На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Малая группа

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 23.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Вступление
      Психология и поведение каждого индивида существенно зависят от его социального окружения, или среды. Социальная среда является сложно устроенным обществом, состоящим из многочисленных, разнообразных, более или менее устойчивых объединений людей, называемых группами.
      Существуют группы, различные по величине, по характеру и структуре отношений, существующих между их членами, по индивидуальному составу, особенностям ценностей, норм и правил взаимоотношений, разделяемых участниками, межличностным отношениям, целям и содержанию деятельности, т.е. эти характеристики непостоянны. Общие правила поведения, которых обязаны придерживаться все члены группы, называются групповыми нормами. Все данные характеристики являются основными параметрами, по которым выделяют, разделяют и изучают группы в социальной психологии.
 


1. Понятие малой  группы.
    Психология  и поведение отдельного человека как личности существенно зависят  от социальной среды. Последняя представляет собой сложно устроенное общество, в котором люди объединены друг с  другом в многочисленные, разнообразные,  более или  менее  устойчивые  соединения,   называемые группами. Среди таких групп можно выделить большие и малые. Непосредственным проводником влияния общества и больших социальных групп на индивида является малая группа. В ней человек проводит большую часть своей жизни.
    Малая группа — это небольшое по размеру объединение людей, связанных непосредственным взаимодействием.
    Примерами малых групп, наиболее значимых для  человека, являются семья, школьный класс, трудовой коллектив, объединения близких  друзей, приятелей и т.п. 
Малую группу характеризует психологическая и поведенческая общность ее членов, которая выделяет и обособляет группу, делает ее относительно автономным социально-психологическим образование. Принято выделять группы первичные, то есть наименьшие по размеру и далее не делимые общности, и вторичные, формально представляющие собой единые общности, но включающие в себя несколько первичных групп. 
 

2. Виды малых групп.
    Группы бывают формальные и неформальные.
    Формальные  группы — группы, членство и взаимоотношение в которых определяются формальными предписаниями и договоренностями. Формальными малыми группами являются прежде всего первичные коллективы подразделений социальных организаций и институтов. Организационные и институциональные малые группы представляют собой элементы социальной структуры общества и создаются для удовлетворения общественных потребностей. Ведущей сферой активности и основным психологическим механизмом объединения индивидов в рамках организационных и институциональных малых групп является совместная деятельность.
    Неформальные  группы — объединения людей, возникающие на основе внутренних, присущих индивидам потребностей в общении, принадлежности, понимании, симпатии и любви.
    Значимость  групповых ценностей, норм, оценок для  индивида называется референтностью малой  группы.  Референтная — это любая малая группа, к которой человек добровольно себя причисляет или членом которой он хотел бы стать. В референтной группе индивид находит для себя образцы для подражания. Нереферентной считается такая малая группа, психология и поведение которой чужды для индивида или безразличны для него. Кроме этих двух типов групп, могут существовать и антиреферентные группы, поведение и психологию членов которых человек совершенно не приемлет, осуждает или отвергает.
    Условные, или номинальные, — это группы, которые объединяют людей, не входящих в состав ни одной малой группы. Иногда выделение таких групп необходимо в исследовательских целях, чтобы сравнить результаты, полученные в реальных группах, с теми, которые характеризуют случайное объединение людей, не имеющих ни постоянных контактов друг с другом, ни общей цели. В противоположность номинальным группам выделяются реальные. Они представляют собой действительно существующие объединения людей, полностью отвечающие определению малой группы.
    По  времени существования выделяются группы временные, в рамках которых объединение индивидов ограничено во времени (участники групповой дискуссии или соседи по купе в поезде), и стабильные, относительное постоянство существования которых определяется их предназначением и долговременными целями функционирования (семья, трудовые и учебные группы).
    В зависимости от степени произвольности решения индивидом вопроса о  вхождении в ту или иную группу, участии в ее жизнедеятельности  и уходе из нее группы делятся  на открытые и закрытые. Кроме того, все малые группы можно разделить на высокоразвитые и слаборазвитые. Слаборазвитые малые группы характеризуются тем, что в них нет достаточной психологической общности, налаженных деловых и личных взаимоотношений, сложившейся структуры взаимодействия. Среди высокоразвитых малых групп особо выделяются коллективы. . В коллективе межличностные отношения основаны на взаимном доверии людей, открытости, честности, порядочности, взаимном уважении и т.п.  

3. Образавание и развитие малой группы.
    Группообразование – это процесс превращения случайной общности людей в трудоспособную малую группу.
      Для того чтобы сложилась такая  группа, требуется соблюдение определенных  условий:
1. Наличие общей территории, на которой люди могут собраться вместе, познакомиться и обсудить стоящие перед ними задачи. Для организации обычно требуется специальное помещение, где возможно выполнение совместной работы.
2. Непосредственный контакт людей, необходимый для их знакомства, установления официальных и неофициальных взаимоотношений. Общение людей между собой – это непременное условие их совместной деятельности.
3. Время взаимодействия. Установление прочных контактов и трудовых связей не происходит мгновенно. Необходимо определенное время, в ходе которого разворачивается динамика группового взаимодействия.
4. Численность группы. Количество членов группы является важной переменной, оказывающей влияние на групповое поведение. В социальной психологии установлено, что эффективность группы и динамика протекания групповых процессов зависит от ее численности. Группа может быть либо слишком маленькой, либо слишком большой, чтобы работать с оптимальной эффективностью. При обсуждении этого вопроса следует говорить о минимальной, максимальной и оптимальной численности. Минимальная численность группы – 2-3 человека, максимальная – от 25 до 40 человек. Сложность вызывает определение оптимальной численности.
5.   Целеполагание группы. Процесс группового целеполагания является внутренним, субъективным условием формирования группы как единого целого. Обычно такая малая группа, как организация, не возникает спонтанно, а создается целенаправленно.
    Задача  группы всегда является внешним, объективным  фактором, это проблемная ситуация, в которой оказались члены  группы, или трудности, с которыми они столкнулись. Задача может быть поставлена перед группой двумя  путями: во-первых, извне, т.е. другими  группами; во-вторых, изнутри, т.е. самой  группой. Тип и содержание задачи зависят от вида деятельности группы. Задачи могут быть трудовыми, учебными, игровыми и т.д. Отметим, что в  ходе деятельности задача решается не всегда.
    Цель  группы представлена степенью мотивации  решения задачи и порождает целеустремленность. Последнюю можно определить как  степень субъективного принятия людьми задачи и их желания решить ее.
6. Совместная деятельность. Достижение общих групповых целей возможно только в процессе совместной деятельности членов группы. В психологии выделяют три типа совместной деятельности:
а) совместно-индивидуальную;
б) совместно-последовательную;
в) совместно-взаимосвязанную.
       Совместно-индивидуальная деятельность предполагает ориентацию участников на общий предмет труда.
       Совместно-последовательная деятельность предполагает не только общий предмет труда, но и организованный определенным образом процесс труда.
       Совместно-взаимосвязанная деятельность предполагает не только общий предмет и жесткую организацию процесса труда, но и одновременность операций участников на одном и том же предмете. 
7. Структура группы. Это упорядоченная система взаимодействий и взаимоотношений участников совместной деятельности. Элементом структуры малой группы является статус отдельного члена группы в отношении остальных.
        Модель развития малой группы, предложенная американским психологом Б. Такменом, основана на выделении двух основных сфер, или измерений, групповой жизнедеятельности: деловой, связанной с решением групповой задачи, и межличностной, связанной с развитием групповой структуры.
    В сфере деловой активности Б. Такмен выделяет следующие стадии: 
1) ориентировка в задаче и поиск оптимального способа ее решения; 
2) эмоциональные реакции на требования задачи, противодействие членов группы требованиям, предъявляемым к ним в связи с решением задачи и противоречащим их собственным намерениям; 
3) открытый обмен информацией с целью достижения более глубокого понимания намерений друг друга и поиска альтернатив; 
4) принятие решения и активные совместные действия по его реализации. 

    В сфере межличностной активности Б. Такмен выделяет такие стадии: 
1) «проверка и зависимость», ориентировка членов группы в характере действий друг друга и поиск взаимоприемлемого поведения; 
2) «внутренний конфликт», связанный с нарушением взаимодействия и отсутствием единства в группе; 
3) «развитие групповой сплоченности», преодоление разногласий и разрешение конфликтов; 
4) «функционально-ролевая согласованность», связанная с образованием ролевой структуры группы, соответствующей содержанию групповой задачи.

    Выделяют  следующие психологические механизмы развития малой группы: 
1. Разрешение внутригрупповых противоречий: между растущими потенциальными возможностями и реально выполняемой деятельностью, между растущим стремлением индивидов к самореализации и усиливающейся тенденцией интеграции с группой. 
2. «Психологический обмен» — предоставление группой более высокого психологического статуса индивидам в ответ на более высокий вклад в ее жизнедеятельность.

3.«Идиосинкразический кредит» — предоставление группой высокостатусным ее членам возможности отклоняться от групповых норм, вносить изменения в жизнедеятельность группы при условии, что они будут способствовать более полному достижению ее целей. 

4. Образование коллектива
    Группа  на пути продвижения к коллективу обычно проходит ряд этапов, включающих не только прогрессивные изменения  ее психологии, но и своеобразные кризисы.  Всякая группа на пути своего развития как коллектив (если развитость оценивать  по психологическому климату) обязательно  проходит через период временного спада. В самом начале развития группы наблюдается, как правило, подъем, сопровождающийся повышенной активностью, приподнятым  настроением, энтузиазмом, которые  затем сменяются более или менее заметным спадом. Вслед за ним, если группе удается сохранить себя как общность и приобретенные ранее коллективистские качества, снова наблюдается подъем, который, однако, не достигает той высоты, на которой с точки зрения общей психологической настроенности коллектив находился в начале.
    Временный психологический спад в группе объясняется  сложными внутренними процессами перестройки  групповой психологии, в частности  межличностных отношений, по мере продвижения  группы к коллективу. Вначале эти  взаимоотношения строятся почти  исключительно на эмоционально непосредственной основе. Новизна ситуации, первые благоприятные  впечатления членов группы друг о  друге создают у них эмоционально положительный настрой, который  отражается в показателях психологического климата. Затем вновь созданная  группа включается в совместную деятельность, и новый, более разносторонний опыт общения друг с другом, получаемый членами группы в процессе их совместной деятельности, обнаруживает, что у  каждого есть не толька достоинства, которые были более заметны вначале, но и недостатки. Обнаружение этого  факта, а также возникающие на основе такого знания трудности взаимопонимания  снижают удовлетворенность, получаемую от общения друг с другом, и это  сказывается на общем эмоциональном  настрое группы. Он временно понижается, но способен вновь подняться, если в  ходе совместной деятельности членам группы удастся преодолеть возникшие  трудности межличностного характера.
    Путь  движения разных малых групп к  коллективу индивидуален, и каждая из них проходит его по-своему, включая  период кризиса. Этот кризис может наступить  в разные периоды существования  группы, быть более или менее глубоким, преодолеваться с разной степенью успешности и в различные сроки. Но главное  состоит в том уже, что практически  в каждой малой группе остаются свои внутренние проблемы, которые не позволяют  ей подняться до уровня развития идеального коллектива.
    Содержание  понятия коллектива со временем меняется, так как это не только психологическое, но и социально-идеологическое понятие. Оно несет на себе явный отпечаток тех условий, в которых зарождается, живет и развивается коллектив. 

    5. Структура малой  группы
    Композиция — это характеристика, отражающая своеобразие индивидуального состава группы. О тех группах, которые состоят из похожих друг на друга людей, говорят, что они обладают однородной, или гомогенной, композицией. Об общностях, включающих индивидуально очень различных людей, говорят, что их композиция разнородна, или гетерогенна.
    Структура малой группы — это совокупность связей, складывающихся в ней между индивидами. Ее классифицируют на формальную и неформальную.
    Формальная  структура задается официальным распределением обязанностей членов группы, их взаимодействием в процессе труда. Для нее существенны только те свойства участников группы, которые определяются их формальным статусом и характеризуют их как социально действующих элементов групповой системы. Формальная структура группы представляет собой довольно устойчивое образование. Она оставляет иерархическую систему, расположенную по принципу «руководитель-подчиненные». Причем количество иерархических ступеней зависит от размера группы и ее социального статуса. Например формальная структура средней группы (организации, фирмы, предприятия) состоит из директора, главного инженера, их заместителей, начальников отделов и цехов, начальников участков и смен, мастеров, бригадиров и, наконец, рабочих. Формальная структура характеризуется в целом линейной соподчиненностью людей друг другу.
    Неформальная  структура образуется на основе взаимоотношений, сложившихся в процессе трудового взаимодействия. Она определяется психологическими особенностями личности участников совместной деятельности, такими, как профессиональные и коммуникативные знания и способности, жизненный опыт, особенности индивидуальности и пр. Неформальная структура - более динамичное образование, чем формальная. 
    Основными характеристиками неформальной структуры  малой группы, выявляемыми с помощью  социометрии, являются: 
- социометрический статус членов группы, т. е. положение, которое они занимают в системе межличностных предпочтений и отклонений; 
- характеристики взаимных предпочтений и отклонений; 
- наличие микрогрупп, члены которых связаны отношениями взаимных предпочтений, и характер отношений между ними; 
- относительное число взаимных предпочтений (так называемая социометрическая сплоченность группы)

    Неформальная  структура включает в себя структуру  коммуникативную и ролевую.
    Под каналами коммуникаций понимается система межличностных связей, обеспечивающих взаимодействие и передачу информации от одних членов группы к другим. Существуют два основных вида структур каналов внутригрупповых коммуникаций: централизованная  и децентрализованная.
    Централизованные структуры каналов коммуникаций характеризуются тем, что в них один из членов группы всегда находится на пересечении всех направлений общения, в центре внимания и играет основную роль в организации групповой деятельности. Через такого человека в группе осуществляется обмен информацией между другими членами группы.
    Централизованная  структура чаще всего бывает фронтальная, радиальная и иерархическая. Фронтальная структура каналов коммуникаций характеризуется тем, что ее участники непосредственно находятся рядом и, не вступая в прямые контакты, могут все же видеть друг друга. Это позволяет им в какой-то степени учитывать поведение и реакции друг друга в совместной деятельности.
      Радиальный вариант централизованной структуры коммуникаций отличается от фронтального тем, что участники деятельности не могут непосредственно воспринимать, видеть или слышать друг друга и обмениваются информацией только через центральное лицо. Это затрудняет отдельному члену группы возможность учитывать поведение и реакции остальных, зато позволяет ему работать вполне самостоятельно, независимо, до конца выявляя собственную, индивидуальную позицию.
    Отличительная особенность централизованной иерархической структуры коммуникаций состоит в том, что здесь имеется несколько, не менее двух, уровней соподчинения участников, причем часть из них может непосредственно видеть друг друга в процессе совместной деятельности, а часть нет. Межличностное общение каждого при этом ограничено, и коммуникации могут осуществляться в основном между двумя располагающимися рядом уровнями соподчиненности.
    Типичные  варианты децентрализованных структур коммуникаций, основное отличие которых от централизованных заключается в коммуникативном равенстве всех участников.  Понятие «коммуникативное равенство» в данном случае означает, что каждый из членов группы внутри этих структур обладает одинаковыми со всеми возможностями принимать, перерабатывать и передавать информацию, вступая в открытое, неограниченное общение с товарищами по группе.
      Цепной вариант этой структуры коммуникаций  представляет собой такую систему общения, в пределах которой межличностное взаимодействие осуществляется как бы по цепочке. Каждый из участников, за исключением двух крайних, здесь взаимодействует с двумя соседями, а те, кто занимает крайние позиции, только с одним. Эта структура общения характерна, например, для конвейерной работы, получившей широкое распространение в промышленности. 
          Круговая структура коммуникаций  отличается от цепной. Во-первых, здесь одинаковыми возможностями располагают все без исключения члены группы. Во-вторых, имеющаяся в их распоряжении информация может циркулировать между членами группы, дополняться и уточняться. В-третьих, находясь лицом к лицу, участники такой структуры коммуникаций могут непосредственно наблюдать за реакциями друг друга, учитывать их в своей работе.

    Выбор на практике той или другой структуры  коммуникаций определяется целями и  задачами, стоящими перед группой.
    Р. Бейлз проанализировал процесс  взаимодействия в группах, наблюдая за вербальными и невербальными  коммуникациями. Он выделил два типа поведения, необходимых для успешного  существования группы: поведение, направленное на решение задачи и поведение  члена группы, оказывающего поддержку  другим членам группы.
    Соответственно  люди, придерживающиеся типа поведения, ориентированного на решение групповых  задач, могут выполнять в группе следующие роли:
– инициатор  предлагает новые идеи и подходы  к проблемам и целям группы, предлагает способы преодоления  трудностей при решении задач;
– разработчик  детально прорабатывает идеи и предложения, выдвинутые другими членами группы;
– координатор  комбинирует идеи и предложения  и пытается координировать деятельность других членов группы;
– контролер  направляет группу к ее целям, подводит итог того, что в ней уже произошло, выявляет отклонения от намеченного  курса;
– оценщик критически оценивает работу и предложения  других, сравнивая их с существующими  стандартами выполнения
поставленной  задачи;
– погонщик стимулирует  группу и подталкивает ее членов к  действиям, к новым решениям и  к тому, чтобы сделать больше уже  сделанного.
    Люди, придерживающиеся типа поведения, ориентированного на поддержку других, могут выполнять  следующие роли:
– вдохновитель поддерживает начинания других, высказывает  понимание чужих идей и мнений;
– гармонизатор служит посредником в ситуациях, когда между членами группы возникают  разногласия, таким образом сохраняя в группе гармонию;
– примиритель  поступается своим мнением, чтобы  привести в соответствие мнения других, таким образом поддерживая в  группе гармонию;
– диспетчер  создает возможность для общения, побуждая к нему других членов группы и помогая им, регулирует процессы общения;
– нормировщик  формулирует или применяет стандарты  для оценки происходящих в группе процессов;
– ведомый пассивно следует за группой, выступает как  зрите слушатель в групповых  дискуссиях и при принятии решений. 

6. Конформизм
    Конформизм (от лат. conformis — подобный) — это изменение мнений, установок и поведения индивидов под влиянием окружающих.
   Явление конформизма было открыто американским психологом С. Ашем в 1951 г. В его знаменитых экспериментах с подставной группой  перед испытуемыми ставилась  задача сравнения и оценки длины  линий, изображенных на предъявляемых  карточках. В контрольных опытах при индивидуальном выполнении задания оно не вызывало у испытуемых каких-либо трудностей. В ходе эксперимента все участники, кроме одного («наивного субъекта»), по предварительной договоренности с экспериментатором давали заведомо неправильный ответ. «Наивный субъект» не знал о сговоре и выполнял задание последним. В экспериментах С.Аша было обнаружено, что около 30% испытуемых давали вслед за группой ошибочные ответы, т.е. демонстрировали конформное поведение. После окончания экспериментов с его участниками проводилось интервью с целью выяснения их субъективных переживаний. Большинство опрошенных отмечали значительное психологическое давление, которое оказывает мнение большинства группы.
    Групповое давление - это процесс влияния установок, норм, ценностей и поведения членов группы на мнения и поведение индивида. Нормативное влияние характеризуется принятием индивидом мнения большинства в качестве групповой нормы, зависимостью индивида от группы и его стремлением к согласованию своего поведения и своих установок с поведением и установками группы. Информационное влияние характеризуется влиянием других членов группы как источника информации, важной для принятия решения и учитываемой индивидом.
    Внешний конформизм (уступчивость, приспособление) характеризуется внешним согласием  с мнением группы или поведением, соответствующим групповым нормам, при котором внутренне индивид  проявляет несогласие, но не демонстрирует  его, чтобы не вступать в открытую конфронтацию с группой. Внутренний конформизм (одобрение, согласие) характеризуется  изменением первоначальной позиции индивида в пользу группы. Внешне сходное «конформное» поведение может иметь в своей основе принципиально разные психологические механизмы.
      Психологическими механизмами внутреннего  конформизма могут служить идентификация  идентификация  (полное или частичное  уподобление индивида партнеру  по взаимодействию или группе  в целом)  и интернализация, т.  е. внутреннее усвоение установок и ценностей других индивидов или группы в целом, принятие их как своих собственных.
     На степень выраженности конформизма оказывают влияние следующие факторы: пол индивида (женщины в целом более конформны, чем мужчины), возраст (конформное поведение чаще проявляется в молодом и старческом возрасте), социальный статус (люди с более высоким статусом менее подвержены групповому давлению), психическое и физическое состояние (плохое самочувствие, усталость, психическая напряженность усиливают проявление конформности).
     Также  исследования показали, что степень конформности зависит от численности группы. Вероятность конформности возрастает с увеличением численности группы (рис. 8) и достигает максимума в присутствии 5-8 человек (Ж. Годфруа,1992, Д. Майерс, 1997). Конформизм как явление следует отличать от конформности как личностного качества, которое проявляется в тенденции демонстрировать сильную зависимость от группового давления в различных ситуациях. Ситуационный конформизм, напротив, связан с проявлением высокой зависимости от группы в конкретных ситуациях. Конформизм тесно связан со значимостью ситуации, в которой осуществляется воздействие группы на индивида, и со значимостью (референтностью) группы для индивида и степенью групповой сплоченности. Чем выше степень выраженности этих характеристик, тем выраженнее эффект группового давления. Феномен негативизма личности по отношению к группе, т.е. выраженное постоянное сопротивление группе и противопоставление себя группе, является не противоположностью конформизма, а частным проявлением зависимости от группы. Противоположностью конформизму является самостоятельность индивида, независимость его установок и поведения от группы, устойчивость к групповому воздействию. 
   В исследовании конформизма проблема группового давления ставится и решается как проблема влияния большинства членов группы на поведение отдельных индивидов или меньшинства. При этом ос
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.