На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Категория образа в отечественной психологии

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 23.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ
ГОУ ВПО  “ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ”
ФАКУЛЬТЕТ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК 
 
 
 

Кафедра психологии  
 
 
 
 
 
 
 

Реферат по психологии образа на тему «Категория образа в Отечественной психологии» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила
Студентка 5 курса, гр. ПСз-061
Панчохина Павлина 
 
 
 
 
 
 
 

Волгоград, 2011
Содержание: 

1. Введение; 

2. История становления психологических взглядов на категорию образа; 

    Категория образа в Отечественной психологии;
 
      Перцептивные (чувственные) образы;
      Мысленные и вторичные образы;
 
4. Образ Мира;
5. Вывод 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение.
 
     Одной из первых в психологии появилась  категория образа, которая стала  ведущей при изучении познания. Уже  в античности ученые изучали как  формируется у человека образ мира, впоследствии в центре внимания психологов оказался образ себя, самосознание человека, его содержание и структура. Если в первых психологических теориях образ себя рассматривался преимущественно как одна из областей сознания, то в современной науке «Образ-я» стал одним из ведущих понятий психологии личности. Изучение образа имеет огромное значение для теоретических основ психологии, теоретических позиций специальных психологических дисциплин, решения практических и прикладных задач современной психологии. Процесс формирования психических образов занимает центральное место среди основных функций человеческой личности.
Идея образа не является чем-то застывшим, постоянным и вечным. Образ — это текучая  концепция, которая претерпела множество изменений на протяжении веков.  

    История становления психологических  взглядов на категорию  образа
 
Античность
По Платону, образы — внешние производные материального  мира, который сам является отпечатком идеального мира. Образы — это копии копий.  

Для Аристотеля образы — психические посредники между чувствами и разумом, мост между внутренним миром сознания и внешним миром материальной реальности.
Образ — это отражение сенсорных данных. 

Ни Платон, ни Аристотель никогда не рассматривали  процесс возникновения образа как изначальный и автономный.
Создание образа — это процесс имитации, а не творения. 

Средние века
Онтотеологическая традиция: образ - копия, указывающую  на существование за ней изначального источника — божественного идеала (бога), недоступного человеку в силу несовершенства человеческой природы.
С приходом Ренессанса пошатнулась уверенность в том, что образ — это только копия  некоего ранее появившегося оригинала, то есть разума, чувства, бога, духа, материи, формы и так далее.  

Новое время 
Р. Декарт поместил в центр не идеальные формы (Платон), не материю (Аристотель) и не Бога (онтотеология), а человека.
Образ - порождение воспроизводящей активности.
Д. Юм: человеческое знание лишено всякого трансцендентного основания это субъективный вымысел, лишенные фундамента образы. 

И. Кант: процесс  формирования образа
— неотъемлемое условие любого знания.
— является как  воспроизводящим, так и производящим,
— трансцендентен по отношению к разуму.  

Образ и архетип в  глубинной психологии
З. Фрейд: психические образы — это репрезентация инстинктов 

К. Г. Юнг попытался  рассмотреть образ как первичный  феномен, автономную активность души, способную как к созданию, так  и к воспроизведению.
Юнг расширил понимание  познающего субъекта Канта, включив  в него бессознательные психические процессы.
Эту расширенную  концепцию личности он называл «психе»  — душа.
Термин «архетип» («первичный древний текст», «первоначальная  модель», «оригинал, прообраз» - лат.) стал центральной категорией юнгианского  психоанализа, которая непосредственно связана с категорией образа.
Юнг ввел понятия "архетип" и "коллективное бессознательное" для того, чтобы рассмотреть природу  и содержание бессознательного с  точки зрения символического обозначения  и схематического оформления структурных представлений человека. Юнг наделяет образы функцией осознания личного опыта. Только образы могут выступать агентами диалога сознания и бессознательного, тем самым впервые категория образа приобрела статус активного начала, организующего сознательную жизнь индивида.
Таким образом, в рамках психоаналитического направления  образ впервые становится предметом  глубокого теоретического осмысления. 

Когнитивная психология
     Образ понимается как «репрезентация в  уме не присутствующего объекта  или события». Основной задачей образа является сохранение в памяти событий и явлений реальности в виде некоторой «картинки в голове», «проекции сцен из реального мира». теоретические основы рассмотрения образа в когнитивной психологии восходят к нескольким более ранним психологическим традициям: структурализму, бихевиоризму и гештальт-психологии. Основываясь на этом, когнитивная психология анализирует мысленные образы в контексте фундаментального для этого направления вопроса о принципах и механизмах хранения и воспроизведения информации в памяти. С этой точки зрения образ является одним из основных способов (кодов) хранения информации. Образ выполняет функцию медиатора, связующего звена между внутренним миром и миром внешних объектов, облегчающего построение ассоциативных связей и упорядочивающего хранящуюся в памяти информацию. 
 

    Категория образа в Отечественной  психологии
 
Предметом Отечественной психологии – психика,  как свойство мозга, являющееся отражением  реальности. В то же самое время происходит пересмотр методологических оснований психологии: ее фундаментом становится диалектический материализм.
Основная  функция психики – отражение  в сознании объектов и явлений  объективного мира в форме психического образа, позволяющего целесообразно  регулировать деятельность субъекта.
     Методологически образ становится одной из центральных  категорий, объясняющей и описывающей  внутреннюю психическую реальность, связующим звеном между «материальным бытием» и «идеальным сознанием».
     В теоретико-методологическом контексте  категория образа рассматривается в рамках теории отражения, согласно которой образ представляет собой отражение какого-либо объекта, предмета или события. Это теоретическое положение является основополагающим для понимания образа и представлено практически во всех его определениях.
В середине XX века начинается широкое теоретико-практическое исследование образа. К исследованию проблематики образа в той или иной степени обращаются практически все видные ученые-психологи: С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин Б.Г.Ананьев, Н.А.Бернштейн, Л.М.Веккер, Л.С.Выготский, В.П.Зинченко. 
 
 

      Перцептивные (чувственные) образы
    Особенности:
    - возникают  при непосредственном воздействии  предметов и их свойств на  органы чувств человека и реализуются  в реальном масштабе времени;
    - являются  первичными и играют роль регулятора  действий во внешней среде,  обеспечивая их адекватность;
    - представляют  субъекту реальное положение  дел в мире и правильно отражают  значимые аспекты ситуации, т.е.  служат ориентиром для эффективной деятельности организма;
    - представляют  собой взаимосвязь внешнего и  внутреннего мира, средство, благодаря  которому характеристики реальности  перетекают в характеристики внутреннего психического пространства, порождая его.
    Основные  свойства перцептивного образа: предметность, объективированность, субъективность. 

      Мысленные и вторичные образы.
 
Вторичные образы (образы памяти, образы воображения):
- образуются  без непосредственного воздействия  объектов реального мира, но путём  операционализации и трансформации чувственных образов, сохранившихся в памяти;
- структура  образа объекта может быть  изменена, т.к.  е признаки выходят  на первый план, усиливаются, другие  редуцируются, т.е.  с перцептивного  образа. 

Мысленные образы:
- образуются  благодаря включению в индивидуальный опыт знаний, выработанных человечеством;
- представляют  собой ментальные репрезентации  объектов;
- образ  и понятие образуют единство  в образном типе мышления. Образное  мышление – основа любого творческого  процесса, существующий в нём образ силой мысли трансформируется в более полный и всесторонний образ, отличающийся новизной и оригинальностью. 

    Образ Мира
 
Исследованию  интегрального образа реальности посвящены  работы целого ряда психологов (В.А.Барабанщиков, А.А.Гостев, А.Н.Леонтьев, С.Д.Смирнов и др.)
Итак, образ мира – это образы, возникающие в  воображении человека, образы вещей, явлений, представления других людей, картины Земли и Вселенной.
Образ мира –  особое интегральное образование в  нашей психике, совокупность всех образных представлений об окружающей реальности.
Наиболее значительным вкладом по изучению образа мира стали  последние работы А.Н.Леонтьева, в которых он развивает единую концепцию Образа Мира, «представляющего собой индивидуальную для человека целостную субъективную картину окружающего его мира, опосредованную психическим отражением». Вот её основные положения:
- подчёркивается  вторичность образов мира, представление  их как отражений реально существующих  предметов и явлений, а не  как реальностей, обладающих самостоятельным существованием;
- образ мира  строится на базе чувственных  образов, которые, проникая в  сферу сознания, осмысливаются;
- психические  образы мира субъективны, для  стороннего наблюдателя невозможно  непосредственно воспринять образы  другого человека;
- психические  образы нематериальны;
- основная характеристика  образа – его активная, деятельностная  функция, необходимым условием  возникновения образа является  активное действие.
Разработка понятия  «образ мира» была продолжена С.Д.Смирновым.
Образ мира он определял как некую совокупность или упорядоченную систему знаний человека о мире, о себе, о людях, который  преломляет через себя любое внешнее воздействие. Образ любого предмета – актуализация единого образа мира. «Главный вклад в процесс построения образа предмета или ситуации вносят не отдельные чувственные впечатления, а образ мира в целом»,- так говорил Смирнов С.Д.  

Другие учёные, такие как С.Л.Рубинштейн, К.А.Абульханова-Славская представляют образ жизни в контексте жизненного пути человека, через систему познания бытия в мире. Формирование образа мира происходит в процессе познания человеком окружающего его мира, осмысления значимых событий в его жизни. Мир в свою очередь предстаёт в конкретной реальности бытия и становящегося собственного «Я» человека.
В.С.Мухина проблему образа мира рассматривает с одной стороны при обсуждении развития внутренней позиции личности и её самосознания, а с другой стороны, при рассмотрении этнических особенностей картины мира. Представление о мире формируется в контексте определённой культуры, в которой родился и вырос человек, который строит своё мировоззрение на основе внутренней позиции, через становление системы личностных смыслов. Структура самосознания  и образ мира выступают устойчивой системой связей человека с миром, позволяющей ему сохранять целостность и тождественность самому себе и миру вокруг.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.