На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Управление производственной деятельностью в условиях кризиса на материалах: ОАО « ОРЛОВСКИЙ ХЛЕБОКОМБИНАТ»

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 23.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 23. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФГОУ  ВПО ГОСУНИВЕРСИТЕТ-УНПК
ИНСТИТУТ  ВЕЧЕРНЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
 

Кафедра «Экономика и менеджмент» 

Допустить к защите
«___» ________2011г. 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по дисциплине «АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ» 

на тему: «Управление производственной деятельностью в условиях кризиса» 

на материалах: ОАО « ОРЛОВСКИЙ ХЛЕБОКОМБИНАТ»  
 

Выполнил студент:                                                                      
                                                                                                              
Группа:                                                                                                  3-М 

Специальность:                                                         «Менеджмент организации» 

Руководитель  курсовой работы 

Оценка защиты:                                                                     __________________ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Орел 2011 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФГОУ  ВПО ГОСУНИВЕРСИТЕТ-УНПК
ИНСТИТУТ ВЕЧЕРНЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
 
 

Кафедра «Экономика и менеджмент» 
 
 
 
 
 

ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ 
 

Студент   Тема  Управление производственной деятельностью в условиях кризиса
Объект исследования ОАО «Орловский хлебокомбинат»
Срок сдачи  студентом работы « 17 »   мая   2011 г.
Руководитель  работы ______________                                
      подпись                                                                Ф.И.О.
                                                             

Задание принял к исполнению «____» ____________________ 2011г.
Подпись студента __________________________ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Орел 2011г. 

содержание 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..4
    Теоретические основы управление производственной деятельностью в условиях кризиса……………………………………..6
      тенденции и перспективы развития хлебопечения в России…………………..6
      Региональный анализ производства хлебобулочных изделий…………………9
      Управление производственной деятельностью в условиях кризиса…………13
    анализ финансового состояния оао «ОРЛОВСКИЙ ХЛЕБОКОМБИНАТ»………………………………………………………………...20
      Характеристика деятельности ОАО «Орловский хлебокомбинат»………….20
      Анализ финансово-хозяйственного состояния предприятия…………………22
      Анализ производственной деятельности хлебокомбината……………………37
    Организационные аспекты управления
производственной  деятельностью ОАО  «ОрЛОВСКИЙ ХЛЕБОКОМБИНАТ»  в условиях КРИзиса.………………………………...50
      Антикризисная программа ОАО «Орловский хлебокомбинат» на 2011г…...50
      План мероприятий по повышению эффективности управления производственной деятельностью на ОАО «Орловский хлебокомбинат»………..52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………58
ПРИЛОЖЕНИЕ А – Бухгалтерская отчетность ОАО «Орловский
хлебокомбинат» за 2008 – 2010гг…………………………………….……….……..60 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Сегодня можно слышать утверждения, что  наша страна лучше других может справиться с кризисом, так как за последние  годы были накоплены значительные золотовалютные запасы, которые способны выступить  в качестве подушки безопасности для нашей экономики. Причина нашей более высокой готовности к преодолению кризиса совсем в другом. Дело в том, что никакая другая страна в мире не имеет такого опыта выживания предприятий в условиях рухнувшей экономики, который получили мы в конце ХХ и начале XXI века.
     Выжили  тогда не все. Но те, кто выжил, проявили чудеса стойкости и способности  приспосабливаться к новым условиям. Способность быстро учиться и  делать выводы из допущенных ранее  ошибок должна стать ключевой компетенцией для руководителей в условиях кризиса, переживаемого их компаниями.
     Успех не приходит сам, необходимы целеустремленные, энергичные действия руководства, основанные на тщательном анализе сложившейся  обстановки.
     Актуальность  темы курсовой работы заключается в том, что управление производственной деятельностью в условиях кризиса в настоящее время является острой проблемой для всех отраслей и предприятий.
     Из  всего выше изложенного вытекает основная цель курсовой работы: изучение основ управления производственной деятельностью в условиях кризиса и составление антикризисной программы для ОАО «Орловский хлебокомбинат».
     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
     - изучить теоретические источники  и накопленный отечественный и зарубежный опыт по управлению предприятием в условиях экономического кризиса в России;
     - рассмотреть существующие методы и способы управления и финансового оздоровления предприятий, систему механизмов и мероприятий по финансовой стабилизации.
     Объект  исследования – ОАО «Орловский хлебокомбинат».
     Базой для исследования являются данные бухгалтерского баланса (форма №1 и №2, №5) за 2008 – 2010 гг.
     Предмет исследования – антикризисное управление производственной деятельностью ОАО «Орловский хлебокомбинат». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      
      ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА
 
      
      Тенденции и перспективы  развития хлебопечения в России
 
      Основным  назначением хлебопекарных предприятий  является выпуск хлеба и хлебобулочных  изделий. Они составляют профильную продукцию этих предприятий. Однако в целях повышения эффективности хлебопекарного производства в определенных условиях выпускается продукция близкая по технологии изготовления и характеру реализации (торты, пирожки, пряники, печенье, сухари и др.).
      Хлебопекарная промышленность является одной из высокомеханизированных отраслей. Однако надо отметить, что  наряду с предприятиями и хлебокомбинатами, выпускающими свыше 500т готовой продукции  в сутки, имеются предприятия, производственная мощность которых составляет несколько тонн.
      Главной особенностью хлебопекарных предприятий  является то, что все предприятия, за исключением специализированных, выпускают продукцию в соответствии с ежедневно изменяющимися заказами. Срок исполнения каждого заказа, как по количеству, так и по номенклатуре, исчисляется часами и всегда меньше суток. Выпуск продукции тесно увязывается со сбытом, так как выработанная, но не реализованная в день выпуска продукция представляет собой возвратные отходы производства. Как готовая, так и незавершенная продукция исключает возможность длительного хранения. Кроме того, производственный процесс в хлебопечении от стадии замеса теста до выхода готовой продукции из печи является непрерывным и вмешательство в него, с точки зрения оперативного управления, практически невозможно. То есть регулирующие воздействия можно осуществлять лишь до запуска партии в производство.
        Указанные особенности существенно влияют на организацию и планирование хозяйственной деятельности хлебопекарных предприятий. В частности, при наличии широкого ассортимента массовых сортов продукции не всегда целесообразна слишком узкая специализация предприятия. Поэтому распространенный тип производства в хлебопекарных предприятиях -серийное производство, а основная форма его организации - переменно-поточная.
      По  количеству предприятий, объему производства и значимости выпускаемой продукции  хлебопекарная отрасль является одной из самых ключевых в пищевой  промышленности нашей страны. В настоящее  время в России насчитывается около 1500 хлебозаводов и свыше 5000 мелких предприятий, ежегодно производящих более 16 млн тонн продукции.
      Отличительной чертой российского хлебного рынка  является обострение конкуренции: происходит укрупнение хлебных производств  и смена собственников, приходят молодые энергичные менеджеры с современными взглядами на ведение бизнеса, усиливается интерес иностранных пекарей к российскому рынку хлеба в России. Так финский концерн "Фазер", занимающий примерно 40 процентов рынка Финляндии по хлебопечению, приобрел контрольный пакет "Хлебного дома" в Санкт-Петербурге.
      На  долю крупных предприятий приходится 83-87 процентов хлебного рынка, 13-17 процентов - на мини-пекарни. В Москве на 20 крупнейших московских хлебозаводов приходится около 85 процентов рынка, а 300 пекарен занимают порядка 15 процентов. Одна из основных тенденций развития хлебопечения России - сохранение крупных и средних хлебозаводов, сокращение малых пекарен при сохранении мест продажи изделий. Это не значит, что малые пекарни должны уйти с рынка. Но им необходимо найти новые пути производства для расширения производства и изменения качества и внешнего вида.
      Наиболее  эффективным форматом для продвижения  хлебо-булочных изделий являются сетевые  супермаркеты и гипермаркеты. В работе хлебопекарной отрасли за годы рыночных преобразований произошли большие перемены, в первую очередь, в объемах вырабатываемой продукции. По данным Госкомстата РФ, производство хлебобулочных изделий сократилось с 18,.2 до 8 миллионов тонн. Изменилась и структура потребления хлеба - большим спросом стали пользоваться более дорогие хлебобулочные изделия. Положительной тенденцией является расширение ассортимента продукции, растущий спрос на свежевыпеченный горячий хлеб , на хлеб с добавками злаков, диетический и диабетический. По статистике, из 800-900 тонн хлеба, ежесуточно покупаемого россиянами, 150 тонн составляют новинки - в основном, хлеб с полезными добавками.
      На  фоне постоянно падающего спроса на традиционные сорта хлеба (около 40-50 процентов) хлебопекарные предприятия вынуждены учится разрабатывать и реализовывать новую продукцию. Благодаря приходу на рынок таких иностранных компаний, как "Бакальдрин", "Ирэкс", "Пуратос", "Алитет", "Восход - Запад", "Липуриен", "Лессафр", "Эстера", а также работе российского производителя "Нива-Хлеб", меняется качество и ассортимент сырья, в том числе, хлебопекарных смесей, и появляются новые знания в области технологии.
      Тревогу вызывает состояние, в котором находится  технологическое оборудование хлебозаводов и пекарен. В связи со спадом производства за последние 15 лет, что привело к уменьшению выработки хлебобулочный изделий и ограничениям рентабельности, у большинства предприятий не оказывается средств не только для дооснащения новой техникой, но и для замены изношенного оборудования. Величина износа техники на хлебозаводах и в пекарнях составляет от 65 до70%. Поскольку оборудование для хлебопекарной промышленности постоянно совершенствуется, износ его на предприятиях и ограниченность финансовый возможностей предопределяют отставание отрасли в своем развитии.
      Тем не менее, есть отдельные предприятия, которые активно развиваются, закупая, в первую очередь, зарубежное оборудование: "Вахтель", "Винклер", "Ревент", "Гостол-Гопан", "Антон Олер", "Миве", "Диосна", "Павалье", "Бонгар" и др. Предложения отечественных производителей (Красногорск, Казань, Шебекино, Саратов, Воронеж, Санкт-Петербург) пока скромны, но, тем не менее, также находят свое применение на некоторых хлебопекарный предприятиях, особенно в регионах.
      Хлеб  и хлебобулочные изделия относятся к товарам стратегической значимости, а для граждан являются продуктами первой необходимости и неотлагаемого спроса. Ни экономический кризис, даже неблагоприятные погодные условия и засушливое лето 2010 года, приведшие к сокращению урожая зерна практически не повлияли на конъюнктуру российского рынка хлеба и хлебобулочных изделий.
      В 2010 году в хлебопечении в России было занято 225 тысяч человек, работающих на 12 тысячи предприятий, из которых 98% представляют малый и средний  бизнес. Хлебопекарный сектор имеет очень хорошие перспективы развития: потенциал увеличения занятости - до 300 тыс. человек; увеличение уровня конкуренции более чем в два раза; возможность создания до 22 тыс. новых бизнес-единиц в хлебопечении.
      Таким образом, инновации, оптимизации технологий, расширение выпускаемого ассортимента - вот актуальные тенденции развития хлебопечения в России. А девизом дальнейшего развития отрасли можно назвать: "Оптимальное сочетание традиций и современностей". 

      Региональный  анализ производства хлебобулочных изделий
 
      Хлебопекарная промышленность Орловской области  представлена двумя крупными хлебокомбинатами  в Орле  - это ОАО «Орловский хлебокомбинат» и ООО «Хлебокомбинат Юность»,  филиалы ОАО «Орелоблхлеб»  и ряд мелких  хлебопекарен. Доля производства хлебобулочных изделий в общем объеме продукции производимой в Орловской области за 2009 год составила 25,4 % , хотя в 2008 году доля составляла 29,2 % , т.е снизилась на 3,8 %.
      ОАО «Орловский хлебокомбинат» как открытое акционерное общество был зарегистрирован в 1992 году. Среди потребителей  нашей продукции население не только Орловской области, но и прилегающих к нам  Брянской, Тульской областей.
      Годовой отчет представлен по направлениям деятельности хлебокомбината, основными видами которой являются: производство и реализация хлебобулочных, кондитерских, макаронных и других пищевых товаров.
     Производственно-хозяйственная  деятельность хлебокомбината характеризуется следующими показателями (таблица 1.1):
     Таблица 1.1 – Производственно-хозяйственная  деятельность
№ п/п Наименование показателей
Ед. изм Факт 2008 г.
Факт 2009 г.
Темп в %
1 2 3 4 5 6
  1. Производство  продукции в натуральном выражении тн 17045 14827 87,0
             1.Хлебобулочные  изделия:
    - хлеб
    - булки
    - сухарно-бараночные  изд.
  2. Кондитерские изделия
  3. Квас сухой хлебный
тн тн
тн
тн
тн
тн
16429 10257
5946
226
536
81
14225 8456
5549
220
537
64
86,6 82,4
93,3
97,5
100,3
79,0
  2. Выручка от реализации продукции (работ ,услуг) без НДС Тыс.руб.  
1944984
 
1878181
 
96,6
 
     Как видно из приведенных показателей, производство продукции в натуральном  выражении в целом по хлебокомбинату снизилось на 2218 тн (или на 13,0 %). Наибольшее падение произошло по хлебу (-1801 тн или 17,6 %), увеличение объема производства наблюдалось по кондитерским изделиям     (+ 1  тн или 0,3 %).
     В 2009 году два филиала ОАО « Орлеоблхлеб» закончили год с падением  объемов производства  менее 10 % (Залегощенский и Дмитровский) и четыре   - с падением объемов производства более 10 % (Болховский , Ливенский , Мценский и Колпнянский). Наибольшее снижение объемов производства произошло на Ливенском хлебокомбинате   (1014 тн или 15,8 %) и Мценском хлебокомбинате  (556 тн или 13,4 %) , наименьшее -  на Дмитровском  хлебозаводе   (19 тн или 1,9 %) .
     Определенная работа в отчетном периоде была проведена специалистами инженерных и технологических служб хлебокомбината. Работа технологической службы в 2009 году  была направлена  на повышение стабильности качества выпускаемой продукции, доведение ее до  соответствия требованиям  покупателей по всем параметрам, расширение ассортимента. В течение года было проведено 2 дегустационных Совета. На данных заседаниях рассмотрены образцы продукции и утверждена НТД на 12 наименований хлебобулочных и 11 наименований кондитерских  изделий. Кроме того, рассматривались образцы продукции конкурирующих предприятий, с новыми видами сырья и полуфабрикатов. В целом по хлебокомбинату освоено 53 наименования кондитерских и хлебобулочных изделий (из них 90% по собственным разработкам), что составило 298 тонн.
     Постоянно ведется работа по снижению технологических  потерь и увеличению выходов. В течении  года было проведено 4 обучающих семинара с различными фирмами с целью  освоения новых видов продукции  и отделочных полуфабрикатов.
      На  хлебокомбинате планируется  совершенствовать  производство хлебобулочных и кондитерских изделий в соответствии с требованием рынка, планируется расширение ассортимента выпускаемой продукции, которая отвечала бы на все требования потребительского спроса, начиная с самого маленького возраста и заканчивая пожилыми людьми.
     Так же был проведен анализ показателей, характеризующих финансово-экономическую деятельность (таблица 1.2).
      Прочие  расходы увеличились по сравнению с 2008 годом на 598 % в основном за счет увеличения уплаченных процентов по кредитам. Прибыль до налогообложения увеличилась и составила 38,06 % по сравнению с 2008г. Чистая прибыль за отчетный период увеличилась на 34944 т.р. и составила 124810 тыс. руб. (или 34,88 % к 2008 г.). Рентабельность от продаж составила 13,14 %.
      В целом в 2009 году хлебокомбинат работал рентабельно.
Таблица 1.2 – Показатели финансово-экономической  деятельности
№ п/п Наименование  показателей Ед. изм. Факт 2008 г.
Факт 2009 г.
Темп в %
1 2 3 4 5 6
 
Продолжение таблицы 1.2
1 2 3 4 5 6
1. 
 
 
 
2. 

3.
4.
5.
6. 

7.
8. 

9.
10. 

11.
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и  аналогичных обязательных платежей). Себестоимость проданных товаров, продукции, услуг.
Прибыль (убыток) от продаж.
Прочие  доходы.
Прочие  расходы.
Прибыль (убыток) до налогообложения.
Отложенные  налог. активы.
Отложенные  налог. обязательства.
Текущий налог на прибыль.
Чистая  прибыль (убыток) отчетного  периода.
Рентабельность  от продаж.
тыс. руб. 
 
 
тыс. руб.
тыс.руб.
тыс.руб.
тыс.руб.
тыс. руб.
тыс.руб. 

тыс.руб.
тыс.руб.
тыс.руб. 

%
1512420 
 
 
 
 
1069026
198695
4001
76027
124037 

0 

3596
29995
89866 

13,14
1944984 
 
 
 
 
1143965
289012
3980
121494
171240 

     0 

2232
43890
124810 

14,86
128,6 
 
 
 
 
107
145,46
99,48
159,8
138,06 

0 

62,07
146,32
138,88 

113,09
 
     Структура баланса Общества выглядит следующим  образом (таблица 1.3).
     Таблица 1.3 – Структура баланса
№ п/п Наименование  показателя Единица измерения На 1.01.09г.
На 1.01.10г.
Отклонение
1. 2.
3.
Собственные оборотные средства. Запасы  и затраты.
Коэффициент текущей ликвидности (>2).
тыс. руб. тыс. руб. 

223188 113401
1,8 

239024 110447
2,4 

+15836 -2954
0
 
     Анализ  структуры баланса показывает, что  собственные оборотные средства за отчетный период увеличились  на 15836 тыс. руб.
 Запасы  и затраты  на 1 января 2010 года  к соответствующему периоду снизились  на  2954 тыс. руб.
     Коэффициент текущей ликвидности характеризует  общую обеспеченность предприятия  оборотными средствами для ведения  хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств. Критический уровень коэффициента текущей ликвидности равен 1,0 или ниже.
     Достоверность бухгалтерской отчетности и правильности начисления налогов и сборов подтверждены независимой аудиторской фирмой ООО «Аудит-Контакт». 

      1.3  Управление производственной  деятельностью в  условиях кризиса 

      Термины "антикризисная политика", "антикризисное  управление" возникли сравнительно недавно. Считается, что причина  их появления это реформирование российской экономики и возникновение большого количества предприятий, находящихся на грани банкротства. Кризис некоторых предприятий - это нормальное явление рыночной экономики, в которой, по аналогии с теорией Дарвина, выживают сильнейшие. Предприятие же, которое не соответствует "окружающей среде", должно либо приспособиться, и использовать свои сильные стороны, либо исчезнуть[8].
      Современная экономическая действительность заставляет руководителей предприятий постоянно  принимать решения в условиях неопределенности. В условиях финансовой и политической нестабильности, коммерческая деятельность чревата различными кризисными ситуациями, результатом которых может стать несостоятельность или банкротство.
      Антикризисное управление – процесс применения форм, методов и процедур, направленных на социально-экономическое оздоровление финансово-хозяйственной деятельности индивидуального предпринимателя, предприятия, отрасли, создание и развитие условий для выхода из кризисного состояния экономики региона или страны в целом.
      Факторы, приводящие к кризису на уровне производственных предприятий, можно разделить на две группы: внешние и внутренние.
      К внешним факторам относятся –  несбалансированная денежно-кредитная  и бюджетно-налоговая политика, неудовлетворительная структура доходов и расходов населения, отставание в научно-техническом развитии, конкуренция и прочее.
      К внутренним факторам относятся –  ошибки в производственной, финансовой, маркетинговой стратегии, нерациональное использование ресурсов, непрофессиональный управленческий персонал, низкий уровень организационной культуры и т.д.
      Основными направлениями антикризисного управления на уровне хозяйствующего субъекта считаются  постоянный мониторинг финансово-экономического состояния предприятия, разработка новых управленческой, финансовой и маркетинговой стратегий, сокращение постоянных и переменных издержек, повышение производительности труда, привлечение средств учредителей, усиление мотивации персонала[6].
      Несмотря  на то, что перечень факторов приведшие  к кризису у каждого предприятия  свой, есть общие причины возникновения таких факторов. К одной из основных причин, безусловно, следует отнести ошибки в принятии стратегических решений. Причём зачастую они кроются в недостаточности или в отсутствии реальных данных о работе производства. С одной стороны это вызвано резким сокращением количества квалифицированных специалистов на рынке труда, с другой сокращением штата экономистов на предприятии, а то и попытками заменить экономистов бухгалтерами. Причём в случае замены экономистов бухгалтерами к тому же теряется оперативность получаемых данных[6].
      Кризис имеет две стороны. Одна сторона (разрушающая) – очевидна. Другая сторона (созидающая) – это определённый «момент истины», момент обновления, момент, когда оголяются допущенные промахи и становится очевидным необходимость исправить ошибки, в противном случае неизбежна перспектива банкротства. Во время кризиса убийственны попытки переждать кризис, рассчитывая «отсидеться». Бездействие в момент кризиса – это прямой путь к банкротству предприятия, даже если кризис впрямую и не затронул Ваше предприятие. В такие моменты необходимо максимально сконцентрироваться и «холодно» проанализировать ситуацию, принять правильное, взвешенное, стратегическое решение и далее последовательно воплощать принятое решение[5].
     В кризисный для коллектива и для производственной деятельности предприятия период высшее руководство должно проявить высокую ответственность за будущее компании. Даже если никто из команды топ-менеджеров не уверен в сохранении своей должности в руководстве при новом собственнике, тем не менее, не должно быть никаких следов пассивности. Это даст возможность за короткое время проделать огромный объем работы.
     К сожалению, сегодня, оказавшись в условиях кризиса, руководители многих российских компаний не чувствуют должной ответственности перед своими сотрудниками и часто занимают выжидательную позицию, не предпринимая активных действий по выработке стратегии антикризисного управления, адекватной изменившимся обстоятельствам.
     Антикризисные действия руководства большинства российских компаний сводятся к достаточно ограниченному набору: сокращение расходов (финансовое оздоровление), реструктуризация, оптимизация численности персонала, отказ от большинства проектов, связанных с развитием бизнеса, выжидательная позиция[6].
     Первоочередные внутренние проблемы, которые затрудняют преодоление предприятиями кризисных явлений в их функционировании, состоят в следующем:
    неудовлетворительное качество управления;
    недостаточная слаженность в работе управленческой команды;
    отсутствие у руководства предприятий четкой стратегии действий;
    недостаток поддержки действий руководства со стороны трудового коллектива.
     Руководство большинства российских компаний не имеет привычки анализировать собственную  управленческую деятельность.
     В условиях кризиса эта привычка могла  бы оказаться весьма полезной. Формирование антикризисной программы в отрыве от анализа управленческой практики невозможно. Неэффективное управление и сегодня является одной из наиболее распространенных внутренних причин, мешающих российским предприятиям в преодолении кризиса. И если до последнего времени сложившаяся в организации практика управления давала более или менее удовлетворительные результаты, то в изменившихся условиях ее несовершенство становится очевидным[6].
     Низкое  качество управления для большинства  предприятий проявляется достаточно единообразно:
    нет четкости в определении целей, миссии, ценностей организации;
    несогласованность в работе подразделений;
    много лишней документации, бюрократизация процесса управления;
    нерациональное использование имеющихся ресурсов;
    ошибки в реализации функций контроля (чрезмерный или ослабленный контроль);
    большой объем «текучки», не дающей возможности для анализа ситуации и для работы на перспективу;
    дублирование в принятии решений.
      Преодоление кризиса требует сплоченной и  эффективной работы управленческой команды. Трудности на пути преодоления  кризиса зависят не только от неблагоприятного воздействия внешних факторов, но и от низкой дееспособности руководства  компании. Причинами, приводящими к потере слаженности в работе управленческой команды, являются:
    отсутствие сильного лидера, способного объединить и повести за собой управленческую команду;
    различия в системе приоритетов и в ключевых ценностях между членами управленческой команды;
    плохая информированность членов управленческой команды по ключевым вопросам, связанным с деятельностью компании;
    сложившаяся в управленческой команде культура отношений не побуждает ее членов оказывать помощь друг другу;
    расхождение в оценках ситуации и путей выхода из кризиса;
    расхождение в интересах между членами управленческой команды;
    отсутствие общей программы действий[11].
     Невозможно  выстраивать какую-либо программу  действий без учета поведения  сотрудников компании в условиях разразившегося кризиса. Недостаток поддержки действий руководства со стороны работников организации существенно затрудняет успешную реализацию антикризисной стратегии.
     Эффективный информационный обмен между руководством и сотрудниками компании особенно важен  в период запуска антикризисной программы, когда безудержное распространение слухов может свести на нет все усилия. Необходимо, чтобы информация, доводимая до сотрудников, была понятна и многократно повторялась для лучшего усвоения[11].
     Как бы не различались причины кризисов и условия, в которых они разворачиваются, действия менеджмента, направленные на вывод своей компании из кризиса, всегда подчиняются определенной логике.
     Выделяют  шесть стадий кризисного управления:
     Стадия 1: попытка предотвращения кризиса. На этой стадии следует составить список факторов, способных негативно повлиять на бизнес, возможные негативные последствия и цену необходимых превентивных действий. Это может быть и создание кризисного центра или специальной группы, это может быть сценарий действий в условиях кризиса и др.
     Стадия 2: подготовка к управлению в условиях кризиса. На этой стадии менеджмент начинает разрабатывать планы действий с  учетом возможных рисков и многообразия нежелательных последствий кризиса[17].
     Стадия 3: анализ ситуации. При этом самым трудным является верная оценка кризисной ситуации. Ошибки здесь возможны как из-за неверной интерпретации факторов, вызвавших кризис, так и из-за игнорирования серьезных угроз, исходящих от внешней среды. Собирая информацию о кризисе, большинство руководителей опирается на оценки работников своей компании. На этой стадии имеет смысл привлечь внешнего специалиста. Это потребует определенных затрат, но они оправдают себя, ибо неграмотный анализ может привести к неверным действиям и неоправданным потерям.
     Стадия 4: сдерживание кризиса. Главное на этом этапе — установление очередности  действий по выводу компании из кризиса. Проблема часто состоит в трудности  выделения наиболее важной информации и четких критериев для оценки ситуации.
     Стадия 5: разрешение кризиса. Здесь главное — быстрота действий. Даже если вы на правильном пути, вас задавят, если вы остановитесь или замешкаетесь. Оценив ситуацию и определив необходимые шаги, следует действовать без промедления.
     Стадия 6: преодоление последствий кризиса. На этой стадии компания определяет меры по возмещению потерь, которые она понесла за время кризиса или по восстановлению утраченных позиций[17].
     Менеджмент  любой организации, стремящейся  вырваться из цепких лап кризиса, должен ясно представлять логику своих действий. Каждую из шести перечисленных выше стадий руководители должны наполнить конкретными действиями, учитывающими и специфику ситуации, и особенности бизнеса, и квалификацию ключевых участников процесса антикризисного управления. Здесь важно не терять время на поиски виноватых, а как можно быстрее оценить многообразие и глубину проблем, подлежащих решению[20].
      В целом управление компанией, которая  находится в состоянии кризиса  или прогнозируется, что внешние  факторы способствуют развитию кризисных явлений внутри организации, должно быть изменено, причем такое изменение должно происходить в соответствии с развитием самого кризиса. Если кризис диагностируется уже на стадии обострения (или хронического течения), то говорить о создании эффективного управления компанией сложно и скорее всего потребуются категоричные и возможно агрессивные меры по ликвидации проблем, связанных с кризисом. Если изменение управления осуществляется на первой стадии или стадии зарождения кризиса, то уже можно прогнозировать хорошие результаты (при наличии адекватной программы таких изменений) и в этом случае изменения в управлении предприятием позволят не только пройти кризис с наименьшими потерями, но и извлечь из него действительную пользу и укрепить предприятие[20].
 

      2  АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОАО «ОРЛОВСКИЙ ХЛЕБОКОМБИНАТ»
     2.1 Характеристика деятельности ОАО «Орловский хлебокомбинат» 

      ОАО «Орловский хлебокомбинат» является самостоятельным хозяйственным субъектом с правами юридического лица, который, используя принадлежащее ему на правах собственности имущество и финансовые средства, производит и реализует продукцию. Акционерное общество имеет самостоятельный баланс, может от своего имени заключать договора, приобретать имущественные и неимущественные права и нести обязанности. Он учрежден Комитетом по имуществу Орловской области в соответствии с указом Президента РФ «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений в АО» в 1992г. Общество создано в целях получения прибыли. Предприятие специализируется на производстве и реализации хлебобулочных и кондитерских изделий.
      Высшим  органом управления общества является Совет директоров. Генеральный Директор осуществляет оперативное руководство  деятельностью общества и наделяется в соответствии с законодательством Российской Федерации всеми необходимыми полномочиями для выполнения этой задачи. Чистая прибыль, оставшаяся после уплаты налогов направляется в фонды общества, необходимые для его производственного и социального развития. Остальная часть прибыли направляется на выплату дивидендов.
      Основной  вид деятельности предприятия –  производство хлебобулочных изделий. Отдельными видами деятельности оно  занимается только на основании специального разрешения (лицензии). Хлебопекарная  отрасль промышленности, к которой относится хлебокомбинат, является подотраслью пищевой промышленности, производящей продукцию группы «Б», и относится к отраслям, вырабатывающим продукцию скоропортящуюся и не подлежащую дальним перевозкам.
        В соответствии с гражданским кодексов РФ, все юридические отношения между ОАО «Орловский хлебокомбинат» и физическими и юридическими лицами складываются на основании заключения договоров.
      Предприятие создано в целях обеспечения  населения хлебобулочными и кондитерскими  изделиями. В дальнейшем планируется выход на более качественный уровень производства выпускаемой продукции за счет использования муки собственного производства, расширение ассортимента существующих видов товаров и обеспечение населения мукой. 
Данный сегмент рынка привлекателен с точки зрения инвестиций, многообразием продукции и стабильностью капиталооборота. Сбыт продукции динамичен, так как постоянно появляются новые технологии, совершенствуется оборудование, что в свою очередь, определяет постоянный спрос на качественный товар. Предприятие имеет положительный опыт работы на рынке с 1972г. Предприятие, с коммерческой точки зрения, установило тесные связи с другими предприятиями края, производящими продукты питания, ликероводочную продукцию, прохладительные напитки. Имея свою розничную сеть, хлебокомбинат занимается реализацией не только своей продукции, но и другими продовольственными товарами.

        Для производства продукции, предприятие имеет сертификат соответствия, в нем указываются ГОСТы и технические условия на каждый вид продукции.
      Имеются основные факторы риска, связанные  с деятельностью Общества.
      Достаточно  долгое время ведется упорный  поиск в себестоимости хлеба  затрат на зерно, который не к чему не привел.
      Хлебобулочные изделия выпекаются не из зерна, а  из муки что смолота из зерна с высокими хлебопекарными качествами. Сейчас мука в себестоимости хлеба  по Обществу  за 2009 год составила 32 %, остальные 68 % это стоимость топливно-энергетических ресурсов  и других  услуг, которые  росли  в 2009 году и продолжают расти в 2010 году, что влияет на себестоимость продукции и рентабельность продаж .
      Отсрочка  платежей за поставленную продукцию от 5 до 30 дней, но зачастую покупатели не соблюдают свои договорные обязательства в связи, с чем дебиторская задолженность за поставленную продукцию растет.
      В целях сохранения сложившихся рынков сбыта, недопущения спада производства  Общество несет определенные затраты  по сектору торгующих организаций:
       - обеспечиваем 100 % возврат не реализованной  черствой продукции
       - принимаем на свои затраты издержки по доставке продукции
      Вышеперечисленные факторы не способствуют финансовой стабильности и ведут к недостатку оборотных средств.
      Организационная  структура ОАО «Орловский хлебокомбинат» на  сегодняшний   день   имеет следующий вид ( рисунок 2.1).
        Фирменное наименование общества - ОАО «Орловский хлебокомбинат». Юридический адрес: Орловская область, г. Орел, ул. Красноармейская, д.2. 

      2.2  Анализ финансового  состояния ОАО «Орловский хлебокомбинат» 

     Важнейшим этапом выполнение курсовой работы является проведение анализа финансового  состояния и диагностики банкротства  анализируемого предприятия. 
     Под диагностикой состояния предприятия  понимают совокупность методов и  принципов распознавания нарушений  в экономических, финансовых и управленческих механизмах работы предприятия[12].
     Анализа финансового состояния  проводится по четырем группам показателей:
     - показатели ликвидности;
     - показатели финансовой устойчивости;
     - показатели деловой активности;
     - показатели рентабельности.
      Рассчитаем  показатели первой  группы, результаты сведем в таблицу 2.1. 
 

    
    
    
    
      

    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
      
 
 
 
 
 
 

     Рисунок 2.1 – Организационная структура ОАО «Орловский хлебокомбинат»
     Таблица 2.1 – Показатели ликвидности
Наименование показателя Что показывает 2008г. 2009г. 2010г.
1. Коэффициент абсолютной ликвидности Показывает, какая  часть текущих обязательств может  быть погашена за счет денежных средств, норматив Кал ? 0,2 0,16 0,31 1,26
2. Коэффициент уточненной или быстрой ликвидности Показывает, какая  часть текущих обязательств может  быть погашена за счет наличности и  ожидаемых поступлений за отгруженную  продукцию, норматив Кул ? 0,6 0,89 1,3 2,4
3. Коэффициент текущей ликвидности Позволяет установить, в какой степени текущие активы покрывают краткосрочные обязательства, норматив Ктл ? 2 1,9 2,4 3,5
4. Доля  оборотных средств в активах Характеризует структуру активов 0,31 0,31 0,36
5. Доля  собственных оборотных средств в их общей сумме Характеризует степень участия собственного капитала в формировании оборотных средств 0,46 0,59 0,72
6. Доля  запасов в оборотных активах Характеризует качество активов 0,51 0,46 0,31
7. Мобильность  собственного оборотного капитала Доля денежных средств в собственном оборотном капитале 0,43 0,25 0,51
8. Коэффициент  соотношения трудно реализуемых и легко реализуемых активов Показывает  качество активов 10,85 6,84 1,81
9. Доля  трудно реализуемых активов в  общей величине текущих активов Характеризует состояние и качество активов 0,92 0,87 0,64
 
     Проведя анализ показателей ликвидности видно, что: коэффициент абсолютной ликвидности в 2008 году равен 0,2, т.е. равен нормативу. В 2009г. этот показатель увеличился и достиг 0,31, следовательно, практически половина текущих обязательств может быть погашена за счет денежных средств. И в 2010г. он резко увеличился и стал равен 1,26, в общем в 2010г. все текущие обязательства будут погашены за счет денежных средств; расчет коэффициента быстрой ликвидности с 2008 по 2010гг. показал, что данный показатель выше нормы, соответственно, большая часть текущих обязательств может быть погашена за счет наличности и ожидаемых поступлений за отгруженную продукцию. В период 2008-2010гг. наблюдается рост коэффициента текущей ликвидности с 1,9 до 3,5. По состоянию на 2010г. данный показатель находится выше  нормы на 1,5 и показывает высокую степень покрытия текущими активами краткосрочных обязательств; рассмотрев структуру активов, можно сказать, что наблюдается увеличение доли оборотных средств в активах, в 2010г. этот показатель составил 0,36; доля собственных оборотных средств их общей сумме на 2008 год сравнительно не велика 0,46. В 2009 году наблюдается увеличение коэффициента до 0,59, что характеризует степень участия собственного капитала в формировании оборотных средств как выше среднего. К 2010 году данный показатель увеличился незначительно до 0,72; доля запасов в оборотных активах снизилась в 2010г. на 0,15, т.е. качество активов характеризуется как 31% содержание запасов в оборотных активах; мобильность собственного оборотного капитала в 2008 году составляет 0,43 долю денежных средств в собственном оборотном капитале. В 2009г. доля денежных средств в собственном оборотном капитале резко упала до 0,25, в 2010г. показатель значительно увеличился и составил 0,51; коэффициент соотношения трудно реализуемых и легко реализуемых активов снизился по сравнению с 2008 г и в 2010г. составил 1,81. Что характеризует преобладание трудно реализуемых активов в общей сумме активов; доля трудно реализуемых активов в общей величине текущих активов на протяжении анализируемого периода изменяется слабо, но имеет тенденцию к сокращению. В 2010г. показатель составил 0,64.
     Анализ показателей ликвидности ОАО «Орловский хлебокомбинат» показал достаточно устойчивое состояние предприятие, снижение ликвидности низкое качество активов из-за высокого содержания трудно реализуемых активов в общей величине текущих активов.
      Для анализа финансового состояния ОАО «Орловский хлебокомбинат» рассчитаем показатели финансовой устойчивости, и результат представим в таблице 2.2[18].
     Анализ  данных таблицы характеризует  финансовую устойчивость предприятия как стабильное.
     Таблица 2.2 – Показатели финансовой устойчивости
Наименование показателя 2008г. 2009г. 2010г.
1. Коэффициент обеспеченности собственным оборотным капиталом Ксок > 0,1 0,2 0,4 0,7
2. Коэффициент  автономии (финансовая независимость) Ка ? 0,6 0,75 0,85 0,89
3. Коэффициент  соотношения заемных и собственных  средств К<1 0,34 0,18 0,12
4. Маневренность  собственного оборотного капитала Км >0,5 0,08 0,18 0,28
5. Доля  текущих обязательств в итоге  баланса 0,17 0,13 0,10
6. Доля  заемного капитала в итоге  баланса К<0,4 0,25 0,15 0,11
7. Коэффициент  финансовой устойчивости норматив 0,7-0,8 0,83 0,87 0,9
8. Коэффициент  финансирования К>1 2,97 5,58 8,00
9. Коэффициент  обеспечения внеоборотных активов К<1 0,92 0,82 0,72
10. Уровень  функционирующего капитала 0,94 0,99 0,97
11. Коэффициент  инвестирования собственных средств 1,09 1,23 1,39
12. Коэффициент  инвестиционной активности 0,16 0,16 0,11
 
     Коэффициент обеспеченности собственным оборотным капиталом повышается на всем анализируемом периоде и в 2010 г. он составил 0,7. Это говорит о том, что оборотный капитал сформирован достаточного количества собственных средств.
     Что касается финансовой независимости, то мы видим отклонение от нормы  в лучшую сторону. Норма должна составлять более или равно 0,6, а на данном предприятии этот показатель превысил норму. Постепенно повышаясь в 2010г. его отклонение составило 0,89. Что определяет высокую долю активов организации, которые покрываются за счет собственного капитала.
     Рассчитав коэффициент соотношения заемных и собственных средств можно сказать, что на ОАО «Орловский хлебокомбинат» собственный капитал формируется в большей степени из собственных средств, так как данный показатель менее 1. В 2010 г. он составил 0,12, т.е. 0,12 часть деятельности предприятия финансируется за счет заемных средств.
     Для того, чтобы определить, какая доля собственного капитала направлена в оборотный капитал мы рассчитали маневренность собственного оборотного капитала и увидели, что данный показатель находится в отклонении от нормы (нормтив    Км > 0,5), в период с 2008 - 2010г. этот показатель постоянно возрастает с 0,08 до 0,28.
     Доля текущих обязательств в пассивах предприятия в 2008 году составила 0,17, это означает, что небольшая часть итога баланса состоит из текущих обязательств. С каждым годом этот показатель снижается и в 2010г. она составила 0,10.
     Определив долю заемного капитала в итоге баланса можно сделать вывод, что текущие обязательства составляют меньшую долю в пассивах предприятия и с каждым годом она уменьшается. В 2009г. она составила 0,15, а в 2010г. уменьшилась на 0,04. Это показывает то, что на 11% капитал предприятия состоит из заемных средств.
     Коэффициент финансовой устойчивости показал, что  по состоянию на 2009 г. удельный вес источников финансирования, которые можно использовать длительное время находился выше нормы и составляет 0,87. А по состоянию на 2010 г. этот показатель увеличился на 0,03. Т.е. увеличилось количество источников финансирования, которые используются длительный промежуток времени.
     Рассчитав коэффициент финансирования можно сказать, что деятельность предприятия финансируется в большей степени за счет собственных средств и с каждым годом данный показатель возрастает. По состоянию на 2008 г. он составлял 2,97, а в 2010 г. вырос до 8,00.
     Коэффициент обеспечения внеоборотных активов так же как и коэффициент финансирования практически в норме, но с каждым годом этот коэффициент постепенно уменьшается, в 2008 г. он составлял 0,92, а к 2010г. он упал до 0,72. Таким образом, степень обеспеченности внеоборотных активов собственным капиталом постепенно уменьшается, а объем собственных средств постепенно увеличивается.
     Уровень функционирующего капитала на всем анализируемом периоде практически не менялся и составляет в 2010г. - 0,97, т.е. доля функционирующего капитала в активах предприятия остается неизменной либо меняется незначительно.
     Определив коэффициент инвестирования собственных  средств можно сказать, что с  каждым годом степень покрытия источниками собственных средств производственных инвестиций увеличивается. К 2010 г. данный показатель увеличился до 1,39 по сравнению с 1,09 в 2008г.
     Показатель инвестиционной активности в 2008 – 2009гг. составил 0,16, а 2010г. понизился до 0,11. Это говорит о том, что объем средств, направленных организацией на модификацию и усовершенствование собственности и на финансовые вложения в другие организации немного уменьшился. Но характер инвестиционной активности предприятия является достаточно пассивным[14].
     Таким образом, на ОАО «Орловский хлебокомбинат» показатели финансовой устойчивости находятся в нормальном состоянии, хотя и меняются в разные стороны.
     Проведем  анализ деловой активности предприятия и представим его в таблице 2.3.
     Таблица 2.3 – Показатели деловой активности
Наименование показателя 2008г. 2009г. 2010г.
1 2 3 4
1. Выручка  от реализации, тыс. руб. 1512420 1944984 1878181
2. Чистая  прибыль, тыс. руб. 89866 124810 155080
3. Производительность  труда 15754,38 17843,89 15783,03
4. Ресурсоотдача  (коэффициент общей  оборачиваемости) 2,12 2,51 2,05
5. Фондоотдача,  тыс. руб./тыс. руб.  3,68 4,3 3,58
6. Коэффициент  оборачиваемости материалов 14,7 19,47 19,53
7. Срок  оборота материалов 24 18 18
8. Оборачиваемость  готовой продукции 238,18 259,89 384,32
9. Срок  оборота готовой продукции 2 1 1
10. Коэффициент  оборачиваемости дебиторской задолженности  17,22 19,92 17,53
11. Срок  оборота дебиторской задолженности 21 18 21
12. Коэффициент  оборачиваемости текущих обязательств 12,64 19,73 20,24
13. Срок  оборота текущих обязательств 28 18 18
14. Коэффициент оборачиваемости собственного капитала 2,83 2,95 2,31
15. Срок  оборота собственного капитала 127 122 156
 
     Из таблицы 2.3 видно, что все показатели деловой активности с 2008 на 2009 год увеличиваются, за счет эффективности производства, а с 2009 по 2010 год показатели снижаются. Чистая прибыль увеличилась на 34944 тыс. руб. вследствие того, что увеличилась выручка от реализации продукции в 2009г. Производительность труда в 2009 г. резко возросла на 2089,51, а к 2010 г. снизилась на 2060,86, это говорит о том, что использование трудовых ресурсов стало менее эффективным.
     Ресурсоотдача снизилась на 0,46, соответственно количество периодов, за который совершается полный цикл производства и обращения ресурсов снизился.
     Фондоотдача снизилась на 0,72, т.е. эффективность использования основных средств и прочих внереализационных активов понизилась.
     Коэффициент оборачиваемости материалов увеличился в 2010г. на 0,06, это свидетельствует об уменьшении материальных ресурсов на предприятии.
     Срок  обновления запасов материалов тоже уменьшился и в 2010г. составил 18 дней.
     Оборачиваемость готовой продукции в 2009г. увеличилась на 21,71, это означает, что спрос на продукции вырос. По состоянию на 2010г. этот показатель вырос на 124,43, следовательно спрос в этот промежуток времени резко повысился. В следствии чего к 2010 году  срок обновления готовой продукции не изменился и составляет 1 день.
     Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности в 2010г. сократился до 17,53, это говорит о снижении количества обращения счетов к получению в деньги. А средняя продолжительность коммерческого кредита увеличилась до 21 дней.
     В 2010 году коэффициент оборачиваемости текущих обязательств повысился на 0,51, таким образом, увеличилась скорость оплаты задолженности, т.е. уменьшилось количество покупок в кредит. Срок оборота текущих обязательств по состоянию на 2010г. сократился на 10 дней по сравнению с 2008 годом. Следовательно сократился средний срок возврата долгов.
     Коэффициент оборачиваемости собственного капитала сократился на 0,64, т.е. активность средств, которыми рискуют акционеры уменьшилась. В следствии чего увеличился срок оборота собственного капитала на 34 дня в 2010 году, это говорит о небольшом снижении продаж.
     Анализ  показателей деловой активности предприятия показывает стабильное положение и функционирование производственной деятельности.
     Последним этапом финансового анализа предприятия  является оценка его рентабельности, покзатели которой рассчитаем и  занесем в таблицу 2.4. 

     Таблица 2.4 – Показатели рентабельности
Наименование показателя 2008 г. 2009 г. 2010 г.
1 2 3 4
1. Рентабельность  активов 0,13 0,16 0,17
2. Рентабельность  продаж 0,13 0,15 0,16
3. Рентабельность  основной деятельности (производства) 0,19 0,25 0,28
4. Рентабельность  собственного капитала 0,17 0,19 0,19
5. Рентабельность оборотного капитала 0,4 0,52 0,47
 
     Проанализировав показатели рентабельности предприятия  сделаем следующие выводы:
    рентабельность активов в 2010г. показывает, что на каждый рубль, вложенный в активы предприятие получит 0,17 рубля прибыли;
    рентабельность продаж увеличивается с каждым годом и в 2010г. предприятие имеет лишь 0,16 рубля прибыли с каждого рубля реализации продукции;
    рентабельность производства также увеличивается и к 2010 г. она составила 0,28 рубля прибыли, которую имеет предприятие на один рубль затрат;
    рентабельность собственного капитала в 2010г. не изменилось и составила 0,19, следовательно, предприятие получит 0,19 рубля прибыли с каждого рубля, вложенного собственниками в предприятие;
    рентабельность оборотного капитала уменьшилась на 0,05. Что свидетельствует об уменьшении прибыли, вложенной в оборотные активы, т.е. 0,05 рубля прибыли приходится на один рубль, вложенный в оборотные активы.
     Таким образом, рассмотрев показатели, характеризующие  финансовое состояние предприятия  можно сделать вывод, что все  они находятся  пределах норм. Учитывая многообразие показателей финансовой устойчивости, различие в уровне их критических оценок и возникшие в связи с этим сложности в оценке риска банкротства, рекомендуется производить интегральную балльную оценку финансовой устойчивости.
     Сущность  этой методики заключается в классификации  предприятий по степени риска исходя из фактического уровня показателей финансовой устойчивости и рейтинга каждого показателя, выраженного в баллах[12].
     Используя критерии оценки, определим, к какому классу относится анализируемое предприятие. Результаты представим в таблице 2.5.
     Таблица 2.5 – Оценка финансовой устойчивости анализируемого предприятия
Наименование  показателя Классы  устойчивости
2008 г. 2009 г. 2010 г.
Значе-ние Баллы Значение Баллы Значение Баллы
1 2 3 4 5 6 7
1. Коэффициент  абсолютной ликвидности 0,16 13 0,31 20 1,26 20
2. Коэффициент быстрой ликвидности 0,89 15 1,3 18 2,4 1,8
3. Коэффициент  текущей ликвидности 1,9 15 2,4 16,5 3,5 16,5
4. Коэффициент финансовой независимости 0,75 17 0,85 17 0,89 17
5. Коэффициент  обеспеченности собственными оборотными средствами 0,2 6 0,4 12 0,7 15
6. Коэффициент  обеспеченности запасов собственным  капиталом  0,34 0 0,18 0 0,12 0
Значение  группы - 66 - 83,5 - 86,5
 
     Исходя  из данной таблицы, можно сделать вывод, что по состоянию на 2008 - 2009 гг. на ОАО «Орловский хлебокомбинат» имеется небольшая степень риска по задолженности, но так как в 2010 году были проведены своевременные меры по оздоровлению финансового состояния хлебокомбината, то можно с уверенностью говорить о том, что степень риска по задолженности хлебокомбината уменьшается, т.е. ОАО «Орловский хлебокомбинатр» относится ко второму классу финансовой устойчивости, с небольшой степенью риска и имеет тенденции к уменьшению риска по задолженности[6].
     Для того, чтобы иметь точное представление  о состояние хлебокомбината, применим методики прогнозирования банкротства, разработанные зарубежными и российскими авторами.
     Все методики прогнозирования банкротства, разработанные зарубежными и  российскими авторами, включают в  себя несколько (от двух до семи) ключевых показателей, характеризующих финансовое состояние коммерческой организации. На их основе в большинстве из названных методик рассчитывается комплексный показатель вероятности банкротства с весовыми коэффициентами у индикаторов. Эти методики и модели должны позволять прогнозировать возникновение кризисной ситуации коммерческой организации заранее, ещё до появления её очевидных признаков[12].
     Двухфакторная модель прогнозирования банкротства  Альтмана представлена в формуле 1:
     Х = - 0,3877 – 1,0736 * KТЛ + 0,0579 * KФЗ,                                                                                    (1)
     где  KТЛ – коэффициент текущей ликвидности,
     KФЗ - коэффициент финансовой зависимости.
     Х2010 = -0,3877 – 1,0736 ?3,5+0,0579?0,85 = - 4,1.
     В зависимости от величины Х вероятность банкротства определяется следующим образом: если Х больше 0,3, то вероятность банкротства велика, если Х  больше -0,3, но меньше 0,3,  то вероятность банкротства средняя, если Х меньше -0,3, то вероятность банкротства мала, если же Х равен 0, то вероятность банкротства равна 50%.
     После применения двухфакторной модели прогнозирования банкротства Альтмана, можно сказать, что данные 2010 года показывают – вероятность банкротства мала.
     Пятифакторная модель прогнозирования банкротства  Альтмана представлена в формуле 2:
     Z = 1,2Х1 + 1,4Х2 + 3,3Х3 + 0,6Х4 + 0,999Х5,                                                  (2)
     где Z – степень надежности, отдаленности от банкротства;
     Х1 = (текущие активы – краткосрочные пассивы)/ сумма активов;
     Х2 = прибыль отчетного года/ сумма активов;
     Х3 = прибыль до выплаты налогов и процентов/ сумма активов;
     Х4 = рыночная цена собственного капитала/ заемный капитал;
     Х5 = выручка от реализации/ сумма активов.
     Проанализируем  на основе пятифакторной модели банкротства  Альтмана состояние хлебокомбината за три года.
     Х108 = (223188 – 119627) / 713086 = 0,15
     Х208 =89866 / 713086 = 0,13
     Х308 = 124037 / 713086 = 0,17
     Х408 = 533619 / (59840 + 119627) = 2,97
     Х508 = 1512420 / 713086 = 2,12
     Z09  = 1,2•0,15+ 1,4•0,13 + 3,3•0,17 + 0,6•2,97 + 0,999•2,12 = 4,82
     Аналогично  рассчитаем оставшиеся года и получим:
     Х109 = 0,18       Х110 = 0,26
     Х209 = 0,16       Х210 = 0,17
     Х309 = 0,22 Х310 = 0,22
     Х409 = 5,58 Х410 = 8,00
     Х509 = 2,51 Х510 = 2,05
     Z09 = 1,20,18 + 1,40,16 + 3,30,22 + 0,65,58 + 0,9992,51 = 7,02
     Z10 = 1,20,26 + 1,40,17 + 3,30,22 + 0,68 + 0,9992,05 = 8,12
     В зависимости от значения Z дается оценка  вероятности банкротства по определенной шкале, приведенной в таблице 2.6.
     Таблица 2.6 – Вероятность банкротства  предприятия по Z-счету Альтмана
     Значение Z-счета      Вероятность наступления банкротства
     Z < 1,8      очень высокая
     1,8 < Z < 2,7      высокая
     2,7 < Z < 2,9      возможная
     Z > 2,9      очень низкая
     Применив  пятифакторную модель прогнозирования банкротства Альтмана, можно сказать, что вероятность наступления банкротства очень низкая и с каждым годом она уменьшается.
     Проанализируем  вероятность банкротства хлебокомбината за три года на основе модели Лиса[12].
     Модель  Лиса имеет следующий вид:
     ZЛиса = 0,063*Х1 + 0,092*Х2 + 0,057*Х3 + 0,001*Х4 ,                                      (3)
     В данной четырехфакторной модели значения Х рассчитываются следующим образом:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.