На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Территориальная организация машиностроения

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 23.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное  бюджетное образовательное  учреждение
высшего профессионального  образования
«Юго-Западный государственный  университет»
(ЮЗГУ) 
 

Кафедра таможенного дела и управления, мировой  экономики                         и политики 
 
 
 
 
 
 
 
 

Отчет о самостоятельной  работе на тему:
«Территориальная организация машиностроения» 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил:                                                                           студентка 
                                                                                               группы ГУ-92
                                                                                               Никутина О.И. 

Проверил:                                                                            канд. экон. н., доц.
                                                                                               Цуканова Н.Е. 
 
 
 
 
 

Курск – 2011 
 

     СОДЕРЖАНИЕ 
 

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
1 ТЕОРИТИЧЕКИЕ ОСНОВЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МАШИНОСТРОЕНИЯ...........................................................................................4
1.1. География машиностроения России………………………………………...4
1.2. Факторы, определяющие размещение отрасли машиностроения……….10
2 АНАЛИЗ И  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ  МАШИНОСТРОЕНИЯ РОССИИ…………………………13
2.1. Анализ состояния  машиностроения России………………………………13
2.2. Анализ размещения отрасли по территории России……………………...18
2.3. Предложения  по совершенствованию размещения  отрасли машиностроения…………………………………………………………………32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..39 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 
 

     Машиностроение  по праву считается ведущей отраслью промышленности страны. Именно ее развитие отражает уровень научно-технического потенциала и обороноспособности России. Машиностроение определяет перспективы индустрии в мире в целом.
     Актуальность темы определяется той ролью и значимостью, которую играет машиностроение в общей структуре промышленного производства            и экономическом развитии страны и мира в целом.
     Целью работы является анализирование территориальной организации и размещения машиностроительного комплекса России,  а также разработка предложений по усовершенствованию территориальной организации данной отрасли.
     Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
    Рассмотреть теоретические основы территориальной организации машиностроения.
    Проанализировать территориальную организацию машиностроения России.
    Выяснить особенности и перспективы развития машиностроения в России
     Объектом исследования является машиностроительный комплекс России.
     Предметом – факторы, определяющие территориальную организацию отрасли.
     В процессе исследования, были использованы работы отечественных авторов. 

     1 ТЕОРИТИЧЕКИЕ ОСНОВЫ  ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ  ОРГАНИЗАЦИИ МАШИНОСТРОЕНИЯ 

     1.1. География машиностроения России 
 

     Машиностроительный комплекс – крупнейший из промышленных комплексов, на его долю приходится почти 20% производимой продукции          и всех, работающих в хозяйстве России. Среди всех отраслей промышленности машиностроение занимает первое место по доле в валовой продукции и промышленно-производственном персонале, второе место (после топливно-энергетического комплекса) по доле в промышленно-производственных фондах, а также в структуре экспорта.
     Научно-технический прогресс во всех отраслях национального хозяйства материализуется через продукцию машиностроения, в особенности таких ее приоритетных отраслей как станкостроение, электротехническая                  и электронная промышленность, приборостроение, производство электронно-вычислительной техники. Машиностроение, таким образом, представляет собой катализатор научно-технического прогресса, на основе которого осуществляется техническое перевооружение всех отраслей национального хозяйства.
     Тяжелое машиностроение. Заводы этой отрасли отличаются большим потреблением металла и обеспечивают машинами и оборудованием предприятия металлургического, топливно-энергетического, горнодобывающего и горно-химического комплексов [2, с. 153]. Для него характерны как предприятия, выпускающие детали и узлы (например, валки                               для прокатных станов) или предприятия, специализированные на выпуске отдельных видов оборудования (паровые котлы или турбины                                    для электростанций, горно-шахтное оборудование, экскаваторы),                             так и универсальные, выпускающие в серийном или индивидуальном исполнении разные виды оборудования (“Уралмаш”, Санкт-Петербургский металлический завод и др.).
     В состав отрасли входят следующие 10 подотраслей: металлургическое машиностроение, горное, подъемно-транспортное машиностроение, дизелестроение, котлостроение, турбостроение, атомное машиностроение, полиграфическое машиностроение. Около 90% производства отрасли сосредоточено в европейской части, остальное – в Западной Сибири                          и на Дальнем Востоке.
     Производство  металлургического оборудования, занимающее первое место в отрасли по стоимости продукции, расположено, как правило,                       в районах крупного производства стали и проката. На предприятиях Урала выпускается оборудование для агломерационных фабрик, доменные                                   и электроплавильные печи, а также оборудование для прокатного                             и дробильно-размольного производства.
     Профиль заводов горного машиностроения – машины для разведки,                  а также открытого и закрытого способов добычи, дробления и обогащения твердых полезных ископаемых на предприятиях черной и цветной металлургии, химической, угольной, промышленности и промышленности строительных материалов, транспортного строительства. Они, как правило, расположены в районах потребления – на Урале и в Сибири и др. Отечественному машиностроению принадлежит приоритет в разработке                  и широком промышленном освоении горнопроходческих и очистных комбайнов, роторных и шагающих экскаваторов. Эта продукция производится в Красноярске, Екатеринбурге (“Уралмаш”), Шахтах, Киселевске и Перми [2, с. 187].
     Продукция подъемно-транспортного машиностроения имеет большое экономическое значение, так как на погрузочно-разгрузочных работах                     в промышленности, на строительстве, транспорте и в других отраслях народного хозяйства занято около 5млн. человек, притом больше половины – ручным трудом. Мостовые электрические краны выпускаются                              в Центральном районе (Узловской завод), на Дальнем Востоке (Бурейск, Комсомольск-на-Амуре) и во многих других городах. Стационарные                       и ленточные конвейеры – в Волго-Вятском, Центральном, Уральском районах.
     Турбостроение, поставляющее для энергетики паровые, газовые                           и гидравлические турбины, представлено в первую очередь производственными объединениями “Cанкт-Петербургский металлический завод”, “Санкт-Петербургский завод турбинных лопаток”, Екатеринбургский турбомоторный завод, “Дальэнергомаш” (Хабаровск). Заводы подотрасли выпускают оборудование для тепловых, атомных, гидравлических                           и газотурбинных электростанций, газоперекачивающее оборудование                     для магистральных газопроводов, компрессорное, нагнетательное                            и утилизационное оборудование для химической и нефтеперерабатывающей промышленности, черной и цветной металлургии. Основные факторы размещения – наличие квалифицированных кадров и научно-конструкционных организаций.
     Атомное машиностроение образуют заводы головных производственных объединений “Ижорский завод” (Санкт-Петербург)                    и “Атоммаш” (Волгодонск). Заводы специализируются на выпуске корпусных реакторов и другого оборудования для АЭС.
     Полиграфическое машиностроение имеет наименьший объем товарной продукции в отрасли. Производство сосредоточено исключительно                          в европейской части страны – в Санкт-Петербурге, Москве, Рыбинске.
     Электротехническая  промышленность. Отрасль выпускает изделия более 100 тыс. наименований продукции, потребителем которой является практически все народное хозяйство. По объему производства она значительно превосходит в совокупности все подотрасли тяжелого машиностроения. Для производства электротехнической продукции требуется широкий набор технических средств и материалов, производимых различными промышленными комплексами.
     Размещение  предприятий электротехнической промышленности обусловлено различными факторами, где важную роль играют наличие квалифицированных кадров, специализированных научно-исследовательских организаций и крупных потребителей. В настоящее время основными регионами электротехнического машиностроения являются Центральный, Северо-западный и Западно-Сибирский районы. Старейшими являются такие предприятия, как московские Электрозавод имени В.В. Куйбышева, санкт-петербургский “Электросила”, екатеринбургский “Уралэлектроаппарат”                    и новосибирский трансформаторный завод[2, с. 190].
     Станкоинструментальная промышленность включает производство металлорежущих станков, кузнечно-прессового оборудования, деревообрабатывающего оборудования, металлообрабатывающего инструмента, централизованный ремонт металлообрабатывающего оборудования. Заводы станкоинструментальной промышленности размещены в основных машиностроительных районах. Средний размер предприятий сравнительно невелик. Крупными центрами станкоинструментальной промышленности являются: Москва (завод токарных станков и роботизированных комплексов “Красный пролетарий”), Санкт-Петербург, Иваново, Саратов, Рязань, Нижний Новгород, Новосибирск, Оренбург, Иркутск и др.
     Приборостроение. Продукция этой отрасли отличается небольшой материало- и энергоемкостью, но для ее производства требуются высококвалифицированная рабочая сила и научно-исследовательские кадры. Поэтому основная часть производственного потенциала сосредоточена                    в крупных и крупнейших городах. Например, в Москве и Московской области размещены десятки научно-производственных и производственных объединений, специализирующихся на выпуске, монтаже и наладке средств автоматизации, разработке программного обеспечения, конструировании                 и производстве часов, медицинских приборов, измерительной аппаратуры, оргтехники.
     В структуре машиностроения доля продукции  приборостроения составляет около 12%. Эта наукоемкая продукция является основным элементом систем автоматизации  управления технологическими процессами, а также управленческого и  инженерно-технического труда, информационных систем и т.д. В приборостроении  более 80% продукции выпускается крупными предприятиями (численность работающих – от 1 до 10 тыс. человек). В числе крупнейших предприятий - АО “Второй Московский часовой завод”, Пензенский часовой завод.
     Машиностроение  для легкой и пищевой  промышленности. Сюда входят следующие подотрасли: производство оборудования для текстильной, трикотажной, швейной, обувной, кожевенной, меховой промышленности,               а также для производства химических волокон и оборудование для пищевой промышленности. Основным фактором размещения является близость                     к потребителю, поэтому подавляющее большинство заводов, и более 90% объема выпуска товарной продукции размещены в европейской зоне (главным образом Центральный, Волго-Вятский, Северо-западный                           и Поволжский районы).
     Авиационная промышленность. В авиационной промышленности кооперируются предприятия практически всех отраслей промышленного производства, поставляющие разнообразные материалы и оборудование. Предприятия отличаются высоким уровнем квалификации инженерно-технического и рабочего персонала, что обусловило возникновение                        и развитие авиационной промышленности в крупных промышленных центрах. Современные пассажирские и грузовые самолеты производятся:                в Москве, Смоленске, Воронеже, Таганроге, Казани, Ульяновске, Самаре, Саратове, Омске, Новосибирске. В Москве, Ростове-на-Дону, Казани,                 Улан-Уде, Кумертау производят вертолеты [2, с. 205].
     Ракетно-космическая  промышленность (Москва, Омск, Красноярск и др.) выпускает орбитальные космические корабли, ракеты для вывода спутников, грузовых и обитаемых кораблей и корабли многоразового использования типа “Буран”, сочетающая высокие технологии с широкой межотраслевой комплексностью производства. На долю России приходится 85% мощностей ракетно-космического комплекса бывшего СССР.
     Автомобильная промышленность. По объему производства, а также по стоимости основных фондов она является крупнейшей отраслью машиностроения. Продукция автомобилестроения широко используется                 во всех отраслях народного хозяйства и является одним из самых ходовых товаров в розничной торговле. Свыше 80% перевозимых грузов приходится на автомобильный транспорт.
     Сельскохозяйственное  и тракторное машиностроение. Основные мощности сельскохозяйственного и тракторного машиностроения расположены главным образом в Северо-Кавказском, Поволжском, Западно-Сибирском, Уральском, Центральном, Центрально-Черноземном и Волго-Вятском районах. Это соответствует размещению и специализации сельского хозяйства. В сельскохозяйственном машиностроении осуществляется предметная и подетальная специализация; значительно меньше заводов специализировано на определенных стадиях технологического процесса                   или капитальном ремонте оборудования.
     Производство  зерноуборочных комбайнов сосредоточено  на заводе “Ростсельмаш”, на красноярском и таганрогском заводах, картофелеуборочных – в Рязани, льноуборочных –  в Бежецке. Различные типы тракторов выпускаются во Владимире, Липецке, Санкт-Петербурге, Волгограде, Рубцовске, Петрозаводске, Барнауле, Брянске и Чебоксарах.
     Судостроительная  промышленность. Большинство предприятий отрасли, несмотря на потребляемое ими значительное количество металла больших параметров, что неудобно для транспортировки, находится вне крупных металлургических баз. Сложность современных судов обусловливает установку на них разнообразного оборудования,                           что подразумевает наличие кооперационных связей с предприятиями-смежниками. Строительство судов начинается на суше, а заканчивается                  на плаву, поэтому многие верфи размещены в устьях крупных рек                       или в защищенных от моря гаванях.
     Крупнейший  район морского судостроения сложился на Балтийском море, где находится  важнейший его центр – Санкт-Петербург  с рядом заводов (“Северная верфь”, Балтийский, Адмиралтейский, Канонерский, Невский). Имеются судостроительные и судоремонтные заводы в Выборге                и Калининграде. На Дальнем Востоке центрами судоремонта являются Владивосток и Петропавловск-Камчатский.
     Речное  судостроение представлено многочисленными  верфями                 на важнейших речных магистралях: Волге (Нижний Новгород), Оби, Енисее. Выгодное географическое положение таких заводов делает сооружение судов на таких предприятиях весьма эффективным. 
 

     1.2. Факторы, определяющие размещение отрасли машиностроения 
 

     Машиностроение  России территориально слабо ориентировано                    на потребителя. Подавляющая часть продукции, производимой в восточных районах, вывозится в европейскую часть страны. Потребности Сибири                 и Дальнего Востока в машинах и оборудовании на 70 — 90% удовлетворяются за счет поставок из западных районов и импорта.
     Размещение  предприятий машиностроения находится  в прямой зависимости от характера  выпускаемой продукции: широты номенклатуры, массы изделий, масштабов производства продукции народнохозяйственного, общепромышленного, отраслевого или  единичного применения. При этом            на эффективность размещения влияет ряд факторов: научно-технический прогресс; специализация; кооперирование; концентрация; комбинирование производства; наличие трудовых ресурсов; близость к источникам сырья, материалов и к потребителям; объем транспортных работ и затраты                        на транспортировку [13, с. 267].
     Среди перечисленных факторов важная роль принадлежит специализации и кооперированию, создающим новые возможности                     для размещения производства. Специализация облегчает организацию массового производства, содействует более рациональному использованию оборудования, повышает технический уровень. В отрасли широко распространена предметная (выпуск определенных конечных видов продукции - машин, оборудования), технологическая (производство литья, заготовок) и подетальная (выпуск деталей, агрегатов, секций) специализация. Размещение специализированных заводов тесно связано с размещением предприятий, с которыми они работают в кооперации. Кооперирование осуществляется как внутри отрасли, так и с заводами других отраслей, поставляющих металлы, изделия из пластмасс, стекла и др. Кооперировать следует предприятия, находящиеся на близком расстоянии друг от друга. Особое значение при этом имеет кооперирование внутри одного экономического района, что сокращает дальние перевозки и способствует комплексному развитию хозяйства. Кооперирование в противоположность специализации интегрирует размещение взаимодействующих между собой предприятий. На этой основе возникают машиностроительные комплексы, где различные заводы связаны совместным выпуском готовой продукции. Расширение сферы кооперирования в машиностроении приводит                           к увеличению числа предприятий-смежников, обеспечивающих работу головного завода.
     Размещение  предприятий машиностроения зависит  в значительной степени от трудоемкости изделий, уровня квалификации рабочих                            и служащих. Особенно важна роль квалифицированных кадров                           при размещении таких трудоемких отраслей, как электротехническая, радиотехническая, электронная, приборостроительная, станкостроительная             и др. Создание специализированных машиностроительных заводов в средних и малых городах России позволяет более полно использовать трудовые ресурсы и значительно увеличить их экономический потенциал. Благоприятным фактором для дальнейшего развития производств, требующих квалифицированного труда, служит сеть научно-исследовательских учреждений, институтов.
     Машиностроение, как крупный потребитель металла, имеет широкие связи, прежде всего, с черной металлургией. Территориальное  сближение этих отраслей дает возможность  металлургическим заводам использовать отходы машиностроения и специализироваться в соответствии с его потребностями.
     Отрасли машиностроения, производящие малотранспортабельную  продукцию, размещаются в районах  потребления. К ним относятся: сельскохозяйственное машиностроение, производство машин  и механизмов для лесной промышленности, горного оборудования и др.
     Особенности размещения предприятий машиностроения обусловливают большую роль транспортного  фактора в осуществлении кооперированных  поставок и обеспечении потребителей готовой продукцией. Вопросы специализации  и концентрации машиностроительного  производства в значительной степени  решаются в зависимости                            от транспортных возможностей и величины транспортных затрат.                       При формировании машиностроительных комплексов добиваются сокращения транспортных затрат и дальности перевозок.
     Следует также учитывать влияние на географическое размещение машиностроительных предприятий  энергоемкости и фондоемкости производства. 
 

     2 АНАЛИЗ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ  ОРГАНИЗАЦИИ  МАШИНОСТРОЕНИЯ  РОССИИ 

     2.1. Анализ состояния  машиностроения России 
 

     На  долю машиностроения приходится около 1/5 объема выпускаемой продукции  промышленности страны, почти 1/4 основных промышленно-производственных фондов и 1/3 промышленно-производственного  персонала.
     Ассортимент выпускаемой продукции машиностроения отличается большим многообразием, что обусловливает глубокую дифференциацию его отраслей и влияет на размещение производств, выпускающих различные  виды продукции.
     В настоящее время в машиностроении по степени технической оснащенности выделяют пять уровней технологического уклада.
     Первый  уровень представлен производством  оборудования                       для горнодобывающей промышленности и предприятий, перерабатывающих первичное сырье.
     Второй  уровень связан с производством  оборудования для сельского хозяйства.
     Третий  уровень представлен производством  оборудования для черной и цветной  металлургии, производством строительных материалов.
     Четвертый уровень включает автомобильную  и подшипниковую промышленность, электротехническое машиностроение и  др.
     Пятый уровень представляют предприятия, связанные с высокими технологиями: это - производство ЭВМ, оптико-волоконная техника, роботостроение, производство станков и оборудования с числовым программным управлением (ЧПУ), ракетно-космическое производство, авиационная промышленность.
     В течение длительного периода  темпы развития машиностроения опережали  развитие промышленности в целом. Высокие  темпы были характерны для отраслей, определяющих научно-технический прогресс,                 и в первую очередь станкостроения, приборостроения, электротехнической               и электронной промышленности, производства средств вычислительной техники, авиакосмического производства.
     Достижения  машиностроительного комплекса  характеризовались не только ростом объемов его производства, но и  созданием и выпуском прогрессивных  видов продукции, внедрением более  современных технологий [15, с. 96].
     В последние десятилетия машиностроительный комплекс формировался в соответствии с текущими потребностями экономики                    и обороны страны под конкретную номенклатуру конечной продукции.                   В результате были созданы предметно-специализированные предприятия                с жесткими технологическими связями, низкой гибкостью и мобильностью производства.
     За  период 2002 - 2006 гг. объем промышленной продукции машиностроения возрос в 7,1 раза и составил 1,8 трлн руб. Деиндустриализация экономики отразилась и на машиностроительном комплексе. Отрасли машиностроения пятого уровня, ориентированные                 на выпуск наукоемкой продукции, сократили производство с 45,3 до 22,5%. Выпуск высокопроизводительного наукоемкого оборудования, оснащенного электронными устройствами и микропроцессорным управлением,                       за отмеченный период сократился в десятки раз, а по некоторым номенклатурным позициям - в сотни раз. Так, производство станков с ЧПУ сократилось в 142 раза. В стране в 2006 г. было изготовлено всего 200 станков с ЧПУ, а в Японии (для сравнения) - около 35 тыс., свыше половины из них были реализованы на мировом рынке. Производство кузнечно-прессовых машин с ЧПУ сократилось с 370 до 22 единиц, или в 16,8 раза.          В значительных объемах сократился также выпуск прогрессивного режущего инструмента, особенно из керамики, поликристаллических синтетических алмазов и сверхтвердых материалов, абразивных микропорошков. Тогда как производство продукции четвертого уклада (автомобилей) осталось практически без изменений и составило 1,1 млн шт.
     Главным сдерживающим фактором развития машиностроения выступает сокращение инвестиций в  развитие машиностроительного комплекса, высокий износ основных производственных фондов, устаревшие технологии в машиностроительном комплексе.
     Структурные изменения в выпуске продукции  машиностроения отражают сдвиги в экономике  в целом и в ее отраслях.
     Повышение удельного веса ремонта машин  и оборудования с 8,5                до 14% отражает естественный процесс экономического кризиса                            и необходимость поддерживать в работоспособном состоянии стареющий парк техники. Недостаточно продуманная политика на ориентацию развития топливно-сырьевых отраслей определила повышение в отраслевой структуре доли машиностроения с 7,8 до 18,9%. В то же время удельный вес наукоемких отраслей, определяющих научно-технический прогресс                                и повышение производительности труда (приборостроение, машиностроение оборонного комплекса), сократился с 45,3 до 27,6%. Снижение доли структурообразующих отраслей машиностроения представляет угрозу невыполнения им одной из главных ролей -- обеспечения воспроизводственного процесса в экономике, обновления ее на основе прогрессивной техники и технологии, т.е. реструктуризации. В настоящее время машиностроение использует лишь 10 - 15% мощностей. В то же время отечественные технологические разработки позволяют производить широкий спектр техники с высокими трудо-, энерго- и материалосберегающими характеристиками. Широкое внедрение ресурсосберегающих технологий обходится в 2 - 3 раза дешевле увеличения объемов добычи топлива и сырья, что особенно важно для потребителя в условиях приближения роста цен                  на производство к мировым. Следовательно, основные тенденции, наблюдаемые в машиностроении, свидетельствуют об отходе как от ведущих мировых тенденций (рост наукоемкой продукции), так и от функции технологического обеспечения воспроизводственного процесса в экономике.
     Однако  финансовый кризис негативно отразился  на экономике России, в том числе и на машиностроительном комплексе. Объемы промышленного производства здесь сократились и только в последующие годы стала наблюдпться положительная динамика [15, с113].
     В ходе приватизации произошла существенная децентрализация производства. Число  действующих организаций в машиностроительном комплексе за 2002 - 2006 гг. увеличилось с 5,2 до 50,3 тыс., что создает возможности для структурного маневра, формирования новых конкурентоспособных отраслей, для гибкости и мобильности. Акционирование и приватизация в гражданском машиностроении близки              к завершению. В оборонных отраслях государственный сектор еще обеспечивает около 40% объема выпуска промышленной продукции.                      В результате приватизации стирается грань между гражданскими предприятиями машиностроения и оборонного комплекса (исключая небольшое число сохранившихся военных заводов).
     В то же время на большинстве приватизированных  предприятий существенные изменения  в структуре, номенклатуре и объемах  производства продукции еще не произошли. Поэтому экономический эффект в  результате разгосударствления предприятий  пока не достигнут.
     В отраслевой структуре промышленности на долю машиностроения приходится 18,9%. Машиностроение занимает важное место  в экономике регионов России. В  структуре промышленного производства товарной продукции федеральных  округов на долю машиностроения приходится          от 8,8 до 28,7%. Особенно высок уровень его развития в Приволжском, Северо-Западном и Центральном федеральных округах.
     Производственно-технический  потенциал отрасли характеризуется  тремя основными показателями:
     1) объемом выпускаемой товарной  продукции (руб. или натуральных  показателей);
     2) размером основных промышленно-производственных фондов (руб.);
     3) численностью промышленно-производственного персонала (чел.); Удельный вес этих показателей по отдельной отрасли в общих показателях машиностроения позволяет определить ее направленность.
     Так, если удельный вес основных промышленно-производственных фондов (ОППФ) в данной отрасли значительно  превышает долю занятых                  в ней, то такая отрасль относится к фондоемкой, но трудосберегающей (тяжелое машиностроение). Если же удельный вес численности промышленно-производственного персонала (ППП) значительно превышает долю ОППФ в отрасли, то эта отрасль принадлежит к числу трудоемких,              но фондосберегающих.
     Агрегированный  рост производства по трем машиностроительным отраслям составил в 2010 году по сравнению  с 2009 годом 24.4% (оценка проводилась экспертами ««РИА-Аналитика» в соответствии с объемами отгруженной продукции каждой отрасли). Это лучший показатель среди отраслей обрабатывающего комплекса российской промышленности. Однако такой результат был во многом обусловлен фактором низкой базы, так как снижение производства в кризисном 2009 году в машиностроительном комплексе было самым сильным. По сравнению с 2008 годом                                   в машиностроении сохраняется спад, причем довольно глубокий – 18.4%. Более глубокий спад по сравнению с 2008 годом среди отраслей обрабатывающего комплекса был отмечен только в производстве строительных материалов. 
 
 
 

     2.2 Анализ размещения  отрасли по территории  России 
 

     В данной работе целесообразно будет дать анализ всем экономическим районам России относительно присутствия в них некоторых подотраслей машиностроения. (тяжелого, энергетического и транспортного).
     Экономический район является основным элементом  территориальной структуры народнохозяйственного  комплекса страны. Он выделяется специализацией в территориальном разделении труда, присущей только ему структурой хозяйства, получившей развитие на основе специфического                 для данной территории сочетания природных ресурсов и социально-экономических предпосылок [4, c. 260].
     1. Центральный экономический район. Этот район расположен в центре европейской части нашей страны и играет огромную роль в ее народном хозяйстве, сосредотачивая на своей территории значительную часть промышленного производства. Машиностроение представлено практически всеми отраслями и подотраслями.
     Транспортное  машиностроение представлено производством  автомобилей, тепловозов, вагонов, речных судов. Широкое развитие транспортного  машиностроения в районе обусловлено  его центральным положением и  наличием густой сети путей сообщения.
     Крупным центром автомобилестроения является Москва. Здесь расположены завод им. И.А. Лихачева (ЗИЛ), который в основном специализируется на производстве среднетоннажных грузовых автомобилей, и завод малолитражных автомобилей (АЗЛК). В Московской области                     и Ликино-Дулево находиться автобусный завод. В Ярославле налажено производство автомобильных двигателей.
     В районе действуют многочисленные предприятия- смежники: машиностроительные, текстильные, химические, которые обеспечивают автомобилестроение необходимыми узлами, деталями, комплектующими изделиями в порядке кооперирования.
     Одним из крупнейших в стране заводов транспортного  машиностроения стал Коломенский тепловозостроительный  завод им. В.В. Куйбышева, который  еще до 1917 года выпускал паровозы. Производство маневровых тепловозов создано на Людиновском и Муромском заводах. Вагоностроение представлено Тверским машиностроительным заводом (самым крупным в стране), который производит пассажирские вагоны для поездов дальнего следования и для электропоездов, Мытищинским машиностроительным заводом, выпускающим пассажирские вагоны для метрополитена. В Брянске производятся изотермические вагоны. Речное судостроение имеет преимущественно местное значение. Центры речного судостроения и судоремонта - Москва, Рыбинск, Кострома. В районе выпускаются мотоциклы и мотороллеры (Тула, Коворов), самолеты (Москва) [4, c. 283-285].
     На  территории этого района размещены  и предприятия тяжелого машиностроения (Электросталь, Брянск, Калуга).
     2. Северный экономический район. Машиностроение в этом районе обеспечивает функционирование основных народнохозяйственных элементов и внутренние потребности региона. Машиностроение является одной из динамично развивающихся отраслей промышленности, обеспечивающих производство трелевочных тракторов, бумагодетального оборудования (Петразаводск), лесопильных рам (Вологда), различных плавсредств и ремонт судов (Мурманск, Архангельск).
     3. Северо-западный экономический район. Основу специализации составляет машиностроительный комплекс, на долю которого приходиться более 1/4 производства промышленной продукции в районе. Выделяют наиболее сложные и точные подотрасли, обеспечивающие НТП. Среди них энергетическое и транспортное машиностроение [4, c. 317].
     4. Калининградская область. Этот район не отличается большим разнообразием подотраслей машиностроения. Машиностроение здесь выпускает в основном универсальные электропогрузчики, саморазгружающие вагоны-думпкары [4, c. 323].
     5. Волго-Вятский экономический район. Главная отрасль специализации района - машиностроение со сложной спецификой внутрирайонной и межрайонной кооперации, представленное прежде всего Нижегородским машиностроительным комплексом [4, c. 327]. Развито                   и энергетическое машиностроение.
     6. Центрально-Черноземный экономический район. Ведущей отраслью в этом районе является металлургическая промышленность. С развитием черной металлургии в промышленности комплекса повысился удельный вес машиностроения. Машиностроение - важная отрасль промышленности района. На его заводах производят горное оборудование, экскаваторы, сельскохозяйственные машины. И нужно отметить, в последние годы машиностроение развивается более высокими темпами, чем в среднем                 по стране. Перспективная отрасль машиностроения в районе - авиационная промышленность. Большое внимание уделяется развитию машиностроения в ряде средних и малых городов, где имеются резервы трудовых ресурсов. Преимущественное развитие отраслей машиностроения ориентировано на неметаллоемкие производства вследствие отсутствия собственной металлургической базы.
     7. Северо-Кавказский экономический район. Он расположен на юге европейской части Российский Федерации. Выгодное транспортно-географическое положение создает необходимые предпосылки для развития хозяйственного комплекса района. Но неурегулированность политической             и межнациональной обстановки, проявления сепаратизма отражаются                  на развитии производительных сил Северного Кавказа [4, c. 355]
       Важной отраслью специализации  промышленности Северного Кавказа  является машиностроение. В составе  машиностроительного комплекса  насчитывается более 20 отраслей. В 1999 году среднесписочная численность промышленного персонала, занятых на предприятиях машиностроения составляла 0,7 млн. человек. В Ростове-на-Дону и Таганроге концентрируются уникальные мощности по выпуску зерновых комбайнов             в России. Но в последние годы выпуск такой техники снижается. В первую очередь это связано с нарушением экономических связей. Также в этом районе выпускаются электровозы (Новочеркасск). В городе Шахты действует завод электротранспортного машиностроения.
     Северный  Кавказ специализируется также на развитии энергетического машиностроения. В  Волгодонске налажено производство атомных реакторов, в Таганроге  паровых котлов. Здесь же производиться  теплообменное оборудование для  атомных электростанций общей мощностью 4,56 млн. кВт [4, c. 357].
     В Краснодарском крае развито транспортное машиностроение. Предприятия используют сталь и прокат, поступающие с  металлургических заводов Сулина и  Таганрога. Наиболее мощный промышленный потенциал концентрируется в  Ростовской области. Она сохраняет  ведущую роль                   в развитии транспортного и энергетического машиностроения [4, c. 363].
     8. Поволжский экономический район. Основу территориальной организации Поволжского экономического района составляет ряд межотраслевых комплексов - топливно-энергетический, машиностроительный, химический и нефтехимический, агропромышленный, транспортный строительный и др.
     Основными отраслями специализации промышленного  района являются машиностроение (31,0% от общего объема промышленного производства), химическая и нефтехимическая промышленность (15,7%)     [4, c. 373].
     Машиностроительный  комплекс - одна из самых крупных  и сложных по структуре отраслей промышленности Поволжья. На его долю приходиться не менее 1/3 всей промышленной продукции района. Отрасль в целом  характеризуется малой металлоемкостью (коэффициент металлоемкости здесь ниже среднероссийского и вдвое меньше уральского). Машиностроение работает преимущественно на металлопрокате соседнего Урала; очень малая часть потребности покрывается собственной металлургией. Машиностроительный комплекс объединяет разнообразные машиностроительные производства. Поволжское машиностроение выпускает широкую номенклатуру машин и оборудования: автомобили, станки, тракторы, счетно-решающие устройства, приборы, моторы, подшипники, электротехнические изделия, оборудование для различных отраслей промышленности и сельскохозяйственных предприятий. Особое место                   в комплексе занимает транспортное машиностроение, представленное производством самолетов и вертолетов, грузовых и легковых автомобилей, троллейбусов, велосипедов, судов. Авиационная промышленность возникла          в годы войны в городах Самаре и Саратове. В настоящее время заводы специализируются на производстве реактивных самолетов (Самара)                   и самолетов ЯК-40 (Саратов).
     Одни  отрасли развиваются в связи  с потребностями самого района              в соответствующей продукции (нефтеаппаратура, нефтеналивные суда)                 и наличием квалифицированных кадров рабочих (производство часов, счетной техники), другие - в силу благоприятного транспортно-географического положения, условий кооперирования поставок деталей узлов (автомобилестроение).
     Поволжье - крупнейший в стране производитель автомобилей.                   Для развития этой отрасли имеются все необходимые предпосылки: район находится в зоне концентрации основных потребителей продукции, хорошо обеспечен транспортной сетью, уровень развития промышленного комплекса позволяет организовать широкие связи по кооперированию. Волжский автомобильный завод был построен в Тольятти за 3,5 года (1967 - 1971 гг.)                      и по технической оснащенности цехов, уровню автоматизации                                 и механизации является ведущим в автомобилестроении страны. ВАЗ имеет обширные связи по кооперации. Более 90% получаемых заводом материалов и комплектующих изделий изготавливается по специальным техническим условиям. В комплектации автомобиля «Жигули» участвуют:
     · предприятия Поволжья - Нижнекамский завод (покрышки), волжский завод РТИ (прокладки, резиновые кольца), заводы г. Диммитровграда Ульяновской области (тканевые материалы для обивки и утепления салона, кузовная арматура, карбюраторы, вкладыши);
     · предприятия, специально построенные  для поставки своих изделий ВАЗу в других районах страны, например Вологодский подшипниковый завод.
     КамАЗ - крупнейшее в России предприятие  по производству грузовых автомобилей  большой грузоподъемности. В составе КамАЗа семь заводов: автомобильный, двигателей, прессово-рамный, кузнечный, литейный, колесный, ремонтно-инструментальный. КамАЗ имеет более 100 предприятий-смежников, обеспечивающих поставки необходимых комплектующих изделий.
     Ульяновский автозавод возник в 1941 г. на базе эвакуированного  ЗИЛа. Здесь создана серия автомобилей УАЗ высокой проходимости, предназначенных для мелкопорционной перевозки грузов.
     Традиционная отрасль Поволжья - речное судостроение. Крупнейший центр - Астрахань.
     Итак, среди машиностроительных центров  наиболее крупными являются:
     1. Самарский (станкостроение, производство подшипников, самолетостроение, производство автотракторного электрооборудования, мельнично-элеваторного оборудования и др.);
     2. Саратовский (станкостроение, производство  нефте- и газо-химической аппаратуры, дизелей, подшипников, самолетостроение, выпуск технических изделий, транспортное машиностроение и др.);
     3. Волгоградский (тракторостроение, судостроение, производство оборудования для нефтехимической промышленности);
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.