На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Экономические отношения РФ со странами СНГ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 23.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Саратовский государственный социально-экономический  университет
Кафедра национальной и региональной экономики 
 
 

Курсовая  работа
на  тему:
“Экономические  отношения Р.Ф.со странами СНГ.” 
 
 
 

Выполнила:
Студенка 2 курса, 9 группы
                          Факультета экономики
                  и права
                                       Пчелинцева Маргарита Сергеевна 

  Руководитель: кандидат экономических наук
Петров  А.М. 
 
 
 

Саратов 2010 

 


Оглавление
Введение 3
Глава1. Теоретические основы экономических отношений 6
1.1 Понятие «экономические отношения». 6
Глава2.Внешнеэкономические отношения Р.Ф. со странами СНГ 8
2.1.Общая характеристика отношений Р.Ф. со странами СНГ 8
2.2.Ресурсный и производственный потенциал СНГ 11
2.3. Развитие экономики и внешней торговли 16
Глава3. Проблемы торгово-экономических отношений Р.Ф. со странами СНГ  и пути их решения 23
3.1.Проблема экономической интеграции  стран СНГ 23
3.2.Проблемы торгово-экономического сотрудничества . 27
3.1. О кризисе модели «Разноскоростной» интеграции и новом проекте «ЕЭП четырех. 35
Заключение 39
Список используемых источников 42
Приложения 1. 44
Приложение 2 45
Приложение 3 46 

 


Введение

В современных  условиях и на перспективу динамичное развитие экономических отношений  России со странами СНГ приобретает  особую значимость, определяя в немалой  степени ее геостратегические позиции на постсоветском и евразийском пространстве, а также в глобализирующемся мире в целом. Отношения эти претерпели существенные метаморфозы с момента распада СССР. Сложившаяся непростая ситуация требует долгосрочных политических и экономических решений и, в первую очередь, должного теоретического осмысления реальных перспектив содружества как такового, так и отношений с отдельными его членами. Следует разработать, в частности, комплексную стратегию развития экономических отношений России со странами СНГ, на основании которой стало бы возможным принимать обоснованные решения по широкому спектру вопросов их экономического взаимодействия.
Отношения России, с республиками бывшего СССР (за исключением прибалтийских государств) в настоящее время оформлены  в рамках Содружества Независимых  Государств. Однако проблема состоит  в том, что СНГ представляет собой  скороспелое юридически неясное  образование, рассчитанное, прежде всего  на развод, а не сплочение его  членов общей целью, потому что ни в одном из документов СНГ не содержится конкретных определений статуса  и сферы компетенции этого  регионального объединения. Таким  образом, ближайшие задачи России и  заинтересованных партнеров из СНГ  состоят в отработке эффективных  организационно-правовых и экономических механизмов действенной региональной интеграции, функционирующей на равноправной взаимовыгодной основе. Центральной задачей реформирования внешнеэкономических связей России со странами СНГ становится формирование организационно-экономических основ нового интеграционного объединения, принципов и механизмов двустороннего и многостороннего сотрудничества, что прямо вытекает из итогов последнего саммита СНГ.
Все это и  предопределило выбор темы настоящего исследования, его цель и задачи.
Цель исследования состоит в выявлении и анализе  основных проблем развития экономических  отношений России со странами СНГ, обосновании  оптимальных путей и механизмов региональной интеграции с учетом специфики  проведения рыночных реформ в России и странах СНГ.
Для достижения этих целей в курсовой поставлены следующие конкретные задачи:
- проанализировать  взаимосвязь и взаимовлияние  рыночных преобразований во внутрихозяйственной  и внешнеэкономической сферах в России и других странах СНГ;
- наметить основополагающие  направления и пути совершенствования  экономических отношений России  со странами СНГ, способствующие  созданию жизнеспособного регионального  интеграционного объединения;
- определить  основные тенденции развития  внешнеэкономических связей России  со странами СНГ, в частности,  внешнеторговых взаимоотношений  в рамках СНГ; 
- наметить основные  проблемы и направления дальнейшего  совершенствования Экономического  союза стран СНГ, в том числе  связанные с предполагаемым формированием  Платежного союза.  
Объект исследования — экономические отношения России со странами СНГ.  
Предметом исследования являются проблемы развития экономических отношений России со странами СНГ и пути дальнейшей координации взаимных интеграционных усилий, формирование более совершенного механизма экономического взаимодействия в рамках Содружества в предстоящий период и на перспективу.

 


Глава1. Теоретические основы экономических отношений

1.1 Понятие «экономические отношения».

Общественные  отношения представляют собой сложное  явление, имеющее множество сторон и аспектов. Марксистская политэкономия  во всем их многообразий выделяет экономический  базис и общественную надстройку. 
Экономический базис1 общества образуют производственные, или экономические отношения. Это – исторически определенные, необходимые, не зависящие от воли людей отношения, в которые люди вступают в процессе общественного производства своей жизни. Содержание экономических отношений обусловлено, в конечном счете, наличными производительными силами общества. Без отношений между людьми производительные силы не могут функционировать, поэтому экономические отношения образуют форму, благодаря которой реализуются производительные силы общества. 
Принципиальное отличие общественной надстройки от экономического базиса заключается в том, что базис – это объективное, материальное бытие людей, независящее от их сознания; а надстройка представляет собой различные формы проявления общественного сознания в деятельности людей, отражающие это материальное бытие. К настройке относятся правовые отношения, политические, межличностные, нормы морали и нравственности, научные и религиозные учения, суеверия и т.п. 
Вместе с тем экономические отношения не оторваны от настроечных. Они не существуют отдельно от форм общественного сознания или где-то рядом с ними, их реализация всегда происходит в тех или иных его формах. И надстроечные отношения так или иначе, прямо или опосредствовано предполагают определенное объективное, экономическое содержание. Те и другие являются лишь различными сторонами единого целого – общественных отношений, находятся в тесной диалектической взаимосвязи друг с другом. В их взаимодействии согласно научному, материалистическому мировоззрению, определяющую роль играют экономические отношения (материальное бытие), хотя обе стороны обладают и определенной самостоятельностью, независимостью друг от друга.  
Экономические отношения2 и надстроечные, наряду с моментами единства, имеют и моменты различия, что позволяет выделять ту или иную отдельную их сторону в предмет особого научного исследования. Различные аспекты общественной надстройки изучаются такими общественными науками, как политология, социология, правоведение, этика, социальная психология и т.п. Экономические же отношения изучаются экономическими науками. 
Экономические отношения, как следует из их определения, изменчивы, исторически преходящи, находятся в процессе развития. Они обусловлены в конечном итоге уровнем производительных сил общества, то есть объективными факторами, а не субъективными желаниями или волей людей. Люди для нормальной жизнедеятельности вынуждены участвовать в этих отношениях, хотя своей практической производственной деятельностью они изменяют сами эти отношения. Экономические отношения – это отношения не только в непосредственном процессе производства продукта, а во всем процессе общественного воспроизводства, который включает в себя и распределение, и обмен, и потребление благ. 
Экономические отношения отражаются категориями экономической науки, или экономическими категориями. К ним относятся, например, такие категории, как разделение труда, специализация и кооперация, товар, стоимость, деньги, цена, заработная плата, издержки производства и т.д.

Глава2.Внешнеэкономические отношения Р.Ф. со странами СНГ

2.1.Общая  характеристика отношений  Р.Ф. со странами  СНГ

     В 90-е годы экономические отношения России cо странами СНГ определялись главным образом развитием двусторонних торговых связей, а не полномасштабным региональным взаимодействием.
     Наиболее  интенсивно в рамках процесса формирования единого Союзного государства развиваются  торгово-экономические связи с  Республикой Белоруссия (РБ). В соответствии с соглашением о Таможенном союзе  между РФ и РБ (1995 г.) завершается  унификация и создание единой системы  тарифного и нетарифного регулирования  в торговле с третьими странами.
       Интеграционным уровнем является  взаимодействие России со странами, образовавшими вместе с ней  в 2000 г. Евразийское экономическое  сообщество, или ЕврАзЭС, (Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан). В торговле с государствами ЕврАзЭС действует режим свободной торговли, причем ставки таможенного тарифа стран по многим товарным позициям унифицированы; продолжается формирование единой таможенной территории с общими внешними границами.
     С другими странами СНГ (Украина, Молдавия, Туркмения, Узбекистан, Азербайджан, Армения, Грузия) Россия заключила двусторонние торговые соглашения о свободной  торговле .
     Развитие  экономических отношений с Белоруссией стимулируется в основном политическими мотивами, связанными с созданием единого государства. Благодаря поставкам топливно-энергетических товаров по льготным ценам, а также таможенному союзу с Россией и более низкой оплате труда Белоруссия имеет конкурентные преимущества на российском рынке. Это позволило ей сохранить сложившуюся до 1990 г. экспортную специализацию и наращивать экспорт в Россию готовых промышленных товаров (грузовых автомобилей, тракторов, бытовой техники, товаров широкого потребления и др.).
       Торговля с Украиной осуществляется посредством сохраняющейся зависимости от российских поставок топливно-энергетических товаров, а также кооперационных связей предприятий на основе межгосударственных договоренностей, а также финансового донорства России.
     Богатые природные ресурсы Казахстана, разносторонние производственные связи, а также  либерализация торгового режима способствовали развитию российско-казахстанского товарообмена.
     Развитие  экономических связей со странами СНГ основано на межгосударственных договоренностях, определяемых в основном политическими и оборонными интересами РФ. На основе таких договоренностей Россия экспортирует энергоносители в СНГ по ценам ниже мировых, осуществляет льготное кредитование стран-должников, предоставляет финансовые средства для поддержки сложившихся в рамках единого народнохозяйственного комплекса СССР кооперационных связей в отраслях обрабатывающей промышленности.
     Более высокая доля машино-технических товаров во взаимной торговле России со странами СНГ (по сравнению с вывозом в дальнее зарубежье) объясняется сохраняющимися производственными связями, применением стандартов и технических условий СССР, низким платежеспособным спросом населения, а также доброжелательным отношением населения стран Содружества к привычным товарам. Кроме того, Украина погашает задолженность по ранее взятым у России кредитам на оплату энергоносителей поставками оборудования.
       По статье "транспорт" Россия имеет превышение доходов над расходами. Нефть и природный газ Каспийского региона, товары стран Средней Азии и Казахстана поступают в Европу в основном через территорию России. В частности, нефть Казахстана полностью перекачивается через нефтепроводы Атырау - Самара и далее по трубопроводной системе Баку - Новороссийск и Тенгиз - Новороссийск .
     В свою очередь, большая часть экспорта российских товаров в европейские  страны (энергоносители и др.) осуществляется через территорию Украины и Белоруссии, имеющих валютные доходы от предоставления России транзитных услуг.
       В последние годы отмечалась тенденция к развитию научно-производственной кооперации в ряде отраслей обрабатывающей промышленности между предприятиями России и ряда других стран СНГ, что объясняется межгосударственными договоренностями и поддержкой государства. Так, льготы были предоставлены производителям авиа- и ракетно-космической техники России и Украины (взимание пошлин и НДС оплачивается из госбюджета обеих стран). Это позволило достичь успехов, в частности в создании нового двигателя для самолета "Ан-140", разработать и наладить совместное производство ракеты-носителя "Циклон" и др. Совместные программы производственного сотрудничества (в автомобилестроении, производстве телерадиоаппаратуры, отраслях ВПК и др.), в которых участвуют сотни предприятий России и Белоруссии, также реализуются за счет бюджетных ассигнований.
 


2.2.Ресурсный  и производственный  потенциал СНГ

     Страны  СНГ обладают большим природным и экономическим потенциалом, который дает им значительные конкурентные преимущества и позволяет занять достойное место в международном разделении труда. Они располагают 16.3% мировой территории. 5 - численности населения. 25 запасов природных ресурсов. 10 - промышленного производства. 12 научно-технического потенциала. 10% - ресурсообразующих товаров. Среди них пользующиеся спросом на мировом рынке: нефть и природный газ, уголь, лес, цветные и редкие металлы, калийные соли и прочие ископаемые, а также запасы пресной воды и земельные массивы, пригодные для земледелия и строительства.
     Только  разведанные месторождения нефти  в России3 составляют 13% мировых, в Азербайджане - более 10, в Казахстане и Туркменистане    около 10%. В России сосредоточено около 35% мировых запасов природного газа, в Азербайджане, Туркменистане, Казахстане и Узбекистане    почти 20%. По суммарной добыче каменного и бурого угля Россия, Украина и Казахстан занимают второе место в мире. Основные запасы алмазов, бокситов, медных, никелевых, кобальтовых и оловянных руд находятся в России. Большие залежи железной руды,  бокситов, медных руд расположены на Украине,  Казахстане и Грузии. В России и Белоруссии находятся крупнейшие в мире лесные массивы (? земного шара) и запасы калийных солей.
     Еще недавно эффективность транспортно-коммуникационных   систем в СНГ была в несколько раз выше, чем в Америке и Китае. В бывшем СССР по железным дорогам перевозили половину всех грузов и четверть пассажиров общемирового объема. По территории СНГ проходит самый короткий сухопутный и морской (через Ледовитый океан) путь из Европы в Юго-Восточную Азию, которая в XXI в. станет одним из наиболее важных глобальных экономических центров. По опенкам Мирового банка, доход от эксплуатации транспортно-коммуникационных   систем  Содружества  мог  бы  составить 100 млрд. долл.
      Другие конкурентные ресурсы стран СНГ - дешевая рабочая сила и энергоресурсы, представляющие важные потенциальные условия для подъема экономики (здесь производится 10% мировой электроэнергии - четвертое место в мире по ее выработке). Но эти возможности используются крайне нерационально, о чем свидетельствует чрезвычайно низкий уровень ВВП в странах СНГ4 (1,4% мирового ВВП), Отсюда и недостаточная вовлеченность, а международное разделение груда  (1,5% общемирового экспорта товаров и освоение всего лишь 1% мирового вывоза капитала). Доля товаров с высокой степенью обработки (добавленной стоимостью) весьма низка. В структуре экспорта преобладают товары сырьевой группы нефть и нефтепродукты, газ, химическая и металлургическая продукция, Все это не благоприятствует устойчивому развитию экономики стран СНГ. Цены на сырьевые товары подвержены сильным колебаниям. Чтобы но равных участвовать в установлении «правил игры» на мировых рынках, по расчетам специалистов, странам СНГ нужно в ближайшие 5-6 лет увеличить общий товарооборот в 2 раза, а объем ВВП  не менее чем в1,5 раза. Для сравнения: ВВП5 на душу населения (по паритету покупательной способности) в конце 90-х гг. составлял в США и Японии более 25 тыс. долл. странах ЕС - 15-20. Южной Корее и Тайване - 10-12. большинстве стран Восточной Европы и странах Балтии - 7-8. тогда как в России - 6-7, Белоруссии 2-5, а в других странах СНГ - 2-3 тыс. долл.  Сравнительные показатели развития стран СНГ в середине 90-х гг. представлены в табл. 1. По масштабам экономики резко выделяется Россия (половина населения и более 60% суммарного национального дохода СНГ). Пять стран (Россия, Украина, Казахстан, Узбекистан, Белоруссия)  производят 94%, а остальные семь всего 6% национального дохода СНГ.
     Таблица 16.Сравнительные показатели развития стран СНГ в середине 90-х гг. (в % к среднему по СНГ уровню)
     Тенденции социально-экономического развития стран  Содружества характеризуют табл. 2 и 3. Объем ВВП, промышленного и сельскохозяйственного производства, уровень инвестиции упали, резко сократились транспортные потоки, реальные доходы населения уменьшились, возросла безработица и усилились инфляционные тенденции. При этом глубина спада в промышленности была больше, чем в сельском хозяйстве, что позволяет сделать вывод о деиндустриализации производства, снижении его эффективности. Это стало основным фактором падения доходов населения, соответственно потребления, зафиксированного уменьшением розничного товарооборота в СНГ.
     Основные  макроэкономические показатели стран  СНГ2 (2000 г. в % к 1991 г.). Табл. 27.
     Таблица 38.Экономический рост, инфляция и безработица в странах СНГ.
     Согласно  данным Статкомитета СНГ, годовые темпы прироста ВВП в странах Содружества составили: в 2000 г. — 8,3%, в 2001г. — 6.1. в 2002 г. — 4,8%. Максимальные темпы роста ВВП в этот период отмечены в Азербайджане и Армении (свыше 10% в год), высокие — в Казахстане (в 2001 г. — 13,5, в 2000 и в 2002 гг. — более 9%). Наметился выход из трансформационного кризиса в беднейших странах региона — Молдавии, Грузии и Таджикистане, переживших в 90-е годы, вооруженные конфликты. Начался и сохраняется рост ВВП на Украине (около 6% в 2000 г., свыше 9% — в 2001 г.), которая считалась одним из аутсайдеров по макроэкономическим параметрам (это связывалось с медленным и непоследовательным проведением рыночных реформ), а также с особенно сильным негативным воздействием на украинскую экономику российского финансового кризиса). В России после максимального - девятипроцентного прироста ВВП в 2000 г. отмечается устойчивый средний по меркам СНГ рост: 5.0%— в 2001 г.. 4.3 — в 2002 г.В 2000 г. в совокупном ВВП стран-членов СНГ доля России составляла 67.5%. Украины I I.I. Узбекистана 6.2, Казахстана - 5,8, Белоруссии -3,9%. На другие государства приходилось менее 6%.
     По  производству национального дохода на душу населения, производительности труда и душевного потребления товаров и услуг на первых местах оказываются Белоруссия, Россия и Украина, а на последних Таджикистан. Армения, Грузия и Молдова. Экономический рост, обозначившийся в последние годы в странах СНГ, пока не в силах преодолеть сложившиеся в них деформации воспроизводственного процесса. Можно говорить лишь о некотором ослаблении их негативных последствий для макроэкономики за прошедшее десятилетие. В среднем по странам СНГ за 1991-2000 гг. ВВП снизился на 34%. объем промышленного производства - на 40. продукция сельского хозяйства - на 28. инвестиции в основной капитал на 67%. Почти
     Таблица подготовлена на основании доклада  Европейского банка реконструкции и развития.
     Здесь и далее, в том числе в таблицах, использованы данные Статистического  комитета СНГ (сайт cisstat.com). во всех странах Содружества еще не достигнут дореформенный уровень ключевых экономических показателей. Так. ВВП России в 2000 г. составил 68% объема 1991 г, Белоруссии – 90, Казахстана – 78, Киргизии - 72, Украины – 47, Молдовы – 60, Азербайджана - 60%. В среднем по странам СНГ объем ВВП в 2000 г. был равен 66% уровня 1991 г. Все страны формировали дефицитные бюджеты, а, начиная с 1998 г. - озабочены выплатами по внешнему долгу. Иностранные инвестиции так и не достигли больших объемов, промышленность оставалась на низком технологическом уровне и не смогла начать выпуск конкурентоспособной продукции. Только в последние годы темпы роста ВВП стабилизировались (табл. 4). Валовой внутренний продукт в постоянных ценах. 

Страна 1992г. 1995г. 1999г. 2000г.
Азербайджан.  77,4 882 107.4 111,4
Армения.       58,2 106,9 103,3 106.0
Белоруссия.   90,4 89,6 103,4 106.0
Грузия.     55,1 102,6 103,0 101,9
Казахстан. 94,7 91,8 102,7 109.6
Кыргызстан.   86,1 94,6 103,7 105.0
Молдова.          98,6 96,6 101.9
Россия. 85,5 95,9 103.5 107,7
Таджикистан.         87,6 103,7 108,3
Узбекистан.                     88,9 99,1 104,4 104,5
Украина.                         90,1 87,8 99,6 106,0
В среднем по Содружеству. 86,1 94,7 103,2 107,5
 
 

2.3. Развитие  экономики и внешней  торговли
     В 1991 г. все государства СНГ начали экономические реформы, которые характеризуются как общими (либерализация цен и внешнеэкономической деятельности, стремление к конвертируемости национальных валют, приватизация Государственной собственности), так и специфическими (преодоление внешней зависимости в сырьевой, продовольственной, военной и других областях) мерами.
     К позитивным итогам постсоветской эволюции стран Содружества можно отнести достижение относительной стабилизации курсов национальных валют. Практически все государства пережили период высокой инфляции; сегодня лишь в Белоруссии этот показатель (индекс потребительских цен) превышает40%. Начальный этап реформ завершился формированием основных рыночных институтов. В рассматриваемых постсоветских государствах складывается новая законодательная база, заработали (пусть далеко не в полную силу) фондовые рынки.9 Проведена определенная работа по созданию национальных валютных рынков, основой которых являются межбанковский и биржевой рынки. В результате достигнута внутренняя конвертируемость национальных валют, хотя пока по преимуществу формальная6. Курсы ограниченно конвертируемых валют стран СНГ формируются на внутреннем валютном рынке главным образом  на основе спроса и предложения.
       Эти позитивные тенденции, безусловно, закладывают предпосылки для активизации сотрудничества в валютно-финансовой сфере и преодоления сохраняющейся разобщенности валютных и фондовых рынков России и ее постсоветских партнеров. Создаются условия для согласования движения капиталов между странами (отсутствие соответствующих норм затрудняет трансграничное инвестирование российских компаний), а также для взаимной увязки валютных механизмов в рамках региональных группировок стран СНГ10.
     Происходят  серьезные преобразования форм собственности, идет становление частного сектора. В последнее время прежние аутсайдеры в области приватизации крупной промышленности - Украина и Белоруссия - приняли принципиальные политические решения, касающиеся активизации этого процесса и вовлечения в него иностранных инвесторов, в том числе из России и других государств СНГ. Украина в 2001—2002 гг. интенсивно продавала контрольные пакеты акций своих крупнейших предприятий базовых отраслей (энергетики, цветной металлургии, нефтепереработки и машиностроения), привлекая в качестве покупателей и российских стратегических инвесторов. Белоруссия в 2002 г. начала акционирование предприятий базовых отраслей, в первую очередь нефтеперерабатывающих, заявив о перспективе продажи части государственных пакетов акций в обмен на инвестиции в модернизацию отрасли8
     В ходе проводимых рыночных реформ расширяются возможности допуска иностранных инвесторов в промышленность и в финансовый сектор, на страховой рынок стран СНГ. Все это создает важные предпосылки для активизации деятельности хозяйственных субъектов на внутреннем и на внешних рынках. Это мы и наблюдаем сегодня в постсоветском ареале, где бизнес становится важным проводником процессов экономического сближения — либо посредством установления новых хозяйственных связей, либо на основе восстановления в рыночном режиме элементов прежних схем межреспубликанского сотрудничества.
     Экономический рост в СНГ в сочетании с  продвижением стран в рыночном направлении порождает новые формы хозяйственного сотрудничества России с партнерами по Содружеству, немыслимые в 90-е годы: перекрестное акционирование объектов промышленности и инфраструктуры, прямое инвестирование со стороны хозяйствующих субъектов разных государств и активизацию создания совместных предприятий, покупку собственности на территории других стран постсоветского пространства, перенос производств на территорию соседней страны-партнера, выкуп акций и предприятий за долги, создание различного рода интегрированных транснациональных корпораций. И если сегодня можно говорить о вызревании в самих переходных экономиках реальных предпосылок для подлинно рыночной интеграции России со странами СНГ11, то именно в смысле развития контактов непосредственных хозяйствующих субъектов, развертывания микроуровневых хозяйственных связей.
     Наблюдаются тенденции оживления как торговых, так и кооперационных связей между Россией и ее постсоветскими партнерами. Благоприятное влияние на развитие взаимного сотрудничества в период 2000—2002 гг. оказала также конъюнктура мирового рынка, особенно рынка энергоносителей. В 2000-г. товарооборот России с государствами СНГ достиг 25.4 млрд. долл. (увеличившись почти на 34%) и далее стабилизировался: в 2002 г. его объем составил 25.8 млрд., в том числе экспорта — 15.6 млрд. (рост на б.7%), импорта— 10,2 млрд. (снижение на 8,9%), В 2003 г. объем торговли РФ со странами СНГ, как ожидается, увеличится почти на 30%, составив примерно 27 млрд. долл.
     Рост  взаимной торговли и резкое повышение интереса новых независимых государств к российскому рынку связаны не только с их внутренним экономическим ростом. Важнее то, что многие из них столкнулись с серьезными барьерами на пути переориентации хозяйственных связей на рынки «дальнего зарубежья», происходившей параллельно дезинтеграции постсоюзного экономического пространства. Сегодня эйфория «открытия» мировому рынку неконкурентоспособных, сильно подверженных влиянию внешней конъюнктуры экономик, постепенно проходит. Скажем, страны СНГ убедились в практической невозможности наращивания выгодных для них экспортных поставок за пределы Содружества — вследствие как слабости соответствующего собственного потенциала и узости номенклатуры конкурентоспособных товаров, так и применения протекционистских мер со стороны ведущих импортеров по отношению к их товарам (те постсоветские государства, которые не получили статуса «стран с рыночной экономикой», особенно
сильно  ощущают протекционизм в форме антидемпинговых расследований. В результате к нашим партнерам приходит понимание того, что развивать многие отрасли обрабатывающей промышленности они могут только в расчете на расширение сбыта их продукции в России и других государствах Содружества. Отсюда и рост в последние годы популярности идеи создания многосторонней зоны свободной торговли или хотя бы двусторонних (с Россией) зон. Заинтересованность в российском рынке готовых изделий сегодня проявляют практически все страны СНГ (кроме экспортирующих на мировой рынок преимущественно сырье).
     Важнейшим фактором оживления хозяйственных связей на постсоветском пространстве, причем в наиболее прогрессивных формах (производственно-технологической кооперации и инвестиционной деятельности), как уже отмечалось, становится активность рыночных субъектов — промышленных компаний и банков, в первую очередь российских. В своей промышленной стратегии крупные отечественные компании учитывают маркетинговые условия «ближнего зарубежья»; отчетливо прослеживается «точечная» экспансия экспортоориентированного российского бизнеса в страны СНГ. Предприятия отраслей российской индустрии, обладающие наибольшим экспортным потенциалом и накопившие за последние годы инвестиционные ресурсы (нефтегазовой, алюминиевой и энергетики), проявляют интерес к расширению своей сырьевой базы, а также к производственным мощностям
 Коллективный  протекционизм стран ЕС становится  все более изощренным: применяются  не только квотирование, лицензирование  или антидемпинговые пошлины,  но и требования к стандартам  и качеству товаров и услуг.  Пример по первичной переработке сырья, выстраивая на постсоветском пространстве вертикально интегрированные корпоративные структуры Можно привести немало прецедентов налаживания новых хозяйственных связей, яркий пример здесь являют российско-украинские отношения12. Экономические связи России и Украины, как известно, складывались далеко не безоблачно, и до сих пор остаются фокусом межгосударственных противоречий (во многом по политическим причинам). И все же российские компании активно осваивают украинский рынок, особенно после новейших реформационных подвижек. Так, развернувшиеся на Украине после 2000 г. вышеупомянутые процессы приватизации крупной промышленной собственности при разрешении доступа иностранных стратегических инвесторов привели к оживлению производства на многих предприятиях и в целых отраслях, в том числе на основе кооперации с российскими добывающими компаниями. Последние, становясь собственниками или совладельцами украинских заводов, включают их в свои экспортные цепочки в качестве перерабатывающих звеньев. Подобную стратегию осуществляют, например, «ЛУКойл» и ТНК. создающие вертикально интегрированные межстрановые компании, а также «Газпром», «Русский алюминий» и другие.
 «Гиганты  российского капитала» проникают, в частности, в Армению: «Русал» участвует в выпуске на ее территории алюминиевой фольги; «Газпром» учредил в этой республике СП, а также вынашивает планы по строительству газопровода, связывающего Армению и Иран. Оживление взаимной кооперации стран Содружества — это и ответная реакция на действия ряда иностранных инвесторов, обманувших завышенные ожидания новых независимых государств. Сегодня последние, наконец, в полной мере осознали, что интересы западных инвесторов заключаются вовсе не в помощи постсоветским республикам, «освободившимся из-под гнета имперского СССР», а в максимизации собственной прибыли. Поэтому в конкретных управленческих решениях и в разработке конкретных инвестиционных проектов предпочтение нередко отдается вариантам сотрудничества с Россией, а не с западными партнерами — просто на основе итогов расчетов сравнительной эффективности. Так, недавно началась сборка грузовых автомобилей марки «КамАЗ»12 на Гянджинском автомобилестроительном заводе в Азербайджане. Ранее рассматривалась возможность восстановления этого автозавода для выпуска грузовиков «Мерседес» и «Рено», однако из-за высокой стоимости и недостаточной емкости внутреннего рынка проекты с участием соответствующих западных фирм были отклонены.
     В общем, в хозяйственном взаимодействии стран СНГ на рубеже веков наметились тенденции к реальной производственной интеграции на микроуровне и к оживлению торговых связей, ориентированных на постсоветский, особенно на российский, рынок. Однако эти процессы (прогнозировавшиеся специалистами еше в середине 90-х годов, а ныне набирающие силу) суть лишь исходные, необходимые, но явно недостаточные предпосылки рыночной интеграции новых независимых государств. Подкрепить отмеченные предпосылки можно, лишь активизировав субъективный фактор — экономическую политику, которая должна быть более целенаправленной, эффективной и безусловно проинтеграционной. т.е. коллективно обособляющей региональную группировку от остальных конкурентов (пропагандируемая же иногда модель «открытой интеграции», как говорится, противоречива по определению). Активизация интеграционной политики России в постсоветском ареале тем более важна, что наряду с охарактеризованными выше позитивными тенденциями к хозяйственному сближению сохраняются, как уже отмечалось, тенденции к дезинтеграции и фрагментации соответствующего пространства.
 


Глава3. Проблемы торгово-экономических  отношений Р.Ф. со странами СНГ  и  пути их решения

3.1.Проблема  экономической интеграции  стран СНГ

     Когда распался Советский Союз, сохранение многовековых экономических связей между новыми независимыми государствами  большинству их руководителей (за исключением  лидеров стран Прибалтики) представлялось задачей первостепенной важности, хотя мотивы этого были различными. Для  одних государств, в том числе  для России, важно было сохранить  традиционные рынки сбыта своих  неконкурентоспособных готовых  изделий, для других – как можно  дольше сохранить сложившуюся в  недрах командно-распределительной  экономики систему явного и скрытого донорства в пользу менее развитых союзных республик за счет более  развитых. Тогда казалось, что сохранить  целостность постсоветского экономического пространства не составит труда. Ведь здесь давно сложились устойчивые межреспубликанские хозяйственные связи, а между новорожденными государствами еще не было никаких торговых барьеров, на первых порах существовала единая валюта, действовали единые технические стандарты, сертификаты качества товаров и т. п. Наконец, все это пространство связывалось развитой транспортной и коммуникационной инфраструктурой, единой энергетической системой и единым языком межнационального общения. В СНГ куда больше предпосылок для интеграции, чем в Евросоюзе. Однако упускались из вида два важнейших обстоятельства.
Во-первых, переход  от командно-распределительной экономики  к рыночной перемещает национальные хозяйства стран СНГ в совершенно иную систему координат, где действуют  принципиально новые правила  игры. Здесь появляются такие неведомые бывшим союзным республикам факторы, как национальная конкурентоспособность; свободный выбор внешнеэкономических партнеров не только в ближнем, но и, что особенно важно, в дальнем зарубежье; асимметрия национальных экономических интересов, обусловленная разным уровнем техника- экономического развития стран, разной структурой их производства, и многие другие.
Во-вторых, реально  интегрироваться способны далеко не все страны. Дело в том, что основой реального интегрирования национальных экономик является высокий уровень индустриализации и диверсификации производства и обмена, когда страны взаимодополняют друг друга в широком диапазоне самых разнообразных товаров и услуг, когда внутриотраслевая торговля достигает высокого уровня, дополняя и даже вытесняя межотраслевую торговлю. Лишь на таком этапе технико-экономического развития страны все теснее привязываются друг к другу тысячами торговых, производственных, финансовых и прочих связей и все более превращаются в целостный экономический организм.
Понятно, что  такое их сращивание достигается  лишь на весьма продвинутом этапе  развития обрабатывающей промышленности и прежде всего ее высокотехнологичных  отраслей .
Напротив, аграрно-сырьевые страны, производя в значительной мере схожий ассортимент продуктов, выступают по отношению друг к  другу не столько как взаимодополняющие  партнеры, сколько как конкуренты. Поэтому они не открываются навстречу  друг другу, а напротив, стремятся  друг от друга отгородиться и искать рынки сбыта для своих товаров  в других, более 
     Не  удивительно, что, несмотря на все усилия интеграторов и на отдельные примеры  относительно удачного хозяйственного взаимодействия стран СНГ на двусторонней основе, экономическое пространство. Содружества неуклонно расползается по швам. Общепризнанным показателем интенсивности межстрановых экономических связей является доля их взаимной торговли в общем объеме товарооборота со всеми странами мира. В этом показателе находит отражение и уровень технико-экономического развития стран- партнеров, и масштабы обмена инвестициями, и состояние производственного кооперирования их предприятий, и многие другие аспекты реального сращивания их национальных экономик.
Еще важнее, с  точки зрения интеграции, процентное отношение объема взаимной торговли (либо взаимного экспорта) стран-партнеров  к совокупному объему их ВВП. Этот показатель характеризует степень  экономической открытости стран  по отношению друг к другу. Расчеты  показывают, что такое взаимосцепление убывает еще быстрее, чем доля взаимной торговли стран Содружества . В целом по СНГ этот показатель с 1990 г. упал в 6,4 раза, в том числе у России - в 7,3 раза. Это значит, что национальные хозяйства этих стран все более обособляются друг от друга. Иначе говоря, неуклонно углубляется их дезинтеграция.
Положение усугубляется тем, что в товарообороте внутри СНГ доля готовых изделий, в особенности  машин и транспортных средств  неуклонно уменьшается, а доля базовых  ресурсов растет. С 2003 г. по 2006 г. удельный вес базовых ресурсов во взаимном экспорте СНГ возрос в 2,2 раза, в том  числе топлива и сырья –  более чем вчетверо. В то же время  доля машин и транспортных средств  упала в 1,7 раза, а изделий легкой промышленности – в 2,5 раза.
Это происходит, прежде всего, из-за неконкурентоспособности  местных готовых изделий по сравнению  с аналогами, импортируемыми из дальнего зарубежья.
И рядовые потребители, и инвесторы предпочитают покупать пусть более дорогие, но зато качественные и надежные товары, изготовленные  в развитых странах рыночной экономики, где конкуренция вынуждает производителей постоянно совершенствовать свою продукцию. Импортируемые из дальнего зарубежья товары как бы выдавливают готовые изделия из внутри регионального товарооборота Содружества, что ведет к возрастанию в нем доли топливно-сырьевых ресурсов, металлов и других базовых товаров .
Таким образом, объективные предпосылки для  интегрирования национальных экономик здесь не улучшаются, а ухудшаются.
С одной стороны, для взаимной торговли остаются все  больше аграрные и топливно-сырьевые товары, которые, как уже сказано, далеко не способствуют интеграции национальных экономик.
С другой стороны, именно такие товары наиболее конкурентоспособны на мировых рынках, поскольку их качество определяется в основном самой  природой и потому всюду более  или менее одинаково, а издержки их производства в
Содружестве достаточно низки по мировым меркам. Поэтому их конкурентоспособность в странах дальнего зарубежья гарантирована.
 


3.2.Проблемы  торгово-экономического  сотрудничества .

     В настоящее время наиболее серьезной  и системной проблемой для  российского экспорта является активно  используемая Белоруссией система  мер административного характера  в целях ограничения импорта.
Выявлено значительное количество мер, действующих в Белоруссии и препятствующих доступу российских товаров на рынок Республики Белоруссия. Данные меры нарушают обязательства, добровольно  принятые на себя Республикой Белоруссия перед Российской Федерацией и являются барьером на пути создания полноценного Таможенного союза.
     На  рубеже 2006-2007 годов сторонами достигнуты договоренности о практическом переводе на рыночные рельсы торговли природным  газом и нефтью сырой. При этом Российская Федерация продолжает оставаться крупнейшим донором экономики Республики Белоруссия.
Контрактом между  ОАО «Газпром» и ОАО «Белтрансгаз», подписанным 31 декабря 2006 г., предусматривается увеличение цены на газ до 100 долл. США за 1000 куб.м.
В соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Белоруссия от 12 января 2007 г. о мерах по урегулированию торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов, Республика Белоруссия будет оплачивать вывозные таможенные пошлины в согласованных  объемах. Исходя из того, что Белоруссия является одним из главных торгово-экономических партнеров России, а также принимая во внимание динамичное развитие экономики республики главными задачами сотрудничества являются: Создание совместной газотранспортной российско-белорусской организации в форме акционерного общества.
Унификация перечня  ставок ввозных и вывозных таможенных пошлин национальных таможенных тарифов.
Сведение к  минимуму применения мер нетарифного  регулирования во взаимной торговле.
Разработка технико-экономического обоснования освоения Калининградских  портов с тем, чтобы увеличить  до 1 млн.тонн в год перевалку белорусских калийных удобрений.
Содействие работе Белорусско-Российского Совета по долгосрочному  сотрудничеству областей, министерств, органов государственного управления Республики Белоруссия с Калининградской  областью Российской Федерации.
Осуществление проекта по строительству трансконтинентальной магистрали Брест-Минск-Москва-Владивосток
Участие российского  капитала в строительстве атомной  электростанции на территории Республики Белоруссия.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.