На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Формирование представлений пространственных отношений у детей седьмого года жизни на основе культуры народов Севера

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 23.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство образования
Департамент образования  и науки  Ханты - Марийского автономного округа – Югры
ГОУ ВПО Нижневартовский государственный  гуманитарный университет
Факультет педагогики и психологии
Кафедра дошкольного и начального образования
 
 
 
Гюльмамедова  Тарана Гюльмамедовна
 
 
Формирование  представлений пространственных отношений у детей седьмого года жизни на основе культуры народов Севера
 
 
 
 
Науч. руководитель_____________________
Специальность_________________________
Курс __3__групп __1_
Отделение ___педагогика __
Дата сдача ____________
Оценка_______________
Дата защиты__________
 
 
 
Нижневартовск 2011г
Содержание
Глава I. Теоретические  основы формирования представлений  о пространственных отношениях у  детей седьмого года жизни на материале  культуры народов Севера.
      Психолого — педагогические основы формирования представлений о пространственных отношениях у детей седьмого года жизни.
      Культурное пространство народов Севера как средство формирования представлений о пространственных отношениях у детей седьмого года жизни.
1.3. Содержание работы по формированию представлений о пространственных отношениях у детей седьмого года жизни на материале культуры народов Севера.
Выводы по первой главе
 
Глава П. Формирование представлений о пространственных отношениях у детей седьмого года жизни на материале культуры народов  Севера.
2.1.Методика констатирующего  этапа.
2.2.Уровень сформированности  представлений о пространственных  отношениях у детей седьмого  года жизни на материале культуры  народов Севера.
2.3.Проект педагогической технологии по формированию представлений о пространственных отношениях у детей седьмого года жизни на материале культуры народов Севера.
Выводы по второй главе
Заключение 
Список использованной литературы
Приложения 
 
Ведение
Актуальность  исследования. В современной социокультурной ситуации развития российского общества, в условиях необходимость преодоления социально – экономического и духовного кризиса актуализируется проблема сохранения культурных традиций народов Российской Федерации.
В « Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» одной из составляющих повышения качества современного образования  является приобщения обучающихся к  национальной культуре с учетом общечеловеческих ценностей и мирового опта.
В связи с этим в современной  педагогической теории содержания образования  большое место отводится этнокультуре как воплощено истории духовной культуры человечества, как коллективной памяти этноса, как систематизированного опыта народа. Накопленный опыт сохраняется и транслируется посредством не только гуманитарного, но и технического, математического знания. Так, элементом этнокультуры может считаться  воспитание некоторых математических понятий, связанных с особенностями национальных традиций.
Важную роль в сохранении и трансляции культурного наследия играют культурные традиции и обычая, затрагивающие пространственно-временные, количественные характеристики жизни семьи как наиболее близкие детскому повседневному опыту. Исходя из этого формирования представлений о пространственных отношениях у детей седьмого года, ориентированное на культурные ценности народа, в детском государственном учреждении должно быть напрямую связано с организацией образовательного процесса.
Значительный вклад в развитие представлений о сущности народной педагогики и ее роли в образовании детей внесли отечественные ученные: В.Ф, Афанасьев, Г.Н. Волков,  К. Д. Ушинский и др. Теоретическим вопросам посвящены работы  С.А. Арутюнова, М.М. Бахтина, Н.А. Бердяева, В.С. Библера, Ю.В. Бромлея, М.С. Кагана и др. В исследованиях З.Н. Ажермачевой, Л.Д. Вавиловой, Е.Н. Кергиловой, В.А. Невиловой и др. отмечено, что старший дошкольный возраст является наиболее благоприятным в осознании этнокультурных традиций.
Осмысление важности содержания образования в процессе формирования элементарных математических представлений отражено в общетеоретических разработках В. С. Леднева, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина. Научно – теоретические положения о содержании дошкольного математического образования разработаны в исследованиях А.В. Белошистой, Е.С. Деминой, Т. И. Ерофеевой, А.М. Леушиной, З. А. Михайловой, А.А. Столяра, Т.В. Таруновой и др. Пониманию значимости внедрения этнических традиций в содержании общего образования способствуют результаты изучения национально – региональных вопросов содержания Д.М. Бурхиновым, Л.С. Васильевой, Г.Н. Волковым, Д.А. Даниловым, С.Д. Намсараевым и др.
Учитывая, что старший  дошкольный возраст является наиболее оптимальным для начала целенаправленного обучения математике с учетом национальных традиций, а так же опираясь на результаты анализа научной литературы, нормативных документов об образовании, состояние данной проблемы в педагогической теории и практике дошкольного образования, получили следующие противоречия между:
    усиливающимся интересом государства и общества в возможности культурного наследия всех народов и реальными возможностями их удовлетворения системой образования;
    необходимостью раннего приобщения детей дошкольного возраста к элементам культуры народов Севера, и недостаточной разработанностью педагогического процесса.
Данные противоречия определили выбор проблемы: какова технология формирования на материале культуры народов Севера представления о пространственных отношения у детей седьмого года жизни.
Цель исследования: разработать проект педагогической технологии формирования представлений о пространственных отношениях у детей седьмого года жизни на основе культуре народов Севера.
Объект исследования: процесс формирование элементарных математических представлений у детей седьмого года жизни
Предмет исследования: проект педагогической технологии формирования представлений о пространственных отношениях у детей седьмого года жизни на материале культуры народов Севера.
Гипотеза исследования: формирование представлений о пространственных отношения у детей седьмого года жизни может протекать успешно, если:
    будет разработана процедура выявления уровня сформированности математических представлений о пространственных отношения у детей седьмого года жизни на основе культуры народов Севера;
    будет определено содержание работы по формированию математических представлений о пространственных отношения у детей седьмого года жизни на основе культуры народов Севера;
    будет разработан проект педагогической технологии формирования представлений о пространственных отношения у детей седьмого года жизни на основе культуры народов Севера.
Задачи исследования:
    Изучить теоретические основы формирования представлений о пространственных отношениях у детей седьмого года жизни, формирование математических представлений, связанных с особенностями национальных традиций.
    Подобрать диагностические задания и уточнить показатели, критерии и уровни сформированности представлений о пространственных отношениях у детей седьмого года жизни.
    Разработать проект педагогической технологии формирования представлений о пространственных отношения у детей седьмого года жизни на основе культуры народов Севера.
Методы исследования: теоретические – анализ и обощен6ие содержания историко – этнографической, психологической, педагогического, научно – методической литературы по проблеме исследования; изучение опыта педагогической работы дошкольных учреждений; изучение нормативных документов: отбор, классификация, систематизация обобщение материала по проблеме исследования; эмпирическое: диагностические, анкетирование, педагогический эксперимент (констатирующий)
    Методологической и теоретической основой исследования является: историко – педагогические исследования, посвященные изучению культурных традиций как социального феномена, их сущности и значимости в развитии личности и общества (Я.А.Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский); труды по теории этноса (С.А. Арутюнов, Ю.В. Бромлей); этнопедагогические концепции (В.Ф. Афанасьев, Г.Н. Волков, В. К. Шаповалов); положение А.Н. Леонтьева об определяющем значение в психическом развитии ребенка деятельности. научно – теоретические положения о содержании дошкольного математического образования разработаны в исследованиях (А.В. Белошистой, Е.С. Деминой, Т. И. Ерофеевой, А.М. Леушиной, З. А. Михайловой, А.А. Столяра, Т.В. Таруновой, С.Е. Царева, Р.М. Чумичива, Е.И. Щербакова).
База исследования опытно – экспериментальная работа приводилась на базе дошкольного образовательного учреждения: МДОУ №30 г. Нижневартовска Ханты-Мансийского автономного округа. Опытно – экспериментальной работе принимали участье: 17 воспитанников (8 мальчиков и 9 девочек) старшей группы «Б»
Исследование  приводилось поэтапно
? этап «организационно – подготовительный» (сентябрь – ноябрь 2010 г.)
Изучалась  и анализировалась  философские, психолого – педагогические, научно – методические источники.
Определялись методологические и теоретические основы исследования.
Формулировались проблема, цель, задачи следования.
Подбиралась диагностический  инструментарий для изучения процесса формирования представлений о пространственных отношениях у детей седьмого года жизни
?? этап «содержательно – технологический» (декабрь 2010г. – март 2011г.)
Проведение констатирующего  этап  исследования, разработка проекта педагогической технологии
??? этап «заключительно – обобщающий» (апрель – май 2011 г.)
Осуществление анализа, систематизации и обобщения результатов исследования, проверка теоретических и практических положений исследования.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава I.
Теоретические основы формирования представлений  о пространственных отношениях у  детей седьмого года жизни на материале  культуры народов Севера.
 
      Психолого — педагогические основы формирования представлений о пространственных отношениях у детей седьмого года жизни.
Проблема  формирования у дошкольников представлений  о пространстве нашла разработку в трудах психологов (Л.А.Венгер, Л.С.Выготский, П.Г.Гальперин, О.М.Дьяченко, А.Н.Леонтьев, А.А.Люблинская, С.Л.Рубинштейн и др.), педагогов (Ф.С.Блехер, Т.И.Ерофеева, А.Н.Леушина, Т.Н.Мусейибова, З.А.Михайлова, Б.Никитин, В.П.Новикова, Т.Д.Рихтерман, Е.В.Сербина, А.А.Смоленцева, Т.В.Тарунтаева, Е.И.Тихеева  и др.). Анализ психологических исследований позволил нам выявить, что ученые изучали следующие аспекты этой проблемы: особенности представлений  детей пространстве, генезис их развития, особенности восприятия пространства, психологические функции, обусловливающие  восприятие пространства, роль сенсорного опыта в восприятии и пространства. Анализ педагогической литературы позволил нам обнаружить, что исследования осуществлялись по направлениям: формирование системы представлений и пространстве, роль дидактических игр и занятий в формировании пространственных отношений, взаимозависимость речевой активности ребенка и понимания пространственных категорий, педагогические условия дошкольных учреждений, обеспечивающие становление пространственных.
Представления — это процесс  мысленного воссоздания образов  предметов и явлений, которые  в данный момент не воздействуют на органы чувств человека. Понятие «представление»  имеет два значения. Одно из них (существительное) обозначает образ предмета или явления, которые ранее воспринимались анализаторами, но в данный момент не воздействуют на органы чувств. Второе значение данного термина описывает сам процесс воспроизводства образов (то есть является глаголом).
Отношение – общность двух или  более предметов [23].
Пространства – всеобщая форма бытия материального мира, характеризующая протяженность, соразмерность его структурных форм и образований
Пространственные отношения выражаются, с одной стороны, прядок одновременно существующих событий, а с другой – протяжность материальных объектов [23].
Проблема ориентации человека в  пространстве достаточно многогранна. Она включает как представления  о размерах, форме предметов, так  и способность различать расположение предметов в пространстве,  понимание  различных пространственных отношений.
Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения  пространственных категорий (местоположения, удаленности, пространственных отношений  между предметами). В понятие пространственной ориентации входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения  предметов и их положения относительно ориентирующегося.
В более узком значении выражение  «пространственная ориентация»  имеет в виду ориентировку на местности. В этом смысле под ориентировкой  в пространстве мыслится:
    определение «точки стояния», т. е. местонахождения субъекта по отношению к окружающим его объектам, например: «Я нахожусь справа от дома» и т.
    определение местонахождения объектов относительно человека, ориентирующегося в пространстве, например: «Шкаф находится справа, а дверь слева от меня»;
    определение пространственного расположения предметов относительно друг друга, т. е. пространственных отношение между ними, например: «Справа от куклы сидит мишка, а слева от нее лежит мяч».
Дети седьмого года жизни продолжают овладевать пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко.
Формирование пространственных ориентировок проходит успешно, если ребенок постоянно оказывается перед необходимостью оперировать этими понятиями. Ситуации, в которые включаются дети, должны быть занимательны для дошкольников.
В задании типа «Угадай, где что находится» можно использовать разнообразные материалы: привлекательные игрушки, картинки. Дети называют, что находится перед ними, позади них, справа, слева, вверху, внизу.
В процессе обучения рекомендуется  широко использовать различные дидактические  игры. В развитии пространственных ориентировок, кроме специальных  игр и заданий на  занятиях по математике, особую роль играют прогулки,, подвижные игры, физкультурные упражнения, музыкальные занятия, занятия по изобразительной деятельности, различные режимные моменты. [22]
 
1.2.Культурное  пространство народов Севера  как средство формирования представлений  о пространственных отношениях  у детей седьмого года жизни.
Пространство – всеобщая форма бытия материального мира, характеризующая протяженность, соразмерность его структурных форм и образований. Свойства пространства определяются характером, уровнем и скоростью движения. Строго говоря, различают пространство и протяженность, пространство обладает тремя измерениями, протяженность – двумя; протяженность – это поверхность , тогда как пространство – объем. Понятие пространства является, следовательно, количественным понятием, которое невозможно, понять интеллектуальным путем, протяженность же, наоборот, исчисляема и точно определяется отношением объектов.
В последнее время термин «культурное пространство» встречается  в самых разнообразных вариантах. Каждый из авторов вкладывает в него свое восприятие, поэтому усиливается  разрыв между прочтением и смыслом, который вкладывался изначально. Как понятие, характеризующее способ функционирования культуры и ее дальнейшего  развития, рассматривает культурное пространство И. М. Гуткина. Тот же функциональный подход к определению культурного  пространства характерен и для Л. В. Силкиной: «культурное пространство, – пишет она, – это своеобразный механизм, способ, при помощи которого происходит процесс окультуривания естественного пространства» [1]. Как пространство реализации образа жизни общества рассматривает культурное пространство и А. Н. Быстрова: «это пространство осуществления социальных программ, целей и интересов, распространения идей и взглядов, языка и традиций, верований и норм» [2.]
Как полагает И. М. Гуткина: «культурное  пространство можно рассматривать  в рационалистическом контексте  как понятие, характеризующее культуру с позиций ее расположения, протяженности  и насыщенности, имеющее границы, величину, обладающее способностью к  изменению, увеличению и сокращению, имеющее некий идеальный аспект, определяющий сознание, и способное  взаимодействовать с другими  культурными пространствами и с  другими сферами гуманитарного пространства» [3].
Проанализируем структуру  культурного пространства и выделим  его основные слои и составляющие. Культурное пространство имеет как  внешнее, так и внутреннее строение. При этом первое может быть изучено  как составляющее собственно содержание данного понятия, а второе как  его сущность. Культурное пространство в первом, внешнем, структурном слое, вбирает в себя все, что связано  с самим понятием, выражает сущность культурного пространства личности и культурного пространства социума, показывает их основные особенности.[5].
В философском словаре  понятие культура (в переводе с латинского cultura - возделывание, обрабатывание) - это совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, применения и передачи, созданных человечеством в процессе общественно-исторической практики. В более узком смысле принято говорить о материальной (техника, производственный опыт и др. материальные ценности) и духовной культуре (достижения в области науки, искусства и литературы, философии, нравственности, просвещения и т.д.) [11].
На современном этапе развития нашего общества знание и уважение национальной культуры своего и других народов выступает как одно из условий успешной адаптации личности в современном поликультурном обществе.
Ханты – один из 26 народов Севера Российской Федерации. Их численность  на 1 января 1990 г. составляла 22 тысячи 500 человек. Этническая история хантов разработана недостаточно в силу того, археологические и летописные сведения об этом народе крайнее малочисленны. Существуют несколько названий народов ханты – собственно ханты, остяки и югры. Традиционный промыслы хантов – охота, рыболовство, оленеводства. В зависимости от местных географических условий главенствует тот или иной промысел, существенно влияет на уклад жизни этого народа [25].
Довольно давно в науке сложилось  мнение, что для оседлого населения
характерен  концентрический (статический) принцип  освоения пространства,
находящегося  за пределами жилья человека, а  для кочевого – линейный (динамический) При изучении способов освоения пространства кочевниками мы отметили у них сочетание обоих принципов: концентрического — пока чум находится на временной стоянке, и линейного - в процессе перекочевки с одной стоянки на другую.
Чум рассматривались как центр и точка отсчета, вокруг которой размещались северная (задняя) и южная (передняя) горы, западная и восточная, - так происходила ориентация по сторонам света.
Употребив выражение «став  лицом к входу», мы вводим тем  самым опорную точку для определения правой и левой сторон чума. Порядок расположения предметов домашнего обихода в чума, если рассказать вкратце, таков: в левой стороне, ближе к двери, находится большой деревянный шкаф для посуды (улгуур); далее у стены должна быть кровать (орун) хозяев, на которой не положено сидеть посторонним, даже почетным гостям. Перед кроватью должны находиться хозяйка, ее дочери и близкие родственницы.
В правой стороне находятся  сложенные в кучу шубы, одеяла (чуък);
далее следовали сумки (барба), предназначенные для хранения сухих продуктов (зерна). Обстановка чума заканчивались деревянной вешалкой (чыргыраа), куда вешали узды, аркан, седло. И возле двери стоял сосуд для закваски молока (доскаар). У самого входа отводилось место для только что родившегося молодняка скота (арык). [27]
Одним из эффективных, увлекательных  и доступных для детей седьмого года жизни средством приобщения к национальной культуре является народная игра.
Традиционные игры детей представляют собой универсальное средство воспитания, поскольку они не только воспитывают  ум ребенка, но и закаляют его нравственно  и физически, укрепляют здоровье. Они отражают все области народного  творчества.
Участвуя  в играх, дети познают не только материальную, но и духовную культуру своего народа.
Таким образом, пространство – всеобщая форма бытия материального мира, характеризующая протяженность, соразмерность его структурных форм и образований. Культура это совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, применения и передачи, созданных человечеством в процессе общественно-исторической практики. В более узком смысле принято говорить о материальной.
1.3.Содержание работы по формированию представлений о пространственных отношениях у детей седьмого года жизни на материале культуры народов Севера.
Дошкольный возраст – период развития пространственных представлений. Пространственные представления, хотя и возникают очень рано, являются более сложным процессом, чем умение различать качества предмета. В формировании пространственных представлений и способов ориентации в пространстве участвуют различные анализаторы (кинестетический, осязательный, зрительный, слуховой).
Для ребенка – дошкольников основной путь развития – эмпирическое обобщение, т.е. обобщение своего чувственного опыта. Накопление этого чувственного опыта связано с активностью сенсорных способностей ребёнка, «переработку» его обеспечивают интеллектуальные способности. А для этого необходимо обеспечить условия для наблюдения и экспериментирования.
Методы используемые при формированию пространственных отношении:
    наглядный (пример воспитателя, алгоритм действия);
    словестные (объяснение, чтение художественной литературы);
    практический (дидактические игры, сюжетно – ролевые игры, подвижные игры, игровые упражнения);
    моделирование ( построение модели и ее использования с целью познания нового путем отвлечения существующих свойств действительности из их многообразия, их абстрагирования, схематизации и выражения при помощи заместителей). В современных исследованиях имеет место разные подходы к определению сущности моделирования:
      моделирование рассматривается как общелогический метод познания;
      как вид знаково – символической  деятельности;
      как общая интеллектуальная способность [23].
Формами образовательной работы с детьми седьмого года жизни по формированию пространственных отношений являются совместная деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»; Постановление от 20.12.2010 № 164 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.2731-10 «Изменение № 1 к 2.4.1.2660-10)
Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим  видом деятельности для них является игра Приказ Министерства образования  и науки Российской Федерации (Минобрнауки  России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении  и введении в действие федеральных  государственных требований к структуре  основной общеобразовательной программы  дошкольного образования")
Предметно – развивающая среда  как средства формирования пространственных отношений на основе культуре народов  Севера должна соответствовать принципам:
1.Принцип дистанции позиции  при взаимодействии ориентирован  на организацию пространства  для общения взрослого с ребенком («глаза в глаза»)
2. Принцип активности – это  возможность совместного участия  взрослого с ребенком в создании  окружающей среды .Использование больших модульных наборов, центров песка и воды, мастерских, инструментов для уборки, использование стен.
3. Принцип стабильности – динамичности  ориентирован на создание условий  для изменение в соответствии со вкусом, настроением и возможностями.
Работа по формированию пространственных представлений у детей включает ориентировку в трехмерном (основных пространственных направлениях) и двухмерном (на листе бумаги) пространстве. Главным  здесь является проведение тщательно  подобранных, постепенно усложняющихся  по линейно-концентрическому принципу упражнений, заданий-поручений, заданий-игр  с предметами и без них (А. М. Леушена)
Вопросами формирования у детей  представлений о пространстве занимался  целый ряд как отечественных, так и зарубежных ученых и практиков. (Л.А.Венгер, Р.К.Говорова, А.Н.Давидчук, О.М.Дьяченко, Т.И.Ерофеева, В.Каразану, Т.В.Лаврентьева, А.М.Леушина, Т.Мусейбова, В.П.Новикова, А.А.Столяр, М.А.Фидлер и др.)
Сравнительный  анализ программ «Развитие» (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Н.С.Воденцова), «Истоки»(А.А. Парамонова, Т.И. Алиева, А. Н. Давидчук и др.), «От рождения до школы»( В. Антонова, Н. А. Арапова-Пискарева: М.М. Борисова и др), «Детство»( Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова), позволил выявить следующие задачи по формировании представлений о пространственных отношениях у детей седьмого года жизни (см. Приложение1.) .
    Обучение взаимного расположения предметов в пространстве;
    Понимает смысл пространственных отношений от себя, вверху — внизу, впереди (спереди) — сзади (за), слева — справа, между, рядом с, около;
    Двигается в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками — указателями направлении движения (вперед, назад, налево, направо и т. п.);
    Учить ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги, доска, страница тетради, книги и т.д.);
    Познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой.
Эффективными являются также упражнения, в которых дети определяют свое положение  среди окружающих предметов (я стою перед сундуком, рядом с очагом, перед кроватью), учатся передвигаться  в заданном направлении. С этой целью проводились такие игры и игровые задания, как Угадай правильно, Что изменилось, Прятки, словесные игры на определение направления движения и др.
Для того чтобы дети научились ориентироваться  на листе бумаги, давали следующие  задания: Слева на лист положите синий  прямоугольник, а справа - красный, посередине поставьте круг; На верхнюю часть  поместите три квадрата. Выполняя задание, ребенок рассказывает, сколько  каких фигур он разместил.
В качестве основных методических приемов  рекомендуются наблюдения и пояснения  размещения предметов относительно друг друга, словесное и графическое  обозначение направлений ориентировки в пространстве, упражнения, дидактические  и подвижные игры.
Усложнение  в играх подчинено дидактическому принципу «от простого - к сложному». Так, например, в словесных играх этот принцип выражается в переходе от более простых к более сложным пространственным характеристикам (от «на, в, под, за», к «между, возле, вдоль, напротив» и др.). При определении местонахождения того или иного предмета, от ориентировки «от себя», к ориентировке «от предмета», в ускорении темпа игры. В настольно-печатных играх по ориентировке в пространстве - более точное определение пространственного местонахождения.
На седьмом году жизни ребенка  необходимо обратить особое внимание на развитие ориентировки детей на листе бумаги. Это не сразу дается ребенку. Многие дети оказываются недостаточно подготовленными к школе: не знают, где у листа бумаги верх, где  низ. В этом следует поупражнять  детей на занятиях. Прежде всего необходимо объяснить значение выражений в центре, посередине, справа, слева, сбоку, по верхней, по нижней, по боковой стороне справа, по боковой — слева, левый (правый) верхний угол, левый (правый) нижний угол, верхняя (нижняя) строчка и др., затем предложить ряд практических заданий на закрепление этих знаний.
Одним из эффективных приемов является так называемый «зрительный диктант». На первых этапах дети рассматривают готовую композицию орнамента, анализируют его и воспроизводят по памяти, пользуясь заранее заготовленными геометрическими фигурами. Может быть предложен другой вариант: дети создают орнамент под диктовку воспитателя. Педагог говорит, где какие фигуры следует разместить, но ничего не показывает. Например, положить квадрат на середину листа бумаги, вокруг разместить восемь треугольников (острым углом к квадрату), между треугольниками — маленькие круги, а над треугольниками — квадраты; в левом верхнем и нижнем углу разложить круги, соединив их между собой прямой линией. (Различные варианты зрительных диктантов даны на форзаце книги.)
На одном из подобных занятий  дети могут самостоятельно создать  орнаменты из готовых геометрических фигур, а затем рассказать, сколько  каких фигур они брали и  как их разместили.
На бумаге в клетку дети под диктовку воспитателя проводят отрезки, отсчитывая определенное количество клеток в указанном  направлении. Если ребенок не допустил ошибок, то у него получится узор или рисунок.
Аналогично проводятся игровые  по форме упражнения по выкладыванию лучинок. Требует сложных ориентировок и дидактическая игра «Полет в  космосе», в процессе которой по листу бумаги темного цвета (космос) ребенок перемещает кружок (космический  корабль) в соответствии с указанным  направлением (маршрутом космического корабля): из середины (центра) в левый  верхний угол, затем в правый нижний и т. д.
Используя специально подобранный  иллюстративный материал и прием  «вхождения в картину», следует предлагать детям не только перечислить изображенные на ней предметы, но и определить их пространственное расположение, меняя  последовательно точку зрения наблюдателя.
Наиболее сложные задания связаны  с «чтением» графических изображений  пространственных отношений и их моделированием детьми в виде рисунка, чертежа, плана, схемы и т. д. Такие  упражнения выполняются на занятиях и в повседневной жизни в игровой  форме, например: обставить кукле комнату как на рисунке, разведчикам найти спрятанный пакет, пользуясь картой, путешествие на игрушечном автомобиле в строгом соответствии с указанным маршрутом и т. д. На основе словесного описания, используя предметные и пространственные ориентиры, можно составлять планы-схемы пути из детского сада домой, в школу, в ближайший магазин и т. д. Практически проделывая путь, в план-схему вносятся уточнения, дополнения и т. д.
Таким образом, по развитию пространственных представлений у детей ведется  в разных направления, постепенным  усложнением заданий. Это выражается (по данным Т. А. Мусейибовой):
    в постепенном увеличении количества различных вариантов пространственных отношений между предметами, с которыми знакомятся дети;
    в повышении точности различения их детьми и обозначения соответствующими терминами;
    в переходе от простого распознавания к самостоятельному воспроизведению пространственных отношений на предметах, в том числе между субъектом и окружающими его объектами;
    в переходе от ориентировки в специально организованной дидактической среде к ориентировке в окружающем пространстве;
    в изменении способов ориентировки в пространственном расположении предметов (от практического примеривания или соотнесения объектов с исходной точкой отсчета к зрительной оценке их расположения на расстоянии);
    в переходе от непосредственного восприятия и действенного воспроизведения пространственных отношений к осмыслению их логики и семантики;
    в возрастании степени обобщения знаний детей о конкретных пространственных отношениях;
    в переходе от определения местоположения предмета относительно другого объекта к определению их расположения относительно друг друга.
В возрасте семи лет знания детей о пространственных  отношениях между предметами обобщаются и систематизируются, увеличивается объем конкретных представлений о различных вариантах пространственных отношений. Возрастают требования к речи детей. Понимания смысла значения пространственных обозначений и самостоятельное их использование становится важной задачей в работе с детьми.
Работа над словарным запасом  дошкольника по пространственному  ориентированию – одна из важнейших  задач дошкольного возраста. Особое значение она приобретает при  работе с детьми седьмого года жизни. Будущий первоклассник должен овладеть смысловым значениями разнообразных  пространственных терминов, употреблять  их своей речи.()
Детей семи лет знакомят с правилами дорожного движения: по какой, стороне тротуара следует идти, как переходить дорогу. Освоение этих правил прежде всего связанны с дифференцировкой «правого» и «левого» и других пространственных направлений.
Выпускники детского сада должны не только безошибочно устанавливать  направления движения, пространственные отношения между собой и предметами, между самими предметами, но и свободно ориентироваться на листе бумаги.
Ориентировка на листе бумаге не сразу дается ребенку. Ориентировка на листе бумаге не сразу дается. Многие дети оказываются не достаточно, подготовлены к школе: не знают, где у листа бумаги верх, где низ. В этом следует поупражнять детей на занятиях. Прежде всего необходимо, объяснить значение выражений в центре, посередине, справа, слева, сбоку, по верхней, по нижней, по боковой стороне справа, по боковой – слева, левый, правый [17].
В исследованиях Ч. М. Ондар [27] для знакомства с предметами быта и их расположением использовали макет чуме. Например, расставляем на столе макет чума  и просим определить, что стоит рядом с кроватью; слева от сундука; между какими предметами находится очаг. Затем перемещаем предметы так, чтобы они стояли друг за другом, и спрашиваем: Что теперь стоит перед каким предметом, правильно ли стоит? За чем какой предмет должен стоять? Перед чем стоит сундук? и т.д.
Содержание работы по формирования представлений о пространственных отношения у народов Севера включает в себя следующие задачи Ч.М. Ондар [27]
    Учить ориентироваться внутри чума;
    Понимать смысл пространственных отношении: вверху – внизу, впереди (спереди) – сзади (за ), слева – справа, между, рядом с, около;
    Двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками – указателями направления (вперед, назад, налево, направо и т.п.)
    Определения своего местоположения среди окружающих людей предметов: « Я стою между Ув и Кур, за Ух хот, позади (сзади) Ухал впереди Кур, около Лухвус», Справа от меня находится кукла (акань), а слева от меня шапка (мил), сзади – печка (кур), а впереди – дверь (ув)».
Самый близкий и понятный вид деятельности для ребенка - это  игра. Создание интерьера «Чум» в групповой комнате детского сада дает возможность ребенку поиграть «во взрослую жизнь» в исторической обстановке. «Чум» позволяет организовать сюжетно-ролевые игры и театральную деятельность на этнографическом материале. Все предметы
«Чум» максимально приближены к настоящим по оформлению и соразмерны росту детей. Интерьер чума состоит из мебели (очаг —ожук - с каменным ограждением для золы, шкаф для кухонной посуды – улг УУР- деревянный сундук — аптара, деревянная кровать — орун, сумки - барба, осуд для закваски молока - доскаар), предметов быта — посуда, коврики и другая утварь. В «Чум» вносятся самодельные куклы в костюмах народов Севера, костюмы для детей и педагогов[27].
Таким образом, для того чтобы формировать представления о пространственных отношения у детей седьмого года жизни на основе культуры народов Севера, необходимо соблюдать следующих принципов: систематичности, последовательности, наглядности и региональности.
 
Вывод по главе ?
Дошкольный  возраст – период развития пространственных представлений. Под простран ориен мы пониманием
Анализ  психолого – педагогической литературы показал, что проблема формирования у дошкольников представлений о пространстве нашла разработку в трудах психологов (Л.А.Венгер, Л.С.Выготский, П.Г.Гальперин, О.М.Дьяченко, А.Н.Леонтьев, А.А.Люблинская, С.Л.Рубинштейн и др.), педагогов (Ф.С.Блехер, Т.И.Ерофеева, А.Н.Леушина, Т.Н.Мусейибова, З.А.Михайлова, Б.Никитин, В.П.Новикова, Т.Д.Рихтерман, Е.В.Сербина, А.А.Смоленцева, Т.В.Тарунтаева, Е.И.Тихеева и др.).
Анализ психолого-педагогических исследований показывает, что в науке  созданы предпосылки для решении  проблемы культурной ориентации математического образования детей дошкольного возраста.
Ханты –  один из 26 народов Севера Российской Федерации. Их численность на 1 января 1990 г. составляла 22 тысячи 500 человек. Этническая история хантов разработана недостаточно в силу того, археологические и  летописные сведения об этом народе крайнее  малочисленны. Существуют несколько  названий народов ханты – собственно ханты, остяки и югры. Традиционный промыслы хантов – охото, рыбаловство, оленеводства.
На основе исследования Ончар  формируем представления на материале ханты – манси. Самый близкий и понятный вид деятельности для ребенка - это игра. Создание интерьера «Чум» в групповой комнате детского сада дает возможность ребенку поиграть «во взрослую жизнь» в исторической обстановке. «Чум» позволяет организовать сюжетно-ролевые игры и театральную деятельность на этнографическом материале. Все предметы
«Чум» максимально приближены к настоящим по оформлению и соразмерны росту детей. Интерьер чума состоит из мебели (очаг —ожук - с каменным ограждением для золы, шкаф для кухонной посуды – улг УУР- деревянный сундук — аптара, деревянная кровать — орун, сумки - барба, осуд для закваски молока - доскаар), предметов быта — посуда, коврики и другая утварь.
Более сложным процессом, чем умение различать качества предмета. В формировании пространственных представлений и способов ориентации в пространстве участвуют различные анализаторы (кинестетический, осязательный, зрительный, слуховой).
При сравнительно анализе программ «Развитие», «Истоки», «От рождения до школы», «Детство», выявили следующие  задачи по формировании представлений о пространственных отношениях у детей седьмого года жизни:
    Обучение взаимного расположения предметов в пространстве;
    Понимает смысл пространственных отношений от себя, вверху — внизу, впереди (спереди) — сзади (за), слева — справа, между, рядом с, около;
    Двигается в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками — указателями направлении движения (вперед, назад, налево, направо и т. п.);
    Учить ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги, доска, страница тетради, книги и т.д.);
    Познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой.
 
 
 
 
 
Глава П.
Формирование  представлений о пространственных отношениях у детей седьмого года жизни на материале культуры народов  Севера.
 
2.1.Методика констатирующего этапа.
 
В предыдущей главе были рассмотрены теоретические основы проблемы формирования представлений о пространственных отношения детей седьмого года жизни на основе культуры народа Севера.
В соответствии с целью, задачами и гипотезой исследования нами были намечена следующая цель констатирующего этапа: определить уровни сформированности представлений о пространственных отношений у детей седьмого года жизни на основе культуры народов Севера.
Комплексная диагностика изучения сформированности представлений о пространственных отношения у детей седьмого жизни на основе культуры народов Севера включает в себя следующие задачи:
    Определить показатели, критерии, уровни сформированности математических представлений о пространственных отношения у детей седьмого года жизни на основе культуры народов Севера;
    Определить уровень сформированности представлений о пространственных отношениях у детей седьмого года жизни на основе культуры народов Севера.
    Изучить состояние проблемы формирования представлений о пространственных отношений на основе культуры народов Севера в детском саду и в семье.
При выявлении  показателей, критериев, уровней сформированности представлений о пространственных отношениях у детей седьмого года жизни на основе культуры народов севера мы опирались на исследования В.И.Логиновой , П.И.Саморуковой, А.А Смоленцева, О.В Пустовойт, ОнчарЧ. М., использовались задания, разработанные С.Д. Забрамной, О.В. Боровик.[33]
Таблица 1.
Критерии и показатели сформированности представлений о  пространственных отношения у детей  седьмого года жизни
Показатели
Критерии
Полнота
    Ребенок двигается в заданном направлении, может менять его по сигналу, а также в соответствии со знаками — указателями направлении движения (вперед, назад, налево, направо и т. п.).
    Ориентируется на ограниченном пространстве (листе бумаги, доске и т.д)
    Умеет работать с планом, картой, маршрутом
    Ориентируется внутри чума;
    Умеет ориентироваться в предметах окружающих человека в чуме и называть их.
Обобщенность
    Определения местонахождения предмета, и объединения их в группировки по тому, как они расположены о ребенка « от себя», справа – слева, впереди – сзади;
    Переносит пространственные отношения между предметами с объема на поское изображение;
    Моделирует пространственные отношения на плоскости по плоскостному и объемному образцам  и по словесно инструкции
    Ребенок переносит пространственные отношения в, чум определяет местонахождения предметов и может их объединить в группировки
Доказательность
    Оперирует представлениями в новых условиях;
    находит новые способы решения поставленных задач;
    переносит усвоенные представления в жизненные ситуации.

 
Таблица 2.
Уровни представлений пространственных отношения у детей седьмого года жизни на основе культуры народов  Севера
Уровень
Характеристика  уровня
Высокий
(3 балла)
Полное овладение  знаниями, умениями, навыками, предусмотренными Программой. Ребенок на данном уровне анализирует взаимное расположение предметов в ограниченном пространстве; различает правую и левую руки, ориентируется в направлении движения «к себе» и «от себя»; понимает смысл пространственных отношений (вверху — внизу, впереди (спереди) — сзади (за), слева — справа, между, рядом с, около); двигается в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками — указателями направления движения (вперед, назад, налево, направо и т. п);
умет работать с планом, схемой, маршрутом, картой; умет ориентироваться на листе бумаги (справа — слева, вверху — внизу, в середине, в углу).
Характер  помощи взрослого связан с сосредоточением  и удержаниям внимания на задании (А  как еще можно? Посмотри внимательно на расположения предметов?)
Средний
(2 балла)
Ребенок на этом уровне овладел знаниями, умениями, навыками, предусмотренными Программой. С помощью педагога анализирует взаимное расположение предметов в ограниченном пространстве и работает с планом, схемой, маршрутом, картой; различает правую и левую руки, ориентируется в направлении движения «к себе» и «от себя»; понимает смысл пространственных отношений (вверху — внизу, впереди (спереди) — сзади (за), слева — справа, между, рядом с, около).
Характер помощи взрослого  связан с нацеливанием внимания на выполнения задания (где находится  от тебя чум?)
Низкий
(1 балл)
Ребенок не полностью  овладел знаниями, умениями, навыками, предусмотренными Программой. Различает правую и левую руки, ориентируется в направлении движения «к себе» и «от себя»; затрудняется при анализе взаимного расположения предметов в ограниченном пространстве; допускает ошибки при смене направления по сигналу, а также в соответствии со знаками — указателями направления движения (вперед, назад, налево, направо и т. п.). Характер помощи связан с прямыми указаниями на  выполнения задания.

Задания для определения уровня сформированности представлений о пространственных отношения у детей седьмого года жизни на основе культуры народов севера
Задание №1. Цель: Исследовать умение различать правую — левую стороны в изображении на картине, у собеседника и т. п.
Материал: Таблица с изображениями
Процедура проведения: Перед ребенком кладут таблицу и просят сказать, в какой руке мальчик держит мяч, на какую ногу девочка надевает сапог и т. д.
Задание №2. Цели: Выявить уровень развития пространственной ориентации в расположении объектов на плоскости; зрительного анализа и воспроизведения заданных конструкций; способности к воспроизведению образца по памяти; умение планировать свои действия в соответствии с заданной целью; наличие самоконтроля.
Материал: Палочки для счета
Процедура проведения: Перед ребенком выкладывают фигуру из трех палочек и просят сложить рядом такую же.
Задание №3 Цели: Выявить сформированность пространственных отношений; умение ориентироваться на листе бумаги, в пространстве; умение дифференцировать понятия правое — левое, верх — низ и т. п.
Материал: Таблица с изображениями
Процедура проведения: На таблице изображено пять разных предметов. Порядок их расположения таков: вверху слева, вверху справа, посередине, внизу слева, внизу справа.
Перед ребенком кладут таблицу и просят ответить на вопросы: «Что нарисовано вверху?», «Что нарисовано внизу?». Могут  быть заданы и более сложные вопросы
Задание№4
    сказать, что слева от него, что справа, что впереди;
    ответить на вопросы: где в комнате окна, двери, еще 5 – 6 предметов разной формы (например, шкаф, другие предметы, отличающиеся от шкафа основной формой);
    назвать предметы и их форму, рассказать об их расположении;
    Показать на плане те предметы, которые находятся в комнате.
Для выполнения данных заданий  ребенку дается план групповой комнаты, на котором изображено большее количество предметов (10 – 15), чем дети предварительно находили и называли;
    нарисовать план группы.
Сначала красным карандашом такими же полосками, как на плане  воспитателя, требуется нарисовать окна. Потом синими полосками —  двери, а теперь на своем плане  точно в том месте, где и  в группе, шкаф (перечисляются те предметы, которые находились и назывались детьми во время осмотра,5 – 6 предметов). Для выполнения данного задания ребенку дают лист бумаги и 3 карандаша.
Задание №5
    Знание фольклора: сказок, пословиц, поговорок, загадок, считалок, устный счет, остроумных бесед, скороговорок (узун-тыныш);
    Знание народных игр и праздников;
    в-третьих, знание народны мер измерения величин;
    в-четвертых, знания об особенностях традиционного жилища

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.