На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Основные формы международного сотрудничества

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 23.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?              МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                        Северо-Западный государственный заочный технический университет
 
 
 
 
 
 
 
                                      Контрольная      
По дисциплине «внешнеэкономическая деятельность»
 
Тема: Основные формы международного сотрудничества.
 
Кафедра : экономика
 
 
 
 
 
 
Выполнила студентка Алхимина А.О.
Факультет: ИУПиИП
Курс 2
Отделение дневное
Специальность: финансы и кредит
Шифр:080105.65
Дата защиты:_________________
Оценка:______________
Подпись преподавателя:_____________
 
 
 
 
                                                    
 
                                                    Санкт-Петербург
                                                      
                                                              2009 год
                                   СОДЕРЖАНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ
1.Формы мирохозяйственных связей- международных экономических отношений…………………………………………………………………….5
2. Протекционизм как форма международных экономических отношений…………………………………………………………………...15
3. Международная миграция. Инструменты внешней торговли………..19
4. Экономические  отношения России и Индии………………………….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                              ВВЕДЕНИЕ.
Международные экономические отношения являются одной из наиболее динамично развивающихся сфер экономической жизни. Экономические связи между государствами имеют мно­говековую историю. На протяжении столетий они существова­ли преимущественно как внешнеторговые, решая проблему обеспечения населения товарами, которые национальная эко­номика производила неэффективно или не производила вовсе. В ходе эволюции внешнеэкономические связи переросли вне­шнюю торговлю и превратились в сложную совокупность меж­дународных экономических отношений - мировое хозяйство. Происходящие в нем процессы затрагивают интересы всех го­сударств мира.
Современный мир, несмотря на глубокие противоречия и корен­ные различия между государствами, взаимосвязан, взаимозависим и представляет собой определенную целостность.
Это обусловлено: интернационализацией мирохозяйственных связей; всеобщностью научно-технической революции; принципиально новой ролью средств массовой информации и коммуникации; состоянием ресурсов планеты;
общей экологической опасностью; острыми социально-экономическими проблемами развиваю­щихся стран и мира в целом; возникновением проблемы просто физического выживания Человеческого рода.
Эти факторы определили формирование всемирного хозяйства как некоей целостности, состоящей из весьма различных по своему социально-экономическому содержанию подсистем, которые, однако, достаточно тесно взаимосвязаны, непрерывно взаимодействуют и влияют друг на друга. Таким образом, всемирное хозяйство представляет собой внутренне противоречивое единство национальных экономик мирового сообщества.
С другой стороны, образование всемирного хозяйства обусловили и некоторые черты, присущие всем национальным экономикам. Такие как: нарастание открытого характера национальных хозяйств; интернационализация технического прогресса; возрастающее сходство национальных моделей производства и потребления.                                            
Однако главные, на мой взгляд; факторы формирования все­мирного хозяйства его развития и совершенствования — это новые фундаментальные социальные, исторические и политико-экономи­ческие изменения и явления, которые в совокупности своей служат той материальной и социальной базой, на которой стоит и стоять должно всемирное хозяйство.
В своей работе я рассмотрю различные формы международных экономических отношений, мирохозяйственных связей, а также на примере рассмотрю, с какими странами у Российской Федерации налажены экономические отношения, что является основополагающим фактором при этом, экономические возможности РФ.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ФОРМЫ МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ -
МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Главные формы проявления мирохозяйственных связей: международная экономическая интеграция, вывоз капитала, научно-техническое сотрудничество, международная торговля, валютно-финансовые отношения миграция рабочей силы[1].
Экономическая интеграция порождается интернационализацией хозяйственной деятельности, более высоким уровнем развития производительных сил, обобществления производства. Естественно, возникнув объективно раз, интеграция сама начинает воздействовать на ускорение процессов интернационализации. Классическим примером экономической интеграции считается Общий рынок или Европейское экономическое сообщество (ЕЭС). В силу значительной и постоянно усиливающейся политической интеграции европейских стран оно трансформировалось в Евро­пейское сообщество: ЕС.
EC имеет торговые соглашения более чем со 120 странами, поддерживает связи с ООН. В самом ЕС интеграция идет не только вширь (все новые страны включаются в него — сейчас их 25), но и вглубь, распространяясь на новые области взаимодействия госу­дарств, все более вторгаясь в сферу национального суверенитета.
ЕС была поставлена задача создания единого внутреннего рынка в 1992 г., для этого требовалось:
1) устранить все препятствия для передвижения в пределах ЕС товаров, капиталов, услуг, граждан;
2) отменить таможенные формальности, контроль на границах;
3) унифицировать стандарты;
4) унифицировать налоговое законодательство;
5) создать единый рынок услуг в сфере банковских и страховых операций, транспорта, информации;
6) взаимно признавать дипломы об образовании;
7) вести единую сельскохозяйственную политику и т. д.
В силу определенных противоречий, возникших между членами ЕС, реализация этого проекта (Маастрихтское соглашение) осущест­влена только в феврале 1994 г., но теперь это реальная экономическая, социальная и политическая сила, фактор в мировом хозяйстве.
Перечислим (только!) более подробно движущие факторы интег­рации в Европе, подразделяя их на экономические и политические.
Экономические:
1) потребности развития производительных сил, перерастающих
национальные рамки;
2) быстрый рост международного разделения труда;
3) рост взаимозависимости национальных хозяйств;
4)  сближение национально-экономических и политических структур;
5) складывающийся региональный хозяйственный комплекс;
6) быстрый рост транснациональных корпораций (ТНК) и более тесное переплетение национальных финансовых капиталов;
7) НТР и обусловленная ею структурная перестройка экономики, которую каждая страна в отдельности не может осуществить;
8)  резкое обострение конкуренции со стороны японских и американских ТНК;
9) возросшая нестабильность международной валютной системы;
10)  экологический кризис во всем мире, особенно болезненно сказывающийся в условиях географической тесноты в Западной Европе;
11)  конкретно-историческая особенность этих стран — острое противоречие между высоким уровнем развития производительных сил и узкими рамками их внутренних рынков.
Политические:
1) возможность положить конец взаимным претензиям в Европе после Второй мировой войны;
2)  социальная напряженность, связанная с массовой безрабо­тицей;
3)  региональные конфликты в районах, с которыми члены ЕС тесно связаны экономически.
Перечисленные экономические и политические факторы интеграции — это те неоспоримые движущие силы экономического и социального прогресса, которые были забыты или проигно­рированы бывшими союзными республиками СССР, ныне суверенными государствами. Пример Европы показывает, насколько ошибочен путь правительств новых государств, поставивших мнимо понимаемые национальные интересы выше экономического и социального прогресса. Пример Европы показывает также, что даже несравненно более высокоразвитые, чем наши бывшие республики, индустриальные державы (Германия, Англия, Франция...) не могут более или менее эффективно справиться с экономическими, социальными и политическими трудностями в одиночку. И именно по причине вышеперечисленных факторов интеграции. Настоящий национальный интерес — в экономической интеграции, а не в развале и разрыве единого экономического пространства бывшего СССР. Экономическое и социальное состояние ныне суверенных государств, характеризуемое вот уже в течение 12 лет как кризисное, служит тому доказательством.
Однако процесс интеграции в мировом хозяйстве весьма противоречив. Он далек от идиллии. Одновременно нарастают противоречия между центрами экономической интеграции.
Именно поэтому между указанными центрами постоянно вспыхивают торговые войны — то стальная, то рыбная, то текстильная, то винная или автомобильная. Особенно остро протекала война ставок ссудного процента в 80-е годы, которая длилась три года. В ходе ее США, повысив поэтапно ссудный процент с 10—12 до 22, перекачали в свою экономику до 400 млрд долларов из стран Западной Европы. Тем не менее, безусловно, противоречия экономической интеграции бесконечно ничтожны экономически по сравнению с теми выгодами, которые она дает каждой стране.
В 60—70-е годы процесс интернационализации мирового хозяйства органически переходит в транснационализацию как более высокую ступень своего развития. Появляются ТНК - транснацио­нальные корпорации и ТНБ - транснациональные банки. Их особен­ность — в исключительной экономической и финансовой мощи, превышающей возможности многих государств. ТНК и ТНБ стано­вятся основным фактором развития международной конкуренции, которая разворачивается как между самими корпорациями, так и между ТНК и отдельными странами.
Как уже упоминалось, важнейшими формами мировых экономических отношений являются:
- международная торговля товарами и услугами;     - движение капиталов и зарубежных инвестиций;     
- миграция рабочей силы;    
- межстрановая кооперация производства;
- обмен в области науки и техники;
- валютно-кредитные отношения.
Примерно в такой же последовательности: от торговли к вы­возу капитала, формированию международного производства и мирового финансового рынка — шло становление мирового хозяйства. Причем формы, появившиеся раньше других, выс­тупают основой для развития следующих и сами изменяются под влиянием форм международных экономических отноше­ний, возникающих в ходе эволюции мирового хозяйства. Так, экспорт капитала теперь нередко прокладывает путь для экспорта товаров и т.п.
Хотя различные формы международных экономических свя­зей развиваются во взаимодействии, в реализации каждой из них есть своя специфика, что позволяет говорить о них как о состав­ных частях структуры мирового хозяйства. В структуру мирово­го хозяйства входят мировые рынки товаров и услуг, капиталов, рабочей силы, международная валютная система, международ­ная кредитно-финансовая система, сфера обмена в области науки, техники и информации, международный туризм и др.
Международная торговля, являясь одной из наиболее развитых форм международных экономических отношений, исходит из двух фундаментальных экономических категорий.
Во-первых, из международного разделения труда и вытекающей из него специализации стран на производстве каких-либо товаров, а следовательно, повышения производительности труда и увеличения объемов производства.
Во-вторых, из формирования интернациональных издержек производства, которые лежат в основе формирования мировых цен. Если издержки производства, например, пшеницы, в одной стране ниже, чем интернациональные, то данной стране выгодно продавать пшеницу. Из разницы между национальными и интернациональными издержками различные страны извлекают огромную выгоду. Это результат действия на мировом рынке принципа «невидимой руки» А. Смита, или закона стоимости. В западной экономической науке он называется принципом сравнительных преимуществ. Действие его легко иллюстрируется следующим примером. США обеспечивают до 65% мирового производства кукурузы. Она является основным хлебным продуктом населения латиноамериканских стран. В последних — наиболее благоприятные условия для скотоводства и выращивания кофе. США экспортируют кукурузу в Латинскую Америку и импортируют оттуда мясо и кофе. Поскольку издержки на производство кукурузы в США наименьшие в мире, точно так же, как издержки на производство мяса и кофе в Латинской Америке (Бразилия, Уругвай), то обе стороны вместе снижают общие издержки и на кукурузу, и на мясо, и на кофе. Выигрыш от разделения труда и специализации очевиден. Он равен разнице между национальными издержками на производство данной конкретной продукции и мировыми ценами. Принцип сравнительных преиму­ществ гласит, что совокупный объем выпуска продукции будет наибольшим тогда, когда каждый товар будет производиться той страной, в которой ниже издержки на его производство. Надо ясно понять, что специализация, основанная на таких сравнительных преимуществах, теснее любых цепей связывает мировую экономику воедино, так как оборотной стороной ее являются обмен, торговля.
Япония обладает сравнительными преимуществами в производстве радиоэлектроники, США-пшеницы, Бразилия-кофе, Италия -медикаментов и т. д. Активно торгуя друг с другом назван­ными товарами, каждая страна остается в выигрыше. Конкретная величина выигрыша зависит от спроса и предложения данных товаров на мировом рынке.
Однако воздействие принципа сравнительных преимуществ на экономику значительно больше, чем сказано выше. Главное содержание указанного принципа в соотношении затрат на различные виды продукции не столько в разных странах, что очень существенно, сколько внутри самой страны. Это второй, более сложный и глубинный, аспект принципа сравнительных преимуществ..
Впервые теорию абсолютных преимуществ или издержек обосновал А. Смит: «Основное правило каждого благополучного главы семьи состоит в том, чтобы не пытаться изготовить дома такие предметы, изготовление которых обойдется дороже, чем при покупке их на стороне... Если какая-нибудь чужая страна может снабжать нас каким-нибудь товаром по более дешевой цене, чем мы в состоянии изготовить его, гораздо лучше покупать его у нее...»[2].
Теорию сравнительных преимуществ впервые сформулировал Д. Рикардо в 1817 г. в виде закона, суть которого заключается, во-первых, в разных условиях производства товаров в разных странах; отсюда, во-вторых, разные издержки производства этих товаров; в-третьих, разная относительная эффективность произво­димых товаров.
Теория абсолютных преимуществ А. Смита вошла в качестве отдельного, частного случая в теорию сравнительных преимуществ Д. Рикардо, считавшего, что абсолютный эффект очевиден, а относительный эффект, чьих очевидных преимуществ изначально не видно, может просчитать любая страна, даже весьма слабая в экономическом отношении.
Эта мысль А. Смита и Д. Рикардо, лежащая в основе принципа сравнительных преимуществ, убеждает и в необходимости свободной торговли. Благодаря свободной торговле, базирующейся на принципе сравнительных издержек, мировая экономика может достигнуть более эффективного размещения ресурсов и более высокого уровня материального благосостояния (К. Макконнелл, С. Брю). Она якобы стимулирует конкуренцию и ограничивает монополии. Теоретически все так. Но что может дать, например, свободная торговля во взаим­ных отношениях между США и Ганой? А что дала свободная торговля российской электронной промышленности? Ответ очевиден — полный их развал или подавление. Дело в том, что принцип сравнительных преимуществ экономически целесообразен, но взаимную выгоду от него могут иметь страны, близкие по уровню экономического развития и структуре экономики. Если же сравнительные преимущества одной стороны слишком велики, то выгода может оказаться или неравной, или односторонней. «Каждый стекольщик мечтает, чтобы ежедневно шел град», — писал К. Маркс. Весьма сомнительно, чтобы американские табачные компании дали возможность подняться нашей табачной промышленности. И чтобы расставить точки над i, рассмотрим некоторые аспекты свободной торговли.
Первый аспект. Каждая страна, исходя из принципа сравни­тельных преимуществ, старается вывозить те товары, издержки на производство которых в ней ниже, чем интернациональные, и ввозить, наоборот, те товары, чье производство у себя в стране дороже, чем в других странах. На этом принципе формируется торговая политика любого государства. Безусловно, страна покупает и ту продукцию, которую она вообще не производит. Но это аксиома, ситуация сама собой разумеющаяся. Вывоз (экспорт) и ввоз (импорт) в совокупности представляют внешнеторговый оборот страны. В принципе считается, что чем выше удельный вес внешнеторгового оборота в ВНП страны, тем более развита национальная экономика, тем больше сравни­тельных преимуществ она имеет. И это действительно так.
Второй аспект принципа сравнительных преимуществ. Учитывая исключительное значение внешней торговли, каждая страна проводит свою торговую политику, направленную на упро­чение своих позиций в мировой торговле и на повышение эффекти­вности и полезности этой торговли для собственного национального хозяйства. Торговая политика реализуется через налоговую систему, торговые пошлины или тарифы, квотирование ввоза либо вывоза или даже просто ограничение экспорта либо импорта.
Пошлины и тарифы. Таможенная пошлина бывает как экспортная, так и импортная. Экспортная пошлина устанавливается в тех случаях, когда государство стремится ограничить вывоз из страны определенных видов продукции, например, сырье и мате­риалы. Или драгоценные и цветные металлы, высокие технологии и т.д. Каждый раз такая пошлина устанавливается с целью проведения конкретной экономической политики. Например, США в 60-е годы установили высокие экспортные пошлины на вычислительную технику, вывозимую в СССР, а потом и вовсе запретили это делать.
Пошлины обеспечивают налоговые поступления в государст­венный бюджет, особенно импортные. В зависимости от их величины пошлины могут быть введены для пополнения госбюджета или ограничения импорта. Например, советские «Волги» никогда не запрещали продавать в США, но пошлина составляла 120% цены машины. Такой пошлиной «Волга» сразу же лишалась конкуренто­способности. А ведь «Волга-21» не уступала лучшим образцам западных автомобилей в 50—60-е годы. Подобная пошлина называ­ется протекционистской, а вводимая для пополнения госбюджета — фискальной.
Кроме того, необходимо очень четко и ясно представлять экономические последствия введения тарифов на экспорт или импорт. Например, если поднять пошлины на ввозимые товары настолько, что импортируемая продукция станет дороже своей, национальной, то цены в стране на данную продукцию вообще вырастут. Это хорошо с одной стороны, так как высокие цены стимулируют производство. С другой стороны — сокращается спрос на данную продукцию. Таким образом, к повышению—понижению тарифов нужно относиться очень осторожно. Можно нанести непоправимый ущерб национальной экономике. Например, в России низкими импортными тарифами был нанесен колоссальный удар по отечественной табачной промышленности и производству безалкогольных напитков. Оправятся ли они от этого мощного демпингового удара, вопрос весьма спорный. Скорее всего нет, так как импортные товары указанного назначения значительно дешевле и часто — качественнее. Здесь российскому правительству необходимо было проводить протекционистскую торговую политику Импортные квоты. Квота — доля. Импортная квота устанавливает долю какой-нибудь страны завозить товары данного вида. В США, например, завозят индийскую, бразильскую, японскую и немецкую стали. Каждая страна имеет на внутреннем рынке стали США свою квоту, которую она превысить не может, не нанося ущерба другим. Если же, опираясь на идеалы свободной торговли, скажем, Япония увеличит завоз стали в США, последние могут прибегнуть к протекционистским пошлинам, которые сделают японскую сталь неконкурентоспособной. Таким образом, квоты представляют собой ограничение импорта, придают ему количественную определенность. Ограничение импорта существенно ослабляет положительное влияние конкуренции с иностранными монополиями.
Государство охотно занимается политикой квотирования, так как это его внутреннее дело. Между тем пошлины, особенно импортные, регулируются международными соглашениями.
США, активно декларирующие принципы свободной торговли со странами, слабее них экономически, весьма часто устанавливают жесткие квоты на ввоз продукции из развитых стран. Так, в начале 80-х годов была установлена квота на ввоз японских автомобилей, а в конце 80-х — на японскую радио- и видеотехнику. Позорной страницей американской политики свободной торговли стало развязывание в середине 80-х годов настоящей экономической и дипломатической войны против японского концерна «Тошиба». В результате объем продаж продукции этой компании на амери­канском рынке сократился с 23 млрд долларов в год до 0,1 млрд. Практически до нуля.[3]
Другой, весьма интересной, стороной импортных квот являются добровольные экспортные ограничения. Чтобы не доводить торгующие стороны до состояния торговой войны, некоторые фирмы добровольно (сохраняя рынок) или под давлением своих правительств ограничивают собственный экспорт. Не превышают своей квоты. Сами себе ставят барьер. Это сравнительно новое явление в мировой торговле. Китай ограничивает экспорт текстиля в США, Япония — автомобилей и т. д.Квоты иногда устанавливаются и на экспорт. Это бывает в двух случаях. Когда конкурирующие фирмы экспортируют продукцию на один и тот же рынок и когда слишком большой экспорт конкретной продукции приводит к заметному росту цен на нее в своей стране
ПРОТЕКЦИОНИЗМ КАК ФОРМА МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ.
Протекционизм — это защита национальной экономики от иностранной экономической экспансии.[4]
Для национальных экономик большая открытость, либе­рализация торговли характерна для периодов высоких тем­пов экономического роста, сильного экспортного потенциала (например Англия на рубеже XIX и XX вв., США после Вто­рой мировой войны). И напротив, в периоды экономического спада, ослабления экспортных потенциалов, как правило, больше прислушиваются к аргументам сторонников протек­ционизма.
Среди этих аргументов такие, как: необходимость защищать национальных производителей от иностранной конкуренции; сохранять рабочие места в отечественных производствах, кон­курирующих с импортом; защищать отрасли, связанные с на­циональной обороной; увеличивать доходы государственного бюджета; принимать ответные меры, если барьеры выводят партнеры по торговле.
Хрестоматийным примером последствий роста протекцио­нистских тенденций может служить ситуация перед Второй ми­ровой войной. Великая депрессия 1929-1933 гг. стимулирова­ла борьбу по отгораживанию рынков. В известном смысле инициировали эту борьбу США, приняв в 1930 г. (печально из­вестное, как они сами стали позже отмечать) тарифное законо­дательство Смута-Хаули.[5] Ответом было возведение торговых барьеров практически всеми развитыми странами, включая государства их «сферы влияния». Как следствие - обострение межгосударственных противоречий и резкое сокращение объе­мов мировой торговли.Период после Второй мировой войны характеризовался уси­лением позиций сторонников свободной торговли. В 90-х годах вновь во внешнеторговой сфере произошел всплеск протекцио­нистских тенденций - антидемпинговые законы, увеличение количества квот и т.п. Можно утверждать, что сегодня основ­ной тенденцией мирового хозяйственного развития является либерализация международной торговой политики. Но проводя внешнеэкономическую политику, государства пытаются най­ти баланс между либерализацией и протекционизмом.
Наиболее крайней формой протекционизма была введенная после Октябрьской революции моно­полия государства на внешнюю торговлю. Введение протекцио­нистских мер обычно аргументируется необходимостью:
1)  обеспечения обороноспособности страны или задачами национальной безопасности;
2)достижения более современной структуры экономики, ее диверсификацией;
3) защиты молодых или слаборазвитых отраслей национальной экономики;
4) защиты национальной экономики от демпинга (сброса избы­точной продукции по низким ценам в другую страну), подрывающего основы той или иной отрасли промышленности. Ведь демпинг есть продажа товара по ценам не просто низким. Их уровень устанавли­вается ниже себестоимости. Демпинг — государственная политика, так как именно государство субсидирует предприятие, осуществляю­щее демпинг;
5) защиты национального образа жизни;
6) защиты интересов армии наемных рабочих от импорта дешевой иностранной рабочей силы. Последний пункт вызывает часто ожесточенные дискуссии между сторонниками и противниками его. Да, он неоднозначен, но тем не менее часто применяется развитыми странами, так ратующими за свободную торговлю.
Что же касается России в условиях перехода ее к рынку, то, безусловно, она не должна дать задохнуться многим отраслям нашей экономики, находящимся в весьма трудном экономическом поло­жении и, естественно, являющимся достаточно легкой добычей для иностранных компаний. Так, отечественные кондитерские и шоколадные фабрики производили самые качественные конфеты и шоколад в мире. Нет возражений, «сникерсы» и «марсы» -качественный товар, но им весьма далеко до наших бывших «Гвардейских», «Сказок Пушкина» и т. д. Кондитерская промыш­ленность выдержала натиск, но в целом свободная торговля, хотя экономически и выгодна, в нашем теперешнем состоянии она может, без преувеличения, нокаутировать российскую экономику.
Протекционизм может реализоваться на практике и более мягкими способами, направленными на ограничение закупок иностранных товаров. Приведем примеры.
1. С целью ограничений вводятся определенные стандарты для оборудования и машин. Например, в выхлопе автомобиля не должно быть выше установленного процента свинецсодержащих газов. Импортный самолет не должен иметь при взлете уровень шума выше определенного количества децибелов. Ясно ведь, если известно, импорт чьих самолетов необходимо ограничить, то и стандарт устанавливается в соответствии с этими целями. Эти приемы в 70-е годы сработали в Западной Европе против СССР.
2. Устанавливаются определенные санитарные и технологические нормы для импортируемой продукции. Только жестокий экономический кризис, дефицит товаров широкого потребления заставили российское правительство завозить мясные и колбасные изделия из Европы и США. По нашим стандартам — в них ни вкуса, ни запаха. И не мудрено. По европейским стандартам в колбасных изделиях предельно низкое содержание мяса — 30%. А по советским стандартам было 70%. Так что сейчас мы потребляем западные колбасные изделия, а они — наши. Однако со временем наши стандарты могут стать серьезным препятствием для экспорта Западом мясных изделий в Россию.
Так же устанавливаются санитарные нормы на сухие вещества в пиве, фреона в аэрозолях и т. д. Установление санитарных норм позволяет вести очень гибкую торговую политику, которая может быть сегодня одной, а завтра — совершенно противоположной.
По требованию ВТО в перспективе в практике международной торговли могут остаться только импортные пошлины в их фискальном аспекте (до 4%)[6]. Она также настойчиво добивается принятия единых требований в области экологии и стандартов труда и трудовых отношений.
Поскольку ВТО в своих действиях исходит из принципов защиты отечественных производителей, ликвидации таможенных тарифов, использования режима наибольшего благоприятствования в международной торговле и исключения в ней любых форм дискриминации, она расширяет свое влияние на весь спектр международных экономических отношений: от торговли товарами к торговле капиталами, интеллектуальной собственностью, от торговли услугами до совершенствования национального законодательства. Ею регулируются принципы и формы стимулирования экспорта, государственного страхования и т.д.
Международное движение капиталов
С появлением машинного производства специфика между­народного разделения труда начинает испытывать на себе все возрастающее влияние международного движения капиталов, которое, в самом общем виде, можно определить как движение финансовых потоков, кредитов и обязательств из страны в стра­ну. В условиях, когда международная конкурентоспособность во многом определяется быстротой разработки и внедрения тех­нологических изменений, усиливается значение вывоза капитала. Заемщики получают средства для инвестиционных вложений в настоящее время, а кредиторы — обязательства или акции, которые гарантируют им получение процентов или дивидендов в будущем.
   Международная миграция. Инструменты внешней торговли
Международная миграция капиталов - одна из наиболее динамично развивающихся форм международных экономических отношений. Главным условием вывоза капитала выступает разница в нормах прибыли и ссудного процента в различных странах. Как правило, поток капитала идет туда, где эти показатели выше. Вторым условием его вывоза является перенакопление национального капитала, в связи с чем все труднее и труднее получать высокие доходы «дома», в собственной стране. Капитал вывозится и для обслуживания вывоза товаров. С другой стороны, предпринимателям значительно выгоднее вывозить не товар, а условия его производ­ства - организация зарубежных филиалов, дочерних компаний, а то и просто строительство новых «независимых» предприятий. Капитал вывозится и для обслуживания ранее вывезенных, технологически сложных товаров (печатное оборудование, сложный станок, машинная техника). И наконец - в форме выноса экологически вредных производств за пределы национальных границ.
Вывоз капитала осуществляется в двух формах: предпринима­тельский капитал и ссудный. Первый, в свою очередь, вывозится в виде прямых (различные варианты создания производства) и портфельных (покупка акций и других ценных бумаг местных предприятий) инвестиций. Вторая, особая, форма вывоз капитала в виде денег (ссуды, займы, кредиты). Среди этих форм вывоза капитала прогрессивно возрастает доля прямых инвестиций, которые имеют универсальную эффективность.
Хотя развивающиеся страны больше нуждаются в иностранных инвестициях, в настоящее время основные направления вывоза капитала - это самые развитые страны, в свою очередь вывозящие капитал в другие развитые страны. Объясняется такая картина двумя факторами:
1)  экономическое развитие слаборазвитых стран нестабильно. Их постоянно потрясают социальные и политические кризисы. Возникает угроза потери инвестиций;
2)  производство в развитых странах сильно изменилось под влиянием НТП. Вперед выходят наукоемкие и высокотехнологичные производства, требующие соответствующего финансирования и высокой квалификации рабочей силы. Например, инвестиции американцев в Англии превышают 100 млрд долларов, а англичан в США - более 150 млрд.[7]
Весьма серьезными экспортерами капитала выступают страны ОПЭК - экспортеры нефти. Их инвестиции в Европе и США составляют более 1 трлн долларов.
Это всего лишь более или менее видимая часть вывоза капитала. Вывоз капитала по межкорпорационным и внутрипроизводственным каналам между филиалами, материнскими и дочерними компаниями, как правило, мало поддается статистической обработке, их учет просто не ведется.
По мнению экономистов, вывоз капитала выполняет четыре функции:
1) концентрация и централизация капиталов;
2) экономия издержек производства и обращения;
3) перераспределение производства и доходов;
4)  прогрессивное усиление процессов глобализации мировой экономики.
Международная миграция рабочей силы - одна из важнейших форм экономических отношений в мировой экономике - имеет не только экономические, но и политические, и социальные корни. Она вызывается также национальными, религиозными, культурными и правовыми причинами. Остановимся коротко на некоторых из них.
1.  Различия в уровнях оплаты труда. Квалифицированная рабочая сила перетекает туда, где оплата ее труда выше. Страна, откуда «убегает» рабочая сила, является страной-донором, а принимающая сторона - страной-вампиром. Наиболее развитые страны Европы и Америки активно пользуются этим, обескровливая менее развитые в экономическом отношении страны. Так, из России за годы реформ выехало в США, Канаду, Западную Европу и другие страны более 700 тыс. высококвалифицированных кадров: профессоров, инже­неров, конструкторов и т.д. Если принять во внимание, что затраты государства на подготовку кадров с высшим образованием составляют 20-25 тыс. долларов, то легко сопоставить потери одной стороны (донора) в деньгах, людях, времени и совокупный доход - с другой (вампира). По этой и по многим другим причинам страны-доноры борются против этой формы миграции рабочей силы - «утечки мозгов».
2.  Демография. В мире много перенаселенных стран, где общественное производство не в состоянии поглотить всю рабочую силу. В то же время, в соответствии с законами демографии, наиболее развитые страны «страдают» недостаточной рождаемостью. В поисках работы из первых стран рабочая сила устремляется во вторые. Как правило, это работники низкой квалификации, выполняющие тяжелые и непрестижные работы. В качестве примеров можно назвать миграционные потоки из Турции и стран бывшей Югославии в Германию, из стран Севера Африки - во Францию и т.д. Такая форма миграции рабочей силы чревата острыми социальными, политическими и религиозными проблемами для принимающих стран (их можно считать странами-донорами). Страны же вампиры в данном случае решают частично проблему валютны
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.