На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Государственное регулирование внешнеторговой деятельности

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 23.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?2
 
План
 
                                                                                                           Стр.
 
         Введение                                                                                        2 – 3
 
 
1.      Необходимость государственного регулирования
развития национальной экономики                                                 4 – 6
 
 
2.      Формы и методы государственного регулирования в
различных экономических системах                                               7 – 11
 
 
      3.  Индикативное планирование и его особенности                          12 – 14
 
 
               Заключение                                                                                       15
 
 
               Список использованной литературы                                              16
 
 
             
 
 
 
 
 
Введение
 
   В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.              
   По вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и направления государственного вмешательства, существует широкий спектр мнений и подходов - от полного государственного монополизма до крайнего экономического либерализма. Однако необходимость выполнения государством определенных функций в экономике не подвергается сомнению. Вне зависимости от господствующих экономических доктрин никто не снимал с национальных правительств ответственности за экономическое положение страны. Таким образом, государственное регулирование экономики имеет важное значение для экономического и социального развития страны. При этом, осуществляя регулирование экономики, государство использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику таких как бюджет, налоги, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и т.д.
    В любой экономической системе, в том числе и рыночной экономике, государство выступает в известном смысле как экономический агент, обладающий правом и возможностью принуждения, например в сфере налоговой политики, государственного законодательства. Принуждение часто обосновывается политической философией, требующей подчинения личных интересов общественным.
     Как бы там ни было, государство всегда, во все времена и во всех странах оказывало ключевое влияние на функционирование экономики, и вследствие этого, на развитие общества в целом. Таким образом государственное регулирование является важной частью функционирования экономики и, поэтому, заслуживает самого пристального внимания.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.      Необходимость государственного регулирования  развития национальной экономики
 
 
               Предпринимательская деятельность и экономика страны в значительной степени зависит от государственной политики. Своими действиями государство может существенно затормозить или ускорить эти процессы.
               Рыночная экономика, несмотря на её многие положительные черты, не способна автоматически регулировать все экономические и социальные процессы в интересах всего общества и каждого гражданина. Она не обеспечивает социально справедливое распределение дохода, не гарантирует право на труд, не нацеливает на охрану окружающей среды и не поддерживает незащищённые слои населения.
               Частный бизнес не заинтересован вкладывать капитал в такие отрасли и такие проекты, которые не приносят достаточно высокой прибыли, но для общества и государства они просто жизненно необходимы. Рыночная экономика не решает и многие другие актуальные проблемы. И обо всём этом должно позаботиться государство.
               Прерогативой государства является и обеспечение надлежащего правопорядка в стране и её национальной безопасности, что, в свою очередь, является основой для развития предпринимательства и экономики.
               Таким образом, экономика в любой стране не может нормально развиваться, если государство не обеспечило соответствующие условия для этого.
               Затянувшийся экономический кризис в нашей стране, характеризующийся спадом производства, инфляцией, социальной напряжённостью в обществе и совпавший по времени с переходом на рыночную экономику, во многом обусловлен слабым, а порой и некомпетентным вмешательством государства в происходящие экономические процессы. Тем самым государство  не  выполняет  важнейшие
свои функции, которые на него возлагаются.
               На государство возлагаются следующие основные функции :
               1. Создание правовой основы. Известно, что без правовой основы экономика, да и общество в целом не могут нормально развиваться. Государство разрабатывает и принимает законы, определяющие право собственности, регулирующие предпринимательскую деятельность, обеспечивающие качество продукции и т. д. При помощи правовой основы государство обеспечивает законные «правила игры», регулирующие отношения между субъектами предпринимательской деятельности.
               2. Обеспечение надлежащего правопорядка в стране и её национальной безопасности. Государство должно обеспечить права и обязанность каждого гражданина, общества в целом и всех субъектов рыночной экономики. Если государство должным образом не выполняет эту функцию, то в стране создаются условия для развития криминальной обстановки : уголовной преступности, мафии, коррупции, взяточничества и других негативных явлений, что пагубно влияет на предпринимательскую деятельность и экономику в целом.
               3. Стабилизация экономики. Под стабилизацией. Понимается устойчивое развитие экономики, т.е. когда достигаются и поддерживаются на оптимальном уровне основные макроэкономические показатели : объём ВНП и национальный доход, уровень инфляции и безработицы, дефицит бюджета и др. Для обеспечения стабилизации экономики государство обязано использовать все имеющиеся в его распоряжении рычаги и методы путём проведения соответствующей фискальной, финансов – кредитной, научно – технической и инвестиционной политики. Если государство не будет добиваться стабилизации экономики, то это самым существенным образом и в негативном плане может повлиять на предпринимательскую деятельность, экономику страны в целом, социальную обстановку и другие процессы.
               4. Обеспечение социальной защиты и социальных гарантий. Государство   обязано   проводить   активную   социальную   политику,   суть
которой заключается в обеспечении гарантии всем работающим минимума заработной платы, пенсии по старости и инвалидности, пособий по безработице, различных видов помощи малоимущим, а также в осуществлении индексации фиксированных доходов в связи с инфляцией и др. Проводя эту политику, государство тем самым обеспечивает минимальный прожиточный уровень для всех граждан своей страны и не допускает социальной напряжённости в обществе.
               5. Защита конкуренции. В рыночной экономике конкуренция является одним из основных регулирующих инструментов. Она является основой прогресса во всех сферах экономики, заставляя производителей товаров и услуг внедрять всё новое и передовое, улучшать качество продукции и снижать издержки на её производство. Для России проблема создания конкурентной среды и её защиты является важной на современном этапе. Это связано с тем, что среда для настоящей конкуренции в нашей стране ещё не создана, так как экономика в значительной степени является монополизированной. Выход из создавшегося положения очевиден. Демонополизация экономики – создание конкурентной среды – защита конкуренции. И первую скрипку в решении этой триединой задачи должно играть государство.
               6. Разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства, т. е. Правовой основы предпринимательства, налогообложения, банковской системы и т. д.
               Для выполнения этих и других функций государство использует все имеющиеся в его распоряжении рычаги и ресурсы.
 
 
 
 
 
 
2.      Формы и методы государственного регулирования в различных экономических системах
 
               Государство, осуществляя регулирование социально-экономических процессов, использует систему методов и инструментов, которые меняются в зависимости от экономических задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования. Анализ западных теорий и мирового опыта позволяет говорить как о формировании национальных моделей, так и о сложившемся стандартном наборе общественных национальных форм и методов государственного регулирования.
               Общепринято деление методов государственного регулирования на правовые, административные, экономические, прямые, косвенные.
               Административное регулирование включает в себя меры по регулированию, контингентированию, лицензированию, квотированию и т. д. С помощью системы административных мер ( в виде мер закрепления, разрешения, принуждения ) осуществляется государственный контроль над ценами, доходами, учётной ставкой, валютным курсом.
               Экономические методы предполагают воздействие на характер рыночных связей и расширение рыночного поля в рамках национального образования через влияние на совокупный спрос, совокупное предложение, степень концентрации капитала, структуризацию экономики и социальных условий, использование факторов экономического роста. С этой целью используются :
?      Бюджетная и фискальная политика ;
?      Денежно – кредитная политика ;
?      Программирование ;
?      Прогнозирование и планирование.
               Финансовая политика предполагает использование бюджетно – налогового и фискального механизма для достижения национально-  экономических и социальных целей.
               Денежно – кредитная политика предполагает использование метода косвенного воздействия Центрального банка на элементы рыночного механизма и прежде всего оптимальность денежного обращения.
               Высшей формой государственного регулирования являются программирование, прогнозирование и планирование. Их применение связано с усложнением хозяйственных связей и необходимостью применения комплексных методов в достижении кратко -, средне – и долгосрочных целей. Объектами таких целевых программ являются отрасли ( в том числе аграрный сектор экономики ), регионы, социальные условия, направления научных исследований и т. д. Программы бывают обычные, целевые, чрезвычайные. Наиболее распространённые общенациональные программы по восстановлению экономики, структурной перестройке, приватизации, послекризисной стабилизации экономики.
               В условиях рыночной экономики применяется планирование экономики по довольно продолжительному горизонту. Прямые методы регулирования базируются на властнораспорядительных отношениях и сводятся к административному воздействию на функционирование и результативность хозяйственных субъектов. Прямое воздействие на экономику государство осуществляет через инвестиции в определённые отрасли хозяйства. Оно может идти по двум направлениям : или развитие государственного предпринимательства, или субсидирование предприятий негосударственного сектора.
               Государство осуществляет регулирование и путём поддержания отдельных предприятий совместной или индивидуально – частной форм собственности. Это достигается предоставлением им товаров, услуг по низким ценам или субсидированием. Так, политика президентов Р. Рейгана и Дж. Буша была направлена на поддержку крупного бизнеса, что осуществлялось как прямыми вложениями, так и преимуществами в налоговом обложении.
               Государство оказывает также прямое регулирующее воздействие на
национальный рынок. Оно может влиять на размер, структуру и направления развития рынка путём государственного заказа. Под ним понимают государственное задание фирме на производство определённого вида продукции в регламентированные сроки и в определённых размерах на уникальную, особо дефицитную продукцию.
               Анализируя опыт и практику государственного регулирования развитых стран Европы и Азии, а также переходной экономики России, можно выделить реальные методы и конкретный инструментарий, доступные правительствам при осуществлении стабилизирующей политики.
               Итак, экономическая политика правительства – это определённая регламентация норм и правил поведения хозяйственных субъектов посредством экономического инструментария.
1.      В кредитной политике :
?      нормирование банковских резервов ;
?      варьирование учётной ставки банковского процента ;
?      проведение операций на валютном рынке.
2.      В бюджетной политике :
?        регулирование государственных расходов ;
?        осуществление государственных закупок ;
?        выпуск государственных внутренних займов ;
?        поддержка и регламентирование государственного        предпринимательства .
3.      В фискальной политике :
?      регулирование налогового обложения имущества граждан и юридических лиц ;
?      введение муниципальных налогов.
4.      В социальной политике :
?      регулирование минимальных ставок оплаты труда ;
?      установление размеров пенсий, пособий по безработице и т.д.
5.      Во внешнеэкономической политике :
?      законодательное установление ставок таможенных пошлин, обменных курсов валют ;
?      использования иностранных займов, инвестиций и валютных ограничений.[1]
Методы и инструменты регулирования представлены на рис. 2. 1.
         Приведённые методы и инструментарий государственного регулирования вызывают необходимость их комплексного использования. Взаимосвязь и обусловленость рынков ( рынка благ и услуг, денежного рынка, рынка труда, внешнеэкономического рынка ) требуют использования взаимосвязанного инструментария при воздействии на равновесный экономический рост.
               Весь опыт современного экономического развития показывает – рыночная система немыслима без вмешательства государства. Однако существует грань, за которой происходит деформации рыночных процессов, падает эффективность производства. Среди методов государственного регулирования не существует совершенно непригодных и абсолютно неэффективных. Нужны все и вопрос лишь в том, чтобы определить для каждого те ситуации, где его применение наиболее целесообразно. Хозяйственные потери начинаются тогда, когда власти выходят за границы разумного, отдавая чрезмерное предпочтение либо экономическим, либо административным методам.
               Нельзя забывать и о том, что экономическими регуляторами следует пользоваться осторожно, не ослабляя и не заменяя рыночные стимулы. Если государство игнорирует это требование, запускает регуляторы, не думая, как их действие отразится на механизме рынка, последний начинает давать сбои. Ведь денежная или налоговая политика по силе воздействия на экономику сравнима с централизованным планироавнием.
 
                                                                                 Таблица 2. 1.
Способы, методы и инструменты государственного регулирования рыночной инфраструктуры
 
Способы
 
 
Законодательные
Административные
Судебные
 
 
Методы
 
 
Прямые
 

Косвенные

Ограничение
частного
бизнеса
Государст.
предприна-
мательство

Кредит –

но – де –
нежные
 

 

Нало –
говые
 
 
Бюд –
жетные
Индика –
тивное
планир.
 
 
Инструменты 
 
 
Лицензиров.
Регистрация
Регламентац.
Антимоноп.
запреты
Лимиты цен
Квотирован.
Минимизац.
зараб. платы
Планы и
комплексн.
программы
Стандарты
Нормативы
Тарифы
Государст.
инвестиции
Учётная
ставка
Резервная
ставка
Операции
откр.рынка
Синьораж
Валютные
интервенц.
Налоговые
ставки
Таможенн.
пошлины
Налоговые
льготы
 
Государст:
Заказы
Займы
Дотации
Субсидии
Компенсац.
 
Прогнозы
Индикат.
нормативы
 
3. Индикативное планирование и его особенности
 
               Индикативное планирование является распространённым средством регулирования социально-экономического развития в условиях рыночной экономики. Оно представляет собой механизм координации интересов и деятельности государства, предприятий, домохозяйств в условиях рынка.
               Существуют различные подходы к индикативному планированию. Можно выделить четыре основных подхода, которые нашли применение в практике прогнозирования и регулирования социально-экономического развития в условиях рынка.
              Первый подход основывается на представлении об индикативном планировании как макроэкономическом планировании при самостоятельно хозяйствующих субъектах – предприятиях. Например, китайские экономисты[1] считают, что планирование в Китае носит не директивный, а индикативный характер, поскольку деятельность государственных предприятий осуществляется в условиях экономической самостоятельности. Оно представляет собой макроэкономическое планирование, основанное на сочетании частного и государственного секторов экономики при доминировании государственного сектора.
               При таком подходе индикативное планирование представляет собой процесс формирования системы индикаторов – параметров, характеризующих развитие экономики страны, соответствующих определённой государственной социально-экономической политике и системы мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью достижения указанных параметров.
               Второй подход основан на том, что индикативное планирование выполняет информационно-ориентирующие и мотивационные функции. Индикативное  планирование  состоит  в  том,  что  государство  в  интересах
Всего общества, с учётом потребностей регионов, а также субъектов рынка разрабатывает планы экономического развития всего народного хозяйства, включая частный сектор, устанавливает конкретные хозяйственные ориентиры, включая макроэкономические параметры и обеспеченные ресурсами структурные показатели. Тем самым государство с помощью индикативного планирования мотивирует заинтересованное участие как предпринимателей всех форм собственности, так и регионов страны в реализации планов, важных для общества.
               Третий подход, нашедший применение во многих странах, основывается на том, что индикативный план содержит обязательные задания для государства и госсектора. Частные предприятия ориентируются на индикаторы плана и на планы самого мощного хозяйствующего субъекта в рыночной системе – государства, несмотря на то, что это для них не обязательно. Соответственно государственный план представляет собой систему показателей как для централизованного управления, так и для косвенного регулирования различных секторов экономики.
               Четвёртый подход основывается на том, что индикативное планирование – это механизм координации действий и интересов государства и других субъектов экономики. Помимо информации хозяйствующих субъектов такое планирование выполняет координационную роль, оно предполагает согласование деятельности центральных органов, регионов и предприятий в процессе самостоятельной разработки каждым из них своих планов.
               Итак, индикативное планирование – это механизм координации интересов и деятельности государства и самостоятельно хозяйствующих субъектов, сочетающий государственное регулирование с рыночным саморегулированием, механизм, который основан на разработке системы индикаторов социально-экономического развития и включает определение его общенациональных приоритетов, прогнозирование, бюджетирование, программирование,   контрактацию   и   другие   процедуры   согласования
решений на макро- и микроуровне.
               Индикативное планирование включает налоговые и иные меры государственной поддержки хозяйствующих субъектов, участвующих в реализации плана. В нём принимают участие институты местного самоуправления, управленческие органы корпораций, финансово-промышленных групп и других хозяйствующих единиц.
               Вопросы индикативного планирования для России в настоящее время являются весьма актуальными. Стране как воздух нужна новая система планирования и прогнозирования, органично связывающая регионы и центр, деятельность предприятий различных форм собственности, долгосрочные и краткосрочные планы различных уровней, экономические и социальные параметры функционирования. Поэтому многие ведущие специалисты в области экономики считают необходимым создание такой системы индикативного планирования, а экономические конференции последних лет в стране отмечают важность разработки методологического инструментария индикативного планирования, а также принятия закона о его применения. В России применение индикативного планирования на уровне государства может происходить с учётом наличия значительного отечественного опыта методологической работы в сфере планирования. Так, при проверке будущих индикативных планов на сбалансированность и взаимодействие показателей могут применяться отработанные в системе Госплана СССР укрупнённые экономико-математические модели, в частности динамическая модель межотраслевого баланса. Сейчас в стране идёт активный поиск будущей системы такого планирования.
 
 
 
 
 
 

Заключение

 
 
    Выше были рассмотрены основные методы и инструменты государственного регулирования экономики. Видно, что в арсенале государства имеется широкий набор средств и методов регулирования экономики, от регулирования экономического законодательства, устанавливая тем самым правила поведения экономических агентов, до воздействия на денежный рынок с помощью политики учетной ставки. Однозначно определить, где находится грань между цивилизованным регулированием экономики и грубым вмешательством в рыночные механизмы на сегодняшний день очень трудно. Недаром на этот счет существует множество мнений. Со всей уверенностью можно лишь сделать вывод от том, что государственное регулирование экономики необходимо и обсуждать стоит лишь степень государственного вмешательства и его методы. Пожалуй, наиболее правильным принципом здесь будет следующий-  конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие государства - везде где необходимо. И уж конечно неприемлемы меры “физического воздействия” на рыночные механизмы, которые могут подорвать всю экономическую систему.
              Для сегодняшней России, в период переходной экономики, особенно важно государственное регулирование. После десятилетий тотального диктата государства в экономике, высказываются мнения о полном отказе от государственного вмешательства в экономику. Видимо, истина, как всегда, где-то посередине. Именно поэтому для России важен мировой опыт государственного регулирования экономики, который и нужно изучать.
 

Список использованной литературы
 
    Бункина М. К. Национальная экономика. – М. : « Палеотип », 2002.
 
    Владимирова Л. П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. – М. : « Дашков и К «, 2001.
 
    Дзинь Вэнь Ли. Роль государвтенного регулирования в экономике Китая // Вопросы экономики. – 1997. - № 7.
 
    Дудкин В., Петров Ю. Индикативное планирование – механизм координации деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой // Российский экономический журнал. – 1998. - № 6, 7 – 8.
 
    Ивашковский С. Н. Макроэкономика. – М. : « Дело », 2000.
 
    Курс экономической теории : Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики / Под ред. А. В. Сидоровича. – М. : « Дело и Сервис », 2001.
 
    Экономическая теория / Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича. – СПб. : « Питер », 2000.
 
8.      Экономическая теория / Под ред. В. И. Видяпина и др. – М. : « ИНФРА – М », 2001.


[1] Экономическая теория / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. – СПб.: «Питер», 2000. С. 434
[1] Дзинь Вэнь Ли. Роль государственного регулирования в экономике Китая // Вопросы экономики, 1997. № 7. С.156.


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.