Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Разгосударствление и приватизация (российский и мировой опыт)

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 23.10.2012. Год: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РФ
ПЕНЗЕНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ
Институт  инновационных технологий обучения
Кафедра «Экономическая теория и мировая  экономика» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
по дисциплине «Экономическая теория» 
на тему «Разгосударствление и приватизация (российский и мировой опыт)» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                Выполнил(а): студент гр.07ЦЖУ1 Алексеев А. Г 

                Проверила: к.э.н., доцент
                Питайкина И.А. 
                 
                 
                 
                 
                 

Пенза 2011
 

Содержание 
 

     Введение 

4
          1     Сущность и экономическое содержание разгосударствления и               приватизации государственной собственности
6
    1.1 Сущность, способы и формы разгосударствления
 
6
    1.2  Сущность, цели и  основные принципы приватизации 
7
      Субъекты и объекты приватизации. Методы и способы 
          приватизации 
 
11
     1.4 Финансовые источники  средств  для  приватизации
          государственной собственности и способы приватизации 
16
    2    Мировой опыт приватизации 
18
     2.1 Опыт приватизации государственной собственности в            зарубежных странах 
18
     2.2 Опыт приватизации в Российской Федерации  21
    Заключение
  27
    Список использованных источников
  29
     Приложение А. Динамика реформирования государственной        собственности за период с 1993 по 2011 годы                           
31          
 
  
  
  
 
 
 
 
 
 

Введение            

В последние годы правительства более  восьмидесяти стран проводили или проводят приватизацию государственных предприятий. Она начиналась под самыми разными лозунгами, но чаще всего при этом шла речь о необходимости либерализации и децентрализации экономики. Основной причиной начала широкомасштабного процесса приватизации послужило осознание того, что организация хозяйственной жизни в соответствии с рыночными законами, равноправной конкуренцией и коммерциализацией производства более эффективна, чем на основе административных ограничений и регламентации.     
Приватизация  означает смену государственной  формы собственности на частную (приватную). Наряду с традиционным пониманием приватизации как процесса передачи объектов определенных видов  деятельности из рук государства  в частную собственность, бытует также и более широкая трактовка.      
Следовательно, приватизация связана, прежде всего, с  прагматическими соображениями  на макро- и микроэкономическом уровнях. В первом случае она призвана укрепить рыночное начало в экономике, осуществить  децентрализацию и сокращение масштабов государственной предпринимательской деятельности для повышения эффективности всей хозяйственной системы и уменьшения бюджетного дефицита. На микроэкономическом уровне задача состоит в улучшении технико-экономических показателей работы предприятий. Освобождение в ходе приватизации предприятий от государственной сверх централизации и призвано предоставить администрации, трудовым коллективам возможность принимать решения, соответствующие их коммерческим интересам. В результате приватизации формируется группа частных собственников на средства производства, развиваются конкурентные отношения между производителями, что повышает материальную заинтересованность в эффективном использовании факторов производства, в увеличении выпуска и реализации продукции.     
Естественно, что приватизация в каждой стране проводится по различным схемам и  имеет свои специфические особенности  в зависимости от доли государственной  собственности в экономике, развития рыночной инфраструктуры, эффективности  государственного регулирования экономики и т.д. Однако можно отметить ряд общих закономерностей, характерных для процесса приватизации, которые в определенной мере должны учитываться в ходе преобразования отношений собственности в любой стране.     
Таким образом, цель данной работы - на основании  литературных источников, методических материалов, журнальных статей изучить  приватизацию государственной собственности в Республике Беларусь.     
Задачи  курсовой работы:
    изучить сущность, цели и основные принципы приватизации;
    изучить организацию приватизации;
    изучить методы и способы приватизации;
    изучить сущность разгосударствления - основное содержание  
          преобразований собственности;
    проанализировать мировой опыт проведения приватизации;
    изучить причины медленной приватизации.
    
  
 
 

 
 
 

 
 

        Сущность и экономическое  содержание разгосударствления     
          и приватизации государственной собственности 
     1.1 Сущность, способы и формы разгосударствления     
  Разгосударствление  – процесс отстранения государства  частично или полностью (в том  числе путем приватизации) от функций  непосредственного прямого управления хозяйствующими субъектами.     
   Разгосударствление  охватывает все формы собственности. В рамках самой государственной собственности оно проявляется прежде всего в устранении ее фактической монополии, «разрешении» других форм собственности. Сохраняющиеся государственные предприятия должны коренным образом изменить характер своего функционирования, перейти на условия коммерциализации; отказаться от форм планового патернализма (льготы, субсидии, выгодные цены и т.д.); перейти на равные с другими формами условия хозяйствования, в частности на жесткое бюджетное ограничение; широко использовать в целях большего динамизма акционерную форму и др.
            Разгосударствление экономике 
– это процесс формирования многоукладной, смешанной экономики, децентрализация  управления. Освобождение государства  от функций прямого хозяйственного управления. Однако разгосударствление не означает, что государство перестает играть важную роль в рыночной экономике,  уменьшаются лишь масштабы государственного предпринимательства.      
Основными формами разгосударствления являются:      
- аренда государственных предприятий;     
- преобразование госпредприятий  в акционерные общества;     
- ограничение  вмешательства государства в  управление собственностью [4, с. 46].     
Процесс разгосударствления основывается на следующих  принципах: добровольность, экономическая  заинтересованность трудовых коллективов и отдельных граждан, гласность, соблюдение интересов государства и населения. При этом очень важно, чтобы процесс разгосударствления способствовал росту производительности труда на основе улучшения его организации, управления и материальной заинтересованности работников.     
Основными способами разгосударствления являются:
    сокращение доли государственного сектора в экономике;
    уменьшение доли национального продукта, перераспределяемого через  
          госбюджет;
    либерализация рынков и устранение государственной монополии на
          внешнюю торговлю;
    коммерциализация, т.е. перевод государственных предприятий на
          коммерческий расчет и ориентацию на максимизацию прибыли;
    переход от централизованного распределения материальных,
    финансовых и трудовых ресурсов к формированию               
          соответствующих рынков; денационализация собственности.     
Одним из путей разгосударствления является приватизация, т.е. смена государственной  формы собственности на частную. Частная собственность наиболее динамичный сегмент переходной экономики, в наибольшей степени обладающий способностью к преобразованию всей экономики на началах предпринимательства.       

1.2 Сущность, цели и  основные принципы приватизации      
Под приватизацией следует понимать процесс передачи права собственности  на предприятия, имущественные комплексы и иное имущество, ранее принадлежащие государству, коллективам работников, гражданам или частным лицам, ведущим производство на принципах негосударственных форм собственности. В результате приватизации государство утрачивает право владения, пользования и распоряжения объектами государственной собственности, а государственные органы – право управления ими.     
Приватизация  является центральным пунктом всех реформ, проводимых в Восточной Европе, но в той или иной мере характерна и для других стран с развитой рыночной экономикой. В последние десятилетия наметилась общая тенденция к росту и укреплению частного сектора во многих странах.     
В развитых западных странах, с одной  стороны, целью приватизации является уменьшение влияния государства  на хозяйственные процессы и создание свободного пространства для развития частной инициативы. С другой стороны, она – следствие исчерпанности эффектов национализации, которая периодически проводилась в этих странах.     
Важным  основополагающим принципом, имеющим всеобщий характер, является необходимость признания того, что приватизация не может быть конечной целью обновления общества и экономики. Она является лишь одним из средств достижения множества разнообразных целей. И прежде чем что-либо приватизировать, необходимо понять, с какой конкретной целью это делается. Цели приватизации могут быть многообразными, долгосрочными и краткосрочными. И чрезвычайно важно в этом многообразии определить приоритеты, ранжировать их по степени неотложности задач и не допустить возникновения противоречий между ними [15, с. 56-66].     
К главным целям приватизации, следует  отнести:
    формирование новых форм собственности: частной и собственной. Господство частной собственности обеспечивает формирование основных черт рыночной экономики – это свобода выбора и предпринимательства, личный интерес к максимизации прибыли; конкуренция, новые распределительные отношения; ограничение государственного вмешательства в хозяйственные процессы. Все это вместе способствует формированию новых производственных отношений;
    создание хозяйственно-правовых условий для эффективной работы отдельных предприятий и национальной экономики в целом, содействие структурной перестройке и активизации инвестиционного процесса, повышению на этой основе жизненного уровня населения;
    формирование новых экономических отношений, построенных на многообразии форм собственности, самостоятельности производителей товаров и услуг, достижение оптимальной структуры форм собственности как экономической базы социально ориентированного рыночного хозяйства;
    развитие конкурентной среды и предпринимательской деятельности, содействие демонополизации народного хозяйства, формирование активной трудовой и хозяйственной мотивации;
    сокращение вмешательства государства в экономические процессы и улучшение финансового состояния экономики;
    уменьшение расходов на государственное управление;
    становление слоя частных собственников (среднего класса).
   Конечной  целью приватизации является формирование эффективного рыночного механизма управления производством, основанного на конкуренции экономически свободных товаропроизводителей, которые самостоятельно, с учетом социально-экономической эффективности и целесообразности определяют пути и способы регулирования финансовых отношений и реализации продукции в соответствии с действием законов спроса и предложения [12, с. 97-105].
            Мировой опыт свидетельствует, что цели приватизации могут быть достигнуты лишь при условии  наличия в стране обоснованной программы  преобразования государственной собственности. В ней должны быть определены задачи и сроки этапов приватизации, источники финансирования работ по приватизации и направления расходования средств, полученных за приватизируемое имущество, задачи органов государственной власти и управления, меры по содействию приватизации и т.д.      
    Контроль  за разработкой и координацией программ приватизации объектов государственной  собственности осуществляет в каждой стране определенный государственный  орган. К примеру, в Республике Беларусь была разработана Государственная  программа приватизации государственной собственности, контроль за исполнением которой возложен на Министерство по управлению государственным имуществом и приватизации. Вместе с тем в соответствии с этой программой ежегодно разрабатывается Советом Министров и утверждается Президентом Республики Беларусь.     
    В Законе о приватизации закреплены следующие принципы приватизации:
    сочетание возмездного и безвозмездного способов приватизации. Это означает, что часть государственного имущества, подлежащего приватизации, бесплатно передается в собственность граждан Республики Беларусь, а другая - продается;
    право каждого гражданина на часть безвозмездно передаваемой государственной собственности, которое реализуется путем выдачи именных приватизационных чеков, ваучеров;
    дифференциация методов, форм и процедур приватизации в зависимости от стоимости, размера, технического состояния и назначения объекта приватизации (от продажи на аукционе до преобразования в акционерное общество);
    определение масштабов допуска иностранного капитала к дележу собственности;
    предоставление социальных гарантий членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий;
    обеспечение гласности и прозрачности процесса приватизации, решение вопроса о возможности допуска теневого капитала к дележу собственности;
    контроль за ходом приватизации со стороны государства[3].
       В целях соблюдения этих принципов  и повышения эффективности процесса приватизации в каждой стране должна быть проведена работа по созданию или совершенствованию системы  частного права; упорядочению юридических прав собственности и фактического права распоряжения ею. Также созданию эффективного механизма социальной защиты населения, прежде всего малообеспеченных слоев; сведению к минимуму предпосылок злоупотреблений в ходе приватизации и т.д [12,с 97-105].       

1.3 Субъекты и объекты приватизации. Методы и способы приватизации      
    Объектами приватизации являются:
    государственные предприятия, учреждения, организации, структурные единицы и подразделения предприятий;
    государственное имущество, сданное в аренду или ликвидируемых предприятий;
    государственное имущество в виде оборудования, зданий, других материальных и нематериальных активов ликвидируемых (ликвидированных) предприятий;
    доли (паи, акции) государства и административно-территориальных образований в имуществе субъектов хозяйствования.  
       Субъектами, приобретающими государственную собственность  в процессе приватизации, могут быть:
    граждане и юридические лица Республики Беларусь, деятельность которых основана на негосударственных формах собственности;
    юридические лица Республики Беларусь, созданные не менее чем 50% членов трудовых коллективов приватизируемых предприятий;
    иностранные инвесторы[1].
       Не  подлежат приватизации:
    предприятия оборонного комплекса;
    объекты, деятельность которых может угрожать жизни и здоровью людей;
    естественные монополии: предприятия единой энергетической сети, магистральные железные дороги, системы связи;
    казенные предприятия, т.е. предприятия неэффективные по рыночным критериям, но жизненно необходимые для общества (их число должно соответствовать реальным возможностям госбюджета) [3].
       В мировой практике приватизации государственной  собственности известны два метода ее осуществления – возмездный и  безвозмездный.     
В РБ выделяют следующие методы приватизации:     
- возмездный (выкуп государственного имущества);     
- безвозмездный (бесплатная передача  госимущества);     
- передача собственности трудовым  коллективам;     
- раздача гражданам республики  при помощи приватизационных чеков.     
Возмездный  метод – это передача государственных  предприятий в частные руки в результате продажи. В развитых странах и в развивающихся государствах приватизация осуществляется по этому методу. Такая модель приватизации:      
- обеспечивает появление частного  собственника;     
- дает государству дополнительные  средства;     
- создает условия для привлечения в страну иностранного капитала, который приносит с собой эффективный менеджмент и современные технологии.      
Существует  два вида продажи предприятий: закрытая и открытая.     
Закрытая продажа предусматривает продажу  предприятий персоналу и приравненным к нему лицам. Деньги, полученные в ходе продажи, остаются на предприятии и используются для его развития. Самый большой недостаток закрытой продажи состоит в том, что у администрации предприятия сохраняются все возможности и рычаги для фактического перевода предприятия в свою собственность по довольно низким ценам.     
Открытая  продажа позволяет участвовать  в покупке приватизируемого предприятия  всем лицам, а не только персоналу, конкретного  предприятия. Полученные от приватизации средства, как правило, направляются в государственный бюджет. Этот способ продажи технически не сложен. Среди его недостатков отмечается отсутствие достоверной информации о стоимости приватизируемых предприятий.     
Безвозмездный метод – это приватизация в  результате распределения государственной собственности среди населения страны. Она имеет место в государствах с переходной экономикой, где население на располагает значительным капиталом, а прилив иностранного капитала незначителен. И это понятно – ведь собственность создана трудом народа, она им уже оплачена и должна быть ему бесплатно возвращена.      
Безвозмездная приватизация реализуется в соответствии с Законом «Об именных приватизационных чеках в Республике Беларусь», который  определяет, что акции открытых акционерных  обществ обмениваются на именные приватизационные чеки (ваучеры).     
Чек (ваучер) – это ценная бумага на предъявителя, которая дает их владельцу право  на бесплатное приобретение акций приватизируемых  предприятий и право получения  дивидендов на эти акции. В Республике Беларусь в качестве ваучеров выступают приватизационные чеки «Имущество» и «Жилье». Приватизационные чеки получают на сумму чеков, соответствующую их квоте в безвозмездно передаваемой государством собственности.     
Выдача  приватизационных чеков позволяет быстро распределить активы государственных предприятий среди большого числа граждан. Приватизация посредством чеков не дает доходов в государственный бюджет, но позволяет при наличии и устойчивом развитии финансовых рынков с обращением ценных бумаг – акций, облигаций, векселей – наладить нормальную инвестиционную работу в стране.           
 Необходимо  отметить, что использование этих  методов приватизации позволяет  осуществлять преобразование государственной собственности на основе трех подходов.      
Первый  основан на том, что главным направлением перехода к многообразию форм собственности  должна быть продажа государственного имущества (непосредственная), а также аренда с последующим выкупом. При этом могут быть использованы различные формы стимулирования и поддержки покупателей, в том числе продажа в рассрочку, со скидкой, на основе льготного кредитования.     
Второй  подход основан на безвозмездной  или за небольшую плату, прежде всего  из прибыли предприятия, передаче имущества государственных предприятий в собственность трудовым коллективам.     
Третий  подход основан на том, что каждый гражданин страны является совладельцем государственной собственности. Это дает основание разделить определенную долю государственной собственности между всеми гражданами и передать им безвозмездно в равных размерах соответственно возрасту и трудовому стажу.     
Вместе  с тем каждый из методов приватизации имеет как достоинства, так и недостатки.     
 Возмездный  метод приватизации:
    обеспечивает реальную смену собственников и изначально «утверждает» действие законов рыночной экономики;
    свидетельствует о заинтересованности покупателя в приобретении собственности и формирует ответственного хозяина;
    уменьшает, связывает свободные деньги, дает антиинфляционный эффект;
    предоставляет возможность продать имущество тому, кто больше заплатит;
    дает возможность частично погасить внутренний государственный долг, способствует финансовому оздоровлению экономики.
       Однако  ориентация только на продажу объектов государственной собственности  нереальна в условиях ограниченности денежных средств у населения  и у предприятия, и приватизация может затянуться на многие годы.     
    В тоже время осуществление приватизации методом безвозмездной передачи (раздела) государственного имущества:
    вызывает положительное отношение всех граждан, снижает социальную напряженность, но такое уравнительное распределение не является «двигателем» рыночной экономики;
    расширяет круг потенциальных собственников из числа не только производственной, но и социальной среды, однако нет гарантии, что эти люди будут заинтересованы в накоплении собственности, а не загубят ее неумелым хозяйствованием или просто «проедят»;
    позволяет при переходе к рынку частично и временно «компенсировать» рост цен, потери безработицы, но для этого не обязательно пытаться сделать всех собственниками средств производства, ведь есть и другие, более надежные средства социальной защиты людей;
    является быстрым способом раздела и преобразования госсобственности в частную, если согласиться с тем, что приватизация выступает самоцелью.
       Поэтому был сделан вывод, что без использования  безвозмездного метода приватизации процесс  преобразования государственной собственности либо затянется на многие годы, либо в случае его искусственного ускорения, приведет к переходу имущества в руки владельцев «теневой» экономики или иностранных инвесторов.       

1.4 Финансовые источники  средств  для  приватизации государственной собственности и способы приватизации      
Объекты приватизации могут быть приобретены  за счет любых имеющихся в соответствии с законодательством у субъектов  приватизации собственных и заемных средств.      
Безусловно, все эти источники финансовых средств могут использоваться одновременно в различных соотношениях для выкупа государственного имущества. Однако в действительности многие предприятия встречаются с серьезными трудностями при изыскании средств для выкупа. Так, опыт приватизации свидетельствует о том,  что основная доля (более 60 %) приватизированных в 1991-1992 годах предприятий была приобретена за счет заемных и кредитных ресурсов; 20% составило имущество, приобретенное в собственность трудовыми коллективами за время работы на условиях аренды; 15% - передано безвозмездно. За счет собственных средств граждан и предприятий было выкуплено немногим более 2% госимущества приватизируемых предприятий. В результате отсутствия собственных средств предприятия вынуждены были брать для целей выкупа кредиты под высокие проценты, расчеты по которым в течении нескольких лет сдерживали развитие их производства.  
Источниками средств являются:
    средства предприятия;
    часть чистой прибыли, переданной в собственность членов трудового коллектива;
    остатки фондов экономического стимулирования предприятия;
    чистая прибыль арендного предприятия или хозяйственного товарищества;
    амортизационные отчисления на собственные основные фонды арендного предприятия или хозяйственного товарищества;
    собственные средства негосударственных юридических лиц;
    заемные и привлеченные средства;
    кредиты государственных коммерческих банков;
    кредиты других предприятий и организаций;
    средства, привлеченные от выпуска акций, облигаций и других ценных бумаг;
    личные средства субъектов приватизации;
    именные приватизационные чеки;
    средства личных приватизационных счетов работников предприятия;
    иностранные инвестиции [9].
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.