На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Содержание права природопользования

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 23.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     СОДЕРЖАНИЕ 

 

Введение

     В сфере природопользования свойство индивидуальной определенности присуще  ограниченному кругу объектов. К  ним относятся земля, водные объекты, леса, недра и объекты животного мира. Космическое пространство, атмосферный воздух не могут быть переданы в обособленное обладание отдельного субъекта в связи с невозможностью точной индивидуализации объекта собственности.
     Отношения собственности на природные ресурсы  регулируются экологическим законодательством в том случае, если данные объекты находятся в состоянии экологической взаимосвязи с другими компонентами окружающей среды. Потеря такой экологической связи ведет к прекращению состояния собственности на природные ресурсы и возникновению права собственности на обычное имущество.
     Следует различать два значения права природопользования — объективное и субъективное право. В объективном смысле право природопользования следует рассматривать как самостоятельный институт в системе природоресурсного права (земельного, горного, лесного, водного, фаунистического), представляющий собой совокупность норм, регулирующих правила пользования объектами природы. С другой стороны — это субъективное право граждан и юридических лиц, т.е. конкретное правомочие, принадлежащее природопользователю, включающее правила владения, пользования и распоряжения субъекта, которому выделен в пользование объект природы.
     Цель  работы  - охарактеризовать содержание права природопользования.
     Задачи:
     - определить сущность природопользования;
     - рассмотреть основания возникновения  и прекращения права природопользования;
     - охарактеризовать субъекты природопользования.

1. Сущность природопользования

     Под «природопользованием» в экологическом  праве понимают эксплуатацию природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности (ч. 16 ст. 1 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды»).
     Природопользование  РФ базируется на известных основополагающих принципах:
     а) целевой характер природопользования;
     б) устойчивость права природопользования;
     в) платность природопользования;
     г) нормирование природопользования;
     д) разрешительное природопользование.
     В сфере природопользования свойство индивидуальной определенности присуще ограниченному кругу объектов. К ним относятся земля, водные объекты, леса, недра и объекты животного мира. Космическое пространство, атмосферный воздух не могут быть переданы в обособленное обладание отдельного субъекта в связи с невозможностью точной индивидуализации объекта собственности.1
     Отношения собственности на природные ресурсы  регулируются экологическим законодательством  в том случае, если данные объекты  находятся в состоянии экологической  взаимосвязи с другими компонентами окружающей среды. Потеря такой экологической связи ведет к прекращению состояния собственности на природные ресурсы и возникновению права собственности на обычное имущество.
     Целевой характер природопользования предопределяется многообразием природных ресурсов, которые в свою очередь могут использоваться не для однозначных целей. Так, по целевому назначению можно различать права землепользования, водопользования, недропользования, лесопользования, пользования животным и растительным миром, атмосферным воздухом и др.
     Право природопользования - это институт экологического права, который представляет собой систему норм, регулирующих использование природных ресурсов, совокупность прав и обязанностей, возникающих в связи с использованием природных ресурсов. Речь идет о праве по использованию природных объектов и ресурсов для определенных целей, что относится в основном к праву природоресурсному.
       В зависимости от основания  как критерия для классификации  выделяются разные виды права  природопользования. Наиболее распространенной в науке экологического права выделяют следующую классификацию права природопользования в зависимости от требования по наличию разрешительной документации: право общего природопользования и право специального природопользования.
       Право общего природопользования представляет собой право использования природных ресурсов без получения разрешительных документов со стороны государства и иных уполномоченных лиц. Право специального природопользования представляет собой право использования природных ресурсов с обязательным получением соответствующих разрешительных документов. Так, к примеру, сбор грибов гражданами в лесу для личного пользования является общим правом природопользования, и для этого не требуется получения каких-либо документов, а вот использование земельного участка для строительства уже требует получения документов как на земельный участок, так и на возведение здания, строения, сооружения.
       Существует еще одна распространенная  классификация права природопользования  в зависимости от использования природного объекта, природного ресурса: землепользование, лесопользование, недропользование, водопользование, пользование животным миром и т.д.
       Можно выделить еще одну классификацию  права природопользования. Так, общим  критерием, объединяющим право  природопользования отдельных природных ресурсов, является срок пользования ими. Таким образом, можно выделить постоянное право природопользования (без определенного срока) и срочное. Срочное делится на долгосрочное и краткосрочное. Выделяется также право ограниченного пользования чужим имуществом (сервитут). Так, существует лесной сервитут, водный сервитут, земельный сервитут.
       Право природопользования тесно  связано с понятием оборотоспособности  природных ресурсов. В соответствии  со ст. 129 Гражданского кодекса РФ оборотоспособностью является возможность объекта гражданского права свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому. Земля и другие природные ресурсы, согласно данной статье, могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.2
       Объединяющим показателем для  природных ресурсов и объектов  является также понятие изъятых  из оборота или ограниченных  в обороте природных ресурсов. Изъятие из оборота подразумевает невозможность прежде всего находиться в частной собственности, ограничение в обороте подразумевает совершение ограниченной возможности по совершению и сделок и возможностью находиться в частной собственности только при прямом указании на то в законе.
      Большинство природных  объектов и ресурсов, предоставляемых  в пользование, относится к  недвижимости. Так, в соответствии  с п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса  РФ к недвижимым вещам относятся  земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Для недвижимости законодателем закреплено возникновение права только после осуществления государственной регистрации права на недвижимое имущество. Возникновение таких прав, ограничение этих прав, переход и прекращение права подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции. Указанные действия осуществляются в рамках специального Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". 
 

 

2. Основания  возникновения и  прекращения права  природопользования

     Природопользование  может быть общедоступным и разрешительным. Основным видом природопользования является разрешительное его использование. Общедоступное природопользование возможно лишь в случаях, прямо указанных  в законе. Так, согласно ст. 86 ЛК граждане имеют право бесплатно находиться на территории лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, собирать для собственных нужд дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, другие пищевые лесные ресурсы, лекарственные растения и техническое сырье, участвовать в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных мероприятиях, охотиться, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
     Право природопользования производно от права  собственности. Поэтому собственники природных объектов, за исключением  публичных образований, становятся субъектами права природопользования с момента возникновения права собственности на природный объект.
     Право собственности на природный объект возникает на основании совокупности юридических фактов, включающих распорядительный акт собственника и акт государственной регистрации права.
     Распорядительные  акты подразделяются на две группы: гражданско-правовые и административно-правовые.
     К гражданско-правовым актам относятся: сделки, направленные на передачу природного объекта в собственность (договор купли-продажи, дарения и т. д.); наследование; правопреемство.
     К административным актам относится  государственный акт о передаче природного объекта в частную  собственность.
     К факультативным видам оснований  возникновения права собственности относятся судебные решения, которые заменяют первые два вида оснований в случае возникновения спора о праве на природный объект.
     Государство или муниципальное образование  реализует свои правомочия собственника природных ресурсов посредством  наделения правом природопользования других субъектов и определения требований, предъявляемых к природопользованию.
     Основания возникновения производного права  природопользования классифицируются в зависимости от вида пользования  на две группы: основания возникновения  общего природопользования и основания возникновения права специального природопользования. Общее природопользование возникает непосредственно из закона и не требует государственной регистрации. Право специального природопользования появляется на основании совокупности юридических фактов, включающих распорядительный акт и акт государственной регистрации права. Распорядительными актами могут являться:
     1) административный акт о предоставлении  природного объекта в пользование;
     2) договор на природопользование;
     3) лицензия на природопользование;
     4) решение суда.
     Для возникновения права природопользования в отдельных случаях закон  предписывает составление комплекса  распорядительных документов, включая  договор о природопользовании и  административный акт о предоставлении права пользования. Это связано с тем, что государство, предоставляя природный объект в пользование, выступает одновременно и как носитель государственной власти и как собственник природного объекта, что требует согласования публично-правового и частноправового регулирования данных отношений.
     Перечень  оснований для возникновения  права пользования природными ресурсами  определяется отраслевым природоресурсным законодательством. Так, основанием возникновения  права недропользования является совокупность следующих юридических фактов: лицензия на осуществление недропользования и административный акт о предоставлении в пользование конкретного участка недр (горный либо геологический отвод). Заключение договора на недропользование не является обязательным условием возникновения права недропользования, за исключением предусмотренных законодательством случаев.Для возникновения права водопользования необходимо наличие иных юридических фактов, а именно, лицензии на водопользование и договора о водопользовании.
     Таким образом, перечень оснований возникновения соответствующего вида природопользования имеет специальный характер и устанавливается отраслевым природоресурсным законодательством.
     Общими  основаниями прекращения права  природопользования являются:
     1) смерть гражданина, ликвидация юридического лица, являвшихся природопользователями;
     2) прекращение оснований права  пользования, а именно, расторжение  договора о природопользовании, истечение срока лицензии и  другие основания;
     3) отказ от права природопользования;
     4) применение санкции в виде прекращения права природопользования в случае нарушения природо-пользователем экологического законодательства;
     5) изъятие природного объекта для  государственных либо муниципальных  нужд.
     Признание договора о природопользовании в  качестве основания возникновения права природопользования осуществлено в условиях рыночной экономики и обусловлено демонополизацией собственности на природные ресурсы. В целях реализации положений о многообразии форм собственности на природные ресурсы возникла необходимость закрепления гражданско-правовой формы осуществления права собственности. Такой формой и явился договор.
     Законодательством предусмотрены следующие основные виды договоров в сфере природопользования:
     1) договор аренды природных ресурсов;
     2) договор концессии;
     3) договор об установлении сервитута.
     Общими  особенностями договоров в сфере  природопользования являются:
     1) обязательный порядок заключения  такого договора;
     2) юридическая связанность воли  сторон правовыми требованиями, отраженными в лицензии на право природопользования;
     3) особый порядок заключения и  расторжения договора (проведение  согласований и конкурсных процедур  при заключении договора, возможность  расторжения договора только  по основаниям, прямо предусмотренным  законом);
     4) обязанность сторон руководствоваться установленным законом перечнем договоров, порождающих право природопользования.3
     Содержание  договора о природопользовании составляют права и обязанности сторон, установленные  законом либо договором. Права и  обязанности, установленные законом, действуют независимо от включения их в договор.
     Условия договора, в которых закрепляются права и обязанности сторон, подразделяются на две группы: существенные и факультативные.
     Существенными признаются условия, согласнование  которых является обязательным для признания договора заключенным.
     Существенными условиями договоров о природопользовании любого вида являются:
     - границы, количественные и качественные  характеристики предоставляемого  в пользование природного объекта;
     - цели пользования природными объектами;
     - количественные и качественные  характеристики вредных воздействий  на окружающую среду либо объемов  изъятия природного вещества;
     - обязанности по охране природного  объекта, находящегося в пользовании,  и окружающей среды;
     - размер и порядок внесения платы за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды.
     Основу  законодательного регулирования арендных отношений в сфере природопользования составляет ГК РФ, а именно — раздел III, в котором закреплены общие положения об обязательствах, а также положения гл. 34, регулирующие отношения по поводу аренды имущества. Особенности аренды природных ресурсов определяются природоресурсным законодательством.
     Следующий вид договоров в сфере природопользования — договор концессии.
     Правовую основу регулирования концессии составляют нормы Гражданского кодекса РФ, а именно гл. 54, Федеральный закон «О концессионных соглашениях» от 21.07.05 г. и природоресурсное законодательство, закрепляющее особенности регулирования концессии отдельных видов природных ресурсов.
     В настоящее время отношения концессии  природных ресурсов регулируются Федеральным  законом РФ от 06.12.95 г. «О соглашениях  о разделе продукции» и Лесным кодексом РФ.
     По  договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на определенный срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю (ст. 1027 ГК РФ).
     В области природопользования предметом  концессии являются исключительные права государства на пользование  природными ресурсами. Объектом концессии  по действующему законодательству признаются участки лесного фонда и участки  недр.
     Объектом  концессионного соглашения является недвижимое имущество, входящее в состав следующего имущества:1) автомобильные дороги и инженерные сооружения транспортной инфраструктуры, в том числе мосты, путепроводы, тоннели, стоянки автотранспортных средств, пункты пропуска автотранспортных средств, пункты взимания платы с владельцев грузовых автотранспортных средств;
     2) объекты железнодорожного транспорта;
     3) объекты трубопроводного транспорта;
     4) морские и речные порты, в  том числе гидротехнические сооружения  портов, объекты их производственной и инженерной инфраструктур;
     5) морские и речные суда, суда  смешанного (река — море) плавания, а также суда, осуществляющие  ледокольную проводку, гидрографическую, научно-исследовательскую деятельность, паромные переправы, плавучие  и сухие доки;
     6) аэродромы или здания и (или)  сооружения, предназначенные для  взлета, посадки, руления и стоянки  воздушных судов;
     7) объекты производственной и инженерной  инфраструктур аэропортов;
     8) объекты единой системы организации  воздушного движения;
     9) гидротехнические сооружения;
     10) объекты по производству, передаче  и распределению электрической  и тепловой энергии;
     11) системы коммунальной инфраструктуры  и иные объекты коммунального  хозяйства, в том числе объекты  водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения,  водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, объекты, предназначенные для освещения террито-рий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий;
     12) метрополитен и другой транспорт общего пользования;
     13) объекты, используемые для осуществления  лечебно-профилактической, медицинской  деятельности, организации отдыха  граждан и туризма;
     14) объекты здравоохранения, образования,  культуры и спорта и иные  объекты социально-культурного и  социально-бытового назначения.
     Административные  акты в сфере природопользования подразделяются на две группы: акты, порождающие гражданские правоотношения, и акты, выступающие основанием административных отношений.4
     Ко  второй группе относятся решения  государственных органов, регулирующие отношения государственного управления природопользованием. Примером таких административных актов являются акты землеустройства, лесоустройства и другие правовые документы, которые устанавливают правовой режим природных объектов, но не порождают субъективных прав пользования такими природными объектами.
     К первой группе относятся административные акты, совершаемые с намерением вызвать гражданско-правовые последствия.
     Правовые  документы в форме разрешений имеют единое с лицензией функциональное назначение, что позволяет условно  относить все формы разрешений на право природопользования к разряду лицензий.
     К функциям лицензий относятся:
     1) превентивная, состоящая в предотвращении  экологического вреда;
     2) информационная, в рамках которой собирается и накапливается информация о масштабах, видах и пределах экологически значимой деятельности;
     3) регулятивная, состоящая в установлении  пределов хозяйственного использования  и негативного воздействия на  природные объекты;
     4) контрольная, заключающаяся в  наблюдении за состоянием природного  объекта и проверке соблюдения  экологического законодательства.
     В зависимости от предмета лицензирования выделяют лицензии экономического характера, то есть предоставляемые для целей  хозяйственного использования природных  ресурсов, и лицензии экологические. К последним, в частности, относят разрешения на выброс, сброс, захоронение вредных веществ, использование лечебных ресурсов.
     Лицензированию  подлежит специальное природопользование, осуществляемое в предпринимательских  целях. Виды природопользования, которые  подлежат лицензированию, установлены природоресурсным законодательством.
     Не  подлежит лицензированию общее природопользование, которое осуществляется гражданами в силу принадлежащих ему естественных прав.
     Акты  о передаче природного объекта в  пользование являются основанием возникновения права землепользования и связанных с ним видов природопользования.
     Земельный участок выступает объектом природопользования не только в земельных отношениях, но и в других сферах природопользования, связанных с землепользованием. К таким сферам относятся лесопользование, недропользование, пользование животным миром, водопользование.
     В указанных случаях землепользование сопутствует основному виду природопользования, а именно, лесопользованию, недропользованию и т. д. Поэтому для возникновения  права основного природопользования необходимо наряду с получением документов на основной вид пользования оформить также право пользования земельным участком.
     Когда землепользование является основным видом  природопользования, например, при  использовании земель сельскохозяйственного назначения, земель поселений, право землепользования возникает непосредственно из актов о предоставлении земельного участка в пользование. Правовой формой актов о передаче земельного участка в пользование являются решения государственных органов о предоставлении земельных участков в пользование.
     На  основе данного решения осуществляется отвод земельного участка на местности.
     Административные  акты о прекращении права природопользования.
     Административными актами о прекращении права природопользования являются:
     1) акты об аннулировании лицензии (в добровольном и принудительном  порядке);
     2) акты об изъятии природного  объекта (путем обращения взыскания  на него по обязательствам  собственника, реквизиция, конфискация,  изъятие природного объекта у  титульного пользователя).
     Основаниями прекращения действия лицензии на природопользование являются:
     а) решение соответствующего государственного органа о прекращении действия лицензии с уведомлением об этом владельца  лицензии;
     б) истечение срока действия лицензии;
     в) истечение установленного в предписании  срока для исправления допущенных нарушений;
     г) заявление природопользователя  об отказе от права пользования природным  объектом.
 

3. Субъекты  природопользования

     Согласно  ч. 1 ст. 9 Конституции РФ земля и  другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
     При этом земля и другие природные  ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и  иных формах собственности (ч. 2 ст. 9 Конституции).
     Вопрос  о соотношении указанных положений  Конституции остается открытым в  правовой науке.
     Действующим законодательством предусмотрены  следующие формы собственности  на природные ресурсы: государственная, муниципальная и частная. Допускается существование и иных форм собственности.
     В соответствии со ст. 214 ГК РФ природные  ресурсы, не находящиеся в собственности  граждан, юридических лиц или  муниципальных образований, являются государственной собственностью. Как следует из данной нормы, для возникновения права государственной собственности на природные ресурсы не требуется совершения каких-либо юридических действий или наступления юридических событий. Право собственности на природные ресурсы, собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался, возникает у государства непосредственно из закона.
     Государственной собственностью в РФ являются природные  ресурсы, принадлежащие на праве  собственности РФ, и природные  ресурсы, принадлежащие на праве собственности субъектам Федерации.
     Круг  объектов федеральной собственности  законодательством не ограничен. В  ней могут находиться любые природные  ресурсы.
     В собственности субъектов не могут  состоять природные ресурсы, являющиеся объектами федеральной собственности. Перечни объектов исключительной федеральной собственности и объектов, которые могут передаваться в собственность субъектов Федерации, закреплены названным выше постановлением Верховного Совета РФ №3020-1.
     К объектам федеральной собственности, в частности, относятся природные ресурсы, предназначенные для нужд обороны и осуществления иных функций, отнесенных к ведению РФ, природные ресурсы, входящие в систему природозаповедного фонда, другие виды природных ресурсов, которые имеют общегосударственное значение.
     Право федеральной собственности на природные  ресурсы может возникать при  наличии следующих оснований:
     1. В силу прямого указания закона. В соответствии с п. 3 постановления  Верховного Совета РФ № 3020-1 до момента определения собственника природных ресурсов последние относятся к федеральной соб-ственности. В силу прямого указания закона возникает право исключительной федеральной собственности на отдельные виды природных ресурсов.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.