На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Государственное регулирование в аграрной сфере

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 23.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ  И ПРИОРИТЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В АГРАРНОЙ СФЕРЕ
      Методы государственного регулирования аграрной сферы
      Приоритеты регулирования аграрной среды
      Основные направления государственного регулирования аграрной сферы
2ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ  ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ  В АГРАРНОЙ СФЕРЕ НА СОВРЕМЕННОМ  ЭТАПЕ
2.1 Современное  состояние АПК в России
2.2 Анализ государственного регулирования АПК России за 2007-2009гг
2.3 Зарубежный  опыт в формировании государственного  регулирования АПК
3ПЕРСПЕКТИВЫ  РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ  АГРАРНОЙ СФЕРЫ
3.1 Перспективы государственного регулирования земельных отношений
3.2 Пути совершенствования методов государственного регулирования аграрной среды
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ
     Актуальность  темы исследования обусловлена теоретической  и практической значимостью изучения государственного регулирования экономики аграрной сферы.
     Под государственным регулированием развития АПК понимаются целенаправленное воздействие государства на организацию хозяйственной деятельности организаций в указанной сфере путем издания нормативных актов. Важнейшими инструментами такого регулирования являются закупочная, налоговая, ценовая, кредитная, страховая, внешнеэкономическая политика, т.е. преимущественно экономические методы.
     Необходимость включения государства в регулирование  аграрной среды вызвана многими объективными причинами, связанными с несовершенствами рынка, противоречиями, возникающими на нем.
     Знание  потенциала и пределов использования  государственного регулирования важно, поскольку оно изменяет внешнюю  экономическую среду, в которой  действуют производители сельскохозяйственной продукции и фирмы АПК, особенно в России, где его развитию уделяется особое внимание.
     Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные  методы воздействия на экономику, в частности на агропромышленный комплекс страны. Среди методов государственного регулирования нет совершенно непригодные или абсолютно неэффективные. Вопрос состоит в том, чтобы определить зоны аграрного сектора, где его применение целесообразно. Хозяйственные потери начинаются тогда, когда власти выходят за границы разумного, отдавая чрезмерное предпочтение либо экономическим, либо административным методам.
     Всё вышеперечисленное определяет актуальность данного исследования.
     Объектом  исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе государственного регулирования аграрной сферы страны. Предмет исследования – аграрные отношения в производственно-хозяйственной, социальной и иных сферах деятельности АПК и их государственное регулирование. Целью исследования является всестороннее изучение и анализ развития государственного регулирования аграрного сектора экономики.
     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
     -   выделить методы государственного регулирования аграрной сферы экономики;
     -      выделить приоритеты государственного  регулирования АПК 
     - определить сущность и основные направления методов государственного регулирования аграрной среды;
         - рассмотреть процесс  развития государственного регулирования аграрной сферы на примере России в 2007-2009гг;
         - рассмотреть зарубежный  опыт в формировании государственного регулирования АПК и перспективы государственного регулирования земельных отношений;
     - определить пути совершенствования методов государственного регулирования экономики, применяемых в аграрной сфере экономики.
     Методологической  основой исследования является системный  подход к предмету исследования, реализуемый  посредством таких общенаучных  методов, как метод научной абстракции, анализ, сравнение, моделирование.
     Данная  тема хорошо разработана в научной  литературе в связи с тем, что  актуальность темы достаточно высока.
     Информационной  базой данной работы послужили различные учебные пособия по государственному регулированию экономики, статьи периодических изданий, официальные данные Федеральной службы государственной статистики РФ. 

1ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ  И ПРИОРИТЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ В АГРАРНОЙ СФЕРЕ 

      Методы  государственного регулирования аграрной среды
 
        Государственное регулирование развития аграрного сектора экономики – это целенаправленное воздействие государства на организацию хозяйственной деятельности коммерческих организаций в аграрной сфере с помощью издания нормативных актов. Важнейшими инструментами такого регулирования являются преимущественно экономические методы, такие как закупочная, ценовая, страховая, налоговая, внешнеэкономическая и кредитная политика. [6]
       Регулирование АПК представляет собой сложную систему правовых, экономических, организационно-административных, а так же социальных мероприятий.
     Необходимость государственного регулирования аграрного сектора состоит в том, что государство ответственно перед своими гражданами за создание им нормальных условий для жизни, обеспечение продовольствием и другими сельскохозяйственными товарами.
     Острый  дефицит финансовых и материальных ресурсов, низкий уровень техники, слабая мотивация труда, нарушение межотраслевых связей, социальная отсталость агропромышленной отрасли обусловливают необходимость её государственной поддержки.
     С учетом конституционного распределения  полномочий субъекты 
Федерации активно разрабатывают и принимают акты по вопросам агропромышленного комплекса, используют иные способы формирования аграрного законодательства.

     Согласно  закону Российской Федерации «О государственном регулировании агропромышленного производства» от 14 июля 1997 г. № 100-ф3., реформирование АПК в системе новых экономических отношений должно включать государственное регулирование аграрного сектора экономики.
     Реализация  государственного регулирования аграрной сферы экономики осуществляется при помощи определённых методов, наиболее важная часть которых находит  правовое выражение.
     К методам государственного регулирования  аграрных отношений принято относить: реализацию бюджетной, налоговой, кредитной  политики, регулирование цен, разработку и реализацию целевых комплексных программ в области АПК, антимонопольное регулирование, применение балансового метода, который предполагает обеспечение баланса производства различных секторов АПК, и нормативного метода, предусматривающего определение объемов и структуры потребностей сельского хозяйства.
     Рассмотрим  более подробно основные методы государственного регулирования аграрной сферы.
     Бюджетная политика осуществляет регулирование  аграрного комплекса по определённым направлениям:
     - разработка государственного бюджета должна исходить из приоритетов развития АПК, первоочередного выделения средств на реализацию целевых комплексных программ по становлению агропромышленного производства;
     -компенсация части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на приобретение минеральных удобрений, средств защиты растений комбикормов специализированными агропромышленными предприятиями;
     - финансирование государственных мероприятий по повышению плодородия почв, мелиорация земель, ветеринарному обслуживанию;
     -   финансирование капитальных вложений  в развитие науки и техники;
     - создание специальных фондов  государственной поддержки товаропроизводителей;
     - перепрофилирование убыточных и  неперспективных производств;
     -осуществление государственной поддержки становления и реформирования сельскохозяйственных предприятий, формирование производственной инфраструктуры;
     Совершенствование налоговой политики в агропромышленном комплексе предполагает:
     - уменьшение налогооблагаемой базы  для земельного налога на величину  собственных средств, вложенных  в улучшение земли, расширение  и развитие производства;
     - введение льгот по налогообложению  для предприятий промышленности, строительства и других отраслей, вкладывающих свои средства в  развитие сельского хозяйства,  перерабатывающей промышленности  и социальной сферы;
     - снижение ставки налога на  добавленную стоимость на средства  производства, поставляемые селу, и  на основные продовольственные  товары.
     Налоговая политика в агропромышленном комплексе базируется на взимании следующих видов налогов:
    земельный налог введен для сельских товаропроизводителей в виде рентного платежа, составляющий основу налогообложения.
    налог на добавленную стоимость является новым видом налога для АПК и регулируется Законом РСФСР «О налоге на добавленную стоимость» от 6 декабря 1991г. №1992-1. он представляет собой форму изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере их реализации.
    налог на прибыль должна платить определенная часть предприятий АПК. Ставка налога устанавливается в размере 35% от прибыли (13% - в федеральный бюджет, 22% - в бюджеты субъектов Федерации). В соответствии с Законом Российской Федерации «о налоге на прибыль предприятий и организаций» от 27 декабря 1991г. № 2116-1 прибыль предприятий различных форм собственности от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции не облагается налогом. Сельскохозяйственные предприятия обязаны уплачивать налог на прибыль, полученную от иных видов деятельности (в том числе доходы по акциям других предприятий – 15% от суммы дивидендов).
    подоходным налогом облагается валовой доход крестьянского (фермерского) хозяйства физических лиц на основе Закона Российской Федерации «О подоходном налоге с физических лиц» от 7 декабря 1991г. № 1998-1. для крестьянских (фермерских) хозяйств данный вид налога исчисляется на основе валового дохода, уменьшенного на сумму затрат, включаемых в себестоимость продукции, кроме затрат на оплату труда, а также налога на добавленную стоимость и акцизов. Доходы от реализации, произведенной сельскохозяйственной продукции налогом не облагается. Подоходный налог уплачивается в размере 12-40% от годового дохода. [6]
     Кредитная политика, осуществляет поддержку предприятий и организаций АПК, реализует в удешевлении процентов по ссудам, в возмещении платежей в счет основного долга, в своевременном выделении централизованных льготных кредитных ресурсов. Гарантом получения целевых централизованных кредитов выступает государство (ст.11 Закона «Государственная поддержка кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей»). Размеры кредитов, уровень процентных ставок, сроки погашения и меры ответственности за его использование и возврат определяются на договорной основе между ссудозаемщиками и Центробанком РФ (по централизованным кредитам), коммерческими банками.
     Регулирование цен предусматривает сочетание свободных рыночных (договорных) цен, регулируемых гарантированных цен и дотаций по отдельным видам сельскохозяйственной продукции. Рыночные (договорные) цены складываются из спроса и предложения. Гарантированные цены определяют минимально допустимую границу уровня цен на сельскохозяйственную продукцию, т.е. должны обеспечивать уровень рентабельности, достаточный для расширения воспроизводства. Гарантированные цены выполняют страховую функцию по защите доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей в случае, если средние рыночные цены ниже гарантированных. Они применяются для расчета доплат к рыночным ценам при реализации любым покупателям и при расчетах по реализации продукции государству по согласованию с товаропроизводителями и в пределах квот, определяемых на федеральном и региональном уровнях.
     Размеры, сроки действия дотаций и компенсаций, виды сельскохозяйственной продукции, на которую они устанавливаются, определяются органами трудовой власти. Дотации и компенсации, сельскохозяйственным товаропроизводителям выплачиваются  как из федерального бюджета, так  и из бюджетов субъектов Федерации, в зависимости от степени решаемости задач.
     Величина  гарантированных цен, ценовых дотаций  и компенсаций, залоговых ставок рассчитывается на основе целевых цен, которые определяются Минсельхозпродом РФ. Целевая цена - расчетная величина (нормативный индикатор), обеспечивающая с учетом неценовых государственных  форм поддержки паритетное соотношение  цен на промышленную сельскохозяйственную продукцию в зонах массового  товарного производства, уплату налогов  и обязательных платежей, процентов  по кредиту (на уровне средних действующих  ставок), получение сельскохозяйственными  товаропроизводителями личного  дохода на уровне не ниже среднего по народному  хозяйству и прибыль, достаточную  для воспроизводства.
     Разработка  целевых комплексных  программ является важным фактором воздействия государства на развитие научно- технического прогресса АПК, поддержание продовольственной безопасности страны. Создание новой системы планирования должно базироваться на формировании прогнозов и целевых комплексных программ. Федеральные и региональные целевые комплексные программы комплексно воздействуют на отдельные сферы, способствуют формированию структуры АПК, позволяют создавать относительно равные условия для различных форм хозяйствования. Они разрабатываются по ключевым приоритетам направлениям развития агропромышленного производства. Возможности восстановления и дальнейшего развития агропромышленного производства нашли своё отражение в Указе Президента РФ «О Федеральной целевой программе стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996-2000 годы» 18 июня 1996 г. №993, постановлении правительства РФ «Об утверждения программы Правительства Российской Федерации «Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах» от 31 марта 1997г. №36. В условиях утраты функций централизованного планирования ограниченности ресурсов целевые комплексные программы позволяют концентрировать имеющиеся материальные, финансовые и трудовые ресурсы достижения конкретной цели, комплексно учитывать степень влияния различных факторов.[6]
     С помощью этих методов государство  осуществляет активное воздействие  на аграрную сферу экономики, участвует  в её развитии. 

      Приоритеты  регулирования аграрной сферы
 
     В нынешних кризисных условиях именно государство должно создать для сельскохозяйственных товаропроизводителей цивилизованные, т.е. равные (а не дискриминационные) с другими отраслями народного хозяйства условия функционирования и развития. Только государственное регулирование способно придать аграрной сфере антикризисную направленность. Государственная поддержка должна быть поставлена в центре всей системы мер по выводу сельского хозяйства из катастрофы. Аграрной отрасли следует придать особый приоритетный статус в рамках функционирования современной российской экономики.
     Сельскохозяйственные  товаропроизводители в нашей  стране никогда не жили легко. В их истории были крепостничество, революционные  изменения социального строя 1917-1926 гг., коллективизация, годы Великой  Отечественной войны и возрождения  села после нее, хрущевско-брежневско-горбачевские эксперименты. Но еще никогда ранее  российская деревня не знала столь  резкого падения уровня жизни, ни одно из прежних преобразований не было столь разрушительно для  отечественного аграрного сектора, как начавшиеся в последние 17 лет  аграрные реформы. Проводимыми реформами  аграрный сектор экономики России загнали  в катастрофическую ситуацию, производство сельскохозяйственной продукции отбросили  на многие десятилетия назад, резко  сократилось количество и качество используемого в сельском хозяйстве  природного потенциала. За последние 12 лет произошло значительное увеличение площади переувлажненных, заболоченных, кислых почв. Процессы технологической деградации привели к общему ухудшению агрохимических характеристик сельскохозяйственных угодий. Практический уход государства от регулирования развития аграрной сферы, отсутствие научной концепции преобразований, отмена государственных заказов привели к потере управляемости сельского хозяйства и, как следствие, снижению его роли в формировании бюджета страны, потере продовольственной независимости.
     Причем, несмотря на общие признаки роста, наблюдаемые  в российской экономике в последние  годы, ситуация в аграрной сфере  продолжает ухудшаться. Продукция отечественных  товаропроизводителей во многих случаях  оказывается неконкурентоспособной  по сравнению с субсидируемым  импортом продовольствия.
     Кроме того, ожидаемый в перспективе  значительный рост реальных денежных доходов населения в РФ, растущие ограничения на возможности использования  традиционных таможенно-тарифных мер  защиты внутреннего рынка, определяемые процессом вступления страны в ВТО, а также отсутствие опыта эффективного применения альтернативных мер поддержки  станут факторами, поддерживающими  опережающий темп роста потребления  импортных продуктов питания. Достаточно легко прогнозируется дальнейшее снижение уровня обеспеченности страны отечественным  продовольствием.
     Но  падение производства сельскохозяйственной продукции и, как следствие, потеря продовольственной безопасности –  это только одна сторона проблемы. Есть еще и другая и, на мой взгляд, не менее важная, про которую часто «забывают» – крайне низким (скорее, критическим) является уровень жизни селян, очень много нерешенных проблем с социальной сфере.
     На  селе в настоящее время проживает  более 38,34 млн. человек, из них 22% – пенсионеры. Численность сельского населения  в трудоспособном возрасте составляет около 22 млн. человек (57,5%). Смертность превышает  рождаемость в 2, 3, а в некоторых  сельских поселениях в 4 раза. При этом занятость экономически активного  населения в трудоспособном возрасте составляет около 16, 2 млн. человек (67,6%). Уровень и глубина сельской бедности превосходит городскую бедность и чаще переходит в застойную  бедность и нищету. Почти у 56% сельских жителей располагаемые ресурсы  ниже величины прожиточного минимума (среди городских жителей таких 40%). Уровень бедности в сельской местности превышает «критическую массу», составляющую по международным  оценкам 10%.
     Такое контрэволюционное движение в уровне жизни российских селян приводит к их массовой деградации, и есть серьезные опасения, что если не приступить к возрождению российской деревни сегодня, то завтра может  быть поздно, процессы могут стать  необратимыми и возрождать сельское хозяйство будет просто не с кем  – молодежь уезжает, специалисты  стареют, заменить их некем, предприимчивых и инициативных людей становится все меньше.
     Важно не просто сохранить аграрное производство, но и тот особый хозяйственный уклад и особый социальный тип человека, который называется российский крестьянин, испокон веков являющийся носителем русской духовности и культуры.
     Основными причинами разрушения сельского  хозяйства России, несомненно, является устранение государства или, скорее, уход государства от экономически обоснованного  использования своих функций  в области регулирования производства и рынка.
     Аграрные  реформы проводились при отсутствии комплексного, научно обоснованного  системного подхода, были начаты спонтанно, без правовой, организационной и  экономической подготовки, при игнорировании  мирового и собственного российского  опыта развития сельского хозяйства.
     Практически отсутствовали (да и сегодня до конца  не проработаны) экономически обоснованные ценовая, финансово-кредитная и налоговая  политики в аграрной сфере экономики  страны. Диспаритет цен между стоимостью сельскохозяйственной продукции и  стоимостью ресурсов, необходимых для  производства этой продукции превысил все разумные пределы и лишил  сельхозтоваропроизводителей возможности  вести не только расширенное, но и  простое воспроизводство.
     Количество  бюджетных средств, направляемых на финансирование сельского хозяйства  из федерального бюджета, несмотря на объявление развития аграрной сферы  в качестве национального приоритета, в последние годы не увеличивается.
     Наряду  с уменьшением объемов бюджетных  средств, выделяемых на государственную  поддержку аграрной сферы, их реальная отдача и влияние на развитие сельского  хозяйства намного снижается  вследствие неэффективного и нерационального  использования. Значительные объемы выделенных средств используются не по назначению. Практически ежегодно происходит отвлечение средств, предусмотренных в федеральном бюджете на поддержку АПК, на погашение банкам задолженности организаций – получателей кредитов. Изъятие средств из финансирования агропромышленного комплекса производится за счет недофинансирования дотаций и компенсаций, капитальных вложений и т.д. Кроме того, анализ выделения и использования средств федерального бюджета в течение года показал, что их эффективность была бы значительно выше, если бы фактическое поступление средств сельскохозяйственным производителям осуществлялось с учетом сезонной и пиковой потребности, когда можно ожидать максимальной отдачи этих средств.
     Исходя  из вышеизложенного, сегодня в Российской Федерации не только не обеспечивается приоритет отрасли, как это определено «Основными направлениями агропродовольственной  политики Правительства Российской Федерации до 2010 года», но, наоборот, с позиций воспроизводства происходит дальнейший переток капитала из сельского  хозяйства в другие отрасли экономики  страны. Государственная поддержка  практически не оказывает стимулирующего влияния на увеличение производства продукции и повышение его  рентабельности. Вот почему необходимо вернуться к содержанию аграрной политики, которая на сегодняшний  день может быть признана как дискриминационная.
     Стабилизация  в аграрной сфере, тем более, учитывая тот факт, что сельское хозяйство  даже теоретически не является саморегулирующей системой вследствие низкой эластичности спроса и крайне низкой эластичности цен при его общей консервативности и инерционности как производственной системы, не может произойти сама по себе, без участия государства. Даже стабильно развивающееся сельское хозяйство в рыночной экономике  обречено оставаться объектом государственной  протекционистской политики. При  этом государственный протекционизм  должен восприниматься обществом как  естественная компенсация неизбежных потерь аграрной отрасли в условиях рынка.
     Первые  шаги на этом сложном пути были сделаны  в 2005 году –развитие аграрного сектора  продекларировано Президентом РФ в  качестве одного из национальных приоритетных проектов развития российского государства.
     Очевидно, государственное регулирование  развития аграрной сферы экономики  в нынешних кризисных условиях должно исходить из необходимости:
     первое  – обеспечения населения страны качественными продовольственными товарами отечественного производства;
     второе  – создания условий для повышения  конкурентоспособности отечественной  продовольственной продукции на внутреннем и внешних рынках;
     третье  – создания условий для устойчивого  развития сельских территорий, обеспечения  занятости и повышения уровня жизни сельского населения;
     четвертое – создания условий сохранения и  воспроизводства, используемых сельским хозяйством, природных ресурсов.
     Необходимо  искать оптимальные формы и методы воздействия государства на аграрный рынок, построения системы взаимодействия между властью, бизнесом и крестьянством  и делать это незамедлительно.
     Нужно, чтобы государство создало достойные  условия жизни и работы на селе, чтобы люди получали реальную отдачу от своего тяжелого труда. Тогда молодые  люди будут оставаться там жить и  работать, и возвращаться после окончания  профильных учебных заведений не от безысходности, а по желанию. А  там, где есть заинтересованность в  труде, там естественно будет  повышаться и его эффективность.
     Далее, должна быть сформирована логика указанных  действий и этим действиям придана  законная сила, т.е. сформирована структура  нормативно-правового обеспечения  регулирования.
     Так, например, реализацию государственной  политики в области повышения  занятости и повышения доходов  сельскохозяйственных производителей необходимо сконцентрировать в следующих  направлениях: стимулирование развития малого бизнеса и предпринимательства  в сельской местности, развитие альтернативной занятости, системы профессиональной подготовки и переподготовки по аграрным и не аграрным специальностям (на селе должны работать специалисты). Было бы логичным в современных условиях, когда личными подсобными хозяйствами производится в среднем более 40% некоторых видов сельскохозяйственной продукции (молока, мяса), придать им статус рабочего места. Далее, должны быть разработаны конкретные механизмы государственного регулирования сохранения и воспроизводства, используемых сельским хозяйством природных ресурсов, в том числе сохранения плодородия почв, реабилитацию загрязненных и выведенных из оборота сельхозугодий, сохранения и воспроизводства водных и иных биологических ресурсов. К ним можно отнести, например, разработку и внедрение эколого-ландшафтной системы земледелия, мониторинг состояния земель, агрохимическое и экологическое обследование сельскохозяйственных земель, проведение комплекса работ по сельскохозяйственной мелиорации.
     И еще, как представляется, одним из важнейших направлений государственного регулирования должна стать активизация  инвестиционной политики в аграрной сфере, ориентированная на мероприятия  по проведению технического перевооружения сельскохозяйственных предприятий, поскольку  траектория инвестиционного кризиса  в аграрном секторе близка к «точке невозврата», когда процессы разрушения имеющегося производственного потенциала хозяйствующих субъектов примут необратимый характер. Постоянно  ухудшающееся материально-техническое  обеспечение сельского хозяйства  тормозит проводимые мероприятия по реформированию отрасли и преодоление  имеющих место негативных тенденций, а также выбивает сельское хозяйство  из сферы долгосрочного кредитования, так как на фоне высокой потребности в технике отсутствуют гарантии ее эффективного использования, а значит, и реальные источники возврата кредита. 

      Основные  направления государственного регулирования  аграрной сферы
 
     Специфику регулирования рыночных аграрных отношений  определяют:
     -во-первых, разнообразие природных условий и климатических факторов, требующих формирования определённой системы правовых мер, которые направлены на защиту сельскохозяйственных производителей от риска, вызываемого стихийными обстоятельствами, - страхование сельскохозяйственного производства;
     -во-вторых, слабая привлекательность инвестиций в агропромышленный комплекс в силу продолжительности производства;
     -в-третьих, нестабильность цен на сельскохозяйственную продукцию, которые во многом зависят от экономических условий сельскохозяйственного рынка, конкурентной среды, природных и климатических факторов.
     Первоочередной  задачей в сложившихся условиях России для устойчивого развития аграрной сферы экономики является определение приоритетных направлений формирования государственного регулирования. Огромное влияние на их формирование оказывают особенности аграрного сектора. К таким направлениям в настоящее время относятся:
     1) преодоление кризисных явлений,  дальнейшее обеспечение развития  рыночных отношений в сельском  хозяйстве с сочетанием государственной  поддержки аграрного производства;
     2) обеспечение защиты сельскохозяйственного  товаропроизводителя на внешнем  рынке;
     3) обеспечение сельского хозяйства  основными ресурсами - землей, недвижимым  имуществом, необходимым для расширенного  воспроизводства, капиталом, трудовыми  ресурсами;
     4) обеспечение социальных преобразований  на селе, устойчивое развитие  сельских территорий;
     5) обеспечение научных исследований  в АПК;
     6) обеспечение интеграции и кооперации.
     Также одним из наиболее важных направлений  государственного регулирования аграрной сферы экономики является разработка и стимулирование стратегии адаптивной системы интенсификации сельскохозяйственного  производства в России и в её регионах. Её основной целью является максимальное использование потенциала устойчивости территориальных биосистем, природно-климатических  условий. Это самое малозатратное  направление повышения устойчивости АПК [8].
     Ещё одно немаловажное направление государственного регулирования и поддержки устойчивого  функционирования АПК – создание условий для устойчивого материально-технического обеспечения его структур, ориентированных  на приспособление к природно-климатическому потенциалу и рыночным отношениям [3]. 
     Каждая  из этих проблем требует серьезных  мер своего решения. Прежде всего, необходимо приостановить падение сельскохозяйственного  производства, затем должен наступить  этап стабильного развития и, наконец, последовательный рост. Для этого  требуется, прежде всего, установление более благоприятного ценового климата  для сельского хозяйства и  предоставление прямых государственных  субсидий на основные виды средств  производства. Большинство сельхозпредприятий из-за быстрого сокращения производственного  потенциала требует серьезной финансовой поддержки со стороны государства  даже для достижения стадии равновесия, не говоря уже о последовательном развитии.
     Аграрная  политика должна быть ориентирована  на устойчивость и рост производства с учетом опасности его возможного спада. При этом необходимо стимулировать  все формы хозяйствования, которые  обеспечивают наиболее эффективное  использование ресурсов и прирост  производства сельскохозяйственной, в  особенности товарной, продукции.
     Весьма  серьезной является и задача осуществления  аграрного протекционизма. Интеграция России в мировую экономику должна идти таким путем, который бы не разрушал аграрный сектор, предоставляя внутренний рынок для собственного производителя. Здесь необходимо, прежде всего, сохранение полных суверенных прав государства  по внешнеторговому и ценовому регулированию, носящему структурный характер.
     Реализация  приведенных направлений государственного регулирования обеспечивается при помощи методов государственного регулирования.
     Итак, в сложившихся условиях экономики  России обеспечение устойчивого развития аграрной сферы является важной задачей, эффективная реализация и формирование которой невозможны без государственного вмешательства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ  ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ  В АГРАРНОЙ СФЕРЕ НА СОВРЕМЕННОМ  ЭТАПЕ 

     2.1 Современное состояние АПК в  России 

     От  состояния АПК во многом зависит  развитие экономики страны, её национальная безопасность, жизненный уровень  населения. В сельском хозяйстве  и промышленности  работает каждый пятый, занятый в сфере материального  производства.
     Сельское  хозяйство является потребителем продукции  многих отраслей промышленности и сферы  услуг, обеспечивая занятость миллионов  трудоспособного населения.[6]
     На  данный момент состояние АПК в  России неоднозначно – имеются как  улучшения , так и немаловажные проблемы, требующие ближайшего решения. Следует  заметить, что из-за последних лет  кризиса, переносимого страной, а так же недостаточного внимания государства к аграрной сфере, проблем в этой среде накопилось больше.
     Но  всё же, за последние годы, аграрная сфера России подверглась заметным изменениям.
     В сельском хозяйстве проведена земельная  реформа и реорганизация сельхозпредприятий. Паевой раздел земли и имущества  обеспечил ликвидацию государственной  монополии на землю, превращение  сельхозпредприятий в юридически независимые  от государства хозяйствующие субъекты.
        В результате преобразований  в сельском хозяйстве около  62%  сельхозугодий   перешло   в   частную   собственность.   Основными производителями товарной  сельскохозяйственной продукции  являются крупные предприятия,  которые существенно изменили  хозяйственное поведение: стали  более адекватно реагировать  на рыночные сигналы, учитывать  спрос, искать выгодные каналы  сбыта своей продукции. Совершенствуется характер управления агробизнесом, повысилась финансовая ответственность за его результаты. Идет процесс становления сектора крестьянских (фермерских) хозяйств, который хотя и остается небольшим по объемам производства (около 2,2%), но дает возможность вести предпринимательскую деятельность наиболее активной части сельского населения.
        Развитие личных подсобных хозяйств  увеличило возможности самообеспечения  населения продуктами питания,  что в период переустройства  общества способствует сохранению  социальной стабильности.
       Пищевая и перерабатывающая промышленность, оптовая и розничная торговля  практически полностью приватизированы.  Взамен прежней системы распределения  продовольственной продукции возникла  и развивается рыночная инфраструктура. Наряду с крупными торговыми  компаниями функционируют тысячи  мелких  и  средних частных   посредников, обеспечивающих продвижение продукции до потребителей.
     Заметные  изменения произошли и в подходах к государственному регулированию  аграрного сектора на федеральном  и региональном уровнях. От прямого  вмешательства в производственные процессы и управление хозяйственной  деятельностью товаропроизводителей государственные органы переходят  к экономическим методам регулирования. Арсенал таких мер аграрной политики все более совершенствуется и  обогащается с развитием рыночных отношений.
     К основным проблемам агропродовольственного сектора можно отнести следующие:
     1. В силу низкой рентабельности  в сельском хозяйстве в большей  мере, чем в других отраслях  произошло сокращение производственно-технического  потенциала. Отсутствие необходимых  денежных поступлений привело  к многократному уменьшению закупок  новой техники и оборудования  и физической    амортизации    большей    части    основных    средств сельхозпредприятий. Поэтому даже при расширении спроса на отечественную продовольственную  продукцию рост ее  производства  сдерживается ресурсными ограничениями.
       Особенно актуальна проблема  деградации земель. К настоящему  времени из сельскохозяйственного  оборота выведено около 30 млн.га. Вынос питательных веществ из почвы в 4 раза превосходит их внесение с удобрениями. Приходят в упадок мелиоративные системы, увеличиваются площади закисленных почв.
       2. Острейшей проблемой является  тяжелое финансовое положение  сельского хозяйства, которое  характеризуется: 
        -незначительными денежными поступлениями от реализации продукции  из-за низкого уровня цен на нее и ограничений сбыта;
        -нехваткой   собственных   оборотных   средств   для   сезонного финансирования производства и недоступностью банковского кредита;
       - высокой кредиторской задолженностью, в основном по льготным  государственным кредитам, платежам в бюджета всех уровней и внебюджетные фонды. Основная часть этих долгов приходится на пени и штрафы за просроченные платежи, так как существующая система налогообложения недостаточно учитывает сезонный характер производства и поступления финансовых ресурсов в сельском хозяйстве.
       В силу этого подавляющая часть  сельхозпредприятий имеет блокированные  банковские счета, что обусловливает  неденежные формы кредитов, рост  бартера, перевод сделок в теневой  сектор со всеми вытекающими  негативными последствиями. 
      3. Нерешенной проблемой остается  межотраслевой диспаритет цен  и доходов. В условиях либерализации  экономики сельское хозяйство  оказалось особо    незащищенным    перед    монополизированными    отраслями промышленности. Ценовой  пресс со стороны массы посредников  и перекупщиков привел к многократному  снижению доли сельскохозяйственных товаропроизводителей в розничной цене конечного продукта.
        4. Немаловажной  проблемой является  ограниченный  спрос  на  агропродовольственную  продукцию. 
        5. Нормальному функционированию  агропромышленного комплекса препятствует  неразвитость аграрных рынков, отсутствие  эффективных систем их   регулирования,   наличие   межрегиональных   торговых   барьеров, искусственное  сдерживание цен администрациями  регионов. В силу неразвитости  рыночной инфраструктуры не обеспечивается  нормальная связь между производителем  и потребителем продовольствия, ограничивается возможность сбыта продуктов отечественными сельхозтоваропроизводителями по приемлемым ценам.
       Существенным сдерживающим фактором  роста агропромышленного производства  является  отсутствие  эффективных   государственных  и негосударственных  систем регулирования продовольственного  рынка. Старые административно-распределительные  органы упразднены, а новые механизмы,  соответствующие современным условиям  функционирования экономики не  созданы. Это затрудняет формирование  единого рыночного пространства  страны, приводит к существенным  потерям для сельского хозяйства  и населения. 
     Негативное  влияние на развитие рынка продовольствия оказывают межрегиональные торговые барьеры, затрудняющие доступ на него товаропроизводителям. Ограничения  на вывоз снижают уровень конкуренции, приводят к падению цен на рынках регионов нетто-экспортеров продовольствия и соответствующему росту цен  в регионах нетто-импортерах, что  опосредованно ведет к сокращению спроса.
      6. Предприятия, поставляющие средства  производства, крайне плохо адаптированы  к потребностям отечественного  сельского хозяйства. 
     Среди них можно выделить две группы: предприятия, которые работают исключительно  на внутренний рынок (заводы сельхозмашиностроения), и предприятия, имеющие экспортный потенциал (производители минеральных удобрений).
     Первая  группа предприятий, столкнувшись с  резким сужением рынка своей продукции, оказалась в глубочайшем кризисе. Затянувшиеся процессы их реструктуризации и модернизации привели к критическому отставанию от потребностей АПК. Сдерживается организация дилерских сетей  современного типа, формирование лизинговых компаний.
       Экспортно-ориентированные отрасли  не столь сильно пострадали  от сужения спроса на внутреннем  рынке, так как нашли свою  нишу на внешнем. Перспективная  проблема этих отраслей заключается  в том, что рост спроса на  их продукцию на внутреннем  рынке может быть ограничен  нежеланием снижать цены по  сравнению с мировым уровнем,  также как и приспосабливаться  к потребностям внутреннего покупателя.
      7. Проблемы развития сельской  местности сегодня являются не  только социальными, но и оказывают  негативное воздействие на экономику  аграрного производства.
     Социальная  инфраструктура села в значительной мере продолжает оставаться  на  содержании  у  сельхозпредприятий,  увеличивая  их непроизводственные расходы, ухудшая финансовое состояние.
       Сложность проблемы заключается  и в том, что в сельской  местности, кроме  сельскохозяйственной  деятельности,  практически  нет  других источников дохода. Это  заставляет руководителей сельхозпредприятий  сохранять избыточную численность  работников для поддержания социальной  стабильности на своей территории, что ведет к снижению производительности  труда и общей рентабельности  отрасли. 
     8. Во   многих  регионах   преодолению   негативных   процессов препятствуют  острые проблемы демографического  и кадрового потенциала, нехватка  специалистов и руководителей,  недостаточный уровень менеджмента,  организационной и консультационной  работы по формированию и функционированию  новых рыночных структур.[6]
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.