На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Принципы и методы управления предприятием

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 23.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ: 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...……..3
    УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ – ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ….…..….5
    ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ………..….9
    МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ..14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………18 
БИБИЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………...…19
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Современное предприятие представляет собой  сложный комплекс, динамизм и слаженность  работы которого обеспечивается механизмом управления. Управление представляет собой централизованное воздействие на коллектив людей с целью организации и координации их деятельности в процессе производства. Необходимость управления связана с процессами разделения труда на предприятии.
     Главной задачей управления является обеспечение  роста эффективности производства на основе постоянного совершенствования технического уровня, форм и методов управления, повышение производительности труда как важнейших условий получения и наращивания доходов предприятия.
     В основе управления предприятием лежат  некоторые универсальные принципы, под которыми принято понимать руководящие направления и правила, положенные в основу решения задач, связанных с управлением. В принципах проявляются наиболее устойчивые черты объективных закономерностей управления. Соблюдение принципов управления можно рассматривать как залог успеха управления.
     Кроме того, чтобы управление предприятием было наиболее эффективным, необходимо применять системную методологию, то есть методы системного подхода  к организации управленческой деятельности на предприятии.
     Таким образом, тема, раскрываемая в данной работе, носит актуальный характер в современных условиях, о чем свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.
     Цель  данной работы – рассмотреть основные принципы управления предприятием.
     Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
     - рассмотреть понятие и сущность  процесса управления предприятием,
     - охарактеризовать основные принципы  управления предприятием,
     - определить методологические основы  управления предприятием.
     Объектом  данной работы является управление предприятием, а предметом – его основные принципы и методы.
     Поставленные  в работе задачи решались с помощью  анализа научной литературы, учебников и пособий по исследуемой проблеме.
     Структура работы определена ее целями, состоит  из введения, трех разделов, раскрывающих тему исследования, заключения, библиографического списка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ – ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ 

     В общем смысле менеджмент - это управление неким объектом, в качестве которого, как правило, выступает какой-либо процесс.
     Управление  применимо к различным видам  человеческой деятельности (управление автомобилем); к различным сферам деятельности (управление в биологических  системах, управление государством); к  органам управления (подразделениями  в государственных и общественных организациях).
     Управление  предприятием или менеджмент организации  - это процесс управления организацией и всем тем, что влияет на получение качественного конечного результата. Направлено управление предприятием на достижение определенных намеченных данным предприятием целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов. Здесь фирма ориентируется на спрос и потребности рынка; постоянно стремится к повышению эффективности производства, то есть к получению оптимальных результатов с меньшими затратами, стремится к хозяйственной самостоятельности, обеспечивающей свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за конечный результат деятельности фирмы.
     Сущность  управления - установление и поддержание  согласованности взаимодействия людей, участвующих в едином процессе. 1
     Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый  для того, чтобы сформировать и  достичь целей организации.
     Основные  действия при управлении предприятием:2
     Планирование  - это начальное управленческое действие, в результате выполнения которого определяют: какие результаты предполагается получить в будущем (постановка целей) и какие действия, в какой последовательности и в какие сроки должны быть для этого выполнены.
     Организация обеспечивает выполнение плана, определив, кто и какие работы будет выполнять  и с кем при этом необходимо взаимодействовать. Особенно эффективным  этап организации может считаться  тогда, когда было разработано и  проведено профессиональное, профильное обучение персонала.
     Руководство создает условия для того, чтобы  исполнители хорошо понимали, каких  результатов от них ожидают, были заинтересованы в их получении, испытывали удовлетворение от продуктивной работы.
     Контроль  завершает управленческий цикл, соизмеряя фактические результаты работы с запланированными и получая информацию о том, достигает ли предприятие поставленных целей. Контроль позволяет выделить проблемы и предпринять корректирующие меры прежде, чем предприятию будет нанесен серьезный ущерб. Именно контроль делает управление чувствительным к изменениям. Реагирование же на эти изменения осуществляется через планирование, организацию и руководство. Тем самым цикл управления оказывается замкнутым. 3
     Можно выделить следующие особенности управленческого труда:
     1. Умственный труд работников аппарата  управления, состоящий из трех  видов деятельности:
     - организационно-административной и воспитательной (прием и передача информации, доведение решений до исполнителей, контроль исполнения);
     - аналитической и конструктивной (восприятие информации и подготовка соответствующих решений);
     - информационно-технической (документационные, учебные, вычислительные и формально-логические операции).
     2. Участие в создании материальных  благ не прямо, а посредственно (косвенно через труд других лиц). 4
     3. Предмет труда - информация.
     4. Средства труда - организационная  и вычислительная техника.
     5. Результат труда - управленческие  решения.5
     Система управления - это совокупность элементов, обеспечивающих целенаправленное функционирование предприятия.
     Элементы  системы управления:
     1. Цель - желаемый результат функционирования  системы. Требования: реальная, возможная  при данных условиях функционирования  предприятия, достижимая, реализуемая.  У любой организации должны существовать: стратегическая цель (долговременная), текущие цели - на 1 год и оперативные - до месяца.
     2. Принципы управления - правила осуществления  управленческой. Носят объективный  характер, вытекают из законов  и закономерностей управленческой  деятельности.
     3. Функции управления - специализированные  виды управленческой деятельности.
     4. Методы управления - способы осуществления  управленческой деятельности. Направлены  на реализацию функций управления, вытекают из принципов фирмы.
     5. Персонал управления - работники, реализующие функции управления (руководители, специалисты, технический персонал)
     6. Организационная структура системы  управления - совокупность взаимосвязей  между персоналом управления  и организацией, обеспечивающая  ее функционирование. Состоит из персонала управления (исполнителей функций), функциональных обязанностей исполнителей, взаимосвязей между исполнителями по поводу реализации функциональных обязанностей.
     7. Техника управления - совокупность  технических средств. 6
     8. Технология управления - последовательность выполнения функций управления с использованием методов и технических средств.
     9. Информация - совокупность сведений  используемых при осуществлении  управленческой деятельности (законы, устав).7
     Система управления должна соответствовать целям управления, каждый из элементов должен соответствовать системе в целом, каждый из элементов должен соответствовать любому из элементов.
     Качества  эффективного управляющего: знание теоретической  части; обладание энергией, здоровой психикой; умение применять знания; желание эффективно управлять. 8
     Таким образом, управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформировать и достичь целей организации. Это сложная интеллектуальная деятельность человека, требующая специальных знаний и опыта. Сущность управления состоит в установлении и поддержании согласованности взаимодействия людей, участвующих в едином процессе.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ 

     Принцип – это основное исходное положение какого-либо учения, теории, науки, мировоззрения, политической организации и так далее; а также внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности, нормы поведения и деятельности.9
     Роль  принципов - конституционная основа. Различают общие и правила функционирования отдельных элементов. Общие принципы определяют как систему управления, так и присущи отдельным элементам.
     1. Принцип научности управления: управленческая деятельность должна носить объективный характер; использование новейших методов и средств; управленческая деятельность под воздействием науки развивается совершенствуется;
     2. Принцип экономичности. Основные  затраты на управление - оплата  труда персонала управления.
     3. Принцип экономичности управленческой деятельности. Должна обеспечиваться высокая прибыльность функционирования предприятия. Затраты и результаты необходимо соотносить.
     4. Принцип комплексности. Учет всех  факторов.
     5. Принцип системности управления. Предполагает учет влияния всех  факторов друг на друга и на результат управленческой деятельности.
     6. Принцип пластичности. Гибкость, легкая  адаптируемость к изменяющимся  внешним условиям.
     7. Принцип самокорректировки. Система  управления должна сама выявлять  свои несовершенства и вырабатывать  механизмы противостояния.
     8. Принцип оперативности. Быстрая  реакция на изменение ситуации.
     9. Принцип здравого смысла. 10
     Анри  Файоль предлагает следующие четырнадцать принципов управления.
     1.  Разделение труда - принцип, цель которого «производить больше и лучше при тех же усилиях». Специализация, по утверждению Файоля, является одной из примет естественного порядка вещей.
     2. Власть - право отдавать распоряжения и требовать их выполнения. Файоль различает «официальный», связанный с занимаемой должностью, получаемый «по уставу», и «личный» авторитет, обусловленный такими качествами, как интеллект, жизненный опыт, цельность и способность играть роль лидера. Личный авторитет первоклассного управляющего является обязательным дополнением власти официальной.
     3. Дисциплина - сводится к послушанию, прилежанию, энергичности, определенному поведению и внешним знакам почтения, соблюдаемым в соответствии с существующим между фирмой и работниками соглашением. В различных организациях дисциплина может иметь разные формы, но она всегда является одним из существеннейших их элементов.
     4. Единство распорядительства - подчиненный должен получать приказы только от одного начальника. Согласно Файолю, двойные приказы в любом случае являются источником напряжения, смущения и конфликтов.
      5. Единство руководства - один руководитель и один план для совокупности операций, направленных на достижение одной и той же цели. Если принцип единства распорядительства требовал, чтобы каждый подчиненный получал приказы только от одного руководителя, то данный принцип сводится к единству управления и плана.
     6. Подчинение индивидуальных интересов  общим - заставляет вспомнить о том, что в бизнесе интерес одного подчиненного или группы подчиненных не должен противоречить целям предприятия. Файоль обращает внимание на то, что одной из серьезнейших проблем управления является согласование общих и личных или групповых интересов. 11
     7. Вознаграждение персонала - труды должны быть вознаграждены». Файоль рассматривает факторы, определяющие уровень оплаты, но не зависящие от воли нанимателя, такие как прожиточный минимум, предложение рабочей силы, экономическая обстановка и экономическое положение предприятия.
     8. Централизация - подобно разделению труда присуща естественному порядку вещей. Рассматривая вопрос о том, какую структуру - централизованную или децентрализованную - должна иметь организация, Файоль сравнивает ее с живым организмом. Вот что он пишет о централизации: «Вопрос централизации или децентрализации - это вопрос меры, вопрос нахождения оптимального для данной ситуации устройства...»
     9. Скалярная цепь - властная вертикаль, связывающая все уровни подчинения от высшей инстанции до низших ступеней. Более привычными терминами для определения этого понятия будут «иерархия» и «каналы», или «линии коммуникации, субординации». Для того чтобы сохранить возможность контроля и избежать при этом излишней потери времени, он предлагает использовать систему делегирования подчиненным прав и ответственности по осуществлению необходимых коммуникаций.
     10. Порядок - наличие «места для всякой вещи и всякой вещи на своем месте» (материальный порядок) и, по аналогии, «места для каждого лица и каждого лица на своем месте» (социальный порядок). Эта мысль естественным образом приводит Файоля к рассмотрению вопроса о надлежащей организации работы и подбора персонала.
     11. Справедливость - сочетание правосудия и доброжелательности. Обретение должного баланса между справедливостью и дисциплиной требует от руководителя немалого здравомыслия, опыта и добродушия. 12
     12. Стабильность состава персонала - имеет отношение к проблемам планирования кадров, совершенствования методов управления и текучести рабочей силы.
     13. Инициатива - способность составлять план и обеспечивать его выполнение. Она, будучи одним из «сильнейших стимулов, определяющих поведение человека», обеспечивает мотивацию и удовлетворенность работой.
     14. Корпоративный дух - созидание и поддержание определенной гармонии в организации.13
     Есть  другие точки зрения на принципы управления предприятием, например, по мнению Питера Хэрриота, сейчас в число принципов и ценностей, которые должны разделять и работники компании, и весь менеджмент, необходимо включить следующие:
     - принцип стремления к взаимному благу. Организация существует на благо ее сотрудников в той же степени, в какой сотрудники - на благо организации;
     - развитие организации есть развитие ее работников. Если конкурентоспособность сотрудника улучшается, то это способствует усилению интеллектуального потенциала организации, а вследствие этого - преимущественного положения по отношению к конкурентам;
     - сотрудники организации различаются по карьерным перспективам и ожиданиям на разных стадиях своего развития, поэтому следует осуществлять постоянный мониторинг текущего состояния потенциала работников, их ожиданий и соотносить их с перспективами развития организации. Отсюда вытекает и принцип индивидуального подхода, в том числе и в вопросах стимулирования, и принцип необходимости творческого подхода к стимулированию, и принцип динамичности стимулов;14
     - принцип постоянного внимания к работникам. Самые ценные сотрудники организации со временем предпримут попытки перейти на работу в другую организацию или работать хуже, чем могут;
     - принцип неизменной уважительности. Перемены, которые отражаются на состоянии рынка труда могут  привести  к  изменению  баланса различных  сил (в данном случае баланса сил работника и работодателя). Тем не менее эти колебания не должны влиять на переговоры с сотрудниками об условиях их работы и развития;
     - принцип взаимопонимания. В случае наличия противоречий между интересами отдельного работника и интересами коллектива необходима глубокая проработка проблемы, исследование альтернатив развития и открытое обсуждение ситуации;
     - принцип доверия. Переговоры о развитии могут проводиться только в том случае, если отдельный сотрудник и представитель руководства компании могут открыто говорить о том, чего они хотят добиться, и готовы пойти на компромисс, а лучше — на сотрудничество. Доверие является необходимым фактором сотрудничества;
     - принцип стимулирования: определите потребности человека и постарайтесь организовать соответствующий стимул, связав его с нужным трудовым поведением.15
     Таким образом, принципы, на которых строится управление предприятием, относятся к числу важнейших категорий управления. Под ними понимают основные фундаментальные идеи, представления об управленческой деятельности, вытекающие непосредственно из законов и закономерностей управления. 
 
 

3. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ  

     Реализация  функций и принципов управления осуществляется путем применения различных  методов. Метод управления - это совокупность приемов и способов воздействия  на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.
     Методы  управления - это способы воздействия управляющего субъекта на управляемый объект, руководителя на возглавляемый им коллектив. Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности.
     Характеризуя  методы управления, необходимо раскрыть их направленность, содержание и организационную форму.
     Направленность  методов управления ориентирована  на систему управления - фирму, отдел  и так далее, в частности на людей, осуществляющих различные виды трудовой деятельности в организации.16
     В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и  их сочетания. Так или иначе, но все  методы управления органически дополняют  друг, друга находятся в постоянном динамическом равновесии.17
     Следует различать методы управления и методы процесса управления. Методы управления характеризуют законченный акт воздействия на объект управления, тогда как с помощью методов процесса управления выполняются лишь отдельные работы.
     Нередко выделяют методы прямого и косвенного воздействия. При использовании первых (приказ, стимул) предполагается непосредственный результат воздействия, вторые направлены на создание условий для достижения высоких результатов (качество трудовой жизни).18
     Можно выделить методы формального и неформального  воздействия. Соотношение их в практике управления отражает характерные черты стиля управления. Методы неформального воздействия включают воспитательную работу руководителя, психологическую атмосферу его взаимодействия с подчиненными, поведение в коллективе и так далее.
     Наибольшее  значение имеет классификация методов  управления на основе объективных закономерностей, присущих производству как объекту  управления, на основе специфики отношений, складывающихся в процессе совместного  труда. По этому признаку выделяют методы:
     - организационные (в том числе административные);
     - экономические;
     - социально-психологические.19
     Методы  управления используются в комплексе, так как неразрывны и органичны  отношения, на которых они базируются. Успешное использование методов  управления в значительной степени зависит от глубины познания объективных законов развития производства и управления (онтогенетических и филогенетических закономерностей развития и функционирования управляемой системы). В методах управления находит свое выражение практическое использование этих законов.20
     Организационные методы управления базируются на организационных  отношениях между людьми. Всю совокупность организационных методов управления можно классифицировать по трем группам: методы организационно-стабилизирующего, распорядительного и дисциплинарного воздействия. Методы организационно-стабилизирующего воздействия предназначены для создания организационной основы совместной работы. Это - распределение функций, обязанностей, ответственности, полномочий, установление порядка деловых взаимоотношений. Они включают: регламентирование - четкое закрепление функций и работ; нормирование - установление нормативов выполнения работ, допустимых границ деятельности; инструктирование - ознакомление с обстоятельствами выполнения работы, ее разъяснение. Методы распорядительного воздействия предназначены для реагирования на неучтенные моменты организации, корректировки сложившейся системы организации под новые задачи и условия работы. Методы данной группы реализуются в форме директивы, приказа, указания, распоряжения, резолюции, предписания и так далее.
     Методы  дисциплинарного воздействия предназначены  для поддержания организационных  основ работы, четкого и своевременного выполнения установленных задач  и обязанностей, ликвидации возникающих отклонений в системе организации.
     Административные  методы управления связаны с властной природой управления: одна сторона (вышестоящий  орган, должностное лицо) наделяется властными полномочиями и вследствие этого может приказывать другой стороне - управляемому. В этом случае наблюдается, как правило, прямая подчиненность. Каждое нижестоящее звено организационно подчинено вышестоящему органу и обязано выполнять все его решения независимо от собственного мнения.
     Экономические методы управления предназначены для воздействия на экономические отношения. Здесь выделяются следующие методы: хозяйственный расчет, капитальные вложения, система амортизационных отчислений; плата за фонды; использование фондов развития производства; системы материального стимулирования, распределения прибыли и другие. К экономическим методам управления относятся также ценообразование, кредитование, система дотаций, осуществление материальных санкций. Каждый из этих методов специфичен. Часть из них возможно использовать только в широких масштабах управления — народное хозяйство, отрасль и так далее, другие же используются независимо от уровня управления.21
     Социально-психологические  методы управления предназначены для  воздействия на социально-психологические  отношения между людьми. Специфика этих методов заключается в значительной доле использования неформальных факторов, интересов личности, группы, коллектива в процессе управления. Речь идет о направлениях деятельности, методах, приемах, инструментах влияния на поведение людей в организациях, определяющих сферу компетенции современного менеджера и специалиста по персоналу.
     Социально-психологические  методы включают: социальное планирование и социальную поддержку; развитие потенциала коллектива, групп и работников; формирование и поддержание благоприятной социально-психологической атмосферы в организации; формирование команд; соучастие работников в принятии решений; формирование привлекательной миссии и видения будущего коллектива, группы, организации; повышение качества трудовой жизни; индивидуальный подход к работникам; создание высокого уровня качества трудовой жизни и так далее.22
     Таким образом, методы управления — это способы осуществления управленческих воздействий для достижения целей управления организацией. Существуют разные классификации методов управлений, но чаще всего выделяют: экономические, административно-правовые и социально-психологические методы управления, которые отличаются способами и результативностью воздействия на персонал 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В данной работе была рассмотрена сущность процесса управления предприятием, основные принципы управления и методы его реализации.
     Обобщая проделанную работу можно сделать  следующие выводы.
     Управление  предприятием - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформировать и достичь целей организации. Направлено управление на достижение определенных намеченных данным предприятием целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов.
     Принципы  управления - правила осуществления управленческой деятельности. Они носят объективный характер и вытекают из законов и закономерностей управленческой деятельности. Среди основных выделяют: принцип научности управления, принцип экономичности, принцип комплексности и системности, принцип пластичности, принцип самокорректировки, принцип оперативности и другие.
     Методы  управления вытекают из принципов управления. Они направлены на реализацию функций управления. Это способы воздействия управляющего субъекта на управляемый объект, руководителя на возглавляемый им коллектив. Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности. Методы управления используются в комплексе, так как неразрывны и органичны отношения, на которых они базируются.
     Успешное  использование методов управления в значительной степени зависит от глубины познания объективных законов развития производства и управления. 
 
 
 

БИБИЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 

     
    Борисов, Е.Ф. Экономическая теория/ Е.Ф.Борисов. – М.: Проспект, 2006. – 288 с.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.