На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Направления развития аграрных отношений в переходном периоде

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 23.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?2
 
Содержание
 
 
Введение……………………………………………………………………….
3
1. Теоретические аспекты аграрных отношений и аграрная система в структуре общества…………………………………………………………..
 
5
1.1  Специфика аграрной системы…………………………………………..
5
1.2  Историческое развитие аграрных отношений в России……………….
7
1.3  Особенности формирования и экономические механизмы функционирования аграрного рынка………………………………………………….
 
9
2. Особенности аграрных отношений  в переходной экономике………….
17
2.1 Земельные отношения и собственность на землю. Теоретические подходы и реальные проблемы………………………………………………
 
17
2.2. Роль земельной ренты в развитии аграрного производства и формировании аграрного рынка…………………………………………………….
 
23
2.3  Влияние аграрных отношений на состояние земельных ресурсов в регионе………………………………………………………………………...
 
26
3. Направления развития аграрных отношений в переходном периоде…..
33
3.1 Положение России на мировом аграрном рынке и предпосылки его улучшения……………………………………………………………………..
 
33
3.2  Влияние региональных особенностей трансформации аграрных отношений на сельское хозяйство и рынок продовольствия………………...
 
38
Заключение…………………………………………………………………….
43
Список использованных источников………………………………………...
45
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
 
 
Продовольственная проблема на протяжении веков была и продолжает оставаться одной из самых насущных, в прямом смысле, жизненных проблем мирового масштаба, хотя характер ее со временем изменялся.
Основательно колебалась в течение XX века продовольственная ситуация в России. Внешний достаток продовольствия при низком уровне потребления в начале века, явная нехватка вплоть до голода в мировую и, особенно, гражданскую войны, улучшение в годы НЭПа и катастрофическое ухудшение в период коллективизации, хронический недостаток в дальнейшем (вплоть до середины 50-х годов), затем несколько коротких периодов «лучше - хуже» с 1954 г. до 90-х годов при общем повышении душевого потребления основных продуктов питания. Наконец, обвал производства и потребления и фактический развал сельского хозяйства в 90-е годы, резкое усиление продовольственной зависимости от импорта, наполненность магазинов продовольствием за счет фактического взлета цен и снижения доходов населения.
Инвестиции в сельское хозяйство и аграрный комплекс в целом в России упал ниже уровня, необходимого даже просто для поддержания его существовавшей материально-технической базы; перемены в социально-экономических формах хозяйства оказались явно неудачными; соотношение цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию практически ведет к разорению сельского хозяйства. В целом перманентный аграрный кризис, давно существовавший в стране, резко усилился. Все это определяет актуальность темы исследования и делает необходимым выявление глубинных причин, которые обуславливают недостаточность ресурсов, вкладываемых в сельское хозяйство; неудачность форм его организации, неразвитость промышленной и рыночной инфраструктуры, дисбаланс цен на продукцию земледелия и смежных промышленных отраслей, нарушающий взаимосвязи между аграрным производством и аграрным рынком и т.д.
Аграрные отношения и рынок продовольствия в силу их общественной значимости и влияния на социально-экономическое развитие всегда находились в центра экономических исследований. Аграрную проблематику разрабатывали Ф Кенэ, А. Смит, Д. Рикардо, Т. Мальтус, К. Маркс, Д. Милль, А. Маршалл К. Менгер, К. Каутский и многие другие. В   России исследования аграрных отношений и рынков в связи со спецификой страны занимали особое место в работе представителей различных политико-экономических школ и направлений в XIX веке. Позднее возникли различные подходы к развитию аграрных и рыночных отношений. Главный водораздел лежал в принципиально разном понимании необходимой степени внутренней и внешней (рыночной) экономической свободы сельскохозяйственных предприятий. Крах огосударствленной системы и происшедшие в стране перемены в принципе решили эти теоретические и практические вопросы. В настоящее время исследования аграрных отношений увязываются с развитием и расширением рыночных связей, формированием рыночной инфраструктуры, преодолением деформаций рыночных отношений между сельскохозяйственными и промышленными отраслями. В разработку аграрных и рыночных проблем активно включены научные силы региональных центров, что особенно важно в силу больших региональных различий в условиях сельскохозяйственного производства и формирования региональных и продовольственных рынков.
Однако на различных этапах развития России на аграрные исследования, предлагавшиеся и осуществлявшиеся в сфере аграрных отношений существенное влияние оказывали и оказывают социально-политические факторы, текущая аграрно-экономическая ситуация, в ряде случаев преобладание отраслевого подхода к решению аграрных проблем. Это мешало раскрытию природы аграрной сферы, ее анализу как специфической общественной системы, объективных особенностей ее взаимосвязей с рынком и государством. Представляется, что в интересах обеспечения эффективного развития аграрной сферы и создания условий для решения социально-экономических проблем страны, необходимо уделить значительно больше внимания исследованию сущностных черт и особенностей аграрных отношений, направлений и ограничений воздействия на них рыночных отношений и государства и их влияния на функционирование рынка и регулирующие функции государства.
Цель работы заключается в обосновании условий и путей эффективного использования аграрного потенциала, формирования рынка продовольствия и решения продовольственной проблемы на базе приведения совокупности аграрных отношений в соответствие с объективной природой и спецификой аграрной общественной системы посредством интеграции их рыночного и государственного регулирования.
В соответствии с этой целью поставлены задачи:
- раскрыть специфику аграрной системы и ее общественных связей, выявить влияние аграрной специфики на формирование и функционирование рынка продовольствия на международном, общенациональном и региональном уровнях;
-    раскрыть негативное влияние деформации аграрных отношений на
состояние и использование земли и развитие рынка продовольствия;
-    обосновать начала и принципы регулирования и поддержки развития
аграрного сектора и рынка продовольствия, в том числе на базе обобщения
зарубежного опыта.
Объект исследования - общественная аграрная система, народнохозяйственная, в том числе рыночная, среда ее развития и аграрный рынок.
Предмет исследования - специфика аграрных отношений, ее влияние на формирование и функционирование рынка продовольствия, рыночное и государственное регулирование аграрной сферы.
В процессе исследования использованы материалы отечественных и зарубежных ученых экономистов-аграрников, касающиеся анализа аграрных отношений и формирования рынка продовольствия.
 
 
 
1. Теоретические аспекты аграрных отношений и аграрная система в структуре общества
 
1.1 Специфика аграрной системы
 
 
Аграрный сектор - это та составляющая общества, состояние которой определяет как возможности удовлетворения первоочередных, наиболее насущных потребностей всех социальных групп людей и каждого человека, так и особенности жизнедеятельности той части населения, которая занята в аграрном секторе или непосредственно связана с ним.
В принципе, каждый сектор народного хозяйства обладает теми или иными особенностями, связанными с его экономическими и социальными функциями, условиями труда, технико-технологическими характеристиками, предметами и результатами производства и т.д. Подобные особенности имеет и аграрный сектор. Однако природа сущностной специфики аграрного сектора иная.
В основе аграрного сектора лежит прямая связь человека с живой природой и землей, использование их собственных производящих способностей. Для людей, связанных с аграрным производством, земля и природа - это не только общие условия жизни и производственной деятельности, прежде всего, это особый предмет, средство, орудие, и, главное, источник производства. Конкретные особенности земли и природы в конкретном месте как источника производства предопределяют возможности и структуру последнего, особенности различных сторон обустройства жизни.
Специфика аграрного типа производительных сил производственной и в целом аграрной сферы выражается:
-     в наличии особой и устойчивой социальной группы людей, являющихся субъектом аграрного производства и аграрных отношений - крестьянства;
-     в зависимости результатов производства не только от трудовых
усилий, но и различий в качестве земли, климатических характеристик, колебаний погодных условий;
-   в    особой   роли   территориально-пространственного   фактора   в организации агарного производства;
-     в возможности многообразия социальных и организационных типов
аграрных хозяйств, в том числе в рамках одной и той же местности;
-     в устойчивости и трансформации в процессе исторического развития
мелкого аграрного производства, в его приспособляемости к меняющимся
условиям;
-     в зависимости сельских способов и форм жизнеустройства (включая системы расселения) от особенностей ведения аграрного производства и хозяйства;
- в формировании под воздействием особенностей аграрного производства, связей человека с природой, расселения и других факторов целостной   сельской сферы с характерной для нее производственной структурой, инфраструктурой, социальной структурой населения, особой социально-культурной, социально-психологической и духовно-нравственной средой, спецификой общественных связей.
Все эти обстоятельства, подтвержденные многотысячелетней историей человечества, свидетельствуют о наличии в структуре общества не просто аграрного сектора, а сложной аграрной, точнее сельской общественной системы.
Аграрная (сельская) система формируется и развивается в широкой общественной среде, с которой она связана множественностью производственных, экономических, социальных, социально-культурных и других общественных связей. Благодаря этим связям аграрная система, с одной стороны, реализует свой потенциал и свои производственно-хозяйственные и социальные функции по обеспечению всего общества необходимыми продуктами и услугами. С другой стороны, создается совокупность производственно-технических, социально-экономических и других внешних условий и предпосылок, требующихся для воспроизводства и жизнедеятельности самой сельской системы и обеспечения жизнедеятельности связанных с ней людей.
Успешная реализация взаимных функций сельской системы по отношению по всему обществу и общества по отношению к сельской системе возможна лишь при таких принципах и способах осуществления рыночных и нерыночных взаимосвязей между ними, которые будут соответствовать сущностным чертам и особенностям этой системы и ее производственного и социального потенциала, воспроизводить, развивать, трансформировать, но не разрушать их.
Данное обстоятельство объективно ограничивает возможности и пределы и предопределяет характер вмешательства общества и его государственных структур во внутренние аграрные и сельские процессы и связи. Естественное и рациональное развитие аграрной системы может обеспечиваться, с одной стороны, устранением всех обстоятельств и факторов, препятствующих реализации их сущностных особенностей, а с другой - недопущением различного рода произвольных, тем более кардинальных перемен (революций) в собственно аграрной и всей сельской системе, способных нарушить прямые естественные взаимосвязи человека с землей и живой природой.
Общим объективно существующим экономическим способом взаимосвязей земледелия и других секторов (отраслей) народного хозяйства, села и города является рынок с его механизмами обмена деятельностью и обеспечения воспроизводственных процессов. Тем самым развитие аграрной (в том числе продовольственной) части рынка во многом предопределяется спецификой аграрной системы. Эффективное развитие аграрного рынка возможно лишь в том случае, когда оно основывается на реализации объективных черт аграрной системы.
Рынок, реализующий сельско-городские и агропромышленные взаимосвязи состоит из двух основных частей, соответствующих функциям этих связей. Во-первых, рынок продуктов сельского хозяйства и их переработки (прежде всего продовольствия). Он представляет собой способ включения аграрной системы во всю совокупность общественных связей. Во-вторых, рынок средств производства и других промышленных продуктов, необходимых для земледелия и села. Он является способом проникновения промышленности и других не аграрных секторов в аграрную, систему, их воздействия на изменение ряда ее черт, условий и форм ее функционирования.
Важнейшим условием рационального развития двух отмеченных сторон рыночных взаимосвязей аграрной (сельской) системы с обществом и общества с аграрной (сельской) системой является получение от реализации продукции земледелия и других сельских видов деятельности такого количества средств, которое достаточно для приобретения соответствующих видов и объемов ресурсов, необходимых для использования и наращивания аграрного и в целом сельского потенциала, обеспечения жизнедеятельности сельского населения.
Мировой и собственный российский опыт показывает, что нерыночный способ взаимосвязи аграрной (сельской) системы с обществом объективно обусловлен особенностями естественно-общественной природы первой. Прямые (нерыночные) вложения общественных средств в аграрную (сельскую) сферу есть плата общества за возможность пользоваться естественно-природным, экономическим, социальным и другим сельским потенциалом.
 
 
 
1.2  Историческое развитие аграрных отношений в России
 
 
Различия в характере производительных сил, лежащих в основе земледелия и индустрии, создают предпосылки периодического отставания аграрной сферы от возможностей использования достижений научно-технического прогресса или для консервации тех или иных сторон аграрных отношений, которые начинают мешать социально-экономическому развитию. В ряде случаев аграрное развитие под воздействием внешнего воздействия на него начинает отклоняться от собственной генетической специфики  или  даже разрушать ее, как  это  неоднократно бывало  в дореволюционной России, Советском Союзе и наблюдается в постсоветский период.
История выработала механизмы изменения подобных ситуаций. Такими механизмами являются аграрные реформы, которые способны существенно изменить среду аграрного развития. Вместе с тем перемены в ходе аграрных реформ не должны нарушать сущностные особенности сельской (аграрной) системы. Это обязательный ограничитель методов, направлений содержания аграрных реформ. Выход за рамки данного ограничения неизбежно сопровождается негативными последствиями, как для аграрной системы, так и для общества в целом. К сожалению, именно с такими последствиями оказалось связанным проведение большинства аграрных реформ в России.
Важнейшая аграрная реформа 1861 г., связанная с отменой крепостного права, сохранила помещичье землевладение, необеспеченность крестьян землей, невыгодные для них условия выкупа земель и т.д. Это неизбежно отразилось не только на состоянии сельского хозяйства, но и на напряженной социальной ситуации в стране, которая стала одной из причин революций 1905 и 1917 гг.
Столыпинская реформа, начавшаяся в 1906 г. и претендовавшая на глобальное переустройство аграрного строя - победу и установление в нем господства капиталистического фермерского хозяйства при одновременном подрыве общины и исчезновении массы мелких крестьянских хозяйств, - в основном оказалась неудачной. Причины ее неудачи были связаны с непониманием социальной природы крестьянства, которое в своей массе или отвергло эту реформу, или быстро разуверилось в ней, ибо оно, с одной стороны, противостояло  развитию  капитализма  в  деревне, а  с  другой - убедилось, что реформа не решает земельный вопрос и другие проблемы крестьянской жизни..
В целом удачной была нэповская аграрная реформа, возродившая свободу ведения хозяйства на земле и экономическую заинтересованность в нем. Но ее суть была извращена уже во второй половине 20-х годов, а затем НЭП начал сворачиваться и был отброшен как якобы уже ненужный.
Нэповскую аграрную реформу сменила коллективизация (аграрная революция сверху), с самого начала подорвавшая важнейшие основы аграрной системы и возможности развития земледелия. Эта реформа породила в стране перманентный глобальный аграрный кризис.
Полуреформы 1954-1957 гг. в определенной мере улучшили положение аграрной сферы и сельского населения, прежде всего за счет резкого изменения налогового бремени на личное подсобное хозяйство. Однако и они завершились новым витком централистского гнета на сельское хозяйство и  крестьянство в конце 50-х - начале 60-х годов. То же самое повторилось во второй половине 60-х годов.
Постсоветская аграрная реформа - это своего рода повторение «революции сверху» только с обратными социальными целями, но с преобладанием субъективистских подходов к реформированию и не менее разрушительными результатами.
Поэтому разработка, подготовка и последовательное осуществление комплекса рациональных мер, направленных на изменение ситуации в аграрной и сельской сфере и основанных на учете специфики аграрной системы - одна из наиболее сложных задач ближайшего будущего.
Специфика аграрного производства, определяемая переплетением  естественно-биологических процессов, особенностей природно-климатической среды и социально-экономических отношений, воздействует на все аспекты формирования условий аграрного воспроизводства, жизнедеятельности и жизнеустройства населения. Существенно влияет она и на рыночные и другие способы включения аграрной системы во всю совокупность общественных отношений и институтов, которые предопределяют возможности воспроизводства и развития самой аграрной системы. Во всей совокупности связей аграрной системы с обществом особо выделяются рыночные связи, благодаря которым осуществляется общественное признание и оценка производственных и социальных результатов аграрной сферы и в результате обмена аграрных и промышленных продуктов происходит формирование основной части ресурсов, необходимых для ее функционирования и развития.
1.3  Особенности формирования и экономические механизмы функционирования аграрного рынка
 
 
Центральным звеном формирования рынка сельскохозяйственных продуктов выступает сельское хозяйство, хотя в общих материальных затратах на производство сельскохозяйственной продукции удельный вес промышленной продукции и услуг достигает 60% и более.
Рынок аграрной продукции делится на рынок сырья и рынок продовольствия. В данном случае особое внимание следует обратить на предпосылки развития рынка продовольствия и выполнения им своих функций.
Рынок продовольствия представляет совокупность всех товарных связей и хозяйственных структур, обеспечивающих взаимодействие сельскохозяйственных производителей с закупщиками и производителями сельскохозяйственной продукции, оптовой и розничной торговлей и конечными потребителями. На этом пути происходит трансформация продукта, неоднократная смена собственника, реализуются сложные товарные и финансовые отношения.
Современный развитый рынок продовольствия - одна из основ социальной ориентации экономики. Рыночная экономика базируется, прежде всего, на достижении определенного равновесия спроса и предложения, производства и потребления соответствующих видов продукции через систему товарного обмена, цен, финансовых и кредитных механизмов. Однако рынок продовольствия весьма существенно отличается от рынков других товаров.
Развитие аграрного производства, его индустриализация, специализация и коммерциализация привели к тому, что основная часть сельскохозяйственных производителей работает сейчас, главным образом, используя средства производства, которые поставляет промышленность. Производимая продукция не идет непосредственно потребителю, а поступает в большинстве случаев в пищевую промышленность и потребители получают ее в переработанной форме. Исторически существовавшая прямая товарно-рыночная связь производитель - потребитель в основном уже преодолена или оттеснена на второстепенные сегменты рынка. «Система реализации сельскохозяйственной продукции по существу не менее важна, чем сам процесс производства, поскольку именно здесь и формируется конечная продукция как товар, и через всю цепь - сельскохозяйственный производитель - заготовка - переработка и доработка, хранение, транспортировка, оптовая и розничная торговля, продовольствие и доходит до потребителя».
Важную роль в этих условиях стали играть межрегиональные и международные рыночные связи. В ходе трансформации рынка продовольствия поставщиками товаров на него стали выступать уже не отдельные производители продукции, а крупные продовольственные корпорации, в том числе транснациональные. Они-то и определяют положение на внутренних и международных рынках продовольствия. Таким образом, рынок продовольствия приобрел общенациональную целостность и международный (мировой) характер.
Очень сложно и специфично также и экономическое поведение потребителя. Спрос на продовольствие и его потребление обусловлены во многом физиологией человека. Спрос на продовольствие является синтезом экономических и физиологических факторов. При падении потребления продовольствия ниже минимального уровня быстро наступает необратимые физиологические последствия. В то же время при достижении максимального удовлетворения физиологических потребностей рост потребления соответствующих видов продовольствия бесполезен или вреден. Таким образом, потребитель действует в определенных физиологических рамках. Получение продовольствия - первейшая жизненная потребность и население жертвует многими другими видами товаров, чтобы удовлетворить эту потребность хотя бы в минимальной степени. Однако при стабильном удовлетворении потребностей в продовольствии рост спроса на него прекращается. Поэтому поведение потребителя, также как и производителя продовольствия отличается значительным консерватизмом.
Отношение изменения спроса к изменению цены или дохода -коэффициент эластичности спроса. По подавляющему большинству видов продовольствия (если не считать марочные вина или какие-либо экзотические товары) коэффициент эластичности ниже единицы. Это очень важный экономический феномен, так как по другим товарам - одежде, жилью, в особенности товарам длительного пользования (например, автомобилям), этот коэффициент больше единицы, составляя по товарам длительного пользования даже несколько процентов.
Естественно, что по каждому отдельному виду продовольствия уровень эластичности спроса далеко не одинаков. Так значительно более эластичен спрос на высококачественное мясо, меньше на кур, на дешевые овощи.
Имеется и группа товаров, называемая в экономической теории «товары Гриффена», спрос на которые растет с увеличением цен на них. К ним относится картофель и низкокачественный хлеб. Это объясняется тем, что в условиях падения доходов или общего повышения цен, либо сочетания этих явлений, ухудшается структура питания населения, и оно во все большей степени переходит на картофель и низкокачественный хлеб. При наличии таких специфических черт рынка продовольствия цены на нем при низкой эластичности поставок и спроса очень эластичны, их изменение может быть непропорционально резким по сравнению с колебаниями поставок и спроса. В целом рынок продовольствия характеризуется низкоэластичпыми поставками и спросом и высокоэластичными ценами. В таких условиях только в сравнительно узких пределах цена выполняет конструктивную функцию выравнивания спроса и предложения, резкие же колебания цеп имеют деструктивный характер, разрушая и сельское хозяйство, и потребительский рынок.
В целях стабилизации рынка продовольствия необходимо удержание колебания цен в определенных границах. Возможны несколько подходов к решению этой проблемы. Проще всего, во всяком случае на первый взгляд, является административное ограничение цен, с фиксацией их либо на каком-то определенном уровне, либо установление возможных пределов отклонения.
Такое государственное регулирование цен обычно вводится в период чрезвычайных обстоятельств (войн, стихийных бедствий, неурожаев, серьезных перебоев с поставкой продовольствия, либо в порядке борьбы со спекуляций), зачастую такая административная фиксация цен перерастает в прямое административное регулируемое и нормированное распределение продовольствия. И возможности, и недостатки таких систем хорошо известны, они могут рассматриваться лишь как чрезвычайные меры в чрезвычайных условиях и явно противоречат принципам и сущности рыночной экономики. Вне рамок чрезвычайных и временных обстоятельств такие меры приводят к систематическим деформациям рыночных отношений, к дефициту и непропорциональному распределению ресурсов. Однако сам факт возможности таких планово-распределительных отношений нельзя отрицать, но надо понимать и все негативные последствия господства подобных способов регулирования, в особенности исходя из длительного опыта Советского Союза. В законодательстве некоторых стран, например, Германии, предусмотрен переход к прямой фиксации государством цен, поставок и распределения в ситуациях, когда нарушается продовольственная безопасность государства. В нормальных же условиях рыночной экономики регулирование доллаю осуществляться рыночными же средствами, через систему воздействия на цены, спрос и предложение, прежде всего путем государственной товарной интервенции.
При интервенционистских операциях на рынке предполагается, что закупка и продажа должны, в общем, компенсировать друг друга. Однако на практике этого часто не происходит.
Таким образом, перед системой регулирования рынка продовольствия по существу стоят две задачи - балансировка изменений конъюнктуры и устранение структурных изъянов аграрного производства за счет внешних рынков.
Кроме товарной интервенции, как основного метода регулирования рынка, государство должно (и оно осуществляет это на практике) прибегать к иным методам рыночного регулирования. К ним можно отнести регулирование процесса ценообразования, в частности по товарам ежедневного производства и потребления (например, молока). Рынок молока вообще сложно поддается регулированию, так как и свежее молоко и молочные продукты являются скоропортящимися и не могут поступать в товарные запасы и выполнять функцию рыночного буфера. Производство молока - это непрерывный процесс, который невозможно прервать, либо оперативно регулировать.
Вследствие этого в практике многих стран введена система фиксированных закупочных и розничных цен на молоко, что позволяет до какой-то степени стабилизировать рынок. В молочных хозяйствах этот принцип находит свое оправдание. Молоко является малотранспортабельным продуктом, и производители молока географически привязаны к какому-то конкретному молокозаводу, который, пользуясь своим монопольным положением, легко мог бы манипулировать рынком в ущерб фермерам.
Взаимоотношения производитель - закупщик - переработчик -продавец - потребитель - проблема молочного хозяйства. Она касается по существу всех сельскохозяйственных товаропроизводителей, и в целом влияет на положение на рынке продовольствия. Проблема здесь заключается в том, что относительно мелкому сельскохозяйственному производителю, поставляющему зачастую малотранспортабельную продукцию, противостоят крупные промышленные и торговые фирмы, которые могут навязать ему свои цены и условия сбыта.
Рынок сейчас во все большей степени трансформируется в структурированную систему. Вместо неорганизованных потоков товаров возникли организованные структуры, пронизывающие вертикально весь рынок от производителя до потребителя и дающие возможность равномерного и планового функционирования товарооборота.
Структурирование рынка, создание вертикальных связей в современных условиях пошло различными путями, прежде всего в зависимости от характера экономики, структуры рынка, национальных традиций, политической конъюнктуры.
Наиболее традиционным способом структурирования рынка (прежде всего в странах Западной Европы) явилась сельскохозяйственная кооперация. Кооперативное движение, насчитывающее более 170 лет, позволило решить несколько производственных, экономических и социальных задач. За счет создания многочисленных, как правило, вертикально организованных кооперативов, многие производственные функции, ранее осуществлявшиеся внутри хозяйства, передаются в эти кооперативы. Кооперация во многих случаях берет функции доработки сельскохозяйственной продукции, ее закупок, хранения, переработки и оптовой торговли. Сельскохозяйственное предприятие становится автономной составляющей этого большого и эффективного хозяйственного организма. Происходит, как считал А.В. Чаянов, вертикальная кооперация хозяйственных функций и связей, соответствующая современным структурам крупномасштабного рынка.
В силу своей пространственной протяженности сельское хозяйство требует весьма развитой и дорогостоящей производственной и социальной инфраструктуры (дороги, склады, система образования, здравоохранение, сельскохозяйственная наука, распространение знаний, связь и т.д.).
При присущей сельскому хозяйству низкой рентабельности производства оно не в состоянии самостоятельно создать и поддерживать такую инфраструктуру. Нужна целенаправленная поддержка государства в этом отношении. Другим аспектом регулирования рынка продовольствия является обеспечение доступности последнего для всех групп населения, включая его бедные слои.
В целом же современный продовольственный рынок - это сложный структурированный механизм, для регулирования которого используется комплекс рыночных и нерыночных механизмов. Он формировался на Западе в течение длительного времени.
Мировой опыт свидетельствует, что продовольственный рынок не может быть целиком саморегулируемым, а трансформирующаяся аграрная общественная система - полностью самодостаточной. Тем самым существует объективная необходимость участия государства в регулировании рынка продовольствия и поддержке функционирования и развития аграрной системы.
В России в дореформенный период сельские товаропроизводители четко знали, по какой гарантированной цене будет выкуплена у них продукция государством. Оно же должно было обеспечивать паритет цен на сельскохозяйственную продукцию и технические средства аграрного производства. Эта система была нерациональной и неэффективной и требовала реформирования на базе восстановления рыночных отношений. Однако, развитие рыночных отношений сопровождалось отказом государства не только покупать продукцию, но и влиять на ситуацию на рынке продовольствия. Сельскохозяйственные производители были отправлены в «вольное» плавание по рыночной экономике. Это и стало одной из главных причин неэффективности реформ и их разрушительных для аграрной системы и села последствий.
Очевидно, что без государственной поддержки аграрной системы невозможно решить задачи по развитию сельскохозяйственного производства и рынка продовольствия по обеспечению сельского хозяйства инвестициями в целях его перехода к современным технологиям и технического переоснащения. Если будут действовать только рыночные силы, то уровень доходов сельского населения будет все больше отставать от уровня доходов городского населения. Для сглаживания этих диспропорций требуется вмешательство государственных сил. И здесь, как показывает практика многих стран, в т.ч. США, недостаточным является поддержание паритета цен на продукцию сельского хозяйства и продукцию промышленности, поставляющей материальные ресурсы для сельского хозяйства. Необходимо обеспечение паритета доходов сельского и городского населения через комплекс мер и механизмов, таких как налогообложение, государственная поддержка пенсионной системы, поощрение развития в сельской местности промышленности и расширения сфер занятости населения. Важным является также участие государства в финансировании развития сельской производственной и социальной инфраструктуры.
Условием существования аграрной (сельской) системы является ее социально-экономическая многоукладность и региональная дифференциация. В свою очередь регионализация аграрных и сельских структур включает и в качестве одной из важнейших своих сторон региональное структурирование аграрных рынков, в том числе рынков продовольствия.
Региональный рынок служит следствием и в то же время фактором развития территориального разделения труда и необходимым условием реформирования экономики республики, областей, краев. Его целевая задача - обеспечение эквивалентного и взаимовыгодного обмена внутри региона и вхождения на этих основаниях в общенациональный и далее мировой рынки.
Региональный аграрный рынок включает в себя такие подсистемы, как внутренний и внешний рынки, рынки сбыта аграрной продукции, рынки приобретения средств производства и реализации потребительской  продукции. Внутренний рынок определяет сферу оборота аграрной продукции в пределах определенного региона. Внешний рынок охватывает ареал распространения внешней (по отношению к региону) деятельности субъектов регионального рынка.
В составе рынков товаров потребления выделяются рынки непродовольственных и продовольственных товаров. Полностью сегментация регионального рынка представлена на рис. 1.
 
 
 
Рисунок 1 - Сегментация рынка товаров по важнейшим признакам
 
Исследование показывает, что имеется тесная взаимосвязь между региональным и общим рынком сельскохозяйственных продуктов страны. В условиях развитой рыночной экономики она проявляется в рыночной (равновесной) цене продукта (товара).
Региональные рынки сельскохозяйственных продуктов, образующие общий рынок страны (Российская Федерация - это единое экономическое пространство), по степени влияния на рыночную (равновесную) цену условно можно подразделить на два вида в зависимости от уровня ввоза и вывоза сельскохозяйственных продуктов. Региональные рынки бывают «больщими» и «маленькими». Показателем, используемым для отнесения региональных рынков к «большим» или «маленьким», выступает размер отдельных сельскохозяйственных продуктов в продаже (вывозе) или приобретении (ввозе) их по отношению к общему рынку этой продукции.
Региональный рынок является «большим», если в нем ввоз и вывоз определенного продукта по своим размерам достаточно велики, что может служить причиной изменения рыночной (равновесной) цены на общем рынке страны. Региональный рынок считается «маленьким», если изменения по ввозу и вывозу не влияют на рыночную (равновесную) цену данного продукта в стране, т.е. эти изменения игнорируются общим рынком страны.
Если региональный рынок по вывозу какого-либо продукта потенциально «большой» и может выставить на общий рынок страны большое    количество    продукта   (товара), то    произойдет  затоваривание продуктом (товаром) на общем рынке. Это приводит к снижению рыночной (равновесной) цены и оттянет цену от «маленьких» вывозящих региональных рынков. Если «большой» вывозящий региональный рынок резко сократит вывоз данного продукта, то спрос на общем рынке превысит предложение, что может побудить «маленькие» вывозящие региональные рынки активизироваться на общем рынке товара.
Такие же изменения будут наблюдаться на общем рынке страны, если потенциально «большой» региональный рынок определенного продукта уменьшит или увеличит ввоз.
Рынок сельскохозяйственных продуктов подчинен экономическим законам, регулирующим движение потребностей и предложения. Так, изменение полезности сельскохозяйственных продуктов в явной форме подчиняется действию законов Госсена. С удовлетворением потребности в каком-либо благе его ценность падает, по мере увеличения количества товара его полезность убывает. При этом переход к насыщению потребности происходит обычно не сразу, а постепенно, как бы по ступеням.
В условиях, когда структура питания у социальной верхушки качественно отлична от остальной части населения проявляется эффект Веблена, когда рост цен на престижные товары никак не отражается в показателях спроса на них.
Поскольку действие названных законов никак не отражается на динамику совокупного спроса на продукты питания, определяя главным образом его внутреннюю структуру, их действие подробно не анализируется.
Равновесие на региональных рынках сельскохозяйственной продукции достигается под действием тех же закономерностей, что и в других сферах экономики. Но в этой сфере существует большая потребность в государственном регулировании рынка, в том числе и потому, что из товарных рынков наиболее подвержены влиянию спекуляции рынки сельскохозяйственной продукции. Урожай в растениеводстве собирается в наших условиях раз в год, но покупателям эти продукты должны поставляться регулярно в течение года. Как правило, самый низкий уровень цен наблюдается в период уборки урожая и постепенно повышается до поступления следующего урожая.
Спекулятивный спрос на широкий круг хранимых товаров стимулируется инфляционными ожиданиями населения. Поэтому государство с целью стабилизации отдельных товарных рынков вынуждено предпринимать товарные интервенции, т.е. покупать товары, когда их цены более низки, и продавать их позднее для сдерживания роста цен.
Поскольку спрос и предложение на большинство видов сельскохозяйственной продукции имеет локальный характер, то содержание и формы их государственного регулирования не могут быть унифицированы для различных регионов страны.
В целом же развитие аграрного рынка (в том числе рынка продовольствия), его состояние, соотношение предложения товаров и спроса на них находится в прямой взаимосвязи с объективной спецификой аграрной системы и уровнем ее реализации в социально-экономической и хозяйственной практики. Если происходит нарушение или, тем более, разрушение   этой  специфики   в   процессе сознательного   формирования аграрных отношений, аграрных хозяйственных структур и определения их положения в народнохозяйственных связях, то. становятся неизбежными и деформации аграрного рынка, возникновения аграрных кризисов и продовольственных проблем. В этом случае никакие благие намерения,  затраты и т.п. окажутся неспособными решить возникшие проблемы. Об этом убедительно свидетельствует исторический опыт нашей страны.
Основой решения аграрного вопроса может и должно стать приведения
существующих аграрных отношений в соответствие с естественно-общественной спецификой. С учетом этого должны определяться и поддерживаться направления техно-технологической, социально-экономической,              организационно-хозяйственной, производственно-структурной и иной трансформации аграрной (сельской) сферы, структурироваться аграрные рынки, развиваться внутренние и внешние рыночные связи.
Начинать приведение аграрных отношений в соответствие с объективными основами аграрной системы надо с создания условий и среды, позволяющих рационально использовать производящие способности земли и живой природы. Именно в соответствии с этим критерием следует направлять трансформационные процессы в земледелии, в целом на селе, в рыночных и вообще народнохозяйственных взаимосвязях сельского хозяйства.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2. Особенности аграрных отношений  в переходной экономике
 
2.1   Земельные отношения и собственность на землю. Теоретические подходы и реальные проблемы.
 
 
В аграрной системе земля является не только общим условием жизнеобеспечения и жизнедеятельности, но и выполняет ряд основополагающих для этой системы функций. Во-первых, она является предметом труда для земледельца, на который он воздействует в процессе производства. Обработка почвы - это трудовой процесс, направленный на сохранение, приумножение и использование плодородия. Во-вторых, земля является орудием труда и производства.
Все средства производства, кроме земли и производительных сил живой природы, являются результатом предшествующего человеческого труда, земля же является продуктом самой природы и в основе сохраняется таковым не смотря на все меры и способы воздействия на нее человеком в целях повышения плодородия и т.п. В процессе общественного развития средства производства увеличиваются количественно и совершенствуются качественно. А землю, ее поверхность невозможно увеличить или заменить каким-либо другим средством производства. Где бы практически не использовалась земля, ее предложение всегда абсолютно неэластично.
Все средства производства в процессе использования изнашиваются, уменьшают свои полезные свойства и, наконец, совсем выбывают. Земля же при рациональном использовании не только не снижает, а наоборот, повышает свое плодородие.
Ограниченность земли сама по себе не является препятствием для расширенного воспроизводства в сельском хозяйстве. Поэтому рациональное использование важнейшего ее свойства - способности повышать плодородие - имеет огромное значение для обеспечения процессов расширенного воспроизводства в земледелии. И хотя земля пространственно ограничена, продуктивность ее возрастает с развитием производительных сил общества.
Особенностью земли как основного средства производства в сельском хозяйстве является постоянство ее места. Она расположена в определенных климатических условиях, с которыми неразрывно связана и может быть использована только в этих условиях. С другой стороны, пространственная ограниченность земли и постоянство ее места придает особое значение важнейшему ее свойству - плодородию, которое играет основную роль в процессе использования земли как основного средства производства в сельском хозяйстве.
Хорошо известна специфика естественного и экономического плодородия почвы. Естественное плодородие зависит, помимо климатических и других моментов, от химико-биологического состава почвы, т.е. от содержания в ней необходимых для растения питательных веществ. Экономическое плодородие определяется не только естественными качествами почвы, но и теми качествами, которые приобретает почва в результате воздействия на нее человека. Оно создается под воздействием человеческого труда. Причем это плодородие практически может стать таким же объективным свойством почвы, как и плодородие, созданное естественным процессом почвообразования.
Уровень и характер изменений экономического плодородия почвы зависит от уровня развития производительных сил и определяется развитием техники, химии, агрономии и др. и степенью применения их в земледелии. В сельскохозяйственном производстве его результаты во многом зависят от качества земли, ее плодородия и местоположения, а также от социально-экономических факторов, соответствия используемых социальных типов хозяйства, форм организации и управления производством и т.п. естественной специфике аграрного производства. В условиях перехода к рыночной экономике, становления различных форм собственности и хозяйства значение всех этих обстоятельств существенно возрастает.
С переходом к рыночной экономике принципиально изменяется система земельных отношений, включая собственность на землю. Земельная собственность представляет собой исторически определенную форму присвоения земли как средства производства обществом, государством, конкретными лицами или их группами. Присвоение земли, также как и других средств производства является сложным многосторонним процессом и включает монополизацию участка земли (владение им), использование земли, распоряжение ею, отчуждение и другие аспекты.
Факт сложности, многоаспектности и многофункциональности отношений собственности на землю не исключает принципиальную возможность как концентрации всех аспектов и функции собственности в руках одного субъекта (например, общества, частного лица, группы лиц и т.д.), так и разделения этих аспектов и функции между разными субъектами. В этом случае собственность становится многосубъектной и сами субъекты частичными собственниками. Данное обстоятельство имеет принципиальное значение в современных условиях в связи с усложнением экономических отношений и процессов их осуществления, ростом затрат на реализацию различных полномочий и функций собственника, в том числе с ростом трансакционных издержек. Все это порождает тенденцию разделения отношений собственности на ее отдельные функции («пучки» полномочий) между разными субъектами этих отношений. В соответствии с неоинституциональной теорией можно выделить ряд «пучков» таких полномочий:
1.    Владение, означающее исключительную возможность собственника
осуществлять физический контроль над благом - например, не допускать к
нему   других   лиц.   Это   основополагающее   полномочие,   без   которого
остальные теряют смысл.  Не случайно, поэтому слова «собственник» и
«владелец» обычно употребляют как синонимы.
2.    Пользование, то есть возможность извлекать полезность из объекта
собственности, в данном случае из земли в результате ее хозяйственной
эксплуатации.
3.    Управление, то есть возможность собственника принимать решения
по   поводу   действий   по   отношению   к   земле,   составляющему   предмет собственности. Существует возможность, а часто и необходимость передачи этого    полномочия    специалистам-менеджерам,    которые    экономически становятся частичными субъектами отношений собственности, даже если это их положение не оформлено правом.
4.              Получение  дохода  в   результате   использования   блага   в   целях
производства других благ. Это полномочие может быть реализовано как
самим собственником-владельцем, например, при выращивании урожая на
своей земле, так и другими лицами, взявшими эту землю в аренду, которые
фактически также становятся частными собственниками земли.
5.              Отчуждение объекта собственности, т.е. продажа или дарение его,
передача по наследству.
6.     Защита от изъятия объекта собственности (незаконный захват объекта собственности  частными лицами или его экспроприация государством).
7.     Бессрочность полномочии собственника.  Это означает, что они
принадлежат собственнику без каких-либо ограничений во времени.
8.     Недопущение   вредного   для   других  лиц   использования   объекта собственности.
9.        Возможность   отчуждения   объекта   собственности   (земли)   за
нарушение порядка и целей его использования, за долги и др.
10.   Восстановление полномочии собственника. Это означает, что в
случае передачи тех или иных полномочий собственника на время (аренда,
трастовое    управление)    после    истечения    срока    они    автоматически
возвращаются собственнику.
Группировка полномочий собственника могут выглядеть несколько иначе. Сложность и возможность концентрации или разделения функции земельных собственников существенно воздействует на рыночный оборот земли, на хозяйственное использование земли и, в конечном счете, на формирование рынка продовольствия. Часть приведенных полномочий осуществляется собственником земли. Другая часть может передаваться частичным собственникам или «собственникам на время». Третья часть обеспечивается государством, за счет средств, получаемых через налогообложение собственности. Через систему налогов от собственности государство берет на себя реализацию части полномочий собственника (например, за счет налогов на землю содержатся земельные комитеты, которые определяют границы участков, частично арбитражные суды, правоохранительные органы, защищающие собственность от посягательств и т.д.).
Поскольку земля (особенно сельскохозяйственного назначения) относится к ограниченным стратегическим ресурсам, постольку государство существенно ограничивает полномочия собственников, при этом государство рассматривает землю не только как ограниченный ресурс, но и как «природный объект» Закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения, ст.6 п.З). Поэтому фактически собственник осуществляет хозяйственную деятельность на земле в рамках установленных ограничений.
Все эти обстоятельства необходимо иметь в виду, когда речь идет о становлении различных форм собственности на землю и, прежде всего, частной собственности. В современных условиях и, тем более, в перспективе появление индивидуального частного собственника, монополизирующего все полномочня и функции собственника, не только маловероятно, но и экономически и социально неоправданно и может иметь серьезные негативные последствия.
В настоящее время в экономической науке и среди практических работников существуют разные подходы к решению принципиальных вопросов развития собственности на землю. В последние десять лет над проблемой развития земельных отношений работали многие научно-исследовательские институты страны. Разработана и опубликована «Концепция развития земельных отношений в сельском хозяйстве Российской Федерации», ставившая задачу обоснования направлений выхода АПК России из кризиса и принципов государственной политики в сфере земельных отношений'.
В процессе этой работы были затронуты вопросы развития форм собственности и хозяйствования, оборота и рынка земли, цены земли, ренты, земельных платежей, управления земельными ресурсами, прав и ответственности    землевладельцев   и   землепользователей,   поступления и расходования средств от оборота земли и др. Но основные реальные направления аграрной реформы были сформулированы прежде всего на становлении частной собственности на землю как основу капиталистических форм в земледелии. Поэтому определяющую роль в реформировании земельных отношений в 90-е годы сыграли меры, направленные на приватизацию государственных земель сельскохозяйственного назначения, их массовый раздел, ликвидация монополии государства на земельную собственность.
В результате структура землевладения и землепользования в аграрном секторе принципиально изменилась. Подверглись разгосударствлению 116 млн. га сельхозугодий бывших в пользовании совхозов и колхозов. Почти 12 млн. человек - работников сельского хозяйства и социальной сферы, пенсионеров - были объявлены собственниками земельных долей-участков, полученных от раздела государственных земель. Большие земельные площади были переданы крестьянским хозяйствам; более чем в два раза увеличились площади земель личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального жилищного и дачного строительства. Однако перераспределение земли было проведено в спешке, без научного обоснования его целей и рациональных способов, так же как и прогнозов его социально-экономических последствий.
Это оказало большое влияние на снижение плодородия почв и объемов сельскохозяйственного производства крупных предприятий - основного товаропроизводящего сектора аграрной системы. Допущенные потери не были компенсированы ожидаемым приростом производства на землях, переданных в собственность фермерским и крестьянским хозяйствам. Ошибочность в выборе направления реформирования, игнорирование мнений научной общественности, интересов крестьян и их отношения к процессам реформирования стали одной из главных причин обвального спада объемов производства сельскохозяйственной продукции.
Известно, что собственность на землю не охватывает всю совокупность аграрных экономических отношений, в т.ч. и связанных с использованием земли. Это обстоятельство было игнорировано, и при аграрном реформировании, все внимание было обращено на формирование частной собственности на землю и развития на ней частного (преимущественно мелкого) хозяйства.
Для того, чтобы изменить такое отношение к земле необходимо обеспечить возможности развития разных форм земельной собственности и разных типов хозяйства на земле, конкурентные отношения между ними. В этих же целях надо формировать экономические и правовые предпосылки для расширения арендных форм землепользования, в том, числе посредством передачи в аренду земель, находящихся в государственной собственности.
Аренда земли как форма землепользования является неотъемлемой частью земельных отношений. При гарантии товаропроизводителю (единоличному и коллективному) собственности на результаты его деятельности и свободу распоряжения ими, она стимулирует хозяйственную инициативу землепользователя. При аренде земли можно начинать вести хозяйства с меньшим капиталом, не тратясь на покупку земельного участка.
К началу 90-х годов стало очевидным, что для решения проблемы сельского хозяйства и повышения его эффективности, наряду с другими мерами необходимо обеспечить переход земли и других средств производства в частную собственность, дать простор для частных методов ведения хозяйства. Передача собственности и вместе с ним перенос ответственности на частных лиц часто рассматривается как необходимое условие изменений в управлении сельским хозяйством и повышения его эффективности. Целью аграрной реформы 90-х годов в России являлось формирование эффективного конкурентоспособного сельскохозяйственного производства, базирующегося на частной собственности на землю и другие средства производства, опирающегося на инициативу и предприимчивость производителей сельскохозяйственной продукции, а также поддержку государства»'. Но именно эти цели и не были достигнуты, а результаты реформы оказались очень далеки от них.
В основе этой идеологии реформирования сельского хозяйства России лежало предположение, что крестьяне, получив документы о праве собственности на земельную долю и имущественный пай, воспользуются предоставленными правами, уйдут из государственных и коллективных хозяйств, заберут свою землю и имущество и создадут семейные крестьянские хозяйства. Предполагалось, что благодаря приватизации сельское хозяйство России будет представлено в основном семейными фермами, т.е. иметь ту же структуру, что и в ряде других стран.
Такие ожидания не оправдались. Лишь 5% крестьян вышли из колхозов и совхозов и создали свои собственные хозяйства. Остальные не решились на самостоятельное хозяйствование и предпочли передать свои земельные доли и имущественные паи реорганизованным сельхозпредприятиям. Быстрый переход к достаточно крупным товарным семейным фермам не состоялся. Он не был положительно воспринят основной частью российского крестьянства. Предпочтение отдано трем иным вариантам:
-              расширению личных подсобных хозяйств;
- превращению (во многом формальному) колхозов в сельскохозяйственные производственные кооперативы;
-              формированию крупных (формально акционерных) предприятий, использующих    земельные    доли     и     имущественные     паи     крестьян,
нанимающихся на работу. Постепенно часть бывших колхозов и совхозов в
разных формах фактически превращается в акционерные или фактически
частные  предприятия,  управляемые  одним  или  несколькими  активными
предпринимателями.
Эффективные рыночные механизмы оборота и распределения земли в России, безусловно, необходимы. Однако их создание у нас сегодня почему-то связывается исключительно с введением частной собственности на землю.
Основной порок реформ, проводимых в последнее время в России, состоит в том, что реформирование осуществляется с макроуровня, т.е. навязывается сверху, и происходящие перемены противоречат экономическим и социальным интересам как работников сельского хозяйства, так и подавляющей массе сельского населения. В результате на задний план отодвинуты те, кто производит сельскохозяйственную продукцию, определяет результаты аграрной деятельности и должен на практике осуществлять навязанные им идеи и замыслы реформ.
Опыт показывает, что существование земельного рынка вообще не означает наличия большого оборота земли, потому что купля-продажа охватывает только маргинальную (т.е. худшего качества) часть всей площади земельных угодий. В изменении структуры собственников на землю существенную роль играет установление правил наследования земли, которое существенно ограничивается в целях концентрации собственности и увеличения доли квалифицированных производителей в аграрном секторе.
Политика в области земельных отношений должна быть направлена не столько на перераспределение земельной собственности, сколько на создание условий, обеспечивающих равноправие разных форм землевладения и землепользования, повышение эффективности использования и охраны земель, воспроизводство и улучшение их плодородия, создание благоприятной среды для развития различных типов хозяйства на земле. При этом в социальном и организационном планах необходима ориентация на сочетание крупных землевладений - основных производителей товарной продукции - со средними и мелкими хозяйствами. Каждая форма собственности и хозяйства должна занять свою экономическую пишу.
Здесь нужен подход к реформированию совокупности аграрных отношений, базирующихся на учете специфики аграрной общественной системы. Это значит, что в аграрной сфере целесообразно развитие различных укладов. Соответственно следует:
-     заботиться об улучшении экономического положения и целостности
крупных сельскохозяйственных предприятий в их разных социальных и
организационных формах (при одновременном соблюдении свободы выхода
из них работников с земельными паями);
-     содействовать  развитию  фермерских хозяйств  и  их  кооперации
посредством   создания   материально-технической   базы   этих   хозяйств   и
производственной (снабженческой, сбытовой, финансовой) инфраструктуры
их обслуживания, в том числе на кооперативных основах;
-     учитывая возможные перспективы развития личного хозяйства в том
числе повышения его товарности, соответственно формировать на кооперативных началах сбытовую и снабженческую инфраструктуру этого хозяйства;
- развивать переработку сельскохозяйственной  продукции непосредственно на местах с использованием современных технологий и средств, в   том   числе   существующих   для   малых   перерабатывающих предприятий;
-              в   меру   решения   данных   проблем   и   формирования   аграрного предпринимательства создавать инфраструктуру и институты (в том числе
ипотечные) изменения структуры форм земельной собственности и землепользования, рыночного оборота не только мелких, но и крупных участков земель (купли-продажи, сдачи в аренду, передачи в трастовое управление и т.д.), от которых крупные или мелкие собственники и землепользователи готовы освободиться в силу хозяйственных, предпринимательских неудач и других причин;
- вместе с развитием рыночного оборота земель создавать систему контроля за соблюдением производственно-хозяйственных целей их использования. Для всего этого необходима разработка и реализация целевых программ на региональных и локальных уровнях.
 
 
2.2. Роль земельной ренты в развитии аграрного производства и формировании аграрного рынка
 
 
Становление рациональных многофункциональных отношений собственности на землю и всей системы земельных отношений невозможно без решения проблем земельной ренты, т.е. без создания предпосылок и механизмов, обеспечивающих экономически обоснованное распределение, присвоение и использование ренты. Это в свою очередь делает необходимым выяснение природы ренты и ее функций в воспроизводстве и развитии аграрных отношений, в определении экономического положения аграрного сектора, становлении его народнохозяйственных (в том числе рыночных) связей.
Значимость земельной ренты для аграрной системы и общества в целом определяется тем, что рента представляет особый вид дохода - доход, который предопределяет заинтересованность собственника земли во включении ее в хозяйственный оборот. Это обстоятельство достаточно хорошо известно. Оно было четко зафиксировано К. Марксом: «Какова бы ни была специфическая форма ренты, всем ее типам обще то обстоятельство, что присвоение ренты есть экономическая форма, в которой реализуется земельная собственность...».
Действительно, доход, полученный в результате ведения производства и другой хозяйственной деятельности на земле, это признание обществом полезности такой деятельности и ее результатов, но это не доход от собственности на землю. В условиях естественной ограниченности земли и дифференцированности ее качеств кроме обычного предпринимательского дохода неизбежно образуется доход рентный. Тем самым, земельная собственность находит объективно существующую основу реализации. На это обстоятельство многократно обращалось и продолжа
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.