На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Тема одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 23.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ГОУ ВПО  «Красноярский государственный  педагогический университет
им. В.П.Астафьева»
Факультет русского языка и литературы
Кафедра русской литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа
«История  русской литературы XIX  века (I часть)» 

Тема  одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил:
студентка 3 курса
заочного  отделения
Угрюмова  Ю.С.  

Проверил:
к.ф.н., старший  преподаватель
кафедры русской литературы
Гайдукова Е.Б. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Красноярск  – 2010 

Введение.
     Какую бы сторону творчества М.Ю.Лермонтова мы не взяли, стихи или прозу, лирические или эпические произведения - везде прослеживается тема одиночества. Она проходит непрерывающимся мотивом по всей его поэзии. Ни у кого из русских поэтов эта тема не вырастала в такой всеобъемлющий образ, как у Лермонтова. Он создатель трагической концепции человека, обреченного жить в вечном и неустранимом конфликте с обществом, эпохой, мирозданием и, что самое страшное, в разладе с самим собой.
     Что касается главного направления творческих поисков писателя, то оно, как раз таки, заключается в преодолении отчуждения между личностью и окружающим ее внешним миром. Именно в лирике наиболее полно отразились идейные и художественные искания писателя, его основные творческие интересы, факты личной биографии и «биографии» его поколения.
     Как мы уже сказали, тема одиночества  пронизывает все творчество писателя. Для Лермонтова она была актуальна на протяжении всей жизни. В одних произведениях о ней не говориться открыто, в других, напротив, он доносит до нас именно то, что хочет. Но как бы Лермонтов не пытался выразить свое одиночество, замаскировать его или кричать о нем, оно остается главенствующим, значимым для поэта.
     Смысл движения Лермонтова, как писателя, состоит в постоянном возвращении к излюбленным образам, темам и мотивам (особенно к теме одиночества), которые на каждом новом этапе варьировались, обогащались и усложнялись, отражая стремительное развитие личности самого писателя и рост его художественного мастерства.
     Цель  нашей работы:  рассмотреть этапы лирики Лермонтова и попытаться понять, как отражена в них тема одиночества, и почему поэт, за всю свою жизнь, так и не находит себе пристанища ни в светском обществе, ни в любви и дружбе, ни в Отчизне.
     Задачи:
    Показать, как отражена тема одиночества на раннем (юношеском) этапе творчества Лермонтова
    Показать, какие черты приобретает тема одиночества в зрелой лирике
    Изучить лирику Лермонтова и найти стихотворения, наиболее удачно выражающие тему одиночества. Проанализировать их.
    Рассказать, что нового внес Лермонтов в трактовку темы одиночества.
    Провести реферирование литературоведческих работ, использованных при написании данной работы.
    Сделать выводы по проделанной работе.
                                     Основная часть.
    Я думал: "Жалкий человек.
Чего он хочет!.. небо ясно,
Под небом места много всем,
Но беспрестанно и напрасно
Один враждует он зачем?"
«Валерик» [1;89]
  Одной из главных тем лирики Лермонтова стала тема одиночества. Одиночество приобретает самые разные черты: это и заточение, и любовное одиночество, появляющееся во многих любовных стихотворениях, и одиночество человека в мире:
     Как страшно жизни  сей оковы
     Нам в одиночестве  влачить.
     Делить  веселье - все готовы:
     Никто не хочет грусть делить.
                          «Одиночество»[1;92]
     Слова с корнем «один» встречаются чаще других в создании им поэтических образов: «белеет парус одинокой», «вверху горит одна звезда», «выхожу один я на дорогу» и т.д. Уже в ранних стихотворениях Лермонтова звучит этот мотив его творчества: ощущение своего избранничества, обрекающее поэта на непонятность окружающих и одиночество. В самом начале творчества Лермонтова эта тема раскрывается им в традициях романтизма.
     Тема  одиночества возникает у Лермонтова в традиционно-элегическом облике унылого героя, как чисто внешняя отчужденность, удаленность лирического героя от мира людей или как вынужденное изгнанничество, как вечное скитальчество и сиротство. В самых ранних стихах одиночество нередко носит весьма абстрактный характер: зачастую оно только называется. Но за абстрактной условностью стояли напряженные поиски своего места в мире и своего героя, отвечающего грандиозным устремлениям личности и высокой поэтике романтизма.   

Ранняя  лирика.
     Ранние  стихотворения Лермонтова – это своего рода лирический дневник, в котором лирические размышления были составной частью становления личности. Главным мотивом творчества были внутренняя жизнь поэта, его мысли и мечты. Он созидал свою судьбу, а в стихах выразил то, чем питалась его душа, видя в них единственных и неизбежных спутников своей юности, способных запечатлеть невыразимое, не вмещавшееся в узкие рамки привычного прозаического слова. Раздумья автора отмечены редкой по его возрасту (14-20 лет) зрелостью. Исходным становиться переживание печального одиночества: «Брожу один как отчужденный!» [1;127]. Мрачные чувства – результат биографических факторов, таких как отсутствие родительского тепла (мать умерла, когда мальчику было всего 2 года; с отцом сложились непростые отношения); позже, неразделенное увлечение одной, бесславно окончившаяся любовь к другой. Не прошла и без последствий отстраненность от сокурсников Московского университета. Но во всем этом мы видим лишь внешние причины горестного настроя.  Внутренне же, душа пылкая многое воспринимает с мучительным недоумением: причину надлома – «средь веселья дух страждет и грустит», невосполнимую потерю – «дух погас и состарелся», одновременно совсем иную склонность – «Я к одиночеству привык». Проникновением в тайны столь сложного мироощущения и стала ранняя поэзия Лермонтова.
     Юный  Лермонтов владел «сильно действующим словом» [4; 145]. Он обращал свой взор прежде всего на отрицательные явления, как бы накапливая доказательства порочности того мира, о котором писал. Всюду авторское неприятие действительности рождает цепь острых, сгущенных определений: «злобы яд», «полны ядом… объятия», «умы и хладные, и твердые, как камень» [1;108].
     «В ранней лирике личность романтика противопоставлена целому миру. Конфликт с миром означал не только противостояние обществу, но и мятеж против неба, Бога и мироздания. Романтическая антитеза человек-мир побуждала лирического героя Лермонтова остро ощущать собственное избранничество» [2;386]. Лирическое «я» - могущественная личность, способная единолично разрешить коренные вопросы общественного и нравственного устройства мира, который кажется ей абсолютно несовершенным, лишенным гармонии, а нередко и смысла. Герой ранней лирики был избранником неба, убежденным в том, что его ожидает прекрасная и трагическая судьба. И хотя в стихотворениях Лермонтова не говорилось о конкретном содержании жизненного пути героя, смысл его был вполне ясен: это не жизнь среди толпы посредственностей, а высокая миссия – личная и поэтическая:
     Настанет  день – и миром  осужденный,
     Чужой в родном краю,
     На  месте казни –  гордый, хоть презренный – 
     Я кончу жизнь мою…[1;68]
     Лирический  герой словно перебирает варианты своей  судьбы, не останавливаясь ни на одном. В каждом из них – конфликт с  миром, противоречие между его ролью  освободителя и отчуждением от людей:
     За  дело общее, быть может, я паду
     Иль жизнь в изгнании бесплодно проведу;
     Быть  может, клеветой лукавой  пораженный,
     Пред  миром и тобой  врагами униженный,
     Я не снесу стыдом сплетаемый венец
     И сам себе сыщу безвременный конец… 
                         «Из Андрея Шенье», [1;136]. 

Одиночество лирического героя.
     Лирический  герой Лермонтова — это «передовой человек своего времени, беспокойный и мятежный романтик» [5;42]. Это — человек, окруженный враждебной ему действительностью, отгородившийся от нее в своем одиночестве, затаивший на нее злую обиду, страдающий и трагический, полный могучей страсти и воли, умеющий мыслить беспощадно критически и в какой-то момент готовый во имя общего блага к каким-то разрушительным, но неведомым для него подвигам. Это — человек глубоко интеллектуальный, способный к синтетическим философским обобщениям, наделенный пронзительным аналитическим сознанием, находящий противоречия и неблагополучие в том, что большинству его соотечественников казалось незыблемым и непререкаемым.
     Главным средством лирической обрисовки  характера романтического героя становиться контраст; лирическое «Я» предстает в противоречии между героической натурой, жаждущей сверхчеловеческих целей, и реальным положением героя в мире, в обществе, которые не нуждаются в его подвигах. Мечты о гражданском деянии, о славе («За дело общее, быть может, я паду…»; «Я грудью шел вперед, я жертвовал собой…»; «И Байрона достигнуть я б хотел…»; «…в себе одном нашел спасенье целому народу…») оказываются неисполненными: никто не требует от героя ответственного поступка, и его самоотдача без настоятельной общественной потребности выглядит ненужной и напрасной. «Герой с его нравственным и духовным максимализмом – чужд всему, что привело к ощущению потерянности, трагическому скептицизму, к преобладанию эмоции обиды и холодного презрения. Но герой Лермонтова, сохраняя жизненную стойкость и бескомпромиссность, не смиряется под ударами судьбы» [3;437].
     Во  многих юношеских стихах все эти  противоречия осознаны в отвлеченно-романтическом  и метафизическом свете: таков, по мысли поэта, его удел, такова предопределенная свыше роковая доля, которой невозможно избегнуть, ибо она не зависит от подвластных горою обстоятельств. Это еще более увеличивает его страдания и одиночество. 

Новаторство Лермонтова.
     Лермонтов внес в трактовку темы одиночества что-то новое, и это новое, прежде всего, его абсолютный и глубоко личный характер, связанный с неприятием лермонтовским героем мира, коренных основ миропорядка. Герой Лермонтова постоянно и везде одинок: он одинок среди людей, которые преследуют его «жестокостью», «клеветой», «злобой», не способны понять его высоких стремлений и потому враждебны ему:
     Души  их певца не постигали,
     Не  могли души его  любить,
     Не  могли понять его  печали,
     Не  могли восторгов разделить
     «К*»  — «Мы случайно сведены судьбою» [1;76].
     Ему нет места среди «хладной», «бесчувственной» «толпы», среди «надменного» и «бездушного» «света». Он одинок и в своей «отчизне», «где стонет человек от рабства и  цепей» («Жалобы турка»), в «стране  рабов, стране господ» («Прощай, немытая  Россия»). И, наконец, он одинок в целом мире, который неизменно является ему «пустыней»: «пустыня мира» («Демон»), пустыня жизни («Благодарность»). Это всеобъемлющее одиночество обнаруживается и в таких глубоких и интимных человеческих отношениях, которые по природе своей в наибольшей степени предполагают возможность душевной связи между людьми: любовь, дружба, родство. 

Природа в лирике.  
     Тема, связанная с морской стихией, в творчестве М. Ю. Лермонтова — это тема одиночества, изгнанничества, странничества. Юный Лермонтов отказывается от привычных жизненных ценностей: он не верит в счастье, не ценит покой и окружающую его гармонию. Смысл его «плавания» по бурному «морю» жизни романтический бунтарь, побуждаемый духом протеста и мятежа, видит не в достижении счастья, не в бегстве от него, а в самом движении. В коротком стихотворении «Парус» (1832) по существу представлена целая программа жизни романтика с мятежной душой, который покою предпочитает бурю, с презрением относится к любому «берегу» ограничивающему его свободу. Гармония в природе раздражает его, ведь она не соответствует его собственной жажде бури и мятежа. Одинокий романтик «просит бури» - только она способна примирить его с миром.
     Лирический  герой Лермонтова в своем одиночестве  тянется к природе, умеет видеть ее красоту. В соединении с природой тема одиночества звучит с необыкновенной силой. Природа словно подчеркивает его:
    Выхожу один я на дорогу,  
    Сквозь туман кремнистый путь блестит,  
    Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,  
    И звезда с звездою говорит[1;119].

    Одинокая сосна, мечтает о далекой пальме:
    На  севере диком стоит  одиноко 
    На  голой вершине  сосна…
    И снится ей все, что  в пустыне далекой,
    В том крае, где солнца восход,
    Одна  и грустна на утесе  горючем
      Прекрасная  пальма растет[1;102].
     Одиноким  остается утес-великан из стихотворения “Утес”
       ... Одиноко
     Он  стоит, задумался  глубоко,
     И тихонько плачет он в пустыне.[1;103]
     Одинок  был и сам поэт и в жизни, и в своем творчестве. Еще в  юности он словно предсказал свою судьбу и дал свой лирический портрет  в стихотворении, которое, по сути, стало программным:
     Нет, я не Байрон, я  другой,
     Еще неведомый избранник,
     Как он, гонимый миром  странник,
     Но  только с русскою  душой.[1;154]
     Подражая  Байрону, юный поэт противопоставляет  своего лирического героя серой, бездушной толпе. Но вот уже в 1830 году в стихотворении «Стансы» появляется неожиданная нота:
     Я к одиночеству  привык,
     Я б не умел ужиться с другом;
     Я б с ним препровожденный  миг
     Прочел  потерянным досугом…
     На  светлый запад  удалюсь,
     Вид моря грусть мою рассеет.
     Ни  с кем в отчизне не прощусь –
     Никто о мне не пожалеет![1;151]
     Оказывается, одиночество лирического героя  не навязано ему миром, но избрано  им добровольно, как единственно  возможное состояние души. Ни друг, ни отчизна не составляют необходимых  элементов его существования. Бездомье героя — ему мученье, но и его единственный путь.  
Отсюда начинается новая, именно лермонтовская трактовка темы одиночества — изгнания, странничества. Одиночество странника — особое, ибо оно избрано им добровольно. Непонимание окружающим миром становится не клеймом проклятия, но знаком высокого избранничества. В стихотворении «О, полно извинять разврат!», посвященном Пушкину, автор обращает к нему удивительный призыв:

     Изгнаньем из страны родной
     Хвались повсюду, как свободой…[1;109]
     Мир отвергает героя, изгоняет его, но герой также отвергает этот мир и уходит от него. 
 

Зрелая  лирика.
     С 1835—1836 годов творческие принципы Лермонтова существенно меняются. Не отказываясь  от романтического мировоззрения и  метода целиком, он начинает смотреть на своего героя и на действительность с большей объективностью и трезвостью. Мотив одиночества, пронизывающий почти все творчество Лермонтова, в его зрелой лирике приобретает новые черты. Ощущение, отъединенное от людей, поэт воспринимает теперь не столько как объективно трагическое состояние человека, стремящегося разрушить противостояние с миром и сознающего невозможность этого. В стихах последних лет мотив одиночества лишается личностной или любовной окраски. В переводе стихотворения Г. Гейне «На севере диком стоит одиноко…» (1841) Лермонтов отступает от подлинника. В немецком языке слово «сосна» мужского рода, а «пальма» — женского. Таким образом, у Гейне речь идет о разлуке двух влюбленных, а у Лермонтова — об одиночестве в более широком, общечеловеческом плане.
     Зрелая  лирика Лермонтова является высочайшим взлетом и достижением его  творчества и всей русской литературы. В зрелых стихотворениях Лермонтова продолжается развертывание и углубление центрального для его лирики образа положительного героя того времени.  Лирический герой является трагической фигурой не только тогда, когда он выступает как носитель литературной миссии. Зрелая, как и юношеская, лирика Лермонтова остается трагической во всех ее проявлениях. Любовь к свободе, порывы страсти, беспокойства и негодования сочетаются в его новых стихах, как и прежде, с голосами разочарования, одиночества и горькой безнадежности.
     Одной из причин того, что мотивы грусти и  одиночества заняли большое место  в поэзии Лермонтова, являлось его  отношение к обществу. Лица людей  казались ему масками, прикрывающими безумие и пустоту, а жизнь - маскарадом. Тема маски неразрывно связана с проблемой потерянного поколения, впервые в русской литературе глубоко осмысленная именно Лермонтовым. Он «стремится понять переживания простого человека, найти в народном сознании новые ценности и не может примириться с тем, что люди его поколения, усвоив «поздний ум» отцов, старятся в бездействии, живут без цели, покорно склоняются перед властью» [7;35]. Нравственно опустошенные молодые современники не способны ни на труд, ни на подвиг, они равнодушны к наукам и искусству. Осуждая свое поколение, поэт прекрасно понимает, что он является его представителем. Не отделяя себя от своих современников, обвиняет и себя, поэтому он употребляет местоимения «мы», «нас», «наше»… Страшный трагический образ «обанкротившегося» поколения создал Лермонтов в стихотворении «Дума» (1838):
     Печально  я гляжу на наше поколенье!
     Его грядущее - иль пусто, иль темно,
     Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
     В бездействии состарится оно.[1;41]
     Важная  особенность стихотворения в  том, что размышления о современниках  – это процесс осознания лирическим героем своего истинного положения  в мире. Его мысль движется от печального раздумья к мрачному, трагическому обобщению, от высокой романтической  ноты к скорбной и горькой иронии. Лирический герой осознает, что его личная судьба тождественна судьбе поколения. Поэт судит свое поколение, но одновременно и о самом себе говорит в тоне сурового самоосуждения и самоиронии. Лермонтову было свойственно трагическое мироощущение, он уверен, что человек не может быть счастливым в этом несовершенном мире.
     Действительно, только оставаясь в принципиальном одиночестве которым он мучился  и к которому в то же время стремился, право на которое он оберегал и  отстаивал у «ничтожного мира», он мог обнаружить уникальность своего «Я»; только такая позиция была достойна его, как и всякого истинного героя. Но одновременно он тяготился своим одиночеством, признаваясь, что оно «страшно» ему, и жаждал связи с другой, родственной душой. Мцыри мечтал:
     Хотя  на миг когда-нибудь 
     Мою пылающую грудь
     Прижать с тоской к груди  другой,
     Хоть  незнакомой, но родной.
                          «Мцыри» [1;208]
     Эта откровенно выраженная тоска по родной душе постоянно присутствует в лирике Лермонтова, и тем трагичнее оказывается невозможность ее обрести, разделить с ней свою судьбу. Лермонтовский Демон также страдал от своей космической бесприютности, и в итоге — «позавидовал невольно неполной радости земной».
     Стремление  к этой «неполной», краткой, даже отвергаемой земной радости и убеждение в том, что истинный удел — в гордом, мятежном одиночестве, бросающем вызов творцу и миру, — трагически разрывало сознание Лермонтова и определяло пафос его творчества (особенно раннего), проникая во все его роды и жанры — драмы, поэмы, прозу.
     Сохраняя  устойчивость, полноту символического и психологического содержания, одиночество  как жизненная позиция в зрелом творчестве Лермонтова обретает некоторые  новые черты. Здесь оно уже  не признак исключительности; во всяком случае, не это акцентирует поэт. Одиночество уже ничего не обещает его герою, оно может быть скучным, тщетным, но при этом всегда подлинным выражением трагизма, остроту которого в поздней лирике Лермонтова в большей степени связывает с одиночеством среди людей, чем с одиночеством вселенского масштаба («Пророк», «Смерть поэта», «Воздушный корабль»).
     Такое одиночество не снимает высокого личного трагизма, но предстает как  естественный неизбежный общий итог бытия. Оттого так свободно переходит Лермонтов от «Я» к «мы» в своей беспощадной характеристике исторически одинокого поколения («Дума»). «В зрелом Лермонтове крепнет стремление вырваться из круга трагического одиночества, пойти навстречу людям» [6;75]. И в поисках выхода из него его уже не смущает проза обыденной жизни, соизмеримость с ней и с жизнью других людей, «простого человека». Однако тяготение к народной жизни, общим ценностям не устраняет одиночества «лермонтовского человека»; отказ от прежних романтических иллюзий лишь усиливает и углубляет испытанный реальностью трагический характер его одиночества; для пророка сохранение связи с мировым «целым» возможно лишь ценой вынужденного разрыва с людьми («Пророк»). Основным источником лермонтовского одиночества является противостояние героя и мира; дистанция, разделяющая их, до конца остается непреодоленной.
     В стихотворении «И скучно и грустно» (1840) очень ярко проявляется скептицизм Лермонтова, пожалуй, больше он не был выражен так сильно. В традиционные жизненные ценности – дружба, любовь, желания, радости и страдания, чувства и страсти – не только подвергнуты сомнению, но и отвергнуты, побежденным холодным, рассудочным анализом. Но это печальная победа, ведь лирический герой страдает от того, что
     И скучно и грустно, и некому руку подать
     В минуту душевной невзгоды…[1;61]
и что «вечно любить невозможно». Ему горько от мысли, что ни в отношениях между людьми, ни в самом себе он не может найти ничего, что примирило бы его с жизнью. К жизни, объявленной «пустой и глупой шуткой», лирический герой подходит как максималист, не желающий довольствоваться малым. Его не устраивает видимость дружбы, не выдерживающей испытания невзгодами, несбыточные желания, любовь «на время», «ничтожные» радости и муки.
      «За скептическим монологом одинокого «лермонтовского человека» скрывается не внутренняя пустота, а горькое убеждение в трагизме своего существования, в невозможности достигнуть гармонии между человеком и равнодушным к нему миром» [2;390]. Стихотворение, несмотря на его «персональность», полную открытость лирического «я», имеет огромный обобщающий смысл: ведь в нем выражен не только индивидуальный опыт Лермонтова – это итог раздумий всего лермонтовского поколения. В горьком личном опыте сконцентрирован опыт многих людей.
     Чем больше всматривался поэт в окружающую его петербургскую жизнь, тем больше понимал он пустоту и фальшь светского общества. Одиноко было Лермонтову в толпе петербургских балов, маскарадов, раутов. Лирический герой стихотворения «Как часто, пестрою толпою окружен…» (1840) снова одинок, находясь в «пестрой толпе», где вместо живых людей мелькают «приличьем стянутые маски». Он внешне ничем не выделяется из этой толпы, но «наружно погружась в их блеск т суету»[1;59], вспоминает о детстве, о деревне, о настоящей любви. Здесь мы видим тот «остаток чувства», который еще есть в современном человеке. Однако мысли мимолетны, их спугивает «шум толпы людской». В душе героя рождается протест, но, как истинный сын своего времени, он не способен, открыто высказывать окружающим свою злость и горечь.
      В стихотворении «Благодарность» — «за все, чем я обманут в жизни был» [1;77], — обнажается двойственная природа лермонтовского одиночества. Враждебный человеку мир — с отъединенностью от «врагов» и «друзей» — и волевое, гордое, не примиренное «Я» поэта, не желающее пойти на какой-либо компромисс с этим миром, ни перед чем не останавливающееся в противостоянии ему, вплоть до противоборства как равных «Я» и бога. Лермонтовская «с небом гордая вражда»— та окончательная «точка», которая замыкает круг безысходности его одиночества.
      Все рассмотренные нами стихотворения в полной мере выражают одиночество лирического героя Лермонтова.
     В нескольких словах мы расскажем о  содержании литературоведческих работах использованных нами при написании контрольной работы. Как основной источник мыслей, мы использовали сборник стихотворений и поэм М.Ю. Лермонтова, прочитав который, мы открыли для себя мир поэта, что позволило нам охарактеризовать его творчество.
     Так же нами была использована Большая литературная энциклопедия. Это иллюстрированное фундаментальное издание по курсу литературы. В книге представлены биографии писателей, поэтов и критиков от древности до наших дней, анализ художественных произведений, сведения по теории литературы, развитию литературных жанров, традиций и направлений, введен словарь литературоведческих терминов.
     Кроме того, в помощь в написании контрольной работы к нам пришла Лермонтовская энциклопедия. Она знакомит нас со всеми сторонами творческого наследия Лермонтова и его биографии. В ней мы нашли статьи, посвященные каждому произведению поэта, вопросам поэтики, лермонтовскому окружению, памятным местам. Книга отражает также связи Лермонтова с русской и мировой литературой, рассказывает о преломлении лермонтовских тем и образов в живописи и музыке, театре, кино. Издание иллюстрируется рисунками самого поэта и русских художников на лермонтовские сюжеты.
     Сборник статей о Лермонтове так же очень  помог нам. Стоит рассказать о  его содержании. Сборник открывается  двумя статьями общего характера: очерком  жизни и творчества М.Ю. Лермонтова и статьей «Литературная позиция Лермонтова». Кроме того сборник включает в себя специальные работы, посвященные драматургии Лермонтова, его прозе и лирике. За этими работами следует работа о великом произведении писателя «Герой нашего времени» - последний законченный труд Б.М. Эйхенбаума, доселе не напечатанный целиком. Статьи, входящие в этот сборник, частью не напечатаны или напечатаны не целиком, так что эта книга будет очень нужна всем интересующимся историей русской литературы и творчеством М.Ю. Лермонтова.
     Еще одна довольно нужная книга – труд С. Наровчатова о лирике Лермонтова с пометкой Заметки поэта. Эта книга не биография, не исследование, не критический очерк, а именно заметки на полях лермонтовских стихов. Эти заметки вызывают желание заново прочесть Лермонтова, по-своему вжиться в его строки и увидеть с них то, что не сумел увидеть автор.
     Другое  пособие, под названием Семинарий, может помочь в работе лермонтовских  семинаров в ВУЗах, а так же оказать библиографическую помощь литературоведам, специально работающим по творчеству Лермонтова.  Во вступительной статье к Семинарию рассказывается о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова, так же приводится краткая библиография сочинений Лермонтова и литературы о нем. В остальных разделах рассказывается о Лермонтове в сочетании с мировой культурой, литературой народов СССР, художественной литературой и театром, а так же музыкой и изобразительным искусством. В основу семинария положен принцип историзма, обязательный в литературном исследовании. Творчество Лермонтова рассматривается в связи с общим развитием русской и западноевропейской  исторической действительности.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.