На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Характеристика русского дактильного языка

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 23.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


1. Понятие о дактильной речи
      Единственным языком человеческого общества всегда был язык слов. Именно в слове формируется мысль. Посредством языка люди общаются друг с другом, обмениваются мыслями, информацией, понимают друг друга, находят взаимопонимание и общие интересы. Но общение есть двусторонний речевой акт: один говорит, другой - слушает посредством слухового восприятия.
      Однако, существует довольно большая категория людей, для которых основным средством коммуникации с окружающим миром является ручной, жестовый язык (кинетическая форма речи). Это люди, имеющие различные нарушения слуховой функции (глухие, слабослышащие, позднооглохшие, слепоглухие).
      При установлении ручной коммуникации неслышащие используют две, совершенно различные системы общения - дактилологию (ручную азбуку, дактильную речь) и жестовую речь. Главное, что объединяет эти системы - способ передачи и восприятия информации. Глухой собеседник с помощью различных комбинаций пальцев и ручных жестов воспринимает информацию визуально (зрительно). 

              1.1. Из истории
      К сожалению, наукой точно не установлено, когда и кем впервые был изобретен дактильный алфавит. Однако, известно, что пальцевые изображения букв встречаются уже в латинской Библии X века.
Исследователи полагают, что впервые дактильный алфавит был опубликован в 1593 г. испанским монахом де Вебра, а начало применению дактильной речи в обучении глухих было положено испанским монахом Педро Понсе де Лион, деятельность которого относится к XVI в. Специальный дактильный алфавит, созданный для обучения глухих, был опубликован в 1629 г. Бонетом, который был положен в основу французского дактильного алфавита первыми учителями глухих во Франции - Перейра и Делепе в XVIII в. Этот алфавит также был положен в основу американского дактильного алфавита, разработанного в начале XIX в. Галл одетом и Клерком.
      Интересен факт, что британский дактильный алфавит, впервые опубликованный в 1698 г., был построен на другой основе. В отличие от испанского, французского, американского и многих других этот алфавит - двуручный. Помимо Великобритании его современная модификация широко применяется в других государствах (Австралии. Южной Африке и др.).
      В России русский дактильный алфавит был опубликован и описан в 1835 году в книге В. И. Флери ««Глухонемые, рассматриваемые в отношении к их состоянию и к способам образования, самым свойственным их природе», в то время уже использовавшийся в учебном процессе. В этом дактильном алфавите отчетливо прослеживается традиция, идущая от Бонета: пальцевое воспроизведение графического изображения букв. В современный русский дактильный алфавит входит большинство дактилем, представленных в книге директора Петербургского училища для глухонемых Г. А. Гурцева «Энцеклопедический курс» (1838) (приложение 1).
      Созданы и широко применяются дактильные алфавиты национальных языков стран СНГ, в том числе: украинский, белорусский, узбекский, молдавский и др.
      Всемирной федерацией глухих при проведении различных международных форумов с 1963 года широко используется разработанный международный дактильный алфавит. 

1.2. Дактилология — ручная азбука
      Дактильная речь — это особая кинетическая система. При этом способе ручной коммуникации движения рук и положения пальцев обозначают не сами явления окружающего мира, а буквы алфавитов национальных языков, которые служат для называния этих явлений, т. к. они являются элементами слов (единиц письменной речи).
      По структуре дактильная речь — это речь при помощи обозначений букв, условной комбинации пальцев руки. Используя набор дактильных знаков, собеседник при дактилировании следует грамматике словесного языка. Таким образом, дактильная речь есть своеобразная кинетическая форма словесной речи, вербальной коммуникации.
      Термин дактилология происходит от древнегреческого dactilos + logos (что означает палец + слово, учение) или пальцевая азбука. Безусловно, это знаковая система. Ныне этот термин как общепринятый широко используется в отечественной и зарубежной литературе: он точно отражает природу и специфику данной формы языка. Кроме того, пальцевую азбуку также называют ручной, поскольку каждая буква слова передается определенными положениями пальцев одной (если дактилология одноручная) или обеих рук (если дактилология двуручная).
      Дактильный алфавит, дактильная буква, или дактипема — это дактилируемая буква алфавита.
      Дактильная речь есть коммуникация (общение) посредством ручной азбуки, дактилологии.
      Таким образом, термин дактилология служит для обозначения системы пальцевых знаков как средства общения. Каждый дактильный знак (дактилема, дактильная буква) соответствует определенной единице устной речи. Процесс общения с помощью дактилологии иногда еще называют письмом в воздухе (Л. С. Выготский, А. Г. Геранкина). В отличие от идеографического письма дактильное письмо отражает звуковую форму слова.
      При помощи дактильной речи можно воспроизводить не только общий смысл сообщения, но и его дословное содержание. Посредством дактильных знаков, следующих друг за другом в определенном порядке, можно составить и передать любые слова, предложения, фразы. Таким образом, дактильная речь позволяет передавать любые сообщения в процессе непосредственного общения с неслышащими людьми. 

1.3 Сравнительная характеристика дактильной речи с устной
и письменной речью
      Вместе с тем, дактильная форма речи имеет черты сходства и отличия от устной и письменной речи. Главная общность дактильной, устной и письменной речи заключается в их коммуникативной функции. При этом и дактильные знаки, и звуки, и буквы, различные между собой по способу и месту образования, являются элементами единой системы коммуникации - языка слов.
      Дактильная речь во многом отражает характерные особенности устной и письменной речи. С письменной речью ее роднит происхождение. В любом языке каждый дактильный знак образован по принципу: общее подобие от соответствующей буквы в алфавите, число дактилем равно числу графем, поэтому она строится по нормам правописания, иногда ставят между ними знак равенства.
      Дактильная речь подчиняется правилам не столько устной, сколько письменной речи. Воспроизведение словесной речи посредством дактильного алфавита происходит не по орфоэпическим, а орфографическим нормам, поэтому при общении в форме дактильной речи соблюдаются все правила орфографии, морфологии и синтаксиса данного языка.
      Отличие дактильной речи (как и жестовой речи в целом) от словесной заключается в том, что она воспринимается зрительно: при дактилировании происходит не слушание речи, а зрительное чтение ручных изображений буквенного состава слова. При этом чтение дактильной речи не позволяет воспринять все слово или короткое предложение одновременно, как это имеет место при чтении письменной или восприятии устной речи, поскольку при дактилировании видны только отдельные, следующие друг за другом буквенные знаки. При дактилировании дактильная буква исчезает из поля зрения после воспроизведения следующей буквы. И сколько бы раз мы ни дактилировали одно и то же слово, мы никогда не увидим его в целом: слово всегда нужно мысленно составить из набора продактилированных букв.
      Отсюда и вывод: дактильная речь в своей основе — речь письменная. В непосредственном общении она выступает в форме устной речи и наделена ее характерными признаками. 

1.4. Структура дактильной азбуки
      Анализируя способы воспроизведения в дактильной азбуке алфавитов национальных языков, исследователи стремились положить в основу своего описания «принцип сходства»: создатели первых дактильных алфавитов и их последователи стремились к тому, чтобы дактилемы - определенные конфигурации пальцев руки (рук), напоминали буквы. Но применяются и другие критерии. Так, классификация дактилем, предложенная И.Ф. Гейльманом (Россия, 1981), построена по принципу различия и общности известных в мире дактильных систем, которые объединены в схему, названную типологической. Данная схема показывает тип каждой пальцевой азбуки, ее особенности в зависимости от различных признаков, и основывается на использовании трех критериев: состава, способа образования и принципа обозначения. Итак:
по составу дактилология может быть одноручной, двуручной, комбинированной (т. е. одни дактилемы показываются одной рукой, другие - обеими руками).
По способу образования дактильные знаки могут быть указательными (в их числе: ладонные, мнемонические - по названию частей тела, первой букве, пространственные - по направлению пальцев, движению кисти руки), копирующими и вариантными (указания или имитация).
По принципу обозначения дактилемы делятся на буквенные, слоговые и совмещенные (буквенно-слоговые). 

1.5. Особенности национальных дактильных систем
      В настоящее время дактилология применяется во всем мире, и она не интернациональна, как думают многие. Как правило, дактильные алфавиты соответствуют числу букв, имеющихся в алфавите национальных письменностей. Каким же образом построены национальные дактильные системы?
      Следуя вышеизложенной классификации дактилем, например, русская, испанская, французская и другие дактильные азбуки являются одноручными, копирующими и буквенными, поскольку в них просматривается сходство дактилемы с буквой. Английская дактильная азбука - двуручная (кроме буквы С), копирующая и буквенная.
Китайский дактильный алфавит, например, наоборот, двуручный, и он определяется как комбинированный, вариантный и совмещенный, В современном мире он представляет собой как бы два набора дактилем. Первый набор для согласных начального слога, второй набор - для пальцевых обозначений конечных слогов. При дактилировании слова одновременно движутся обе руки: левая рука воспроизводит начальный слог, правая - конечный. Как видно, китайская, а также японская и некоторые другие дактильные системы построены не на основе сходства дактилем с буквами, а на принципах, отражающих особенности национальной письменности.
      В некоторых странах используются также специальные дактильные алфавиты для слепоглухих людей, в основе которых лежат национальные дактильные алфавиты, различные по типологии. Например, американская - одноручная, английская, норвежская - двуручные. Если американская - копирующая, то английская - вариантная (согласные - копирующие, гласные - указательные).
      Для международной пальцевой азбуки за основу был принят латинский алфавит и соответственно дактильные знаки, употребляемые в большинстве стран Европы и Америки (официальные языки ВФГ - английский и французский, имеющие латинскую письменность). Существует и международный дактильный алфавит для слепоглухих.
      В большинстве стран мира применяется одноручная пальцевая азбука, которую предпочитают использовать как более рациональную, простую и удобную, хотя некоторые научные исследователи утверждают, что двуручные дактилемы распознаются лучше. В целом отчетливо наблюдается тенденция перехода от двуручной дактилологии к одноручной. Это явление наблюдается даже там, где двуручная пальцевая азбука традиционна (например, Великобритания и др.).
      Изучение дактильных знаков, их конфигурации и сходства с буквами выявляет их общность для развития языков, лингвистических групп и семей, что создает возможность объединения дактилем по генеалогическому признаку. Генеалогия (родословная) каждой дактилемы связана с письмом, поэтому в дактильных знаках полностью отражается история и география письменности. Так, дактилология для русского, украинского, белорусского языков - общая, поскольку они относятся к единой восточнославянской группе, где принята письменность на основе русского алфавита. Просматривается сходство французской, румынской, испанской дактилологии (а вместе с ними - аргентинской, бразильской, мексиканской, чилийской и других дактильных систем стран Южной Америки, где говорят на испанском языке), так как в их основе лежит латинский алфавит, являющийся общим не только для романской, но и германской (немецкий, английский, датский, норвежский, шведский языки), а также кельтской (ирландский, шотландский и др. языки) языковых групп. Отсюда видно, что проявление общности дактилем тем больше, чем ближе их языковое родство.
Распространенность дактильного общения зависит от разных обстоятельств: от коммуникативной ситуации, возраста, уровня развития словесной и жестовой речи глухих, в том числе от сформированных навыков произношения и восприятия устной речи. У глухих детей навыки дактильной коммуникации развиваются с раннего дошкольного возраста в качестве исходной формы словесной речи, затем в школе - в качестве вспомогательного средства обучения и общения, способствующего усвоению программного материала, формированию письменной и устной речи, словесному общению с окружающим миром.
Отсюда видно, что использование дактильного алфавита во всем мире среди глухих убедительно доказывает жизненную необходимость этой формы речи. 

1.6. Русская ручная азбука
      Все русские дактильные знаки в своей основе являются изображением буквы, и конфигурация пальцев повторяет ее очертание. Как было сказано выше, по составу русская дактилология - одноручная, по способу образования - копирующая, по принципу обозначения - буквенная.
      В русской ручной азбуке 33 дактильных знака, т.е. ровно столько, сколько букв в азбуке русского языка Каждая дактилема (буква) соответственно обозначает графему. Это обозначение в русской дактилологии передается двумя способами: конфигурацией (положением) пальцев и движением кисти руки.
      Большинство букв (их 25) изображаются только конфигурацией пальцев (без движения руки): А, Б, В, Г, Е, Ж, И, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, X, Ч, Ш, Ы, Э, Ю, Я. Другие буквы (их 8) — сочетанием конфигурации и движением руки: Д, Е, 3, Й, Ц, Щ, Ъ, Б.
Необходимость движения обусловливается в основном подобием конфигурации указательных дактильных знаков: Д-Ц, Е-Е, И-Й, Ш-Щ.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.