На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Компетенция органов нотариата

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 23.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ НОТАРИАТА  В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Введение.  
      Весьма устоявшейся является в настоящее время точка зрения, по которой Россия переживает сейчас период перехода от исчерпавшей себя командно-административной общественно-политической системы к общественной организации, построенной в соответствии с общепринятыми в цивилизованном мире едиными “общечеловеческими принципами”. Краеугольными камнями для предлагаемого к строительству на одной седьмой (если осталась) планеты всей здания нового политического устройства должны стать такие понятия как “права человека”, “правовое государство”, “гражданское общество”. Реализация на практике политико-правовых установок нового поколения российский реформаторов привела к практически полной смене экономической основы жизни российского общества. Сложившаяся в результате разгосударствления, приватизации, акционирования и т.п. процессов экономика настоятельно требует приведения в соответствие с ее потребностями норм права, расширения сферы применения отдельных его положений и создания благоприятной среды для нормального функционарования новых для страны рыночных механизмов.  
      Особо подчеркну, что поколение новых хозяев жизни крайне заинтересовано в юридическом обосновании и законодательном обеспечении их завоеваний. Произошедший передел некогда “общенародной собственности” должен быть освящен веским юридическим действием, защищающим нынешних владельцев от возможных реституций, экспроприаций, национализаций.  
      Подтверждение законности, правовой правомочности изменения состояния физических, юридических лиц, движимого и недвижимого имущества, имущественных и неимущественных прав граждан и объединений граждан относится к компетенции органов нотариата.  
      Как и любое другое явление надстроечного характера (если говорить о формах организации и осуществления жизнедеятельности человеческого общества) нотариат есть явление конкретно историческое, напрямую зависящее от способа и целей организации общественно-политической системы. А система, современником которой я являюсь в нашей стране, не возникла на пустом месте. Она стала продуктом сложного, противоречивого, неоднозначного и во многом загадочного развития особого типа культурно-исторической
3.
общности людей, сложившейся  на территории бывшей Российской империи в десятые-двадцатые годы нынешнего столетия.  
      Поэтому представляется затруднительным осветить тему предлагаемой курсовой работы (“Компетенция органов нотариата в Российской Федерации”) без небольшого экскурса в историю нотариата советского, освещения решения вопроса о сферах деятельности нотариальных палат и нотариусов в прошлые годы. Кроме того, раскрытие темы исследования было бы неверным, на мой взгдяд, ограничивать сухим перечислением юридических норм и правил, содержащихся в законах и законодательных актах. Интересной со всех точек зрения стала бы попытка оценить перспективы во времени действующих правовых норм, раскрывающих компетенцию нотариата, их способности к долговечности и неизменности, соответствия постоянно меняющимся реалиям экономической и политической жизни России в конце двадцатого века.  
      При написании данной работы были использованы документальные источники (сборники узаконений, законов, постановлений, приказов, циркуляров, инструктивных писем, разъяснений по вопросам нотариата и т.п.), написанные в недавнем прошлом учебные пособия для высших и средних специальных заведений по теме исследования, а также материалы современной периодической печати (хочется отметить здесь особо тот факт, что в журнале “Российская юстиция” с 1996 г. был выделен специальный раздел в каждом номере, где помещается теперь информация о проблемах правового, политического, хозяйственного обеспечения деятельности нотариата в нашей стране).  
      Большое внимание привлекла программа курса “Нотариат в Российской Федерации” */ , учебное освоение которого позволило бы, наверное, существенно улучшить качество предлагаемой Вашему вниманию работы.  
      Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.  
  
  
________________________________
*/ См. Нотариат в  Российской Федерации: задачи, система  органов, характеристика нотариальных  действий: программа курса. - М., 1993 - 28 с. 
4.
Глава 1.
Развитие правовых норм о компетенции органов нотариата  и их современное толкование.  
      Освещение данной проблемы необходимо, мне кажется, начинать с рассказа о нотариате советском. Уходить еще глубже в историю российского нотариата “до 1917 г.” представляется нецелесообразным, так как нотариат сегодняшнего российского государства действует в рамках заданного перехода от советской системы государственного нотариата к латинской системе нотариата частного.  
      Отмечу, что первые законодательные попытки нормировать процедуру удостоверения правильности и имения законной силы документов предпринимались буквально сразу после прихода к власти в стране новых политических сил в 1917. Однако сложные условия обострившейся до предела классовой борьбы, длившейся практически четыре года гражданской войны не позволяли говорить о сложившейся и устоявшейся системе органов нотариата в Советской России, а - тем более - о единообразном толковании пределов компетенции нотариата. Обстановка в государстве должна была окончательно нормализоваться, чтобы появились выверенные и лаконичные документы власти по изучаемому в курсовой работе вопросу.
Компетенция советского нотариата образца 1926 г.  
      В постановлении Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров СССР от 14 мая 1926 г. “Об основных принципах организации государственного нотариата” о компетенции органов нотариата говорит пункт 8. Его содержание весьма объемно и включает в себя практически все возможные сферы применения нотариальных действий. Приведу этот пункт полностью (а в скобках замечу, что о частном нотариате во времена приближающейся победы над частником в Советском Союзе не хотели вести речь в законодательных актах):  
      “На государственные нотариальные конторы возлагается:  
      а) нотариальное удостоверение сделок;  
      б) совершение предусмотренных законом протестов;  
      в) засвидетельствование верности копий документов и выписок из книг и документов;  
      г) засвидетельствование подсинности подписей;
5.  
      д) удостоверение обстоятельств и фактов, могущих иметь юридическое значение, в которых нотариус лично может непосредственно удостовериться и для удостоверения которых законом не предусмотрено другого порядка;  
      е) регистрация арестов, налагаемых на строения и право застройки, а равно изменение и снятие их;  
      ж) хранение документов;  
      з) иные действия, предусмотренные законодательством союзных республик.”  
      Вполне возможно, что законодательные акты союзных республик расширяли сферу компетенции нотариата, однако для данной курсовой работы важнее отметить довольно узкие границы и достаточно однозначное толкование отдельных пунктов приведенного Постановления.
Расширение компетенции  органов нотариата в “застойные”  годы.  
      Указом Президиума Верховного Совета РСФСР (и в данном случае рассматривается не обобщающий документ - “Основные принципы...”, “Основы...”, а конкретизирующий общие нормы права законодательный акт) от 30 сентября 1965 г. было утверждено и приобрело юридическую силу “Положение о государственном нотариате в РСФСР”.  
      Компетенция нотариата в толковании шестидесятых годов раскрывается более полно по сравнению с после-революционными временами. Статья 3, в частности, гласит: “Государственные нотариальные конторы совершают следующие нотариальные действия:  
      1) удостоверяют сделки;  
      2) принимают меры к охране наследственного имущества;  
      3) выдают свидетельства о праве на наследство;  
      4) выдают свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов;  
      5) налагают запрещения отчуждения жилого дома;  
      6) свидетельствуют верность копий документов и выписок из них;  
      7) свидетельствуют подлинность подписи на документах;  
      8) свидетельствуют верность перевода документов с одного языка на другой;  
      9) удостоверяют факт нахождения гражданина в живых;  
      10) удостоверяют факт нахождения гражданина в опреде-ленном месте;
6.  
      11) удостоверяют тождественность гражданина с лицом, изображенном на фотографической карточке;  
      12) удостоверяют время предъявления документов;  
      13) производят обеспечение доказательств;  
      14) совершают морские протесты;  
      15) передают заявления граждан и организаций другим гражданам и организациям;  
      16) принимают на депозит денежные суммы и ценные бумаги;  
      17) совершают исполнительные надписи;  
      18) совершают протесты векселей;  
      19) предъявляют чеки к платежу и удостоверяют неоплату чеков;  
      20) принимают на хранение документы.”  
      По сравнению с ранее приведенным документом цитируемое “Положение...” не обходит, кажется, ни одной стороны не политической жизни гражданина, предоставляя ему все возможности защитить свои действия актом государственного заверения. При этом компетенция органов нотариата существенно превышает формально-юридические границы.
Представления о компетенции  нотариата в демократической  России переходного периода.  
      “Основы законодательства Российской Федерации о нотариате” были приняты Верховным Советом РФ 11 февраля 1993 г. */ В этом законодательном акте о компетенции нотариата говорится в нескольких главах.  
      Упоминание слова “компетенция” встречается уже в части 1 статьи 5 “Основ...” (“Гарантии нотариальной деятельности”):  
      “Нотариус беспристрастен и независим в своей деятельности и руководствуется Конституцией Российской Федерации, Конституциями республик в составе Российской Федерации, настоящими Основами, законодательными актами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации, а также правовыми актами органов государственной
________________________________
*/ См.: Закон Российской  Федерации “Основы законодателства  Российской Федерации о нотариате”.// Ведомости Съезда народных депутатов  Российской Федерации и Верховного  Совета Российской Федерации  - 1993, № 10.
7.
власти автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, принятыми в пределах их компетенции, а также международными договорами.”  
      Однако в этой статье речь идет о компетенции субъектов России, хотя границы пространства деятельности нотариальных органов обозначаются достаточно широко, и законодательная база, подводимая под работу нотариусов, указывается достаточно солидная.  
      Таким образом очерчивается правовое поле, на котором определяется компетенция нотариуса. В этой же главе (“Общие положения”) встречаются и существенные ограничения пределов осуществления полномочий работников нотариата. Статья 6 “Основ...” формулирует их следующим образом:  
      “Нотариус не вправе:  
      - заниматься самостоятельной предпринимательской и никакой иной деятельностью, кроме нотариальной, научной, преподавательской;  
      - оказывать посреднические услуги при заключении договоров.”  
      Таким образом вне сферы компетенции нотариусов оказывается деятельность, приносящая коммерческую прибыль. Вполне возможно, что законодатель - в данном случае - под-разумевал достаточную степень финансовой обеспеченности но-тариусов, гарантирующую не только их безбедное су-ществование, но и не провоцирующую на совершение про-тивоправных действий в интересах клиентов, чьи коммерческие интересы могут пересекаться с интересами нотариусов, занимающихся предпринимательской деятель-ностью.  
      Статья 15 “Основ...” (“Права нотариуса”) сформулирована следующим образом - очерчивая внешние границы компетенции:  
      “Нотариус имеет право:  
      совершать предусмотренные настоящими основами нотариальные действия в интересах физических и юридических лиц, обратившихся к нему, за исключением случаев, когда место совершения нотариального действия определено законода-тельством Российской Федерации или международными договорами;  
      составлять проекты сделок, заявлений и других документов, изготовлять копии документов и выписки из них, а также давать разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий;  
      истребовать от физических и юридических лиц сведения и
8.
документы, необходимые  для совершения нотариальных действий.”   
      Хотелось бы обратить внимание на следующий момент: законодатель специально оговаривает право нотариальных органов (нотариусов) не только совершать нотариальные действия, но и участвовать - в качестве активной стороны - в подготовительной работе. Участие нотариусов в составлении проектов документов не только создает дополнительные источники финансирования нотариальных контор, но и обеспечивает качество предъявляемых к заверению документов. Таким образом выполняется установка “Основ...” на соблюдение прав всех сторон, участвующих в нотариальных действиях.  
      Кроме того, впервые в практике законодательного регулирования нотариальной деятельности узаконяется включение в сферу компетенции нотариуса права осуществлять надзорно-контролирующие функции. Ведь именно так следует понимать упоминание в ст.15 “Основ...” права истребовать необходимые документы и сведения. Таким образом укрепляются правоосновы нотариальной деятельности, сводится к минимуму “брак” в работе (удостоверение незаконных актов, сделок и т.п.), повышается статус самого нотариуса и одновременно обеспечивается определенный уровень его защиты от неправомочных посягательств.  
      Пределы “консультационной” компетенции нотариуса сформулированы в ч.1 ст.16 (“Обязанности нотариуса”):  
      “Нотариус обязан оказывать физическим и юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять им права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий, с тем, чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована им во вред.”
Часть 3 указанной  статьи “Основ...” обозначает и пределы  компетенции нотариуса:  
      “Нотариус обязан отказать в совершении нотарильного действия в случае его несоответствия законодательству Российской Федерации или международным договорам.” Обратим внимание на упоминание о международных договорах - ссылок на нормы и положения международного права не знала советская юридическая система.  
      Перечисление определенных законом пределов ком-петенции нотариусов можно было бы и закончить, если бы в
9.
последнее время законотворчество властей не преподносило сюрпризы (в виде новых законодательных актов), ставящие дополнительные ограничения компетенции нотариата. (Более подробно об этом явлении расказывается в следующей главе моей работы.)  
      Полноценное раскрытие компетенции нотариата в Российской Федерации содержится в главе VIII “Основ...”. Прежде чем изложить ее содержание, считаю нужным упомянуть о важном моменте: современное российское законодательство в понятие “компетенция нотариата” вкладывает права и полномочия на совершение нотариальных действий со стороны следующих лиц:  
      - частных нотариусов (частнопрактикующих, как их порой называют);  
      - нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах;  
      - должностных лиц органов исполнительной власти;  
      - должностных лиц консульских учреждений Российской Фе дерации.  
      Непосредственно о компетенции нотариата в Российской Федерации говорится в ст.ст.35-38 “Основ...”. Для того, чтобы избежать неверного толкования “буквы закона”, касающегося предмета нашего иссделования, разрешите предложить Вам ознакомиться с большой цитатой:  
      “ Статья 35. Нотариальные действия, совершаемые нотариусами, занимающимися частной практикой.  
      Нотариусы, занимающиеся частной практикой, совершают следующие нотариальные действия:  
      1) удостоверяют сделки;  
      2) выдают свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов;  
      3) налагают и снимают запрещения отчуждения имущества;  
      4) свидетельствуют верность копий документов и выписок из них;  
      5) свидетельствуют подлинность подписи на документах;  
      6) свидетельствуют верность перевода документов с одного языка на другой;  
      7) удостоверяют факт нахождения гражданина в живых;  
      8) удостоверяют факт нахождения гражданина в опре-деленном месте;  
      9) удостоверяют тождественность гражданина с лицом,
10.
изображенном на фотографии;  
      10) удостоверяют время предъявления документов;  
      11) передают заявления физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам;  
      12) принимают на депозит денежные суммы и ценные бумаги;  
      13) совершают исполнительные надписи;  
      14) совершают протесты векселей;  
      15) предъявляют чеки к платежу и удостоверяют неоплату чеков;  
      16) принимают на хранение документы;  
      17) совершают морские протесты;  
      18) обеспечивают доказательства.  
      Законодательными актами Российской Федерации могут быть предусмотрены и иные нотариальные действия.
Статья 36. Нотариальные действия, совершаемые нотариусами, работющими в государственных нотариальных конторах.  
      Нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах, совершают нотариальные действия, предусмотренные статьей 35 настоящих Основ, а также выдают свидетельсва о праве на наследство и принимают меры к охране наследственного имущества. При отсутствии в нотариальном округе государственной2 нотариальной конторы совершение названных нотариальных действий поручается совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты одному из нотариусов, занимающихся частной практикой.  
      Свидетельство о праве собственности в случае смерти одного из супругов выдается государственной нотариальной конторой, в компетенцию которой входит оформление наследственных прав.
Статья 37. Нотариальные действия, совершаемые должностными лицами органов исполнительной власти.  
      В случае отсутствия в населенном пункте нотариуса должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные совершать нотариальные действия, совершают следующие нотариальные действия:  
      1) удостоверяют завещания;  
      2) удостоверяют доверенности;  
      3) принимают меры к охране наследственного имущества;  
      4) свидетельствуют верность копий документов и выписок из них;
11.  
      5) свидетельствуют подлинность подписи на документах.  
      Законодательными актами Российской Федерации на указанный в настоящей статье должностных лиц может быть возложено совершение и иных нотариальных действий.
Статья 38. Нотариальные действия, совершаемые должностными лицами консульских учреждений Российской Федерации.  
      Должностные лица консульских учреждений Российской Федерации совершают следующие нотариальные действия:  
      1) удостоверяют сделки, кроме договоров об отчуждении недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации;  
      2) принимают меры к охране наследственного имущества;  
      3) выдают свидетельства о праве на наследство;  
      4) выдают свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов;  
      5) свидетельствуют верность копий документов и выписок из них;  
      6) свидетельствуют подлинность подписи на документах;  
      7) свидетельствуют верность перевода документов с одного языка на другой;  
      8) удостоверяют факт нахождения гражданина в живых;  
      9) удостоверяют факт нахождения гражданина в определенном месте;  
      10) удостоверяют тождественность гражданина с лицом, изображенном на фотографии;  
      11) удостоверяют время предъявления документов;  
      12) принимают в депозит денежные суммы и ценные бумаги;  
      13) совершают исполнителные надписи;  
      14) принимают на хранение документы;  
      15) обеспечивают доказательства;  
      16) совершают морские протесты.  
      Законодательными актами Российской Федерации могут быть предусмотрены и иные нотариальные действия, совершаемые должностными лицами консульских учреждений Российской Федерации.”  
      Надеюсь, что пространная цитата не утомила Вас и предлагаю поподробнее остановиться на отдельных положениях приведенных выше статей.  
      Прежде всего, как и во все времена и во всех странах, в компетенцию нотариата включено удостоверение сделок. Т.е.
12.
действий юридических  и физических лиц, направленных на установление, изменение или прекращение гражданских  прав и обязанностей. С расширением поля экономической деятельности граждан и их организаций увеличился и диапазон сделок, подлежащих нотариальному удостоверению. К подобным сделкам относятся акты купли, продажи, обмена собственности, переуступки, наследования прав и имущества и т.д.. Несмотря на необъятный характер сферы деятельности нотариуса на поле удостоверения сделок, законодательство не ограничивает этим его компетенцию.  
      В связи с вступлением в силу совершенно нового для Российской Федерации “Семейного кодекса” весьма важным мне представляются полномочия нотариуса выдавать супругам свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе.  
      В современной юридической (судебной) практике довольно часты случаи отчуждения имущества у юридических либо физических лиц. Наложение и снчтие запрещения на отчуждение имущества также входит в компетенцию нотариуса.  
      Наверное наибольший в общем объеме нотариальной деятельности процент доставался всегда свидетельствованию. Ведь именно органам нотариата приходится, в силу своей компетенции, свидетельствовать верность копий документов, выписок из них, подлинность подписей, а также и переводов. Развитие технического прогресса, появление современной множительной техники, казалось бы, должны были избавить нотариусов от труда свидетельствования. Но именно виза облаченного государством компетентного должностного лица гарантирует заинтересованным лицам отсутствие столь частых и очень доступных к производству подделок.  
      Схожей со свидетельствованием является процедура удостоверения в нотариальной практике. Очень часто перед заключением сделки либо перед ее удостоверением нотариусам приходится удостоверять сам факт нахождения физического лица в живых, или же нахождения его в определенном месте. Нередки случаи, когда необходимой становится процедура удостоверения тождественности гражданина с лицом, изображенном на фотографии.  
      В компетенцию нотариусов включены практически все действия юридических и физических лиц на правовом поле, которые могут влиять на принятие судебных решений по спорным дела, могут иметь юридические последствия для
13.
граждан и их организаций. Даже такой незначительный (на первый взгляд) факт, как констатация времени предъявления документов, относится законом к компетенции нотариата.  
      В круг деятельности нотариальных контор включена и - на первый взгляд - не свойственная им “почтовая” функция. Однако законодатель сознательно пошел на дублирование подобного пункта 15 “Положения о государственном нотариате в РСФСР”, т.к. именно нотариальное заверение факта передачи документов обеспечивает подчас защиту законных прав и интересов юридических и физических лиц в их взаимоотношениях.  
      В связи с участившимися случаями банкротства финансовых структур, казавшихся солидными и незыблемыми, весьма актуальной представляется процедура приема но-тариальными органами на депозит денежных сумм и ценных бумаг.  
      Деятельность нотариусов на рынка ценных бумаг не ограничивается функцией хранения. В компетенцию нотариата включены также совершение протестов по векселям (по инициативе обратившихся к нотариусу юридического либо физического лица или же по собственной инициативе), предъявление к оплате (платежу) чеков и удостоверение неоплаты чеков. Проведение подобной процедуры через судебное разбирательство предсавляется слишком затянутым во времени и - потому - неэффективным со всех точек зрения. Нотариальное заверение является наиболее приемлемой формой юридической фиксации того или иного состояния ценной бумаги.  
      Довольно чсто для совершения нотариальный действий должностным лицам органов нотариата либо иных должностных лиц, совершающих подобные действия, оказывается не-достаточным констатировать нынешнее состояние право-отношений клиентов, документов - объектов нотариальной деятельности. Потому к компетенции нотариата отнесены и такие как обеспечение доказательств (в данном случае органы нотариата действуют при поддержке других органов государственной власти) и хранение документов (в ожидании наступления благоприятного момента для совершения нотариальных действий).  
      Завершая рассмотрение сферы распространения ком-петенции нотариата в нашей стране (по действующему на сегодняшний момент законодательству), необходимо отметить некоторую неоднозначность толкования компетенции представителей государственного нотариата и ,так называемых,
14.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.