На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Правовые основы экологического аудита

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 23.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Введение
     В условиях развития рыночных отношений  в России все большую остроту приобретают проблемы, связанные с воздействием на окружающую среду. В частности, вопросы оценки наносимого ей ущерба и оценки риска от этого ущерба встают как перед самими природопользователями, так и перед государственными институтами, проводящими контроль, частными и общественными организациями. Приход в Россию нового экономического порядка характеризуется необходимостью внедрения новых для нее эколого-экономических понятий, таких, как экологический аудит, а также пересмотр роли и значения старых экономических инструментов в государственной политике. В то время как в странах Запада уже существует теоретический и практический опыт его применения, Россия еще только начинает внедрять многие из них. В ходе этого процесса проявляются отсутствие нормативно-правовой базы, нехватка методик и отсутствие практики, острый дефицит информации, литературы и исследований по этим вопросам.
     При сохранении существующих темпов потребления  природных ресурсов они будут исчерпаны в ближайшее время. Причем особую обеспокоенность вызывает наиболее быстрое исчерпание так называемых витальных ресурсов, которые прежде рассматривались как неограниченные: запасы пресной воды, атмосферного воздуха, почвенное плодородие и биоресурсы, потребление и рациональное использование которых в рамках предприятия контролируется при проведении экологического аудита.
     Глобальные  экологические проблемы тесно связаны  с экономическими и социальными мировыми проблемами, но, несмотря на их несомненную значимость, предприятия продолжают экономить на природоохранной деятельности, не осознавая будущих выгод от инвестирования в этой сфере.
     Основными причинами разработки и проведения инициативного экологического аудита остаются экономические факторы.
     Цель работы: показать развитие экологического аудита в мире и в России, дать характеристику экоаудита и показать его программы. Для реализации этих целей были поставлены следующие задачи:
     1. Показать роль экологического  аудита в системе природопользования Российской Федерации.
     2. Дать понятие экологического аудита.
     3. Показать цели, задачи и классификацию  экологического аудита и его программ. 

     1. Развитие экологического аудита.
     Важным  направлением реализации Государственной  стратегии устойчивого развития России, направленной на сбалансированное решение социально-экономических задач на перспективу и сохранение благоприятного качества окружающей среды, является применение экологического аудита как инструмента обеспечения благоприятного экологического климата. Данное обстоятельство связано с необходимостью интеграции России в систему мировой экономики и международной экологической безопасности, а также с усилением требований законодательства в области охраны окружающей среды.
     Экологический аудит — объективная систематическая документированная и регулярно повторяемая проверка состояния охраны окружающей среды на предприятии. При этом за основу принимается сопоставление результатов, достигнутых предприятием, со стоящими перед ним целями.
     Анализ  мирового опыта свидетельствует о широком практическом применении государствами с разной степенью экономических отношений процедуры экологического аудита в качестве средства получения и оценки экологической информации о предприятии или ином хозяйственном объекте с целью выработки необходимых корректирующих мер и принятия решений на различных уровнях управления. 

     1.1. Причины возникновения экологического аудита.
     Развитие  и распространение процедуры  экологического аудита как в России, так и за рубежом обусловлено главным образом ужесточением экологического законодательства, унификацией требований и стандартов в области торговли, кредитной и финансовой политики в связи с созданием единого экологического пространства.
     Экологический аудит, изначально введенный в экономически развитых государствах в 70-е годы как средство защиты интересов предпринимательских структур, был направлен на снижение уровня риска для окружающей среды и здоровья населения. С середины 80-х годов Международная торговая палата рассматривает экологический аудит в качестве метода внутреннего административного управления для усиления контроля за производственной практикой и оценкой соответствия стратегии деятельности компаний нормам экологического права. С начала 90-х годов многие коммерческие банки стали использовать экологический аудит в целях предупреждения риска неплатежей по ссудам своих заемщиков и банкротства в связи с деятельностью в области охраны окружающей среды. К примеру, Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и развития используют экологический аудит для оценки деятельности финансируемых ими компаний и структур. Так, одним из условий соглашения Российской Федерации с Международным банком реконструкции и развития о предоставлении второго угольного займа является проведение экологического аудита ряда закрывающихся шахт (подземная шахта «Промышленная», Воркутауголь в Республике Коми, подземная шахта «Донецкая», Гуковуголь, а также разрез «Реттиховский», Приморскуголь на Дальнем Востоке. Решение этих банков о выделении инвестиций принимается с учетом соблюдения требований экологического аудита и мероприятий в области охраны окружающей среды.
     В ряде стран начиная с 90-х годов  приняты национальные стандарты  в этой области. Если за рубежом Европейская  система экологического менеджмента и экологического аудита (ЕМАS) начиная с 1993 г. стала реальным инструментом экологической политики, то в России работа в данном направлении находится в стадии активного развития. Целью введения EMAS было содействие улучшению характеристик окружающей среды, связанной с промышленной деятельностью, за счет вовлечения компаний в процесс активного управления окружающей средой. Данные правила предусматривают снижение воздействий на окружающую среду до уровня, соответствующего применению экономически обоснованной и лучшей из доступных технологий. При этом указанная схема не должна противоречить существующим законам ЕС или техническим стандартам, относящимся к управлению окружающей средой и наносить ущерб деятельности других компаний. Компания, решившая стать участником EMAS, должна выполнить ряд условий, а именно: официально принять Политику в области окружающей среды; произвести проверку своей деятельности и с учетом ее результатов разработать Программу в области окружающей среды; внедрить Систему управления окружающей средой; обеспечить проведение экологического аудита, а также подготовить Заявление по окружающей среде. С этой целью создается Система (Регистр) для аккредитации указанных фирм и наблюдения за их деятельностью. Таким образом, если предприятие или фирма не отвечает декларированным требованиям в области экологической политики, оно исключается из Регистра. Эффективное применение системы EMAS началось с конца 1995 г., когда европейские предприниматели присоединились к системе экологического аудита. Уже в марте 1996 г. в ЕС было зарегистрировано 142 фирмы, участвующих в реализации данной программы.
     На  Украине процедура экологического аудита нашла применение на предприятиях сахарной промышленности в целях  оздоровления бассейна реки Днепр. В Белоруссии экологический аудит как инструмент политики в области охраны окружающей среды используется для оценки экологически опасных объектов. В Казахстане возможности развития экологического аудита открываются в сфере разработки минеральных ресурсов и обоснования инвестиционных проектов по их использованию. [1]
     Широкое внедрение экологического аудита обусловлено двумя основными причинами:
     1) экологические показатели становятся  все более весомым фактором  конкурентной борьбы;
     2) усиливаются экономические и  административные санкции за нарушение требований законодательства в области охраны окружающей среды и экологических стандартов.
     Развивающиеся в России процессы перехода к рыночным экономическим отношениям, а также заинтересованность в финансировании разнообразных проектов иностранными инвесторами, требует применения общепринятых в мировой практике экологических процедур.
     Аудит, как элемент обеспечения прав собственности, чрезвычайно важен для экономики, так как позволяет уменьшить информационный и коммерческий риск, связанный с принятием управленческих решений с целью выработки рекомендаций по эффективному использованию ресурсов в области природопользования и охраны окружающей среды. 

     1.2. Применение экологического аудита в России.
     Применение  экологического аудита как инструмента обеспечения благоприятного экологического климата является одним из приоритетных направлений деятельности Министерства природных ресурсов России.
     Отметим, что в связи с актуальностью  и большой практической востребованностью данного инструмента политики в области обеспечения устойчивого развития в декабре 2001 г. в структуре Министерства создан отдел по экологическом аудиту.
     В Экологической доктрине Российской Федерации (2002 г), подготовленной к Всемирному саммиту «Рио + 10» (Йоханнесбург, 2002 г.), в качестве одного из важных направлений экономических и финансовых механизмов обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды отмечается необходимость содействия развитию экологического аудита действующих предприятий. В новой редакции Федерального закона РФ от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» экологический аудит получил свое правовое обеспечение. [2]
     В целом сложилась система учета  природоохранной деятельности организации, которая охватывает следующие основные составляющие:
     1.  Учет природоохранных расходов  предприятия.
     2.  Учет экологических обязательств.
     3.  Отчетность о природоохранной  деятельности.
     Экологический аудит может выступать существенным дополнением к экологической  экспертизе и государственному экологическому контролю.
     Основные  положения экоаудита используются в России для экологического обоснования инвестиционных проектов и проведения экологической санации предприятий, внедрения экологического страхования. При этом аудиторское заключение является важным средством обоснования инвестиций, прежде всего с учетом требований экологической безопасности.
     Одновременно  аудиторская оценка эффективности  инвестиционных проектов используется при подготовке декларации об экологической  безопасности промышленных и других объектов.
     По  сложившейся практике в инвестиционном процессе больше задействована государственная экологическая экспертиза. Такой порядок, в частности, определен Федеральным законом РФ «Об экологической экспертизе». [3]. Но ее функции ограничены законодательными положениями в границах выводов, которые определяют, устанавливают или оценивают отклонения от требований и норм экологического права. Это, в основном, функции разрешения на реализацию инвестиционных программ, проектов и хозяйственных решений.
     Другие  функции связаны с процедурой экологического аудита. Они являются не только оценочными, но и рекомендательными. То есть, экоаудит не только представляет выводы о возможных негативных воздействиях на окружающую среду, состояние экологической безопасности, но и оценивает степень риска, представляет квалифицированные рекомендации относительно мероприятий, которые необходимо учитывать при проектировании или строительстве, оценивает их стоимость.
     Следует учитывать, что до 1998 г. процедура  экологического аудита в России выполнялась в основном зарубежными экоаудиторскими фирмами или их представительствами. В настоящее время Россия переживает новую фазу развития экоаудита. Это определяется в значительной мере потребностями практики. Так, ряд российских предприятий, имеющих выход на международные рынки, вынуждены проводить международную согласованную процедуру экологического аудита и получать соответствующий сертификат по экологической безопасности производства и продукции. То есть, если предприятие соответствует требованиям ISО 14000 обеспечивается конкурентоспособность ее продукции на мировом рынке.
     Среди таких предприятий можно назвать  нижегородский завод «РУМО» по производству дизельных моторов, Рыбинский моторостроительный завод (Ярославская область), Красноярский алюминиевый завод, АО «Нижегородский авиастроительный завод "Сокол"», Московское авиационное производственное объединение «МАПО» и ряд других машиностроительных предприятий. Значительную активность по применению процедуры экологического аудита и внедрения отраслевой системы экологического менеджмента проявляют предприятия нефтегазовой отрасли: ОАО «Газпром», Лукойл, ОАО «НК «Юкос», «Сибур» и другие, где создаются отраслевые системы экологического управления на базе международных стандартов ISО 14000.
     В 1997 г. принята Программа развития экологического аудита в России, которая включает создание соответствующих правовых, нормативных и методических документов, переход на международные стандарты в сфере экологического аудита, создание системы обучения и подготовки экоаудиторов, проведение научно-исследовательских работ и др.
     Можно сказать, что отдельные попытки  введения экологического аудита в России предпринимались в начале 90-х годов, но активное развитие этот инструмент получил начиная с 1998 г. после создания системы подготовки и аттестации экоаудиторов.
     Данная  работа может осуществляться в сотрудничестве Министерства природных ресурсов России, Торгово-промышленной палаты России и  Госстандарта России.
     Использование потенциала России в области экологического аудита направлено на развитие рыночной экономики. Развитие системы экологического менеджмента и экологического аудита в России предполагает активное международное сотрудничество.
     В настоящее время в России наблюдается  нарастающий процесс внедрения системы экологического управления и экологического аудита в деятельности нефтегазовой отрасли промышленности. Эта работа получила широкое применение на территориях, где сосредоточена деятельность по разведке и добыче нефти и природного газа. 

     2. Понятие экологического  аудита.
     Экологический аудит - независимая, объективная вневедомственная оценка соответствия действующему природоохранному законодательству, нормативным и правовым актам, методическим и регламентирующим документам в области окружающей среды и природопользования деятельности хозяйствующих субъектов и состояния окружающей среды - объектов экологического аудирования.
     Экологический аудит представляется как систематизированный процесс получения, изучения и оценки экологической информации об объекте аудита на основе осуществления независимой, вневедомственной проверки или несоответствия определенным критериям.
     Объектами экоаудита могут быть виды хозяйственной, административной, инвестиционной и других видов деятельности.
     Субъектами  экологического аудита являются лица (физические и юридические) и аудиторские фирмы, которым полномочным органом предоставлено право оказания экологических услуг (в форме экоаудита) предприятиям, организациям, учреждениям, территориальным органам управления.
     Субъектами  экологического аудита следует считать:
    экоаудиторов - специалистов, которые имеют соответствующий квалификационный сертификат (аттестат) на право осуществления экоаудиторской деятельности;
    экоаудиторские фирмы - аккредитованные организации, в уставную деятельность которых входит предоставление экологических услуг - экоаудирования.
 
     2.1.Цели  и задачи экологического  аудита.
     Целью экологического аудита является содействие субъектам хозяйственной деятельности в определении своей экологической политики, формировании приоритетов по осуществлению мероприятий, в том числе предупредительных, направленных на соблюдение установленных экологических требований, а также создание механизма реализации эффективного регулирования природопользования и обеспечения устойчивого развития. 

     2.1.1. Эффекты и выгоды экологического экологического аудита.
     Проведение  процедуры экоаудита позволяет:
     - оптимизировать финансовые затраты  предприятия с учетом экологических факторов;
     - предупредить случаи возникновения  ущерба, связанного с загрязнением окружающей среды и нерациональным природопользованием;
     - улучшить взаимоотношения с природоохранными  органами и населением;
     - добиться определенных финансовых  льгот, субсидий, корректировки платежей за природопользование с учетом реального вклада предприятий - природопользователей в оздоровление окружающей среды;
     - перейти на международно-признанные  стандарты и процедуры экологического управления, что связано с интеграцией российских предприятий в систему мировой экономики и международной экологической безопасности.
     Развитие методологии экологического аудита, разработка и реализация конкретных аудиторских программ, дальнейшее использование полученных результатов может существенным образом повлиять на изменение экологической ситуации в стране, в первую очередь на уровне отдельных промышленных предприятий, производственных комплексов и территорий. В частности, это будет способствовать:
     1) разработке основы для последовательного  повышения эффективности использования сырьевых и энергетических ресурсов и уменьшения отрицательного воздействия производства на окружаю шую среду, главным образом за счет уже имеющихся методов и средств, не требующих значительных дополнительных затрат;
     2) обоснованию необходимости и  возможности концентрации усилий  и средств на наиболее приоритетных направлениях деятельности, в том числе связанных с инвестициями в экономику;
     3) предотвращению развития острых  локальных экологических проблем и чрезвычайных ситуаций, разработке рекомендаций по их своевременному разрешению;
     4) созданию информационной основы для повышения эффективности других видов экологической деятельности: экологического контроля и мониторинга, экологической экспертизы и экологического страхования, экологической сертификации;
     5) повышению достоверности экологической  информации;
     6) оценке эффективности существующих инструментов экономического регулирования и управления в области охраны окружающей среды и др. 

     2.1.2. Типы и задачи экологического аудита.
     В настоящее время существует несколько  типов экоаудита, отличающихся крутом рассматриваемых проблем и целями. [4]
     - Аудит соблюдения стандартов. Он  осуществляется посредством сопоставления показателей качества окружающей среды с одной стороны и положений национальных и международных стандартов. Цель такого сопоставления — определение необходимых мер, направленных на приведение экологических характеристик данного предприятия в соответствие со стандартом качества окружающей среды.
     - Аудит ответственности. В результате  такого аудита определяется риск  ответственности за ущерб, причиненный окружающей среде.
     - Аудит при экологическом страховании.  Он производится при подготовке договоров страхования, разработке планов превентивных мер по снижению экологических рисков, при оценке ущерба, при наступлении страхового случая, при рассмотрении исков к предприятиям по поводу загрязнения окружающей среды.
     - Аудит в системе экологической  сертификации. Производится с целью  оценки соответствия объектов сертификации установленным экологическим требованиям (стандартам, нормативам).
     - Аудит территории. Производится  с целью оценки экологического  состояния территории.
     - Аудит при подготовке соглашений  о разделе продукции. Производится с целью более полного изучения с экологической точки зрения предполагаемых объектов инвестирования, включая исследова ние почв, ресурсов растительного и животного мира. В задачу аудита входит также оценка ранее нанесенного экологического ущерба, стоимости восстановления нарушенных объектов окружающей среды, затрат на ликвидацию сверхнормативных негативных воздействий на окружающую среду.
     Могут быть и другие виды экологического аудита. При этом в качестве объекта экологического аудита могут выступать предприятия и сооружения, оказывающие воздействие на окружающую среду, проекты планов или программ строительства, реконструкции, расширения, консервации и ликвидации хозяйственных объектов, а также проекты освоения территории.
     К основным задачам в области экологического аудита с учетом международной практики можно отнести:
     1.  снижение финансового риска субъектов  хозяйственной деятельности, страховых и финансово-кредитных организаций;
     2.  создание инструмента реализации  основных направлений регулирования природопользования;
     3.  интеграцию деятельности в области  окружающей среды с другими  сферами деятельности, ведение «экологического» счетоводства;
     4.  учет и применение общепризнанных  международных принципов, методов  и процедур;
     5.  подготовку и привлечение компетентных  специалистов по экологическому бухгалтерскому учету и аудиту;
     6.  содействие субъектам хозяйственной деятельности в самостоятельном регулировании своей экологической политики, формирование приоритетов по осуществлению предупредительных мер, направленных на выполнение экологических требований, норм и правил;
     7.  получение достоверной информации  о деятельности субъектов хозяйствования в области природопользования и охраны окружающей среды, повышение их конкурентоспособности на мировом рынке за счет внедрения экологически чистых технологий и экологической маркировки продукции.
     Основными принципами проведения экологического аудита являются независимость и объективность аудита, профессионализм и компетентность, конфиденциальность информации, полученной при его проведении, ответственность аудита за аудиторский отчет и аудиторское заключение, а также поддержка программы экологического аудита руководством или собственником аудируемого объекта и принятие обязательных мер поустранению выявленных недостатков.
     Как и финансовый аудит, экологический  аудит производится: физическими лицами — экологическими аудиторами и юридическими лицами — экологическими фирмами.
     Экологические аудиторы — это специалисты, имеющие  квалификационное свидетельство или аттестат на право проведения экологического аудита. Экологические аудиторские фирмы содержат в своем штате экологических аудиторов и разрешение — лицензию на осуществление данного вида деятельности от полномочного органа. 

     2.2. Виды экологического аудита.
     Согласно  принятой в настоящее время процедуре, экологический аудит можно подразделить по видам на обязательный и инициативный.
     Обязательный  экологический аудит проводится:
     - при реализации международных  обязательств в области охраны  окружающей среды;
     - по поручению государственных  органов, в том числе для  обоснования экологической санации предприятий;
     - для учета экологического фактора  при приватизации государственных и муниципальных предприятий;
     - при реализации процедуры банкротства  экономических субъектов;
     - при проведении обязательного  экологического страхования;
     - при подготовке и обосновании  инвестиционных проектов и
     программ, если это предусмотрено условиями инвестирования
     и т. д.
     Этот  вид экологического аудирования  может осуществляться по решению государственной экологической экспертизы, а также в процессе процедуры оценки воздействия на окружающую среду. В свою очередь, инициативный аудит проводится по решению руководителей экономического субъекта или других лиц, принимающих решения.
     С другой стороны, экологический аудит  можно подразделить на внутренний и внешний. Внутренний экологический аудит носит добровольный характер и проводится по инициативе самого предприятия. Внешний же аудит проводится, как правило, на обязательной основе.
     Потребность в экологическом аудите в России и отдельных ее регионах обусловлена  несколькими важными факторами:
     - необходимостью усиления государственного  регулирования природоохранной деятельности в условиях ограниченности возможностей бюджетного финансирования, включая обоснование решений в сфере приватизации, реструктуризации предприятий, закрытия и выноса экологически вредных объектов;
     - обоснование решений по привлечению зарубежных инвестиций и др.
     Кроме того, вступление России во Всемирную  торговую организацию (ВТО) невозможно без признания действующих правил, процедур и требований, среди которых экологический аудит является узаконенным инструментом управления. 

3. Классификация программ экологического аудита.
     Реализация  принципов устойчивого развития во многом связана с изменениями в организации и технологии промышленного производства, а охрана среды и рациональное использование природных ресурсов уже рассматриваются среди высших приоритетов производственной деятельности. Ведущую роль в решении и предотвращении экологических проблем должны сыграть рыночные механизмы, торговля и капиталовложения.
     В промышленно развитых странах основные результаты природоохранной деятельности (в первую очередь на производственном уровне) все больше определяются развитием таких негосударственных предпринимательских видов природоохранной деятельности, как экологический аудит и экологический менеджмент.
     Термин  «аудит» заимствован из финансового лексикона, но между финансовым и экологическим аудитом существует принципиальная разница, заключающаяся, прежде всего, в различии предметов аудирования. Предметом экологического аудита является не столько экологическая отчетность экономического субъекта (союзы, ассоциации, концерны, финансово-промышленные группы, отраслевые, межотраслевые, региональные и другие объединения, административно-территориальные образования Российской Федерации, а также граждане, осуществляющие самостоятельную предпринимательскую деятельность), сколько его фактическая экологическая деятельность во всех аспектах.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.