На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Тема любви и образ возлюбленной в лирике А.С. Пушкина

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 23.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Тема  любви и образ возлюбленной в  лирике А.С. Пушкина
 

 

          Оглавление:
 


 


            Введение
    Александр Сергеевич Пушкин (26 мая (6 июня) 1799, Москва — 29 января (10 февраля) 1837, Санкт-Петербург) русский поэт, драматург и прозаик.
    Александр Сергеевич Пушкин имеет репутацию великого или величайшего русского поэта. В филологии Пушкин рассматривается как создатель современного русского литературного языка.
    Актуальность  работы заключается в том, что^ изучая лирику Пушкина^ приобщаешься к русской  национальной культуре.
    Объектом  исследования является образ возлюбленной в любовной лирике А.С.Пушкина
    Предметом исследования является лирика А.С.Пушкина
    В раннем детстве Александр приводил в отчаяние мать своей неповоротливостью  и молчаливостью. Мать Пушкина, Надежда  Осиповна Ганнибал (1775—1836), детей воспитывала в строгости. В такие минуты Александр убегал к бабушке, Марье Алексеевне Ганнибал, и прятался в ее рабочую корзинку, где его уже не тревожили. Родители, гувернантки объяснялись с детьми исключительно по-французски, и дети привыкли говорить на этом языке. Бабушка же первой привила любовь Пушкину к русскому языку. Она же поведала Александру о семейной старине. А песни, которые он слышал, и хороводы в ее небольшом селе Захарове (или Захарьине) он, видел и другие народные увеселения.
    Еще одна женщина оказала огромное влияние  на будущего поэта, в частности на его поэтическое восприятие окружающей природы, — няня Арина Родионовна. Когда-то она нянчила мать Пушкина, а теперь и всех ее детей. Женщина честная, преданная и очень умная, Арина Родионовна знала несметное число поговорок, пословиц, песен и сказок и охотно рассказывала их Александру. Только с няней, бабушкой и законоучителем Беликовым Пушкин имел возможность разговаривать по-русски. В девять лет Александр пристрастился к чтению на французском языке и, начав с Плутарха и Гомера, перечитал чуть ли не всю библиотеку отца. Ранняя начитанность, литературная атмосфера дома Пушкиных (отец Александра читал детям вслух Мольера) пробудили у мальчика желание попробовать себя в творчестве.
    Основными задачами моего исследования являются:
        Изучить любовную лирику А.С.Пушкина
        Увидеть специфику Любовной лирики
        Проследить эволюцию любовной лирики А.С.Пушкина
    Практическая  значимость данной работы заключается  в том, что тема может использоваться на уроках литературы для донесения более полной информации о А.С. Пушкине.
    Величайший  поэт России Александр Сергеевич  Пушкин в своем творчестве обращался к темам, которые больше всего волновали его. Это - любовь, свобода, дружба, творчество. Наиболее полное представление об идеалах и жизненных ценностях поэта дает его лирика. В стихотворениях все значимо: каждый образ, каждая художественная деталь, ибо только с помощью таких приемов можно выразить все богатство и разнообразие переживаний. Любовь для Пушкина - спутница юности. Она сопровождает поэта всю жизнь. В своем творчестве поэт неоднократно возвращается к теме любви. В ранний период творчества Пушкин пишет о дружеских пирушках, о радостях и разочарованиях любви. Юного поэта интересовали любовные забавы. Почти все стихотворения этого периода игривы.
    Так, в стихотворениях «Красавице, которая  нюхала табак», «Монах», «К Наташе»  все обращается в шутку, в игру. Настоящего, возвышенного душевного  порыва нет. Для раннего творчества Пушкина характерен жанр «легкой поэзии»;
    Считается, что Пушкин был последователем Анакреона - греческого лирика, автора легкой и  эротической поэзии. Еще в лицее  Пушкин начинает писать в особом жанре  любовной лирики — стихи в альбом. Интересно то, что поэт, не питавший обычно особенных чувств к владелице альбома, должен был написать ей признание в любви. Пушкин обычно писал шутки в виде какого-либо парадоксального утверждения:
    Отечество почти я ненавидел-
    Но  я вчера Голицыну увидел
         И примирен с отечеством моим.
    В петербургский период Пушкин пишет любовные стихи, подобные лицейским, но появляется и нечто новое. Впервые возникает то, к чему впоследствии очень часто будет обращаться поэт, - возвышенный идеал: Где женщина не с хладной красотой, Но с пламенной, возвышенной, живой?
    В петербургский период происходит постепенный переход от лицейской лирики к той новой, которая появится в южной ссылке. Все Дориды и Лиды для Пушкина на Юге уже в прошлом:
Мне вас  не жаль, года весны моей, Протекшие  в мечтах любви напрасной...
    В любовной лирике южного периода мы не найдем ничего, кроме грустного, даже трагичного настроения. Это связано с тем, что в этот период почти все творчество поэта Подчиняется законам такого литературного направления, как романтизм.
    Романтический герой Пушкина — это беглец из несвободного и не понимающего его мира. Он изгнанник, оставивший в том мире свою любовь. Как уже говорилось, любовные стихотворения этого периода трагичны. Такие ноты звучат в стихотворении «Прощанье»:
В последний  раз твой образ милый Дерзаю мысленно ласкать,
Будить  мечту сердечной силой
И с негой  робкой и унылой
Твою любовь воспоминать.
    Считается, что все эти грустные мысли  навевала Пушкину некая «утаенная  любовь». «Утаенная любовь» подходила  романтическому герою, соответствовала  его образу. Литературоведы считают, что в стихах Пушкина прослеживается унынье, тоска, но есть «чудные мгновенья», которые связаны с любовью.
    В период южной ссылки поэт пережил  много сильных увлечений. Любовь заполняет короткое время пребывания Пушкина в Одессе. В многочисленных стихотворениях им созданы яркие образы любимых женщин. Однако любовь
                      4
рассматривалась поэтом как чувство преходящее. Пушкин не искал вечной любви, вечной для  него была только потребность любить. Любовную лирику Пушкина после 1824 года не следует рассматривать как поэтический анализ его «донжуанского списка». В стихотворениях «На холмах Грузии», «Я вас любил» говорится именно о чувствах поэта, а не об отношениях, связывающих его с возлюбленными.
    В этих стихотворениях не стоит искать ответа на вопрос, кого имеет в виду поэт, признаваясь в искренней, нежной любви: «печаль моя полна тобою, тобой, одной тобой». В стихотворениях нет портрета возлюбленной. Любимых женщин Пушкин часто видит сквозь дымку воспоминаний и снов. В лирике Пушкина оживают его «любви пленительные сны». Это - стихотворения-воспоминания.
    В стихотворении «Я вас любил» все  чувства уже в прошлом, вернее, поэт пишет о том моменте, когда  чувство уже угасает, но еще «угасло  не совсем». В его душе оживает  любовь-воспоминание. То же самое происходит в душе поэта в стихотворении «На холмах Грузии». Однако любовь-воспоминание становится источником новых ярких переживаний: И сердце вновь горит и любит оттого, Что не любить оно не может.
    Любовь  для Пушкина-лирика становится предметом  высокой поэзии. Она словно выведена за рамки быта, житейской «прозы». «Стихотворения, коих цель горячить воображение любострастными описаниями, унижают поэзию», - говорит Пушкин,
    А. С. Пушкин много размышлял о поэзии, но так и не ответил на вопрос о том, ради чего дается человеку талант стихотворца. Наверное, поэтический дар нужен для того, чтоб воздвигнуть «памятник нерукотворный», пробуждая сердца людей от сна. И основанием этого памятника была воспетая Пушкиным любовь.
               Глава I Любовная лирика Пушкина  в стихах
               1.1. Роль женщин в воспитании А.С. Пушкина На фоне безотрадного детства поэта светлыми образами встают образы воспитывающих его женщин- бабушки, Марии Алексеевны Ганнибал, и старухи- няни, Арины Родионовны. Бабушка, много страдавшая на своем веку, вынесла из этих страданий мягкость души, которая сказалась в забытой детской Пушкиных. Ее рассказы о старине увлекали будущего поэта и, быть может, еще из этих рассказов вынес он любовь к Петру и интерес к своему предку, «арапу» великого государя. Старуха-няня представляла собой типичный образец русской женщины, наделенной не только здравым смыслом, но и поэтическим чутьем. Она знала бесконечное число песен и сказок, пословицами и поговорками пересыпала свою умную, образную речь. Она была добрым гением маленьких Пушкиных, особенно Александра, к которому чувствовала особенную привязанность, быть может за то, что он был нелюбимым ребенком в семье. Быть может, сердечность этой простой русской женщины и спасла нежное, любящее сердце поэта от раннего озлобления, от тягостного сознания несправедливости человеческой. Поэт отплатил своей няне Теплой привязанностью, которую он сохранил в течение всей своей жизни; образ няни не раз мелькал и в его произведениях, всегда окруженный самой нежной привязанностью: «Зимний вечер», «Няне» — стихотворения, посвященные ей; о ней вспоминает поэт в стихотворении «Опять на родине»; быть может, ее образ косвенно отразился и на няне Татьяны Лариной. Большое значение имела няня и на раннее развитие поэ тических дарований поэта. Муза, по его признанию, впервые посетила его еще «на слабом утре дней златых», «во дни утех и снов первоначальных»...
    Те  вечера, когда ребенок-поэт оставался  один со своей любимицей и ожидал от нее сказки, запечатлелись навсегда в его памяти. В одном стихотворении  он называет их «золотым временем». «Притаясь» в углу, он сидел и ждал свою «мамушку»,
    Когда, в чепце, в старинном одеянье,
                      б
Она, духов  молитвой у клоня, С усердием перекрестит  меня И шопотом рассказывать мне  станет О мертвецах, о подвигах Бовы.
    Поэт  живо вспоминал потом, в течение всей жизни, «прелесть этих таинственных ночей»:
От ужаса  не шелохнусь, бывало, Едва дыша, прижмусь под одеяло.
    Когда же засыпал, наконец, весь трепещущий от страха, просыпалось его детское  творчество:
    Толпой  с лазурной высоты,
    На  ложе роз крылатые мечты,
    Волшебники, волшебницы слетали,
    Обманами  мой Сон обворожали,
    Терялся я в порыве сладких дум
    В глуши лесной, средь Муромских  пустыней,
    Встречал  лихих Полканов и Добрыней .
    И в вымыслах носился юный ум...
    Эти детские «вымыслы» сквозь сон  и были первыми созданиями поэта. Еще тогда «богини песнопенья» в «младенческую грудь» влили «искру вдохновенья»; «младенцем» он уже научился чувствовать прелесть «мирных звуков наслажденья». Вот почему, можно утверждать, что любовь к народной поэзии, к причудливым образам народной фантазии зародилась у Пушкина под влиянием рассказов его старой няни; в прологе к «Руслану и Людмиле» он удивительно удачно соединил сказочные мотивы в длинную цепь пестрых, прихотливых образов, прекрасно рисующих тот чудесный мир, в котором он жил в своем раннем детстве. * г^ '
    Когда М. А. Ганнибал приобрела подмосковное сельцо Захарово, Пушкины стали ездить туда каждое лето. Здесь будущий  поэт впервые узнал русскую деревню, русскую природу. Это знакомство принесло много счастья ребенку, и
летние пребывания в с. Захарове сделались для него на всю жизнь золотым воспоминанием детства. В 1815 году он все еще жил воспоминаниями жизни в этом селе («Послание к Юдину»).
    Говорят, что жизнь в деревне, на свободе  полей и лесов, очень своеобразно  отразилась на будущем поэте: «прежняя сонливость сменилась вдруг резвостью и шалостями, переходящими всякие границы». «Ни строгостью, ни лаской нельзя было унять упрямого мальчика, почуявшего свободу». Родители, еще недавно приходившие в ужас от неподвижности, неповоротливости мальчика, теперь пришли в негодование от его резвости И шаловливости, но поделать с ним ничего не могли — и дружно отвернулись навсегда от странного, «несимпатичного» ребенка с таким взбалмошным характером. Они предоставили его целиком бабушке и старой няне, дворовым людям и русской природе; всю свою любовь они перенесли на старшую дочь Ольгу и младшего сына Льва. Конечно, несправедливость такого дележа родительских симпатий чутким ребенком сознавалась, но у него был уже собственный мир, который утешал его вспыльчивое, но незлобивое сердце. Немудрено, что с воспоминанием раннего детства у него в общем соединилось представление времени счастливого и безоблачного: в 1815 году, вспоминая Москву, он ей посвятил прочувствованные строки: «Края Москвы, края родные, где на заре цветущих лет часы беспечности я тратил золотые, не зная горестей и бед». Темным пятном, которое туманило эти детские воспоминания, были гувернантки и гувернеры, сменившие Арину Родионовну. В «Отрывках Лицейских Записок» Пушкин перечисляет те факты из своей детской жизни, которые особенно чувствительно врезались в его памяти.
        1.2. Тема любви в  лирике А.С. Пушкина
    Для Александра Сергеевича Пушкина любовная тема является одной из основных в  его лирике. В лицейский период поэзия Пушкина еще во многом подражательна. В это время юный поэт увлекается философией сладострастия. В стихотворении "Гроб Анакреона" поэт призывает "страстью пылкой утомляться" и провозглашает формулу всей своей лирики того периода:
      Жизнью  дайте ж насладиться;
      Жизнь, увы, не вечный дар!
      В стихотворениях лицейского периода  Пушкин воспевает беспечное наслаждение  жизнью, дружеский пир, вино. Любовь для него — это тоже одно из жизненных  наслаждений, легкое, приятное чувство, стоящее в одном ряду с пиром  и вином.
      Очень скоро легкая, жизнеутверждающая поэзия, понимание любви как веселого развлечения сменится гражданскими мотивами, воспеванием гражданских доблестей. ПущКин переосмысливает основные темы своей поэзии, и любовь получает у него совсем иное освещение. В послании "К Чаадаеву" Пушкин как бы пытается примирить два совершенно разных направления: сентиментализм и классицизм. Поэт соединяет гражданские идеалы с интимными чувствами. В центральных строках стихотворения любовные переживания сравниваются с гражданскими стремлениями:
    Мы ждем с  томленьем упованья Минуты вольности  святой, Как ждет любовник молодой
      Минуты  верного свиданья.
      Любовь  как интимная ценность в гражданской  лирике Пушкина соединяется с  патриотическими чувствами. Теперь любовь для поэта — это прежде всего любовь к Родине. В стихотворении "К Чаадаеву" соединяются несовместимые раньше понятия любви к женщине и любви к родине.
      Чувство любовь ставится на одну линию с  внутренней свободой. Любовь помогает поэту уйти от мира в глубину своих  чувств, где он полностью свободен и ни от кого не зависим. В южной ссылке, в романтический период творчества, любовь для Пушкина — это уже не "шалость юных лег", не патриотическое чувство к родине, а глубокая, драматическая страсть. Любовь поэта-романтика часто безответна, всегда несчастна. Она, подобно листку из стихотворения "Сожженное письмо", горит в душе лирического героя и сгорает за один миг, оставляя после себя лишь пепел и опустошенную душу. Этот горький финал
заставляет  Пушкина разочароваться в романтической  любви. Нужна ли поэту такая свободная, но разрушительная, опустошающая любовь, которая, кроме горя и боли, ничего не оставляет в душе? Такая любовь уничтожает сам источник вдохновения.
     Великий поэт отказывается от романтической  любви. В Михайловском он еще раз  переосмысливает тему любви в своем творчестве, возвращаясь к ранней Лирике, к пониманию любви как внутренней свободы и источника вдохновения. В стихотворениях Михайловского периода Пушкин поднимается намного выше трактовки любви как преходящей, земной страсти.
    В лирике Пушкина с удивительной поэтической  силой раскрываются богатство и  одаренность его натуры. Среди  многих талантов, щедро отпущенных ему природой,, есть талант любить, видеть и ощущать красоту, высоко ценить одно из самых сильных и прекрасных человеческих чувств.
    Когда читаешь его стихи о любви, то возникает ощущение беспредельности  этого чувства, которому нет границ, которое не подчиняется ничему, даже собственной воле человека.
    Любовная  лирика Пушкина невольно приводит к  мысли о том, что "любви все возрасты покорны". Она околдовывает своими чарами и юношу, только начинающего жить, и зрелого, умудренного опытом человека. Пушкинские стихи о любви представляют собой своеобразный поэтический дневник, который передает все основные оттенки и этапы развития любовного чувства. Они помогают проследить, как меняется отношение к любви в лирике Пушкина.
    Юношеское стихотворение "Желание", написанное в лицейские годы, передает только одну грань этого чувства —  печаль, уныние, тоску первой несчастливой любви. Но даже эти страдания и слезы дороги лирическому герою. Несмотря на то, что любовь причиняет боль, он не хочет избавиться от нее.
  Значит, даже само страдание любви способно одухотворить жизнь человека в этом смысл стихотворения.
    Проходят  годы. Меняется восприятие любви поэтом. Новое звучание этой темы мы встречаем в стихотворении "Редеет облаков летучая гряда..." В нем
    соединяются две равноценные могучие стихии — природа и любовь. Величественный, полный гармонии пейзаж напоминает о  любви. Звезда печальная, вечерняя звезда, Твой луч осеребрил увядшие равнины, И дремлющий залив, и черных скал вершины. Люблю твой слабый свет в небесной вышине: Он думы разбудил, уснувшие во мне.
    Здесь любовь — уже не источник страдания, а источник самой жизни, в которой  человеку предстоит испытать и радость, и горе, и тревоги, и несвободу. Что же поможет ему противостоять гонениям судьбы? Конечно, любовь, которая может творить чудеса. Именно таков смысл замечательного пушкинского шедевра "Я помню чудное мгновенье". Оно написано под впечатлением встречи поэта в Михайловском с А. П. Керн, с которой он познакомился в Петербурге и которая произвела на него незабываемое поэтическое впечатление. Одиночество ссылки, "мрак заточенья", однообразие пустых унылых дней, казалось, смогли убить любовь.
    Вместе  с любовью гибнет и душа поэта. Но новая встреча с "гением чистой красоты" совершает настоящее  чудо — воскрешает любовь, которая несет с собой творческое вдохновение, ощущение полноты жизни,
    Любовь  открывает перед поэтом прелесть и богатство мира, формирует его  идеал красоты, который замечательно воплотил Пушкин в стихотворении "Мадонна", посвященном Наталье Гончаровой. В светлом, божественном лике, изображенном на картине, поэт узнает прекрасные черты любимой женщины; он преисполнен благодарности за эту встречу, которую даровала ему судьба. Исполнились мои желания. Творец Тебя мне ниспослал, моя мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец.
    С годами к Пушкину приходит понимание  гуманной основы любви, которое находит  выражение в небольшом стихотворении "Я вас любил". Оно передает переживания лирического героя, который расстается с любимой  женщиной. Это
                      11 

один  из самых грустных моментов любви. Именно тогда в человеке нередко просыпается  обида, ревность, мстительность. Но ничего этого в стихотворении нет. Есть только вполне естественная печаль, вызванная  расставанием с женщиной, любовь к  которой "угасла не совсем", благодарность за те счастливые мгновения, которые она ему подарила, и искреннее пожелание когда-то любимой женщине счастья и любви с другим.
Я вас  любил безмолвно, безнадежно, То робостью, то ревностью томим; Я вас любил  так искренно, так нежно, Как дай вам бог любимой быть другим.
    Эти простые лаконичные строки заставляют задуматься о многом, о том, что  настоящая любовь не может быть эгоистическим  чувством, о том, что именно в этой интимной сфере нужно суметь сохранить  щедрость, широту души, доброжелательность, благородство. К подобным мыслям приводит нас изумительная пушкинская поэзия, побуждая становиться лучше, чище, добрее, делая мир вокруг нас богатым и прекрасным. Каждое стихотворение Пушкина содержит обобщение того, что было пережито и прочувствовано им. Поэтому его стихотворения о любви стали школой истинной Гуманности.
        Глава П Эволюция любовной лирики
                   2.1. Любовь для А.С* Пушкина Любовь - это самое дорогое, необходимое каждому человеку чувство; именно оно наполняет нашу жизнь смыслом, делает её яркой, красочной. Любовь Пушкина была разнообразной и богатой. Его отношение к ней менялось на протяжении всей жизни. Стихи Пушкина ярко выражают отношение поэта к любви. И это чувство не покидало Александра Сергеевича всю сознательную жизнь. Начиная с первого, дошедшего до нас стихотворения «К Наталье», в котором четырнадцатилетний Пушкин обращается с первым, ещё робким чувством восхищения к крепостной актрисе домашнего театра 1рафа В.В. Толстого в царском селе:
    В первый раз ещё, стыжусь, В женски прелести влюблен Целый день как ни вернулся, Лишь тобою занят я... («К Наталье»; 1813 год)
    И от этого первого увлечения ранней юности крепостной актрисой до прекрасной любви к тезке, великолепнейшей  красавице Натальи Гончаровой. Любовь заняла основное место в творчестве Пушкина. Он, на протяжении двадцати трех летне устает свято и нежно воспевать это великое чувство:
    Если  в жизни поднебесной Существует дух прелестной, То тебе подобен
он,...
    Это писал Александр Сергеевич в  альбом Анны Петровны Керн, той самой, которая и вызвала в жизни «Чудное мгновение». Свое стихотворение о любви «Я помню чудное мгновение» он посвятил именно ей. Анна Петровна Керн - живая, красивая и обаятельная женщина. Она очень понравилась Пушкину. Он говорил: «Она была слишком блестяща». Первая встреча поэта с Анной Петровной произошла в доме Олениных в 1819 г, когда Пушкин был в ссылке в Михайловском. '
    Позже, когда возлюбленная покидает поэта, жизнь его теряет смысл, из нее  исчезают все запахи, краски, звуки. Она становится унылой: 

    В глуши, во мраке заточеиья Тянулись тихо дни мои Без божества, без вдохновенья, Без слез, без жизни, без любви
    И лишь только любимая появляется вновь, к Пушкину возвращается полнота  жизни:
    И сердце бьется в упоенье И для  него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь
    («Я  помню чудное мгновенье...» 1825 год)
    Не  моментальной встречей был вызван этот прилив жизненных сил. Пробуждение  души открыло Пушкину возможность  упоения творчеством, вдохновенье, а вместе с тем - упоение жизнью и любовь, венчающую эту полноту жизнеощущений. Пробужденная душа раскрылась и для творчества, и для слез, и для любви. Позднее поэт встретился с Анной Петровной в Петербурге, питал к ней искреннюю дружбу и принимал живое участие в ее судьбе, Редкое стихотворение Пушкина обладает такой популярностью, как это.
    В дальнейшем любовь становится очень  дорога Александру Сергеевичу, даже любовь безответная. Любовь у Пушкина - это  животворящая Сила:
    Я вас любил: любовь еще, быть может, В  душе моей угасла не совсем; Но пусть  она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем. Я вас любил безмолвно, безнадежно, То робостью, то ревностью томим; Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам Бог любимой быть другим.
    («Я  вас любил.. ,»1829 год)
    Поэт  проповедует самоотречением от любви ради счастья любимого человека. Пушкин благодарен женщине за то светлое чувство, которым она озарила его душу. Он желает ей всего, чего желал бы себе в ее положении. Стихотворение «Я вас любил...» отражает эти убеждения Пушкина. Подобных стихов Не писал никто. Впервые в русской литературе возлюбленный выступает как альтруист, готовый отказаться от всего счастья ради спокойствия возлюбленной:
    Любовь  для поэта - это прежде всего любовь к своей избраннице, а не к самому себе и к своему чувству. Пушкин благословляет имя Той, которая внушила
ему любовь, и надеется, что она когда-нибудь встретит человека, который будет  любить ее так же сильно, как он. Любовь диктует Александру Сергеевичу доброе признание возлюбленной.
    Строки  стихотворения «Я вас любил...» свидетельствуют об отношении Пушкина к любви, которое выражается также в стихотворении «На холмах Грузии», написанном в 1829 году. Автор говорит о том, что жизнь без любви не может быть полноценной даже в том случае, если это чувство подвергает человека в уныние, сердце продолжает «гореть и любить», потому что «не любить оно не может».
    Другие  стихотворения, относящиеся к любовной лирике - «Талисман», «Храни меня, мой  талисман», «Сожженное письмо» - посвящены  Елизаветте Воронцовой, женщине, с которой  Пушкин познакомился во время южной ссылки в 1823 году и страстно ей увлекся. Эта женщина отличалась не только необыкновенной красотой, но и умом, прекрасным образованием, воспитанием, умением тонко чувствовать. Пушкин полюбил ее, но она была замужем за генерал- губернатором Новороссийского края М.С.Воронцовым, и они были вынуждены расстаться. На прощание Воронцова дарит поэту перстень, точно такой же перстень она оставила у себя. Именно этому перстню Пушкин и посвятил стихотворения «Талисман» и «Храни меняемой талисман ». В «Талисмане», написанном в 1827 году, поэт говорит о том, что получил в подарок талисман, который должен будет спасать его от несчастной любви.
    Одно  из этих писем Елизаветта попросила  поэта сжечь. Поэт долго не может  решиться сделать этого, так как письмо возлюбленной - это единственное, что у него осталось, но просьба Воронцовой все-таки была исполнена. Это событие поэт описал в стихотворении «Сожженное письмо», написанное в 1825 г:
    Прощай, письмо любви! Прощай: она велела
    Как долго медлил я! Как долго не хотела Рука предать огню все радости мои!... Но полно, час настал. Гори письмо любви. Готов я; ничему душа моя не внемлет. Уж пламя жадное листы твои приемлет... Минуту!... вспыхнуди! пылают - легкий дым, Виясь, теряется с молением моим. Уж перстня верного утратя
                      15
 

 

впечатленье, Растопленный сургуч кнпит... О провиденье! Свершилось! Темные свернулись листы; На легком пепле  их заветные черты Белеют... Грудь  моя стеснилась. Пепел милый, Отрада бедная в судьбе унылой, Останься век  со мной на горестной груди...
    Так же замечательно и стихотворение  «Ночь» - удивительное по силе и эмоциональности  выражение страстной любви. «Ласково и томно» звучат в ночном молчании стихи возлюбленной поэта; он видит  перед собой в темноте блестящие  глаза своей возлюбленной, ее улыбку, слышит ее голос, говорящий нежные слова. Романтическая туманность, неясность, неточность смысла, «музыка прежде всего», доведены здесь до крайности. Не сразу можно понять даже, говорится ли в этом стихотворении о ночном свидании или поэт в одиночку мечтает о своей возлюбленной, читает вслух стихи, написанные для нее, и только в воображении видит ее перед собой:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.