Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


реферат Категория образа в отечественной психологии

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 23.10.2012. Год: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ
ГОУ ВПО  “ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ”
ФАКУЛЬТЕТ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК 
 
 
 

Кафедра психологии  
 
 
 
 
 
 
 

Реферат по психологии образа на тему «Категория образа в Отечественной психологии» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила
Студентка 5 курса, гр. ПСз-061
Панчохина Павлина 
 
 
 
 
 
 
 

Волгоград, 2011
Содержание: 

1. Введение; 

2. История становления психологических взглядов на категорию образа; 

    Категория образа в Отечественной психологии;
 
      Перцептивные (чувственные) образы;
      Мысленные и вторичные образы;
 
4. Образ Мира;
5. Вывод 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение.
 
     Одной из первых в психологии появилась  категория образа, которая стала  ведущей при изучении познания. Уже  в античности ученые изучали как  формируется у человека образ мира, впоследствии в центре внимания психологов оказался образ себя, самосознание человека, его содержание и структура. Если в первых психологических теориях образ себя рассматривался преимущественно как одна из областей сознания, то в современной науке «Образ-я» стал одним из ведущих понятий психологии личности. Изучение образа имеет огромное значение для теоретических основ психологии, теоретических позиций специальных психологических дисциплин, решения практических и прикладных задач современной психологии. Процесс формирования психических образов занимает центральное место среди основных функций человеческой личности.
Идея образа не является чем-то застывшим, постоянным и вечным. Образ — это текучая  концепция, которая претерпела множество изменений на протяжении веков.  

    История становления психологических  взглядов на категорию  образа
 
Античность
По Платону, образы — внешние производные материального  мира, который сам является отпечатком идеального мира. Образы — это копии копий.  

Для Аристотеля образы — психические посредники между чувствами и разумом, мост между внутренним миром сознания и внешним миром материальной реальности.
Образ — это отражение сенсорных данных. 

Ни Платон, ни Аристотель никогда не рассматривали  процесс возникновения образа как изначальный и автономный.
Создание образа — это процесс имитации, а не творения. 

Средние века
Онтотеологическая традиция: образ - копия, указывающую  на существование за ней изначального источника — божественного идеала (бога), недоступного человеку в силу несовершенства человеческой природы.
С приходом Ренессанса пошатнулась уверенность в том, что образ — это только копия  некоего ранее появившегося оригинала, то есть разума, чувства, бога, духа, материи, формы и так далее.  

Новое время 
Р. Декарт поместил в центр не идеальные формы (Платон), не материю (Аристотель) и не Бога (онтотеология), а человека.
Образ - порождение воспроизводящей активности.
Д. Юм: человеческое знание лишено всякого трансцендентного основания это субъективный вымысел, лишенные фундамента образы. 

И. Кант: процесс  формирования образа
— неотъемлемое условие любого знания.
— является как  воспроизводящим, так и производящим,
— трансцендентен по отношению к разуму.  

Образ и архетип в  глубинной психологии
З. Фрейд: психические образы — это репрезентация инстинктов 

К. Г. Юнг попытался  рассмотреть образ как первичный  феномен, автономную активность души, способную как к созданию, так  и к воспроизведению.
Юнг расширил понимание  познающего субъекта Канта, включив  в него бессознательные психические процессы.
Эту расширенную  концепцию личности он называл «психе»  — душа.
Термин «архетип» («первичный древний текст», «первоначальная  модель», «оригинал, прообраз» - лат.) стал центральной категорией юнгианского  психоанализа, которая непосредственно связана с категорией образа.
Юнг ввел понятия "архетип" и "коллективное бессознательное" для того, чтобы рассмотреть природу  и содержание бессознательного с  точки зрения символического обозначения  и схематического оформления структурных представлений человека. Юнг наделяет образы функцией осознания личного опыта. Только образы могут выступать агентами диалога сознания и бессознательного, тем самым впервые категория образа приобрела статус активного начала, организующего сознательную жизнь индивида.
Таким образом, в рамках психоаналитического направления  образ впервые становится предметом  глубокого теоретического осмысления. 

Когнитивная психология
     Образ понимается как «репрезентация в  уме не присутствующего объекта  или события». Основной задачей образа является сохранение в памяти событий и явлений реальности в виде некоторой «картинки в голове», «проекции сцен из реального мира». теоретические основы рассмотрения образа в когнитивной психологии восходят к нескольким более ранним психологическим традициям: структурализму, бихевиоризму и гештальт-психологии. Основываясь на этом, когнитивная психология анализирует мысленные образы в контексте фундаментального для этого направления вопроса о принципах и механизмах хранения и воспроизведения информации в памяти. С этой точки зрения образ является одним из основных способов (кодов) хранения информации. Образ выполняет функцию медиатора, связующего звена между внутренним миром и миром внешних объектов, облегчающего построение ассоциативных связей и упорядочивающего хранящуюся в памяти информацию. 
 

    Категория образа в Отечественной  психологии
 
Предметом Отечественной психологии – психика,  как свойство мозга, являющееся отражением  реальности. В то же самое время происходит пересмотр методологических оснований психологии: ее фундаментом становится диалектический материализм.
Основная  функция психики – отражение  в сознании объектов и явлений  объективного мира в форме психического образа, позволяющего целесообразно  регулировать деятельность субъекта.
     Методологически образ становится одной из центральных  категорий, объясняющей и описывающей  внутреннюю психическую реальность, связующим звеном между «материальным бытием» и «идеальным сознанием».
     В теоретико-методологическом контексте  категория образа рассматривается в рамках теории отражения, согласно которой образ представляет собой отражение какого-либо объекта, предмета или события. Это теоретическое положение является основополагающим для понимания образа и представлено практически во всех его определениях.
В середине XX века начинается широкое теоретико-практическое исследование образа. К исследованию проблематики образа в той или иной степени обращаются практически все видные ученые-психологи: С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин Б.Г.Ананьев, Н.А.Бернштейн, Л.М.Веккер, Л.С.Выготский, В.П.Зинченко. 
 
 

      Перцептивные (чувственные) образы
    Особенности:
    - возникают  при непосредственном воздействии  предметов и их свойств на  органы чувств человека и реализуются  в реальном масштабе времени;
    - являются  первичными и играют роль регулятора  действий во внешней среде,  обеспечивая их адекватность;
    - представляют  субъекту реальное положение  дел в мире и правильно отражают  значимые аспекты ситуации, т.е.  служат ориентиром для эффективной деятельности организма;
    - представляют  собой взаимосвязь внешнего и  внутреннего мира, средство, благодаря  которому характеристики реальности  перетекают в характеристики внутреннего психического пространства, порождая его.
    Основные  свойства перцептивного образа: предметность, объективированность, субъективность. 

      Мысленные и вторичные образы.
 
Вторичные образы (образы памяти, образы воображения):
- образуются  без непосредственного воздействия  объектов реального мира, но путём  операционализации и трансформации чувственных образов, сохранившихся в памяти;
- структура  образа объекта может быть  изменена, т.к.  е признаки выходят  на первый план, усиливаются, другие  редуцируются, т.е.  с перцептивного  образа. 

Мысленные образы:
- образуются  благодаря включению в индивидуальный опыт знаний, выработанных человечеством;
- представляют  собой ментальные репрезентации  объектов;
- образ  и понятие образуют единство  в образном типе мышления. Образное  мышление – основа любого творческого  процесса, существующий в нём образ силой мысли трансформируется в более полный и всесторонний образ, отличающийся новизной и оригинальностью. 

    Образ Мира
 
Исследованию  интегрального образа реальности посвящены  работы целого ряда психологов (В.А.Барабанщиков, А.А.Гостев, А.Н.Леонтьев, С.Д.Смирнов и др.)
Итак, образ мира – это образы, возникающие в  воображении человека, образы вещей, явлений, представления других людей, картины Земли и Вселенной.
Образ мира –  особое интегральное образование в  нашей психике, совокупность всех образных представлений об окружающей реальности.
Наиболее значительным вкладом по изучению образа мира стали  последние работы А.Н.Леонтьева, в которых он развивает единую концепцию Образа Мира, «представляющего собой индивидуальную для человека целостную субъективную картину окружающего его мира, опосредованную психическим отражением». Вот её основные положения:
- подчёркивается  вторичность образов мира, представление  их как отражений реально существующих  предметов и явлений, а не  как реальностей, обладающих самостоятельным существованием;
- образ мира  строится на базе чувственных  образов, которые, проникая в  сферу сознания, осмысливаются;
- психические  образы мира субъективны, для  стороннего наблюдателя невозможно  непосредственно воспринять образы  другого человека;
- психические  образы нематериальны;
- основная характеристика  образа – его активная, деятельностная  функция, необходимым условием  возникновения образа является  активное действие.
Разработка понятия  «образ мира» была продолжена С.Д.Смирновым.
Образ мира он определял как некую совокупность или упорядоченную систему знаний человека о мире, о себе, о людях, который  преломляет через себя любое внешнее воздействие. Образ любого предмета – актуализация единого образа мира. «Главный вклад в процесс построения образа предмета или ситуации вносят не отдельные чувственные впечатления, а образ мира в целом»,- так говорил Смирнов С.Д.  

Другие учёные, такие как С.Л.Рубинштейн, К.А.Абульханова-Славская представляют образ жизни в контексте жизненного пути человека, через систему познания бытия в мире. Формирование образа мира происходит в процессе познания человеком окружающего его мира, осмысления значимых событий в его жизни. Мир в свою очередь предстаёт в конкретной реальности бытия и становящегося собственного «Я» человека.
В.С.Мухина проблему образа мира рассматривает с одной стороны при обсуждении развития внутренней позиции личности и её самосознания, а с другой стороны, при рассмотрении этнических особенностей картины мира. Представление о мире формируется в контексте определённой культуры, в которой родился и вырос человек, который строит своё мировоззрение на основе внутренней позиции, через становление системы личностных смыслов. Структура самосознания  и образ мира выступают устойчивой системой связей человека с миром, позволяющей ему сохранять целостность и тождественность самому себе и миру вокруг.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.