На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Лоббизм как типичное явление парламентских структур

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 23.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки Украины
Донецкий  Национальный Технический университет 
 
 

Кафедра Политологии
  
 
 

Реферат
на тему:
«Лоббизм как типичное явление парламентских структур» 
 
 
 

Выполнил:
 ст.гр. ТЗИ-07
Лантух  А.Р.
Принял:
Сорочан А. Г. 
 
 
 
 
 
 
 

Донецк, 2011
Содержание
    Введение……………………………………………………………………3
    Определение лоббизма…………………………………………………….6
    Функции лоббизма…………………………………………………………7
    Этапы лоббистской деятельности…………………………………………8
    Правовое регулирование лоббистской деятельности…………………...11
    Выводы……………………………………………………………………...18
    Литература………………………………………………………………….19
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
     Возможность граждан обращаться напрямую к властным органам  де-юре, конечно, существует. Первая поправка к Конституции США гарантирует гражданам право обращаться к органам государственной власти с петициями об  удовлетворении жалоб. Похожие положения есть в Конституции Украины, конституциях европейских стран. Однако де-факто в современных развитых государствах существует мощный бюрократический аппарат, который в действительности не позволяет реализовывать гражданам это право. Общеизвестно, что для того, чтобы добиться какого-либо результата необходимо пройти большое количество инстанций. Например, для получения каких-либо льгот человек должен предоставить определенное количество справок, на получение которых приходится тратить время. Далеко не каждый человек в состоянии все эти справки получить:  зачастую, по крайней мере в Украине, люди  просто не знают о своих правах, о том,  на какие льготы  они могут претендовать.  
   Для упрощения процедуры представления  интересов граждане объединяются в  союзы, объединения, ассоциации и др. Эти организации занимаются представительством интересов общества.  Процесс  представления  интересов  общества называется  лоббированием.
          Основой лоббизма в  любом случае является та или иная социальная группа, т.н. группа интересов. Группами интересов называют добровольные объединения людей, коллективов и организаций с формальной основной структурой, в которой личные требования соединены с материальной и духовной общественной пользой и которые выражают себя внутри своей организации или высказываются относительно других групп и политических институтов. Группы интересов являются неотъемлемой частью демократического общества и выполняют в нем следующие функции:
    определение интересов
Этот  процесс заключается в том, что  самые различные интересы участников объединения претворяются в конкретные формулы и требования объединения. Определение групп  интересов  означает, что интересы их участников входят как конкретные требования их участников в процесс принятия решения.
    обобщение и формулирование основных интересов
Во многих случаях требуется обобщение  интересов внутри союза, объединения. Этот процесс необходим для того, чтобы это объединение могло  влиять на политический процесс. Также обобщение и формулировка интересов чрезвычайно важна для государства. Поиск  политического решения облегчается, если вся полнота требований общества уже обработана и сведена к небольшому кругу альтернатив и если между отчасти противоречащими друг другу интересами различных группировок достигнуто согласие.
    выбор интересов
Если  процесс обобщения и формулировки интересов направлен на имеющиеся  интересы внутри групп, то  от правильного выбора   интересов зависит способность влияния объединения на политическую систему. Последняя может реализовать лишь ограниченное число интересов, иначе она будет безнадежно перегружена.
Чрезвычайное  разнообразие групп интересов вызывает необходимость в их классификации. Ученые по-разному классифицируют эти группы интересов. Одним из примеров  такой типологии  можно назвать классификацию немецкого ученого Ульриха фон Алемана. Основным критерием этой классификации является сфера деятельности.   
    организованные интересы в экономической сфере
      предпринимательские объединения и объединения самостоятельных категорий работников
        профсоюзы
        потребительские союзы
    организованные интересы в социальной сфере
      объединения защиты социальных прав
      объединения социальных достижений (например, благотворительные общественные союзы)
      группы самопомощи (анонимных алкоголиков)
    организованные интересы в сфере досуга и отдыха
      спортивные союзы и объединения
      кружки для общения и реализации хобби
        организованные интересы в сфере религии, науки и культуры
      церкви, секты
      научные ассоциации
      общеобразовательные кружки, клубы по искусству
            организованные интересы в общественно-политической сфере
      духовные, этические, правозащитные объединения
      общественно-политические объединения (экологические, разоруженческие и т. д.)
Следующей ступенью организации интересов являются группы давления Группа давления (от англ. pressure group) - это организация, созданная для защиты интересов и оказания давления на  органы государственной власти с целью добиться от  них принятия решений, соответствующих ее интересам. Определяя различие между группами давления и политическими партиями указывают на то, что первые преследуют цель осуществления власти, вторые ограничиваются оказанием влияния на власть, оставаясь при этом вне ее. В своей деятельности группы давления различаются:
      по цели: группы, отстаивающие материальные интересы, и группы, поддерживающие прежде всего идеологические, моральные принципы;
      по роду: частные группы – общественные;
 
Определение лоббизма
Процесс представления интересов данных групп называется лоббизмом. Есть много определений этого термина. Вот некоторые из них:
Лоббизм – это особая система и практика организации отдельных групп общества путем целенаправленного влияния на органы законодательной и исполнительной власти.
Лоббизм – это деятельность юридических и физических лиц в отношении федеральных органов государственной власти с целью оказания влияния на выполнение последними своих полномочий, предусмотренных законодательством
Лоббизм — это давление на власть, на людей, принимающих решения, со стороны разного рода группировок, или так называемых групп давления
Лоббизм - это система контор и агентств крупных монополий при законодательных органах США, оказывающих в интересах этих монополий воздействие (вплоть до подкупа) на законодателей и государственных чиновников в пользу того или иного решения при принятии законов, размещения правительственных заказов и т.п.
Лоббизм (от англ. lobby кулуары, где депутаты парламента могли общаться с посторонними) - специфический институт политической системы, представляющий собой механизм воздействия частных и общественных организаций политических партий, профсоюзов, корпораций, предпринимательских союзов и т. п. (т. н. групп давления) на процесс принятия решений парламентом.
На мой  взгляд, наиболее четким определением этого явления является  определение данное в законопроекте «О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти». Оно точно определяет объект и субъект лоббирования,  четко обозначает то, что может быть целью лоббирования: влияние на принятие решений.   

       

      Функции лоббизма

          «Отрицательные» стороны  лоббизма очевидны: то, что может  быть выгодно одной социальной группе, может быть не выгодно всему обществу. Совсем необязательно, что лоббист  будет представлять интересы большей части общества. Следует учесть, что группы давления - это по большей части элитные группы, для которых характерны свои интересы, отличные от  большинства населения.   Однако большинство специалистов утверждает, что лоббизм – абсолютно легитимный и нужный институт в гражданском обществе. Вот основные функции лоббизма:
      посредничество между обществом и государством
Лоббисты  представляют интересы общества перед  органами государственной власти. Добиваясь  своих, чаще всего экономических целей, лоббисты реализуют интересы большинства населения. Например, если лоббист представляет интересы крупной промышленности, то добившись инвестиций, он обеспечит работников предприятия зарплатой. 
      замещение представительства
Лоббисты  в некоторых случаях представляют  интересы части общества, замещая при этом официальных представителей (чиновников, депутатов законодательных органов власти) народа.
      упорядочивание плюрализма общественного мнения

Многие  партии имеют похожие программы, которые не совпадают в определенных позициях (например, в современной России это Яблоко и СПС, Единство и Отечество), лоббисты упорядочивают резкость мнений, реализуя интересы, а не отстаивая позиции  партий. 

      информационная  функция 
Такой канал лоббирования как СМИ выполняет функцию информирования широкой публики о каких-то событиях, фактах из жизни политиков и т.д. Возможно, это не самый легитимный способ лоббирования, ведь каждый журналист может иметь собственное мнение о события, которое может не быть объективным.
      постановка актуальных вопросов
Лоббисты, добиваясь своих целей, ставят актуальные вопросы перед общественностью  и органами государственной власти. Например, когда в США получили широкое распространение видеокассеты именно лоббисты   подняли вопрос перед законодательной властью о проблеме незаконного копирования  кассет.

Этапы лоббистской деятельности

 
Можно выделить несколько стадий лоббистской деятельности :
    сбор информации
      Сбор  информации – первый  и важнейший  этап лоббистской деятельности. Для  лоббиста необходимо владеть всей полнотой информации по вопросу, которым он занимается. Источниками такой информации могут быть:
      официальные документы
      статистические данные
      слушания в органах законодательной власти
      неформальные встречи с представителями органов государственной власти, ведущими политиками, экспертами и т.д.
      2. коалиционное строительство  
      Следующим этапом работы лоббиста является поиск  союзников для реализации своих  целей.  Понятно, что объединение  каких-либо организаций имеет большие  шансы на достижение главной своей цели: оказания влияние на принятие политического решения. Например, по вопросам о правах женщин, разные американские женские объединения, такие как Национальная Женская Организация, Американская ассоциация студенток, Лига женщин-избирателей и другие обычно выступают вместе. Работая вместе, такие группы могут разработать более продуманную стратегию своей работы, установить ее приоритеты.
    процедура лоббирования
          непосредственное лоббирование (прямое)
Прямое  лоббирование подразумевает личный контакт лоббиста с лицом, принимающим решение. По опросам вашингтонских лоббистов, 98% из них работают именно таким образом, используя для достижения своих целей прямой контакт с  политиками. Во время таких встреч лоббист, как правило,  высказывает лицу, принимающему решение,  свою точку зрение на вопрос, аргументируя ее  конкретными данными.  Можно выделить несколько способов прямого лоббирования:
    выступление на слушаниях по законопроектам. Этот метод дает возможность лоббистам открыто выразить свои интересы. Это наиболее заметная для публики часть деятельности лоббистов.  Лоббисты могут, как участвовать в разработке законопроектов, так и  представлять  уже готовые законопроекты комиссиям и комитетам законодательных органов.
    личные встречи с лицами, принимающими решение, они могут быть, как формальными, так и неформальными.  
    преподнесение  подарков лицам, принимающим решение.
    опосредованное лоббирование (непрямое)
   Целью  непрямого или опосредованного  лоббирования (в английском языке  это называется grassroots lobby – лобби на уровне «корней травы», лоббирование снизу)   является не прямое воздействие на лицо, принимающее решение, граничащее часто с подкупом, а влияние на общественное мнение  по данному вопросу, усиление влияния на  лица, принимающие решения, с помощью активизации их избирателей. К методам этой формы лоббирования относят:
    работа со СМИ разного уровня. Лоббисты с помощью СМИ распространяет точку зрения организации- клиента,  демонстрируя актуальность и значимость  освещаемого вопроса.
    массовые почтовые рассылки; современные возможности коммуникации, включая электронные, позволяют в короткое время организовать огромные потоки обращений граждан к органам государственной власти. Такое лоббирование создает видимость давления снизу. Например, в 19993 году, когда правительство США, заявило о введении налога на использование энергоносителей, избиратели во всех штатах писали своим представителям в Конгрессе и требовали от них усилить воздействие на Белый дом. В конце концов, Биллу Клинтону не осталось ничего другого, как уступить. 
    финансирование избирательных кампаний; этот пункт особенно важен в США, где нет  государственного финансирования  избирательных кампаний в Конгресс и конгрессмену приходится искать финансовые источники.
      К методам лоббирования, признаваемых в законопроекте «О регулировании лоббистской деятельности в  федеральных органах государственной власти», относятся:
      представление в федеральные органы государственной власти проектов законов, указов, распоряжений, постановлений и других нормативных актов, документов и информационных материалов, касающихся полномочий соответствующих органов государственной власти.
      участие в обсуждение комитетами и комиссиями Федерального Собрания, органами исполнительной власти законопроектов, документов и материалов, указанных выше.
      устные и письменные контакты с депутатом, должностным лицом федеральных органов государственной власти по поводу интересов физического лица или организации, в пользу которых осуществляется лоббистская деятельность.
      экспертиза   проектов законов и иных нормативных актов федеральных органов государственной власти с представлением последним результатов экспертизы в том случае, если она осуществляется не по запросам этих органов.
 
Правовое  регулирование лоббистской  деятельности 

 Понятно, что такой вид политической деятельности, как лоббизм, который часто граничит с подкупом и иными не легитимными  способами влияния лиц, принимающих решение требует регулирования. По тому, как регулируется в стране лоббизм,  можно выделить две модели лоббизма в мире:  

    англосаксонскую (США, Канада, Австралия, ряд других стран) модель, которая предполагает обязательную государственную регистрацию лоббистских организаций и определение конкретных функций групп давления;
    европейскую или континентальную (Италия, Германия, Франция) модель, при которой заинтересованные организации могут воздействовать на лица, принимающие решения, участвуя в работе комитетов и комиссий при законодательном органе.
 
Рассмотрим  правовое регулирование лоббизма в  США, в стране где лоббизм наиболее развит. Считается, что начало регулированию  лоббизма в США положила первая поправка к Конституции, гарантирующая гражданам право обращаться к органам государственной власти с петициями об  удовлетворении жалоб. Первый  « Федеральный закон о регулировании лоббизма»  США и в мире появился в 1946 году. Главным его положением была обязательная регистрация лоббистов у клерка Палаты представителей и секретаря Сената и представление ежеквартальных отчетов о своей деятельности. Главным недостатком этого закона была его некоторая непродуманность, например, закон не распространялся на лоббирование органов исполнительной власти, на контакты с членами Конгресса и непрямое лоббирование. Этот Закон не ограничивал размер финансовых средств, которые можно было использовать на лоббистскую деятельность. По мнению самих американцев, лоббисты, включенные в списки  Конгресса США, являлись лишь частью профессионального лобби, так как многие лоббисты уклонялись от регистрации, то есть от уплаты налогов и иных взносов в государственную казну США. При этом их можно было разделить на несколько категорий:  

    профессиональные  лоббисты, которые регистрировались в Конгрессе США;
    профессиональные лоббисты, занимающиеся этой деятельностью, но без регистрации;
    профессиональные лоббисты, которые работали без регистрации, но имели официальное представительство, например, отдел по связям с Конгрессом;
    профессиональные лоббисты из числа должностных лиц, обладающих большими связями и влиянием;
    непрофессиональные лоббисты, также обладающие связями и влиянием, но привлекающиеся к этой работе эпизодически;
При всех своих недостатках и неточностях, этот закон в США не менялся до 1995 года.  В декабре  1995 года был принят новый закон «О раскрытии лоббистской деятельности» (вступил в силу с 1 января 1996 года). Его принятию предшествовала большая работа в комитетах  Конгресса.    Еще в 1993 году был сделан доклад  Комитета Сената США по правительственным делам ( Дж. Гленн) о целях и задачах данного закона. Согласно ему, цель нового закона  - обеспечить эффективную открытость усилий, предпринимаемых платными лоббистами для  оказания влияния на ведение правительственных действий должностными лицами законодательной  и исполнительной ветвей власти, дав при этом народу США самую полную возможность осуществлять его конституционное право обращаться к правительству с петициями об исправлении несправедливостей, свободно выражать свое мнение правительству и предоставлять ему информацию.    В новом законе прописаны и установлены: 

       
    понятийный  аппарат, который состоит почти  из двух десятков терминов;
    перечень сведений, который должен отобразить лоббист в регистрационном документе;
    сроки отчетов зарегистрированных лоббистов;
    сведения, которые должны содержаться в отчетах;
    обязанности зарегистрированного лоббиста или лоббистской организации;
    обязанности Секретаря Сената и клерка Палаты представителей
    размеры штрафа за нарушение норм лоббистской деятельности
 
      Новый закон ввел новые  понятия :
    «охваченное должностное лицо», то есть лицо, непосредственно принимающее решение.  Контакты только с этими лицами считаются лоббистской деятельностью;
    лоббистская деятельность – лоббистские контакты и усилия в поддержку таковых контактов, включая подготовку и планирование этой деятельности, исследования и другую вспомогательную работу, которые предназначены в момент их осуществления для использования в  лоббистских контактах ;
    лоббистский контакт – любое устное или письменное сообщение, адресованное от имени клиента охваченному должностному лицу относительно: разработки, изменения или принятия федерального законодательства, федеральных административных актов, регулирующих установлений, исполнительных приказов и любых других программ, политики или позиции правительства США и др. ;
    лоббистская фирма – физическое или юридическое лицо, имеющее одного или более служащих, которые действуют от имени клиента – при условии, что таковым клиентом является не сама фирма.
    лоббист – это любое физическое лицо, которое является штатным сотрудником клиента или нанятое клиентом за денежное вознаграждение и которое оказывает клиенту услуги, включающие не менее двух лоббистских контактов. Тем не менее лицо, лоббистская деятельность которого занимает менее 20 % времени, затрачиваемого в полугодии на оказании лоббистских услуг клиенту, не является лоббистом.  
      После того, как лоббист приступил к  выполнению своих обязанностей, он обязан зарегистрироваться, однако есть 2 случая, в которых он имеет право этого не делать:
    если доход лоббистской фирмы от ее лоббистской деятельности не превышает        $ 5 000  в течение полугодия;
    освобождаются от регистрации организации, штатные сотрудники которых осуществляют лоббистскую деятельность в ее пользу, причем расходы на эту деятельность не превышают $20 000;
 
По окончании  каждого полугодия лоббист обязан предоставлять секретарю Сената и клерку Палаты представителей отчет  о своей деятельности. В случае нарушения закона, виновный наказывается штрафом до $50 000 в зависимости от тяжести нарушения.
      Главным недостатком закона является то, что  он не распространяется на непрямой лоббизм. Противники регулирования этого  вида лоббизма ссылаются на то, что  таким образом будем нарушено право граждан обращаться к правительству  с петициями об удовлетворении жалоб.
          В Германии, которая  является ярким представителем стран  с европейской (или континентальной) моделью лоббизма, нет единого  федерального закона о лоббистской  деятельности. Ее регулируют ряд  нормативно - правовых актов. Среди них наиболее важным и значимым можно считать «Единое положение о федеральных министерствах». Согласно этому документу, министерства имеют право привлекать к работе над законопроектами вневедомственных экспертов, консультантов и иных представителей «заинтересованных профессиональных кругов». «Положение» наделяет руководство министерства правом организовывать по мере надобности на временной или постоянной основе различные совещательные органы для решения своих внутренних задач в процессе подготовки законопроектов.  
          Характерным для европейских стран является существование этических кодексов лоббистов. Согласно  немецкому кодексу  поведения лоббистов, лоббист должен:
    быть носителем знаний;
    восполнять недостаток информации; у чиновников и парламентариев, если они получают информацию от лица, представляющего чьи-либо интересы, должно сложиться впечатление, что они кое-что изучают дополнительно и узнают больше, чем прежде;
    создавать опережение информации;
    сокращать пути передачи информации;
    быть всегда на месте; лоббист должен быть по возможности, как можно ближе к «эпицентру событий»;
    начинать действовать как можно раньше; лобби не должно терять времени, оно должно заранее знать, что происходит, и немедленно начинать действовать;
    работать превосходно и осторожно; лобби лишь в том случае работает превосходно, если учитывает последствия для общества в целом и  в частности для  групп, интересы которых он представляет; представлять интересы надо с политической осторожностью;
    требовать в меру; лицо, представляющее чьи-либо интересы, должно сдерживать свой инстинкт, выдвигать требования и высказывать пожелания; оно не может требовать все время и уж тем более должно требовать многого;
    завоевывать доверие; лоббист,  начинающий работать в столице Федерации, должен пользоваться таким доверием, чтобы его выслушивали с интересом и внимательно;
    заслуживать доверие; при представлении интересов не должен иметь место дефицит доверия; лица, представляющие чьи-либо интересы должны остерегаться говорить об одном и том же по-разному;
    вести себя очень осторожно, не заниматься надувательством; ничто не может быть более опасно для лоббиста, чем пытаться достигнуть цели с помощью трюков и обмана;      
    быть уверенным в себе и иметь чувство собственного достоинства;
    соблюдать нейтралитет по отношению к политическим партиям;
    уметь заверить группы, созданные на основе общности интересов в том, что лоббисты хотят предложить точную объективно обоснованную помощь;
    уметь убеждать общественность; без поддержки общественного мнения лицам, представляющим чьи либо интересы, было бы трудно вникнуть в процесс решения важных политических вопросов;
    знакомить друг с другом подходящих людей; успех лоббиста в значительной мере зависит от того знает ли он компетентных собеседников по данной теме и сможет ли он познакомить их     в нужный момент;
    работать незаметно;
    изредка оказывать знаки внимания; в столице сложно делать подарки и оказывать знаки внимания, необходимо знать что разрешено, а что нет; хотя и предусмотрены накладные расходы, но он должен проявлять при этом крайнюю скромность;
         Этот кодекс подчеркивает, что компетентность лоббиста превыше  всего. Кто имеет более убедительные аргументы и выделяется компетентностью  в данном вопросе, творческим подходом  и, если это возможно, исключительностью, тот закрепляет свои позиции и показывает себя на деле как лоббист.
          
      Специфической особенностью лоббизма в нашей стране является то, что как правило оно  направлено не на представителей законодательного органа, как в западных странах  и в США, а на представителей исполнительной власти. Для Украины действительно характерно то шуточное определение лоббизма, которое стало так популярно в последнее время, как «открывание лбом дверей кабинетов чиновников». Лоббизм в Украине понимается очень многими как подкуп. В нашей стране необходимо изменить отношение к лоббизму, признать его  равнозначным  каналом реализации интересов наряду  с другими, стимулировать развитие «культуры участия»  через лоббирование различных, не только элитных и корпоративных интересов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выводы
Во-первых, сущность лоббизма заключается в оказании давления со сторо-
ны групп  интересов на законодателей и  других чиновников с целью приня-
тия выгодных для этих групп решений. Круг объектов лоббизма зависит от
сложившихся в стране норм и политической практики. В авторитарных
государствах, где парламент или отсутствует, или выполняет номинальные
функции, лоббисты направляют свои усилия на сотрудничество с фактичес-
кими  законотворцами, т.е. чаще всего с  правительством. И наоборот, там, где  исполнительная власть имеет ограниченные полномочия в сфере законо-
творчества, лоббирование осуществляется в большинстве  своём на парла-
ментском  уровне.
   Во-вторых, лоббизм оказывает противоречивое  воздействие на общество и
государство. С одной стороны, он способствует «оздоровлению» общества за
счёт  постоянного взаимодействия государства  и гражданского общества и 
соответственно  согласования их интересов, а с другой стороны, он может привести к формированию криминального государства, отстаивающего 
узкогрупповые интересы и нарушающего при этом стабильность в обществе.
В какой-то степени, негативные последствия лоббизма можно уменьшить
путём правовой регламентации этой деятельности. 
 
 

     

Литература

 
      
    Проект  закона «О регулировании  лоббистской  деятельности в федеральных органах государственной власти»
    Политическая энциклопедия
    В.В.Изгаршев  «Методы и формы представительной деятельности организаций крупной буржуазии в начале ХХ века»  (www.km.ru)
    Лепехин В.А. «Лоббизм»
    «Политическая система США»
    www.km.ru

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.