На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


автореферат Расходы федерального бюджета и пути совершенствования их учета

Информация:

Тип работы: автореферат. Добавлен: 23.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


На правах рукописи

                                                                                                      ББК: 65.261.5

                                                                                                          Л 59
                                                          
 
 
Минькин Денис Александрович 
 

Расходы федерального бюджета  и пути совершенствования  их учета 
 
 
 
 
 
 
 

08.00.10  - Финансы, денежное обращение и кредит  
 
 
 
 
 

АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата
экономических наук 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва  – 2007
Работа  выполнена на кафедре «Финансы»  в ФГОУ ВПО «Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации». 
 
 

Научный руководитель:        кандидат экономических наук, доцент
                                                 Баятова Инна Марковна 
 

Официальные оппоненты:     доктор экономических наук, профессор
                                                  Романова Татьяна Федоровна
                                                 
                                                  кандидат экономических наук, доцент
                                                  Мешалкина Раиса Егоровна 
 
 

Ведущая организация:            Российский университет дружбы народов 
 
 

Защита  состоится 25 октября 2007г. в 10-00 часов  на заседании  диссертационного совета Д 505.001.02 ФГОУ ВПО «Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации» по адресу: 125468, г.Москва, Ленинградский проспект, д.49, аудитория 306. 
 

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГОУ ВПО «Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации» по адресу: 125468, г.Москва, Ленинградский проспект, д.49, комн. 203. 
 
 
 

      Автореферат разослан «20» сентября 2007 г. 
 
 
 
 
 

      Ученый  секретарь
      диссертационного  совета      Б.Б.Рубцов 
 

 

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

    Актуальность  темы исследования. В условиях изменений, происходящих в бюджетном процессе Российской Федерации в последние годы и вызванных необходимостью перехода на бюджетирование, ориентированное на результат, все  актуальней становится задача повышения эффективности использования бюджетных средств. Решение данной задачи обусловлено необходимостью реформирования в современных условиях процесса исполнения федерального бюджета по расходам.
    В целях повышения эффективности расходования бюджетных средств и оптимизации управления государственными расходами Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2004 г. № 249 была одобрена Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 гг., в соответствии с которой при планировании и исполнении бюджета должен быть обеспечен переход на бюджетирование, ориентированное на результат. В рамках этого процесса бюджетные ассигнования должны распределяться с учетом и в зависимости от достижения конкретных общественно значимых целей в соответствии с приоритетами государственной политики. Определение результативности расходов продиктовано потребностями практики и имеет существенное значение для повышения эффективности использования бюджетных средств.
    Контроль  за исполнением федерального бюджета, особенно в части использования  бюджетных средств, может быть эффективным  лишь при четко организованной системе  бюджетного учета. Исследование этих проблем  тем более актуально в условиях, когда не завершена бюджетная реформа и осуществляется комплекс мер по совершенствованию бюджетного процесса, основанного на новых принципах формирования и учета расходов бюджета. В этой связи возникает необходимость совершенствования системы учета расходов федерального бюджета в органах Федерального казначейства, а также определения различных концептуальных подходов к группировке затрат распорядителей и получателей бюджетных средств.
    Все эти вопросы обусловили актуальность выбранной темы диссертации.
    Степень разработанности проблемы. Исследованием вопросов исполнения федерального бюджета по расходам, казначейского исполнения бюджета и проблемам учета занимаются многие ученые и практические работники. Так, общие проблемы казначейского исполнения бюджетов рассмотрены в работах Кращенко С.А., Михайлюк В.Н., Маковник Т.Д., Пантелеева А.Ю., Романенкова А.Ю., Филиппова А.В. и др.
    Вопросам  организации исполнения бюджета  и учета расходов посвятили свои исследования Артюхин Р.Е., Азарникова И.В., Баятова И.М., Бриль Д.В., Гусев  С.И., Ленина Л.А., Маклева Г.И., Малышева В.И., Маркина Е.В., Мурзаков А.П., Нестеренко Т.Г., Новикова В,Н., Прокофьев С.Е., Родионова В.М., Швецов Ю.Г. и др.
    Исследования  этих авторов посвящены отдельным вопросам исполнения расходов федерального бюджета в Российской Федерации, в частности проблемам казначейской системы исполнения бюджетов, информационно-технологическим процессам исполнения бюджета и т.п. Вмести с тем, в большинстве  этих работ недостаточно исследованы вопросы организации исполнения федерального бюджета по расходам в органах Федерального казначейства, совершенствования бюджетного учета в рамках решения задач реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации, требует уточнения понятийный аппарат в части расходов бюджета.
    Цель  и задачи исследования. Цель диссертационной работы состоит в разработке и обосновании путей оптимизации исполнения федерального бюджета по расходам и выработке практических рекомендаций по совершенствованию системы учета расходов федерального бюджета в условиях его казначейского исполнения.
    В соответствии с целью исследования в диссертации поставлены и решены следующие основные задачи:
    уточнить содержание понятийного аппарата в части расходов бюджета: принципы, способы, формы и методы их формирования в условиях реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации;
    выявить характерные черты и особенности организации исполнения федерального бюджета по расходам в органах Федерального казначейства;
    проанализировать нормативные и правовые акты, определить их значение в регулировании и организации процесса исполнения и учета расходов федерального бюджета и на этой основе дать рекомендации по их совершенствованию;
    проанализировать современную практику учета операций расходов федерального бюджета;
    сформулировать и обосновать предложения по совершенствованию организации исполнения и учета расходов федерального бюджета в органах Федерального казначейства;
    разработать предложения по оптимизации учета расходов федерального бюджета органами Федерального казначейства.
    Предметом исследования выступает процесс исполнения и учета расходов федерального бюджета в органах Федерального казначейства.
    Объектом  исследования является организация исполнения и порядок учета расходов федерального бюджета в органах Федерального казначейства.
    Методологические основы и теоретическая база исследования. В качестве теоретической основы использованы исследования ведущих отечественных и зарубежных ученых и практических работников в области бюджетного финансирования и казначейской системы исполнения бюджета. В работе использованы законодательные акты Российской Федерации, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, инструкции и методические рекомендации Министерства финансов Российской Федерации, а также материалы научных конференций и периодических изданий.
    В диссертации были применены: метод  системного анализа теоретического и практического материала. Анализ фактических данных проведен с помощью  статистических методов: группировки, выборки, сравнения и обобщения.
    Диссертация выполнена в соответствии пп. 2.1 и 3.2 Паспорта специальностей ВАК (специальность 08.00.10 - Финансы, денежное обращение и кредит).
    Информационно-эмпирическая база исследования включает данные Министерства финансов Российской Федерации, Федерального казначейства, Счетной палаты Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по статистике.
    Научная новизна проведенного исследования состоит  в следующем:
    уточнен понятийный аппарат в части определения расходов бюджета, при этом расходы бюджета в отличие от традиционных подходов рассматриваются как движение денежных средств, характеризующихся не только количественными, но и качественными параметрами (формы, условия, сроки предоставления средств и их использования) и подлежащих в соответствии с действующим законодательством обязательному бюджетному учету; такой подход в большей мере соответствует решению задачи повышения эффективности и результативности использования бюджетных средств, и, в частности, внедрению бюджетирования, ориентированного на результат;
    обоснована необходимость четкого разграничения в Бюджетном кодексе Российской Федерации принципов построения бюджетной системы РФ и принципов формирования расходов бюджета, отсутствующих в настоящее время в бюджетном законодательстве;
    на основе анализа действующей практики исполнения и учета расходов федерального бюджета в органах Федерального казначейства определены направления совершенствования процесса санкционирования и финансирования расходов бюджета (усиление текущего и последующего финансового контроля за открытием, доведением лимитов бюджетных обязательств и финансированием расходов; внесение в отчетность показателей, характеризующих не только кассовые, но и фактические расходы бюджета);
    обоснована необходимость внедрения в процесс исполнения бюджета принципов и подходов управленческого учета, в частности, предложена новая методика расчета и группировки затрат распорядителей и получателей бюджетных средств, что позволит усилить ответственность распорядителей и получателей бюджетных средств за конечные результаты их деятельности.
    Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость работы состоит в определении особенностей формирования и развития современной системы санкционирования и учета расходов федерального бюджета, в развитии основных теоретических положений и подходов к совершенствованию системы учета расходов.
    Практическая  значимость работы заключается в  том, что рекомендации по оптимизации  процесса исполнения и учета расходов федерального бюджета могут быть внедрены в действующую практику санкционирования расходов бюджета в органах Федерального казначейства, а также предназначены для широкого использования органами государственной власти.
    Предложены  конкретные мероприятия по усилению текущего и последующего контроля за процессом санкционирования расходов бюджета. В частности, обоснована необходимость составления формы отчетности, отражающей информацию о лимитах бюджетных обязательств (утвержденных и использованных) фактическом использовании бюджетных средств с приложением объяснительной записки, в которой должна содержаться подробная информация о причинах неиспользования лимитов бюджетных обязательств.
    Предложено  включить в балансы распорядителей и получателей бюджетных средств счета, отражающие санкционирование расходов бюджета. Данные пятого раздела плана счетов необходимо отражать в главном отчетном документе – балансе на конец отчетного периода, т.е. каждый квартал, за шесть и девять месяцев. Это позволит улучшить качество текущего контроля в части получения внешними и внутренними пользователями бюджетного учета достоверной информации о неиспользованных лимитах бюджетных обязательств и принятия ими соответствующих решений. Данное предложение особенно актуально в современных условиях, когда  сумма неиспользованных лимитов из года в год не уменьшается, что свидетельствует о снижении эффективности использования бюджетных средств.
    Содержащиеся  в диссертации предложения по уточнению действующего законодательства позволят устранить несогласованность отдельных положений законодательства и подзаконных нормативных правовых актов в части законодательного уточнения процедур санкционирования, финансирования и кассового расхода.
    Проведенное исследование позволило выработать рекомендации по:
    координации работы финансовых и казначейских органов, главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, посредством введения системы бюджетного администрирования;
    уточнению плана счетов бюджетного учета;
    устранению несогласованности отдельных нормативных и правовых актов в части отражения на лицевых счетах органов федерального казначейства кассовых расходов;
    уточнению структуры балансов распорядителей и получателей бюджетных средств.
    Внедрение и апробация работы. Основные результаты исследования были представлены на обсуждение в рамках научно-практической конференции «Стратегия инновационного развития российской экономики: финансовые, банковские и валютные аспекты» - М.: Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации, 2007г. Материалы диссертационной работы используются в учебном процессе при преподавании учебных дисциплин: «Бюджетная система Российской Федерации», «Бюджетный учет и отчетность» в Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации.
    Теоретические выводы и практические рекомендации, содержащиеся в диссертационной работе, использованы в деятельности органов Федерального казначейства, что подтверждается соответствующей справкой о внедрении результатов исследования.
    Публикации. По результатам диссертации опубликованы 4 научные работы общим объемом  1,8  п.л., в т.ч. 1 научная работа опубликована в издании, рекомендованном ВАК.
    Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

    В соответствии с целью и задачами исследования в диссертации рассмотрены  следующие группы проблем.
    Первая  группа проблем связана с изучением особенностей формирования и санкционирования расходов федерального бюджета и исследования теоретических основ расходов бюджета.
    На  основе проведенного анализа доказана необходимость определения расходов бюджета как движение денежных средств, характеризующихся не только количественными, но и качественными параметрами (формы, условия, сроки предоставления средств и их использования) и подлежащих в соответствии с действующим законодательством обязательному бюджетному учету.
    В условиях казначейской системы исполнения бюджета систему исполнения федерального бюджета по расходам необходимо рассматривать  как многоступенчатый процесс доведения бюджетных средств до получателя, включающий в себя:
    принятие бюджетных обязательств;
    подтверждение денежных обязательств;
    санкционирование оплаты денежных обязательств;
    подтверждение исполнения денежных обязательств.
    Процедура принятия бюджетных обязательств расходов федерального бюджета действует в целях исключения принятия к финансированию расходов и совершения платежей, не предусмотренных утвержденным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год или не обеспеченных поступлениями доходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.
    Стадия  подтверждения денежных обязательств представляет собой подтверждение обязанности оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства в соответствии с платежными и иными документами, необходимыми для санкционирования их оплаты.
    Процедура санкционирования оплаты денежных обязательств осуществляется в форме совершения разрешительной надписи (акцепта) после проверки наличия документов, предусмотренных порядком санкционирования оплаты денежных обязательств, установленным финансовым органом.
    Стадия  подтверждения исполнения денежных обязательств осуществляется на основании платежных документов, подтверждающих списание денежных средств с единого счета бюджета в пользу физических или юридических лиц, бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, субъектов международного права.
    В целях наиболее четкого определения принципов формирования расходов бюджета и повышения ответственности бюджетополучателей за использование бюджетных средств необходимо выделить данные принципы отдельной статьей Бюджетного кодекса Российской Федерации:
    принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств;
    принцип адресности и целевого характера бюджетных средств;
    принцип соблюдения законности при исполнении бюджета;
    принцип необходимости исполнения всех принятых на себя Российской Федерацией расходных обязательств;
    принцип предоставления бюджетных средств с учетом использования ранее выделенных ассигнований;
    принцип обоснованности выделения и использования бюджетных средств.
    Соблюдение  принципа законности предоставления и использования бюджетных средств может происходить только на основе действующих и принимаемых расходных обязательств (см. схема 1).
      

    Главным преимуществом принципа необходимости исполнения всех принятых на себя Российской Федерацией расходных обязательств является возможность четкого разграничения принадлежности существующих к настоящему времени расходных обязательств между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.
    Принцип предоставления бюджетных  средств с учетом использования ранее выделенных ассигнований. Соблюдение данного принципа возможно в результате равномерного и своевременного зачисления объемов финансирования на счета бюджетополучателей, а также требует постоянного мониторинга результатов использования бюджетных средств.
    Принцип обоснованности предполагает, что, исходя из определения  расходов бюджета как денежных средств, характеризующихся количественными (объем) и качественными (условия, формы, сроки предоставления средств и их  использования) параметрами, все расходы должны иметь четкую структуру показателей, которые в полном объеме отражают необходимость осуществления тех или иных расходов. В рамках данного принципа необходимо также обоснование целесообразности финансирования именно из федерального бюджета.
    Соблюдение  вышеперечисленных принципов организации  исполнения бюджета позволит обеспечить эффективное использование бюджетных  средств в условиях казначейской системы исполнения бюджета.
    Условия и принципы формирования расходов федерального бюджета определяет бюджетная политика как составная часть проводимой государством финансовой политики на 2008 - 2010 гг., необходимо отметить, что прогнозируется существенное увеличение возможности государства по реализации общенациональных приоритетов (см. таблицу 1). По сравнению с ожидаемым исполнением в 2007 г. доходы федерального бюджета возрастут на 746,2 млрд руб. (12,1 %), расходы — на 1 074,9 млрд руб. (24,5%).
Таблица 1
Динамика  основных параметров федерального бюджета 
в 2007-2010 гг.1
 
    2007
    (закон)
2008 (проект)
    2009
    (проект)
2010 (проект)
 
 
млрд  руб.
% к ВВП млрд руб. % к ВВП млрд руб. % к ВВП млрд руб. % к ВВП
Доходы 6 965,3 22,3 6 644,4 19,0 7 465,4 18,8 8 089,9 18,1
Расходы, всего 5 463,5 17,5 6 570,3 18,8 7 451,2 18,8 8 089,9 18,1
В том числе непроцентные 5 306,6 17,0 6 382,4 18,2 7 238,6 18,2 7 842,8 17,5
процентные 156,8 0,5 187,9 0,5 212,6 0,5 247,1 0,6
 
    Непроцентные  расходы федерального бюджета в 2008 году в реальном выражении увеличатся на 12,4% (несмотря на снижение доходов в реальном выражении на 6,1%) и составят 18,2% ВВП, что на 0,4 процентных пункта ВВП выше, чем в 2007 году (закон). В 2008-2010 годах непроцентные расходы составят в среднем 18,0% ВВП против 16,0% в 2005-2006 годах.
    В то же время следует отметить, что  темпы роста непроцентных расходов федерального бюджета в 2007 г. в реальном выражении (17,4%) превышают прогнозируемые темпы роста ВВП. В результате объем непроцентных расходов федерального бюджета возрос с 15,4% от ВВП в 2006 г. до 17,0% от ВВП в текущем году и лишь в 2008 — 2009 гг. планируется его снижение до 16,6 — 16,8% от ВВП.
    Таким образом, сформулированное в Бюджетном послании Президента Российской Федерации требование о том, что в среднесрочной перспективе прирост непроцентных расходов федерального бюджета необходимо осуществлять темпами, адекватными темпам роста экономики, реализовано не полностью, что в перспективе может потребовать внесения соответствующих корректив в бюджетную политику и бюджетное законодательство.
    Вторая  группа проблем посвящена исследованию действующего механизма санкционирования и учета расходов федерального бюджета в органах Федерального казначейства.
    При казначейском исполнении федерального бюджета регистрация поступлений, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, совершение разрешительной надписи на право осуществления расходов в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств, осуществление платежей от имени получателей средств федерального бюджета возлагаются на Федеральное казначейство. Таким образом, органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов, выступают органы Федерального казначейства.
    Полномочия  и обязанности Федерального казначейства очень широки и не сводятся только к осуществлению управления операциями на едином счете федерального бюджета.   Основной функцией Федерального казначейства является осуществление платежей в рамках исполнения бюджета. Казначейство является кассиром всех участников бюджетного процесса и осуществляет платежи от имени и по поручению бюджетных учреждений.
    В рамках реформирования бюджетного процесса принята новая инструкция Министерства финансов Российской Федерации по бюджетному учету от 10.02.2006 г. № 25н. В новый План счетов бюджетного учета для отражения операций по санкционированию расходов введен раздел 5 «Санкционирование расходов бюджетов».
    Счета раздела 5 предназначены для ведения  учета сумм лимитов бюджетных  обязательств, принятых бюджетных обязательств, бюджетных ассигнований. Счета ведутся  в течение финансового (бюджетного) года. Остатки по завершении финансового (бюджетного) года по счетам санкционирования расходов на следующий год не переходят.
    Счета пятого раздела плана счетов не входят в баланс и в течение года показываются за балансом, являются пассивными и  не отражаются в разделе «Финансовый  результат деятельности учреждения». Исходя из этого контроль за данными счетами не осуществляется на уровне главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств.
    По  мнению автора, счета, отражающие санкционирование расходов бюджета, должны быть включены в балансы распорядителей и получателей бюджетных средств. Данные 5 раздела плана счетов необходимо отражать в главном отчетном документе – балансе на конец отчетного периода, т.е. каждый квартал, за шесть и девять месяцев. Это позволит значительно улучшить качество текущего контроля. При этом внешние и внутренние пользователи данными бюджетного учета будут иметь достоверную информацию о неиспользованных лимитах бюджетных обязательств и принимать соответствующие решения. Неиспользованные лимиты бюджетных обязательств являются показателями неэффективного использования бюджетных обязательств. Однако из года в год сумма неиспользованных лимитов не уменьшается.
    В годовой отчетности данные о неиспользованных лимитах бюджетных обязательств также недостаточно контролируются. Поэтому необходимо разработать и ввести форму отчетности, отражающую информацию о лимитах бюджетных обязательств (утвержденных и использованных). Также необходимо составлять объяснительные записки, в которых должна быть отражена подробная информация о причинах неиспользованных лимитов бюджетных обязательств.
    Значение  текущего и последующего финансового  контроля за процессом санкционирования расходов бюджета возрастает в связи  с переходом на среднесрочное  планирование, когда бюджет рассматривается и утверждается на три года, следовательно, такие показатели как ассигнования бюджетных обязательств, лимиты бюджетных обязательств и т.д., отражаемые в 5 разделе плана счетов «Санкционирование расходов бюджета», будут также утверждаться на три года.
    Схема отражения операций по санкционированию расходов бюджетов всеми участниками бюджетного процесса в соответствии с новым Планом счетов бюджетного учета приведена в таблице 2 на стр. 13, где в обобщенном виде представлен процесс санкционирования расходов бюджетов. 

Таблица 2. Аналитическая  ведомость отражения в бюджетном учете операций по санкционированию расходов бюджета по новому плану счетов
№ П/П СОДЕРЖАНИЕ  ОПЕРАЦИИ   В УЧЕТЕ  ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА В УЧЕТЕ  РАСПОРЯДИТЕЛЕЙ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ (УЧРЕЖДЕНИЙ) В УЧЕТЕ  ПОЛУЧАТЕЛЕЙ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ (УЧРЕЖДЕНИЙ)
Дт    Кт Дт  Кт Дт  Кт Дт                  Кт
1
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.