чего накапливается молочная кислота, которая разрыхляет тесто. При брожении происходит частичное образование вкусовых и ароматических веществ.
В процессе брожения тесто один или два раза обминают (перебивают). При этом удаляется углекислый газ, тесто обогащается кислородом воздуха, необходимым для жизнедеятельности микроорганизмов.
Разделка теста включает его деление на тестоделительных машинах на куски определенной массы, формовку изделий.
При расстойке продолжается брожение теста, разрыхление его углекислым газом, в результате чего улучшаются физические свойства тестовой заготовки. Перед посадкой в печь на батонах делают надрезы, на ржаном хлебе и отдельных мелкоштучных изделиях - проколы. Поверхность некоторых видов изделий смачивают водой или яичной болтушкой.
Выпекают хлеб в хлебопекарных печах при температуре 210-- 280 °С в течение 10--80 мин в зависимости от размера изделий. При выпечке хлеба протекают физические, биохимические и микробиологические процессы. В первый период выпечки увеличивается объем тестовой заготовки, что связано с интенсивной деятельностью дрожжевых клеток и усиленным образованием углекислого газа. Когда тестовая заготовка прогреется до температуры 55--60 °С, развитие дрожжевых клеток и молочно - кислых бактерий прекращается, объем тестовой заготовки не увеличивается. Происходит свертывание белковых веществ, при этом выделяется вода, которую связывают крахмальные зерна, и закрепляется пористая структура мякиша хлеба.
Хлеб считается готовым, когда температура внутри его достигнет 95--97 °С. На поверхности тестовой заготовки образуется корка, которая затвердевает вследствие интенсивного удаления влаги с ее поверхности. Цвет корки обусловливают темно-окрашенные продукты меланоидинообразования и карамелизации сахаров. При выпечке образуются обусловливающие вкус и аромат хлеба вещества, которых в корке больше, чем в мякише.
При выпечке продукция укладывается на лотки, в контейнера на нижнюю корку в один ряд. Затем поступает в хранилище хлеба для дальнейшей реализации в торговой сети.

2.4 Описание продукции


В 2009 году средняя Средняя суточная производительность - это производство продукции с учетом заказов потребителей в сутки. суточная производительность «Первого хлебокомбината» составляет 120 тонн. Массовый выпуск хлеба и кондитерских изделий составляет:
В цехе №1:
- хлеба белого из муки пшеничной 1 сорта - 20 тонн;
- хлеба Уральского нового - 16 тонн;
- хлеба Станичного - 10 тонны;
- хлеба Урожайного - 1,5 тонны;
- хлеба Рощинского - 1 тонна.
В цехе №2;
- хлеба Уральского нового - 17 тонн;
- Батонов - 25 тонн;
- хлеба Бородинского - 2,5 тонна;
- хлеба Черногорского - 2,5 тонна;
- хлеба Заварного - 2,5 тонна;
- хлебобулочных изделий - 5 тонн.
В цехе №3;
- пряничных изделий - 7 тонн;
- Бисквитной продукции- 8 тонн.
Полный список выпускаемой продукции ОАО «Первый хлебокомбинат» находится в приложении №2.
На рисунке 9 показан объем произведенной продукции, в % за сутки.
Рис. 9. Объем выпуска ХБИ за сутки (в %)

2.5 Организация контроля на ОАО «Первый хлебокомбинат»


На ОАО «Первый хлебокомбинат» осуществляется два вида производственно - технологического контроля аналитический и межоперационный, которые производится в соответствии со схемами технохимического контроля.
Схемы организации межоперационного (технологического) контроля, включающие в себя перечень контролируемых объектов, определяемых показателей, периодичность контроля, схема приемочного контроля разрабатываются начальником ПТЛ. Схемы разрабатываются сроком на 3 года и утверждаются директором по качеству.
В течение срока действия допускается внесение изменений и дополнений в утвержденные схемы организации технологического контроля. Необходимость внесения изменений оформляется служебной запиской на имя директора по качеству, с последующим утверждением.
Аналитический контроль на предприятии осуществляет ПТЛ и ИЦ. Он вкл в себя анализ сырья, упаковочных и вспомогательных материалов, готовой продукции. Входной контроль сырья и материалов осуществляет инженер -технолог ПТЛ в соответствии с СПТ 009 «Входной контроль сырья, упаковочных и вспомогательных материалов». Входной контроль зерна осуществляет техник -лаборант элеваторного хозяйства. Органолептическую оценку качества готовых изделий осуществляет инженер по качеству и контролер. Оценку физико-химических показателей качества готовых изделий осуществляет инженер-лаборант ИЦ.
Межоперационный контроль и регулирование технологического процесса хлебобулочного и кондитерского производства осуществляет сменный инженер-технолог, мельничного производства - главный крупчатник. Межоперационный контроль хлебобулочного и кондитерского производства включает проверку соответствия НД: хранения и подготовки сырья к производству; приготовление полуфабрикатов теста; укладки, упаковки и маркировки продукции. Межоперационный контроль мельничного производства включает в себя контроль подготовки зерна к помолу, качества продуктов его переработки (муки, отрубей) во время ведения технологического процесса и при отпуске, а также контроль за отгрузкой готовой продукции, который осуществляет сменный техник - лаборант мельничного производства. Результаты всех выполненных анализов, проверок и других видов деятельности ПТЛ и ИЦ фиксируется в журналах установленной формы, внесенных в реестр записей. Один раз в месяц старший инженер - технолог осуществляет контроль соблюдения технологической дисциплины сменными инженерами - технологами. Результаты проверки заносятся в журнал «Контроля соблюдения технологической дисциплины» (таблица 1). Инженер по качеству один раз в месяц осуществляет надзор за соблюдением приемочного контроля контролерами. Результаты проверки фиксируются в журнале «Контроля соблюдения технологической дисциплины». При необходимости назначаются корректирующие и предупреждающие мероприятия.
Организация контроля проводится с целью удовлетворенности потребителя и повышения конкурентоспособности продукции и совершенствования процессов.
Управление претензиями осуществляется в соответствии с ГОСТ Р ИСО 10002-2007. Процедура управления претензиями описана в Положении о процессе управления претензиями потребителей продукции
ОАО «Первый хлебокомбинат» П-7\1\5\1\0\0\Х-2008.
Управление качеством продукта и процессов.
Качество - понятие многоплановое, обеспечение его требует объединения творческого потенциала и практического опыта многих специалистов. Проблема повышения качества может быть решена только при совместных усилиях государства, федеральных органов управления, руководителей и членов трудовых коллективов предприятий. Важную роль в решении этой проблемы играют потребители, диктующие свои требования и запросы производителям товаров и услуг.
Таблица 1
Карта процесса контроля испытания
Наименование процесса
Контроль испытания
1.
Код процесса
Б.7
2.
Цель процесса
Получение доказательств о соответствии сырья, упаковочных и вспомогательных материалов, изготовленной продукции требованиям НД
3.


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.