На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Разгосударствление и приватизация (российский и мировой опыт)

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 23.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РФ
ПЕНЗЕНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ
Институт  инновационных технологий обучения
Кафедра «Экономическая теория и мировая  экономика» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
по дисциплине «Экономическая теория» 
на тему «Разгосударствление и приватизация (российский и мировой опыт)» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                Выполнил(а): студент гр.07ЦЖУ1 Алексеев А. Г 

                Проверила: к.э.н., доцент
                Питайкина И.А. 
                 
                 
                 
                 
                 

Пенза 2011
 

Содержание 
 

     Введение 

4
          1     Сущность и экономическое содержание разгосударствления и               приватизации государственной собственности
6
    1.1 Сущность, способы и формы разгосударствления
 
6
    1.2  Сущность, цели и  основные принципы приватизации 
7
      Субъекты и объекты приватизации. Методы и способы 
          приватизации 
 
11
     1.4 Финансовые источники  средств  для  приватизации
          государственной собственности и способы приватизации 
16
    2    Мировой опыт приватизации 
18
     2.1 Опыт приватизации государственной собственности в            зарубежных странах 
18
     2.2 Опыт приватизации в Российской Федерации  21
    Заключение
  27
    Список использованных источников
  29
     Приложение А. Динамика реформирования государственной        собственности за период с 1993 по 2011 годы                           
31          
 
  
  
  
 
 
 
 
 
 

Введение            

В последние годы правительства более  восьмидесяти стран проводили или проводят приватизацию государственных предприятий. Она начиналась под самыми разными лозунгами, но чаще всего при этом шла речь о необходимости либерализации и децентрализации экономики. Основной причиной начала широкомасштабного процесса приватизации послужило осознание того, что организация хозяйственной жизни в соответствии с рыночными законами, равноправной конкуренцией и коммерциализацией производства более эффективна, чем на основе административных ограничений и регламентации.     
Приватизация  означает смену государственной  формы собственности на частную (приватную). Наряду с традиционным пониманием приватизации как процесса передачи объектов определенных видов  деятельности из рук государства  в частную собственность, бытует также и более широкая трактовка.      
Следовательно, приватизация связана, прежде всего, с  прагматическими соображениями  на макро- и микроэкономическом уровнях. В первом случае она призвана укрепить рыночное начало в экономике, осуществить  децентрализацию и сокращение масштабов государственной предпринимательской деятельности для повышения эффективности всей хозяйственной системы и уменьшения бюджетного дефицита. На микроэкономическом уровне задача состоит в улучшении технико-экономических показателей работы предприятий. Освобождение в ходе приватизации предприятий от государственной сверх централизации и призвано предоставить администрации, трудовым коллективам возможность принимать решения, соответствующие их коммерческим интересам. В результате приватизации формируется группа частных собственников на средства производства, развиваются конкурентные отношения между производителями, что повышает материальную заинтересованность в эффективном использовании факторов производства, в увеличении выпуска и реализации продукции.     
Естественно, что приватизация в каждой стране проводится по различным схемам и  имеет свои специфические особенности  в зависимости от доли государственной  собственности в экономике, развития рыночной инфраструктуры, эффективности  государственного регулирования экономики и т.д. Однако можно отметить ряд общих закономерностей, характерных для процесса приватизации, которые в определенной мере должны учитываться в ходе преобразования отношений собственности в любой стране.     
Таким образом, цель данной работы - на основании  литературных источников, методических материалов, журнальных статей изучить  приватизацию государственной собственности в Республике Беларусь.     
Задачи  курсовой работы:
    изучить сущность, цели и основные принципы приватизации;
    изучить организацию приватизации;
    изучить методы и способы приватизации;
    изучить сущность разгосударствления - основное содержание  
          преобразований собственности;
    проанализировать мировой опыт проведения приватизации;
    изучить причины медленной приватизации.
    
  
 
 

 
 
 

 
 

        Сущность и экономическое  содержание разгосударствления     
          и приватизации государственной собственности 
     1.1 Сущность, способы и формы разгосударствления     
  Разгосударствление  – процесс отстранения государства  частично или полностью (в том  числе путем приватизации) от функций  непосредственного прямого управления хозяйствующими субъектами.     
   Разгосударствление  охватывает все формы собственности. В рамках самой государственной собственности оно проявляется прежде всего в устранении ее фактической монополии, «разрешении» других форм собственности. Сохраняющиеся государственные предприятия должны коренным образом изменить характер своего функционирования, перейти на условия коммерциализации; отказаться от форм планового патернализма (льготы, субсидии, выгодные цены и т.д.); перейти на равные с другими формами условия хозяйствования, в частности на жесткое бюджетное ограничение; широко использовать в целях большего динамизма акционерную форму и др.
            Разгосударствление экономике 
– это процесс формирования многоукладной, смешанной экономики, децентрализация  управления. Освобождение государства  от функций прямого хозяйственного управления. Однако разгосударствление не означает, что государство перестает играть важную роль в рыночной экономике,  уменьшаются лишь масштабы государственного предпринимательства.      
Основными формами разгосударствления являются:      
- аренда государственных предприятий;     
- преобразование госпредприятий  в акционерные общества;     
- ограничение  вмешательства государства в  управление собственностью [4, с. 46].     
Процесс разгосударствления основывается на следующих  принципах: добровольность, экономическая  заинтересованность трудовых коллективов и отдельных граждан, гласность, соблюдение интересов государства и населения. При этом очень важно, чтобы процесс разгосударствления способствовал росту производительности труда на основе улучшения его организации, управления и материальной заинтересованности работников.     
Основными способами разгосударствления являются:
    сокращение доли государственного сектора в экономике;
    уменьшение доли национального продукта, перераспределяемого через  
          госбюджет;
    либерализация рынков и устранение государственной монополии на
          внешнюю торговлю;
    коммерциализация, т.е. перевод государственных предприятий на
          коммерческий расчет и ориентацию на максимизацию прибыли;
    переход от централизованного распределения материальных,
    финансовых и трудовых ресурсов к формированию               
          соответствующих рынков; денационализация собственности.     
Одним из путей разгосударствления является приватизация, т.е. смена государственной  формы собственности на частную. Частная собственность наиболее динамичный сегмент переходной экономики, в наибольшей степени обладающий способностью к преобразованию всей экономики на началах предпринимательства.       

1.2 Сущность, цели и  основные принципы приватизации      
Под приватизацией следует понимать процесс передачи права собственности  на предприятия, имущественные комплексы и иное имущество, ранее принадлежащие государству, коллективам работников, гражданам или частным лицам, ведущим производство на принципах негосударственных форм собственности. В результате приватизации государство утрачивает право владения, пользования и распоряжения объектами государственной собственности, а государственные органы – право управления ими.     
Приватизация  является центральным пунктом всех реформ, проводимых в Восточной Европе, но в той или иной мере характерна и для других стран с развитой рыночной экономикой. В последние десятилетия наметилась общая тенденция к росту и укреплению частного сектора во многих странах.     
В развитых западных странах, с одной  стороны, целью приватизации является уменьшение влияния государства  на хозяйственные процессы и создание свободного пространства для развития частной инициативы. С другой стороны, она – следствие исчерпанности эффектов национализации, которая периодически проводилась в этих странах.     
Важным  основополагающим принципом, имеющим всеобщий характер, является необходимость признания того, что приватизация не может быть конечной целью обновления общества и экономики. Она является лишь одним из средств достижения множества разнообразных целей. И прежде чем что-либо приватизировать, необходимо понять, с какой конкретной целью это делается. Цели приватизации могут быть многообразными, долгосрочными и краткосрочными. И чрезвычайно важно в этом многообразии определить приоритеты, ранжировать их по степени неотложности задач и не допустить возникновения противоречий между ними [15, с. 56-66].     
К главным целям приватизации, следует  отнести:
    формирование новых форм собственности: частной и собственной. Господство частной собственности обеспечивает формирование основных черт рыночной экономики – это свобода выбора и предпринимательства, личный интерес к максимизации прибыли; конкуренция, новые распределительные отношения; ограничение государственного вмешательства в хозяйственные процессы. Все это вместе способствует формированию новых производственных отношений;
    создание хозяйственно-правовых условий для эффективной работы отдельных предприятий и национальной экономики в целом, содействие структурной перестройке и активизации инвестиционного процесса, повышению на этой основе жизненного уровня населения;
    формирование новых экономических отношений, построенных на многообразии форм собственности, самостоятельности производителей товаров и услуг, достижение оптимальной структуры форм собственности как экономической базы социально ориентированного рыночного хозяйства;
    развитие конкурентной среды и предпринимательской деятельности, содействие демонополизации народного хозяйства, формирование активной трудовой и хозяйственной мотивации;
    сокращение вмешательства государства в экономические процессы и улучшение финансового состояния экономики;
    уменьшение расходов на государственное управление;
    становление слоя частных собственников (среднего класса).
   Конечной  целью приватизации является формирование эффективного рыночного механизма управления производством, основанного на конкуренции экономически свободных товаропроизводителей, которые самостоятельно, с учетом социально-экономической эффективности и целесообразности определяют пути и способы регулирования финансовых отношений и реализации продукции в соответствии с действием законов спроса и предложения [12, с. 97-105].
            Мировой опыт свидетельствует, что цели приватизации могут быть достигнуты лишь при условии  наличия в стране обоснованной программы  преобразования государственной собственности. В ней должны быть определены задачи и сроки этапов приватизации, источники финансирования работ по приватизации и направления расходования средств, полученных за приватизируемое имущество, задачи органов государственной власти и управления, меры по содействию приватизации и т.д.      
    Контроль  за разработкой и координацией программ приватизации объектов государственной  собственности осуществляет в каждой стране определенный государственный  орган. К примеру, в Республике Беларусь была разработана Государственная  программа приватизации государственной собственности, контроль за исполнением которой возложен на Министерство по управлению государственным имуществом и приватизации. Вместе с тем в соответствии с этой программой ежегодно разрабатывается Советом Министров и утверждается Президентом Республики Беларусь.     
    В Законе о приватизации закреплены следующие принципы приватизации:
    сочетание возмездного и безвозмездного способов приватизации. Это означает, что часть государственного имущества, подлежащего приватизации, бесплатно передается в собственность граждан Республики Беларусь, а другая - продается;
    право каждого гражданина на часть безвозмездно передаваемой государственной собственности, которое реализуется путем выдачи именных приватизационных чеков, ваучеров;
    дифференциация методов, форм и процедур приватизации в зависимости от стоимости, размера, технического состояния и назначения объекта приватизации (от продажи на аукционе до преобразования в акционерное общество);
    определение масштабов допуска иностранного капитала к дележу собственности;
    предоставление социальных гарантий членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий;
    обеспечение гласности и прозрачности процесса приватизации, решение вопроса о возможности допуска теневого капитала к дележу собственности;
    контроль за ходом приватизации со стороны государства[3].
       В целях соблюдения этих принципов  и повышения эффективности процесса приватизации в каждой стране должна быть проведена работа по созданию или совершенствованию системы  частного права; упорядочению юридических прав собственности и фактического права распоряжения ею. Также созданию эффективного механизма социальной защиты населения, прежде всего малообеспеченных слоев; сведению к минимуму предпосылок злоупотреблений в ходе приватизации и т.д [12,с 97-105].       

1.3 Субъекты и объекты приватизации. Методы и способы приватизации      
    Объектами приватизации являются:
    государственные предприятия, учреждения, организации, структурные единицы и подразделения предприятий;
    государственное имущество, сданное в аренду или ликвидируемых предприятий;
    государственное имущество в виде оборудования, зданий, других материальных и нематериальных активов ликвидируемых (ликвидированных) предприятий;
    доли (паи, акции) государства и административно-территориальных образований в имуществе субъектов хозяйствования.  
       Субъектами, приобретающими государственную собственность  в процессе приватизации, могут быть:
    граждане и юридические лица Республики Беларусь, деятельность которых основана на негосударственных формах собственности;
    юридические лица Республики Беларусь, созданные не менее чем 50% членов трудовых коллективов приватизируемых предприятий;
    иностранные инвесторы[1].
       Не  подлежат приватизации:
    предприятия оборонного комплекса;
    объекты, деятельность которых может угрожать жизни и здоровью людей;
    естественные монополии: предприятия единой энергетической сети, магистральные железные дороги, системы связи;
    казенные предприятия, т.е. предприятия неэффективные по рыночным критериям, но жизненно необходимые для общества (их число должно соответствовать реальным возможностям госбюджета) [3].
       В мировой практике приватизации государственной  собственности известны два метода ее осуществления – возмездный и  безвозмездный.     
В РБ выделяют следующие методы приватизации:     
- возмездный (выкуп государственного имущества);     
- безвозмездный (бесплатная передача  госимущества);     
- передача собственности трудовым  коллективам;     
- раздача гражданам республики  при помощи приватизационных чеков.     
Возмездный  метод – это передача государственных  предприятий в частные руки в результате продажи. В развитых странах и в развивающихся государствах приватизация осуществляется по этому методу. Такая модель приватизации:      
- обеспечивает появление частного  собственника;     
- дает государству дополнительные  средства;     
- создает условия для привлечения в страну иностранного капитала, который приносит с собой эффективный менеджмент и современные технологии.      
Существует  два вида продажи предприятий: закрытая и открытая.     
Закрытая продажа предусматривает продажу  предприятий персоналу и приравненным к нему лицам. Деньги, полученные в ходе продажи, остаются на предприятии и используются для его развития. Самый большой недостаток закрытой продажи состоит в том, что у администрации предприятия сохраняются все возможности и рычаги для фактического перевода предприятия в свою собственность по довольно низким ценам.     
Открытая  продажа позволяет участвовать  в покупке приватизируемого предприятия  всем лицам, а не только персоналу, конкретного  предприятия. Полученные от приватизации средства, как правило, направляются в государственный бюджет. Этот способ продажи технически не сложен. Среди его недостатков отмечается отсутствие достоверной информации о стоимости приватизируемых предприятий.     
Безвозмездный метод – это приватизация в  результате распределения государственной собственности среди населения страны. Она имеет место в государствах с переходной экономикой, где население на располагает значительным капиталом, а прилив иностранного капитала незначителен. И это понятно – ведь собственность создана трудом народа, она им уже оплачена и должна быть ему бесплатно возвращена.      
Безвозмездная приватизация реализуется в соответствии с Законом «Об именных приватизационных чеках в Республике Беларусь», который  определяет, что акции открытых акционерных  обществ обмениваются на именные приватизационные чеки (ваучеры).     
Чек (ваучер) – это ценная бумага на предъявителя, которая дает их владельцу право  на бесплатное приобретение акций приватизируемых  предприятий и право получения  дивидендов на эти акции. В Республике Беларусь в качестве ваучеров выступают приватизационные чеки «Имущество» и «Жилье». Приватизационные чеки получают на сумму чеков, соответствующую их квоте в безвозмездно передаваемой государством собственности.     
Выдача  приватизационных чеков позволяет быстро распределить активы государственных предприятий среди большого числа граждан. Приватизация посредством чеков не дает доходов в государственный бюджет, но позволяет при наличии и устойчивом развитии финансовых рынков с обращением ценных бумаг – акций, облигаций, векселей – наладить нормальную инвестиционную работу в стране.           
 Необходимо  отметить, что использование этих  методов приватизации позволяет  осуществлять преобразование государственной собственности на основе трех подходов.      
Первый  основан на том, что главным направлением перехода к многообразию форм собственности  должна быть продажа государственного имущества (непосредственная), а также аренда с последующим выкупом. При этом могут быть использованы различные формы стимулирования и поддержки покупателей, в том числе продажа в рассрочку, со скидкой, на основе льготного кредитования.     
Второй  подход основан на безвозмездной  или за небольшую плату, прежде всего  из прибыли предприятия, передаче имущества государственных предприятий в собственность трудовым коллективам.     
Третий  подход основан на том, что каждый гражданин страны является совладельцем государственной собственности. Это дает основание разделить определенную долю государственной собственности между всеми гражданами и передать им безвозмездно в равных размерах соответственно возрасту и трудовому стажу.     
Вместе  с тем каждый из методов приватизации имеет как достоинства, так и недостатки.     
 Возмездный  метод приватизации:
    обеспечивает реальную смену собственников и изначально «утверждает» действие законов рыночной экономики;
    свидетельствует о заинтересованности покупателя в приобретении собственности и формирует ответственного хозяина;
    уменьшает, связывает свободные деньги, дает антиинфляционный эффект;
    предоставляет возможность продать имущество тому, кто больше заплатит;
    дает возможность частично погасить внутренний государственный долг, способствует финансовому оздоровлению экономики.
       Однако  ориентация только на продажу объектов государственной собственности  нереальна в условиях ограниченности денежных средств у населения  и у предприятия, и приватизация может затянуться на многие годы.     
    В тоже время осуществление приватизации методом безвозмездной передачи (раздела) государственного имущества:
    вызывает положительное отношение всех граждан, снижает социальную напряженность, но такое уравнительное распределение не является «двигателем» рыночной экономики;
    расширяет круг потенциальных собственников из числа не только производственной, но и социальной среды, однако нет гарантии, что эти люди будут заинтересованы в накоплении собственности, а не загубят ее неумелым хозяйствованием или просто «проедят»;
    позволяет при переходе к рынку частично и временно «компенсировать» рост цен, потери безработицы, но для этого не обязательно пытаться сделать всех собственниками средств производства, ведь есть и другие, более надежные средства социальной защиты людей;
    является быстрым способом раздела и преобразования госсобственности в частную, если согласиться с тем, что приватизация выступает самоцелью.
       Поэтому был сделан вывод, что без использования  безвозмездного метода приватизации процесс  преобразования государственной собственности либо затянется на многие годы, либо в случае его искусственного ускорения, приведет к переходу имущества в руки владельцев «теневой» экономики или иностранных инвесторов.       

1.4 Финансовые источники  средств  для  приватизации государственной собственности и способы приватизации      
Объекты приватизации могут быть приобретены  за счет любых имеющихся в соответствии с законодательством у субъектов  приватизации собственных и заемных средств.      
Безусловно, все эти источники финансовых средств могут использоваться одновременно в различных соотношениях для выкупа государственного имущества. Однако в действительности многие предприятия встречаются с серьезными трудностями при изыскании средств для выкупа. Так, опыт приватизации свидетельствует о том,  что основная доля (более 60 %) приватизированных в 1991-1992 годах предприятий была приобретена за счет заемных и кредитных ресурсов; 20% составило имущество, приобретенное в собственность трудовыми коллективами за время работы на условиях аренды; 15% - передано безвозмездно. За счет собственных средств граждан и предприятий было выкуплено немногим более 2% госимущества приватизируемых предприятий. В результате отсутствия собственных средств предприятия вынуждены были брать для целей выкупа кредиты под высокие проценты, расчеты по которым в течении нескольких лет сдерживали развитие их производства.  
Источниками средств являются:
    средства предприятия;
    часть чистой прибыли, переданной в собственность членов трудового коллектива;
    остатки фондов экономического стимулирования предприятия;
    чистая прибыль арендного предприятия или хозяйственного товарищества;
    амортизационные отчисления на собственные основные фонды арендного предприятия или хозяйственного товарищества;
    собственные средства негосударственных юридических лиц;
    заемные и привлеченные средства;
    кредиты государственных коммерческих банков;
    кредиты других предприятий и организаций;
    средства, привлеченные от выпуска акций, облигаций и других ценных бумаг;
    личные средства субъектов приватизации;
    именные приватизационные чеки;
    средства личных приватизационных счетов работников предприятия;
    иностранные инвестиции [9].
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.