На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Демографическая ситуация России на примере Саратовской области

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 23.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     Содержание
     Введение…………………………………………………………………3
     1. Характеристика демографической ситуации в Саратовском регионе………………………………………………………..
     1.1. Естественное и механическое  движение населения 
     в Саратовском регионе 6
     1.2. Профессионально-квалификационная характеристика региона 16
     2. Влияние демографического потенциала на экономику региона
     2.1. Тенденции сельскохозяйственного  производства 
     и демографическая роль в этом процессе 26
     2.2. Социальная обеспеченность и  экономические потери региона  26
     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение
     В Российской Федерации наметилась тенденция  выхода из системного кризиса, которая  реализуется во многом за счет усилий ее отдельных субъектов. Чтобы развитие не зашло в тупик, планы отдельных областей и республик должны учитывать как тенденции структурной перестройки мирового сообщества и страны, так и специфические особенности своих территорий.
     Саратовская область является одной из ключевых для России. С одной стороны, область - одна из центральных на территории СНГ и на европейской части России, с другой стороны, она достигает границ российского государства. Область выгодно расположена в центре крупной зернопроизводящей зоны, на пересечении торговых и транспортных магистралей. Через ее территорию осуществляется наиболее удобный выход на государства Средней Азии и Республику Казахстан.
     Следует отметить и сходные черты области с соседними регионами Поволжья, это: открытость, диверсифицированность экономики, рассредоточенность ресурсов развития, многоцелевое развитие и многоуровневая координация хозяйства и др. Такие черты области обусловливают высокую потенциальную опасность возникновения и обострения проблем при исключении той или иной части общей системы области из общероссийской системы взаимозависимостей (например, вследствие разрыва хозяйственных или координационных связей с внерегиональными партнерами и др.).
     Область является крупным индустриально-промышленным центром России. В структуре промышленного  комплекса области наибольший удельный вес принадлежит электроэнергетике, машиностроению, химической и нефтехимической, пищевой промышленности.
     Значительную  роль в развитии экономики области  играет агропромышленный комплекс. Однако существенная зависимость от природно-климатических  условий не обеспечивает стабильности в зерновом производстве, в результате ежегодный валовой сбор зерновых колеблется от 2 до 6% в общем объеме по России. К тому же состояние агропромышленного производства характеризуется следующими кризисными явлениями: катастрофическое снижение почвенного плодородия, разрушение материально-технической базы, отрицательные сдвиги в структуре производства и наличие тенденции к монокультуре.
     Отличительной особенностью области является наличие  мощного научного потенциала - в 48 научных организациях и 14 ВУЗах работает более 700 докторов наук и около 3000 кандидатов наук.
     Область обладает богатым культурным наследием, сохраняет давние театральные, музыкальные  и художественные традиции. Сеть учреждений культуры и искусства насчитывает 17 театров и концертных организаций, 25 государственных музеев федерального, областного и муниципального подчинения, 1127 библиотек, консерваторию, цирк, 6 средних специальных учебных заведений - художественное, культуры и музыкальные училища, более 1300 клубных учреждений, 105 детских музыкальных школ и школ искусств.
     В области расположено значительное количество предприятий оборонно-промышленного  комплекса. Наметившаяся тенденция  оживления промышленного производства до 2000 года носила чисто компенсационный характер, стимулом его роста стал процесс импортозамещения после августа 1998 года. Однако, производство наукоемких и технически сложных видов продукции, определяющих технический и технологический уровень производства, продолжает сокращаться.
     Сокращение  промышленного производства в целом по области в последние годы было вызвано причинами, характерными для современного состояния России в целом. Развитие рыночных отношений сделало доступной нашу область для многих иностранных корпораций, которые заняли доминирующее положение на региональном рынке. Продукция местных товаропроизводителей оказалась неконкурентоспособной. Это повлекло резкое ухудшение финансового положения промышленных предприятий, снижение загрузки их производственных мощностей (по ряду производств мощности используются менее, чем на 10 процентов).
     Самая тревожная тенденция - кризис в инвестиционной сфере. Сокращение объемов капитальных  вложений затронуло все отрасли  области. В итоге - почти две трети  оборудования имеет возраст более 15 лет, а износ основных фондов превышает 50 процентов. Объем инвестиций в 1999 году составил всего 22 процента от уровня 1990 года.
     Несколько улучшилась ситуация на рынке труда. Зарегистрированная безработица не превышает нескольких процентов  от численности трудоспособного населения, ликвидирована задолженность по выплате пособий по безработице, ведется постоянная и планомерная работа по переквалификации. Но высок уровень скрытой безработицы, не ликвидирована структурная безработица.
     Для Саратовской области характерно ухудшение демографической ситуации. Превышение смертности над рождаемостью, сложившееся в последние годы, приводит к уменьшению численности населения области на 16-18 тысяч человек ежегодно, что сравнимо с населением целого района области.
     Причины этого - низкий уровень жизни населения, утрата народом большей части духовных ценностей, на которых испокон веков стояла Россия.
     Рост  и влияние миграционных потоков, как из бывших союзных республик  Средней Азии и Кавказа, так и  из регионов Северного Кавказа, становится весьма заметным. Взаимодействие культур, неизбежно происходящее при этом, нельзя считать благотворным для культуры региона, исторически сложившегося с преобладанием русской культуры.
     Таким образом, область имеет сегодня  комплекс проблем, характерных как для России в целом и большинства ее субъектов, так и специфические проблемы, определяемые географическим положением региона, расположенного на стыке двух климатических зон, двух государств, двух культур. Из осознания этих проблем и своего положения вытекает главный приоритет - сбережение и развитие населения области.
     Целью данной курсовой работы является изучить  демографическую ситуацию в Саратовской  области 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Характеристика демографической ситуации в Саратовском регионе
     1.1. Естественное и механическое движение населения в Саратовском регионе
     По   предварительным        данным     ВПН     2010    года    всего   учтено    по  Саратовской  области – 2521,8 тыс. человек, по России –  142905,2 тыс. человек,  по ПФО –  29900,4 тыс. человек. Саратовская область в ПФО по численности  населения занимает 6 место. По сравнению с переписью 2002 года население  Саратовской области сократилось с 2668,3 тыс. человек до 2521,8 тыс. человек  или на 146,5 тыс. человек (или 5,5%).
            Сокращение       происходило       из-за    естественной      убыли      населения  (превышение числа умерших над числом родившихся), которое составило  за  межпереписной период -  169,1 тыс. человек  на фоне миграционного прироста  (+ 22,6 тыс. человек).
            Саратовская  область относится к регионам  с высокой урбанизацией  населения.  Доля  городского  населения в 2010  году  составила 74,5  %  против  73,6%  – 2002 года. Сохранилось      характерное      превышение       численности      женщин      над численностью   мужчин.       По  данным  переписи   2010   года   на   1000   мужчин  приходится  1185 женщин, в 2002 году –  1171 женщина. Соотношение мужчин  и  женщин      несколько    ухудшилось   в      связи   с  высокой    преждевременной  смертностью мужчин (приложение 1).
       Саратовстат       завершил      формальный         и    логический       контроль,  автоматизированное  кодирование   записей  переписных  листов.                После  этого  будет  сформирована  база  данных  для  получения   окончательных  итогов  ВПН  2010 года.
     Существенное  влияние на демографическую ситуацию оказывает низкий уровень жизни  молодых семей. Среднедушевые денежные доходы ниже прожиточного минимума имеют 70 процентов семей с детьми и 90 процентов многодетных семей.
     По  прогнозу органов государственной статистики, в течение ближайших 13 лет при сохранении существующих тенденций изменения демографической ситуации число жителей Саратовской области уменьшится на 183,9 тыс. человек и к 2023 году составит 2477,8 тыс. человек.
     Внимание общественности, ученых и практиков в России последних лет все более основательно обращается к проблеме миграционных процессов. Новый, положительный взгляд на тему миграции в стране начал формироваться сравнительно недавно.
     Сегодня становится очевидным, что без мигрантов Россию в обозримом будущем представить невозможно. Вот некоторые цифры. Снижение численности населения России после предыдущей переписи составило 1,8 млн человек, несмотря на то, что за это время в стране добавилось 5,5 млн мигрантов. "Несмотря на некоторый рост рождаемости, мы все же прирастали за счет легальной иммиграции. Нам нужна эффективная иммиграционная политика. Выгодная для страны и удобная для людей", - подчеркнул В. В. Путин еще в мае 2003 года в ежегодном Послании Президента Федеральному собранию.
     В постиндустриальную эпоху миграция людей в поисках работы казалась невозможным феноменом, но начало третьего тысячелетия опровергает самые  прогрессивные теории, обнаруживая  слабость государственной социальной политики. На первый уровень вышли не изолированные институты и сферы государственного влияния, а глубокая связь политики занятости, миграционной, демографической, экономической, этнонациональной политики. Представители многих народов были выброшены из жизни, различия в социально-экономическом уровне регионов явились причиной возникновения сепаратистских тенденций, конфликтов, межэтнического напряжения, проблем миграции.
     Став  после распада СССР приграничной территорией, Саратовская область  приняла более 200 тыс. мигрантов. Это не удивительно - люди здесь добрые, земля плодородная, цены на недвижимость относительно невысокие. На территории области проживает 111 национальностей, поэтому уровень толерантности высок. Особенно важно, что область постоянно испытывает растущий дефицит рабочих специальностей. Уровень безработицы в области в настоящее время - более 10%, что выше среднего показателя по России, число безработных - около 172 тыс. человек. В основном это служащие, спрос на которых ограничен, а слесарей, сварщиков, сельскохозяйственных и других рабочих явно не хватает. Если бы не мигранты, экономике региона грозил бы кризис. Существует и характерная для Европы проблема старения населения, а миграция, если не способна ее решить полностью, то может хотя бы смягчить.
     Миграционное движение - это пульсация; нерегулируемая волна миграции ложится тяжелым бременем на социальную инфраструктуру территории, где она появляется. Мигранты не имеют достаточной информации, где их ждут и готовы принять, и поэтому распределяются по стране неравномерно. С 1992 по 2001 годы, к примеру, только зарегистрированных мигрантов в России оказалось около 7 млн человек. Особенностью современной ситуации стран СНГ является наложение друг на друга интенсивных потоков миграции, сложного социально-экономического положения, связанного с падением производства, распространением безработицы, криминализации экономики. В этих условиях является актуальным всесторонний анализ миграционных процессов и привлечение мигрантов к системе занятости России.
     При этом раньше была значительной эмиграция из бывших республик Советского Союза, теперь миграционный потенциал из стран СНГ уменьшается. Общее направление движения населения внутри России - с севера на юг и с востока на запад. Впервые были введены такие понятия, как вид на жительство, срок рассмотрения вопроса о гражданстве, необходимость знания русского языка и изучения Конституции и законов Российской Федерации.
     На  первом месте, конечно, проблемы, связанные  с занятостью, особенно острыми они  являются в так называемых трудоизбыточных регионах. Не совсем верно распространенное мнение, что мигранты отнимают рабочие места у местного населения, так как гораздо чаще они заполняют те сегменты рынка труда, куда местные жители идут неохотно: мелкая торговля, шашлычные, чебуречные. Исследования показывают, что в этом сегменте, а также в сфере посреднической деятельности конкуренция между различными группами мигрантов выше, чем между ними и коренными жителями. К тому же успешные предприниматели - это люди, создающие рабочие места, а не занимающие их. Работающие люди - это не только потребители ресурсов, но и их производители. Например, многие строительные компании не смогли бы обойтись без дешевой рабочей силы - это землекопы из Таджикистана, бетонщики из Молдавии, каменщики из Армении, плотники с Украины.
     Другая  составляющая комплекса проблем, связанных  с миграцией, - собственно социальная нагрузка на городскую или сельскую инфраструктуру, ухудшение криминогенной  ситуации, рост ксенофобских настроений, активизация экстремистских группировок. Именно с ксенофобией и национализмом обычно связывают пресловутый "этнический баланс", хотя никто не знает, как этот баланс измерять, включать ли в него всех переселенцев вместе с теми, кто давно обосновался на новом месте и уже хорошо интегрирован в местную жизнь, к какой категории отнести детей мигрантов. Часто с помощью средств массовой информации, слухов, высказываний некомпетентных чиновников рождаются различные мифы по вопросам и проблемам миграции, якобы мигранты - это потенциальные преступники, разрушающие социальную сплоченность, этнокультурную гармонию.
     Поскольку усиливается именно экономическая, трудовая миграция, то Российская Федерация  в целом заинтересована в ней - миграция в определенной степени  восполняет постоянные потери населения. Однако в целях контроля над этими процессами предпринимаются меры по введению квот трудовой миграции в отдельных регионах России. Есть регионы, и Саратовская область здесь не исключение, где готовы принять сельских работников и предоставить им земли, чтобы люди их обрабатывали и производили сельскохозяйственную продукцию.
     Если  мы хотим управлять миграцией, необходимо заблаговременно, учитывая реалии, разрабатывать  программу оптимальных действий. Миграционные проблемы не должны рассматриваться  в отрыве от проблем демографии, и продуманная миграционная программа должна стать частью комплекса мероприятий по исправлению демографической ситуации. Если раньше функцию воспроизводства населения выполняла российская деревня, то сегодня она сама нуждается в людях. Улучшить демографическую ситуацию можно с помощью привлечения мигрантов, хотя сама миграция не должна становиться самоцелью: необходимо повышать качественный состав мигрантов, приоритет следует отдавать высококвалифицированным кадрам, бывшим соотечественникам, их детям и внукам.
     В рамках реализации концепции регулирования  миграционных процессов в Российской Федерации и концепции демографической  политики в Саратовской области  на период до 2015 года правительством области  совместно с департаментом федеральной  государственной службы занятости населения проводится работа по анализу спроса и предложения рабочей силы. Создана межведомственная комиссия по миграционной политике, основной задачей которой является выработка согласованных действий органов исполнительной власти по реализации миграционной политики. Комплексные меры, осуществляемые комиссией, направлены на привлечение дополнительной рабочей силы. Они регламентированы Порядком подготовки рассмотрения предложения по определению квоты на выдачу иностранным гражданам разрешения на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности.
     Внешняя миграция не оказывает серьезного влияния  на рынок труда и экономику  Саратовской области. Количество незаконных мигрантов колеблется в пределах от 1 до 3% от общей численности населения области. По данным информационного центра ГУВД области за прошлый год, на территории области зарегистрировано более 38 тыс. иностранных граждан и лиц без гражданства. Из них более 80% - приезжие из стран СНГ. В 2010 году было проведено 152 проверки работодателей по соблюдению ими правил привлечения и использования рабочей силы.
     Однако  нельзя забывать о проявлениях национализма, источником которого нередко служит социальная почва - конкуренция за рабочие  места, особенно в престижных сферах деятельности. С одной стороны, вполне понятно стремление людей сохранить целостность своего народа, его язык, культуру. С другой стороны, ориентация на сохранение культурной специфики этносов часто оказывается прикрытием политических амбиций или бытового национализма (даже расизма), перерастает в требование определенных преимуществ, дискриминацию других этносов, служит обоснованием неравенства в гражданских правах, препятствует процессам модернизации и демократизации на пути построения гражданского общества.
     Практика  межнациональных отношений требует  их постоянного анализа в целях  выработки новых форм и "моделей" взаимодействия этносов в решении  проблем экономического и национально-культурного  развития, улучшения их материального  положения, внимания к детям мигрантов и беженцев. Представляется полезным, например, создание специальных структур по типу существующего в Москве Центра адаптации и обучения детей беженцев и вынужденных переселенцев при благотворительной организации "Гражданское содействие". Этот центр возник в марте 1996 года, когда тысячи людей бежали в Москву от первой чеченской войны.
     Необходимо  государственное управление и регулирование  в сфере этносоциальных отношений, которые характеризуются высокой  степенью сложности и социальной значимости. В программе миграционной политики предлагалось предусмотреть две пока еще слабо обозначенных стратегии. Первая - это осуществление за рубежом информированности: о пользе миграции в Россию, о стране, возможностях трудоустройства, предпочтительных регионах и правилах для потенциальных иммигрантов. Вторая - это работа среди принимающего, собственного населения по адаптации к мигрантам как к нужным, но иным по культуре жителям страны. Важно понять, что речь идет о взаимодействии культур, в котором адаптироваться и интегрироваться должны не только мигранты, но и само российское общество.
     Одной из насущных задач выступает воспитание культуры межнационального общения, включающее широкий комплекс мер культурного  характера, целенаправленных просветительских мер по воспитанию массового сознания в духе толерантности. Речь должна идти о формировании установок на взаимное понимание, взаимное уважение, взаимообогащение носителей разных этнокультурных традиций. Исторической особенностью общественного развития Саратовской области является то, что многонациональный состав населения никогда не был основной причиной межэтнических столкновений, а напротив, способствовал созданию общих материальных и духовных ценностей, взаимообогащению культур, формированию самобытного полиэтнического облика региона.
     Однако  сегодня еще рано говорить о том, что толерантность и уважение к иным культурам, этносам и народам  глубоко проникли в сознание жителей  области. Гармонизация национальных и  межнациональных отношений, в аспекте  современных миграционных процессов, невозможна без четко определенной политики взаимодействия всех властных структур, в том числе и органов местного самоуправления, с общественными национальными формированиями, учеными вузов региона и Российской Федерации. Опыт вынужденной миграции осознается индивидом так, что в его оценке практически всегда присутствует мотив навязанной отчужденности от социального окружения. Этот мотив может быть признан вполне надежным индикатором для понимания возможных траекторий социальной карьеры в условиях дискриминации по этническому признаку, ксенофобии, нетерпимости. Возможно, что так называемое мобилизованное состояние сознания является результатом выстраиваемой стратегии выживания, которую вынужденные переселенцы признают единственным способом своего существования.
     По  прогнозам службы занятости, в областной  бюджет Саратовской области будет  поступать до 80 млн рублей ежегодно, если иностранная рабочая сила легализуется. Поэтому важным направлением деятельности миграционной службы является борьба с незаконной миграцией. По приблизительным подсчетам на территории области 15,5 тыс. человек из числа мигрантов находятся на нелегальном положении. Причин тому несколько, но основной из них является низкая правовая грамотность мигрантов и отсутствие правового просвещения. Как отмечалось на конференции, с приезжими и трудовыми мигрантами из дальнего зарубежья (а в Саратовской области живут и работают представители 20 стран мира) проблем не бывает, они знают и соблюдают законодательство.
     Чтобы разобраться в запутанном миграционном законодательстве, нужно обладать знаниями и навыками, которые у большинства мигрантов отсутствуют. Складывается ситуация, когда появляются контролирующие структуры, пресекающие незаконную миграцию (например, миграционные инспекции), но с другой стороны - организации, помогающие мигрантам узнать, реализовать и защитить свои права. Решением вопросов гражданства и миграции призвана заниматься и комиссия при общественной палате. Можно надеяться, что совместными усилиями удастся помочь людям, выбравшим Россию и, в частности, наш регион новой родиной.
     Опираясь  на методологию социальной политики, разработанную отечественными учеными, можно предложить некоторые основные принципы миграционной политики:
    сочетание регионального, отечественного и международного опыта.
    реализация прав человека независимо от пола, расы, этничности, языка, происхождения.
    научность: научный анализ, независимая экспертиза, проводимая учеными.
     Социальное  партнерство: осуществляется органами государственной власти во взаимодействии с бизнесом, общественными и религиозными организациями.
     Системный подход, предполагающий как индивидуальную работу с мигрантами, так и осуществление  программ, направленных на оздоровление экономической, правовой, культурной среды на разных уровнях.
     Междисциплинарность и межведомственность: организация  междисциплинарных команд различных  специалистов внутри миграционных служб.
     Специализация и дифференцированный подход: содействие занятости и общественной активности мигрантов, создание условий для обеспечения благосостояния на трудовой основе.
     Реализация  миграционной политики предполагает выработку, условно говоря, нового языка, основанного  на восстановлении традиций доброжелательности, добрососедских отношений, развития практик сотрудничества в миграционных группах и социальных структурах. Многое зависит от того, насколько проработана и интегрированна государственная миграционная политика. В настоящее время различные формы социальной политики - экономическая и демографическая политика, политика занятости, этническая и миграционная политика - осуществляются отдельно друг от друга как некие автономно существующие направления, отчего и оказываются не всегда положительными по своим результатам. Несомненно успешное решение задач государственной миграционной политики возможно лишь в комплексном решении задач по всему спектру социальной политики.
     1.2. Профессионально-квалификационная  характеристика региона.
     В России продолжается системный кризис, выйти из которого возможно во многом за счет усилий регионов. Чтобы развитие не зашло в тупик, в стратегических планах развития регионов необходимо отражать мировые тенденции структурной перестройки мирового сообщества.
     В силу особого географического положения, Саратовский регион является одним  из ключевых для России. С одной стороны, область - одна из центральных на территории СНГ и срединных на европейской части России. С другой стороны, она достигает границ российского государства. В этой связи особая роль и миссия Саратовского региона состоит в его интегрирующем потенциале: через него проходит один из основных векторов восстановления, интеграции и развития российского общества, а также интеграции восточных и западных государств СНГ, в возможностях предоставлять инфраструктурные услуги.
     Область выгодно расположена посредине крупной зернопроизводящей зоны, на пересечении транспортных магистралей. Через ее территорию осуществляется наиболее удобный выход на государства Средней Азии и Казахстан.
     Наряду  со специфическими особенностями Саратовской  области, следует отметить ее сходные черты с соседними регионами Поволжья. Это - открытость, диверсифицированность экономики, рассредоточенность ресурсов развития, многоцелевое развитие и многоуровневая координация хозяйства (с часто встречающейся особенностью - центры принятия решений вынесены за пределы региона) и др. Такие черты региона обусловливают высокую потенциальную опасность локализации проблем при исключении той или иной части общей системы региона из системы взаимозависимостей (например, вследствие разрыва хозяйственных или координационных связей с внерегиональными партнерами и др.).
     На 1 января 2009 года в Едином государственном регистре предприятий и организаций всех форм собственности и хозяйствования (ЕГРПО) учтено 29 372 хозяйствующих субъекта.
     Среди зарегистрированных организаций наибольший удельный вес приходится на организации, занятые следующими видами экономической  деятельности: оптовая и розничная  торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и  предметов личного пользования (35,7%); операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (18,3%); строительство (10,2%); обрабатывающие производства (10,0%).
     По  формам собственности предприятия  и организации города распределились следующим образом:
      государственная собственность - 3,0%;
      муниципальная собственность - 2,1%;
      собственность общественных и религиозных организаций - 7,7%;
      частная собственность - 84,4%;
      и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.